Были и небылицы рассказы для детей. Небылицы

Иван Топорышкин.

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Хармс Д.

Крокодил и петух.
Hа желтом лyгy,
Где pастет чепyха,
Лиловая,
Как чеpнила,
Повстpечал
Кpокодил с головой петyха
Петyха с головой кpокодила.

И оба сказали такие слова:
- Какая чyднАя
У вас голова!
Я, может, не пpав,
Hо мне кажется, вы
Достойны скоpее
Моей головы.

Хотите меняться? -
Петyх пpедложил.
- Отлично, давайте! -
Сказал Кpокодил.

Обменявшись такими словами
Поменялись они головами.
И каждый подyмал:
"Кpасиво на диво!
Обманyл я его,
Чyдака".
И yшел
Кpокодил
С головой кpокодила,
А Петyх -
С головой петyха.
Сапгир Г.

Небылицы в лицах.
Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Сапгир Г.


Про красную мышь и зелёную лошадь.

Я шёл и расспрашивал
разных прохожих
Про красную мышь
И зелёную лошадь.
И мне отвечали
Десятки прохожих:
- Таких мы не видели-
Даже похожих.
Кругом улыбались:
- Всё это - фантазия!-
Какой-то старик проворчал:
- Безобразие!

Я шёл через город
Нелеп и взъерошен.
я спрашивал всюду,
Меня не смутишь:
- Ну кто-нибудь видел
Зелёную лошадь,
Зелёную лошадь
И красную мышь?

Вдруг кто-то окликнул
меня из окна.
И я увидал
голубого слона,
Который сказал:
- Поищи их на пристани.
Недавно туда
Прошагали туристами
Зелёная лошадь
и красная мышь.
Ну, топай скорее,
чего ты стоишь?

В волнении я прибежал
на причал,
Где белый кораблик
кормою качал.
Кораблик уже уходил
От причала.
Зелёная лошадь
У борта стояла,
А красная мышь
мне махала с кормы…
с тех пор, к сожаленью,
Не виделись мы.
Ты скажешь: всё это
неправда одна.
Не веришь?
Спроси голубого слона.
Г. Сапгир

А может, а может...
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.

Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове,
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра,
Грамм, думается, двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.

На ель она взлетела,
А может, не взлетела,
А может быть, на пальму
С разбегу взобралась.
И там она позавтракать,
А может, пообедать,
А может быть, поужинать
Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,
А может, не бежала,
А может, это страус злой,
А может, и не злой.
А может, это дворник был.
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику
За новою метлой.

Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Но тоже хорошо.
У вас такие перья,
У вас рога такие,
Копыта очень стройные
И добрая душа.

А если вы споете,
А может быть, залаете,
А может, замычите √
Коровы ведь мычат,
То вам седло большое,
Ковер и телевизор
В подарок сразу вручат,
А может быть, вручат.

И глупая ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Как что-то запоет.
И от такого пения,
А может, и не пения,
Упал немедля в обморок
От смеха весь народ.

А сыр у той вороны,
А может быть, собаки,
А может, и коровы,
Конечно же упал.
И прямо на лисицу,
А может, и на страуса,
А может, и на дворника
Немедленно попал.

Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз,
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство,
Или подвешен груз.
Успенский Э.

Небылицы в стихах считаются прекрасным развлечением для детей. Казалось бы такие короткие и глуповатые стишки, но они вызывают веселый заразительный смех у малышей. Если ваш малыш смеется над небылицами, и даже пытается сам придумывать нечто подобное - значит, у ребенка есть хорошее чувство юмора. Ведь именно чепуха в стихах заставляет нас, взрослых, улыбаться, а ребятню веселиться. Читайте наши короткие небылицы в стихах и смейтесь над ними вместе с детьми.

Кто поверит что это бывает?

Кто поверит, что это бывает
Кошка с мышкой в обниму гуляет.
Волк овечку катает в коляске.
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус-охотник зайчишку боится
Жаба с ветки на ветку порхает...
Кто поверит что это бывает?

Небылица

Сидели два медведя
На тоненьком суку,
Один читал газету,
Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлёпнулись в муку.

Мама увидала,
Папе рассказала.
Папа удивился,
С лестницы свалился.

С лестницы на улицу,
С улицы на курицу,
С курицы на петуха.
Вот такая чепуха.

Ехал Ваня на коне

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне...

Ехал Ваня на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне...

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

Радость

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
Куры стали павами,
Лысые кудрявыми.
Даже мельница и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!

Небылица

Где это видано, где это слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
А яичко то разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Короткие небылицы

В огороде распустились
Кактусы на грядке.
А в сирени бегемот
Распевает сладко.

Заболела наша кошка
У нее чихает ножка.
Со тола возьми редиску
Полечи больную киску.

У кормушке во дворе
Птички скачут в январе:
Воробей, снегирь и стриж,
Соловей, коза и мышь.

Надевала Манечка
Варежки на ножки,
Прицепила к голове
Красные сапожки.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Море с пирогами.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

Черт намазал себе нос,
Напомадил руки
И из погреба принес
Жареные брюки.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

У болота на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху.

У егорова двора
Очень весело, ура!
А у наших у ворот
Все идет наоборот.

Пошла курица в аптеку
И сказала кукареку,
Дайте пудру и духов
Для приманки петухов.

Запряжем мы кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас
И поедим по деревне
Всем девчонкам на показ.

Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.

Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

Два веселых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селедок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
И рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.

На свете всё случается,
Случается на свете.
И чудеса встречаются,
Встречаются, поверьте!
И может быть,
— Ведь может быть! —
Услышим мы однажды,
Что крылья в магазине
Имеются для граждан!
И может быть, когда-нибудь,
Проснувшись утром ранним,
Вдруг чья-то мама скажет
Наташе или Тане:
«Надень-ка, дочка, крылышки,
Слетай-ка, дочка, к булочной,
Купи-ка, дочка, сахару
И две хороших булочки!»
И может быть...
Вот здорово!
Серёжа к другу Косте
Слетает через улицу
По делу или в гости...
И может, вдруг...
Ведь может так
Случиться, что когда-то
Учительница скажет:
«Мы в цирк летим, ребята!
Живее — крылья на спину!
Серёжа, Зина, скоро там?»
И целый класс вдруг весело
Взлетит над шумным городом!.
А крылья будут разные:
Оранжевые, белые...
Какие нам захочется —
Такие мы и сделаем!

***
Сидели два медведя
На тоненьком суку,
Один читал газету,
Другой молол муку.
Раз - ку-ку! Два - ку-ку!
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке,
Хвост в муке!
Ухо в кислом молоке!

Небылица

Я, ребята, как-то раз
Подружился с карасём.
Приходил ко мне карась а
Поболтать о том о сем.
Он умел плясать гопак,
Песни пел народные
И готовить был мастак
Блюда превосходные.
Шил, вязал и вышивал —
Крестиком и гладью.
Как он это успевал —
Не могу понять я.
Был во всех делах он смел
За любое брался...
Только плавать не умел
И воды боялся.

Сказал приятель мой...

Сказал приятель мой:
«Все козы
летать умеют,
как стрекозы.
Потом сказал: —
А все быки
жужжать умеют,
как, жуки.
А мы, мальчишки,
между прочим,
учить уроки любим очень.
Мы любим убирать кроватъ
и руки мылом отмывать,
и вовсе нет у нас привычки
девчонок дёргать за косички,
дразнить собак,
гонять котов...
Всё — так!
Хоть спорить я готов!»
Сказал — и, руку мне пожав,
направился куда-то...
Но кое в чем он был не прав,
неправда ли, ребята?
(А. Костецкий, перевел В. Корчагин)

Русские народные небылицы, потешки в стихах для детей

Небылицы - это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Благодаря им у ребенка развивается чувство юмора, он лучше начинает понимать действительность, развивается логика, фантазия, мышление. давайте начнем собирать в этой теме русские народные небылицы - в стишках , это что-то типа потешек для детей. дети их очень любят и слушают с удовольствием.

***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

***
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!

***
По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***
Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

***
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

***
Гром по горам прокатился –
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи –
Две грохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
- Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

***
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек –
Спрятался!

***
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

***
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.

***
Ванюша-простота
Купил лошадь без хвоста.
Поехал жениться,
Привязал корытце.
Корытце ломается,
Жена улыбается.

***
Слетались все птицы:
Чечетки-сестрицы,
Кукушка-подружка;
Воробушек-шурин
Глазки прищурил;
Ворона-невеста
Села на место.
Только нет жениха.
Не позвать ли петуха?

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

***
Шла изба по мостику
И махнула хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит – выйди вон!

***
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
- Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

***
Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.

***
Уж и где это видано,
Уж и где это слыхано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросёночек яичко снес,
Чтобы по поднебесью
Медведь летал,
Черным хвостиком помахивал.

***
Два весёлых карапуза,
на печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души

***
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.

Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.


***
Под овином две сороки
Жарили варенье,
Куры съели петуха,
Говорят, собаки.

***
На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.

***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

***
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

***
Чепуха, чепуха
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье
И из тучи на него
Капало варенье.

***
Вы послушайте, ребята,
Небылицу вам спою:
Вместо кренделя – баранки
Проглотил мужик дугу.

***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

***
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.

***
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.

***
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону

В коробочке несет.
***
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.

***
Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил –
Про себя не позабыл!
А для женушки – подсолнушки.


Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом – умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.

***
Вот послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
Летит бык на аэроплане,
Петух пашет на свинье.
Летит боров на заборе,
Листья мерит на аршин,
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашнёй,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.

***
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.

***
Сидит заяц на березе,
Курит вяленный сапог.
Телефонный столб женился,
У быка телегу взял.
Бык на это рассе6рдился
И зарезал самовар.

***
- Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!

***
Мурзик вылепил из снега
Двухколёсную телегу.
Запряглись в нее собачки,
Повезли кота на скачки.

***
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где мая лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.

***
Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».

***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.

***
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»

***
Сидит заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело, - Может, заяц космонавт.

***
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.


Небылицы. Небылицы для детей - это небольшие рассказики о явлениях и действиях, которых не бывает в природе, о том, чего на самом деле нет и быть не может. Еще наши предки проявляли фантазию и сочиняли небылицы, которые передавались из уст в уста. Эти забавные стишки очень нравятся детям, кроме того они развивают память и мышление малыша.

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом - умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.
***
Вот послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
Летит бык на аэроплане,
Петух пашет на свинье.
Летит боров на заборе,
Листья мерит на аршин,
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашнёй,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.
***
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.
***
Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Нараспашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
А на голове карман.
***
Сидит заяц на березе,
Курит вяленный сапог.
Телефонный столб женился,
У быка телегу взял.
Бык на это рассе6рдился
И зарезал самовар.
***
- Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!
***
Мурзик вылепил из снега
Двухколёсную телегу.
Запряглись в нее собачки,
Повезли кота на скачки.
***
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где мая лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.
***
Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».
***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
***
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»
***
Сидит заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело, -
Может, заяц космонавт.
***
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.

***
Под овином две сороки
Жарили варенье,
Куры съели петуха,
Говорят, собаки.
***
На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.
***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***

Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет -
Только сын да дочка.
***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
***
Чепуха, чепуха
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье
И из тучи на него
Капало варенье.
***
Вы послушайте, ребята,
Небылицу вам спою:
Вместо кренделя - баранки
Проглотил мужик дугу.
***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
***
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.
***
Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
***
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.
***
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку отнес.
А полочка обломилась
И яичко не разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда, кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий во догон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал.
***
Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

»

СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ

(обобщающий урок в форме путешествия)

Цели : познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петух и собака»; помочь обучающимся повторить и обобщить знания по данному разделу; продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения; совершенствовать навык чтения целыми словами, навык осознанного чтения; развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности, мышление, память, внимание обучающихся; воспитывать читательский интерес, любовь к народному творчеству.

Оборудование : выставка книг «Русские народные сказки»; схема-карта путешествия; карточки с ребусами; изображения Водяного, Бабы-Яги, Мухомора Мухоморовича, Феи Сказочницы; «волшебные» клубки ниток; карточки с фрагментами сказок; таблица с зашифрованной загадкой; мешочек с «волшебными» предметами из сказок; аудиозапись песен из мультфильма «Летучий корабль».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

«Жили-были
Старик и старуха…»
Любишь ли ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть –
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи.
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз

II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

– С какими произведениями из раздела «Сказки, загадки, небылицы» мы познакомились на уроках литературного чтения?
– Какие произведения этого раздела вам понравились больше? Почему?
– Сегодня мы проведем последний урок по этой теме. Наш урок будет волшебным, так как мы отправимся в сказочное путешествие. Нас ждут герои сказок и необычные чудеса.

Если мы правильно прочитаем ребусы, то сможем отправиться в сказочное путешествие. Будьте внимательны.

– Молодцы, хорошо справились с этим заданием. А зачем придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
– Зачем сочиняют потешки и веселые стихи?
– Чем отличаются небылицы от потешек?
– Чему учат нас сказки?
– Что объединяет все эти произведения?
– А теперь послушайте начало русской народной сказки и вспомните ее название.

Учитель читает фрагмент сказки «Летучий корабль»:

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был жадный и очень глупый царь. И росла у него дочь, прекрасней которой не было на свете.
Звали ее Забава. И стройна Забава и румяна, а волосы – до самых пят и золотом отливают. Только не было радости в жизни молодой царевны, потому что хотел царь-батюшка выдать ее замуж за жадного и коварного боярина Полкана. День и ночь сидела Забава взаперти у окошка и плакала горькими слезами. Как вдруг свесилась над окошком чья-то чумазая и взлохмаченная голова. А это был Ваня-трубочист. Чистил он в царских теремах печные трубы. Полюбили они друг друга. Обещал Ваня построить летучий корабль и вызволить из неволи Забаву. Но знал Ваня, что нельзя летучий корабль построить простым топором и рубанком. Пошел он волшебный инструмент добывать…
– Как же называется эта сказка?
– Давайте, ребята, поможем Ване построить летучий корабль. Встаньте, возьмите в руки свои «волшебные» клубочки, нагнитесь и покатите…

Учитель берет в руки «волшебный» клубочек, бросает его вперед и идет осторожно по ниточке. Учащиеся повторяют движения за учителем.

– Клубочек покажет нам путь через дремучий лес в страну Сказок.

Учитель открывает на доске схему-карту путешествия.

– Рассмотрите карту. Какие трудности нам необходимо преодолеть? (Надо пройти дремучий лес, переправиться через лесное озеро, выполнить трудные задания хитрой Бабы-Яги и открыть ворота в сказочное государство, где живет Фея Сказочница.)

– Рассмотрите выставку книг, в которых собраны русские народные сказки. Какие сказки вы уже прочитали?

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!»

III. Работа по теме урока.

– В дремучем лесу нас встречает хозяин – Мухомор Мухоморович. Чтобы пройти через дремучий лес и не заблудиться в нем, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы правильно выполним его задания.

1. Речевая минутка.

– Прочитайте скороговорку быстро и четко:

Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.

– О каком животном говорится в этой скороговорке?
– В каких русских народных сказках петух является действующим лицом?
– Сегодня мы познакомимся с другой сказкой о петухе.

2. Подготовка к чтению русской народной сказки «Петух и собака».

Про-да-дим – продадим
Ис-пу-гал-ся – испугался
Рас-ска-зал – рассказал
За-но-че-ва-ли – заночевали
Раз-ли-ва-ет-ся – разливается
Раз-да-ет-ся – раздается
Рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает
По-ла-ко-мить-ся – полакомиться
Об-ра-до-ва-лась – обрадовалась
Про-су-ну-ла – просунула

3. Словарная работа по тексту сказки.

– Объясните значение слов и выражений.

Занялась заря – рассвело.
Масленый праздник – весенний праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно что-то хорошее.

– Составьте предложение со словом припасла.

4. Чтение русской народной сказки «Петух и собака» вслух по цепочке.

– О чем эта сказка?
– Понравилась вам она? Чем?
– Назовите героев сказки «Петух и собака».

5. Анализ текста и проверка понимания прочитанного.

– Почему петух покинул стариков?
– Кто помог ему уйти со двора в лес?
– Как петух навлек на себя опасность?
– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
– Почему петух испугался? К кому он обратился за помощью? Прочитайте строки произведения, в которых говорится об этом.
– Найдите в тексте и прочитайте, как лиса расхваливает петуха.
– Вот мы и прошли через дремучий лес и подошли к лесному озеру. Кто же здесь живет?

Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображен Водяной из сказки «Летучий корабль».

Физкультминутка

– Сидит Водяной в лесном озере один и грустит, потому что нет у него друзей. Давайте с ним споем песенку и станцуем.

Звучит запись песни «Я – Водяной» из мультфильма «Летучий корабль». Учащиеся выполняют движения за учителем.

– Ребята, вы не только развеселили Водяного, но и помогли Ване получить волшебные инструменты. Теперь-то наш герой сможет построить корабль, чтобы спасти Забаву.

IV. Закрепление и обобщение знаний по разделу учебника «Сказки, загадки, небылицы».

– Пока Ваня строит корабль, мы отправимся дальше.

Учитель берет «волшебный» клубочек, бросает его впереди себя и аккуратно идет по ниточке. Учащиеся встают и повторяют движения за учителем.

– Вот мы и пришли к лесной избушке. Кто же здесь живет?
Учитель демонстрирует изображение Бабы Яги.
– Баба Яга знает волшебные слова, которые превратят обычный корабль в летучий. Если мы сейчас верно выполним задание хитрой Бабы Яги, то узнаем эти волшебные слова. Вы готовы?

1. Работа с иллюстрациями учебника.

Примерные вопросы:

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке. Как называется эта сказка?
– Назовите действующих лиц этой сказки.
– Перескажите сказку по картинкам.

2. Отработка навыка чтения.

Чтение скороговорок.

– Прочитайте скороговорки быстро и четко.
– Обратите внимание на правописание слов скороговорки.
– Какие правила оформления предложения вы знаете?

3. Игра «Вспомни слово из сказки».

Учащиеся подбирают эпитеты из русских народных сказок, учитель записывает слова на доске.

ЛЕС … (дремучий).
ДУБ … (могучий).
МОРЕ … (синее).
СОЛНЦЕ … (красное).
ПОЛЕ … (широкое, чистое).
ТУЧА … (черная).
СОН … (крепкий).
МОЛОДЕЦ … (добрый).
ДЕВИЦА … (красная).

– Была ли указана в задании какая-то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное слово, вы были единодушны?
– Какая особенность есть у сказок? По каким причинам вы отличаете ее от других произведений?
– Молодцы! Баба Яга очень обрадовалась, что вы выполнили все её задания быстро и правильно. И за это она нам назовет волшебные слова: «Земля, прощай! В добрый путь!»

Физкультминутка

– Ребята, Баба Яга просит вас спеть с ней ее любимую песенку «Баба Яга» из мультфильма «Летучий корабль» и научить ее танцевать. Давайте ей поможем.

Звучит запись песни, учащиеся танцуют.

V. Викторина «Узнай сказку».

Учитель берет в руки «волшебный» клубок и бросает вперед, аккуратно идет по ниточке. Учащиеся повторяют движения за учителем.

– Вот мы и подошли к воротам сказочного государства. Дорогие ребята, чтобы попасть в страну «Сказки, загадки, небылицы», надо выполнить задания хозяйки этой страны – Феи Сказочницы.

1. Игра «Герои русских народных сказок».

– Прочитайте загадку, используя указанный код.

МА

НЫЙ

СЕ

ЗУБ

ОСТ

ХВОСТ

ЛЕНЬ

КА

ДЛИН

РОСТ

РАЯ

КИЙ

ШУБ

КИ

РЫ

Учащиеся читают загадку:

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.

– О ком эта загадка? (О мышке.)
– Какие слова-признаки помогли отгадать загадку?
– Для чего придумывают загадки?
– В каких русских народных сказках мышка является действующим лицом? («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и другие.)
– Прочитайте имена героев сказок.
– На какие особенности указывают вторые части имен?
– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

2. Игра «Узнай сказку».

– Прочитайте отрывок из сказки, вспомните ее название.

Карточка 1.

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит…

– Как называется эта сказка? («Теремок».)
– Кто рассказал эту сказку?

Карточка 2.

«Влез и этот – семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвется».

– Как называется сказка? («Рукавичка».)
– Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?

Карточка 3.

«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки».

– Как называется сказка? («Заюшкина избушка».)
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдения за повадками зверька.)

Карточка 4.

«– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик! Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно и хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
– Хороша ли вода-то?
– Отличная! Чистая, прохладная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет».
– Как называется сказка? («Лиса и козел».)
– Чем похожи лисицы из сказок «Заюшкина избушка» и «Лиса и козел»?
– Почему в русских народных сказках лиса показана хитрой?
– Какие еще сказки о лисице вы читали?

3. Игра «Предметы из сказок».

Учитель предлагает учащимся достать из волшебного мешочка по одному предмету и отгадать, из какой сказки предмет.

Бобовое зернышко – из сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Рукавица – из сказки «Рукавичка».
Кувшин с узким горлышком – из сказки «Лиса и журавль».
Клубок – из сказки «Царевна-лягушка».

– Молодцы, ребята! Вы преодолели все трудности, помогли Ване построить летучий корабль и спасти Забаву. За свою работу Фея Сказочница дарит вам ключ от ворот сказочного государства. А этот волшебный ключ – это ваши знания; он поможет вам в жизни открывать и узнавать новое и необычное.

VI. Итог урока.

– Как называется сказка, с которой вы познакомились на уроке?
– Прочитайте пословицы и выберите те, что подходят к сказке «Петух и собака»:

> У страха глаза велики.
> Не учись разрушать, а учись строить.
> Сила сломит все, а ум – силу.
> Трус своей тени боится.
> В тесноте да не в обиде.

– Чему учит нас сказка «Петух и собака»?

Учитель проводит игру «Доскажи словечко»:

На уроках мы, ребятки,
Отгадали все … (загадки).

Мы не щелкали орешки,
А читали на уроках
Интересные … (потешки).

Не спеши катать салазки.
А послушай лучше … (сказки).

– Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились?
– Прочитайте пословицу и объясните ее значение:

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Чему учат сказки?
– А закончим наш урок строчками из стихотворения М. Пляцковского:

ЯРМАРКА ЧУДЕС

Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что, может, было,
А может быть, и нет.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх