Как заставить сына учиться в школе. Как заставить ребенка учиться в школе – полезные советы для воспитания отличника

3 4 025 0

Во все времена родители задавали себе вопрос: «Как заставить ребенка учиться?».

Симон Соловейчик в своей книге писал, что любовь к учению – это роман, где есть те же страсти, страдания, надежды и разочарования, а Школьный дневник - это сборник рассказов о счастливой или несчастной любви…

Следует задуматься, а правильно ли мы ставим вопрос «как заставить ребенка учиться?», можно ли заставить любить? Ведь насильно мил не будешь. Может лучше бы спросить себя: «Как мотивировать ребенка, чтоб он сам захотел учиться? Как найти тот ключик, который открыл бы ребенку дверь в мир приятных и не тяжелых знаний».

Контакт с ребенком

Если вы по причине своей занятости не можете уделить ребенку и его образованию время, то очень трудно будет требовать от него хороших результатов. Установите с ребенком доверительные и теплые отношение, покажите свою готовность вместе с ним идти по тяжелому и невеселому пути уроков и домашних заданий.

Лесенка целей

Ребенок слышит от всех: «учись, тебе оно в будущем пригодиться!», «ученье – свет, а не ученье – тьма», но понять, для чего оно пригодиться и почему эта тьма будет без учения, если есть лампочки и электричество в доме, не понятно. Расскажите своему чаду, для чего в жизни ему пригодиться то или иное знание, подкрепите все наглядными примерами. Спросите ребенка кем он хочет стать в будущем и нарисуйте лесенку, на ступеньках которой будут размещены предметы и знания, необходимые на пути к конечной цели.

Развиваем интерес

Чтобы преодолеть нежелание учится, нужно найти интерес к этому скучному делу. Поначалу можно раскопать маленькую капельку интереса, чтоб ребенок мог за нее зацепиться, а потом уже ее развить. Главное, чтобы было посеяно зернышко.

Сделать это можно такими способами:

  • Сам учащийся заинтересуется изучаемым предметом;
  • Кто-то из стороны заинтересует, то результаты сразу пойдут вверх.

Организация времени

Режим – это громкое слово и не всем удается его соблюдать. Тем более, если это касается ребенка, у которого очень много энергии. Но все же он не обходим. По крайней мере, нужно стараться его придерживаться. А чтоб вашим детям не было так скучно соблюдать его, попробуйте структурировать время:

  1. Каждый час меняйте занятия, для меньших детей даже чаще – через 45 минут.
  2. Час поучили уроки – дайте звоночек ребенку, что пора менять вид деятельности и следующий час можно погулять или помочь по дому, а дальше ровно через час продолжить доделывать домашнее задание.
  3. Таким образом, уроки не превратиться в пытку и ребенок за день успеет сделать много всего.

Помочь подтянуться

Когда какая-то область знаний упущена, то последующее ее изучение стает просто пыткой с неизвестным исходом.

Помогите ребенку сами или наймите репетитора, чтобы заполнить пробелы, тогда все пойдет веселее.

Никаких ярлыков

Этот шаг касается не только вопроса, как заставить ребенка учиться, а всего учебно-воспитательного процесса. Наклейка ярлыков: «ты у меня дурак», «из тебя ничего путного не получится», « и у кого ты такой бестолковый», ранит детскую душу и формирует чувство неполноценности. В дальнейшем это может вызвать реакцию: «раз я такой плохой, то терять мне нечего – пускаюсь во все тяжкие».

Вера в себя

Выше мы писали, что нельзя ребенка ругать, за его пробелы в учении и ни в коем случае нельзя его унижать. В каждом человеке есть много разных прекрасных и умных сторон. Меняйте представления ребенка о себе. Вы увидите, как он переродиться и станет умнее, начнет больше стараться, будет работоспособнее и увереннее в себе.

Как заставить ребёнка учиться в школе? Родители хотят, чтобы их дети делали успехи в учёбе, потому что понимают, что только так можно чего-либо добиться в жизни. Именно поэтому они стараются устроить детей в престижные учебные заведения. Правда, мало что зависит от выбранной школы. Важно, чтобы на протяжении всего курса обучения у ученика было желание учиться. Мало кто из детей понимает важность обучения. Есть, конечно, очень ответственные дети, которые на уроках внимательно слушают учителя, а дома выполняют все необходимые виды работ, но таких мало.

Существуют и такие ученики, которые учиться не хотят совсем. Они не любят выполнять задачи, требующие хотя бы минимального умственного напряжения. Родителям таких учеников ни в коем случае нельзя пускать обучение на самотёк. Надо систематически прилагать дополнительные усилия к тому, чтобы поддерживать в детях интерес к учебе. Эти 10 советов психолога помогут заставить ребёнка учиться хорошо.

1. Создать хорошую учебную обстановку.

Рабочее место ученика дома должно быть хорошо и правильно оборудовано. Сюда не должны доноситься звуки из других комнат. Здесь должно быть чисто, уютно и светло.

2. Научить ребёнка ставить цели.

Цели должны быть достижимыми в сравнительно небольшие промежутки времени. Если цель легко достичь, учиться совсем не так и страшно.

3. Не требовать от ребёнка слишком многого.

Некоторые родители постоянно оказывают на ребёнка давление с тем, чтобы он всегда хорошо учился. Но это не всегда возможно. Невозможность достичь поставленных родителями целей часто приводит к развитию у ребёнка депрессии, плохого поведения и вызывает отвращение к учёбе.

4. Показать, что учёба - это важно.

Многие из учеников, которые плохо учатся, не понимают, зачем они вообще ходят в школу. Для них существуют более интересные дела, а школа служит им помехой. Таким детям важно рассказать, почему им необходимо учиться, что даёт обучение и как это всё пригодится в будущей жизни.

5. Использовать интересные методы обучения.

Это больше относится к учителям. Интересной деятельностью всегда дети занимаются с большим желанием, чем рутинной и скучной. Хотя, впрочем, это спорный вопрос. Если ребёнку очень давно учиться не нравится, знаний по различным предметам практически нет, а школа не вызывает ничего, кроме отвращения, то какие методы работы ни используй, заинтересовать ученика практически невозможно. Возможно, и здесь ребёнку смогут помочь родители, если у них хватит фантазии интересно поработать с ним над домашней работой.

6. Концентрироваться на тех областях знаний, которые вызывают у ребёнка наибольший интерес.

У каждого ребёнка свои интересы. Одних притягивает музыка и музыкальные исполнители, других - компьютерные игры. Если изучаемые в школе предметы будут хотя бы минимально соприкасаться с подобными темами, учиться станет гораздо интереснее.

7. Поощрять ребёнка.

Поощрение и похвала творят чудеса. Если ребёнок находится в депрессии, бесполезно его ругать и заставлять заниматься. Лучше всего похвалить за то, что он может сделать. Вы увидите, что с каждым разом ему будет хотеться сделать всё больше и больше.

8. Помогать учиться.

Многие родители считают, что обучать ребёнка должна только школа, поэтому не считают нужным помочь ему разобраться с трудным домашним заданием. А ведь многие ученики не любят учиться только потому, что не понимают какой-либо предмет или даже несколько. Если родители отложат свои дела и помогут с этим ребёнку, интереса к учёбе у него будет гораздо больше.

9. Поощрение конкуренции.

Совершенно не обязательно заставлять ребёнка быть лучше всех во всём, но надо обязательно его похвалить, если он лучше всех в классе написал контрольную или ответил на уроке. Желание и на следующем уроке получить хорошую оценку поможет ребёнку лучше подготовиться к уроку.

10. Награждать за достижения.

За большие успехи в учёбе ребёнка можно не только похвалить, но и вручить ему небольшой подарок. Некоторые родители не знают, что дарить своим детям, поэтому часто дают им деньги, особенно, если дети учатся в старших классах. Это не всегда правильный подход. То же самое касается и подарков. Дети быстро привыкают к такому отношению и без подарков в дальнейшем просто уже ничего не хотят делать. Если у вас всё-таки ограниченный бюджет, возможно, к этому прибегать и не следует.

Отсутствие мотивации при обучении - серьёзная проблема среди учеников. Помочь вызвать интерес к учёбе им могут учителя и родители. Самое простое средство - похвала и поощрение. Благодаря этим нехитрым способам дети способны преодолеть нежелание учиться и смогут достичь успеха в учёбе.

Учёба в школе далеко не всем детям доставляет радость, а выполнение домашней работы порой становится настоящим испытанием для всей семьи. Ребёнок готов заниматься чем угодно, только не скучными заданиями. Родители, не зная, как себя вести, часто совершают ошибки, только усугубляя ситуацию. Как же убедить школьника делать уроки? Как сделать так, чтобы учебный процесс стал для него интересным и занимательным?

Выяснить причину - половина успеха

Прежде чем решать проблемы с учёбой, взрослые должны выяснить, почему конкретно ребёнок не хочет учиться и выполнять домашние задания. Такая позиция может объяснять самыми разными причинами:

  1. Нет мотивации к учёбе, понимания того, зачем вообще она нужна.
  2. Элементарная лень (обусловлена самим характером ребёнка).
  3. Школьник боится совершить ошибку, зная, что родители будут его ругать.
  4. Переутомление. Помимо школы ребёнок посещает ещё, например, кружок рисования и спортивную секцию.
  5. Конфликты в учебном заведении. Если сына или дочь в классе обижают, высмеивают, естественно, учёба отодвигается на второй план, ведь ребёнок погружён в психологические проблемы.
  6. Ученик плохо понимает определённый предмет, и домашнее задание по нему, соответственно, воспринимает как продолжение школьной пытки.
  7. Зависимость от гаджетов. Ребёнку просто не интересно учиться, когда под рукой есть такие увлекательные достижения современных технологий.

Прежде всего нужно выяснить, почему ребёнок не хочет делать уроки - возможно, он боится ошибиться и разозлить родителей или, например, не складываются отношения одноклассниками

Видео: почему дети не хотят учиться

Как правильно воздействовать на ребёнка

После выяснения причины нежелания учиться (в ходе откровенной беседы с ребёнком, учителем, путём своих наблюдений) следует уже принимать конкретные меры. Главное - вести себя предельно деликатно, проявлять терпение, но в то же время настойчивость.

  1. Создание мотивации. Необходимо доходчиво объяснить своему чаду, зачем ему нужно учиться, используя для этого не туманные понятия («ты должен сделать карьеру, занять определённое положение в обществе»), а вполне простые: нужно получить профессию. Это позволит найти хорошую работу, чтобы покупать себе всё необходимое, ездить отдыхать, в свободное время заниматься любимым делом. Кроме того, важно указать и духовную составляющую учёбы: результатом станут ценные знания, которые нельзя купить за деньги.

    Очень важно создать у ребёнка мотивацию к учёбе - нужно получить профессию, чтобы зарабатывать деньги на желаемые вещи, например, на автомобиль

  2. Личный пример. Прежде чем наставлять ребёнка, взрослые должны проанализировать свою личность - собственное отношение к работе, домашним обязанностям. Хорошо продемонстрировать, что учёба, например, для папы всегда была на важном месте, а мама и сегодня продолжает учиться: самостоятельно осваивает ещё один иностранный язык, онлайн-курс живописи или какую-нибудь интернет-специальность.

    Замечательно, если мама или папа продолжает учиться, самосовершенствоваться, например, осваивает онлайн-курс живописи

  3. Подтянуть конкретный предмет (например, физику или химию, которые хорошо понимают не все дети). Взрослый может сделать это сам, в трудных случаях стоит нанять репетитора.

    Если у школьника трудности с конкретным предметом, необходимо родители должны уделить ему пристальное внимание или же нанять репетитора

  4. Уделить внимание здоровью, скорректировать режим дня, чтобы устранить усталость. Возможно, придётся отказаться от посещения секции или кружка, если это, действительно, отнимает у ребёнка много сил (иногда младшие школьники ходят на дополнительные занятия не столько по своей воле, сколько из-за амбиций родителей). Интересно, что специалисты выяснили, что наилучшее время для выполнения домашнего задания - это период с 15.00 до 18.00: в это время мозг школьника проявляет высокую работоспособность. После школы не нужно сразу же сажать ребёнка за уроки: обязателен обед и отдых хотя бы в течение 30 минут.

    Режим дня очень важен - после школы ребёнок должен обязательно пообедать и какое-то время отдохнуть и только потом приниматься за уроки

  5. Бороться с зависимостью от гаджетов (планшета, компьютера, телефона). Не нужно полностью запрещать их, а только ограничивать время пользования, убеждать сына или дочь, что есть множество других интересных занятий.
  6. Разрешение школьных конфликтов с одноклассниками. Часто помогает откровенная беседа с учителем (особенно в начальной школе). Если же всё очень серьёзно, стоит решать вопрос кардинально - поменять класс или даже школу.

    Иногда разрешить конфликты с одноклассниками помогает откровенная беседа с учителем, в трудных ситуациях возможен перевод ребёнка в другой класс и даже школу

  7. Вырабатывать у школьника организованность, самостоятельность. Важно объяснить своему чаду, что выполнение уроков для него - это обязанность (то же самое, что для родителей работа). Здесь нужно на практике показать последствия действий ребёнка: например, быстро и качественно выполнил задание - осталось время на игру, сделал всё сам, без помощи мамы - она в это время приготовила вкусное блюдо, маме приходится сидеть рядом и контролировать процесс - придётся вымыть за неё посуду.
  8. Хвалить школьника за малейшие успехи и достижения, вселять уверенность, что будут ещё большие результаты. Нужно чаще употреблять фразы типа «У тебя получается всё лучше и лучше!», «Будешь продолжать в том же духе, скоро будешь делать всё на отлично!». Даже если старания ученика привели к неудаче (плохо написал контрольную), нужно успокоить сына или дочь, уверить, что в следующий раз всё будет намного лучше, главное - заниматься.

    Очень важно хвалить ребёнка за малейшее достижение, вселять в него уверенность, что в следующий раз всё будет ещё лучше

  9. Чаще подчёркивать положительные качества ребёнка, даже если они непосредственно не связаны с учёбой. Например, это обаяние, желание помогать другим и пр. Самооценка будет повышаться, и школьник почувствует большую уверенность в своих возможностях.

Родители должны помочь ребёнку организовать сам процесс выполнения домашнего задания. Например, начинать лучше с наиболее сложных предметов (например, для моего сына-второклассника, как и для многих других детей, это русский язык), а затем уже переходить к более лёгким. Ни в коем случае не нужно акцентировать внимание, что предстоит трудное задание (даже если оно на самом деле такое), наоборот, следует внушать школьнику, что всё просто, и он без труда справится.

Возрастные особенности проблемы

Очень часто нежелание учиться и выполнять домашние задания возникает уже в первом классе. Часто родители сами виноваты в такой ситуации - они жалеют «малыша», считают, что не должны нагружать ребёнка, чтобы он лучше адаптировался. На самом деле первый год обучения в школе - это «золотое время», от которого во многом зависят дальнейшие успехи в учёбе. С самого начала нужно дать понять первокласснику, что началась новая жизнь, и домашние задания - её обязательная, очень важная часть.

Родители изначально должны внушить малышу, что началась новая жизнь, и учиться и выполнять домашние задания нужно обязательно

Здесь большое значение имеет личность первого учителя. Если ребёнок любит его, доверяет, то проблемы возникают очень редко. Когда же малыш боится педагога, между ними нет взаимопонимания, это плохо сказывается на его учёбе и желании выполнять домашнее задание.

Часто проблемы с учёбой возникают в переходном возрасте (12–13 лет). Это связано с психологическими трудностями данного периода - начинается половое созревание, подросток конфликтует с окружающими взрослыми, стремится к самовыражению, порой переживает первую влюблённость. Многие дети на фоне всего этого забрасывают учёбу, прогуливают уроки, пренебрегают домашним заданием, что, естественно, сказывается на оценках.

Задача родителей - не «наседать» на сына или дочь, а постараться добиться взаимопонимания, чаще разговаривать с ребёнком, вникать в его переживания, чтобы вместе преодолеть трудности переходного возраста.

В нелёгком подростковом возрасте многие дети начинают пренебрегать учёбой, а родители усугубляют ситуацию своими упрёками

Видео: как помочь ребёнку, который не хочет делать уроки (советы психолога)

Типичные ошибки родителей

Пытаясь заставить сына или дочь учиться, выполнять домашнее заранее, взрослые часто совершают ошибки (часто потому, что с ними аналогично поступали родители в детстве). Между тем некоторые вещи делать недопустимо - они только усугубят проблему:

  1. Ругать за неудачу. Многие дети от этого только замыкаются в себе, желание учиться отпадает окончательно. Делать ошибки - естественно, это способ получения опыта.
  2. Обещать подарки за хорошие оценки, выполнение конкретного задания. Взрослые считают это хорошей мотивацией, на самом же деле запросы ребёнка будут только расти, он не осознает, что учёба - это ежедневная обязанность, которая необходима, прежде всего, не родителям, а ему самому.
  3. Делать уроки вместо ребёнка (обычно это начинается в начальной школе). Малыш понимает, что его обязанность - просто переписать выполненное задание. В итоге у него возникает уверенность, что для достижения цели необязателен личный труд, всё можно сделать за счёт других. А это породит большие проблемы - как в школе, так и в целом в жизни.
  4. Излишний контроль за успеваемостью своего чада. У ребёнка создаётся впечатление, что всё в мире «вращается» только вокруг учёбы. Конечно же, она очень важна, но остальные сферы жизни тоже имеют немалое значение (семейные традиции, спорт, общение с друзьями, воспитание ценных моральных качеств).
  5. Чрезмерные амбиции родителей. Иногда у взрослых, действительно, завышены требования: они стремятся не просто заинтересовать школьника учёбой, приучить делать уроки, а вырастить юное дарование. Так, мама заставляет переписывать домашнее задание из-за мелочей, добиваясь идеального выполнения. Естественно, у ребёнка возникнет ещё большее нежелание делать что-либо.
  6. Использование физических методов наказания (пресловутый «ремень»). Если держать школьника в страхе, он, конечно, будет учиться, выполнять задания, но ни о каком психологическом контакте со взрослым не может быть и речи. Рано или поздно наступит момент, когда ребёнок подрастёт и сможет ответить взрослому в том же духе. Другой вариант - формирование сниженной самооценки и массы комплексов.

Чтобы убедить ребёнка учиться, недопустимо наказание, тем более использование физических методов

Учёба для школьника - это самая настоящая работа с успехами и проблемами, взлётами и падениями. И бесполезно заставлять своё чадо учиться силой, делать уроки из страха наказания. Родители должны проявить весь свой такт и терпение, уважать в своём сыне или дочери личность. Главное - создать у ребёнка правильную мотивацию, тогда появится стремление к достижению цели, и попутные трудности легко разрешатся при участии близких людей.

Нежелание учиться – популярная проблема в школьной среде. Многие родители ошибочно заставляют ребенка (подростка) учиться методом наказаний, принуждений, требований. Заставлять – не лучший вариант. Нужно замотивировать подростка и узнать причины школьной дезадаптации (нежелание учиться – один из ее элементов). О том, как пробудить в ребенке учебную мотивацию, и пойдет речь в данной статье.

Учебная мотивация выходит из системы , которая опирается на познавательные , цели, интересы, стремления, идеалы, установки . Учебная мотивация одновременно является устойчивой, раскрывая содержательные аспекты (осознанность деятельности, самостоятельность, обобщенность, доминирование, действенность), и динамической системой. Динамика системы мотивов зависит от индивидуальных особенностей ребенка: устойчивости, силы, переключаемости, эмоциональности – в общем врожденных особенностей психики. Оговорюсь, что в статье речь идет о здоровых детях с проблемами в мотивации, а не о детях с врожденно обусловленными трудностями, например, при .

Учебная мотивация:

  • определяет направление учебной деятельности;
  • позволяет найти способы реализации и достижения целей;
  • задействует эмоционально-волевую сферу личности.

Учебные мотивы бывают внутренними, внешними и личными. Внутренние – интерес к содержанию деятельности и самореализации, внешние – интерес к другим атрибутам деятельности, например, общению и играм на переменах, личные – личностные убеждения и потребности, самоуважение, авторитет.

Успех деятельности зависит от мотивации, а она:

  • от индивидуально-личностных особенностей ученика;
  • личности учителя;
  • специфики предмета;
  • организации деятельности.

Работать нужно над формированием внутренней и личной мотивации. А вот требованиями и принуждением можно добиться в лучшем случае внешней, формальной мотивации. Именно она служит ответом на социальные нормы, обязательства, принуждения, ожидания родителей. Но внешняя мотивация губительна для личности и крайне неустойчива.

Причины потери мотивации

Нежелание учиться вызывают:

  • «гормональная буря» в с сопровождающим ее кризисом идентичности и неопределенности будущего;
  • проблемные взаимоотношения ученика и учителя;
  • у учеников начальных классов;
  • неудовлетворительная продуктивность и успешность учебной деятельности;
  • индивидуально-личностные и возрастные особенности усвоения знаний, например, у девочек в 7-8 классе из-за полового созревания ухудшается восприимчивость к учебе;
  • непонимание цели обучения, процесс не представляет ценности;
  • страхи перед школой и сопровождающими ее отношениями, процессами.

Как сформировать мотивацию

Сформировать личную мотивацию позволит учет индивидуально-личностных особенностей и возможностей ребенка. Уже в начальной школе заметны отличия детей: особенности склада ума, . Не нужно требовать от всех детей одинаково хорошего усвоения всей школьной программы. Как и не нужно думать, что всем детям подходит единый набор методов и средств обучения.

Нужно выявить задатки ребенка и развивать их, не пытаться делать из математика литератора, а из спортсмена музыканта. Забудьте об оценках, это не показатель успешности ребенка. Оценки – часть внешней мотивации. Ваша цель – развить в ребенке интерес, направив его по адекватному его возможностям и способностям пути. Если ребенок учится в своем направлении, то проблем с мотивацией не возникнет.

Познавательные мотивы (интерес к усвоению знаний) формируются через специфику подачи материала. Даже если деятельность интересна сама по себе, нужно уметь корректно организовать процесс обучения. Оптимальный вариант – проблемное обучение. В каждой задаче должна быть проблема, вопрос, противоречие, которое ребенок захочет и сможет сам или с помощью родителей решить. Материал должен быть чуть дальше и сложнее возможностей ребенка: не прост (уже не интересно и понятно), но и не очень сложен (еще не интересно и не понятно).

Младшие классы

Забудьте о тотальном контроле и принуждениях, замените это доверием и взаимоуважением. Младшим школьникам ставьте маленькие задачи (в силу особенностей психики дети в начальных классах пока не могут думать о далеком будущем и больших целях). Обязательно хвалите за успех и разбирайте неудачи.

Средние и старшие классы

В подростковом возрасте (средние и старшие классы) важно дифференцировать процесс обучения. Похвала уже не поможет. Нужно заинтересовать ребенка. Целесообразно нанимать репетиторов по тем предметам, к которым у ребенка выявлены способности, а не наоборот. Помогите подростку определиться и выстроить личный путь, позвольте ему идти по этому пути, помогайте. Важно разговаривать с подростком и помогать решать второстепенные проблемы (любовь, профессиональное определение, дружба), чтобы они не мешали учиться.

  1. Посетите школьного психолога и выясните особенности своего ребенка: склонности, задатки, темперамент, свойства психики. Попросите составить программу развития.
  2. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не требуйте от него своих желаний, не пытайтесь прожить новую жизнь в его лице, не заставляйте реализовывать ваши несбывшиеся мечты и амбиции.
  3. Познакомьтесь с учителем и особенностями школьной программы. Родительское право и обязанность – дать ребенку хорошее и адекватное его возможностям образование. От личности учителя, особенно в начальной школе, зависит многое, в том числе мотивация учеников. Компетентен ли педагог, интересен, состоятелен как личность? Вы имеете полное право изменить место образования, если считаете, что в данном учреждении вашему ребенку не могут дать соответствующих знаний, умений и навыков.
  4. Поговорите с ребенком, спросите, что ему интересно, есть ли какие-то проблемы в школе, чем он хочет заниматься. Подберите вместе программу дополнительного образования, свяжите ее со школьной программой.
  5. Личный пример. Ценность обучения должна происходить из , как и уважение к профессии учителя и вообще труду. Детям свойственно перенимать привычки родителей. Если вы сами относитесь к школе как к вселенскому злу и мучению, радуетесь, что у вас это позади, а ребенку еще мучиться и мучиться, говорите это ему напрямую, то хорошего ждать не стоит. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего обучения и работы, саморазвития.
  6. Не пытайтесь расставлять акценты на предметы, связанные с будущей профессией. В начальной школе можно понаблюдать за ребенком, выявить его склонности. В средней школе – ставить акцент на то, к чему есть способности. И уже в 9-11 классах определиться с профессией (сам ребенок решит) и, возможно, перефокусировать внимание. Хотя обычно, если акценты расставлены правильно, по способностям и интересам, то и профессия дальше находится сама собой именно по этому направлению. Расставляя акценты, не забывайте, что остальные предметы тоже нужно усваивать, раз они есть в программе, просто не стоит гнаться за высокими баллами и «насиловать» ребенка.
  7. . Оптимальный вариант, чтобы скрасить любую деятельность и сделать интересным даже самый скучный, но нужный материал – творчество. Младшим школьникам поможет наглядность и красочность, подросткам – ориентация на жизнь, причем актуальные в их среде веяния.
  8. Не бросайте ребенка в трудной ситуации, помогайте решать задачи, выполнять домашние задания, общайтесь. Не исключено, что пропажа интереса к деятельности – последствие непонимания получаемых знаний.
  9. Предоставляйте ребенку выбор из нескольких приемлемых для вас и подходящих для него вариантов. Во-первых, это создаст у него чувство хозяина жизни и пробудит ответственность, во-вторых, не вызовет подростковых реакций отрицания и оппозиции.
  10. Старайтесь избегать наград и наказаний за обучение вообще (это внешняя мотивация). Мотивировать школьника, например, деньгами – ошибочный путь, хотя любим многими родителями. В малых количествах критику использовать, конечно, нужно, но оценивать словами и только поступки ребенка, а не его личность. Притом порицаний все же лучше избегать, неудача сама по себе губительна для психики, лучше вместе разобрать причины и план действий, чтобы ситуация не повторилась. В начальных классах похвала обязательно должна присутствовать, так как взрослый и его оценка остается ведущей, хотя и вытесняется понемногу оценкой сверстников.
  11. Сотрудничество, взаимоуважение и доверие – основа успешного обучения. Эти компоненты должны присутствовать как в отношениях учителя с учеником, так и учеников с учеником, родителей с ребенком.
  12. Оценка – самый сложный элемент обучения. Как в школе, так и дома сравнивать нужно новые успехи ребенка с его прежними, а не одного ребенка с другим. Например, за прошлую работу ученик получил тройку и сделал десять ошибок, а за новое задание получил ту же тройку, но с тремя ошибками. Оценка та же, но успех налицо. И об этом успехе нужно говорить, нужно подчеркивать личный прогресс. Один родитель заругает: «Опять тройка! Что ты за бездарь!», чем окончательно убьет в ребенке интерес, мотивацию и веру в собственные силы. А другой скажет: «Ух ты, всего три ошибки. Это гораздо меньше, чем в прошлый раз. Ну и что, что тройка, мы с тобой еще чуть-чуть позанимаемся, и будет четыре. А если и не будет – ничего страшного, я горжусь тобой». И мотивация снова оживет, самооценка сохранится.
  13. Проанализируйте основные когнитивные способности ребенка: , внимание, . Если отмечена слабость в какой-то сфере, то подберите упражнения для тренировок.
  14. Важно качество обучения, а не количество. Нужно объяснить ребенку, что это необходимо прежде всего ему для саморазвития и дальнейшей жизни.
  15. Основная проблема школьного обучения – сухость знаний, их оторванность от реальной жизни. С этой проблемой активно борются, но повсеместного распространения новой политики обучения пока не наблюдается. Если учитель вашего ребенка не может преодолеть барьер между наукой и жизнью, то сделайте это сами. «Переведите» ребенку информацию, найдите ассоциации и связи с реальной жизнью и скорым будущим.
  16. Купите дополнительную литературу, справочники, словари, фильмы. Проведите связующую нить от знаний к кумирам ребенка. Да, для этого и самим придется покопаться в источниках, расширить собственный кругозор. Дайте ребенку максимальное количество средств для самореализации.
  17. Помогите ребенку составить распорядок дня, спланируйте время выполнения уроков и отдыха.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

Все чаще и чаще к детским психологам обращаются родители, чьи дети отстают от школьной программы или учатся исключительно «из-под палки».

«Как заставить ребенка учиться в школе?!» — требуют ответа заботливые мамаши. «Дочь совершенно бездарна!» — досадуют любящие отцы. Но никто из них не видит в этом своей вины, ведь они «все делают для того, чтобы ребенок хорошо учился!» Давайте разберемся, кому нужно, чтобы ребенок получал хорошие отметки, вам или ему? В современном обществе школьные оценки волнуют больше родителей, нежели самих школьников. И именно поэтому школьник плохо учится.

Типичные ошибки родителей

Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться, советы психологов помогут правильно построить отношения со школьником. Делать домашние задания самостоятельно и вовремя, стараться разобраться во всем самому прежде чем обращаться за вашей помощью — это залог успеха в учебе. Таким хотят видеть своих детей большинство родителей. И это же большинство делает все для того, чтобы их дети не были такими. Не специально, конечно, не осознанно, но делают.

Есть два варианта ошибок, которые непременно ведут к плохим отметкам, и это ошибки родителей, а не детей.

В первом случае родители совершенно не уделяют школьнику внимания, и учеба не волнует ни их самих, ни, как следствие, их ребенка. Это редкие случаи неблагополучных семей и заниматься этим должны исключительно специалисты.

А вот второй вариант самый распространенный: постоянный контроль, завышенные требования конкретно для этого ученика и упреки. Часто дети, которые не очень преуспевают в учебе, не умеют решать свои проблемы без помощи родителей, так как каждый вечер папа или мама садится делать уроки с учеником 5-6 класса. Уроки, которые ребенок должен и обязан учить сам.

Как научить ребенка учить уроки самостоятельно

Всем родителям следует запомнить одно простое жизненное правило, касающееся школьников: учить уроки вместе с ребенком допускается максимум до окончания второго класса, дальше школьник должен сам заниматься своей учебой, иногда обращаясь к вам за помощью.

Осознав, поняв и применив это, вы избавите и себя, и своих детей от множества проблем и забот. Если к этому времени вы не приучили ученика делать уроки самостоятельно — дальше будет только хуже, причем и вам, и вашему чаду. Если же вы совершили такую ошибку и приучили ребенка ждать маму с работы и только вместе с ней садиться за уроки, постарайтесь постепенно, набравшись терпения, отойти от этой привычки.

Пытаясь найти решение, как заставить ребенка хорошо учиться, нельзя давать ему свободу действий резко и сразу:»С сегодняшнего дня ты делаешь домашние задания сам!» Это будет шоком и стрессом для детской психики, которая еще даже не знает, как это можно сделать самому, если уже несколько лет это делалось только вместе с мамой или папой. Начните издалека, например, легкие задания доверьте школьнику выполнить самому и посмотрите, как он справится.

Возможно, с первого раза у него не получится сделать все правильно или вовремя, имейте терпение, не ругайте, не упрекайте, не поторапливайте, ни в коем случае не произносите фразы «Ну вот, ты без меня даже это сделать не можешь!» Это погубит в ребенке все задатки самостоятельности и веру в себя.

Когда часть заданий школьник сможет решать сам, увидит, что это возможно и даже легко, он сам захочет делать остальные уроки тоже самостоятельно, ведь это намного приятнее, когда никто не стоит за спиной и не тыкает пальцем в ошибки. Но для этого, возможно, придется .

Но давая дочери или сыну возможность учиться самостоятельно, вы также должны дать ему право на ошибки и на плохие отметки. Поверьте, для ребенка, для его будущего, для формирования его личности будет лучше получать свои честно заработанные тройки или даже двойки, чем оценки четыре или пять за задания, выполненные мамой или с помощью папиного ремня. Получив свою законную двойку, ребенок должен сам для себя определить те чувства и эмоции, которые вызывают у него такие отметки.

Обычно детям не нравится быть «отсталыми» и они стараются тянуться хотя бы на уровень выше. Если им в этом не мешать, то этот уровень будет достигнут. Бывают случаи, когда школьнику не особо и важно, какие оценки ему ставят учителя и какие лекции читает ему директор, в таком случае позвольте ему какое-то время быть двоечником.

Ведь вы не перестанете его меньше любить из-за каких-то отметок? Конечно же нет. Можете утешить себя тем, что по исследованиям психологов именно двоечники обладают более развитой фантазией и изобретательностью, творческим подходом к самым сложным ситуациям, поэтому часто именно двоечники становятся бизнесменами или основателями преуспевающих компаний. Они, если сказать простым языком, умеют вертеться и воспринимают критику и чужое мнение гораздо проще, чем отличники.

Но не стоит думать, что отличником быть плохо. Нет, хорошо учиться — это правильно и здорово, если это происходит легко и у ребенка есть желание и тяга к учебе. Если же нет мотивации, стремления у самого ребенка, а не у родителей, то никакие репетиторы не помогут.

Секреты правильной мотивации

Правильно объяснить, зачем ему нужно хорошо учиться — это уже полдела на пути к тому, как заставить ребенка учиться в школе. Но, к сожалению, это редко у кого получается. Чаще всего родители «мотивируют» своих чад так:»Будешь хорошо учиться — куплю велосипед к лету» или и «возьмем в дом «.

Это с одной стороны правильно, ведь поощрения за тяжелую работу должны быть, но только если это не перейдет в привычку и в торгово-рыночные отношения. В один прекрасный момент у вас не будет возможности купить очередной подарок, и ребенок почувствует себя обманутым. Или же наоборот, если возможность есть всегда, то запросы вашего «оплачиваемого работника» будут расти с каждым годом.

Другая распространенная мотивация знакома, наверное, каждому:»Будешь хорошо учиться, поступишь в институт!» И все. Максимум, что объясняют родители дальше, это о «высокооплачиваемой работе», которая непременно ждет того, кто закончил институт. А ведь врать нехорошо. Будьте честны сами с собой: высшее образование никому не гарантирует успешной карьеры и счастливой жизни. В то же время нужно направлять ребенка постарше на поступление в ВУЗ, заинтересовав его новыми знаниями и перспективами, которые дает институт и университет. Именно перспективами, а не гарантиями.

Ученика младшего школьного возраста мотивировать легче, можно объяснить, что выучив таблицу умножения, он сможет считать деньги и вы отправите его одного за покупками. А научившись грамотно и аккуратно писать, он сможет отправить письмо любимому актеру или персонажу мультфильма. Главное — не обманывать ребенка и выполнять обещанное. И постоянно хвалите своих детей, даже за небольшие достижения.

Если осознать, что счастье человека зависит не от школьной золотой медали, а от правильного развития Личности, то оценки вашего ребенка будут волновать вас меньше, чем его здоровье, психо-эмоциональное состояние и отношение к жизни.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх