Нетрадиционная семья – миф или реальность. Нетрадиционные семьи

Нетрадиционные семьи

Пришла пора сказать о нетрадиционных половых отношениях - в том числе об однополых супругах. Гетеросексуальность и гомосексуальность в мифах присутствуют примерно в той же пропорции, что и в нашей нынешней реальности. Однако на мифических геев и лесбиянок никто особого внимания не обращал и уж точно их не притеснял, но и они, в свою очередь, не лезли на авансцену мифической истории, не выставляли с болезненной настойчивостью свою ориентацию напоказ и не устраивали в полупустом мироздании гей-парадов.

Может быть, их не устраивало число зрителей, а может быть, они просто не видели в том нужды - ведь им и так покровительствовали могущественные небожители, а многие из божеств сами были не против развлечься в однополом коллективе: богиня Иштар в Междуречье (у шумеров ей соответствовала Иннана), бог Шочипилли у ацтеков, чуть ли не весь пантеон у греков и римлян - у одного Аполлона возлюбленные исчисляются десятками... Если же взять всю древнегреческую мифологию, то гомосексуальные отношения лежат в основе не менее пятидесяти сюжетов - хорошо разработанных, часто взаимосвязанных.

У индейцев таких сюжетов меньше, и они попроще, но зато самих историй больше. Мифы с центральной гомосексуальной составляющей есть едва ли не у каждого индейского народа - от Лабрадора до Огненной Земли. Как правило, они весьма поучительны, но смысл их не во вредоносности анального секса, а в том, что нельзя быть легковерным и поддаваться на хитрость, как это сделали наивные персонажи айова, ассинибойнов, гуахиро, кроу, санти, арапа-хо, арикара, осэджей, куиба, пауни, тенетехара, тапирапе, чиригуано и других. Все они отвечают согласием на предложение заняться интимом и спорят с будущим любовником лишь о том, кто будет первым в качестве активной стороны, но в конце концов уступают уговорам. А их половой партнер, сделав свое дело, находит способ уклониться от долга, который платежом красен. На него миф и призывает равняться! Мораль подобных мифов тоба и матако, собственно, та же, но в них есть еще и та подробность, что у одного из персонажей два фаллоса и он действует сразу обоими. Второй персонаж, у матако - это уже упоминавшийся выше культурный герой Тауквах, в результате сильно травмируется...

Справедливости ради заметим, что в мифах некоторых индейских народов гомосексуальные отношения - это нечто такое, что вызывает или, по крайней мере, должно вызывать смех. У гошутов педерастией на глазах у юноши, которого надо рассмешить, занимаются духи - мужские с мужскими, женские с женскими. Правда, юноша оказался кремень - он даже не улыбнулся. А у чемеуэви в комическом ключе представлены великаны, которые устраивают целый спектакль с демонстрацией анальных утех - чтобы рассмешить антропоморфную Жабу, - а в кульминации один из них, войдя в раж, кладет пенис на раскаленный камень, и тут-то Жаба не выдерживает и хохочет...

В отличие от чемеуэви все серьезно выглядит у юте, где на предложение трикстера Койота заняться сексом мужской персонаж Ящерица отвечает, что мужчине не следует совокупляться с мужчиной, коль скоро существуют женщины. Но Койот все-таки совратил Ящерицу и возымел наказание - повредил пенис.

Трикстерам, кстати, далеко не всегда везет в гомосексуальных сюжетах. Персонаж южных пайютов, тоже Койот, как-то изнасиловал жену зооморфного индейца Волка, но та умудрилась при этом приклеить его к дереву, и, когда явился муж, он использовал беспомощное положение Койота на всю катушку... Тем же способом наказывается персонаж мифа рикбакца за то, что разбил кокос о голову соплеменника. Причем главной карой оказалось не само гомосексуальное сношение, а то, что в результате он забеременел и родил каймана.

Лесбийские связи, как правило, описываются без тени юмора. О том, что происходило по этой части у некоторых народов, мы уже говорили. Но женщины гондов или кучинов были, признаем это, спровоцированы на однополую любовь высшими силами, даровавшими им фаллосообразные пупки. Другое дело - представительницы индейского народа гуатусо и узбечки из сартов. Первые бросались в объятия подруг, стоило мужьям уйти на охоту, и простодушно предупреждали своих благоверных, чтобы они, возвращаясь в деревню, стучали по деревьям, дабы не угодить в неловкую ситуацию. Вторых столкнул с гетеросексуального пути злой дух Иблис, насоветовав, когда мужья уезжают по делам, собираться группами числом не менее сорока и устраивать оргии. В реальной - не мифической! - жизни это находило отражение в культе духов чильтанов и в лесбийских играх в их честь, во время которых одна из женщин со сделанным из кожи половым членом гонялась за другими участницами и имитировала с пойманными совокупление.

На других таких историях мы останавливаться не будем и повернем непосредственно к однополым семьям. Начнем с индейцев уастеков. Они заслуживают этого хотя бы потому, что супружество между мужчинами узаконилось у них еще в те времена, когда земля была плоской. Первопредки уастеков были сплошь мужчины - могучие красавцы-великаны. Ради продолжения рода они, конечно, могли пойти по тому же пути, что и многие другие народы, настрогав женщин из готовых к самопожертвованию или самых слабых сородичей, а то и просто обратиться к богам с соответствующей просьбой, но гордые уастеки решили обойтись собственными силами, опираясь исключительно на свою анатомию, позволявшую забеременеть посредством анального сношения. Они стали заключать супружеские союзы друг с другом и рожать детей. И если бы среди этих детей не затесались девочки, так, вероятно, и жил бы этот замечательный народ суровой мужской общиной. Но девочки, выросши, превратились в женщин, стали требовать к себе повышенного внимания, и началась обычная для других народов катавасия...

Еще два индейских народа, офайе и шеренте, вообще задумывались высшими силами как чисто мужские. Но для шеренте, в отличие от уастеков, роды были смертельны, и, дабы они не вымерли, им была презентована женщина. Офайе рожали вполне благополучно, но возникли проблемы со вскармливанием детей, хотя у мужчин и были млекоточи-вые сосцы на локтевом сгибе. Тут верховному богу Солнцу тоже ничего не оставалось, как создать женщин. Что характерно, с их появлением офайе далеко не сразу оставили свои гомосексуальные привычки, и дошло даже до того, что женщины, отчаявшись добиться мужской ласки, наладили массовое производство восковых фаллоимитаторов. Пришлось Солнцу вмешаться еще раз: фаллоимитаторы были растоплены горячими лучами, а мужики офайе получили строгий приказ прекратить анальные забавы.

Намного скучнее гомосексуальная история выглядит в мифе селькнамов: встретились двое мужчин-первопред-ков, поженились, родился ребенок, потом еще один, и еще, и еще, пока наконец мужчина-роженица не превратился в птичку... Следующее поколение уже жило обычной гетеросексуальной жизнью. Но простота эта кажущаяся: мы-то помним, что все закончилось у селькнамов матриархатом, а потом и восстанием угнетенных мужчин.

У мехинаку тоже есть миф об однополой мужской паре (видимо, он относится к тому периоду мифического времени, когда мехинакские мужчины уже отвоевали пенисы у женщин). Они жили тихо, никого не трогали, но вот один из них забеременел... В положенный срок он лопнул и умер, а вывалившийся из его чрева мальчик вырос в достойного члена племени.

Но нетрадиционные семейные пары - это не только однополые сочетания. Коль скоро мы ведем речь о мифах, то необходимо сказать и о таких семьях, в которых муж и жена составляли пары человек - животное, в чем при всеобщей антропоморфности животных и изрядной зооморфности людей нет ничего удивительного. Не хочется употреблять слово «зоофилия»; поэтому ограничимся лишь оговоркой, что ниже речь почти нигде не идет о сакральных случаях, связанных с происхождением целого народа. Разве что у эскимосов в отношении европейцев, но там случай особый, поскольку сакральности в европейцах, с точки зрения эскимосов, ни на грош...

Уже неоднократно говорилось о женах животного происхождения, потерявших природную шкуру; тем не менее перечислим неупомянутых. Лягушки стали хорошими женами персонажам греческих, болгарских, индейских, армянских и абхазских легенд, мышь составила счастье сингала, попугаихи отметились в качестве супруг индейцев юку-на и мундуруку, индюшки - индейцев юракаре, лебедушка вышла замуж за монгола, тюлениха - за фарерца, свинья - за тиморца, рыбы были хозяйками в домах культурных героев юкагиров и квакиутлей, а вполне конкретная рыба пиранья прельстила индейца вапишана.

Ради персонажей ояна расставались с изначальным обликом самки обезьяны, тапира и стервятника; кстати, у болгар с греками превращения тоже не ограничились лягушками - отмечены у них случаи женитьбы и на бывших черепахах. Культурный герой варрау находился в неофициальных брачных отношениях с самкой ската - до тех пор, пока ее не зажарили его родственники. И любовь эта была так велика, что, узрев любимую на обеденном столе, культурный герой поспешно засунул голову в кипяток и умер. Разумеется, велико число превращенных среди лучших друзей человека собак. Такие эпизоды есть в мифах многих индейских народов - перечислять их, дабы не ввергать читателя в скуку длинным списком, мы не будем.

Но если читатель думает, что особыми качествами обладают только индейские собаки, то он глубоко заблуждается. У абхазов, азербайджанцев, курдов, африканских народов коно и кагуру также есть легенды о превращении четвероногих друзей в лучшие семейные половины. При этом у абхазов, азербайджанцев и коно вполне приличные (с виду, во всяком случае) девушки получались, кроме того, из ослиц, а у курдов, кагуру и тех же абхазов - из кошек.

Занятная история с превращением собаки в девушку рассказывается удэгейцами. Метаморфоза состоялась наполовину: выше пояса собака сделалась соблазнительной красоткой, но низ сохранила собачий. Это очень огорчило культурного героя Удзу. Он от души врезал девушке-собаке, которая, надо думать, ни в чем не была виновата, а потом, будучи во взвинченном состоянии, отправился охотиться на кита и исчез в пучине.

Этой трагедии не случилось бы, знай Удзу о верном способе превращения собаки в девушку, который, по совету мудрого старика, применил персонаж мифа черных карибов с Доминики. Надо взять собаку (обязательно суку), выкупать в реке, да так, чтобы при этом между ног у нее проплыла рыбка. Этот способ замечателен еще и тем, что позволяет произвести сколько угодно превращений в обоих направлениях. Упомянутый персонаж, кстати, этим воспользовался: когда жена ему надоела, он снова повел ее купаться и, основательно отмыв, добился новой метаморфозы. Правда, в результате повторного купания получилась почему-то уже не сука, а кобель, но это детали...

Не всегда, конечно, браки с животными бывали удачны, и дети, рожденные в них, редко отличались совершенством, но они все-таки двигали мифическую эволюцию. Тем более что многие наследственные изъяны сами персонажи устраняли, можно сказать, на ходу. Например, в результате брака юракаре с индюшками родились девочки, у которых груди были на щеках (ой, какие у вас мешки под глазами, вы не выспались?! - сочувствовали им, наверное...), но потом этот дефект устранили с применением магии.

Но все эти превращения, как можно заметить, касаются только животных-жен. Пора сказать и о животных-мужьях. Тут тоже нельзя пройти мимо собак - в эскимосских мифах они женихи на каждой второй свадьбе. Сюжет, имеющий вариации, в собирательном виде таков: отец велит дочери, надоевшей ему своими капризами, выйти замуж за кобеля и получает внуков-щенков, которые становятся прародителями волков, великанов, карликов и... европейцев.

У бороро есть миф о том, как мужчина женился на самке оленя, а у тариана, тукано и трике, наоборот, женщины выходят замуж за оленей. Женский персонаж тайваньских ами родила от мужа-оленя пятерых полуоленей-полулю-дей, которые по слабости здоровья не задержались на этом свете. Мать от огорчения воткнула себе в живот олений рог и вместе с сыном от первого брака отправилась вслед за ними.

Мужем женщины байга, которая после удаления вагинальных зубов не могла получить удовлетворения ни от одного мужчины, стал жеребец. Но и тут удовлетворения она почувствовать не успела, потому как в первую брачную ночь молодой супруг пронзил ее гигантским пенисом.

Мораль в таких случаях проста: не надо сожительствовать с животными. Тот же вывод следует сделать и из мифа индейцев баре, в котором девушка стала женой опоссума. Людям это сильно не понравилось, и однажды ночью они убили мирно спящих супругов. Но остался у них сынок, человек с повадками опоссума, и он такого обхождения с мамой и папой не простил, спровоцировав в племени изрядную резню. В общем, если без подробностей, дорого обошлись индейцам баре наклонности отдельно взятой девушки...

Сотнями исчисляются законные и гражданские мужья, в облике которых есть фаллические черты, - змеи, земляные черви, угри... Причем появляются они не только в мифах вездесущих в этой книге индейских народов, но и у меланезийцев и африканцев, а также у восточных славян и живущих с ними по соседству карачаевцев, чувашей, финнов, вепсов, латышей, литовцев и сету. Мифические русские, украинские и белорусские женщины, если верить фольклору, испытывали непреодолимую тягу к ужам и вступали с ними в супружество, несмотря на активное противодействие родственников. Как правило, все это очень плохо кончалось и для ужей, и для них самих.

Есть в русских и украинских сказках и куда более «весомый» муж из животного мира - медведь. С представителями семейства медвежьих находили семейное счастье также мифические женщины орочей, индейцев чинук и сенека. Но медведь не самое крупное животное-муж. В нанайском мифе в роли мужа выступает тигр. Женщина, принадлежавшая к одному из первых поколений исанзу, вышла замуж за слона, который, впрочем, обернулся - ради нормальной семейной жизни - человеком. Но молодая жена этой жертвы не оценила и вскоре после свадьбы самым заурядным образом переспала со змеем, с которым едва была знакома.

Самым же выдающимся во всех отношениях мужем представляется кит из мифа азиатских эскимосов, который, в отличие от африканского слона, не пошел по пути метаморфоз, предпочитая, чтобы его любили таким, каким он родился. И не прогадал - эскимоска прикипела к нему всем сердцем. А на другом конце шкалы, если брать габариты, стоит колибри, связавший свою судьбу с девушкой иранше...

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

34. Убийство царской семьи Оно стоит черным обелиском в разломах русской истории. Тогда, в огне революции, убийство царской семьи прошло почти не замеченным ни в народе, ни в большой политике. Информация о расстреле Царя была заслушана на заседании Совнаркома 18 июля 1918 г.

Из книги Горизонт семьи автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Горизонт семьи О некоторых константах традиционного русского сознанияП pежде всего - несколько слов к пониманию заглавия. Под “традиционным” русским сознанием я понимаю те составляющие этого сознания, которые достаточно отчетливо присутствуют в представимых для нас

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Расходы императорской семьи Современники не раз пытались оценить уровень богатств российских монархов. Точными данными они, естественно, не располагали, но было очевидно, что состояние императорской семьи огромно. Одна из современниц, со ссылкой на генерал-майора Н.В.

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Убийство семьи Дай Однажды главарь разбойников по имени Ван Чжэ и его шайка из тридцати человек убегали от индийских солдат. Лишенные еды, возможности передохнуть, умирая от голода, они отправились к Ши Вэню и попросили у него еды. Однако Ши Вэнь и два его брата отказались

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович

Нетрадиционные виды транспорта Нетрадиционные виды транспорта часто привлекают внимание благодаря своему новаторскому имиджу и экзотическим характеристикам. Требуются определенные познания в сфере транспортных систем, чтобы отличить их выигрышные стороны от

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Связь семьи и школы Со следующего понедельника класс переходит на режим продленного дня. Детей мы и разделили на две группы, выбраны и названия: «Ромашка», «Мак». Сегодня в нашей классной комнате соберется родительский актив, придут воспитательницы - Натела

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Гибель царской семьи 9 марта 1917 г. император после всех перипетий, наконец, попал в Царское Село и встретился с женой и детьми, но их покой длился недолго.А.Ф. Керенский понимал, что положение царской семьи ненадежно и со временем будет только ухудшаться, а поэтому

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Вне семьи При всей любви к творчеству бывшего одноклассника и сына моего преподавателя английского языка, а по совместительству ВЕЛИКОГО РУССКОГО писателя Виктора Пелевина его повествование о Гоа в книге «Ананасная вода» я воспринимаю как художественную метафору.

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

§ 9. Народы северокавказской семьи Древние народы Северного Кавказа населяют землю, овеянную легендами. В благодатных долинах искали золотое руно греческие аргонавты, а на одной из гор в районе Анапы великий греческий бог Зевс повелел приковать титана Прометея,

Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке, совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи, отвечающую за принятие решений.

Сезонный брак (ограниченная временем семья): заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым.

Супруги заново взвешивают все плюсы и минусы совместной жизни и выбирают: расстаться им или же договориться еще на какой-то период времени.

Гостевой брак - пара зарегистрирована, но живут каждый у себя. Время от времени встречаются, иногда живут вместе, но общее хозяйство не ведут.

Неполная семья - когда в семье есть только один родитель. 3 типа таких семей:

1) это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;

2) одинокий человек официально усыновил ребенка;

3) незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей.

Смешанная семья (Сатир) - вновь созданная семья, с приемными (усыновленными) детьми, 3типа:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей. (+ бывший муж)

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей (+бывшая жена)

3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров (+ бывшие муж и жена)

М.б. бывший супруг умер.супруги взяли приемного реб-ка – это другая форма смешанной семьи.

альтернативные формы:

одиночество - никогда не состояли в браке

незарегистрированное сожительство - неженатые пары, «гражданский брак» термин является неверным. формальные, кратковременные («пробный брак») и глубокие, длительные,

сознательно бездетный брак - когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Для России характерна массовая абортизация.

разводы, повторные брачно-семейные отношения -

открытый брак - особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Принципы: увеличение открытости, самовыражения отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу, право на свои интересы, свой круг друзей, равноправие, доверие. фактически узаконивает право на измену.

внебрачный секс, интимная дружба – внебрачные интимные связи. 1е недолгие, либо новый брак, либо остается в первичной паре. 2е – м.б долгая, высокая степень доверия в первичной паре

Свингерство – обмен брачными партнерами

гомосексуальность - однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола М и М или Ж и Ж. Секс-ая ориентация не может быть изменена произвольно

групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи - студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми

право на совместно нажитое имущество;
алименты в случае развода (в тех странах, где наравне с легализацией брака разрешено усыновление и воспитание детей);
общая на двоих фамилия;
медицинское и социальное страхование;
право быть доверенным лицом супруга в различных общественных инстанциях.
Плюсы и минусы однополых браков
Любое явление, каким бы оно ни казалось отрицательным и болезненным для общества, имеет положительные и отрицательные аспекты - легализация однополых браков, не исключение. Всегда существовали люди, их меньшее количество, которые в силу врожденных особенностей отличаются от большинства и тяга к представителям своего пола у них непреодолима и заложена генетически. Страны где легализованы однополые браки избрали такой путь. возможно из благих человеческих побуждений, чтобы преодолеть социальное неравенство. Во что это выльется в обществе - вопросов пока больше, чем ответов.
Однополые браки, плюсы (очевидны для самих супругов):
люди одного пола лучше понимают друг друга, возможен более крепкий союз, основанный на взаимопонимании;
законный брак дает право гомосексуальным и лесбийским парам распоряжаться совместным имуществом, вести хозяйство;
отсутствие дискриминации по гендерному типу, как часто бывает в гетеросексуальных семьях;
экономия на гардеробе и обмен одеждой.
Минусы однополых союзов:
Порицание гетеросексуальным обществом, иногда вытекающее во враждебность и применение насилия.
Неполноценность в воспитании детей, у которых в дальнейшем может сформироваться ложная половая самоидентификация и насмешки со стороны детей из полноценных семей, это приведет к психологической травме, формированию комплексов и невроза.
легализация однополых браков
Зачем легализуют однополые браки?
Традиционное гетеросексуальное общество на легализацию однополых браков смотрит с осуждением и страхом за будущее наций. Зачем нужны однополые браки, на этот вопрос правительство и народ каждой страны имеет свои точки зрения, но в целом причины выглядят следующим образом:
признание, что люди, относящиеся к секс-меньшинствам заслуживают такие же права на законный брак, что и все остальные;
борьба с гомофобией, предубеждениями и дискриминацией.
Однополые браки в православии
Однополые браки в Библии считаются недопустимыми и сами отношения между представителями одного пола греховными и подлежащими осуждению. Заповеди Моисея в книге Левит относят гомосексуальные акты к «мерзостным и гнусным обычаям». В современном православном христианстве, почему запрещены однополые браки? Этому есть ряд причин:
Дар Творца заключался в создании людей различного пола: мужчины и женщины.
Супружеский союз воплощает в себе изначальную волю Создателя: продолжение и приумножение человеческого рода (однополые супруги не способны к реализации божественного замысла, к зачатию).
Союз мужчины и женщины - это не только телесная различность, но и разные образы дополняющие друг друга в супружестве (в однополых браках отсутствует взаимодополнение.
Однополые браки в исламе
Однополые браки и церковь – несовместимые понятия. Только традиционный брак между мужчиной и женщиной священен и угоден Аллаху. Гомосексуальность и лесбиянство в исламе уголовно наказуемо, вплоть до смертной казни (например, сбрасыванию с высоких зданий, жестокому забиванию камнями), в таких странах, как:
Иран;
Афганистан;
Судан;
Саудовская Аравия;
Нигерия.
Во избежание распространения гомосексуализма существуют жесткие предписания:
дети (мальчики и девочки) с семилетнего возраста не должны спать в одной кровати;
мужчины не должны целовать друг друга в щеку (разрешены рукопожатия и поцелуй руки старшим);
нельзя находится в одном месте зрелым мужчинам с юношами, у которых еще отсутствует растительность на лице;
запрещаются просмотры порнофильмов и чтение литературы гомосексуальной тематики.
однополые браки
Однополые браки в мире
Где разрешены однополые браки - все больше людей, чувствующих себя отличными от гетеросексуалов, интересуются этим вопросом. Список стран, где происходит легализация однополых союзов, увеличивается с каждым годом. Супруги в таких браках имеют право на все льготы и социальные привилегии, как и в обычном, традиционном союзе. В каких странах разрешены однополые браки (топ-10):
Нидерланды (2001г.);
Норвегия (2008г.);
Швеция (2009 г.);
Мексика (2009 г.);
Аргентина (2010 г.);
Бразилия (2011 г.);
Дания (2012 г.);
Франция (2013 г.);
США (2015 г.);
Германия (2017 г.).
Однополые браки в России
Разрешены ли в России однополые браки - ответ однозначный «нет». Россия страна с многовековыми традициями и устоями, среди которых представление о семье почти не изменилось. Брачные отношения в Российской Федерации регулируются законодательством, и основаны на добровольном обоюдном согласии брачующихся мужчины и женщины. Некоторые люди с нетрадиционной ориентацией пытаются заключить брак на территории иностранного государства, и если это обычный союз, то он считается действительным, но однополый брак – не будет иметь юридической силы.
Однополые браки в США
Если вспомнить недавнее прошлое Америки, то нетрадиционные отношения подвергались гонению полицией, а про однополые браки и речи не могло быть. Гомосексуалисты, пойманные в публичных заведениях, гостиницах подвергались уголовному наказанию и унижению со стороны общества. Списки публично освещались, люди лишались репутации, работы, социального статуса и поддержки родных. Лишь к концу XX в. в социуме утвердилось так называемое «домашнее партнерство» - неофициальный брак. Легализация однополых браков в США свершилась полностью для всех 50 штатов 26 июня 2015 г.
Однополые браки в Японии
На вопрос, в каких странах легализованы однополые браки кроме США, можно смело назвать Японию, вернее столицу - Токио. Ликование японских геев не пришлось по душе консервативным политикам, до конца выступающих против такого явления, как однополые нетрадиционные браки. Япония старается не отставать от Америки и решить раз и навсегда вопрос дискриминации секс-меньшинств путем легализации таких союзов наравне с традиционными.
Однополые браки в Германии
Легализация однополых браков в Германии произойдет с октября 2017 года. На данное время разрешены однополые гражданские союзы или партнерства, разрешение на которые было получено в 2001. Население Германии в числе 83% проголосовало за свободу в выборе партнера любого пола и заключение с ним брачного союза. Интересен тот факт, что канцлер Ангела Меркель долгое время была на стороне ЛГБТ-сообществ и буквально за несколько дней до голосования по принятию закона отказалась поддержать данный законопроект, руководствуясь тем, что традиционный союз – это мужчина и женщина.
где разрешены однополые браки
Однополые браки во Франции
Страны, где разрешены однополые браки, постоянно пополняются. Франция решила этот вопрос еще в мае 2013 года. Президент Франсуа Олланд обозначил это как важнейший аспект наравне с внедрением других социальных реформ. Больше половины жителей поддержали принятие закона. Однополым супругам было дано разрешение усыновлять и воспитывать детей, в отличие от других европейских стран, где дальше легализации браков пока не пошло. Принятие закона усилило агрессивные тенденции со стороны гетеросексуалов, что привело к большему проценту насилия по отношению к гомосексуалистам.
Однополые браки - известные люди
Со стороны это смотрится капризом или средством вызвать, подогреть интерес к собственной персоне... и все-же это может быть любовь, хотя и непонятная для большинства людей традиционной ориентации. Известные однополые браки среди звездных личностей, которые, не обращая внимания на пересуды, узаконили свои отношения и живут вместе долго и счастливо:
Элтон Джон и Дэвид Ферниш. Пара вместе уже больше 17 лет. Элтон помог Дэвиду избавиться от алкогольного пристрастия и считает своего избранника кинорежиссера Дэвида самым искренним человеком на свете.
разрешены ли в россии однополые браки
Ричард Чемберлен и Мартин Рэббетт. Союз длился 34 года.Знаменитый актер, сыгравший в фильмах «Сегун» и «Поющие в терновнике» своей мужественностью вызывал трепет сердец у женщин. Ричард вынужден был долгое время скрывать свои отношения с Мартином, так как его актерской карьере пришел бы конец. Сейчас, вспоминая свою первую встречу с любимым человеком, Ричард говорит, что это самый правильный его выбор.
в каких странах разрешены однополые браки
Элен ДеДженнерис и Портия де Росси. Известная телеведущая и актриса в браке уже более 6 лет и задумываются о потомстве.
однополые браки в сша
Джоди Фостер и Александра Хедисон. В своей ориентации актриса призналась еще в 2007 году. Роман Джоди с известным фотографом Александрой Хедисон начался в 2013 году и продлился год, после чего пара узаконила свои отношения.
легализация однополых браков
Том Форд и Ричард Баркли. Этот союз знаменитого дизайнера и редактора за 23 года перенес немало испытаний, самое тяжелое из них онкологическое заболевание Ричарда.

Узнав, что наше государство определило, что есть традиционные семейные ценности, я заинтересовалась, что же теперь считается традиционной семьей.

Проанализировав проект Концепции государственной политики РФ на период до 2025 года, я выделила несколько признаков традиционных семей.
Выдержки из Концепции приводить не буду в силу их объема и затруднительности для понимания. Ограничусь ссылкой на пункты. Если кто любит изучать подобные тексты – найдете без труда.

Итак, согласно концепции, традиционная семья должна отвечать следующим основным признакам:
1. Союз мужчины и женщины (п. 4)
2. Союз зарегистрирован государством или церковью (п. 4)
3. Заключается с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей (п. 4)
4. Многопоколенная (п. 4, п. 6)
5. Дети рождаются непременно в браке (п. 4)
6. Полная (п. 4, п. 5)
7. Близка церкви (п. 20)

А потом началось самое интересное для любого юриста – сопоставление текста государственного акта и окружающей реальности.

Сразу оговорюсь. Я считаю, что мне очень повезло – в моем окружении есть немало семей, в которых растут здоровые, умные и счастливые дети. Всех этих детей я знаю лично и неоднократно могла убедиться в том, что они умны, здоровы (в т.ч. психически), счастливы, и обладают прочими важными для них самих, их родителей и окружающего общества качествами.

Давайте я вас познакомлю с семьями, в которых растут эти дети.

Нетрадиционная семья № 1
Две девушки, живут вместе несколько лет, воспитывают приемного ребенка. Девочки, православные, работают в одной из самых общественно-полезных и богоугодных сфер, которые вообще можно себе представить. Ребенок из детского дома.

Несоответствия : однополые, союз не зарегистрирован, заключена не с целью продолжения рода (ребенок-то усыновлен), не многопоколенная, ребенок рожден не в браке (усыновление же!), неполная (если считать, что полнота обеспечивается только наличием мужчины), планируется меньше 3х детей.

Нетрадиционная семья № 2
Две девушки, живут вместе несколько лет, воспитывают ребенка одной из них от первого брака, планируют еще нескольких детей с помощью донорских систем.

Несоответствия : однополые, союз не зарегистрирован, заключается с целью продолжения не только своего рода (доноры же…), не многопоколенная, первый ребенок рожден не в этом браке, последующие – не в браке, неполная, не близка церкви.

Нетрадиционная семья № 3.1, 3.2, …… (немало их в моем окружении, и, смею думать, не только в силу моей семейной ситуации).
Женщина, живущая после развода с одним ребенком, насчет увеличения семьи – не уверена.
Несоответствия : не планирует трех и более детей, немногопоколенная, неполная, не близка церкви.

Нетрадиционная семья № 4
Мужчина и женщина, живущие в гражданском браке, с одним ребенком, насчет увеличения семьи – не уверены.
Несоответствия : союз не зарегистрирован, не планируют трех и более детей, не многопоколенная, ребенок рожден не в браке, не близка церкви.

Нетрадиционная семья № 5.1, 5.2 … (тоже много их)
Мужчина и женщина, живущие в зарегистрированном браке, с одним ребенком, насчет увеличения семьи далее второго ребенка – не уверены.
Несоответствия

Нетрадиционная семья № 6
Мужчина и женщина, живущие в зарегистрированном браке, с одним ребенком, насчет увеличения семьи далее второго ребенка – не уверены, православные христиане.
Несоответствия : не планируют трех и более детей, не многопоколенная.

Нетрадиционная семья № 7.1, 7.2 и т.п. (поменьше, чем 3-их и 5-х, но тоже немало)
Мужчина и женщина, живущие в зарегистрированном браке, с двумя детьми.
Несоответствия : не планируют трех и более детей, немногопоколенная, не близка церкви.

После семьи №7 я растерялась, и стала пытаться намеренно вспомнить хоть одну традиционную семью. Подумала было о семье моей московской френдессы: полная, трое детей, младший ребенок усыновлен… Но помешал изначально установленный принцип писать только о тех, кого знаешь лично – а семью я знаю только виртуально. Да и с многопоколенностью и религией там не особо, плюс ребенок усыновлен – а как же продолжение именно своего рода?

Но тут я вспомнила! Есть прекрасная многодетная семья, за которой я со смесью уважения, ужаса и восторга наблюдаю уже больше 10ти лет. Но по зрелом размышлении в список попала и она. Итак, встречаем.

Нетрадиционная семья № 8
Мужчина и женщина, в зарегистрированном браке, растят четырех собственных запланированных детей, живут со старшим поколением, обладают социально полезными профессиями, много времени и внимания уделяют петербургской молодежи и поддержке деторождения в собственном круге общения…

Несоответствия : не полностью многопоколенная (живет с родителями только одного из супругов), не близка церкви, первый ребенок родился не в браке.

Я понимаю, что тут просится какое-то заключительное слово, но у меня, видимо, слишком много эмоций, и я пока не готова что-то говорить далее. Напишу пока sapienti sat и пойду заниматься своей семьей, какая бы она ни была.

Сохранено

1.3. Нетрадиционные (особые) семьи и альтернативы семьи

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир в книге «Как строить себя и свою семью» называет такие семьи нетрадиционными и приводит их описание.

В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях. Когда в семье есть только один родитель, она называется неполной. Можно выделить три типа таких семей:

1) один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;

2) одинокий человек официально усыновил ребенка;

3) незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей.

Проблема заключается в том, сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого?

Увеличивается число детей, которых воспитывают главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с приемными (усыновленными) детьми. В. Сатир называет эти вновь созданные семьи смешанными. Они похожи друг на друга тем, что объединяют части ранее существовавших. Смешанная семья развивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Вид семьи вовсе не определяет того, что в ней происходит. От него лишь зависят проблемы, с которыми сталкиваются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов и определяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельности и все вместе, насколько успешно дети становятся творческими и здоровыми людьми. В этом смысле все семьи одинаковы.

Однако в настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства семейной жизни, происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется. Подобные изменения в значительной мере имеют отношение к трансформации социокультурного характера феномена «молодежи».

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе

Дело в том, что (согласно Р. Зидеру) классическая фаза молодости между наступлением половой зрелости и полной социально-экономической зрелостью теперь изменилась. Молодые люди достигают социокультурной зрелости задолго до того, как обретают экономическую независимость от родителей. Это проявляется в том, что молодежь, оставаясь частично или полностью экономически зависимой от родителей, нередко ведет себя независимо от нормативных представлений последних, особенно в социокультурной сфере.

Поэтому часто брачные отношения начинаются (случаются) вне родительского дома, который не подходит для экспериментирования. Перед молодым человеком встает вопрос, как он будет жить за его стенами. Если в 60-е годы XX в. все больше молодых «бежало» в брак (ранние браки), то с тех пор в молодежной среде утверждается все более выжидательная позиция по отношению к браку и семье. Концепция традиционного брака (несмотря на его явное преобладание в обществе) представляется для многих слишком тяжеловесной и обязывающей.

Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т. е. существующие в моноварианте.

В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. Меньшинство, скептически относящихся к институту брака, численно растет во всех странах цивилизованного мира. 57 % российских девушек и лишь 5 % шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Возможность никогда не выйти замуж беспокоит только 3 % шведских девушек и только 28 % россиянок, а возможность никогда не иметь детей – 38 % российских девушек и только 1 % шведских (О. Здравомыслова). Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношением к ним родителей и наблюдением за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.

Жить одному – это исторически новый феномен. Произошедшая резкая перемена проявляется особенно ярко в больших городах. Все больше мужчин и женщин в «подходящем для брака» возрасте решаются жить одиноко. С точки зрения социальной инфраструктуры это становится возможным благодаря развитой сети услуг и технической помощи в больших городах. Одинокие люди принимают решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:

Высокий уровень личностных и социальных проблем (негативное отношение к браку и представителям противоположного пола).

Эмоциональная зависимость от родителей, неготовность брать на себя ответственность.

Социальные и средовые факторы: плохое здоровье, бедность (легче прожить одному), непривлекательность, рост образования женщины (что меняет взгляды на представления о самореализации, ведет к стремлению состояться в профессиональной сфере, в области серьезных увлечений, и это уводит современную женщину от обременяющих, по ее мнению, семейных уз), преобладающее число женщин в брачном возрасте.

Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин.

Вместе с тем проблема одиночества остается одной из малоизученных в отечественной психологии. В прежние времена одиночества в стране, кажется, вообще не было, поскольку была сплошь счастливая советская семья. Однако до сих пор об отношениях одиночек статистика не знает ничего. Большинство одиноких состоит, по-видимому, в более или менее длительных сексуальных отношениях с кем-либо. Многие проводят часть времени с партнерами, не отказываясь от собственной квартиры. Это повышает личную независимость и освобождает отношения от последствий неравномерного распределения работ по хозяйству между мужчиной и женщиной.

Следует добавить, что установка на одиночество, жизнь в моноварианте может и не быть пожизненной. Замечено, что у женщины она может измениться в 30–35 лет, у мужчин – в 40–45, когда предпринимаются лихорадочные попытки «добыть» партнера и обрести спутника/спутницу жизни.

Незарегестрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным, так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).

В расхожих житейских представлениях бытует мнение, что в такой брак вступают обычно более молодые и более образованные. Однако это не совсем верно. Исследования показывают, что в развитых странах около 25 % пар, состоящих в незарегистрированном сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет.

Неженатые пары – явление достаточно распространенное в современном индустриальном и урбанизированном мире. В Дании и Швеции уже в середине 70-х годов XX в. примерно 30 % незамужних женщин в возрасте от 20 до 24 лет жили вместе с мужчинами. Поэтому небрачный союз в этой возрастной группе встречается чаще, чем формальный брак. В большинстве других европейских стран в этот же период только 10–12 % в этой же возрастной группе находились в сожительстве, но в дальнейшем число неженатых живущих совместно также возросло. Это относится прежде всего к большим городам и их окрестностям: в Париже в 1980 г. менее половины всех живущих вместе гетеросексуальных пар состояли в зарегистрированном браке. В ФРГ в 1985 г. примерно около миллиона пар вели так называемую «несупружескую семейную жизнь». В нашей стране аналогичные данные отсутствуют, однако представляется, что по количеству незарегистрированных семейных пар мы ничем не отличаемся от других стран западного мира.

Является ли часто встречающееся незарегистрированное сожительство исторической альтернативой брачно-семейным отношениям? В данном случае верно как то, что это только предварительная стадия к последующему браку («пробный брак»), так и то, что это в некоторой степени альтернатива традиционному браку. Дело в том, что отношения в незарегистрированном сожительстве дифференцируются на формальные, кратковременные и глубокие, длительные. В случае первых совместная жизнь в «пробном браке» длится сравнительно недолго, брак или заключается, или прерываются отношения. В то же время увеличивается число случаев совместного сожительства, которое отличается от брака только отсутствием правового оформления, рождение детей в длительных отношениях часто приветствуется.

Нормативная действенность законных браков отступает шаг за шагом. В Швеции добрачное сожительство является уже признанным социальным институтом. Почти все супружеские пары перед браком жили некоторое время вместе. Женятся только по традиции. С браком ни в коей мере не связывают общественную санкцию на сексуальные отношения пары. Брак утрачивает значение узаконивающего сексуальные отношения пары гражданского акта. Аналогичная ситуация в Дании. Здесь совместному проживанию спустя некоторое время также придается законный характер путем заключения брака. Основная масса внебрачных первых родов приходится на женщин, которые живут в аналогичных браку союзах. Более 98 % этих женщин все-таки выходят замуж, когда ребенок подрастает.

В случаях незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает. 90 % женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить в брак, но не обязательно с этим партнером.

Проанализируем доводы «за», которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:

Такая форма отношений представляет собой «тренинг» определенного типа (пробный брак);

В случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости (пробный брак);

В таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает «эффект собственника», который порождается в многочисленных аспектах после печати в паспорте;

Незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях (несупружеская семейная жизнь).

Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т. е. можно и «тренироваться», и «совмещаться», но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму «тренинга» к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит его подготовка к браку. Собственно же «тренировка» заключается в построении отношений с братьями и сестрами, вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Одна из причин возникновения «пробных браков» связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.

Рассуждения о большей свободе и духовности в случаях незарегистрированного сожительства также не очень устойчивы и достоверны: известны и негативные, и позитивные варианты развития отношений.

В современной науке описаны особенности людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Обобщенный психологический портрет данной популяции характеризуется более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогенности, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.

«Экспериментальные» формы жизни требуют более высокого уровня рефлексии и способности к общению, а также не в последнюю очередь сил, позволяющих противостоять давлению общественных норм. По этой причине их распространение не может не зависеть от социальной принадлежности и уровня образования.

Следует добавить, что кроме психологических есть еще своеобразные для России социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, вопрос, связанный с пропиской, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и пр.

Сознательно-бездетный брак. 10 % женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России – до 1 %. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация.

Рассмотрим проблему сознательно бездетного брака в контексте мотивации, планирования и регулирования деторождения. На уровне семьи обнаруживается влияние таких факторов, как представления супругов об удовлетворенности жилищно-бытовыми и материальными условиями, характер распределения обязанностей, совместимость ролевых позиций супругов, их отношение к образу жизни, особенности досуга, прочность брака, особенности переживания личностью стадий становления брачно-семейных отношений. На уровне личности выделяют следующие факторы: установка на деторождение, чадолюбие, отношение к трудностям, характер восприятия жизненных обстоятельств, мера ответственности.

В качестве первичных факторов регулирования рождаемости выделяют социальные и социально-экономические (общее положение дел в стране, в экономике, процессы урбанизации, безработица, неопределенность будущего, военные конфликты и др.). К вторичным относят культурные и демографические факторы (охрана материнства, детские пособия, своевременность их выплаты и размеры, пенсионное обеспечение, экономическая самостоятельность женщины, снижение общей и детской смертности, динамика и образ жизни, изменения в творческой насыщенности труда, степень удовлетворенности досугом, индустрия развлечений и т. д.).

По данным О. Здравомысловой, лишь 24 % россиянок и 1 % шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью – главное предназначение женщины.

Таким образом, законы деторождения – социальные. Потребность в детях диктуется общественным образом (формируется установка иметь детей) и индивидуальным (чадолюбие, установка по отношению к ценности детей, процессу их воспитания и численности).

Следует также отличать потребность самого индивида в детях и внутрисемейную (совместную мужчины и женщины, мужа и жены) потребность в детях. Семья – социальный институт, и ее жизнедеятельность, функции, потребности регламентированы явлениями иного социального порядка, чем действия отдельной личности.

Бывает также, что в случае отказа от детей индивид демонстрирует не свою ограниченную потребность в детях, но свое стремление удовлетворить какие-то иные социально-психологические потребности, стимулированные, кстати, обществом. Поэтому уместно иногда говорить не об отсутствии или наличии потребностей в детях, а о силе конкурирующих потребностей.

Кроме того, рождение ребенка – акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность. Распространен вариант, когда в семье появляется ребенок и родители сразу же перекладывают заботу о нем на бабушек и дедушек, далее на детский сад, впоследствии на школу.

Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Поздний возраст вступления в брак;

Среди таких женщин выше процент разведенных, т. е. переживших неудачу в предыдущем браке;

Высокий уровень образования, наличие четко выраженных и устойчивых социально-психологических (внесемейных) потребностей;

Чаще всего это старшие или единственные дети в семье, рождение которых плохо отразилось на браке их родителей;

Более психически здоровы. Дело не в том, что все имеющие детей психически больны. Речь идет о тех случаях, когда неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, заведя ребенка. Вариант достаточно распространенный, фраза «заведи себе ребенка» легко узнаваема. Появляется ребенок, но проблемы-то никуда не ушли, более того, теперь они перекладываются на ребенка. Хорошо еще, если он оказывается послушным, нежным, добрым, хорошо учится, всем нравится. Беда начинается, если ребенок оказывается застенчивым, робким, изгоняется детьми из своего сообщества, не нравится учителям, не демонстрирует никаких особых результатов, пассивен, а то и плохо учится, непослушен и пр. Тогда он неминуемо превращается в «ты – мое наказание», он разочаровывает мать тем, что посредством его не удалось решить всего комплекса личностных проблем, они только возросли. В этом случае, возможно, лучше было бы вовсе отказаться от детей, чем воспитывать психологически ущербную личность;

Более андрогенные женщины;

Часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу (как, впрочем, и их мужья).

Идеология бездетных семей базируется на следующей аргументации:

Дети мешают супружеским отношениям (хотя эмпирически установлено, что это влияние противоречивое и слабое, т. е. корень не в детях, а в характере самих супружеских отношений);

Дети мешают социальной активности (это эмпирически подтверждается, но различия в социальной активности человека, имеющего детей, и бездетного не являются значимыми).

Такие бездетные семьи, вернее, в подавляющем количестве женщины, испытывают сильное общественное давление, осуждение и негативизм («без детей нельзя»). В целом с психологической точки зрения эта позиция (бездетности) ничем не хуже других, если при этом сам человек сознательно сделал свой выбор, несет за него ответственность и не испытывает психологического дискомфорта и мучений.

В обоснование этой позиции поднимем проблему детей-сирот при живых родителях, проблему матерей-отказниц (50 % из них женщины в возрасте до 25 лет, 70 % отказниц ведут асоциальный образ жизни), «подкинутых» бабушкам и дедушкам внуков, которых те привыкают называть матерями и отцами, проблему домашнего насилия в семье (вероятно, вначале тоже руководствовались принципом «без детей нельзя»). В периодической печати звучат слова о том, что в России террор родителей в отношении детей имеет масштабы национальной катастрофы.

Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Отчимы оценивают себя в роли отца несколько ниже, чем отцы по крови, они занимают более пассивную роль по отношению к ребенку, считая последнего менее счастливым. Но с этой оценкой не связаны ни мать, ни дети. Результаты лонгитюдных исследований показывают, что значимых различий нет.

Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным. Если отец чувствует, что не может полностью удовлетворить все потребности своих детей, он может пригласить домашнюю работницу для помощи по дому и присмотру за детьми. Но может ли она удовлетворить потребности ребенка в материнской ласке? Многое зависит от ее личных качеств, от отношения отца к детям и от них самих.

Исследований, посвященных проблемам мачехи в семье, практически нет, хотя эта ситуация более известна в области брачно-семейных отношений.

В рассматриваемом нами контексте весьма актуальна проблема приемных детей. Для разведенного супруга, вступающего в новый брак, развод сам по себе, возможно, стал болезненным переживанием. Этот процесс часто сопровождается разочарованием и развивающимся недоверием к людям. К тому же перед вторым супругом встает более трудная задача, чем перед первым. В отношениях нередко присутствует некий неуловимый подтекст: «Ты должен быть лучше, чем тот, кто был до тебя».

Женщина с детьми, выходящая замуж повторно, часто склонна обращаться с ними так, словно они – ее собственность. Это создает для ее нового супруга проблемы. Новые мужья сталкиваются и с такой проблемой: женщина может нуждаться в том, чтобы отчим продемонстрировал «твердую мужскую руку», проявил силу и авторитет, который он, естественно, не может сразу завоевать у детей.

Вхождение приемного родителя в новую семью может быть осложнено и другими обстоятельствами. За долгое время совместной жизни родители и дети обрастают семейными шутками и сленгом, которые могут быть непонятны приемному родителю и отдалять его от семьи. Почти в каждой семье формируются свои ритуалы, традиции. Все ее новые члены должны узнать и понять эти обычаи, иначе не миновать всевозможных бед.

Люди, готовящиеся к жизни в смешанной семье, должны постоянно помнить, что у каждого члена новой семьи была прошлая жизнь и многое из того, что происходит с ним сегодня, имеет свои корни в прошлом.

Чтобы избежать подобных проблем, взрослые, вновь вступающие в брак, должны пересмотреть свои родительские позиции. Они должны воспитывать собственных детей и детей своего супруга, никем из них не пренебрегая и никого не обманывая.

Важно, чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношений.

Дети тоже полностью не свободны от воспоминаний, которые могут быть причиной старых обид; дети часто принимают сторону того или иного родителя. Часто они вынуждены жить не с тем родителем, чью сторону принимали. Их проблемы вовсе не исчезают от того, что на смену одному родителю пришел другой.

Трудности, поджидающие супругов в повторном браке, помимо всего прочего, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Если дети уже взрослые, то новый брак на них также может не повлиять.

Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу.

Принципы открытого брака (по С. Кратохвилу):

Строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

Относиться с уважением к личной жизни партнера;

Открытость общения свободно и открыто выражать свои чувства;

Подвижность и гибкость ролевого общения;

Открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

Равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

Аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;

Доверие.

Этот брак является исторически новым феноменом, так как для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Открытый брак возник как отказ от поведения предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить, ревновать. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на чувстве долга, то он по сути себя исчерпал. Кроме того, в форме открытого брака они видят возможность протестовать против запретов церкви на разводы.

Однако необходимо осознавать, что любой сверхсвободный договор утрачивает силу, если один из партнеров, любящий другого, ясно понимает, что в личной жизни другого ему просто не остается никакого места, еще сложнее, когда на это место начинает претендовать кто-то третий, а человек не хочет отдавать другим то, что принадлежит ему.

Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первый предполагает (допускает) некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют комкубинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране рождалось 10,8 %, в 1990 -14,6 %, в 1991 15,1 %, в 1992 16,6 %, в 1993 – уже 18,4 %. Непременно связь связана с ожиданием того, что отношения в первичной паре будут прерваны, а из этой связи оформится новый брак. Как правило, такие связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют, человеку становится обременительно вести двойную игру. Удовлетворенность браком в первичной паре в таких ситуациях тоже невелика.

Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго (порядка 10 лет), вместе с тем при ее наличии очень высок уровень близости и доверия в первичной паре.

В данном контексте интересна классификация видов неверности, предложенная Бернардом:

Случайные отношения вне брака;

Неверность в фантазиях;

Отношения интимные, но без секса (собственно интимная дружба).

Свингерство. Свингерством называют обмен брачными парами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью. Зародился такой обмен брачными партнерами в 70-е годы XX в. в Скандинавии. В настоящее время альтернативные брачно-семейные связи характерны для 2 % населения США.

Исследования таких супружеских пар зафиксировали у партнеров меньшую связь с родителями в детстве и практическое отсутствие контактов с детьми.

Инициаторами данных отношений выступают обычно мужчины. Отмечается высокая самооценка браков в паре. Как показывают исследования, свингерство улучшает супружеские отношения на начальной стадии.

Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего пола. Однополая любовь покоится на тех же психофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговое соотношение и того и другого определяется лишь в процессе индивидуального развития. Гомосексуальность не является единым феноменом, ее истоки и формы многообразны. Несмотря на возможное генетическое предрасположение к гомосексуальности, в целом она строится на основе индивидуального опыта и научения. Спор о том, считать ли гомосексуальность врожденным заболеванием, свойством личности, стилем жизни или чем-то еще, вряд ли закончится в близком будущем. В США гомосексуальность еще в 1970 г. была исключена из списка психических заболеваний.

Необходимо отметить, что какое бы отношение ни вызывала гомосексуальность к себе в обществе, какими бы причинами ни детерминировалась сексуальная ориентация, она не является делом свободного выбора и не может быть изменена произвольно.

По данным некоторых исследований, жизненный путь и личностные особенности гомосексуалистов имеют свою специфику (дефицит мужского влияния в детстве; плохие отношения с отцами; особое влияние матерей, обладавших пуританским характером, у которых сыновья были любимцами, и они (матери) хотели быть в центре внимания сыновей; ранние гомосексуальные контакты с братьями/сестрами и сверстниками и т. п.), по данным других – никаких значимых различий в социализации лиц с гомосексуальной ориентацией не обнаруживается. Следует отметить, что в основном к участию в исследованиях привлекались мужчины.

Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности, монотония и пр.

Отношение к гомосексуальным парам различное и крайне выраженное: от смертной казни (Мавритания, Тунис) до официального признания такой пары семьей с юридической легализацией отношений (Дания).

Опасность представляет не сам по себе факт существования гомосексуальных пар взрослых партнеров, поскольку они не угрожают жизни других людей, а более высокая распространенность в их среде венерических заболеваний, к которым в последние годы присоединилось такое опасное заболевание, как СПИД.

Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны (коллективные семьи).

С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей (так называемая большая семья), жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы. По критерию стоящих перед ними задач можно выделить студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, часто практикующие макробиотические способы возделывания культур, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми (в традициях движения за антиавторитарное воспитание). Рассмотрим те группы, которые представляют временную или длительную альтернативу семейному образу жизни.

Студенческие жилые сообщества обладают финансовыми преимуществами, способствуют прагматическому решению жилищной проблемы, дают возможность студентам, вопреки экономической несамостоятельности, жить самостоятельно. Р. Зидер добавляет сюда высокий уровень экспериментирования и одновременно солидарную групповую защиту. Социальная структура жилых сообществ отвечает притязаниям на эгалитарные, а не авторитарные отношения. В настоящее время в университетских городках Германии около 30 % студентов живут коллективно. Каждое четвертое или пятое жилое сообщество включает детей. Тем самым жилые сообщества представляют одну из самых крупных опытных моделей нетрадиционного воспитания семей.

В. Сатир находит преимущество такого типа семьи в том, что ребенок видит перед собой разных людей с разными характерами. Главная проблема заключается, безусловно, в том, что между всеми взрослыми должны существовать хорошие отношения, для того чтобы такое общественное воспитание дало реальные результаты.

В жилых сообществах редко одна группа остается неизменной. В этом смысле жилое сообщество больше соответствует требованиям гибкости и мобильности, предъявляемым большей частью молодыми членами (например, чтобы облегчить перемену мест работы или учебы), чем семейное хозяйство. В связи с социальными и психологическими проблемами юности и молодости жизнь с ровесниками выполняет важную ориентирующую функцию. Принадлежность к жилым сообществам может рассматриваться как этап социализации, когда результаты воспитания в малой семье частично корректируются.

Утопические представления вроде отмены парных отношений, свободной половой жизни и т. п. так, как их пытаются реализовать в групповом браке, терпят крах. Одна из причин – тот самый пресловутый эгоцентризм личности: возникает ревность супругов, детей. Для большинства людей невозможно любить чужих детей, как своих собственных. Хотя, разумеется, готовность к экспериментам в вопросах эротики, сексуальности, верности или разрыва отношений в жилых группах в целом выше, чем у людей, живущих малой семьей.

Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей позволяет контролировать справедливое распределение работ по дому и уход за детьми.

В жилых сообществах присутствует высокая степень материальной защищенности для отдельного лица. Потому что в моменты отсутствия заработка или денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Общее владение средствами производства имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах. Коллективное право пользования снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности находятся под контролем группы.

Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что утрата законным браком его значения, ослабление родительских и родственных семейных отношений, кризис современной семьи сигнализируют о тенденции возникновения альтернативных форм брачно-семейных отношений. Обсужденные альтернативы семье и браку пока еще ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми. Большинство людей живет традиционными формами брака и семьи. Сильнейшим аргументом в пользу традиционных вариантов остаются интересы детей. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Традиционные формы брачно-семейных отношений представляются менее прочными, менее безальтернативными и менее само собой разумеющимися. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с ней повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни у большинства.

Контрольные вопросы

1. Трудности при изучении психологии семейных отношений.

2. Основные изменения в представлениях, которые произошли в общественном сознании в отношении семьи.

3. Основные традиции русской семьи.

4. Виды нетрадиционных (особых) семей.

5. Альтернативы семьи по параметрам законности, наличия детей и стабильности.

6. Альтернативы семьи по параметрам мужской идеологии, сексуальной верности партнеров, гетеросексуальности и диадичности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх