Из истории о Святом Николае (и Новогоднем Дед Морозе).
Благодаря рекламе и информационным технологиям, дети всего мира знают, что Санта Клаус - это менеджер компании «Coca-Cola», ответственный за своевременный подвоз американской газировки к . Он колесит по всему миру на автопоезде, увешанном светящимися лампочками, и развозит сладкую воду на радость маленьким и взрослым.
На празднике Зимней Елки в толерантном западном обществе о Христе сегодня не упоминают (это может больно ранить представителей других конфессий, атеистов или сатанистов). Поэтому Рождество там - это не празднование рождения Спасителя мира, а скидки, подарки под елкой и выходные. На этом празднике Санта Клаус - профессиональный аниматор, развлекающий публику, раздающий подарки и фотографирующийся на память. Дедушка Мороз, так любимый у нас в России, мало чем отличается от своего западного коллеги. На Новый год он также ходит по квартирам, предприятиям и офисам, читает стишки, поет, фотографируется, выпивает и дарит заранее оплаченные подарки. Если вам доведется побывать в его резиденции в Великом Устюге, вам предложат фотографирование семьей с ним за 6 тыс. рублей, а вечер в его обществе обойдется дороже, чем услуги лучших аниматоров столицы: цены могут исчисляться в десятках тысяч долларов для чиновников и топ-менеджеров нефтяных компаний. Зато Дедушка Мороз может прийти не один, а, например, со Стасом Михайловым или Надеждой Бабкиной. Тогда праздник до утра вам гарантирован.
Какое отношение эти веселые толстячки с почасовой таксой и бородой из ваты имеют к ? Да никакого. Это медиаперсонажи общества потребления, чья задача - стимулировать продажи и организовывать корпоративы. Психологи давно отметили этот феномен: даже далекие от христианства люди во время рождественских каникул испытывают праздничное настроение и готовы делать близким подарки. На рождественских распродажах торговые гиганты и торговые сети США и Европы делают большую часть своей годовой выручки (достигающей иногда 90% от всех заработанных денег). Благодаря умелому маркетингу, рекламе и огромным скидкам продавцы создают ажиотаж вокруг распродаж. Возле торговых центров вырастают огромные очереди возбужденных, готовых ради покупки на всё людей. Когда двери наконец-то открываются, покупатели теряют последние остатки человечности: стремясь попасть в магазины, они давят, топчут друг друга, ругаются, толкаются и дерутся. Ежегодно в этих очередях гибнут несчастные, оказавшиеся под ногами обезумевшей толпы. Неслучайно начало рождественских распродаж в Америке называют «черной пятницей».
В Калифорнии в городе Сан-Бернардино во время драки пострадал полицейский. Когда он попытался разнять двух покупателей, ему сломали запястье
Так, в прошлом году в Нью-Йорке в одном из торговых центров сети «Walmart» началась драка между покупателями, которые буквально набросились на стенд с музыкальными системами. Когда стало ясно, что всем желающим товара не достанется, в ход пошли кулаки. Люди вырывали заветные стереосистемы друг у друга, и только вмешательство полиции предотвратило назревавшее побоище. В Калифорнии в городе Сан-Бернардино во время драки пострадал полицейский. Когда он попытался разнять двух покупателей, ему сломали запястье. В этом же штате в городе Риалто в очереди вспыхнула потасовка с применением огнестрельного оружия; в результате был арестован местный житель.
В Лас-Вегасе на парковке супермаркета произошла драка со стрельбой из-за широкоформатного телевизора
В штате Нью-Джерси полиции пришлось применять перцовые баллончики для предотвращения драки в магазине «Walmart»; в Вирджинии у супермаркета той же сети дошло до поножовщины: один покупатель ранил другого в руку до кости, не поделив с ним место для парковки. В Чикаго разозленный покупатель сбил на автомобиле полицейского. Напарники пострадавшего открыли стрельбу и ранили мужчину. В Лас-Вегасе на парковке супермаркета произошла драка со стрельбой из-за широкоформатного телевизора.
Распродажа в "черную пятницу"
Интернет-издание «Huffington Post» отмечает еще одну тенденцию: после Дня Благодарения в конце ноября американцы стали покупать больше огнестрельного оружия. Так, в прошлом году во время «черной пятницы» Национальная система проверки на наличие правонарушений зарегистрировала 154 873 обращения: колл-центры службы не справлялись с такой высокой нагрузкой. Магазин товаров для охоты и рыбалки «Cabela"s» даже предлагает ружья в качестве подарков первым 600 покупателям.
По данным Американской исследовательской группы, в прошлом году в «черную пятницу» доходы от продаж составили $11,2 млрд., а в торговых центрах побывали порядка 150 млн. американцев. В нынешнем году до наступления Рождества (25 декабря), согласно оценкам экспертов Национальной федерации розничной торговли, жители Соединенных Штатов намерены были потратить $602,1 млрд. «Это на 3,5% больше, чем в прошлом году, и на 3,3% выше, чем в среднем за последние десять лет», - отмечается в сообщении федерации.
Самое главное событие человеческой истории - Рождество Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы избавить людей от смерти и греха, - превратилось в вакханалию вещизма и невоздержанности. Как говорится, почувствуй разницу.
Что может быть ужаснее Деда Мороза, который ласково уговаривает вас купить дорогую совершенно не нужную вам стереосистему? Только Дедушка Мороз, забывший стишки и упавший лицом в ваш «оливье» посреди праздничного стола…
А ведь когда-то он был совсем другим! Люди старшего поколения вспомнят, что у нас в России был Дед Мороз из фильмов замечательного советского режиссера Александра Роу. Этот сказочный дед помогал добрым и защищал слабых, совершал чудеса и наказывал злодеев. Дед Мороз в русские сказки попал из христианского предания о другом добряке и помощнике - святителе Николае Мирликийском. Никола-Угодник, как его любовно величает русский народ, был и остается одним из самых почитаемых наших святых. Ему посвящены сотни храмов и монастырей по всей России, а иконы с его изображением есть в каждой российской семье.
Он родился в III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов. Еще в детстве будущий святитель помогал всякому, кто нуждался в помощи. В зрелые годы его выбрали архиепископом города Миры - центра провинции Ликия. Всю свою жизнь он посвятил людям и заботе о страждущих и обиженных. Среди спасенных им были и несправедливо осужденные на казнь простые люди, и незаслуженно брошенные в тюрьму римские военачальники. В его родном городе и сейчас стоит храм, который турки назвали Баба Ноэль Килизе - церковь Деда Мороза. Предание гласит, что именно под Рождество совершил одно из своих дел милосердия и сострадания: узнав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей «на блудодеяние», ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всю семью от голода, позора и духовной гибели. Вот почему у Санта Клауса мешок с подарками.
В Западной Европе история о спасении святителем Николаем трех дев дополнилась подробностями: святитель золотые монеты бросил в трубу дома, где жили бедные сестры, и они упали в чулки, сушившиеся в камине. Так родился обычай в ночь перед днем поминовения святого Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Традиция делать детям подарки в день святого Николая существовала в Европе еще в XIV веке. Позднее вручение подарков «перенесли» на Рождество, а святитель Николай преобразился в веселого сказочного старика, который спешит выполнять желания.
Святитель Николай и сегодня скорый помощник. Но главные его «атрибуты» - не мешок с подарками, а милость, сострадание и забота о всякой живой душе, которая готовится встречать Рождество Спасителя. И как понятны в рассказах о грядущем Христе эти дела любви, которым Николай-Чудотворец посвятил всю свою жизнь.
Мыслите: Свет Истины /
................................................................................................................................................................................................................................................
Дед Мороз, Санта-Клаус и Святитель Угодник божий Николай Чудотворец.
Кто все-таки приносит подарки на Рождество?
Вообще условно можно разделить «дары приносящих» в христианских странах на три большие команды. Первая связана напрямую с именем Святителя Николая (Бельгия и Нидерланды, Германия, Венгрия). Другая западноевропейская традиция – «Рождественские деды» (Франция, Англия, Ирландия, Италия, Каталония). И третья отдает право раздавать подарки «Дедам Морозам». Обычно она имеет славянские корни (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, а также Латвия, Румыния, Молдавия).
Особняком стоят греки (в том числе киприоты), у которых тот же персонаж отождествляется со… святителем Василием Великим. Да-да, так его и называют – «Агиос Василис». По виду современный «Василий», впрочем, не слишком отличается от "американского" Санта-Клауса.
Святитель Николай известен как даритель, тайно помогавший беднякам. Не удивительно, что именно в его день (а не на Новый Год) и от его имени дарились в Европе подарки детям. Реформация, выступавшая против почитания славянских святых, заставила жителей многих европейских стран сделать самого младенца Христа персонажем, вручающим подарки, а день вручения подарков – перенести с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. Католическая Контрреформация "снова вернула" европейским детям подарки св. Николая, но теперь они появлялись в конце декабря, на Рождество. Однако в Бельгии и Нидерландах Святитель Николай-Синтерклаас по-прежнему приносит подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.
Славянский Дед Мороз имеет языческие корни, это персонификация стужи, которая может как заморозить человека, так и щедро одарить его (вспомним сказку «Морозко»). Этими же чертами наделяла Мороза русская литература 19 века (сказка «Мороз Иванович» Одоевского, «Мороз, Красный Нос» Некрасова). Довольно долго Мороз никак не связывался с Новым годом и Рождеством. Только во второй половине 19 века в России решили все же придумать своего собственного самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II были попытки назвать его «христианским святым Николаем» или «дедушкой Николаем» но они не прижились.
Скорее всего, в России просто не могли воспринимать столь почитаемого Святителя Руси в славянскую православную веру как Угодник божий Николай Чудотворец в качестве рождественского персонажа, тогда как Дед Мороз был куда нейтральнее.
Снегурочка как родственница (в данном случае – дочка) Деда Мороза впервые появилась в пьесе «Снегурочка» Островского (1873), созданной под влиянием сказок Афанасьева. На пьесу не обратили особенного внимания, но поставленная по ней опера Римского-Корсакова (1882) имела большой успех. Постепенно Снегурочка вошла в число рождественских персонажей, хотя роль постоянной спутницы и «внучки» мороза получила только в советское время.
После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был «упразднен» в канун 1929 года и вернулся к русским людям только в канун 1936 года. Это было связано с переосмыслением рождественской атрибутики в новом, «правильном» ключе. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов. Так началась история советского Деда Мороза.
Получается, что современный Дед Мороз во многом настолько же оторван от своей недолгой христианской «юности» конца 19 века и так же является плодом другой эпохи, как и Санта-Клаус. Но все же в русском Деде Морозе сохраняется куда больше «традиционного» славянского духа (как и в европейском Синтерклаасе), чем в Санта-Клаусе с бутылкой Кока-Колы.
* * *
Вещий Олег - Святитель Николай Угодник божий - библейский Иосиф - Иоанн Креститель не был иудеем-кристианином, он молился богу живому - Игорю-Христу, "античному" богу Гераклу/Зевсу и всему Олимпу I (XII) века н.э.!
Оглядываясь назад, с ностальгией вспоминаю религиозную оттепель, начавшуюся в конце 80-х. Все ясней становилось, что политика в отношении религиозного мировоззрения и его организационных форм начинает меняться. Наиболее наивные полагали, что меняется отношение, наиболее пессимистичные – что это очередная подляна, предшествующая новым гонениям. Время показало, что все намного сложней, не столь радужно, как хотелось бы, хотя и не столь мрачно, как еще может быть.
Одной из тем, запущенных в информационное пространство православной среды, в те «перестроечные» времена была версия о том, что наш Дед Мороз – это своего рода «агент под прикрытием». Причем это – наш, православный агент в атеистическом обществе. На самом деле его зовут Санта Клаус… А Клаус – это что за имя? Это же Николаус, то есть Николай!
Оказывается все эти годы мы, сами того не зная, оставались христианами, приветствуя святого Николая Чудотворца и получая от него подарки, пусть даже и не на Рождество, а на Новый год, у елки, венчавшейся пусть и не Вифлеемской, а Кремлевской звездой. Какая, в самом деле, разница? Ура! Святой Николай все это время был с нами, а значит, и мы – с ним, и не было никакого богоотступничества, мы всегда оставались верующими.
В конце концов, какая разница, во что верить? Да хоть в сказку, хоть в светлое будущее, хоть в Бога – главное верить. Человеку без веры нельзя.
А Дед Мороз… ну то есть это… святой Николай под его видом сохранял в нас благословенную детскую веру в чудо, веру в доброго Деда Мороза, чтобы, когда «станет можно», открыться нам и воцерковить всю нашу жизнь со всеми ее советскими праздниками и реабилитировав коммунистические идеалы, открыв нам их истинный, непреходящий христианский смысл. Ну, а все эти аксессуары в виде Кремлевской звезды и целенаправленное вытеснение праздника Рождества Христова – это ведь только кажущееся противоречие, да? В самом деле, не будем придираться! Ведь «сейчас к людя м надо помягше, а на вопросы смотреть ширше», так? Здравствуй, Федя, Новый Год!
Не надо мне «старых песен о главном», что у православных по всему миру Вифлеемская звезда – пятиконечная, а значит уменьшенная копия на елке вполне себе христианский символ. Важна символика предмета, а не количество его концов. Это как со свастикой (в какую бы сторону она ни крутилась): одно дело – в традиционных восточных орнаментах и совсем другое – в современном мире после Второй мировой войны. Любые попытки реабилитировать свастику как древний солярный знак или «гамматический крест» всегда прямо или косвенно продиктованы стремлением реабилитировать нацизм, депатологизировать его в массовом сознании. То же самое относится и к советской символике, поэтому давайте не будем настолько уж всеядны и толерантны по отношению к ней.
Из этого, безусловно, не следует, что все, связанное с советской эпохой, надо анафематствовать и отвергнуть. Как не следует и то, что для сохранения чего-то полюбившегося из советского прошлого, надо непременно оправдать его существование в настоящем с точки зрения «православной идеологии», «воцерковить», приписать ему христианский смысл, как это, например, происходит с апологией нашего Деда Мороза, сначала признавая его Санта Клаусом (который, дескать, не к то иной как Мирликийский Чудотворец), а потом «импортозамещая» его родным, русским Николой Зимним (и не вздумайте глумиться над национальными чувствами и распространять клевету о том, что он якобы грек!).
Если новогоднему торжеству и в самом деле уместно вернуть духовный смысл, не изобретая ничего нового, и, возвращаясь к «хорошо забытому старому», лишь восстановить христианское понимание времени и временно го, которое отражено в тексте покаянно-благодарственно-просительного молебного пения на Новый год, то с Дедом Морозом ситуация иная. Не только его, но даже американского Санта Клауса не надо отождествлять со святителем Николаем.
Хотя Санта и назван в честь этого святого, но все же он – персонаж из рождественской сказки преподавателя семинарии К.-К. Мура, который вдохновился житием свт. Николая, прославившегося своей тайной благотворительностью, и создал в 1822 г. так полюбившийся всем образ старичка-эльфа, спускающегося по каминной трубе с мешком подарков. А спустя сорок лет художник Томас Наст изобразил Санту на обложке популярного журнала и поселил его на Северном полюсе. Отсюда и его «канонический» образ, получивший со временем некоторое художественное развитие и приспособленный под разные климатические условия.
Не был наш Дед Мороз никогда свт. Николаем, и никогда не претендовал на это.
Его схожесть и с американским Сантой Клаусом, и с французским Пер Ноэлем, и с итальянским Бабо Натале, и с другими заграничными Рождественскими дедами отчетливо прослеживается. Это и неудивительно. Сама новогодняя елка – рождественский символ, импортированный нами из Германии не далее как в середине позапрошлого века.
Справедливости ради стоит упомянуть, что хвойно-фейерверочное украшение празднования Нового года предусмотрено было еще Указом Петра I от 20 декабря 1699 г., которым была осуществлена календарная реформа: устанавливалось летоисчисление от Рождества Христова (да-да, только в конце XVII в.), а Новолетие переносилось с 1 сентября на 1 января. Но елка именно как праздничный символ Рождества Христова, привившийся сначала в царском дворце, появляется в России благодаря императрице Александре Федоровне, которая, будучи немкой, как бы в приданное взяла с собой и рождественский обычай наряжать Tannenbaum. А уже из царского дворца этот красивый рождественский обычай, начиная с середины XIX в., «ушел в люди».
Придворное происхождение и религиозную символику елке и Деду Морозу большевики не простили. Как и другие религиозные праздники, Рождество Христово было гонимо в советскую эпоху поначалу со всей его атрибутикой (с 1929 г. «непраздничность» церковных праздников была закреплена законодательно). Даже Новый год не был праздником долгое время.
Однако в 1935 г. светлая мысль «вернуть детям елку» озарила чело знатного партийного деятеля П. Постышева, после чего в конце того же года в Харькове был проведен первый детский утренник, затем 1 января 1937 г. стало выходным днем и тогда же на праздничную елку в московском Доме Союзов Дед Мороз заявился со своей не то внучкой, не то племянницей Снегурочкой, ставшей с тех пор его неразлучной спутницей на всех новогодних мероприятиях.
Происхождения Дед Мороз вполне отечественного, хотя и отличается от своих суровых мифологических предков изрядной гуманностью.
С американским Сантой он хоть и не родственник, но какой-никакой, а коллега, даже «спецодежда» их как от одного модельера, в силу вышеупомянутых причин. Впрочем, что значит «коллега»? Не является ли он «агентом влияния» международной корпорации новогоднего шоу-бизнеса? Не внедряет ли чуждые нам ценности и не подпиливает ли скрепы? А может реабилитация Деда Мороза в 1935 г. – это идеологическая диверсия, не раскрытая вовремя «органами»?
Вспомним, кто такой был Постышев: по его собственному признанию – троцкист и японский шпион. И вообще, не является вся эта история с введением в празднование Рождества Христова немецкой елки, а затем этого деда, подозрительно похожего на западных персонажей (а может ли что быть доброго с Запада?), многоходовой идеологической диверсией масонства, агент которого Постышев, спустя сто лет, перезапустил этот проект?!
Инициатора новогодней реформы расстреляли, а Деда Мороза со Снегурочкой оставили растлевать детские души? Да и что это за Дед Мороз, если его миссия была изначально связана с Рождеством Христовым, а тут он вернулся внешне как бы к исполнению своих обязанностей, но с чисто противоположной целью: чтобы, празднуя Новый Год, все забыли о Рождестве (Постышев открыто заявил в своем письме, опубликованном в «Правде», что Новый Год будет праздноваться вместо Рождества)!
Получается, Дед Мороз – это или беспринципный коллаборационист, или, опять же, иностранный агент, которому все равно под Рождественской или новогодней елкой работать, лишь бы продолжать влиять на умы, исподволь насаждая в неокрепших душах культ «развлечений, материальных благ и всяких человеческих ничтожных побрякушек материальных или душевных». И заметьте, дети ему пишут письма! Вместо того, чтобы пойти в храм, внести ориентировочную сумму пожертвования за свечку и поставить ее перед образом свт. Николая, помолясь ему о своих нуждах, ребенок погружается в тьму неведения и бесовской мечтательности…
А как же?! Ведь мы только что о чем говорили? Дед Мороз – это сказочный персонаж, так? А про сказку, что в самих же сказках говорится? «Сказка – ложь, да в ней…» – дальше неважно, это все отвлекает от сути, главное: «сказка – ложь»! А кто у нас «отец лжи»?.. Вот!
Негоже, православные, негоже быть такими идеологически близорукими! Ая-яй-яй…
Ну, а если отложить в сторону этот бред, который, к сожалению, не всего лишь плод моего воображения, зададимся вопросом: неужели нельзя позволить сказке сосуществовать со Священным Преданием? Не смешиваться, не подменять, а сосуществовать. Неужели ребенку, который в силу возрастных психологических особенностей с трудом отличает игру от реальности, нельзя подавать сказку как особый мир, создаваемый совместно всеми, кто в него играет, не превращая жития в православное фэнтези, но и сказкам с религиозным содержанием не придавая вероучительного статуса?
Попытка подменить Рождество Христово празднованием Нового Года – богоборческое лукавство. Но зачем же идти на поводу у богоборцев и оставлять этот праздник в том статусе, на который они его обрекли?
Мало ли, чего хотели добиться большевики? Пусть даже у них многое получилось. Что ж нам теперь из-за них отказываться от возможности очистить доброе от ложных примесей, боясь переосмыслить содержание новогоднего праздника в свете христианского мировоззрения?
То же касается и новогодних персонажей. Вторгаться в детское сознание и выжигать «веру в Деда Мороза» – глупо и бесчеловечно, да и бессмысленно. Но ведь можно приучать ребенка к тому, что сказки мы совместно сочиняем, а жизнь – познаем. В Деда Мороза (гномиков, эльфов и пр.) мы играем. Это персонажи, которые живут так, как мы придумываем. А святые – это не просто житийные персонажи, но такие же и даже более реальные люди, как мы с вами. Этого не надо вдалбливать. Дети со временем все поймут и научатся отличать игру от объективной реальности, сказку от богооткровенной истины. Главное – не мешать им; не надо ни по-большевистски «зачищать» их воображение от всего, что не основывается на догматике, ни по-язычески позволять разнузданной фантазии смешивать истину с плодом воображения.
Наверное, ни один персонаж в мире не имеет столько имен, как Дед Мороз! В США он - Санта-Клаус, в Швеции - Юльтумте, в Монголии - Увлин Унгун, во Франции - Перь Ноэль, в Италии - Баббо-Натале, на Кипре - святой Василий.Дед Мороз - святой?
Историки отмечают, что несмотря на то, что многие из этих образов восходят к христианским святым: св. Николаю, св. Василию, от них «попахивает» язычеством и даже чертовщиной. Не случайно 23 декабря 1951 года во Франции по велению католической церкви на главной площади г. Дижона сжигали чучело Пер-Ноэля. Однако возмущение французов было столь велико, что уже 27 декабря Пер-Ноэля реабилитировали. Итак, персонажей много… Однако всех этих героев объединяет ряд особенностей, в том числе, и внешних - большая седая борода, шуба, посох и много подарков - в руках, в корзине или в мешке за спиной. Подарки он дарит детям 6 декабря - в день памяти св. Николая - или на Рождество и Новый год.Откуда же пошел этот образ?
По мнению историков, наибольшее влияние на формирование этого персонажа оказали легенды, сложившиеся вокруг великого христианского святого Николая Мирликийского. Прототип Деда Мороза - св. Николай, родился в III веке в семье состоятельных родителей, проживавших в портовом го роде Потара в Аикии. Еще молодым человеком он поселился в г. Миры (ныне г. Демре, неподалеку от Финикии в Турции), где через некоторое время был избран епископом. Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследования императора Диоклетиана. Согласно преданию, св. Николай похоронен в г. Демре, однако в 1087 году итальянские купцы из г. Бари попытались захватить его мощи. Видимо, их попытка, хотя бы частично, удалась, так как в XII веке жители Бари преподнесли в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого. Он, в свою очередь, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переименована в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею так же называться и город. К моменту появления мощей св. Николая в Италии и Франции он был уже почитаем в этих странах, а вскоре превратился в очень во всеми признанного святого. Легенды о нем способствовали превращению св. Николая в персонажа рождественских праздников. Например, одним из распространенных является предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами. Епископ Николай, узнавший об их бедственном положении, подбросил через окно (по другой версии - через дымовой ход) три мешочка с золотом (по другой версии - три золотых яблока). В результате девушки вышли замуж.
Происхождение чулков для подарков
Историки отмечают еще одно предание, по которому подброшенные мешочки (яблоки) попали в девичьи чулки, вывешенные сушиться. Отсюда, якобы, пошла традиция чулочков для подарков, которые дети вывешивают в Рождественский вечер с тем, чтобы наутро получить подарок. Есть и еще одна легенда, связанная с чудесами, творимыми св. Николаем. Владелец одной из гостиниц убивает трех школяров, разрезает их тела на части и засаливает в бочке вместе со свининой. Спустя семь лет св. Николай складывает и оживляет школяров, а хозяина наставляет на путь истины. Это послужило основанием считать св. Николая покровителем школяров, а день его смерти - школьным праздником. Однако св. Николай появляется не один, а в сопровождении спутников, в чьи обязанности входило наказывать провинившихся. Ими были - Черный Петер, Мохнатый Козел, Вельзевул, Черный Проказник, Ганс Муфф, Кнехт Рупрехт. Последний, например, изображал черта, носил белый плащ (позднее красный) с капюшоном, звенел цепями, порол розгами провинившихся и непослушных детей, а совсем уж скверных запихивал в мешок и уносил с собой. Традиция доброго и злого персонажа существовала во многих странах. Например, Кристиндель - добрый ангел, приносящий подарки, а Ганс Трапп - его злой товарищ, наказывающий ленивых и непослушных. Отметим, что помимо св. Николая, в качестве дарителя подарков выступали и другие персонажи. Известна английская гравюра 1590 года с изображением «сказочного господина Никто», некоторые черты которого вобрал в себя таинственный и добрый Дед Мороз. «Господин Никто» - человек без лица, но с бородой, одет в шубу, рукавицы и шапку, за спиной несет мешок с подарками и пробирается ночью (в руке фонарь) по чердаку к каминной трубе. Изначально св. Николай дарил подарки, но никакой связи с Рождеством не имел. Эту связь установил Мартин Лютер. С тех пор это стал Рождественский персонаж. На настоящий момент самым знаменитым Дедом Морозом считается Санта-Клаус, американский персонаж.
История российского Деда Мороза
Что же касается российского Деда Мороза - со св. Николаем он связан только через своего «зарубежного аналога», так как в православной традиции Николай Чудотворец (Николай Угодник) не соотносится ни с подарками, ни с Рождеством, ни с Новым годом. Популярность св. Николая в России была необычайной, его почитали как заступника и помощника в несчастьях. Филологи доказывают, что в словосочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение. Деды в славянской традиции – это прародители, духи предков. Для ряда славянских племен, считавших своим прародителем Перуна, Дед - это Перун. Дед захочет – наступает день, захочет – ночь… На Украине еще в XIX веке рассказывали о добром седовласом старце - Деде, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. В славянской мифологии существовал и другой герой - Мороз (Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) - персонаж сказок и обрядового фольклора. Он, как правило, предстает как заботливый хозяин снежного царства. В его образе присутствуют многие черты будущего Деда Мороза - характерная внешность и одежда. Мороз может как наградить, так и казать: собьет с дороги, запорошит снегом, заберется под одежду, а то и заморозит. У восточных славян накануне Рождества и на Пасху существовал обычай «кормления» Мороза. Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Далее следовало перечисление злаков и растений, которые Мороз не должен был «побить». Это был, своего рода, откуп. Откупались от Мороза и весной. Для этого пекли сорок колобков, и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них. В соответствии со сказочной мифологией у Мороза есть дочка (по иным преданиям - внучка) - Снегурочка. Она добрая, любит людей и помогает им. В России их превращение из персонажей фольклора в персонажи рождественских и новогодних праздников происходило с конца XIX до середины XX века. Мороз «видоизменился» в Деда Мороза в первую очередь под влиянием «рождественского деда», пришедшего к нам вместе с западноевропейскими традициями празднования Рождества.
В советский период борьбы с праздниками Рождества и Нового года Дед Мороз в основном был персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений: приносил на Рождество зарубежным пролетариям одни неприятности. Как мы знаем, сейчас Дед Мороз реабилитирован и пользуется в России популярностью и почетом.
Санта Клаус переводится с голландского как Святой Николай (Sinterklaas). Святой Николай - Николай чудотворец - святитель Николай Мирликийский Чудотворец - Николай Угодник - реальная историческая личность. Прославился он как великий угодник - помощник божий. Он помогает всем, кто просит у него помощи и заступничества.
Чтобы понять, почему именно Св. Николай стал прообразом Санты, давайте отправимся в прошлое...
Святой Николай родился еще в IV веке, в Ликии (Lycia), расположенной в юго-западной Азии (территория современной Турции) и являвшейся провинцией Великой Римской Империи, в морском порту г.Патара (Patara) у богатых родителей. В молодости он путешествовал в качестве паломника в Египет и Палестину, а по возвращении в Ликию стал епископом в городе Мира (Myra). Раздав бедным свое наследство, посетил Палестину, поклонился святым местам и вернулся в Патар, где его дядя был епископом. По совету своего дяди Св. Николай и стал священником. Позже он стал епископом города Мир в Ликии, откуда его название Николай Мирликийский.
Николай находился в заточении во время гонений на Христиан при римском императоре Диоклетиане, но был освобожден во время правления Константина Великого.
Николая Угодника считают своим покровителем рыбаки и моряки, возжигают перед плаванием свечку, молятся ему в бурю и шторм. Существуют предания, где Николай чудотворец молитвой к богу утихомирил бурю и спас тонущий корабль, вернул моряка, упавшего с мачты корабля и разбившегося на смерть, к жизни.
Николаю Угоднику молятся также об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, о помощи в разных бедах, от грусти и уныния, за детей, чтобы пристроить в замужество дочерей, о помощи в бедности и нужде, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, в плену у врагов.
На Руси слава о чудотворениях святого Николая шла издавна, начиная с принятия христианства. В его честь воздвигались многочисленные храмы и монастыри. В крестьянской среде Николай Чудотворец пользовался большим уважением и считался самым старшим и самым близким к Богу святым угодником. День памяти святителя Николая отмечается два раза в году: весной 22 мая и зимой 19 декабря.
Русские воины издревле считали Святителя Николая своим особенным небесным заступником вместе с другими святыми поборниками Русской земли. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сего времени кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под панцирем, на которых имелось изображение свт. Николая. Стрелецкая стража в древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе: "Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!"
Николай Чудотворец прославился тем, что творил настоящие чудеса еще при жизни.
В родном городе Николая Угодника жил некий богач, имевший трех дочерей-красавиц. Это богач разорился и впал в такую нищету, что решил, предложить своим дочерям, чтобы семья не умерла с голода, заработать на пропитание своей красотой. Чтобы спасти красавиц от бесчестья, Николай подкрался ночью к дому несчастного отца и незаметно подбросил в окно мешочки с золотом. Отец трех девушек воспринял это как чудо и на ниспосланные деньги удачно выдал дочерей замуж. Так святитель Николай в народном представлении стал устроителем всякого счастья. Благодеяние Святителя трем бедным девушкам стало основанием обращения к Чудотворцу с молитвой перед заключением брачного союза. Благодаря этой истории возник также обычай незаметно делать рождественские подарки. Святой Николай должен, пока его никто не видит, проникнуть в дом и оставить под елкой мешочек с подарками.
С давнего времени Николай Угодник считается покровителем детей. В Нидерландах существует поверье, что в ночь на Рождество святитель Николай разъезжает на белом коне и раздает подарки хорошим детям.
Подобное поверье существует и в других европейских странах. Все ребятишки в рождественский вечер полны нетерпеливого ожидания, что-то им подарит "добрый дедушка святитель Николай"?
Как Николай Чудотворец стал Санта Клаусом?
Культ Святого Николая был очень распространен в Голландии. Еще с семнадцатого века голландцы праздновали шестого декабря день Святого Николая (в православной церкви - 19 декабря) известного покровителя моряков и детей.
Так как Святой Николай - покровитель детей, вечером детям раздавали подарки: деревянный башмак наполняли фруктами и сладостями (сейчас башмак заменен подвешенным над камином носочком).
Во времена Реформации церкви культ Святого Николая ослабевает и почти исчезает из Европы. Только в Голландии все еще празднуют день Святого Николая или Sinterklaas, как его там называют. Этот обычай с традиционными подарками для детей, голландские поселенцы привозят в Нью-Амстердам - так когда-то назывался Нью-Йорк. В Америке голландский Sinterklaas становится Санта Клаусом (Santa Claus). Под этим именем ставший американцем святой и известен теперь всему миру.
В 1823 году преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур придумал образ Санта Клауса. Под рождество Кларк прочёл жене и детям сочиненное им стихотворение "Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса". Он изобразил Санта-Клауса добрым эльфом, который приезжает на восьми оленях и проникает в дом через дымоход. Мур не собирался публиковать свое сочинение, однако один из друзей без ведома автора отнес опус Мура в газету "Sentinel".
Первый образ Санта-Клауса нарисовал в 1862 году карикатурист Томас Наст. В течение 24 лет он рисовал его для обложки популярного журнала "Harper"s Weekly". Художник поселил Клауса на Северном полюсе (а не в Лапландию). Обложки пользовались невероятной популярностью.
Во время Гражданской войны Линкольн попросил Наста нарисовать Санту вместе с северянами. Историки утверждают, что армию конфедератов деморализовало появление Клауса на стороне противника.
У Санты Томаса Наста оказался один недостаток - он был черно-белым. Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г. издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд.
Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.
Так родился современный образ Санта-Клауса, где он изображался уже не эльфом Клемента Мура, а великаном. Сандблом ввел в его упряжку девятого оленя по имени Рудольф. Прототипом Санты для Сандблома послужил его друг и сосед Лу Прентис.
Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.
Америка - огромная страна с различными климатическими поясами, поэтому не везде Санта Клаус может появиться на санях. На Гавайи он прибывает на рождественском корабле, а в Калифорнию - на доске для серфинга.
А где живет Санта Клаус?
Санта живет далеко на севере, но и в Америке у него есть аж 2 дома.
В Торрингтоне (Torrington), штат Коннектикут есть рождественская деревушка, где Санта со своими эльфами раздает подарки. В Вильмингтоне (Wilmington), штат Нью-Йорк, у Белолицей горы (Whiteface Mountain) построен дом, в котором Санта Клаус живет постоянно. У него есть кузнец, чтобы подковывать оленя, часовня и почта. Более 100.000 человек посещают ежегодно домик Санты. В Америке есть и город Санта Клаус. Более трех миллионов писем адресованных Санте приходят ежегодно в этот город. Там Вы найдете и разноцветную статую американского Деда Мороза высотой почти в восемь метров.
Ну и, конечно, если Вы хотите, чтобы Санта Клаус заглянул в Ваш дом и оставил вам подарки, не забудьте оставить для него молоко и печенье - миллионы детей делают это перед тем, как отправиться в кровать в ночь на Рождество.