Малыш капризничает. Ребёнок постоянно капризничает

Наступает у малышей такой возраст, когда капризов не избежать каким бы идеальным подход к воспитанию не был… Это нормальное состояние маленького растущего организма и, в первую очередь, растущей личности! Без становления собственного я мы бы все были очень неприспособлены к жизни, поэтому наступают такие моменты, когда ребенок начинает «самоутверждаться» за счет капризов))) они же еще неопытные совсем крохи и пробуют все способы (как и мы, родители, когда-то в своем глубоком детстве, про которое мы очень часто забываем).
Как преодолеть капризы, не разрушив психику ребенка и не сломав его характер? Как не отбить желание расти личностно в будущем? Это важные вопросы, которыми задается каждый нормальный человек, воспитывающий ребенка. В статье, приведенной ниже есть способы облегчения жизни Вам и Вашим малышам. Почитайте, примените, сделайте выводы)))) Надеюсь, информация кому-то пригодится и поможет))))

Капризы.
1. Игнорируйте неправильное поведение

Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимания может стать решением проблемы плохого поведения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдержать. «Техника игнорирования» может быть очень эффективной, но выполнять ее следует правильно. Вот несколько условий, о которых необходимо помнить:

Не обращать внимания - значит, абсолютно не обращать внимания. Никак не реагируйте на ребенка - не кричите, не смотрите на него, не разговаривайте с ним. (Внимательно следите за ребенком, но занимайтесь при этом каким-то делом.)
- Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпения.
- Остальные члены семьи, находящиеся в одной комнате с вами, также должны игнорировать ребенка.
- Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, можно сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки. Теперь, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше». «Техника игнорирования» требует терпения, а главное, не забывайте, вы игнорируете не ребенка, а его поведение.

2. Уходите
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Однажды я познакомилась с молодой матерью, ее дочка на удивление хорошо себя вела и все время сидела рядом. Я спросила у матери, в чем секрет такого примерного поведения. Женщина ответила, что, когда дочка начинает капризничать и кричать, она просто уходит, садится где-нибудь поодаль читает. При этом она видит своего ребенка и в случае необходимости всегда может быстро подойти. Уходя, мать не поддается капризам дочери и не позволяет собой манипулировать.

Дети любого возраста могут довести мам и пап до такого состояния, что родители теряют над собой контроль. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой, вам нужно время, чтобы прийти в себя. Дайте возможность и себе, и ребенку успокоиться.

3. Используйте отвлекающий маневр
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Еще один способ избежать обострения ситуации - отвлечь внимание ребенка. Лучше всего этот способ срабатывает до того, как ребенок раскапризничается так, что вам до него будет уже не достучаться.
Помните: чем раньше вы вмешаетесь и чем оригинальнее окажется ваше отвлекающее предложение, тем выше ваши шансы на успех.

4. Смена обстановки
Возраст: дети от 2 до 5
Хорошо также физически забрать ребенка из тяжелой ситуации. Смена обстановки часто позволяет и детям, и родителям перестать чувствовать себя в тупике. Кто же из супругов должен забрать ребенка? Вовсе не тот, кто более «озабочен» проблемой, - вопреки расхожему мнению. (Это исподволь поддерживает парадигму «мама в ответе за все».) Такую миссию следует возложить на себя родителю, который в данный конкретный момент проявляет большую жизнерадостность и гибкость. Приготовьтесь: при смене обстановки ваше дитя сначала расстроится еще сильнее. Но если вам удастся преодолеть такой момент, вы оба, без сомнения, начнете успокаиваться.

5. Используйте замену
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Если ребенок делает не то, что требуется, займите его тем, чем нужно. Детей необходимо учить тому, как, где и когда правильно себя вести. Ребенку недостаточно сказать: «Так делать не следует». Ему надо объяснить, как поступать в таком случае, то есть показать альтернативу. Вот несколько примеров:
- Если ребенок рисует карандашом на диване, дайте ему книжку-раскраску.
- Если дочка берет мамину косметику, купите ей детскую косметику, которая легко смывается.
- Если ребенок бросается камнями, поиграйте с ним в мяч.
Когда ваш ребенок играет с чем-то хрупким или опасным, просто дайте ему взамен другую игрушку. Дети легко увлекаются и во всем находят выход своей творческой и физической энергии.

Ваше умение быстро найти замену нежелательному поведению ребенка может уберечь от многих проблем.

6. Крепкие объятия
Возраст: дети до 2/от 2 до 5
Ни при каких условиях не давайте детям нанести вред себе или другим. Не позволяйте ребенку драться - ни с вами, ни с кем-либо еще, даже если это и не больно. Иногда матери, в отличие от отцов, терпят, когда маленькие дети стараются их стукнуть. Многие мужчины жалуются мне на «унижения», которые терпят их жены, позволяя рассерженным малышам себя бить, и на то, что подобная терпеливость портит ребенка. Со своей стороны матери часто боятся дать отпор, дабы не «подавить» боевой дух ребенка.
- Мне кажется, в этом случае папы обычно правы, и тому есть несколько причин. Драчливые дети ведут себя так же не только дома, но и в других местах, с посторонними людьми. Кроме того, от дурной привычки реагировать на что-то физическим насилием потом очень трудно избавиться. Вы же не хотите, чтобы дети вырастали, считая, будто мама (читай - женщины) станет терпеть практически все, что угодно, даже физическое насилие.
- Вот один из очень эффективных способов научить вашего ребенка держать свои ручки при себе: крепко обнимите его, не давая ему лягаться и драться. Твердо и властно скажите: «Я не позволю тебе драться». Опять-таки никакой магии - будьте готовы. Поначалу он будет визжать еще громче и биться в ваших руках с удвоенной силой. Именно в этот момент вам нужно держать его особенно крепко. Мало-помалу ребенок начнет чувствовать вашу твердость, убежденность и вашу силу, он поймет, что вы удерживаете его, не принося вреда ему самому и не допуская резких действий против себя, - и начнет успокаиваться.

7. Находите плюсы
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Никто не любит, когда его критикуют. Критика - это неприятно! Дети, когда их критикуют, чувствуют раздражение и обиду. В результате они гораздо менее охотно идут на контакт. Тем не менее критиковать неправильное поведение ребенка все-таки иногда нужно. Как же при этом избежать конфликта? Мягко! Все мы знаем выражение «подсластить пилюлю». Смягчите свою критику, и ребенок легче воспримет ее. Я рекомендую «подсластить» неприятные слова небольшой похвалой. Например:
- Родитель: «У тебя чудесный голос, но за обедом петь нельзя ».
- Родитель: «Ты отлично играешь в футбол, но делать это нужно на поле, а не в классе».
- Родитель: «Хорошо, что ты сказала правду, но в следующий раз, когда соберешься в гости, сначала спроси разрешения».

8. Предложите выбор
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок порой так активно сопротивляется указаниям родителей? Ответ прост: это естественный способ отстаивания своей независимости. Избежать конфликта можно, если предложить ребенку выбор. Вот несколько примеров:
- Еда: «Ты на завтрак будешь яичницу или кашу?» «Что ты будешь на ужин, морковь или кукурузу?»
- Одежда: «Ты в какой рубашке пойдешь в школу, в голубой или желтой?» «Ты сама оденешься, или тебе помочь?»
- Домашние обязанности: «Ты будешь убираться до или после ужина?» «Ты вынесешь мусор или помоешь посуду?»
Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно - это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию здорового ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка. Родители при этом, с одной стороны, удовлетворяют потребность отпрыска в независимости, а с другой - сохраняют контроль над его поведением.

9. Не забывайте про чувство юмора
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Что-то случилось с нами на тернистом пути во взрослую жизнь. Мы стали воспринимать все очень серьезно, возможно, даже слишком серьезно. Дети смеются 400 раз в день! А мы, взрослые, - около 15 раз. Давайте посмотрим правде в глаза, ко многому в нашей взрослой жизни мы могли бы подходить с большей долей юмора, и особенно в общении с детьми. Юмор - это прекрасный способ снять напряжение, как физическое, так и умственное, помогающий справляться с самыми сложными ситуациями.

Вот еще несколько идей: используйте свою фантазию и актерские способности. Оживляйте неодушевленные предметы (дар чревовещания при этом совсем не помешает). Используйте книгу, чашку, ботинок, носок - в общем, все, что есть под рукой, для того чтобы добиться своего. Ребенок, который отказывается складывать свои игрушки, скорее всего, передумает, если его любимая игрушка заплачет и попросит: «Уже поздно, я так устала. Я хочу домой. Помоги мне!» Или, если ребенок не хочет чистить зубы, зубная щетка поможет уговорить его.

Предупреждение: использовать юмор тоже следует осторожно. Не допускайте сарказма или злых шуток.

Источники:
1. Дон Лайтер «Воспитание ребенка. 50 эффективных способов научить вашего ребенка правильно себя вести».
2. Р. Тэффель и Р. Израэлофф «Родители ссорятся: что делать?».

Дети в 3-4 года – довольно самостоятельные люди: посещают садик, предпочитают занятия по душе. К тому же они достаточно взрослые, чтобы рассказать о своих потребностях. Тогда откуда берутся истерики и капризы, которые так беспокоят родителей? Что делать уставшим мамам, если трех- или четырехлетний малыш постоянно плачет и капризничает?

Трехлетний возраст – это благодатное время для эмоционального и познавательного развития детей. Они приобретают новый опыт, больше понимают и, в то же время, остро переживают конфликты. На все эти проблемы накладывается кризис трех лет, когда прежде покладистые детишки становятся плаксивыми, капризными и строптивыми, наотрез отказываясь выполнять требования взрослых. Часто они ведут себя некрасиво: топают ножками, плачут, кричат, швыряют предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Причины детских слез и капризов

Многие родители не понимают, почему их ребенок постоянно плачет и капризничает. А источники такого поведения обычно лежат на поверхности, только не всегда их можно сразу распознать.

  1. Малыш требует вашего внимания, ему недостает общения с родителями, он хочет видеть доказательства собственной «нужности». Желание материнской любви и ласки – базовая потребность ребенка.
  2. Капризничая, дети хотят получить желаемое , например, подарок, сладость, разрешение погулять – то, что мамы и папы не разрешают по непонятным для малышей причинам.
  3. Ребенок протестует против родительского диктата , чрезмерной опеки, демонстрируя желание стать независимым и самостоятельным. Это характерно для авторитарных методов воспитания. Вспомните, как часто вы говорите сыну или дочке: «Быстро надень эту кофту», «Прекрати глазеть по сторонам».
  4. Плач и капризы могут быть и без явной причины. Возможно, малыш переутомился, не выспался, наблюдал семейную ссору. На детское настроение влияют многие составляющие, поэтому нужно их все проанализировать.

Давайте рассмотрим каждый вариант подробнее и узнаем, что делать родителям, если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает и плачет.

Желание общаться

Совет одновременно прост и сложен: если желаете избежать слез и капризов, проводите больше времени с детьми. Конечно, часто родителям не хватает времени на тесное и полноценное общение с ребенком. Но главное здесь – не количество минут, а их качество . Не нужно бросать домашние хлопоты, общайтесь со своим чадом в процессе их реализации.

Почаще устраивайте общие праздники и семейные посиделки. Помимо традиционного застолья, придумайте интересные развлечения, конкурсы для всех членов семьи. Еще один способ – сходить в цирк, парк аттракционов, выехать за город. Было бы желание, а вариантов весело провести время с домочадцами масса.

Реакция на запреты

У малыша должна быть возможность изучить окружающий его мир. Ваша задача – помочь, а не мешать детской любознательности. Для этого нужно установить четкие границы дозволенного , упорядочить требования и снизить количество запретов, оставив лишь самые важные . Обычно они касаются детской безопасности, и выполнять их нужно неукоснительно.

Сделайте ребенка помощников в домашней работе , преподнеся новые обязанности в игровой форме. Готовите обед? Предложите малышу помыть овощи или «покормить» куку. Стираете одежду? Дайте ему таз и предложите постирать свою кофточку. В совместных хозяйственных делах есть несколько плюсов. Во-первых, вы контролируете действия своего чада. Во-вторых, можете ему объяснить опасность бытовых предметов.

Самоутверждение

Ребенок в 3-4 года начинает воспринимать родительскую опеку не только как проявление любви, но и как подавление самостоятельности и досадную помеху. В этом возрасте детям требуется своеобразный баланс заботы и свободы. Вы ведь не хотите воспитать «удобного» малыша, который доставляет мало хлопот, но и сам не стремится к свершениям?

К примеру, трехлетка плохо себя ведет за обедом: отказывается от каши, требует других блюд, отодвигает кружку с киселем. Если вы станете заставлять его, он продолжит капризничать, а тут недалеко и до полноценной истерики. Смиритесь с тем, что теперь он самостоятельная личность и имеет право выбирать как список блюд, так и объем порции. Поверьте, с голода он точно не умрет.

Неявные причины капризов

Дети рождаются с разными типами нервной системы. Более «сильные» малыши устойчивы к раздражителям, не плачут из-за каждого пустяка. Ребенок с неустойчивой нервной системой раним, его реакция на неприятности и трудности слишком эмоциональна.

У таких детей незначительная боль вызывает истерику, комок в каше приводит к рвоте, а избыток впечатлений за день лишает сна. Капризы и слезы – постоянный спутник трех- и четырехлетних меланхоликов. Родителям следует предупреждать появление истерик, а при длительном стрессовом состоянии нужно обратиться за консультацией к неврологу или психологу.

Что делать?

Если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает, проанализируйте все вышеперечисленные причины и попробуйте устранить их. Старайтесь предупреждать появление стрессовых ситуаций.

Если все-таки нытье началось, попробуйте переключить интерес малыша на что-либо другое.

«Смотри, какие огромные слезки льются из глаз. Давай-ка соберем их в баночку» , – говорит одна изобретательная мамочка.

Предложите крохе какой-то новый предмет или интересное занятие: посмотрите вместе мультик или почитайте любимую книжку . Совместное общение поможет ему почувствовать вашу любовь и избавит от неконструктивных способов привлечения родительского внимания.

1. Не боритесь против детских «хочу»

Пожалуй, чаще всего маленький человек начинает капризничать, когда взрослые отказываются выполнять его желания. А бывает это сплошь и рядом: то конфету перед супом не дают, то машинку не покупают, то не позволяют вдоволь покататься на горке только потому, что нос замерз… Одним словом, сплошные несправедливости.

Чаще всего мамы и папы в этих случаях:

* старательно объясняют, почему то или иное «хочу» нельзя воплотить в жизнь: «Смотри, эта машинка плохая, она быстро сломается, у тебя дома лучше есть», «Мы и так уже на улице два часа. Ты должен был нагуляться. Завтра снова пойдем на горке кататься, а то простудишься…»;

* запрещают что-то без объяснений: «Я сказала: «Нет!». Прекрати!»;

* самые сердобольные, увидев, что нижняя губка их чада уже дрожит, а слезы катятся по щекам, меняют свое решение: «Ну, хорошо, куплю, раз тебе так нужна всякая ерунда».

Но, на самом деле, ни один вариант не хорош. В первом случае родитель тратит массу энергии, разубеждая ребенка в неправильности его желаний, а ребенок втягивается в ненужный спор («Нет, эта машинка хорошая!», «Нет, я еще не нагулялся!»), который в итоге проигрывает и расстраивается еще сильнее. Во второй ситуации малыш обижается, усваивает модель резкого, грубоватого поведения, а взрослый испытывает чувство вины. Ничуть не лучше и третий вариант — потакать детским слезам, — ведь это самый надежный способ вырастить капризулю и манипулятора.

Что же делать? На самом деле, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка — не значит воплощать в жизнь каждое «хочу». Порой достаточно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть все, что угодно — даже если это опасно, вредно или несвоевременно. А у родителя есть право не выполнять каждое желание, но при этом выслушать и проявить сочувствие. Психологи называют такой прием активным слушанием.

На практике это будет выглядеть так: «Да, тебе очень хочется эту машинку, и тебе грустно, что я ее не покупаю. Я знаю, как это обидно, когда не можешь получить то, что хочешь». Или: «Тебе очень хочется еще покататься с горки. Тебе не нравится, что нам надо идти домой. Конечно, трудно ждать до завтра, если очень хочется веселиться прямо сейчас». Во время разговора желательно присесть, чтобы находиться на уровне глаз малыша, можно обнять его, прижать к себе. Ребенок поймет, что вы на его стороне. Но при этом будет учиться тому, что действительно бывают обстоятельства, которые приходится учитывать.

2. Чем меньше «нельзя», тем проще быть послушным

Еще одна причина капризов — избыток запретов, отсутствие стабильных требований и понятных крохе границ дозволенного. Так бывает, когда ребенок о чем-то просит, взрослый, не подумав, запрещает, а потом, видя огорчение малыша, все-таки разрешает. У ребенка в голове возникает путаница, и он с удвоенной силой испытывает на прочность каждое новое «нельзя». Вдруг, если очень хочется, то все-таки можно?

Чтобы решить проблему, нужно приучить себя как можно реже пользоваться запретами, зато каждый высказанный запрет должен быть прочным и непоколебимым. К примеру, нельзя выбегать на дорогу, бросать в других детей песком, обижать домашних животных — одним словом, запрещено все, что угрожает безопасности — своей и окружающих. Эти вещи просто нельзя делать, тут и обсуждать нечего, и уж тем более незачем капризничать.

В прочих ситуациях слова «нельзя» лучше избегать. А объяснять, что есть вещи, которые возможны только при определенных условиях. Можно ходить по лужам, но только когда на ножках резиновые сапоги. Можно лечь спать попозже, но только если завтра не в садик. Можно карабкаться на высокую «лазалку», но только когда папа снизу страхует, и т.д. Если каждый раз проговаривать эти условия вслух, ребенку проще научиться самоконтролю. «Что у нас сейчас на ножках? Сандалики! Можно идти в лужу? Не стоит». Еще лучше планировать стиль прогулки до ее начала: «Сейчас мы собираемся в гости, наденем красивые ботиночки, в лужи не полезем» — или: «Мы идем на площадку, что лучше надеть, чтобы не промочить ножки?».

3. Избегайте гиперопеки

Часто малыш капризничает из-за того, что родители его чересчур опекают, не замечая взросления. Особенно ярко это проявляется во время кризисов одного года и трех лет. Представляете, детка наконец-то освоил новые навыки, а ему не позволяют применить их на практике. А ведь так хочется чувствовать себя взрослым! Как тут не закричать: «Я сам!»?

Единственный выход из ситуации: признать, что ваш ребенок растет, а, значит, пора дать ему больше самостоятельности, доверить новые дела. И пусть малыш перемажется едой — зато съест ее сам. Или начните с малого - пусть кроха сам выпьет вкусный биолакт «Тёма» из трубочки, для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Пусть после прогулки снимет с себя ботинки, шапку, перчатки. Пусть он не слишком хорошо пропылесосит пол — зато будет чувствовать себя маминым помощником. Ощущение уверенности в своих силах, своей умелости, которое формируется в этом возрасте — останется с ребенком на всю жизнь.

Там, где ребенок пока не может решать сам, пользуйтесь хитрым приемом «выбор без выбора». Например, прежде чем переходить дорогу, спросите: «Какую ручку мне дашь — правую или левую?» (вариант «идти не за руку» отпадает сам собой). Но не стоит хитрить часто, у детки должна быть возможность совершать и реальный выбор.

4. Не требуйте невозможного

Вспомните, что говорил король из сказки про Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой,и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».

Этих принципов придерживается и мудрый родитель, мечтающий избежать детских капризов. Предъявляя требования, всегда учитывайте возрастные особенности ребенка и его физиологические возможности. К примеру, бесполезно требовать от дошкольника, чтобы он тихо сидел в длинной очереди в поликлинике или в медленно ползущем по пробкам автобусе. Такое требование совершенно противоречит его возможностям. Если вы очень переживаете за комфорт окружающих, которым могут досаждать крики и беготня вашего чада, то запаситесь относительно тихими развлечениями и позаботьтесь о том, чтобы ребенок не проголодался. Можно взять с собой его любимую книгу и питьевой йогурт «Тёма». Продуманная профилактика поможет пережить без истерик даже сложные ситуации.

5. Не забывайте про юмор

Иногда хорошая шутка лучше всего помогает разрядить накаляющуюся обстановку и избежать эскалации капризов. Главное, чтобы она была доброй и необидной. К примеру, тому, кто не хочет уходить с прогулки, скажите: «Представляешь, мы будем долго кататься с горки. И не пойдем домой, пока на нас не налипнет столько снега, что мы превратимся в двух огромных снеговиков. Через час вернемся домой, постучимся в дверь и скажем: «Папа, открывай, снеговики пришли!» Вот он удивится…». За такой увлекательной историей будет проще переключить внимание малыша и развернуть его в сторону дома: «Давай пойдем - посмотрим, вдруг папа уже пришел. Мы расскажем ему, что собирались стать снеговиками…».

В порядке исключения можно попробовать поменяться ролями с маленьким капризулей. Что будет делать малыш, если мама начнет у него громко выпрашивать игрушку или упадет в сугроб и станет кричать: «Ни за что не пойду домой!»? Наверное, попробует успокоить, а заодно похохочет над тем, как выглядят капризы со стороны.

Пусть юмор, доброжелательность и уверенность в своих требованиях станут вашими верными попутчиками. Терпения вам и изобретательности! И пусть капризное настроение как можно реже посещает ваше любимо чадо!

Мария Соболева

Почему ваш ребенок часто капризничает

Ваш ребенок капризничает? Плач, топанье ногами, а то и сцены посреди улицы - ситуации, знакомые многим родителям. Порой никаких нервов не хватает выдержать поведение юного диктатора. Отчего дети вредничают? Есть ли универсальные рецепты правильной реакции взрослых на детские капризы, каковы их типичные ошибки - справиться помогут советы детских психологов.

Капризы самых маленьких

Даже вполне спокойный, покладистый ребенок иногда проявляет характер, недовольство, выражаемое криком, слезами и непослушанием. А что вы хотели? Он же не заводная игрушка, а личность - пусть еще совсем кроха, но уже имеющая свои желания и потребности. С первыми капризами своего чада родители обычно сталкиваются к концу первого года жизни. И зачастую просто теряются, не в силах понять, что же происходит.

Первая причина капризов - растущие потребности малыша

Наступил первый кризис в жизни крохи. Потребности ребенка возросли, он научился ходить, и границы интересного, но еще не познанного мира расширились. Всё нужно изучить, потрогать, погладить, погрызть, бросить, достать.

В ответ же зачастую сплошные запреты и преграды - туда не пускают, это не дают, то отнимают. Действия мамы с папой, конечно, объясняются заботой о безопасности малыша. Но ребенок хочет познавать новое, а не сидеть в манеже или кресле. Протест выражается криком! А мы-то думаем - кроха капризничает.

Действия родителей: спрятать все опасные или нежелательные для ребенка предметы, оставив в зоне доступа то, чем можно поиграть без вреда. Игрушки надоедают, а погреметь кастрюльками и ложками на кухне так интересно! И пусть погремит. (Никто не предлагает использовать в этих целях цептеровские наборы, но старую посуду выделить можно.)

Не мешайте юному исследователю, дайте возможность проявить самостоятельность. Пусть во время завтрака каша будет размазана по столу и по полу. Но ведь так кроха учится орудовать ложкой.

А пока мама готовит обед, ребенку можно дать миски с крупой: пускай пересыпает, роется, достает спрятанные внутри предметы - отлично развивает мелкую моторику.

Причина вторая - ребенок еще не может выразить словами свои потребности

Это только Эллочка-людоедка довольствовалась скромным словарным запасом и ей вполне хватало 30 слов. Нормальному ребенку хочется высказать свои пожелания, намерения что-то сделать, получить, но у него пока не очень получается. А взрослые не понимают, вот он и капризничает. Так поведение отпрыска воспринимают родители, на самом деле это доступный малышу на данном этапе способ выражения своих потребностей.

Совет родителям : проявите терпение, постарайтесь понять, чего хочет малыш.

Вам потребуется наблюдательность - кроха вдруг отказывается от горшка, а ведь уже был приучен. Возможно, однажды предмет туалета оказался холодным, малыш испытал дискомфорт, а во время купания не понравилась температура воды, он протестует против ванны, капризничает. Таких моментов может быть много, взрослым придется догадываться о каких-то своих упущениях.

Растущий ребенок - новые капризы

Ребенок растет, развивается, со временем возникают новые причины капризов.

Добиться своего

Совсем крохе мало что запрещалось, а двухлетке уже пытаются навязать какие-то запреты и правила поведения. Реакция протеста налицо, слово «нет» вызывает капризы. Ребенок привык получать желаемое, почему вдруг ему запрещают какие-то действия?

Рекомендации родителям: старайтесь вести себя спокойно, не раздражайтесь, не срывайтесь на крик и ни в коем случае не шлепайте малыша. Переждите, пока «проорется», в этот момент пытаться что-то объяснить бесполезно.

Зрители и сочувствующие только добавляют эмоций: не реагируйте на крики, слезы и топанье ногами. Ребенок со временем поймет - капризы на маму с папой не очень-то и действуют.

Демонстрация самостоятельности

Вполне естественно, что растущий ребенок проявляет свои желания и предпочтения. За него всё время решают: на завтрак полезна молочная овсянка, на обед Ваня будет кушать борщ, на прогулку наденем вот этот полосатый теплый свитерок, вельветовые брючки, а гулять пойдем в ближайший парк. А у Ванечки уже есть свои желания, вот он и капризничает.

Советы родителям: давайте ребенку возможность выбора, уважайте проявления его личного мнения.

Реакция на семейную обстановку

Дети остро чувствуют микроклимат семьи, настроение родителей. Вы сами излишне эмоциональны, темпераментны или привыкли решать проблемы с помощью повышения тона, споров и скандалов с близкими ? Не удивляйтесь капризности вашего чада.

Как быть: контролировать свои чувства и поступки, подавать положительный пример, создавать в семье доброжелательную, спокойную атмосферу.

Испытание пределов дозволенного

Ребенок, которому любопытно практически всё, может заинтересоваться и таким вопросом: если я буду плакать, кричать, не слушаться, мама в конце концов разрешит пойти погулять? А папа купит новый пистолет? Он как бы испытывает силу своего влияния на вас - можно ли заставить родителей плясать под свою дудку.

Реакция родителей: отнеситесь к исследовательской деятельности с легкой долей иронии - какой у нас Миша настойчивый. Но не потакайте капризу. Уступите — знайте: юный тиран будет всегда добиваться своего.

Почему капризничает ребенок 4-5 лет

Дети этого возраста уже больше видят, понимают, оценивают, эмоции становятся глубже

Перестройка психики

Конфликты возникают не только с близкими - ребенок капризничает в ответ на запреты, проявляет агрессивность , выражает протесты, но, еще не понимая своих чувств, он неосознанно конфликтует сам с собой. Портится настроение, появляются негативные ощущения.

Действия родителей: проявлять выдержку и терпение, пытаться выяснить причину капризов наблюдением и спокойным разговором, увлекать ребенка каким-то делом, переключать внимание на интересное ему занятие.

Малышу достается больше внимания, а взрослеющий ребенок начинает ощущать его дефицит. Ему хочется больше общаться с близкими, быть, как и раньше, центром мироздания.

Что делать: дать понять ребенку - вы его очень любите, просто он уже такой взрослый, может сам занять себя, у него появились друзья, маме и папе больше не нужно держать его за ручку, как маленького. Почаще просить помочь сделать что-то доступное по хозяйству, похвалить за помощь.

Последствия чрезмерного потакания капризам

Родители часто считают - малышу всё можно, подрастет, сам поймет требования и запреты взрослых. А когда привыкший не знать отказа ребенок вдруг сталкивается с какими-то «нет» и «нельзя», начинаются проблемы.

Советы родителям: время, конечно, упущено. Но не безнадежно. С подросшим малышом нужно говорить на равных: доходчиво объяснять, почему раньше разбрасывать игрушки (громко бить в барабан, когда вздумается, залезать к папе на руки, когда он работает за компьютером, и т. д.) разрешалось, а теперь вдруг не позволено.

5-летний Кирилл устраивал сцены всякий раз, когда мама отвлекалась на разговоры по телефону, общалась на прогулке с другими мамашами. Стоило больших усилий объяснить - ты уже не малыш, должен понимать, что у взрослых бывают свои дела, ты в это время можешь покачаться на качелях, поиграть с друзьями.

Ребенок капризничает в любом возрасте, есть универсальные рекомендации родителям, помогающие бороться с нежелательным поведением детей.

  • Последовательность. Нельзя сегодня разрешать брать папины инструменты (пока его нет дома, иначе будет ругаться), а завтра запрещать. Ребенку такое непостоянство непонятно. Последовательный запрет каких-то действий поможет малышу осознать - так поступать не нужно.

  • Объяснение причин отказа. Разговаривайте с детьми - спокойно и доступно для возраста расскажите: мама запрещает Вове бегать по луже босиком, можно простудиться и заболеть, придется лежать в постели, пить лекарства. Лучше сходим домой за резиновыми сапожками, и тогда можно походить по воде.
  • Единство требований в семье. Папа строгий, он не разрешает прыгать по кровати, а мама позволяет. Родители не купят еще одно мороженое, сколько ни плачь, а бабушка - запросто, стоит только топнуть ножкой. Такой разброд и шатание в семействе провоцирует манипуляции ребенка. Он быстро поймет, на кого капризы действуют и от кого можно добиться желаемого.
  • Приучение к дисциплине: не удивляйтесь, когда вас ребенок не особо слушается, капризничает, а оставаясь с няней или находясь в детском саду, ведет себя вполне адекватно. Вы же его балуете, режим дня частенько нарушаете, многое позволяете. Вот и результат.

4-летняя Саша, привыкшая к установленному няней порядку (не сразу, конечно: потребовалось время и определенные усилия), спокойно ложилась спать в обеденное время, вовремя кушала, охотно занималась. А на выходных отказывалась от привычного режима дня. Ведь родители потакали ее капризам, девочка прекрасно понимала, кем можно командовать, а кого лучше слушаться. Кстати, без принуждения, а по привычке к определенной дисциплине.

  • Умение переключать внимание: важно научиться отвлекать ребенка от плача и топанья ножками - методом проб, включением фантазии. Кто-то среагирует на эмоциональное мамино - ой, Инночка, а кто это там прячется, пойдем посмотрим; Дима, неси скорее бутылочку, будем слезки собирать; кого-то из детей отвлекут новая яркая книжка или игрушка, предложение поиграть в любимую малышом игру, вместе с мамой испечь пирог (ребенок, конечно, будет главным помощником).


  • Отсутствие диктата. Исключаются всяческие категоричные «Я сказала — нет!», «Не лезь туда!», «Быстро прекрати реветь!», «Подойди ко мне немедленно!». Необоснованная жесткость провоцирует в ребенке нервозность, закомплексованность, формирует страхи . И, что удивительно, капризов от такого поведения родителей становится только больше. Ребенка нужно не только любить, но и уважать его свободу, прислушиваться к его мнению.
  • Демонстрация любви. Не бойтесь показать - вы любите своего ребенка. Для него очень важно это ощущать - ваши слова и жесты (объятия, поцелуи) дают малышу чувство уверенности и защищенности. Не путайте настоящие, искренние проявления любви с «залюбливанием», когда непомерное восхищение ребенком и сюсюканье: «наша Мусенька самая-самая красивенькая и любименькая» и выполнение всех его желаний только вредят воспитанию.

Детские капризы, конечно, — еще то испытание родительского терпения и мудрости. Трудно соблюсти баланс между любовью, нежностью, сверхопекой и разумной требовательностью.

Сложно не поддаться на манипуляции маленького тирана, но мы же не собираемся растить капризное, избалованное создание. Найдите свой метод правильного воспитания, не забывая о проверенных опытом советах семейных психологов.

7 способов отвлечь ребенка от каприза игрой:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Родители не могут нарадоваться, когда сын или дочь растет спокойным, покладистым. Они к этому привыкают, и им кажется, что так будет всегда. Но вдруг все изменилось. Малыш стал капризничать, часто плачет, не поддается уговорам. Такое нередко случается к концу первого года жизни. Почему?

Причина такой перемены чаще всего связана с возросшими потребностями ребенка, которые он не всегда может удовлетворить. Пока он проводил время бодрствования в кроватке, манеже или коляске, окружающий его мир был довольно ограниченным. Другого он не знал и этим удовлетворялся.

К концу года его спустили на пол и у него появилась возможность перемещаться по всей квартире. Он встретил при этом множество новых интересных предметов, столкнулся с непонятными для себя вещами. Все ему хочется потрогать, ощупать, сдвинуть с места, взять в рот. Но такие стремления чаще всего пресекаются родительским запретом, окриком.

У малыша отнимают самые интересные вещи, а его самого хватают, уносят и сажают в надоевший манеж или кровать, подавляя таким образом его волю. А как ее защитить? Криком, другой возможности у малыша нет. И он кричит, ни с чем другим, предлагаемым ему, не соглашаясь.

Чтобы предотвратить такие капризы ребенка, лучше заранее убрать подальше все то, что нельзя позволить брать малышу.

Дети этого возраста очень любят открывать и закрывать разные коробочки, вкладывать их друг в друга, греметь ими. Им нравится играть с кастрюльками, крышками, ложками, а не с давно знакомыми и поэтому надоевшими игрушками. Можно им это позволить, предварительно спрятав те из них, которые для ребенка нежелательны.

Причиной повышенной раздражительности ребенка могут стать трудности становления речи . Ребенок испытывает страстное желание что-нибудь получить или сделать, но не может выразить это словами. Взрослые его не понимают. Это вызывает у него бурю негодования. И он опять кричит и капризничает, не слушая никаких уговоров.

Ребенок может вдруг отказаться от купания, которое раньше очень любил, кричать, капризничать, плакать и яростно сопротивляться, чтобы его не посадили в ванночку, или перестать садиться на горшок, которым прежде пользовался без сопротивления.

Считать такие действия просто капризом и упорствовать в стремлении побороть этот «каприз» не стоит. Лучше поискать причину, почему так произошло, что привело к капризам ребенка. Она чаще всего кроется в каких-то упущениях. То ли вода случайно была горячее, чем обычно, то ли мыло попало в глаза малышу, то ли горшок был холодным или больно врезался краем, то ли еще что-нибудь неприятное произошло во время купания или пользования горшком и запомнилось малышу, как нежелательное. Не стоит огорчаться и непременно настаивать на своем. Через какое-то время ребенок забудет свое неприятное ощущение и опять сядет и на горшок и в ванну.

Ребенок капризничает - он ожидает понимания

Всем своим поведением ребенок показывает, что ожидает понимания со стороны взрослых. Изменения в поведении малыша порой приводят взрослых в смятение и вызывают желание немедленно прекратить безобразие и капризы.

Следует понимать, что плохое поведение ребенка пока еще не является устоявшимся, у ребенка идет поиск механизма воздействия на родителей. Если малыш поймет, что желаемого можно добиться капризами, плачем, криком, дерганьем за свои волосы, то ваше общение с ним будет постоянно сопровождаться такими эксцессами. Если же вы дадите ребенку понять, что подобные действия не приводят к достижению желаемой цели, малыш перестанет плакать, кричать и капризничать.

В некоторых ситуациях учитесь не обращать на ребенка внимания. Иногда это бывает лучшим решением вопроса. Ребенок может быстрее перестать капризничать и плакать, если поблизости нет людей, пытающихся его успокоить. Присутствие зрителей и сочувствующих только усиливает капризы и плач малыша.

Не переусердствуйте. Когда вы реагируете чрезмерно строго, малыш может запомнить вашу реакцию на его поведение. Он может неправильно интерпретировать сложившуюся ситуацию и воспринять вашу необычную реакцию как награду за поступок - у ребенка может возникнуть желание снова повторять те действия, которые вызвали у вас бурное негодование.

Будьте последовательны. Однажды запретив ребенку какое-то действие, продолжайте настаивать на том, что этого делать нельзя.

Поняв ваше постоянство, ребенок будет легче воспринимать правила совместного проживания. Если же сбить ребенка с толку и сегодня запрещать лежать в луже, а завтра разрешить это делать, его будет сложно убедить в том, что лежать в луже плохо.

Детское любопытство - это совершенно нормальное явление. Дети хотят знать об окружающем их мире как можно больше. Если любопытство ребенка не удовлетворено, он постоянно ищет что-то новое. Как только малыш находит заинтересовавшую его вещь, он временно успокаивается.

Например, ребенок быстро замечает, что вы надели новые бусы или браслет, пытается их потрогать и попробовать на вкус. До тех пор пока новый предмет не будет исследован, ребенок «не слышит» замечаний в свой адрес о том, что предмет трогать нельзя. Если вы считаете, что исследовать бусы нельзя, спрячьте их под блузку.

Реагируйте быстро . Когда ребенок делает недозволенное, немедленно и строго скажите ему «Нет». Если ребенок вновь повторит действие, еще раз запретите поступок и уведите его в другое место.

Похвалите ребенка за хорошее поведение . В том случае, если постоянно заострять внимание малыша на негативных действиях, то он нарочно будет повторять их для привлечения вашего внимания. Старайтесь формировать положительный настрой в поведении малыша. Создавая благоприятную атмосферу дома, вы уменьшите желание ребенка быть в оппозиции.

Постарайтесь уменьшить количество запрещенных для малыша действий . Убирайте предметы, которые малышу не следует брать, используйте пластиковые заглушки на панели управления телевизором и видеотехникой, закрывайте на специальные запирающие устройства дверцы шкафчиков и комнат, в которые не следует попадать ребенку.

Вот несколько советов, как отучить ребенка капризничать:

  • Давайте ребенку не больше трех игрушек сразу: пока он маленький, такого количества будет достаточно. Переизбыток впечатлений быстро утомляет детей.
  • Старайтесь переключать его с одного занятия на другое. Быть может, ему не хватает новых впечатлений.
  • Больше активности на прогулке и дома.
  • Оставляя кроху в одиночестве, включайте ему детские песенки и сказки. Но не телевизор! Телевизор завораживает малышей, но постоянная смена картинок на экране является слишком серьезным раздражителем для незрелой детской психики и может стать причиной перевозбуждения.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх