Методы коррекции дислексии. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с овз

Когда одноклассники уверенно и с выражением одолевают страницу за страницей, ваш малыш с трудом соединяет знакомые буквы в слова? Скорее всего, логопед вынесет вердикт – дислексия. Попробуем разобраться с этим модным словечком и решить, как быть, чтобы оно навсегда исчезло из списка ваших поводов для расстройства.

Ваш малыш сообразительный, хитрый и проявляет всевозможные способности? Папа гордо утверждает, что это его гены и с удовольствием ходит на родительские собрания в детский сад. Но в первом классе картина меняется. Оказывается, не все так гладко. Ребенок не может научиться читать. Это проблема, и вас она беспокоит, ведь вам хочется видеть своего ребенка успешным, вам хочется (и правильно!), чтобы в 1 классе он читал правильно и быстро, укладывался в нормы и осознавал прочитанное. Давайте разбираться…

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия – это частичное нарушение способности к овладению навыком чтения.

Если малыш в начале обучения смешивает буквы, это не значит, что у него серьезные проблемы. Обратите внимание, если ребенок:

  • заменяет графически сходные буквы (И – Ш, Б – Д);
  • читает побуквенно;
  • смешивает или заменяет графемы, которые обозначают похожие по звучанию звуки;
  • пропускает слоги или буквы при чтении, переставляет, добавляет;
  • пропускает слова, предложения, а то и целые абзацы;
  • не понимает смысл прочитанного;
  • прикрывает один глаз во время чтения.

Если вышеуказанные симптомы стойкие и проявляются периодически, обратитесь к специалистам , т.к. проблема дислексии решается комплексно – возможно, вашему ребенку порекомендуют посетить невролога, лора, психолога, окулиста и логопеда.

Ну-ну, спокойнее. Ваш малыш нормальный, совершенно нормальный. Не может же он быть способным во всех областях. Поэтому не нагнетаем обстановку и уж тем более не обвиняем его в возникшей проблеме. Следуйте рекомендациям врачей, будьте готовы к тому, что занятия могут длиться годами, поэтому терпения вам и вашему малышу понадобится довольно много.

Как помочь ребенку, страдающему дислексией?

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.

  • Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
  • Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
  • Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
  • Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
  • Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

Слова потерялись

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

Письмо по памяти

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Найди слово

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

Кулинарная азбука

Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

Пишем, лепим, вырезаем

Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».

Профессии

«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».

Непослушные слова

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».

Дислексия – дар?

А теперь – пару ложечек меда на большую бочку дегтя.

Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% людей). В большинстве случаев дети с этим нарушением имеют недюжинные способности в других областях.

Дислектики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение.

Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино… А вдруг ваш малыш сможет продолжить список этих талантливых людей, которые тоже обогатили свою биографию диагнозом «дислексия»?

Как вы и ваш ребенок справились с дислексией? Подскажите нашим читателям способы устранения проблем при обучении чтению и адреса центров, в которых вам оказали помощь.

Приемы коррекции мнестической дислексии

(из опыта работы).

Хотя бы один раз в своей практике каждый учитель начальных классов сталкивается с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями и вызывает негативные реакции . Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

В зависимости от степени дислексия проявляется в трудностях рецептивной и экспрессивной речи (языка), включая фонологический процессинг; нарушениях письма, чтения, звукового анализа, почерка и иногда математики.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичекую, оптическую и тактильную дислексию.

Хочу остановиться более подробно на мнестической дислексии.

Данный вид дислексии обусловлен нарушениями слухоречевой речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Поэтому логопедические занятия по коррекции направлены на запоминание графического образа звуков, развитие графомоторных функций, изобразительной деятельности устранение нарушения всех этапов чтения. Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Занятия по коррекции данного вида дислексии направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти и включает в себя упражнения на развитие слухоречевого и речезрительного запоминания, пространственных представлений, словесного мышления, обогащение словаря, Можно включать задания на дермалексию, на дифференциацию тактильно воспринимаемых букв, как и при тактильной дислексии, а также кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие межполушарной симметрии.

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Данная методика представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Но чтобы овладеть этой методикой, необходимо пройти специальный курс обучения.

Хочу предложить некоторые приемы работы по коррекции мнестической дислексии из собственного опыта.

На своих занятиях с детьми, имеющими сложности в запоминании букв, я использую такие виды работы, в которых задействованы разные воспринимающие модальности. Задания предполагают развитие зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти, что способствует лучшему усвоению предъявляемой информации. Например, при изучении гласных букв на первых порах я

обязательно (как и при традиционном подходе) использую красный цвет (впоследствии я ухожу от цвета, чтобы ребенок ориентировался не на цвет, а на графический образ). Чтобы дети лучше запомнили образ печатных букв я предлагаю каждую изучаемую букву обрисовывать по контуру. Буквы, которые являются для детей шаблоном, обязательно имеют трехмерное измерение, т.е. я беру не плоские буквы, а объемные. Затем мы сверяем обведенный контур с шаблоном. Контур гласных букв мы выделяем красным цветом с помощью ватных палочек и краски. Помимо этого мы обязательно используем пластилин, из которого создаем образ буквы как аналитическим, так и синтетическим способами (если это возможно). Также выкладываем изучаемые буквы из ниток и различных мелких предметов: пуговиц, бисера, наломанных спичек, скрепок и т.д. Работа по закреплению образа буквы продолжается до тех пор, пока ребенок четко не научится находить изучаемую букву на фоне других букв и символов. Для этого я использую таблицы по типу корректурных проб, печатные небольшие стихотворные тексты. Работа по усвоению графического образа занимает несколько этапов и подчиняется принципу: от простого к сложному. На начальном этапе дети находят только один вариант записи буквы (большая печатная, маленькая печатная, заглавная письменная, строчная письменная), а затем все варианты. Так с каждой буквой. А в последующем дети находят сразу несколько разных букв по инструкции логопеда. Обязательно провожу работу над пониманием того, что стоит за словосочетаниями: большая печатная, маленькая печатная, заглавная (письменная), строчная (письменная), потому что то, что нам кажется простым и понятным, у детей с мнестической дислексией (да и у обычных детей) на первых порах обучения еще не сформировалось на уровне понятия.

С печатными буквами проще – там идет ориентир на размер, т.к. большинство печатных букв действительно различаются только размером. С буквами на письме посложнее. Поэтому здесь надо четко сформировать знание о том, что «строчная» буква – это та, у которой главный элемент четко вмещается в строку (в комнатку), а «заглавная» «хочет быть главной, важной, потому и тянется выше потолка» (пол у нас – это нижняя граница строки, а потолок – верхняя). Я не боюсь уходить от научной терминологии даже в более старших классах, потому что термины – это определенная абстракция, а таким детям (да и детям вообще) легче мыслить знакомыми и понятными образами. У нас, вообще, не алфавит, а город фырчалок, хохотушек, хвастушек, певуний, иголочек, ежиков, бабушек, дедушек, лошадок, жуков, собачек, заборчиков, щук, цыплят, котов, тапочек. Некоторые буквы мы изображаем с помощью тела с произнесеним соответствующего звука. Гласные А,О,У,Ы,Э,И мы сопровождаем движением кисти и рук: А – кулачок широко раскрывается, как ротик, О – указательный и большой пальчики смыкаются в кружок, У – рука совершает поступательное движение вперед с вытягиванием кисти, Ы – руки в кулачках прижимаются в плечах, как будто держим гантелю, Э – рука вытягиватся в сторну вверх, как будто кричим другу, который сидит на дереве, И – движение от груди вверх с последующим вытягиванием руки в сторону (любой рукой). Гласные Я,Е,Ю,Е отрабатыватся так же, только перед гласными звуками идет удар кулачками друг от друга (звук и буква Й). Детям очень нравятся такие занятия. Даже «гиперактивникам» некогда заниматься посторонними делами.

Таким образом, при задействовании как можно большего количества воспринимающих модальностей и многократном повторении дети гораздо легче запоминают буквы.

Бывает, что образ какой-либо буквы ребенку абсолютно не дается для запоминания. Тогда я подключаю способ ассоциаций либо с какими-то животными, предметами, значимыми людьми, событиями, либо с помощью вкусовых или обонятельных ассоциаций.

Обязательным в работе я считаю исспользование апперцепции, которая является большим помощником. Например, для лучшего усвоения образа букв я использую игру «Чудесный мешок», где дети наощупь определяют, какую букву они нашли. Если задание выполняется правильно, ребенок объясняет, как он догадался. А если неверно, то ему это буква отдается, чтобы он обвел ее на бумаге, вырезал по контуру (причем, вся эта работа сопровождается обязательным называнием буквы вполголоса, пока другие продолжают доставать буквы из мешочка). Затем ребенку предлагается закрыть глаза, тщательно ощупать пластмассовую букву, произнести ее название и положить в мешочек. Перемешиваю буквы и предлагаю ребенку среди других букв найти именно эту. Такой вид работы способствует лучшему усвоению образа букв и, к тому же, очень нравится детям. А положительные эмоции всегда являются хорошим спутником в любой работе.

Очень люблю на занятиях использовать плакаты с «контаминированными» буквами. На них можно проводить сразу несколько видов работы, как и с корректурными пробами. Но здесь развивается еще и пространственное восприятие и представление, что немаловажно для детей, страдающих мнестической дислексией.

Для развития слухоречевой памяти и внимания использую игру «Путаница»: называю детям части тела, а показываю другие. Дети должны ориентироваться только на словесную инструкцию, а не на увиденное. Очень хороша для развития слухоречевой памяти игра «Ручеек-речка-море-океан». Суть этой игры заключается в следующем. Детям предъявляется предложение из 4-х слов. Затем логопед говорит, например, «ручеек – речка», а дети должны вспомнить первые два слова из предложения и назвать их. Если логопед говорит «океан – море», дети должны назвать последнее и предпоследнее слова соответственно. Комбинации заданий в игре могут быть разными на выбор логопеда.

Для развития межполушарной симметрии мы с детьми рисуем двумя руками (см. « Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов С. В.Коноваленко), пишем буквы поочередно и ведущей, и неведущей рукой, играем в игры – трехминутки «Сегодня главная – левая», «Руки – подружки» и т.д. Так же используем руки при ловле мяча и в других упражнениях.

Большим подспорьем в работе являются всевозможные обучающие диски от сайтов « Videourok » и «Мерсибо».

На наших занятиях, помимо коррекции дислексии, дети учатся работать на личный и общий результат, решать проблемные задачи, выстраивать коммуникации на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель», пополняют пассивный и активный словари, развивают лексически и грамматически правильную связную речь. Все занятия выстроены таким образом, что при выполнении задания, дети кому-то помогают: спасают кошечку от собачки, устраивают праздник для смешариков, наряжают новогоднюю елку и т.д. Для каждого ребенка на занятии создается ситуация успеха, а после каждого занятия заполняется экран «Цвет моего настроения». Занятия детям очень нравятся, а положительные эмоции - хороший стимул.

Хочу заметить: чтобы помочь ребенку справиться с проблемой дислексии, нужна специализированная помощь, но и педагоги, и родители тоже могут внести свой посильный вклад в коррекцию данного нарушения, тесно сотрудничая с логопедом.

Макарова Е.Р., учитель – логопед,

практический психолог, олигофренопедагог,

МБОУ ООШ№21,п.Чульман,

Республика Саха (Якутия).

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

1. Работа с мячиком.

Купить резиновый мячик с шипами.

Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно!!! Эти пальцы не развиты!!!

Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.

3. Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

Буксир-1”.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Буксир-2”

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки.

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Бросок – засечка”.

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”.

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”.

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

* Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

* Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

* Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Губы”.

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Основная цель следующей группы упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

1.Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

На безрыбье и бак - рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

2. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

ла-па-ра-но-ша-лун.

3.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

ФЫВАИВАНГОР _________

САШАИТЮБЬЛТ _____________

ОНМАКНГТАНЯ _________________

Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

ФЫВАПРЕНОТМ

ЯЧСМЕДВЕДЬ

ЭЖДВОРОНАПА

КЕНРОМЫШИ

3.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

4. Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП

В мире существует большое число детских заболеваний. Одной из этих болезней является дислексия. Как лечить эту болезнь? Она лечится в России, и лечится довольно успешно. Для того чтобы не запустить эту болезнь, необходимо знать её начальные симптомы, а затем уже разбираться, какое именно лечение подойдёт ребёнку. Эта статья расскажет родителям, какая существует коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для коррекции также будут рассмотрены. А теперь обо всём по порядку.

Дислексия: что это такое?

Молодым родителям будет полезно знать, что вообще представляет собой эта проблема. Сама по себе дислексия - это болезнь, при которой у ребёнка затрудняется восприятие цифр и букв.

Ребёнок способен их различать, знать, но из-за болезни возникают моменты, когда он не может понять их смысл.

Когда проявляется болезнь?

Ответив на вопрос: "Дислексия, что это такое?", - нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников. Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом. Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

Симптомы дислексии

Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

  1. Дезорганизация.
  2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
  3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
  4. Различные проблемы в усвоении слов.
  5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

Иные симптомы дислексии

  1. Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
  2. Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
  3. Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
  4. Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
  5. Плохая память.

Разновидности болезни

В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

  1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
  2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с
  3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
  4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
  5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

Дислексия: способы коррекции

Любое заболевание необходимо лечить. И начинать этот процесс лучше как можно раньше. Как уже было сказано выше, коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, направленные на борьбу с ней, могут помочь справиться ребёнку с этим недугом. Но это довольно сложный процесс. К сожалению, коррекция дислексии Москве лишь под силу. В других городах лечение этой болезни не производится. Методика коррекции дислексии может иметь несколько форм. Далее будет рассказано об абсолютно всех методиках и упражнениях, которые существуют на данный момент в медицине.

Метод Дейвиса

Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис. Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии. Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

Этапы метода Дейвиса

  1. Самый первый этап - это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
  2. Следующий этап - это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два. Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.
  3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к. он может их потрогать руками и даже понюхать.
  4. Последний и самый важный этап - чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо. И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

Отзывы родителей о методике Дейвиса

Отзывы о данной методике в основном положительные. Родители отмечают повышение успеваемости детей в школе, а также их успехи в чтении. Они могут воспринимать по 50, а некоторые и по 60 страниц в день. Школьник начинает писать более разборчиво, чем до лечения. Да и сам ребенок становится более активным. Его легче поднять рано утром в школу, хотя раньше, как многие отмечают, им удавалось сделать это с огромнейшим трудом.

Конечно, пользоваться этой методикой или нет, решать вам, но то, что она помогает, подтвердили уже многие родители, чьи дети, к сожалению, знакомы с этим недугом.

Занятия и упражнения для коррекции дислексии

В Москве существует огромное количество центров, которые дают возможность посетить занятие с логопедом для коррекции дислексии. Именно эти специалисты и используют упомянутый выше метод Дейвиса. Кроме того, логопед может посоветовать родителям именно те упражнения, которые подходят ребёнку больше всего. Конечно, за эти посещения необходимо заплатить достаточную сумму денег. Минимальная цена за одно посещение - 1500 рублей. В некоторых клиниках ещё больше - 2300 рублей.

Конечно, можно пойти и другим путём - заниматься ребёнком самостоятельно. Для этого существует большое количество различных упражнений, которые помогают эффективно бороться с дислексией. Для начала будут рассмотрены способы, которыми пользуются логопеды в борьбе с дислексией.

Упражнения, которые проводятся с логопедами

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

  1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
  2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
  3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
  4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
  5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, - помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

Коррекция дисграфии и дислексии младших школьников: упражнения

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

  1. Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
  2. Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
  3. Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
  4. Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
  5. Упражнение "Буксир". Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
  6. Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Итог

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для борьбы с ней широко практикуются в различных странах мира. К сожалению, в России специальных учреждений довольно мало.

Цены на услуги логопеда сравнительно невысокие. Поэтому лечить ребёнка можно и нужно в России. Результат будет и закрепится он навсегда. Благодаря специальным упражнениям, активность ребёнка вырастет, а также улучшится его успеваемость в школе. Дислексия - это болезнь, которую можно вылечить.

Наталья Гончарова
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии

Дислексия .

Виды дислексии .

Профилактика и коррекция дислексии .

Титульный лист

Определение дислексии

Причины дислексии

Классификация дислексии

Основные методы и приемы по преодолению дислексии на уроках литературного чтения

Литература

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией . Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. По степени выраженности выделяют :

АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата) .

ДИСЛЕКСИЮ

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться удетей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью. В основе дислексии могут лежать различные этиологические причины :

- биологические причины : недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.

В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

Социально-психологические причины :

к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. По А. Егорову четыре ступени

навыка чтения :

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре, читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов.

Главная задача – осмысление прочитанного. Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения.

С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии :

Фонематическая;

Оптическая;

Аграмматическую;

Мнестическая;

Семантическая;

Тактильная; Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии .

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

Вторая форма фонематической дислексии

связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа :

Определение наличия (отсутствия) звука;

Определение первого (последнего) звука;

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) ;

Определение количества звуков

определение последовательности звуков;

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки) ; При фонематической дислексии ошибки

Оптическая дислексия дислексия

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки : пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Различные нарушения :

Зрительного гнозиса;

Оптико-пространственного гнозиса и праксиса;

Несформированность пространственных представлений.

Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки : изменение падежных окончаний существительных,

числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Мнестическая дислексия . Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.

Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв) . Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия , которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв) . Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения) . Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислексии :

Замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв;

Нарушения слияния букв в слоге;

Искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов) ;

Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения;

Аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение; Неречевая симптоматика дислексии

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта) . Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтенияОсновные приемы и методы работы с детьми дислексиками :

1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов :

1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука : в начале, в середине и в конце слова.

2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона) Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных :

4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква :

5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями :

7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные) :

Модифицированные зрительные диктанты

Федоренко – Пальченко.

Диктант №1

1. Тает снег. (8 букв)

2. Идет дождь. (9)

3. Небо хмурое. (10)

Диктант №22

1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)

2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)

3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46) Зеркальное рисование

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. - чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения;

Рисовать то же самое обеими руками вместе;

Рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;

Так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями;

Рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;

Рисование несложных орнаментов : совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения :

1. Кулак - ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки» . Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена : теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев) . На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке : 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь) . Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга : кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз :

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь) .

5. «Лезгинка» . Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически! Интеллектуально – развивающие словесные игры :

Анаграмма

(греч.) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например : луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.

Подберите анаграммы к следующим словам :

верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.

(Ответы : ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой.

Примеры : карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка - мошка - кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, Например :

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов : час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гонСлова-перевертыши :

молоко - окмоол

игрушка - гришука

кукла - лукка

мама - аамм

каша - аакш

коляска – яклоаск

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота : Слова матрешки

Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например :

ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА;

АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;

КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ.

Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он :

1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях “право - лево”;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т. н. сенсомоторный уровень.

Литература :

Логопедия - Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх