Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с овз. Коррекция дислексии у младших школьников: упражнения

Коррекционная работа.

Устранение фонематических дислексий.

Фонематические дислексии связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы:
Фонематического восприятия;
Фонематического анализа и синтеза слов;
Выделение звуков на слух в потоке речи и дифференциация звуков;
Определение количества звуков в слове, название их по порядку.

Упражнения по развитию фонематического восприятия и
слогозвукового - буквенного анализа.

1. Выделение гласного звука среди других гласных: (у) ау, эуа, аыо, иоу и т.д.
2. Назвать и показать первый гласный звук в сочетаниях гласных: уиа, аио, эоы, оиу…
3. Повторить за логопедом сочетания гласных звуков: уиу, уиуа, аиуо…
4. Выделение гласных звуков из слов (начало слова):
Ударная позиция:
Окунь, узел, аист, окна, угол, имя, ужин, эхо, отпуск.
Безударная позиция:
Аптека, изюм, арбуз, улитка …
Если дети уже знают буквы, то поднимать соответствующую букву.
Выделение гласного звука в любой позиции.
5. Выделение согласного звука на слух в потоке речи (начало слова, конец слова, в любой позиции). Можно поднимать соответствующую букву. (Игра «Пограничники». Выделить первые звуки, составить слово),
6. Определение места звука в слове.
7. Повторение за логопедом слоговых рядов.
Сочетание гласных (ранее);
Па-па-ап
Ло-лу-лы
Со-со-шо, шу-су-шу
СА-ша-ща
Сас-сос-сус
Пра-про-пру.
8. Упражнения для развития ритмической структуры слова:
Тататататата…
Тата – тататата …
Та-тататата, та-татата …

Та-та-та
То-то-то
Ту-ту-ту
9. Отобрать картинки или записать только те слова, где есть нужный звук.
10. Дифференциация звуков. Расставить картинки (или записать слова) в 2 столбика (Игра «Нагрузим грузовики»).
11. Назвать картинки, выделить звук, обозначить буквой.
12. Придумать слова с заданным звуком (или найти эти слова на сюжетной картине).
13. Разложить картинки (или слова, или записать слова) в 3 столбика.
14. Разложить картинки (или слова на карточках) в 2 столбика – двусложные слова с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге.
15. Придумать слова
Или выбрать из множества картинок и слов, или найти на сюжетной картинке слова.
Игра «В огороде», «В лесу» и т.д.
Пошли дети в огород, а там выросло много всяких овощей. Вот красный помидор … (Надо найти из множества схем ту, которая подходит к слову, помидор, а вот и горох …
16. Определить на слух, каким по счету в слове парта стоит звук (т)…
17. Ещё труднее, провести полный анализ слов, т.е. назвать на слух, сколько в слове слогов, звуков, гласных, согласных, твердых и мягких согласных, звонких и глухих.
18. Если дети знают буквы, то следующий этап анализа слов – это обозначить звуки буквами. Для этого лучше подбирать такие слова, где количество звуков не совпадает с количеством букв (соль), где звук не соответствует букве, чтобы сразу же развивать у детей орфографическую зоркость (дуб, корова).
19. Проводить игры по типу «Поля чудес».
20. Игра «Кто больше составит слов из данного слова: сверло – село, ров, вор, сев, вес…».
21. Составить слова из данных букв: т, с, о, м, и, з, а. «Что в корзине у Кирюши».
22. Игра «Кто больше придумает слов с буквами ол по середине»?

о л

23. Какие здесь могут быть слова?

о о о
24. Игра «Шифровальщик». Шифровальщик придумывает слово и зашифровывает его. Вариантами шифровки будут пропуски букв, перестановки букв в слове: жыил – лыжи, ански – санки, нолс – слон. Составляют и записывают слова. Из расшифрованных слов дети убирают лишнее.
25. Игра «Бюро находок». Зон – зонт, утг – утюг.
26. Игра «Буква заблудилась». (Чтобы дети понимали смысл читаемого).
Корова- корона
Мама с почками (бочками) пошла по дороге вдоль села.
Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.

27. Игра «Составь слово». У детей карточки со слогами, у логопеда тоже. Логопед прочитывает свой слог, а дети у себя пишут такой слог, который вместе с названым составит слово (ко-сы, мы-ло), или соединяют написанные на доске слоги:
Во ва
Со сы
У са
Ро вок
О да

28. Игра «Варим щи»

Давай сегодня, варим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом было щей немножко!
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.

Ы, е, и, к, я, п, л, щ, ц – щипцы, ящик, клещи.

29. Преобразование слов.

а) Изменение одной буквы: мышка-мошка-мушка…,
ночка-дочка-почка-бочка…

б) наращение слов одной или несколькими буквами:
- превратите слово пол в полк, рот в крот, вол в ствол.
в) Перестановки букв и слов:
Лыжи-жилы.
Пила-липа,
Нос-сон

30. Работа со слоговой таблицей
А О У Ы И
Н НА НО НУ НЫ НИ
К КА КО КУ КЫ КИ
Т ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
С СА СО СУ СЫ СИ
Л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ

А) Логопед показывает на буквы и слоги, дети читают слова.
Б) Ученики сами составляют слова: «Кто больше?» (из 3- букв, 4-х, 5-и…).

31. Логопед составляет слово из букв разрезной азбуки. Затем говорит: «Раз, два, три! Усни!» и делает перестановки букв или слогов в слове. «Раз, два…» дети читают новое слово и говорят, что изменилось. (Масло-смола).
32. Поставить буквы в названном порядке.

II. При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения в процессе чтения. В основе оптических дислексий лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически, нарушения зрительного восприятия и памяти; недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Поэтому при устранении данного нарушения проводится работа по следующему плану:
1. формирование зрительного восприятия;
2. развитие зрительной памяти;
3. формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Упражнения, игры.

1. Найти букву среди других букв в тексте.
2. К печатной букве поставить письменную и наоборот (можно в виде игры).
3. Определить буквы в неправильном положении (разного цвета), перевернуть, прочитать.
4. Обвести контуры букв (печатных и письменных). Заштриховать буквы. Вырезать из наждачной бумаги.
5. Добавить недостающие элементы букв.
6. Выделить буквы, наложенные друг на друга
7. Игра: «Что изменилось?» (на предметах, картинках, буквах, словах).
8. Логопед показывает на мгновенье картинки (буквы, слова). Затем называет их по порядку, или выкладывает из азбуки буквы или пишет их. (Самые трудные – графически сходные буквы).
9. Игра «Алфавит». Кто быстрее назовет все буквы алфавит? На таблице написаны все буквы вразброс. Дети должны назвать и показать их в алфавитном порядке. Победит тот, кто затратит на это меньше всего времени. Игры «Заветный мешочек».
10. Игра «Не ошибись!». Прочитать буквы и сочетания букв:
а) а,и,и,а – аи-аи
б) и,а,а,и – иа-иа
в) и,и,а,а – аи-иа-аи
г) а,а,а,и - иа-иа-аи

11. Чтение различных слоговых таблиц:
- таблица в книге «Читаем сами».
- прямые обратные слоги
- графически сходные буквы
- со стечением согласных
- с наращением
- на дифференциации.

12. Цветовое восприятие слога, как прием обучения чтению:
кабрь - декабрь
13. Чтение слов написанных наоборот: лобтуф – футбол
14. Прочитай так, чтобы получилось слово: с ка ка л ка, тю с л а.
15. Прочитай. Сколько слов ты прочитал?
Р а еб тя пошлизагрибами.
16. Прочитай. Найди и исправь ошибки.
Дым на улице стоит
Дом из труб его валит.
17. Чтение с разными заданиями (сначала в словах, затем в текстах):
- прочитать только с буквой «а» (у,и …).
- слова с одним слогом …
- читать слова с ударением на первом слоге…
18. Сравнение предложений, в которых содержаться 1-2 одинаковых слова: Паша ударил рыбу – дети ударили рыбу.
Дети читают первое предложение и находят у себя похожее предложение, но всё же чем-то отличающееся от первого. Читают оба предложения.
19. Чтение слов, отличающихся между собой приставками, суффиксами, окончаниями: купался – искупался.
20. Чтение предложений, где встречаются слова, различающиеся окончаниями, приставками, суффиксами:
Петя посадил березу
Петя посадил березку
Петя посадит березы.

Читают, сравнивают.

21. Чтение слогов с постоянным наращиванием до слова:
Ва-рва-рвами
Ли-сли-сливы
22. Чтение с постоянным открыванием слогов.
23. На мгновенье показать слово на карточке, дети должны восстановить его из букв разрезной азбуки. (Птичка) скворец.
24. Для расширения «поля зрения» полезно читать предложения, написанные так:
А) Лара
Сама
Мыла
Раму
Б) Лара сама
Мыла раму.
В) Лара сама мыла раму.

25. Чтение текстов, где предложения разбиты на синтагмы и записаны стихотворным набором:
Гнездо у белки,
Как у птицы, устроено:
Из веточек,
Из сучьев.

26. Еще об одном методе хочется рассказать. Многолетняя практика учителей показала высокую эффективность метода орфографического чтения. В основе его лежит артикуляционная память. Но при этом подключается ещё один вид памяти – слуховая.
Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память последователь подскажет слово, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его правильно.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений артикуляционного аппарата.
Дети легко осваивают 2 вида чтения: читай как пишем, читай как говорим.
Обучая двум видам чтения, преследуем 2 цели:
1.Передачу мыслей и чувств орфографическим чтением;
2. Отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.

III. Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста.
Нарушения понимания прочитанного наблюдаются у детей с очень поздним развитием речи, с аграмматической речью, у которых выявляется недоразвитие как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи.
Приведу несколько упражнений по развитию лексической стороны речи (понимание значения слов).
1. Расширение и активизация словаря по темам понятийного словаря (овощи, фрукты…) и обобщающих слов. При работе над этим полезны игры «Четвертый лишний» (логические упражнения).
2. Логические упражнения. Разложи картинки или слова в 2 столбика:
Инструменты транспорт
Цвет предметов форма предметов
Имя фамилия

3. Объяснение значения слов паронимов:
белка-палка, нос-нёс, банка–банька.

4. Соединить слова с их объяснением:
Читатель тот, кто изобретает
Строитель тот, кто читает
Избиратель тот, кто строит

5. Дополни объяснения слов:
Вязальщик – тот, кто ……
Сварщик – тот, кто …….

6. По данному объяснению назови слово:
Очень сильный - …
Очень добрый - …
Очень здоровый - …
Очень хитрый …..
Слова для справок: здоровяк, хитрец, силач, добряк.

7. Объяснить значения родственных слов устно (или подобрать соответствующие картинки): часы, часовой, часовщик.
8. Игра «Правильно ли Незнайка объяснил образовании е слов?»
Горисный – горе,
Сырник – сырой,
Плавка – плавать.

9. Подбор синонимов:
А) Старый - …
Веселый - …
Прилежный - …
Слова для справок: оживленный, радостный, смешной, дряхлый, ветхий, древний, старательный.
Б) Игра «То же самое».
Дети читают слово, а на обороте карточки записывают синоним: глаза – очи, чумазый – грязный.

10. Игра «Все наоборот». (Устно по картинкам, по карточкам слов).
Например: с мячом, или дети читают слова и ставят их под соответствующими картинами (длинный - короткий).
11. Игра: «Что может быть тяжелым? Красным?»….
12. Назови предмет по описанию (или картинку)
- рыжая, хитрая, пушистая…
13. На одних карточках написаны загадки, на других отгадки в виде слов или картинок. Дети читают загадки, представляют отгадки.
14. Логическое ударение. Итак, устранение дислексий является дифференцированным. Методика устранения нарушений чтения строится с учетом проявлений его расстройств, характера нарушения, механизмов дислексий.

В широком понимании дислексия мнестическая – это неврологическое заболевание, в основе которого находятся трудности в овладении чтением и письмом. При этом у ребенка сохраняется способность к полноценному обучению. Термин «мнестическая» означает, что больной с трудом или вовсе не запоминает внешний вид символов («мнезис» переводится как память). В узком понимании, что сложилось преимущественно в медицине запада, дислексия – это совокупное понятие, обозначающее расстройство письменной речи.

Такой же термин существует в педагогической практике, где понятие дислексия означает нарушение чтения, вызванное незрелостью высших корковых функций головного мозга. Чтение при этом сопровождается множеством однотипных и повторяющихся ошибок.

Слогослияние – фундамент, на котором стоит дислексия. Это понятие характеризуется стойкой неспособностью читать и писать слова целиком. Так, уже взрослые дети читают и пишут по слогам. Кроме того, болезнь сопровождается не только нарушением собственно чтения, но и неполным понимаем сути прочитанного материала.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в который втягиваются многие зоны коры головного мозга. Это значит, что при повреждении этих отделов у ребенка возникает дислексия. Существует множество факторов, которые способны нарушить работоспособность высших корковых центров. В общем, все причины можно разделить на три группы: внутренние, или органические, социальные и психологические.

Механизмы дислексии

В основе нарушения чтения и письма лежат поврежденные механизмы слухо-речевой памяти. В основе запоминания как психической функции находятся процессы образования ассоциаций – нейронные сети, цепочки. При поступлении информации активизируется цепь, состоящая из отдельных звеньев. Каждое звено – это определенный участков в головном мозгу. Так, при повреждении одного или нескольких звеньев нарушается целостность сети, отчего возникает дислексия.

В широком понимании при нарушении чтения и письма можно выделить несколько общих механизмов:

Классификация

Дислексия мнестическая – это один из видов нарушения чтения и письма. Кроме мнестических дефектов существуют и прочие варианты дислексий:

  1. Фонематический вид: человек с трудом различает звуковую составляющую слога и слова. Так, пациент путает слова, которые по звуковой информации схожи между собой: холод-голод, дверь-зверь, платок-каток.
  2. Семантический вариант. Суть нарушения заключается в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного материала. При этом у него сохраняется способность к правильному чтению и письму.
  3. Аграмматическая форма дислексии проявляется неправильной грамматической составляющей предложения. Также частично утрачивается семантическая и морфологическая составляющая речи. При этом варианте расстройства в речи ребенка наблюдаются измененные местоимения и падежи.
  4. Оптическая дислексия. У людей, страдающих этой формой, наблюдается проблемное усвоение похожих букв. Так, дети не различаются буквы по их внешним признакам: Л и М, Г и Т.

Существуют и другие классификации:

По уровню патологии:

  • литеральная: ребенок не усваивает буквы;
  • словесная: возникают трудности при чтении целых слов.

По сенсорным системам:

Диагностика дислексии

Заподозрить дислексию можно, если есть такие признаки:

Заподозрив такие симптомы у своего ребенка – в первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Специалист оценит уровень речевых способностей и определит уровень патологии (психогенный или органический). В случае, если расстройство чтения и письма имеет психологическую природу – логопед, вместе с психотерапевтом начнут коррекцию.

Когда недуг обусловлен органическими причинами – лечение проводится после консультации детского невролога и ряда обследований: объективный осмотр, электроэнцефалограмма, эхоЭГ. Также для установления причины задействуется офтальмолог. Консультация у психолога – еще один способ диагностики. Так, к причинам дислексий могут относиться эмоциональные расстройства. Психолог сможет выявить эти проблемы и дать соответствующую оценку.

Коррекция дислексии

Базис при лечении расстройства – активизация всех участков головного мозга. В процессе коррекции специалисты стараются стимулировать активность правого полушария. На первых этапах ребенок работает с образами и пространственным мышлением. Дети лепят буквы из пластилина, из бумаги вырезают цифры, на ощупь отгадывают символы. Для лучшего эффекта к фигуре подключают сенсорные раздражители: цвет, форма, температура, звуки.

Коррекционная работа мнестической дислексии состоит из набора упражнений и игр. Изучение печатных букв легче всего дается при обведении их контуров. Контура лучше всего обводить яркими красками. Также буквы можно выкладывать из бисера или бусин и спичек.

Игра «чудесный мешок» содержит в себе набор упражнений. Большие буквы находятся в мешке, а ребенку с завязанными глазами должны достать их. Ребенок, доставая буквы, называет их.

Упражнение на контаминированные буквы (две существующие буквы соединяются в одну несуществующую). Задача позволяет ребенку не только изучать буквы, но и развивать воображение.

Прогноз и профилактика

Как и всякая болезнь, чем раньше произведется диагностика, тем быстрее наступит эффект от лечения. Крайне важно на первых порах заметить у ребенка хоть несколько симптомов чтоб показать его специалисту. При своевременном изучении речевых и письменных навыков прогноз благоприятный. Однако запущенный вариант течения не имеет хорошего конца.

С возрастом мозг человека становится все менее обучаемый, психические процессы становятся ригидными. Профилактика заключается в постоянном и целенаправленном развитии психических функций ребенка с помощью обычного чтения и письма.

Психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – один из способов излечить ребенка от дислексии. В ходе работы используются такие принципы:

  • объяснение ребенку его заболевания;
  • обеспечение внимания;
  • терпеливость и доброжелательность;
  • хвальба за выполненные действия;
  • стимуляция умственных способностей;
  • научить ребенка находить свои ошибки самостоятельно;
  • соблюдать гигиену труда: правильно распределять рабочее время и делать своевременные короткие перерывы на отдых.

Приемы коррекции мнестической дислексии

(из опыта работы).

Хотя бы один раз в своей практике каждый учитель начальных классов сталкивается с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями и вызывает негативные реакции . Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

В зависимости от степени дислексия проявляется в трудностях рецептивной и экспрессивной речи (языка), включая фонологический процессинг; нарушениях письма, чтения, звукового анализа, почерка и иногда математики.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичекую, оптическую и тактильную дислексию.

Хочу остановиться более подробно на мнестической дислексии.

Данный вид дислексии обусловлен нарушениями слухоречевой речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Поэтому логопедические занятия по коррекции направлены на запоминание графического образа звуков, развитие графомоторных функций, изобразительной деятельности устранение нарушения всех этапов чтения. Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Занятия по коррекции данного вида дислексии направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти и включает в себя упражнения на развитие слухоречевого и речезрительного запоминания, пространственных представлений, словесного мышления, обогащение словаря, Можно включать задания на дермалексию, на дифференциацию тактильно воспринимаемых букв, как и при тактильной дислексии, а также кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие межполушарной симметрии.

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Данная методика представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Но чтобы овладеть этой методикой, необходимо пройти специальный курс обучения.

Хочу предложить некоторые приемы работы по коррекции мнестической дислексии из собственного опыта.

На своих занятиях с детьми, имеющими сложности в запоминании букв, я использую такие виды работы, в которых задействованы разные воспринимающие модальности. Задания предполагают развитие зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти, что способствует лучшему усвоению предъявляемой информации. Например, при изучении гласных букв на первых порах я

обязательно (как и при традиционном подходе) использую красный цвет (впоследствии я ухожу от цвета, чтобы ребенок ориентировался не на цвет, а на графический образ). Чтобы дети лучше запомнили образ печатных букв я предлагаю каждую изучаемую букву обрисовывать по контуру. Буквы, которые являются для детей шаблоном, обязательно имеют трехмерное измерение, т.е. я беру не плоские буквы, а объемные. Затем мы сверяем обведенный контур с шаблоном. Контур гласных букв мы выделяем красным цветом с помощью ватных палочек и краски. Помимо этого мы обязательно используем пластилин, из которого создаем образ буквы как аналитическим, так и синтетическим способами (если это возможно). Также выкладываем изучаемые буквы из ниток и различных мелких предметов: пуговиц, бисера, наломанных спичек, скрепок и т.д. Работа по закреплению образа буквы продолжается до тех пор, пока ребенок четко не научится находить изучаемую букву на фоне других букв и символов. Для этого я использую таблицы по типу корректурных проб, печатные небольшие стихотворные тексты. Работа по усвоению графического образа занимает несколько этапов и подчиняется принципу: от простого к сложному. На начальном этапе дети находят только один вариант записи буквы (большая печатная, маленькая печатная, заглавная письменная, строчная письменная), а затем все варианты. Так с каждой буквой. А в последующем дети находят сразу несколько разных букв по инструкции логопеда. Обязательно провожу работу над пониманием того, что стоит за словосочетаниями: большая печатная, маленькая печатная, заглавная (письменная), строчная (письменная), потому что то, что нам кажется простым и понятным, у детей с мнестической дислексией (да и у обычных детей) на первых порах обучения еще не сформировалось на уровне понятия.

С печатными буквами проще – там идет ориентир на размер, т.к. большинство печатных букв действительно различаются только размером. С буквами на письме посложнее. Поэтому здесь надо четко сформировать знание о том, что «строчная» буква – это та, у которой главный элемент четко вмещается в строку (в комнатку), а «заглавная» «хочет быть главной, важной, потому и тянется выше потолка» (пол у нас – это нижняя граница строки, а потолок – верхняя). Я не боюсь уходить от научной терминологии даже в более старших классах, потому что термины – это определенная абстракция, а таким детям (да и детям вообще) легче мыслить знакомыми и понятными образами. У нас, вообще, не алфавит, а город фырчалок, хохотушек, хвастушек, певуний, иголочек, ежиков, бабушек, дедушек, лошадок, жуков, собачек, заборчиков, щук, цыплят, котов, тапочек. Некоторые буквы мы изображаем с помощью тела с произнесеним соответствующего звука. Гласные А,О,У,Ы,Э,И мы сопровождаем движением кисти и рук: А – кулачок широко раскрывается, как ротик, О – указательный и большой пальчики смыкаются в кружок, У – рука совершает поступательное движение вперед с вытягиванием кисти, Ы – руки в кулачках прижимаются в плечах, как будто держим гантелю, Э – рука вытягиватся в сторну вверх, как будто кричим другу, который сидит на дереве, И – движение от груди вверх с последующим вытягиванием руки в сторону (любой рукой). Гласные Я,Е,Ю,Е отрабатыватся так же, только перед гласными звуками идет удар кулачками друг от друга (звук и буква Й). Детям очень нравятся такие занятия. Даже «гиперактивникам» некогда заниматься посторонними делами.

Таким образом, при задействовании как можно большего количества воспринимающих модальностей и многократном повторении дети гораздо легче запоминают буквы.

Бывает, что образ какой-либо буквы ребенку абсолютно не дается для запоминания. Тогда я подключаю способ ассоциаций либо с какими-то животными, предметами, значимыми людьми, событиями, либо с помощью вкусовых или обонятельных ассоциаций.

Обязательным в работе я считаю исспользование апперцепции, которая является большим помощником. Например, для лучшего усвоения образа букв я использую игру «Чудесный мешок», где дети наощупь определяют, какую букву они нашли. Если задание выполняется правильно, ребенок объясняет, как он догадался. А если неверно, то ему это буква отдается, чтобы он обвел ее на бумаге, вырезал по контуру (причем, вся эта работа сопровождается обязательным называнием буквы вполголоса, пока другие продолжают доставать буквы из мешочка). Затем ребенку предлагается закрыть глаза, тщательно ощупать пластмассовую букву, произнести ее название и положить в мешочек. Перемешиваю буквы и предлагаю ребенку среди других букв найти именно эту. Такой вид работы способствует лучшему усвоению образа букв и, к тому же, очень нравится детям. А положительные эмоции всегда являются хорошим спутником в любой работе.

Очень люблю на занятиях использовать плакаты с «контаминированными» буквами. На них можно проводить сразу несколько видов работы, как и с корректурными пробами. Но здесь развивается еще и пространственное восприятие и представление, что немаловажно для детей, страдающих мнестической дислексией.

Для развития слухоречевой памяти и внимания использую игру «Путаница»: называю детям части тела, а показываю другие. Дети должны ориентироваться только на словесную инструкцию, а не на увиденное. Очень хороша для развития слухоречевой памяти игра «Ручеек-речка-море-океан». Суть этой игры заключается в следующем. Детям предъявляется предложение из 4-х слов. Затем логопед говорит, например, «ручеек – речка», а дети должны вспомнить первые два слова из предложения и назвать их. Если логопед говорит «океан – море», дети должны назвать последнее и предпоследнее слова соответственно. Комбинации заданий в игре могут быть разными на выбор логопеда.

Для развития межполушарной симметрии мы с детьми рисуем двумя руками (см. « Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов С. В.Коноваленко), пишем буквы поочередно и ведущей, и неведущей рукой, играем в игры – трехминутки «Сегодня главная – левая», «Руки – подружки» и т.д. Так же используем руки при ловле мяча и в других упражнениях.

Большим подспорьем в работе являются всевозможные обучающие диски от сайтов « Videourok » и «Мерсибо».

На наших занятиях, помимо коррекции дислексии, дети учатся работать на личный и общий результат, решать проблемные задачи, выстраивать коммуникации на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель», пополняют пассивный и активный словари, развивают лексически и грамматически правильную связную речь. Все занятия выстроены таким образом, что при выполнении задания, дети кому-то помогают: спасают кошечку от собачки, устраивают праздник для смешариков, наряжают новогоднюю елку и т.д. Для каждого ребенка на занятии создается ситуация успеха, а после каждого занятия заполняется экран «Цвет моего настроения». Занятия детям очень нравятся, а положительные эмоции - хороший стимул.

Хочу заметить: чтобы помочь ребенку справиться с проблемой дислексии, нужна специализированная помощь, но и педагоги, и родители тоже могут внести свой посильный вклад в коррекцию данного нарушения, тесно сотрудничая с логопедом.

Макарова Е.Р., учитель – логопед,

практический психолог, олигофренопедагог,

МБОУ ООШ№21,п.Чульман,

Республика Саха (Якутия).

Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое заключается в неспособности правильного и оперативного распознавания слов. Данное заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется сложностями в воспроизведении, понимании и осознании прочитанной информации. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, дислексия не является следствием умственной отсталости. Не связана болезнь с нарушениями слуха и зрения.

В данной статье разберемся с причинами этого расстройства, рассмотрим его симптомы, а главное, расскажем о том, как корректировать дислексию при помощи упражнений.

Суть расстройства

Данная проблема обнаруживается у детей в выпускной группе детского сада или в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать навыки чтения и письма. Ребенок не может запомнить и воспроизвести прочитанную информацию, читая, он путает звуки или меняет их местами. Более того, малыш с дислексией не понимает смысла прочитанных слов и не способен выстраивать слова в логическую цепочку при попытке пересказать содержимое.

Причины дислексии

Точные причины данного расстройства науке неизвестны. Тем не менее, врачи связывают эту проблему с генетической предрасположенностью, с поражением отдельных участков головного мозга, а также с внутриутробным развитием ребенка. К провоцирующим факторам развития дислексии относят:

  • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время вынашивания плода;
  • токсические поражения ЦНС в процессе внутриутробного развития;
  • обвитие пуповиной или ранняя отслойка плаценты;
  • асфиксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы головного мозга во время сложных родов;
  • социально-бытовой фактор и связанный с этим дефицит речевого развития.

Симптомы и формы дислексии

Чтобы понимать, как проявляется дислексия у ребенка, следует рассмотреть формы этого заболевания, которые проявляются не только в расстройстве чтения, но и в особенностях поведения ребенка.

1. Акустическая форма. У ребенка возникают сложности с воспроизведением сходных по звучанию букв (Ж-Ш, Д-Т, З-С). Малыш может пропускать их или менять местами. Кроме того, данную форму заболевания отличают проблемы с запоминанием, невнимательность, рассеянность и несобранность.

2. Оптическая форма. У малыша возникают сложности с запоминанием и воспроизведением букв, сходных по написанию (З-В, Л-М, Р-Ь). Из-за этой особенности ему сложно понять, о чем идет речь в прочитанном тексте и сложно выразить свои собственные мысли.

3. Фонематическая форма. У ребенка наблюдаются дисграфические ошибки, он нередко меняет буквы в слове, что приводит к потере смысловой нагрузки (козы-косы, дом-том). Кроме того, у человека с данным расстройством отсутствует восприятие некоторых символов.

4. Семантическая форма. Данная особенность приводит к тому, что ребенок не воспринимает и не усваивает прочитанный текст. Он плохо воспринимает информацию на звук, страдает от плохой памяти, из-за чего имеет низкую успеваемость в школе.

5. Аграмматическая форма. В этом случае у ребенка наблюдаются проблемы с воспроизведением падежных окончаний и рода существительных, из-за чего возникают проблемы с пониманием прочитанной информации (хороший была день, сильный дожди).

Стоит заметить, что дислексия влияет не только на чтение ребенка, но и на его восприятие окружающей действительности. У детей с таким недугом наблюдаются проблемы с восприятием информации, дезорганизация, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, неуклюжесть, а также гипер- или гипоактивность.

Тем не менее, дети с такой аномалией могут отличаться развитым интеллектом, они более любопытны, у них хорошо развита проницательность и интуиция, а все потому, что они воспринимают действительность в многомерном представлении. К тому же у таких детей яркое воображение и обострены все органы чувств.

Как бы то ни было, дислексию нужно своевременно выявить и корректировать, ведь она создает немало проблем ребенку. А если удастся исправить недостаток с восприятием информации, ребенок в итоге получит две качественные характеристики – высокий интеллект и развитые творческие способности.

Способы коррекции дислексии

В основе лечения дислексии лежит коррекционная работа логопеда. Именно специалист должен выявить форму заболевания и подобрать подходящую методику лечения.

Коррекция, проводимая логопедами

1. Коррекция фонематической дислексии. В данном случае работа специалиста проходит в два этапа. На первом уточняется артикуляция юного пациента (логопед показывает ему, как правильно открыть рот и где расположить язык для правильного произношения слова). Как только этот этап будет освоен, ребенок переходит к сопоставлению различных звуков, как при прослушивании, так и при произношении. Постепенно усложняя задачу, специалист добивается устранения дисграфических ошибок, которые ранее совершал ребенок.

2. Коррекция аграмматической дислексии. Данную задачу специалист решает посредством составления с ребенком сначала небольших, а затем более сложных предложений в правильном падеже и с правильными окончаниями.

3. Коррекция оптической дислексии. В этом случае специалист играет с ребенком в интересную игру – просит его отыскать нужную букву. Такая буква может быть спрятана в рисунке, среди других букв, а возможно, ее нужно не только отыскать, но и дорисовать. Применяется также составление букв при помощи счетных палочек или лепка букв из пластилина.

4. Коррекция семантической дислексии. При данной форме заболевания логопед должен научить ребенка понимать значение определенных слов. Это длительная и чрезвычайно кропотливая работа, в результате которой юный пациент должен научиться понимать смысл прочитанного.

5. Коррекция акустической дислексии. В своей работе логопед использует различные предметы, которые явно или отдаленно напоминают определенную букву. При этом специалист произносит звук, добиваясь того, чтобы ребенок запоминал, какая именно буква имеется в виду.

Упражнения для коррекции дислексии

Специалист не только сам занимается с ребенком, но и рекомендует упражнения для исправления расстройства чтения в домашних условиях. Если заниматься с ребенком ежедневно в течение 30–40 минут, за несколько месяцев можно добиться впечатляющих успехов.

1. Гимнастика для артикуляции. Сюда входят различные дыхательные упражнения, которые дает логопед. Как правило, они являются разминкой перед корректирующими занятиями.

2. Скороговорки. Учите с ребенком самые разные скороговорки, от элементарных, до сложных. Сами по себе скороговорки, не что иное, как последовательности схожих по звучанию слов. Пользу принесут и попытки читать слова в обратном порядке.

3. Проговаривание звуков. Ребенка нужно научить произносить сначала гласные, а затем согласные звуки, причем в любом порядке. Со временем, когда малыш освоит этот элемент, можно переходить к смешиванию гласных и согласных звуков.

4. Упражнение «Колечки». Для коррекции дислексии необходимо развивать мелкую моторику рук. Для этого хорошо подходит упражнение, при котором ребенок должен научиться складывать пальцы в колечки. Сначала попросите кроху образовать колечко, соединив большой палец с указательным, а затем поочередно, со всеми остальными пальцами. Причем сначала упражнение нужно выполнять одной рукой, а затем можно переходить на двуручное выполнение. Более того, образовывать колечки можно слева-направо и справа-налево.

5. Упражнение «Резиновый мячик». А это упражнение призвано научить малыша читать по слогам. Резиновый мячик необходим для того, чтобы ребенок сжимал его при каждом произношении слога.

6. Упражнение «Буксир». При этом занятии родитель читает текст вместе с ребенком. Сначала они учатся синхронно читать текст вслух, а затем про себя. Тут родителям нужно проявлять терпение, ведь им необходимо подстраиваться под чтение ребенка, который может читать медленно.

7. Упражнение «Зеркальное рисование». Дав ребенку альбомный лист бумаги и два карандаша (фломастера), учите его одновременно двумя руками писать одинаковые буквы в зеркальном отображении или рисовать фигуры. Для эффективности упражнение следует проводить каждый день хотя бы по 15 минут.

8. Упражнение «Корректор». Ребенку предлагают небольшой текст, из которого просят вычеркнуть конкретную букву. Начинайте называть ему гласные буквы, а затем переходите к согласным. Когда задание будет усвоено, можно усложнить его, предложив малышу обводить гласные буквы кружком, а согласные подчеркивать. Начинать нужно с простых букв, постепенно переходя к тем, которые даются крохе сложнее всего. Как только ребенок научится распознавать буквы, можно начинать писать их сначала отдельно, затем в словах и предложениях.

9. Упражнение «Пропущенные буквы». Родители пишут ребенку слово, в котором намеренно пропускают одну или две буквы. Малыш должен попробовать прочесть написанное, и вставить недостающие буквы Примеры: удоч_а, маш_нка.

10. Упражнение «Вторая половина». Это еще одно письменное упражнение, в котором родители пишут крохе первую половину слова, а он должен сообразить и правильно написать окончание. Начинать нужно с простых слов, в которых недостает одной буквы, постепенно усложняя задание. Примеры: реч(ка), шоко(лад).

11. Чтение текста. Ребенку дают отрывок из текста, который он читает на протяжении минуты. Родители отмечают место, до которого успел дочитать малыш. Спустя время ребенок снова начинает читать тот же отрывок, и так несколько раз в день с перерывами. Родители должны следить, больше или меньше прочитал малыш, спрашивать его о том, что он понял из прочитанного.

12. Диактанты. Чтение текстов рекомендуется чередовать с письменными упражнениями. Для начала выбирайте для детей легкие тексты, длиной 200 символов. Они будут неутомительными для ребенка, а значит, он станет совершать меньше ошибок. Исправлять ошибки в тексте не нужно. Стоит взять ручку с цветным стержнем, (не красным, лучше черным или зеленым) и делать пометки на полях напротив строчки с ошибкой. После этого стоит попросить малыша самостоятельно отыскать свою неточность. Такие занятия помогут ребенку научиться писать без ошибок и поспособствуют лечению дислексии.

Метод Дэвиса

В коррекции дислексии огромную популярность снискала система Рональда Дэвиса. Исследователь сам в детстве страдал от этого заболевания, а потому отлично знал все нюансы борьбы с ней. Методика Дэвиса разделена на несколько этапов, каждый из которых играет определенную роль в лечении дислексии, улучшая память, развивая внимание и мышление.

Этапы метода Дэвиса

1. Первым этапом является комфортные условия, в которых должен находиться ребенок.

2. На втором этапе специалист переходит к работе с координацией. Ребенок должен понимать, где находится верх, низ, правая и левая стороны.

3. Коррекция с использованием лепки. Малышу дают пластилин, при помощи которого он, вместе с логопедом, лепит цифры, буквы и даже слоги. Такие занятия помогают ребенку лучше осваивать буквы и символы, ведь он может не только смотреть на них, но также трогать и даже нюхать.

4. Ключевым этапом коррекции является чтение. Дэвис делит его на три отрезка. На первом, малыш должен просто переводить взгляд слева-направо по тексту, узнавая необходимые группы букв. Второй этап подразумевает закрепление этого навыка и распознавание слов. На третьем, заключительном этапе, ребенок должен научиться понимать смысл всего предложения, а затем и прочитанного текста.

Практика показывает, что занятия с ребенком по методу Дэвиса, позволяют улучшить его чтение, а также подтянуть общую успеваемость в школе. Со временем такой ребенок сможет читать и воспринимать до 50–60 страниц в день. Более того, помимо чтения, ребенок начнет писать разборчиво и более грамотно, чем до лечения. Все это самым благотворным образом сказывается на учебе ребенка и позволяет забыть о такой неприятной проблеме, как дислексия.
Берегите своих детей!

Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины. Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии. Давайте разберемся, что это такое.

Что такое

Под дислексией подразумевают нарушение головного мозга, мешающее освоить чтение .

Зарубежные специалисты полагают, что классификация дислексии включает в себя:

  • – затрудненное обучение письму
  • Дискалькулию – необучаемость счету
  • Дизорфографию – безграмотность
  • Диспраксию, или низкую координацию движений.

Российские доктора разграничивают данный перечень заболеваний, рассматривая каждое обособленно.

Виды

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия – путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).
    Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)

Признаки

Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» – признаки, наличие которых требует логопедической консультации.

Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:

  • Неорганизованность
  • Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
  • Плохой почерк
  • Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
  • Нескоординированность движений.

Ранняя диагностика дислексии проводится логопедом.

Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:

  1. Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
  2. Перечислить времена года, дни недели по порядку.
  3. По очереди показывают три разных жеста (хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
  4. Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
  5. Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
  6. Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
  7. Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
  8. Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.

Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.

При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:

  • Рассеянность
  • Излишняя мечтательность
  • Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
  • Тревожность, замкнутость
  • Частые скачки настроения
  • Замедленное усваивание знаний.

Как следствие:

  • Плохие отметки
  • Нелюбовь к учебе
  • Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
  • Отсутствие усидчивости
  • Сложности в общении.

Лечение и коррекция

Лечение дислексии у детей оптимально у дошкольников или младших школьников . Коррекция направлена на формирование:

  • Навыков семантического анализа информации
  • Пространственного мышления
  • Зрительной и слуховой памяти
  • Лексико-грамматических языковых норм
  • Коррекцию произношения

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.

  • Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).

  • Пересказ любимых книжных отрывков.

  • Игры с магнитным алфавитом.

  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.

  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.

  • Буквенные трафареты.

  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные меры – лучшая профилактика дислексии.

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Дислексию нередко называют «болезнью гениев» . Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх