Игра на различение звуков.

А мы продолжаем учиться общаться правильно! В данной статье, третьей по счету (кто присоединился к нам только сейчас, почитайте статьи «Учимся общаться правильно» для новорожденных от 0 до 1 месяца и для 1-3 месячных), ребеночек уже подрос и ему от 3 до 6 месяцев! Основной принцип педагогики на каждый день остается неизменным!

Любите просто так, за то, что маленький человечек появился в вашей жизни. И не забывайте показывать малышу вашу любовь через правильное общение с ним!

Но возможности ребеночка не стоят на месте, а развиваются! Значит и наше общение с ним немножко меняется. Давайте посмотрим, какие возможности есть у малыша в возрасте от 3 до 6 месяцев.

  1. Ваш малыш свободно может поворачивать головку на звуки голоса или на звуки любимой погремушки.
  2. Даже если источник звука не виден малышу, он будет поворачивать головку и искать его.
  3. Любит рассматривать, щупать игрушки висящие над ним.
  4. Пальчики малыша хорошо держат игрушку, может взять ее из рук взрослого.
  5. Игры с игрушкой становятся активными (рассматривает, тянет в ротик).
  6. Свои ручки – тоже замечательная игрушка, играет с ними.
  7. Улыбается осознанно на разговор с ним (напомню, раньше улыбка была физиологической, т.е. отражала душевное состояние счастья вашего малыша).
  8. Долго может гулить, «петь песни».
  9. Радуется при встрече с мамой-папой, близким человеком, узнает их.
  10. Различная реакция на знакомых и незнакомых.
  11. Различает строгие и ласковые обращения.
  12. Яркие проявления » (напомню, данный комплекс появляется в период 2 месяцев, в него входят активная улыбка, гуление, движение ручками и ножками, изгиб спинки, повороты на предметы и человека).
  13. Начинается лепет, малыш произносит отдельные слоги.
  14. Подражает вашей мимике.
  15. Сам берет соску.
  16. Бутылочка хорошо держится в руках.
  17. Самостоятельно переворачивается со спинки на живот, потом на бок и как захочет, крутится. Ползает вперед, назад.
  18. Опирается ножками на опору, когда взрослый держит под мышки (как этому научить почитайте в предыдущей статье).
  19. Малыш научился переступать, конечно, когда его держат под мышки.Когда игрушка нравится, тянет к ней свои ручки.

Как много умеет ваш малыш! Конечно, многие действия он закрепляет, но многие появились впервые! Дорогие родители, вы можете завести «дневник достижений» вашего малыша. И вам, и будущему взрослому человечку будет приятно прочитать такой дневник!

Маленький человечек узнает своих маму и папу. Он очень сильно любит, когда его держат на ручках, прижимают к телу, целуют, гладят, «перебирают» его пальчики. Смыслом общения в этот период так же остается взаимная любовь, радость оттого, что малыш есть в вашей жизни, а вы в его. Физический контакт, назовем его телесная терапия,- является замечательным способом вести диалог с вашим малышом без слов.

Хочу напомнить, что в данный период ребеночек становится инициатором вашего общения. И он расстраивается (!), если вы не поддерживаете его.

Улучшение зрения и слуха

Важным этапом этого периода является улучшение зрительных и слуховых реакций. Зрительную и слуховую концентрацию малыш уже закрепил на предыдущем этапе, теперь с помощью вас, он будет ее совершенствовать. Что же для этого необходимо?

Давайте начнем с путешествия по вашей квартире, конечно же, на руках у взрослого! Показывайте ему разнообразные предметы, отличающиеся по форме, цвету, объему. Может, они будут издавать новые и интересные звуки. Пусть только они будут безопасны для малыша. Еще один прекрасный вариант ознакомления с миром – это манеж! Или может быть тахта. Только при присмотре взрослого! Лежа на животике, малыш сможет рассматривать новый и удивительный мир. Маленький человечек с удовольствием будет наблюдать и за действиями взрослого!

Дорогие родители, также очень важно не забывать про восприятие музыки малышом! Утренние песенки, колыбельные, классическая музыка, танцевальная – какой большой выбор! На любой случай. Используйте записи любимой ребеночком музыки. Играйте на детских музыкальных инструментах, колокольчик, дудочки вам в помощь.

Очень важный этап данного периода, это согласование движения глаз и рук вашего малыша. Надо помочь малышу брать и держать, а попозже и хватать. Давайте на выбор разные игрушки. Игрушки должны быть удобны для захватывания. Погремушки, кольца, деревянные ложки – выбор велик. Когда малыш научится захватывать их, можете менять величину, форму и цвет игрушек. Игрушки по ощущениям должны быть разнообразные: гладкие, ребристые. Из разных материалов: деревянные, резиновые, тряпичные, пластмассовые.

Меняйте комплекты через 2-3 дня. Такие комплекты вы прекрасно можете дополнить домашними вещами. Пластмассовые бутылочки, клубки ниток. Самое главное правило – это безопасность! Но и не забываем про интерес, ребенок должен получать удовольствие от игры.

Речевое развитие

Теперь перейдем к речевому развитию. Поощряйте малыша в данном, нелегком начинании. Радуйтесь гулению и лепету, «пению песен» вашего маленького человечка. Говорите с ним чаще. Делайте это с нежностью и любовью. Не забывайте про улыбку. Говорите на его языке! Повторяйте за ним. Четко и с интонацией говорите сами, и также повторяйте за ним. Ваше общение должно быть направлено именно на малыша. Смотрите ему в глаза!

У деток, которые испытывают дефицит общения, своя речь появляется позже.

Движение — это развитие малыша

Скоро ваш малыш будет непоседой! Но пока надо создать все нужные условия для двигательного развития. Каждое новое движение – это итог правильного развития. Повороты на бок, на животик, обратно на спинку, проползти вперед, назад – стимулируйте и мотивируйте такую активность! И самый лучший стимул – это игрушки! Эти маленькие движения прекрасно укрепляют мышцы вашего малыша! А также благотворно сказываются на дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системах!

Наиболее полезны те движения, когда малыш лежит на животике. Но обязательно следует чередовать вертикальное и горизонтальное положение тела. Самое любимое вертикальное положение малыша – это на ручках у любящего взрослого. Но малыш уже научился ходить и переступать препятствия, когда его держат под мышки. Не забываем, а закрепляем!

На мой взгляд, самый интересный период, который наступает у малыша в этом возрасте, это социальное развитие! Ваш маленький человечек реагирует на других людей, кроме мамы и папы, и реагирует он по-разному. Он понимает интонацию, с которой к нему обращаются! Проследите, как малыш реагирует на других знакомых и незнакомых людей.

Если вы хотите, чтобы малыш вырос общительным человеком, попросите близких и знакомых, пообщаться с ребеночком, поиграть с ним, рассмешить его. Постоянно разговаривайте, целуйте, обнимайте, читайте ему стихи и добрые сказки, пойте песни.

Когда надо – утешайте, выражайте сочувствие. Малыш нуждается в этом. Любовью вы не разбалуете его. Любовь – мощная сила, которая оберегает вашего ребеночка, создает все условия для него.

И напоследок, маленький секрет, объятия снимают стресс у детей. И не только у детей. Не скупитесь на объятия.

Нормы развития:

3 - 4 мес.
- развитие позовых движений; формирование предпосылок хватания;
- может переворачиваться с живота на спину (основа формирования передвижений: ползание, ходьба);
- сидит с поддержкой; в момент сидения может прямо удерживать головку (в подушках);
- лежа на спине может поднимать и удерживать головку (основа умения вставать);
- ребенок тянется к ближайшим объектам, протягивая к ним руки (предпосылка хватания: дотягивание), взрослый фиксирует внимание ребенка на предмете.

4 - 5 мес.
- переворачивается с живота на спину;
- лежа на спине, приподнимает головку и плечи;
- сидит с поддержкой, сохраняя прямой головку и спину (сидит, держась за ручки – поддержка только спереди);
- может быть поставлен и сохранять позицию стоя с поддержкой;
- начинает дотягиваться и схватывать предметы;
- начинает перекладывать предметы из руки в руку;
- может поддерживать бутылочку одной-двумя руками (активно включается в совместную деятельность кормления) - развивается высокий уровень сенсо-моторной координации (глаз-рука).

5 - 6 мес.
- может переворачиваться со спины на живот (подготовка к умению ползать и садиться);
- сидит почти без поддержки, практически самостоятельно;
- лежа на животе, начинает ползать вперед-назад с помощью ног, управляя руками (взрослый должен организовывать ползание ребенка: выкладывать на живот, на большом пространстве, привлекать игрушками);
- появление первых простых результативных действий – простейших манипуляций эпизодического характера (размахивание, перекладывание, постукивание);
- может захватывать маленькие объекты с плоской поверхности (дифференциация четырех пальцев и большого пальца).

1). Не ограничивать свободу движений ребенка
2). Увеличение жизненного пространства: чаще высаживать на стул, выносить на прогулки.
3) Формирование хватания:
Дотягивание.
Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения – формирование координации глаз-рука, но не надолго) – предпосылка для схватывания.
Захват.
Ощупывание ручек под контролем зрения: зрительная моторная координация.
Развитие исследовательской деятельности в пределах собственного тела.
Использование руки и рта в исследовательских движениях.
Развитие дотягивания к предметам.
Базовая ситуация для появления хватания – ситуация общения ребенка с матерью (предмет становится значимым).

Простейшие манипуляции с предметом:
- зрительное сосредоточение на предмете;
- предмет помещается в рот (палец – в рот);
- предмет отбрасывается;
- предмет и палец равнозначны.

Движения руки (с погремушкой) со зрительным контролем и без. – Зрение не только сопровождает руку, но и предвосхищает ее.

Эмоциональное (социальное) развитие.

Нормы развития:

В контексте приобретения устойчивости комплексом оживления, все более выражены компоненты, инициатива переходит к ребенку, ребенок становится более избирательным; общение ребенка со взрослым приобретает черты предметного общения.

3 - 4 мес.
- улыбается всем людям легко и открыто;
- громко смеется;
- узнает маму и папу и поворачивается на знакомые голоса;
- может улыбаться изображению в зеркале;
- появляется гуление, может произносить слог из гласных (о-о, а-а, у-у), имитируя взрослого человека (в перерыве между речью взрослого – когда ребенок предоставлен сам себе);
- появляются первые игры ребенка, они начинают доставлять ребенку удовольствие; игры – повторы взаимодействия со взрослыми, которые очень значимы для ребенка.

4 - 5 мес.
- увеличение инициативы:
- смеется и издает звуки, чтобы привлечь внимание;
- узнает разных членов семьи;
- появляются реакции страха и гнева (ребенок впервые начинает бояться); гнев появляется при ограничении потребностей и активности; сопротивляется, когда отбирают игрушку (формирование предпосылок сохранения объектов, память, начало формирования аффективно-заряженных представлений);
- ребенок может начать подражать взрослому, его действиям ("ребенок входит в мир человеческих значений, действий через подражание"(Выготский Л.С.));
- интерес к игрушкам, желание манипулировать ими (предпосылка перехода в 6мес. к ситуативно-деловому общению).

5 - 6 мес.
- улыбается изображению в зеркале;
- отвечает на свое имя;
- появляется положительная эмоциональная реакция на других детей;
- волнуется и пугается в обществе незнакомых людей;
- умеет подражать выражению лица и интонации голоса (вокализации); "фыркание" - выражает недовольство;
- появляется интерес к играм, особенно к звуковым; высокая сензитивность к звукам, музыке.

Укрепление эмоциональной связи ребенок-взрослый происходит во время игры (прятки – "ку-ку", щекотание, поглаживание, купание; подкидывание, подбрасывание – опыт переживания фрустрационных ситуаций (страх потери опоры), имитационные игры - "велосипед" ножками).

Умственное развитие

Нормы развития:

3 - 4 мес.
- высокая степень готовности реагировать на окружающих людей и предметы (сенсорная активность);
- присвоение ориентировочной функции рукам наряду со ртом;
- увеличение объема памяти, продолжительности сохранения прошлого опыта, что проявляется в узнавании (образная и моторная память).

4 - 5 мес.
- увеличение периодов бодрствования и их устойчивость;
- прослеживание траектории предметов на значительных расстояниях (провожает взглядом падающие предметы) - переход к познанию мира предметов;
- дифференциация знакомых и незнакомых объектов и людей;
- наряду с гласными звуками произносятся и некоторые согласные (б, д, м) – но это еще не фонемы.

5 - 6 мес.
- использует пальцы и руку для исследования;
- может начать сравнивать одновременно два объекта (постукивание) – формирование сенсорных пред-эталонов как неких единиц функционирования восприятия;
- рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время;
- дотягивается и схватывает видимые предметы;
- начинает тянуться за упавшим предметом – начало сохранения объекта, тянется, если только предмет издает звук при падении;
- начинает произносить многие согласные и гласные.

1) Больше разговаривать с ребенком, включать радио, магнитофон, привлекать звуками.
2) Больше игрушек
3) Стимуляция реакции подражания: сначала имитировать самого ребенка (дает модель подражания).

Сегодня мы продолжаем разговор, начатый в прошлом номере, о том, как играть с младенцем.
Не правда ли, ваша кроха сильно изменилась? Каждый день малыш радует вас новым движением, звуком, интонацией. В три-четыре месяца он научился подолгу певуче гулить, в четыре-пять – переворачиваться со спины на животик, а когда ему исполнится около шести-семи месяцев, он, вероятно, сядет или поползет (а может быть, то и другое одновременно). Поэтому, продолжая игры на развитие внимания, слуха, осязания, о которых мы говорили в предыдущем номере, теперь можно дополнить их новыми.

Хватай-ка, или мечта сороки
В этом возрасте у малыша все больше развивается зрительно-осязательная активность, поэтому ваша задача – обеспечить его подходящим разнообразным «подручным» (в прямом смысле этого слова) материалом. Отныне ребенку необходимы не просто разнообразные тактильные ощущения, а тренировка в хватании различных предметов. Следовательно, предметы должны быть удобными для захвата, – это могут быть палочки, погремушки с тонкой ручкой, деревянные ложки, специально сшитые небольшие плотные валики из самых разных тканей – ситца, бархата, рогожки, джинсы, шелка и пр. Валики можно наполнить различными материалами – рисом, гречкой, фасолью, горохом, мелкими металлическими деталями, пластмассовыми пульками и т.д. – а потом зашить прочной ниткой. Сверху их можно украсить какими-нибудь яркими, блестящими бусинами, пуговицами – словом, это игрушки, условно называемые «мечта сороки».

Подойдут для хватания и небольшие баночки, коробочки, футляры от фотопленки. Внутрь можно положить какой-нибудь звеняще-шуршащий наполнитель. Обратите внимание, если коробочка легко открывается, ни в коем случае не кладите в нее мелких деталей, которые малыш может проглотить! Большой популярностью обычно пользуются и запечатанные шуршащие пакеты с макаронами или крупой. Под прозрачной пленкой, словно живые, движутся макаронинки или крупинки. Когда малыш подрастет, можно будет нанизывать макаронины на прочную нить или леску – и у вас получатся самые настоящие бусы.
Кстати, о бусах. Их очень полезно перебирать пальчиками, как четки. Бусы могут быть сделаны из разных материалов, даже из самых неожиданных. Например, на бельевую резинку наденем разноцветные трубочки для коктейля, крупные деревянные шарики или хотя бы стаканчики из-под йогурта или детского творожка, в которых проткнуты небольшие дырочки. Малыш учится не только хватать предметы, но и перемещать их в разные стороны. Такие бусы можно просто дать малышу в руки, а можно повесить их над кроваткой или детским креслом-шезлонгом.
Еще один хит – прозрачная пластиковая бутылка (из-под воды или шампуня), в которую брошено несколько мелких игрушек (например, от киндер-сюрпризов) или налито немного воды. Малыш надолго заинтересуется этим удивительным предметом.

Обратите внимание на то, как ребенок хватает предметы. Сначала это будет «захват обезьянки» – всей кистью. Постепенно большой палец противопоставляется остальным – это и есть правильный захват. Старайтесь, чтобы именно так малыш держал все, что попадается ему в руки.

Полина, мама пятимесячной Лизы:
Я привязала к небольшой деревянной свистульке атласную ленточку длиной около полуметра. Теперь играю с дочкой, как с котенком. Сначала даю ей коснуться свистульки, а потом осторожно отодвигаю. Она тянется к нему снова и, наконец, ура, схватила! Добыча, конечно, ее...
Потом берем следующую игрушку, и все повторяется снова. Удивительно, но эта нехитрая, в общем, игра нам никогда не надоедает.

Дайте малышу возможность схватить предмет из разных положений – лежа на спине, на животе, сидя у вас на руках. Обычно ребенок действует так: схватит, попробует на вкус, рассмотрит и тут же отпускает, чтобы потом схватить снова. Не запрещайте малышу облизывать все, что попадает ему в руки, лучше проследите за тем, чтобы ему не попадало ничего опасного – с острыми гранями, с мелкими деталями, которые можно отломить и проглотить, и пр. Ведь облизывание, как и ощупывание – очень важный способ познания мира, необходимый для развития мозга.
Для развития мелкой моторики полезно мять и рвать бумагу. Только заниматься этим все-таки лучше под маминым присмотром и не давать на растерзание газеты – в них содержится вредный свинец. Если малыш пока не может разорвать бумажку, помогите ему – придержите конец бумаги. Замечательной игрушкой оказался рулон туалетной бумаги. Его можно было долго разматывать и рвать на мелкие кусочки.

Младенец четырех-пяти месяцев – неутомимый и педантичный исследователь. Он по-настоящему будет изучать свойства различных предметов: какие из них гремят, какие – пищат, какие – жесткие, а какие – мягкие. Он учится сравнивать и анализировать эти свойства. Обязательно комментируйте вслух его и свои действия, рассказывайте ему о том, что вас окружает. Дети в этом возрасте обычно очень любят экскурсии по дому у мамы на руках, когда вы, словно настоящий гид, показываете ему такие, казалось бы, привычные вещи, как холодильник, настенный календарь, цветок на окне, телефон и пр.
Ирина, мама четырехмесячной Ани
Против даже самого безутешного плача у нас есть надежное, патентованное средство – «Портрет кота на зимнем фоне», который висит на стене в коридоре. Дочка нежно любит эту небольшую картину, купленную на каком-то вернисаже, гладит пушистую шерстку «кисы» и в благоговении замирает перед ее внимательным, изучающим взглядом.

Мое Зазеркалье
После трех месяцев малыш в состоянии оценить такую замечательную игрушку, как зеркало. Средних размеров (желательно небьющееся) можно установить в углу кроватки или на игровом коврике. Попробуйте еще подвесить небольшое зеркальце над грудкой лежащего младенца. Кстати, это тоже может успокоить горький плач. Малыш с удовольствием будет рассматривать свое отражение, наблюдать за мимикой и движениями своих рук, ловить взгляд собственного «двойника» и улыбаться ему. Для вас же это может означать, что ваш сын или дочка развивается благополучно, и его самоощущение положительно.

Прошло три месяца, правильный ребёнком одно из важных правил вашего поведения. Много сил и терпения приложили вы к воспитанию малыша. Ваше внимание и постоянное творчество приспособили ребенка к сложному миру. Он подрос на 9-10 сантиметров нервная система его окрепла, продолжительность сна уменьшилась в пользу бодрствования, активности. Итак, ваш ребенок по прежнему ест 6 раз, и не лишайте его грудного молока. Ваш малыш продолжает пить фруктовый сок, с удовольствием ест тёртое яблоко или фруктовое пюре. В 3.5 месяцев дайте ребенку круто сваренный желток (с небольших порций 1/2 растворяя с грудным молоком до гомогенной жидкой массы). Настало время дать овощные соки (капустный, морковный, свекольный) но ребенок должен пить их только свежими. Соблюдайте чистоту,когда их готовите.

Замените одно из грудных кормлений на прикорм в 4-5 месяцев. Пусть это будет овощное пюре (готовьте его из нескольких овощей: картофель,морковь,свежая капуста,репа,кабачки и др.) и дайте его в обед. Начните с небольшого объёма- 5-10 грамм перед кормлением и обязательно с ложки. За 7-11 дней увеличьте до 130-150 грамм и тогда в данное кормление грудное молоко не понадобится. Ребенок привык есть пюре- замените в таком же порядке еще одно кормление, но теперь это будет полужидкая каша (манная или из гречневой, рисовой, пшеничной, овсяной муки). Вот у ребенка уже и самостоятельный завтрак: каша с яичным желтком и яблоко или сок. И он не захочет есть часто- можно кормить через 4-ре часа.

Запомните, любое появление новой пищи может вызватьуход изменения в работе желудка, кишечника, привести к аллергическим реакциям. Поэтому все новое вводите с небольших объемов, постепенно увеличивая, и следите, как ребенок его переносит. При незначительном нарушении стула не торопитесь отменять новый вид пищи- на несколько дней дайте в меньшем количестве. Вам думается, что ребенок так мал! А уже настало время подумать о воспитании гигиенических навыков. С 4-х месяцев обучайте ребенка произвольному мочеиспусканию, держите его над горшком после сна и приёма пищи, сопровождая действия соответствующими звуками. К 6 месяцам учите ребенка есть с ложечки, снимая пищу губами. Пить ребенок должен из чашки.


Не забывайте, что с 3-х месяцев детям начинают проводить профилактические прививки. Необходимо уточнить у участкового педиатра даты прививок и придерживаться их,чтобы уберечь ребёнка от серьезных инфекционных заболеваний. Не забывайте сообщить врачу, как вёл себя ребёнок после прививки. Для этого обратите внимание на его сон, какой аппетит, несколько дней измеряйте температуру. Итак, приближается важная дата в жизни вашего малыша-пол года. Масса его тела уже превышает 8 килограмм, а рост- примерно 64 сантиметра. Он становится серьезным при встрече с незнакомыми людьми, а папе и маме радостно улыбается.

Большинство малышей после достижения трехмесячного возраста спят до 15 часов в день, из которых 10 часов выпадает на ночное время. А это говорит о том, что родители теперь должны вставать по ночам гораздо реже. Остальные 5 часов должны быть поделены на три сна в дневное время. В первое время ребенок будет вставать в ночное время 2-3 раза, чтобы покушать . Но ближе к шестимесячному возрасту малыш будет спать всю ночь, не беспокоя родителей.

Для малышей от 3 до 6 месяцев существует общая рекомендация: родители должны четко разграничивать время дневного и ночного сна . Важно, чтобы малыш придерживался определенного режима . После рождения мамы и папы укладывали младенца спать, ориентируясь на признаки сонливости. Теперь следует выбрать точное время для сна. Для ночного сна наилучшим периодом укладывания будет период с 19:00 и 20:30. Не следует переносить этот процесс на другое время, даже если ребенок выглядит бодро, поскольку это может негативно отразиться на режиме сна. Стремитесь к тому, чтобы ребенок ложился в кровать в одно и то же время, благодаря этому карапуз будет лучше высыпаться. Также следует поступить и с дневным временем, отведенным на сон. В первую очередь прислушивайтесь к ребенку , а затем исходя из интуиции, выбирайте правильный временной отрезок сна. При этом важно учитывать тот факт, что малыш должен спать необходимое количество времени.

Как уложить?

Если малыш нехотя ложится спать, то именно период с 3 до 6 месяцев – идеальное время, чтобы наладить этот процесс . В основном, родители начинают подготовку ко сну с купания малыша, надевания пижамки, чтения книги, многие мамы поют колыбельные, а после поцелуя, желают « спокойной ночи». Каждый родитель подбирает составляющие этого процесса под себя и малыша. При этом следует обратить внимание на обязательное соблюдение последовательности и количества времени, затрачиваемого на данные компоненты отхождения ко сну. Именно этот «ритуал » будет означать для малыша, что пора засыпать.

Пробуждение.

Иногда детки могут спать больше положенных 10 часов. Чтобы этого не происходило, обязательно будите ребенка по утрам . Это будет способствовать привыканию к установленному режиму. Дневной сон отменять не стоит ни в коем случае. Не забывайте, что установленный режим сна играет особую роль в развитии и отдыхе ребенка.

Трудности засыпания.

Иногда процесс самостоятельного засыпания может быть сложным по причине ассоциаций , связанных со сном: укачивание, кормление и так далее. Ребенок привыкает к этим составляющим сна и без них уже не может уснуть. Помимо этого, как уже было сказано выше, не следует затягивать время бодрствования , поскольку уставший малыш засыпает труднее и может даже просыпаться. Приучайте малыша засыпать без укачивания, соски или груди. Постарайтесь подобрать тот режим сна, который будет соответствовать индивидуальности вашего малыша. Только так ребенок будет высыпаться, и накапливать во время сна жизненную энергию на следующий день. Спокойного вам сна!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх