Кто вдохновляет современного подростка на подвиги? Очень плохая музыка. Как рэпер FACE и другие становятся кумирами миллионов подростков в России

Кумиры современной молодежи

Глава I

Значение слова «кумир»

Для определения значения слова «кумир» мной рассмотрены формулировки из толкового словаря Даля. «Кумир - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван. Предмет бестолковой любви, слепой привязанности». «Кумир - статуя языческого божества. Предмет восхищения, поклонения».

В религиозной культуре маленького народа возникло это чудо? За двенадцать веков до Помпеи Бог заключил завет с народом, который Он вывел из египетского рабства. Условием завета было строгое соблюдение десяти заповедей, среди которых была и заповедь «Не сотвори себе кумира».

Идолопоклонством становится и служение воображаемому образу Бога, и почитание конкретного человека, приписывание ему божественных качеств. Пристальное внимание молодежи к «кумирам» тоже часто граничит с религиозным поклонением. Кумиротворение неизбежно тогда, когда человек утрачивает способность ясно осознавать. Предмет, ставший кумиром, может быть и хорошим, и незаменимым в другом его качестве, но едва лишь человек возложит на него надежды, которые способен оправдать лишь Бог, предмет этот превращается в коварного идола. Все человеческие кумиры могут служить для человека центрами жизни.

Сегодня кумиры входят в жизнь людей группами, взаимно дополняя друг друга. Одни из них будто бы способны подменить имманентность Бога (присущее его природе) и удовлетворить человеческую нужду в благополучии. Другие имитируют Его трансцендентность (недоступность познанию), пытаясь удовлетворить нужду в осмыслении человеком сущности бытия. Так в современном обществе потребления из популярных «идолов вблизи» почитаются обещающие благополучие - богатство, власть и знание. Считается, что от них зависят жизненный уровень, успех, признание. Их дополняют «идолы вдали» - прогресс как движущая сила бытия, судьба и случай как космические правители, освобождающие от моральной ответственности.

Когда тысячи, а то и миллионы подростков вдруг начинают бешено любить (фанатеть) от какого-нибудь одного актера или певца, собирать и аккуратно наклеивать в альбом любое упоминание о нем, часами и сутками стоять под окнами его квартиры и ненавидеть всех, кто этого самого певца или актера недостаточно любит и ценит - что это такое? С одной стороны, все тоже разделение на своих и чужих.

Своих и чужих - это больше подходит к референтной группе. Это группа значимых для человека людей, к мнению, советам которых данный конкретный человек прислушивается, от чьих оценок зависит его самоощущения. Это те люди, которым он сам отдал право «судить» себя, которым он готов давать и принимать от них искреннюю обратную связь. Референтная группа есть у многих людей. Её количественный состав может варьироваться, но в современном городском обществе она, как правило, не особенно многочисленна. Референтная группа может ограничиваться рамками семьи, а может совсем не включать её. Это может быть группа одноклассников или коллег по лаборатории, армейские сослуживцы или туристическая группа, студенческая компания или скамеечное общество старичков или старушек. Часто, но не совсем точно, референтную группу обозначают словосочетанием «своя компания». В основе существования референтной группы лежит древнейшее разделение на своих и чужих. Своим я доверяю, и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать, и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими все наоборот. Понятно, что изначально своими был свой род, свое племя, а чужими все остальные. Сегодня мы живем отнюдь не в условиях родоплеменных отношений, но разделение на своих и чужих вполне живо в нашем менталитете. В самом деле, ведь нельзя доверять абсолютно всем. Значит надо как-то выбирать.

В подростковом и юношеском возрасте, по мнению психологов, это происходит чаще, потому, что есть определенные психологические предпосылки, связанные с развитием личности, ее становлением. Ребенок отрывается от родителей, старается найти свое место в обществе, определить свою роль, позицию. В этот момент утраты своего места в семье появляются люди, которые помогают социализироваться, создавая некую иерархию идеалов.

Естественно, что для еще не окончательного развитого интеллекта подростка все потребности реализуются через персонификацию, через конкретного человека, через кумира. В зависимости от сферы интересов, семьи, интеллектуального развития молодых людей этим Кумиром может стать практически кто угодно. Пахан банды, писатель Толстой, герой кинофильма Бэтмен. Понятно, что чаще всего в роли кумиров выступают актеры, эстрадные певцы и музыканты. Сама их деятельность насквозь публична и, в общем- то рассчитана на публичное восхищение поклонников. Кумиры бывают разные и всем это известно.

Роль кумиров в формировании личности

По мнению ученых педагогов, психологов одной из характерных черт «экспериментального поведения» и поиска своего «я» свойственных юношеству, является подражание. Ни для кого не секрет, что будучи в подростково-юношеском периоде, многие заполняют анкеты: там всегда присутствует вопрос, есть ли у тебя кумир, кто он? Следовательно, этот вопрос очень важен для них. Кумир определяет эмоциональный и эстетический вкус. И, обращая внимание на того, кто для кого является кумиром подростки строят отношения в своей среде.

Ученые, рассматривая данный вопрос, выделяют как положительные, так и отрицательные стороны подражанию кумирам. «Порой почитание знаменитостей может приближаться к идолопоклонничеству, но это, как правило, не наносит вреда. Если его кумиры не отрывают подростка от реальности, то ничего в этом страшного нет. Если его страсть встала на пути нормальных отношений и разумной оценки своих умений и способностей, тогда в этом можно увидеть потенциально нездоровое явление. Если девочка день и ночь глядит на фотографию придуманного возлюбленного, вместо того чтобы встречаться с настоящими мальчиками, или если она хочет подражать своему любимому поп - идолу, не обладая ни слухом, ни голосом, тогда воображаемые отношения препятствуют нормальному образу жизни...».

Данные социологических исследований о кумирах современной молодежи

«Наша молодежь дезориентирована и, в большинстве своем, не имеет действительно положительного образца для подражания...» - главный вывод социологического опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социологи опросили респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Их интересовало - кого молодые люди считают своими кумирами? И вот что они выявили: «На первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» и «золотая» молодежь. Им отдали свои симпатии 52% респондентов. Далее находятся олигархи и представители бизнеса. Они набрали 42 %. Впрочем, весьма многочисленная группа молодежи отдает свои симпатии к спортсменам (38 %). Это уже ближе к нормальной ситуации. Однако возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками? Увы, они не оказались в числе кумиров. Зато 30 % респондентов объявили таковыми героев телесериалов. Лишь на пятом месте находится президент России Владимир Путин (14 %). И это несмотря на его высокий рейтинг! В данном случае мы видим, что молодежь не особенно привлекает образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает Путин.

Эти же данные подтверждают и другие соц. опросы « В числе тех, кого, но мнению россиян, можно назвать кумирами нашей молодежи в настоящее время», респонденты чаще всего указывают фамилии тех или иных певцов, музыкантов (15%), а также политиков (15%).

Глава 2

2.1 Методика и тактика исследования
Методы исследования.

Исследование проводилось с помощью анкетирования

Базой исследования стали школьники и учителя МОУ СОШ №3 г. Георгиевска.

Анкеты состоят из нескольких блоков. Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа.

Бланк анкеты и опросника см. в приложении.

2.2 Анализ полученных данных.

Мною было опрошено 25% учителей школы. Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы необходимо было выяснить:

    нужны ли кумиры современной молодежи?

    зачем нужны?

    знают ли они этих кумиров?

    были ли у самих педагогов в детстве кумиры?

Преподаватели единогласно считают, что кумиры нужны. Нужны для того, чтобы «стать успешным», «сформировать личность», для поиска «идеала» или «образца социальной культуры»

Ведь у них в подростково - юношеском периоде были кумиры: Ю. Шатунов из «Ласкового мая», В. Высоцкий, герои кинофильма «Гардемарины, вперед» и «Приключения Электроника», книги Л. Кассиля «Кортик». Кроме того, исследования среди учителей показывают, что наиболее значимые для них люди, повлиявшие на выбор жизненного пути, как правило, или учитель или тот человек, к которому они пришли как молодые специалисты, старший начальник или родители. Учителя нашей школы предположили! Что у школьников обязательно есть кумиры, обладающие следующими качествами: порядочностью, успешностью, внешней и внутренней красотой, целеустремленностью. По их мнению, это...

представители шоу бизнеса(поп -звезды)

спортс мены

персонажи

криминаль

элементы

политики

Д. Сахаров

Г. Поттер

В.В.Путин

А. Розенбаум

II. Капица

Гардемарины

Ю. Лужков

В. Высоцкий

В.Жиринов ский

Д. Медведев

К. Собчак

И. Крутой

М. Галкин

Ф. Киркоров

Р.Рострапович

В.Спиваков

А. Волочкова

Д. Хворостовский

Кого же выбирает современная молодежь в качестве кумиров?

Мною было опрошено 92 респондента. 66% опрошенных признают, что кумиры нужны для того, «чтобы было на кого равняться», «стремиться к лучшему». Чтобы стать кумиром, человек должен быть:

    Популярным в обществе

    Быть лидером

    Иметь незапятнанную репутацию

    Обладать профессионализмом

    Иметь красивую внешность

    Быть образованным и обаятельным

    Модно и стильно одеваться

Что необходимо кумиру, чтобы стать кумиром?

Нужна некая харизма - совокупность личностных особенностей, то, что мы называем изюминкой. Необычность, которая позволяет обращать на себя внимание. Умение себя подать, выделиться из толпы.

34% считают, что в кумирах нет необходимости, что человек должен быть самим собой, «влюбляться в кумиров это глупо», «они влюбляются в мечту», «лучше любить близких людей».

59% хотели быть похожими на своих родителей (девочки на маму или сестру, мальчики на папу или дедушку) за их трудолюбие, ум, характер, доброту, изобретательность, успех, мудрость и терпение.

40% не выбирают родителей в качестве кумира. Это может говорить о том, что ребята не включают в сферу своих референтных лиц из близкого окружения.

Может, они хотят равняться на своих учителей?

По результатам анкетирования 81% не видят в учителе личность достойную подражанию, но 19% считают, что учитель может быть кумиром за такие качества, как: талант, эрудиция, интеллект, терпимость, пунктуальность, умение находить контакт с разными подростками.

Респондентам было предложено перечислить известных людей на кого, они хотели бы быть похожими. Все указанные имена расположили по сферам их деятельности:

Представителей политики выбирают 18,4 % опрошенных.

Шоу бизнеса - 34 %.

Культуры и искусства - 15,7 %.

Персонажи известных фильмов, книг - 21 %.

Представители наук - 10,5 %.

Сфера деятельности потенциальных кумиров

Чьи имена назвали студенты?

Итак, на первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» или шоу-бизнеса. Им отдали свои симпатии 34% респондентов. Среди кумиров этой категории, чаще всего из представителей отечественной эстрады встречаются: Максим Галкин, Марат Башаров, Дима Билан; зарубежной: Бандерос, Бритни Спирс, Анжелина Джоли, Бред Пит, Шакира. Чем они привлекают современную молодежь? Прежде всего, в рейтинге привлекательных качеств, свойств - известность и популярность. Кроме того, красивая внешность, материальное благополучие, профессионализм, успех, энергичность и решительность.

Далее в рейтинге современных кумиров политические деятели. Им отдали предпочтение 18,4% опрошенных. Круг популярных политиков невелик, старшеклассники в качестве своих кумиров называют Президента РФ Д.А. Медведева, В.В. Путина и лидера ЛДПР В.В. Жириновского.. Таким образом, можно предположить что, современную молодежь привлекает как образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает наш президент, так весьма заметного на политической арене своей непредсказуемостью, умением привлечь внимание лидера либерально-демократической партии, которого можно смело отнести к представителям шоу-бизнеса.

Третье место (15,7%) в иерархии современных кумиров школьники отводят киногероям (Гарри Поттер. Фандорин, Джек Воробей, персонажи из «Властелина Колец»). В принципе неплохой выбор для подражания. У них есть чему поучиться. Но вероятность того, что эти молодые люди склонны жить в выдуманном мире, симпатизируя не столько реальным людям и социальным группам, сколько тем образам, которые создаются актерской игрой, высока. Это показатель того, что сознание некоторой части молодежи виртуализируется.

Итак, в основном в «героях» современных студентов ходят «попсовики», политики и киногерои. Возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками?

Анализ данных показал 10,5% школьников, выбрали в качестве своих кумиров представителей науки. Отмечая их ум, изобретательность. Эта часть молодых людей хочет быть похожей на (не много, не мало) Эйнштейна, Менделеева, Леонардо да Винчи. Однако нельзя не отметить, что ими не упомянут в данном контексте ни один российский представитель современной науки.

К сожалению, российских спортсменов не оказалось в списке кумиров. А как же наши олимпийские чемпионы? Как же наши мировые рекорды? Имена, перед которыми приклоняется весь мир (Павел Буре, Алексей Немов, Светлана Хоркина, Евгений Плющенко, Евгений Кафельников, Александр Фетисов?)

Если обобщить все ответы, то они сводятся к тому, что на формирование кумиров сильно влияет мода.

Таким образом, можно предположить, что сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни, как правило - без оценки того, как этот успех был достигнут. Также привлекают внимание молодежи персонажи, обладающие мощным энергетическим посылом, неким «драйвом». Естественно, в этом качестве лидирующие позиции занимают звезды телеэкрана, представители шоу-бизнеса, киногерои, политики.

Лишь небольшая часть опрошенных в качестве кумиров видят представителей науки, искусства, спорта.

Установили, что большинство школьников привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального и экономического положения. Но не всегда то, что привлекает внимание и интерес, действительно вызывает стремление следовать этому. Молодой человек может констатировать, что тот или иной певец, актер или актриса ему нравятся, но в то же время, понимать, что это не его путь. Соответственно, и его усилия будут направлены на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с кумиром качества.

Итак, у большинства современных юношей и девушек есть объект восхищения и преклонения, человек которому хочется подражать. К чему обязывает наличие кумира? Какую роль в его жизни играет значимый человек?

Роль кумира в жизни современного школьника

Анализ данных показал:

Значительная часть обладателей кумира, живет в стремлении лично с ним познакомиться; 28%. Большинство респондентов (26%) наличие кумира обязывает к сбору информации о жизни героя. Студенты стараются смотреть все передачи о своем кумире, читать книги и журналы. Кто-то увешивает комнату фотографиями, кто-то ходит на концерты в надежде получить автограф.

На третьем месте(14%) стремление развить в себе такие же профессиональные качества.

Лишь некоторой части (12%) присуще стремление подражать своему кумиру в манере одеваться, делать макияж и прическу. Небольшая часть опрошенных 10% стремятся обладать личностными качествами кумира (быть таким же добрым, великодушным, справедливым....). Такая же по численности группа молодых людей старается перенять манеру поведения своего кумира. Таким образом, большая часть респондентов озадачена лишь поиском новой информации о личной жизни кумира, его жизненных приоритетов, желаний, планов... Личное знакомство - предел желаний для каждого третьего. Небольшую часть опрошенных привлекают кумиры своими профессиональными и человеческими качествами.. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост. Несмотря на то. что не все респонденты признают необходимость наличия кумиров, 50% из них хотели бы стать примером, кумиром для молодежи. Однако не мешало бы помнить, что одного желания мало необходимо развивать в себе многие качества.

Глава III. Заключение

3.1 Выводы

1.У большинства современных мальчишек и девчонок есть объект восхищения и преклонения, человек, которому хочется подражать.

2.Кумиры школьников и учительства различны.

3.Большая часть опрошенных моделируют свое поведение, копируя самых близких ему людей, таких, как родители и учителя и одноклассники. Постепенно ближайшее окружение ребенка теряет свою привлекательность и перестает быть объектом для подражания.

4.Основаниями для подражания являются: хорошая учеба, умение быть интересным собеседником, модная одежда, красивая внешность, обеспеченная семья, привлекательность для большинства.

    Процентное соотношение желаемых качеств неодинаково - на первом месте - хорошая учеба, умение общаться и модно одеваться.

    В основном в «героях» современных студентов, проживающих как в столице, так и в глубинке ходят «попсовики», политики и киногерои.

    Сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни.

8. В представлении кумиром современного молодого человека должен быть тот, кто обладает следующими качествами: патриотичность, мужественность, целеустремленность, волевые качества.

9.Описывая своего кумира, ребята не показывают средств достижения этих благ, что позволяет судить об отсутствии четко сформированных жизненных целей и перспектив будущего в период самоопределения.

10.Существование кумира в жизни современного школьника обязывает последнего к постоянному сбору информации, попыток познакомиться и внешней идентификации. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост.

Выбор кумира отражает измерения нашего внутреннего мира, уровень ценностей, на которые мы ориентируемся. Поэтому очень важно осознать свои предпочтения. Ведь подражание кумирам может направить наши усилия на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с нашим героем качества. Причем, в последнем случае конкретные достижения самого героя оказываются не столь важны. Важно, ради чего и как мы стремимся к ним. В этом и есть практическая значимость нашей работы. Как взрослым, работающим с молодежью, относиться к кумирам? Прежде всего, знать о них. Не запрещать, а формировать положительные образы и развенчивать отрицательные. Запретный плод сладок. Если будем запрещать, то молодежи ничего не остается, как верить в то, что запретно. Если запрещают, значит, это хорошо, значит, это интересно. Другое дело - потакать всему, тоже может привести к нежелательным результатам. Поэтому, педагогам на наш взгляд, важно иметь представление о молодежных кумирах, уметь объяснять свою позицию взрослого, приводить собственное мнение. Но все-таки, право выбора оставлять за молодежью, с учетом каких-то особенностей - все-таки, другое поколение. Когда мы, взрослые, берем на себя обязанность развенчивать что-то, тогда мы не даем право выбора и не ставим молодого человека в ситуацию самостоятельного выбора, предполагающего ответственность за него как во взрослой жизни.

3.3 Глоссарий

Референтная группа- группа значимых для человека людей, к мнению которых он прислушивается.

Кумир- статуя языческого божества; предмет восхищения, поклонения.

Подражать - делать что-нибудь по какому- нибудь образцу.

Имманентность - присущее природе самого предмета; пребывание в чем- либо; внутренняя связь, в противовес внешней.

Трансцендентность- недоступность познанию, находящийся за пределами опыта.

Иерархия- порядок подчинения низших высшим.

Харизма - совокупность личностных особенностей.

« Драйв»- (англ.) - энергия, сила.

Ориентир - предмет, по которому устанавливают свое местоположение, направлении движения.

Современный - относящийся к одному времени, эпохе с кем- либо; теперешний; стоящий на уровне своего века, не отставший.

Приложение №1

Анкета для учеников

Уважаемые ребята, приглашаем вас принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи» Ваш пол (муж жен)

Хотелось бы вам быть похожими на своих родителей?

Если да, то в чем?

Могли бы вы назвать кого-нибудь из родителей своим кумиром?

Хотелось бы вам быть похожим на своего учителя?

Если да то в чем?

Могли бы вы назвать учителя своим кумиром?

Есть ли в вашем классе, школе человек, которому хотелось бы подражать?

Если да, то, какими качествами он обладает? (подчеркните подходящее утверждение или предложите свой вариант ответа)

имеет красивую внешность

модно и стильно одевается

из богатой семьи

хорошо учится

интересный собеседник

нравится большинству однокурсников

свой вариант ответа

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир? __

Перечислите имена известных людей, на которых вы бы хотели быть похожими

сфера деятельности

качества, которые вас восхищают

представители

политики

представители

шоу-бизнеса

представители

культуры и искусства

персонажи известных

фильмов и книг

Напишите имя человека, которого вы могли бы назвать своим кумиром. Подчеркните утверждения, которые вам подходят

стараюсь также одеваться как он (а)

стараюсь также выглядеть (прическа, макияж и т.п.)

стараюсь перенять его (ее) манеру общаться

стараюсь развить в себе такие же личностные качества

стараетесь развить в себе такие же профессиональные качества

смотрю с моим кумиром все передачи, фильмы и т.п.

не пропускаю новые концерты

развешиваю его (ее) фотографии в квартире

посвящаю ему (ей) все свободное время

постоянно стараетесь узнать о нем что-то новое

стараюсь, вести себя так, как, по моему мнению, вел бы себя кумир

пишу ему (ей) письма

мечтаю с ним (ней) встретится

хочу, чтобы он узнал обо мне

свое утверждение

Как вы относитесь к людям, которые влюбляются в своих

кумиров? .

Происходило ли это с вами?

Хотите ли вы сами стать кумиром для подростков?

Приложение №2 Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги, приглашаем вас, принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи »

Нужны ли современной молодежи кумиры?

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир?

Знаете ли вы кумиров современных школьников? Если да, перечислите?

Считаете ли вы, что подражание современным кумирам может положительно влиять на формирование жизненных ориентиров молодых людей?

Если да, то почему?

Если нет, почему?

К какой профессиональной группе относятся, по вашему мнению, большинство кумиров современной молодежи?

Назовите имена известных людей, которые на ваш взгляд могут быть достойными кумирами современной молодежи.

представители политики

представители шоу-бизнеса

представители культуры и искусства

персонажи известных фильмов и книг

Есть ли в вашем, образовательном учреждении педагоги, которые являются для школьников кумирами?

Есть ли у вас школьники, которые являются кумирами для других подростков?

Какими качествами они обладают?

Есть ли у вас кумир? Если да, напишите кто это

Был ли у вас кумир в детстве? Если да, напишите кто это?

Сыграло ли наличие кумира какую-то роль в вашей жизни? Если да, то какую?

Список литературы

1. Толковый словарь русского языка для школьников / Сост. Ю.В. Алабугина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 408 с.

    Советский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия. 1989

3. Толковый словарь. В. Даля, государственное издательство иностранных и

национальных словарей, 2 том. М., 1955

5.Учительская газета 2001 г. № 52, « Идеалы и кумиры», стр.8

6.Ваш непонятый ребенок. Е.В. Мурашова. Дрофа 2002 г., стр.381-399

7. Е. Омельченко « О молодежи», Ярославский Государственный Университет, 2004г.

    Анна Шварцвебер. «Каков ваш внутренний возраст?», ж. Психология №2/2007

10. М.Н. Колоткин. Социология, гл.1 О/Сибирская государственная геодезическая академия, 2005г.

11 .Англо-русский словарь./ под ред. Джулии Хинтон/,С-Петербург,2005г.

    Современный словарь иностранных слов / М.» Цитадель», 2000

    Словарь русского языка СИ.. Ожегов/ М.ОНИКС «Мир образования», 2003

Всем известный подростковый возраст является достаточно тяжелым периодом в жизни не только самого ребенка, но и его родителей. Здесь остаются не только кумиры, которые появляются еще в детстве, но и возникает желание им неотступно следовать. Хорошо, когда кумиром бывает положительный герой какого-то фильма, но зачастую это кумиры из мира музыки, к сожалению, не очень приятной для прослушивания, а поведение самих музыкантов абсолютно не вызывают восторга у родителей, что нельзя сказать об их детях. И возникает вопрос, что же делать в сложившейся ситуации и можно ли пережить спокойно такой период ни о чем не беспокоясь?

Кумиры подростков

Кто же на самом деле кумир для подростка? Конечно же, это обычный человек, у которого все совершенно: его красота, внешность, ум. Хотя такое совершенство часто бывает сомнительным. Но ребенку в таком сложном возрасте вряд ли получится доказать обратное. Зачастую, неадекватное поведение воображаемого кумира вызывает восторг и желание поступать точно также: ломать гитары, крушить, что под руки и под ноги попадет, рвать волосы, бить лица.

Родителям, у которых растет девочка, полегче в этом отношении. Они более смирные, чем мальчики, и кумиры у них такие же. Это красавицы, модели, звезды. В этом есть своя положительная сторона. Единственное, что необходимо от родителей, доказать своему ребенку то, что такие «эталоны красоты» добились всего самостоятельно свои трудом и своей головой.

Что касается родителей, у которых воспитывается мальчик, иногда им тоже везет с его воспитанием, ведь не все они любят только отрицательных персонажей. Многим может понравиться бизнесмен из фильма, у которого большое влияние. Тут тоже нужно приложить родителям небольшие усилия, и направить вдохновение таким кумиром в нужное русло. А именно, рассказать, что деньги зарабатываются своим умом, а не рэкетом, последствия которого могут быть разные, к примеру, счастливая беззаботная жизнь может стать слишком короткой.

Что же общее между кумирами, которых выбирают как девочки, так и мальчики? Конечно, это их популярность и всеобщее признание. На первом почетном месте среди кумиров стоят творческие люди, такие как музыканты и певцы. Второе серебряное место – ведущие передач, а уже бронзовые призеры – актеры, которые сейчас стараются занять второе место, так как мало кого из подростков можно застать за просмотром телепередачи. К сожалению, последние места в перечислении таких любимцев занимают спортсмены.

Родителям остается одно: постоянно следить за развитием своего ребенка и вовремя обнаруживать изменения в их поведении. Если, конечно, они не вызывают негативных эмоций у взрослого, а их ребенок изменился в лучшую сторону – обращать внимание на любовь к кумиру не стоит, нужно иногда даже его поддерживать в этом, но в допустимых пределах, и рассказывать про индивидуальность каждого человека. Постоянный анализ поможет нам взрослым не упустить тот момент, когда ребенок начнет изменяться не в лучшую сторону. Вовремя сказав ему об этом, можно избежать многих проблем, а также их последствий в будущем.

Потеряно ли поколение?

Если бы вопрос о том, потеряно ли наше поколение задать нашим бабушкам, ответ был бы однозначный и положительный. Ведь от них постоянно мы слышим, что молодежь сейчас не такая, как была раньше, и тому подобные отрицательные выражения. Конечно, они привыкли, что вся одежда должна быть опрятной, и им тяжело понять, что существуют сейчас рваные джинсы, или футболки, у которых лицевая сторона, как изнаночная, а еще хуже: разводы на одежде как последствие растертого грязного пятна. В общем, для их бурной и старческой фантазии нет предела, чтобы такой обычный внешний вид сопоставить с умом и развитием молодежи.

Как поколение может быть потерянным, когда сейчас развиваются технологии, всё не стоит на месте? Единственное, что от них требуется – это целеустремленность, всё знать и уметь, а также пользоваться всеми новшествами. Им даже читать приходится больше (конечно не научную литературу). Ведь у каждого в кармане современный телефон с интернетом, которым они пользуются, когда едут в транспорте, и от скуки бороздят его просторы. В воспитании, конечно, ведущая роль отведена родителям. А что они могут дать, если они сами являются безнравственными, у которых тоже были свои родители, которые не смогли их правильно воспитать. Поэтому, бабушкам, которые неустанно рассказывают о негативно развитом поколении, чаще стоит искать проблемы в себе самих и проводить анализ, что хорошего они дали свои детям и внукам. Ведь, возможно, что о них также думало предыдущее поколение, когда они были молоды.

  • Для того, чтобы воспитывать ребенка, необходимо поддерживать с ним постоянную связь и никогда не забывать про обсуждение разных вопросов, ведь чаще ему нужна помощь или обычный совет, но сказать об этом он просто боится.
  • Для того, чтобы найти общий язык с подростком, необходимо просто не упустить тот момент, когда он будет стараться отдалиться от Вас.
  • Конечно, это уже самостоятельный ребенок, и в советах, тем более родительских, он не нуждается. Это его мысли, а мы должны думать совершенно иначе. И тут мы заваливаем его разными житейскими мудростями, а в ответ получаем хамство или раздражение.
  • Прежде всего, взрослым надо быть более терпеливыми к своему ребенку, ведь это временный кризисный период. Необходимо его поддерживать во всем, что бы он ни делал, но невзначай рассказывать о последствиях, если его действия имеют негативную сторону. Слушаться он Вас не будет, а прислушаться может.
  • Если раздражению Вашему нет предела, ни в коем случае не переходите к оскорблениям в его сторону. Ведь ответ может быть такой же.
  • Общение поможет Вам поддерживать с ним постоянный контакт. Старайтесь рассказывать и о своей молодости, можно фантазировать и даже рассказать какой-нибудь негативный пример, который якобы с Вами случился. Рассказать о его последствиях и том желании, чтобы такая ситуация с Вами не случалась.

Как быть, если образ кумира полностью занял не только стены детской, но и сердце подростка? И всегда ли таланты хорошо влияют на поклонников?

Отпустить, чтобы приблизить

Ещё в раннем возрасте ребёнок через игру познаёт окружающий мир и своё место в нём. Ничего страшного, если ваш малыш любит носиться по комнате в плаще Супермена, а малышка хочет быть похожей на прекрасную фею с крылышками из мультика. Более того, это отличная возможность через привлекательную внешнюю атрибутику объяснить ребёнку, что доброе сердце, любовь к людям, правдивость - важные качества для любого человека.

Конечно, особенно остро вопросы: «Кто я такой?» и «Каково моё место в этом мире?», встают в подростковом возрасте. Но сегодня возрастные рамки такого периода сдвигаются - размышлять на такие сложные темы начинают даже десятилетние.

«До подросткового возраста, как правило, у детей нет своего мнения. Они смотрят на мир глазами родителей, - говорит Наталья Вакула, педагог-психолог центра помощи семье и детям нижегородского центра «Журавушка» . - Порой вообще отсутствуют критические маркеры, по которым оценивается родительское поведение. Например, если в семье кто-то из родителей выпивает, некоторые дети считают это нормой. В подростковом же возрасте ребёнок пытается понять, что он из себя представляет в отрыве от родителей. Для этого ему надо маму с папой «обесценить», то есть родители с их жизненными ценностями должны отойти на второй план. Такое поведение совершенно нормально. Этот кризис надо пережить, иначе он наступит позже и выйти из него будет сложнее».

Обретая кумира в образе звезды спорта, сцены или модельного бизнеса, ребёнок ищет новые шаблоны поведения. В этот момент специалисты рекомендуют родителям не вступать в конкуренцию с внезапным авторитетом дочери или сына.

Здесь речь идёт о готовности родителей отпустить ребёнка от себя, увеличив личностную дистанцию. Это просто необходимо, чтобы ребёнок повзрослел.

Тату на душе

Чаще подростки ищут образцы для подражания в информационном пространстве, где главное место занимает картинка. Ребёнок не имеет жизненного опыта и редко способен оценивать человеческие качества кумира. Попытки взрослых объяснять чаду, что любимая певица - увы, наркоманка, а обожаемый актёр бросает одного ребёнка за другим, скорее всего, не увенчаются успехом.

Подростковый возраст - это изменения не только в поведении ребёнка, но и в его внешности. В этом отношении родители должны быть чуткими. Например, желание делать татуировки и пирсинг, как у кумира, может сигнализировать о психологических проблемах.

«Стремление трансформировать своё тело говорит о невозможности выразить агрессию или о желании наказать себя, - продолжает Наталья Вакула. - Нанесение татуировки или пирсинг - процедуры болезненные. Логика может быть такой: боль душевную надо заглушить болью физической. Получается, татуировка - лишь красивый фантик».

Осторожными надо быть и с диетами. Иногда девочки, желая быть похожими на знаменитых актрис, переступают границы разумного. За внешней хрупкостью и нежеланием разделить с семьёй ужин может скрываться страшная болезнь современности - анорексия! Родителям не надо думать, что эта блажь сама пройдёт и, повзрослев, девочка накинется на тортики и пирожные.

Анорексия - серьёзное психическое нарушение и вид зависимости. В таких случаях следует незамедлительно обратиться к психотерапевту, причём надо быть готовым к тому, что специалист начнёт работать со всей семьёй. Болезнь у ребёнка развилась в определённой семейной системе, и именно здесь надо искать её причины.

Всё пройдёт?

В большинстве случаев любовь к кумирам проходит у подростков вместе со сложным периодом взросления. Многолетняя практика психологических наблюдений показывает: до подросткового возраста мальчики больше находятся в эмоциональном слиянии с мамами, а девочки - с папами. Завершив личностные поиски, ребёнок от телеэкрана или из Сети должен вернуться к образу родителей, только уже девочки к маме, мальчики - к папе. Если этого не произошло, появляются маменькины сынки и папины дочки. Модель их поведения в обществе печально известна.

Также важно не занижать самооценку ребёнка. Низкая самооценка даёт больше шансов, что, став взрослым, человек будет продолжать искать на стороне пример для подражания: «Я лучше, поскольку похож на красивого, успешного, богатого человека».

Родитель может стать образцом для ребёнка только при условии, что ещё до подросткового возраста мама с папой уважительно относились к сыну или дочери, любили их и понимали.

Кумиры знаменитостей

Кумиры дней сегодняшних некогда тоже вырезали из журналов картинки со звёздами и мечтали повторить их путь успеха.

  • Актёр Леонардо ДиКаприо до сих пор считает своим кумиром художника и скандалиста Энди Уорхолла.
  • Певица Алла Пугачёва признаётся, что с детства обожала певицу Клавдию Шульженко.
  • В семье актёра Сергея Безрукова кумиром считали поэта Сергея Есенина.
  • Гений века компьютеров Стив Джобс образцом для подражания считал изобретателя и основателя корпорации Polaroid Эдвина Лэнда.
  • Спортсменка Елена Исинбаева всегда хотела взлетать так же высоко, как белорусский прыгун с шестом Сергей Бубка.
  • Актриса Елизавета Боярская всегда хотела быть похожа на голливудскую диву Вивьен Ли.

«Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба»

Из всех идолопоклонников нет безумнее того, кто поклоняется самому себе

Давным-давно, ещё в 2004 году попалась как-то мне на глаза одна статейка в весьма тогда престижном печатном издании. Что бы избежать искажений приведу вам её в оригинале:

Как это ни грустно, но подросток, который растет без поклонения какому-нибудь идолу, вполне вероятно, с отклонением. Как показало исследование английских психологов, тинэйджеры, у которых есть обожаемые «звезды», более эмоционально развиты и имеют меньше проблем с общением в своей среде. Сплетни о личной жизни кумира очень объединяют сверстников. Повсеместно 11 - 16-летние перекидывают детское обожание со своих родителей на «знаменитостей». И у этого явления есть генетические корни: когда-то первобытные копировали поведение самого успешного соплеменника. Для нормального взросления обожание должно быть, но - умеренным. Если подросток сходит с ума по своему кумиру так, что ничего другого не замечает или считает его «вторым я», это сигнал того, что он чересчур одинок и нуждается в более близких отношениях с людьми. В общем, что делать родителям? Ждать, пока любовь к какому-нибудь кадавру пройдет сама, как прыщи.

Не правда ли весьма безобидная на первый взгляд заметочка, как бы невзначай объясняет родителям, что идолопоклонство это норма. И тут же возникает логичный вопрос: а как же насчёт: не сотвори себе кумира? А тут даже не просто кумир, целый идол! Давайте построчно проанализируем сей шедевр. И так, в самом заглавии статьи уже слышится в приказном тоне, что подростки должны, чуть ли не обязаны, не только сотворить себе кумира, а также обожать (обожествлять не много ни мало) и, следовательно, ему поклоняться. Ребенок, который этого не делает, объявлен ненормальным!! Мягко говоря, с отклонением, намекая на его, видимо умственную недоразвитость. Далее: английские психологи, кто они такие? Те, кто перепутал божий дар с яичницей? Кто вместо изучения души копошится в головах? И навязывают всему миру свои якобы «ценности»?! Психологи, незнающие, что эмоции это следствие, а не причины? И что в их понимании «эмоционально развиты»? Видимо проявляют свои эмоции без стеснительно, открыто, порой, даже нагло и без церемонно? Но вот в чём они действительно правы, так это в том, что все эти идолопоклонники «имеют меньше проблем с общением в своей среде», ну это и ежу понятно, что стройный человек в толпе горбатых будет чувствовать себя не в своей тарелке. Смотрим далее, а далее поощряются сплетни!! Прямым, наглым образом, поощряется лжесвидетельство. Ибо сплетня это — слух о ком-либо, чём-либо, обычно основанный на неточных или заведомо неверных, нарочито измышленных сведениях.

Читаем дальше, а дальше ещё страшнее, и печальнее, тут даже и комментировать-то нечего, и так всё ясно как божий день: перекидывают детское обожание со своих родителей на «золотого тельца». Смотрите, как дальше идёт хитрый ход оправдания, якобы, когда-то там давно люди «копировали поведение самого успешного соплеменника». А кто сказал, что это успех? Или они успешны? И успешны в чём? В явных нарушениях Законов Мироздания? В отвращении к богу, потворстве своей животной природе, в пропаганде агрессии, тщеславия, алчности? И кто этот кто решил, что это успех? Совершенно верно имя ему Легион. Далее, автор, вводит обезболивающее: «обожание должно быть, но - умеренным». А кто этого 11-16-летнего учил мерам? Кто знает сам, что это такое и как этим пользоваться? Всё человечество впадает в крайности, то безмерно любит, то безмерно ненавидит. И это потом может вменяться в вину родителям, мол, вы же сами не научили своё чадо мере.

И как обычно бывает у тёмных, они сами себе противоречат. Ибо кто лжёт, рано или поздно попадётся на лжи. Так и в этом случае, следите за мыслью, просто прочтите эти две мысли рядом:

«это сигнал того, что он чересчур одинок и нуждается в более близких отношениях с людьми»

«более эмоционально развиты и имеют меньше проблем с общением в своей среде» и «сплетни очень объединяют сверстников»

Следуя элементарной логике, хочется переспросить автора, так поклонение Сатане эмоционально развивает, объединяет? Или же все-таки делает изгоем, до такой степени, что человеку нужны более близкие отношения с людьми?! Именно, близкие отношения и подразумевают под собой искренность, доброжелательность, честность, что отнюдь не являются качествами Молоха. Ну и последнее, не менее коварное, чем всё предыдущее. Попрошу повнимательней, тебя, дорогой мой читатель, ещё раз вникнуть в эти два предложения:

«В общем, что делать родителям? Ждать, пока любовь к какому-нибудь кадавру пройдет сама, как прыщи»

А теперь прочувствуйте, как в первом предложении вопросе, родителям внушают полную безысходность происходящего. Мол, всё, ппц, вы тут ничего поделать не сможете, душа вашего ребёнка похищена и надолго. Сидите как старуха у разбитого корыта и ждите может его когда нибудь попустит. Как вы думаете, долго вам придётся ждать? Правильно, бесконечно долго! Ибо этими двумя предложениями произвели запись в ваше подсознание, что вы бессильны, и даже ничего предпринимать не нужно, даже элементарной мази для прыщей, пусть ваш ребёнок ходит весь обсыпанный прыщами. И если, читающий, не понял, о чём тут была речь, то не задавайся после глупыми вопросами: в кого же он такой уродился? кто его подменил? что с ним случилось? когда же мы его упустили? И не пугайся когда увидишь у него на смарте или планшете такое вот обожание своих кумиров и идолов променянное на своих родителей.

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.

Но слава богу есть и другие подростки, не знаю, осознаёт ли эта девчонка или нет, но она своими словами сформулировала один из Высших законов, который гласит:

«Насколько на Земле редко встречается настоящая Любовь, настоящая дружба встречается ещё реже»

с родителями обучающихся

на тему: «Кумиры подростков»

педагога-психолога

ÌÊÎÓ "Óñòü-Íåðñêàÿ îñíîâíàÿ

îáùåîáðàçîâàòåëüíàÿ øêîëà с коррекционными классами"

Паскал Виктории Викторовны

п. Усть-Нера, 2013 г

Кумиры подростков: как к ним относиться?

Очень трудно найти взрослого, у которого в раннем возрасте не было кумиров. Почему же так часто вид подростка, фанатеющего от какого-нибудь певца или актера, вызывает у нас раздражение и непонимание? Попробуем разобраться.

Во-первых , понятно, что времена другие, и мораль и нормы общественного поведения отличаются.

Во-вторых , раздражение может быть связано с чувством ревности: Сталлоне для подростка по определению круче родного отца.

И в-третьих , причина порой бывает весьма банальна. Очень часто нас раздражает то, чего мы не понимаем.

Данная статья посвящена тем родителям, которые готовы задуматься над психологическим механизмом «подросткового идолопоклонничества» , понять и принять своего ребенка со всеми его возрастными особенностями.

Известно, что переходный возраст называется так не случайно. Еще не взрослый, но уже и не ребенок, уже меньше прав, но гораздо больше обязанностей. Требования со стороны социума в целом и родителей в частности резко возрастают. Все это накладывается на бурное развитие и перестройку всех органов и систем организма. Эмоциональная сфера так же нестабильна - немотивированная смена настроения свойственна подростку в период полового созревания.

И при всех этих сложностях существуют важные возрастные задачи, которые необходимо решить. Важнейшие из них - это обретение идентичности, отстаивание собственных психологических границ, развитие эмоциональной сферы.

Попробуем разобраться, какое же отношение кумиры подрастающего поколения имеют отношение ко всем этим задачам. Ведь нам, взрослым, часто кажется, что ребенок увлекся какой-то ерундой, тратит время, которое можно было бы посвятить учебе или работе по дому.

Для подростка на первый план выходит общение с ровесниками, равнение на них, на компанию, в которой они все находятся, на общие интересы. Есть такое понятие, как референтная группа . Это группа индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения . Референтные группы подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а часто формируют новые. Все это означает, что подросток будет склонен увлекаться тем же, что и большинство его знакомых. Ведь быть не таким, как все, в этом возрасте значит быть изгоем. Следовательно, общие кумиры - это один из способов, который использует подросток, чтобы получить поддержку, одобрение и принятие .

Кумиры - это еще и образцы для подражания. В поисках идентичности подросток стремится найти того, на кого бы он хотел равняться. На самом деле нет большой разницы между заявлениями «хочу быть космонавтом» и «хочу быть рок-звездой». И в том, и в другом случае это просто разные профессиональные воплощения известности, популярности, общественного признания. И ничего нет в этом плохого, это естественное желание психологического принятия. Совершенно нормально хотеть быть похожим на того, кого все любят и уважают. Согласитесь, вас бы удивило поклонение кому-нибудь неизвестному . К тому же, выбирая кумиров, подросток может выбрать и будущую профессию. Подражая футболистам, ваш ребенок, скорее всего, захочет заняться спортом, а известной кинодиве - пойти на курсы актерского мастерства.

Рассмотрим также феномен влюбленности в кумира . Любовь - сложное чувство, поэтому «отношения» с кумиром можно рассматривать как форму тренировки перед реальными отношениями. Симпатизировать звезде психологически безопасно. Нет реального контакта, совместного быта, разницы в характерах и социальном положении, которые могли бы в реальной жизни помешать отношениям. Есть только всепоглощающее чувство, восторг, переживание новых эмоций. Бесконечные обсуждения с подругами «идеальности» избранного героя, любовных чувств. Мечты и сожаления, радость и слезы, тоска и разочарование. Все это пройдет со временем, и девушка научится строить отношения более зрелые и, само собой, с реальным человеком.

Понятно, что увлечения могут быть и знаком родителям : «я уже взрослый», «я не такой, как вы», «я хочу отделиться». Но и это не повод думать, что ребенок перестал вас любить. Парадоксально, он действительно хочет ощущать себя отдельной, взрослой личностью, но, как никогда раньше, ему нужна ваша искренняя поддержка и принятие. Подросток «становится на крыло», и ему важно знать, что он все делает правильно.

    Поговорите с ним, не критикуя. Задавайте ему вопросы, больше интересуйтесь и поддерживайте его увлечения. Применяйте активное слушание.

Сильный же контроль и активное противостояние лишь будут способствовать созданию психологического барьера между вами. Если вы хотите гармонично воспитать ребенка и передать ему свой опыт и свои знания, то постарайтесь также воспринять и его пусть и небольшой, но значимый для него опыт. Пусть даже это опыт, полученный в отношениях с недосягаемым кумиром.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх