Оказание первой медицинской помощи ребенку. Учим ребенка оказывать себе медицинскую помощь

Ушибы чаще всего возникают при падении ребенка или ударе о какой-либо твердый предмет. При этом наблюдается повреждение подкожной клетчатки и мягких тканей. Ушиб может сочетаться и с более тяжелыми повреждениями — нарушениями связочного аппарата, сотрясением мозга, переломом костей.

Признаками ушиба являются боль, припухлость, кровоподтек, небольшое нарушение функции. Если поврежден связочный аппарат, то боль и нарушение функции руки или ноги выражены более резко.

Первая помощь заключается в наложении холода на ушибленную часть тела (пузырь со льдом, полотенце, смоченное в холодной воде). При сильном ушибе конечности надо наложить давящую повязку, обеспечить покой, неподвижность, возвышенное положение. Для уменьшения боли можно дать анальгин или амидопирин. Обширный ушиб требует обращения в лечебное учреждение.

Сотрясение головного мозга может произойти при ушибе головы: отмечаются потеря сознания, рвота, бледность кожных покровов, поверхностное дыхание, учащенный пульс.

Первая помощь заключается в создании полного покоя. Ребенка надо уложить на спину, голову немного приподнять. Если он без сознания, то голову надо осторожно повернуть набок, язык вытащить и удерживать за кончик, чтобы тот не вызвал удушье и рвотные массы не попали в дыхательные пути. Необходимо срочно вызвать врача.

Вывих сустава может возникнуть в результате падения ребенка или сильного удара в область сустава. При этом происходит смещение костей, входящих в сустав, разрыв или растяжение капсулы сустава, повреждение сосудов, нервов. Для вывиха характерны боль в области поврежденного сустава, его деформация, ограничение подвижности и вынужденное положение конечности.

Первая помощь заключается в обеспечении неподвижности поврежденной конечности: при вывихе верхней конечности руку ребенка необходимо подвесить на косынке, нижней — уложить ребенка на носилки, обложив поврежденную ногу подушками, одеялом, одеждой. Нельзя пытаться вправить вывих самим. Ребенка надо срочно доставить в лечебное учреждение. При транспортировке больного менять положение конечности, в котором она оказалась после вывиха, нельзя.

Переломы костей могут возникнуть в результате падения, при прыжке, ударе каким-либо предметом. При переломе отмечаются сильная боль, изменение формы конечности, ограничение подвижности, иногда ненормальная подвижность в месте перелома. В тяжелых случаях может быть смещение отломков кости, нарушение целости кожных покровов (переломы со смещением, открытый перелом), может развиться травматический шок.

Первая помощь состоит в наложении фиксирующей повязки, при открытом переломе — стерильной повязки, при необходимости — в остановке кровотечения с помощью жгута, наложении шины. В качестве шины можно использовать доску, палку, плотный картон, прутья, которые обертывают ватой, материей или одеждой. Шину накладывают очень осторожно, чтобы не вызвать дополнительных повреждений и резких болевых ощущений. При отсутствии шины поврежденную руку можно прибинтовать к туловищу, а ногу — к здоровой ноге. Во всех случаях фиксировать надо не менее двух суставов (выше и ниже перелома). Пострадавшего ребенка необходимо как можно скорее доставить в лечебное учреждение.

Перед отправкой в больницу ему можно дать обезболивающее средство (анальгин, амидопирин).

Повреждения внутренних органов, закрытые и открытые, возникают при падении с высоты, сильном ушибе, а также в результате транспортных катастроф. Легочная ткань повреждается при переломах ребер, ключицы. Открытое повреждение грудной клетки может произойти в результате травмы, нанесенной острым или колющим предметом (ножницами, спицами, металлическим стержнем, вязальным крючком и др.). При этом воздух проникает в грудную полость, смещает ее органы, может вызвать шок, возможно ранение сердца.

Первая помощь заключается в наложении на грудную клетку круговой повязки. При открытой травме поверх стерильной салфетки накладывают кусок клеенки (лучше смазанной вазелином), что препятствует поступлению воздуха в грудную полость. Для уменьшения боли дают анальгин. Ребенка надо срочно доставить в лечебное учреждение. Транспортирование проводится в полусидячем положении.

При закрытых повреждениях брюшной полости наблюдаются кровоподтеки, припухлость, напряжение мышц, боли в животе, рвота, иногда шок. При открытых травмах брюшной стенки в рану могут выпадать сальник и петли кишечника.

Необходимо создать пострадавшему полный покой, наложить на живот холод, при открытом повреждении — стерильную повязку на рану (выпавшие органы вправлять нельзя). Ребенок должен быть срочно доставлен в лечебное учреждение, транспортируют его в горизонтальном положении. Никакие медикаментозные средства и питье давать нельзя.

Попадание инородных тел, чуждых организму предметов, внедрившихся в ткани через естественные отверстия (дыхательные пути, ухо, глаз) или через рану, у детей раннего возраста отмечается довольно часто.

В дыхательные пути могут попадать кусочки пищи, рыбные кости, семена растений, различные мелкие предметы (части игрушек, заколки, булавки, наконечники авторучек, карандашей и др.). Попадание инородного тела происходит неожиданно, обычно во время еды, чему способствуют смех, плач, испуг, кашель. В дыхательные пути могут попасть частицы пищи во время рвоты, срыгивания. Чаще всего наблюдаются случаи попадания предметов в гортань. При этом у здорового ребенка внезапно появляется резкий приступообразный кашель, развивается удушье, иногда с потерей сознания, синюшностью кожи лица, возникает резко затрудненное (стенотическое) дыхание.

Мелкие инородные тела во время глубокого вдоха могут попасть за голосовую щель, в трахею, бронхи. Инородные тела остроконечной и угловатой формы могут вклиниться в слизистую оболочку гортани. При этом появляются боль в горле, примесь крови в мокроте. Эти случаи наиболее опасны, так как сначала у ребенка сохраняется свободное дыхание, а через несколько часов может наступить удушье. При попадании инородного тела в трахею и бронхи дыхание нарушается в меньшей степени, кашель также может успокоиться, и родители часто не обращаются за медицинской помощью, что в дальнейшем приводит к развитию тяжелых заболеваний бронхов и легких.

Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути заключается в немедленной доставке ребенка в лечебное учреждение.

При попадании инородного тела (рыбных косточек, частиц игрушек и др.) в глотку также необходимо обратиться к врачу, не пытайтесь удалить его сами. Нельзя стучать ребенка по спине в расчете на то, что инородное тело «пройдет». Оно может только глубже внедриться в стенку глотки и вызвать ее повреждение.

Инородное тело, попавшее в ухо (бусинки, горошинки, мелкие масти игрушек, насекомые и др.) могут располагаться в хрящевой части слухового прохода, а при повреждении барабанной перепонки — в барабанной полости. Удаление инородных тел проводится врачом-специалистом. При заползании в ухо насекомых ребенок испытывает мучительные ощущения, сильный зуд. В этом случае следует умертвить насекомое, влив в наружный слуховой проход 8—10 капель нагретого масла (подсолнечного, вазелинового, оливкового) или глицерина. Если в ухо попало разбухающее инородное тело (горох, кусочек дерева, пробки) надо влить в наружный слуховой проход несколько капель алкоголя для обезвоживания и сморщивания инородного тела.

Инородное тело из носа можно попытаться извлечь путем высмаркивания. При этом ребенку надо закрыть пальцем здоровую ноздрю и предложить сильно высморкаться. При отсутствии результата следует обратиться к специалисту.

Попытки удалять инородное тело из уха или носа с помощью каких-либо инструментов может привести к более глубокому его внедрению с повреждением прилежащих тканей (например, прободение барабанной перепонки).

При попадании инородного тела (песчинок, частиц угля, металла и др.) в глаз возникает сильное жжение, слезотечение, светобоязнь. Удаление инородного тела проводит врач-окулист. Никаких промываний глаза делать самим не следует. Если одновременно у ребенка повреждено веко, надо осторожно очистить его тампоном, смоченным перекисью водорода, аккуратно смазать края ранки 1 % раствором бриллиантовой зелени, наложить стерильную повязку и доставить ребенка к глазному врачу.

Ожоги являются довольно распространенным видом травмы у детей раннего возраста. Наиболее часты термические ожоги, вызванные воздействием высокой температуры (прикосновение к горячему предмету, воздействие горячей жидкости, пламени и др.). Химические ожоги возникают в тех случаях, когда дети имеют доступ к кислотам (уксусной эссенции, соляной, серной) или едким щелочам (каустической соде). Электроожоги возникают при воздействии электротока (открытые розетки, оголенный провод), а также при поражении молнией.

Если ожог охватывает большую площадь поверхности тела, развивается ожоговый шок, в начале которого ребенок резко возбужден, а затем заторможен. При этом отмечается бледность кожных покровов, поверхностное дыхание, учащенный пульс, снижение артериального давления. У детей раннего возраста шок может развиться при поражении ожогом даже 3—5 % поверхности тела.

При поверхностных ожогах первая помощь заключается в охлаждении обожженной поверхности струей проточной воды в течение 15—20 мин, что вызывает сужение сосудов и препятствует образованию пузырей. Такое же действие оказывает повязка с раствором перманганата калия (марганцовки), которая «дубит» кожу. При более глубоких и обширных ожогах на поврежденную область накладывают стерильную повязку. Во всех случаях ребенка срочно доставляют в стационар. Перед транспортировкой необходимо дать обезболивающие средства, согреть ребенка.

Солнечный ожог является разновидностью термического. Он развивается при длительном пребывании ребенка под прямыми солнечными лучами. Малыш становится вялым, плохо спит, теряет аппетит. На коже появляются резкая краснота, болезненность, припухлость, в ряде случаев — пузыри. Повышается температура тела.

Следует немедленно прекратить пребывание на солнце, дать пострадавшему обильное питье, создать покой. Пораженную поверхность кожи смазывают детским кремом, растительным маслом, защищают от солнца пока не исчезнут все симптомы. При образовании пузырей можно приложить повязку с раствором перманганата калия на 5—10 мин. Вскрывшиеся пузыри лечат асептическими мазями по назначению врача.

При ожогах раствором кислоты пораженную поверхность надо обливать большим количеством воды в течение 10—15 мин, а затем смыть слабым раствором щелочи (1 столовая ложка пищевой соды на стакан воды). При ожогах раствором щелочи поверхность также промывают большим количеством воды (10—15 мин), затем смачивают слабым раствором (1—2%) уксусной или лимонной кислоты.

Электроожог возникает не только на месте непосредственного воздействия тока, но и по пути его прохождения через организм. При этом возникают три вида ожогов: знаки тока (в поверхностных слоях кожи), контактные ожоги и термические ожоги, которые повреждают все слои мягких тканей и кости. Площадь и глубина поражения зависят от величины напряжения тока. Ожоги, вызванные электротоком, обладают одной особенностью — они безболезненны. Но при этом у ребенка развиваются более выраженные общие явления — может быть обморок, остановка дыхания, судороги и даже шоковое состояние. При тяжелом поражении может наступить мгновенная смерть.

Первая помощь заключается в немедленном изолировании ребенка от воздействия электротока (надо выключить рубильник, вывернуть пробку). Если ток не отключен, нельзя прикасаться к пострадавшему голыми руками. Надо надеть резиновые перчатки, обмотать руки шелковой или шерстяной материей или воспользоваться сухой деревянной палкой. Стоять надо на сухой доске, стекле или в резиновых сапогах. Затем пострадавшему при необходимости делают искусственное дыхание, дают вдыхать нашатырный спирт, растирают одеколоном, согревают. На место ожога накладывают стерильную повязку. Больного необходимо срочно, доставить в лечебное учреждение.

После электротравмы в течение длительного времени у детей наблюдается повышенная нервозность, раздражительность, пугливость, плохой сон, быстрая утомляемость. Эти дети требуют особого внимания и бережного отношения.

Переохлаждение в результате воздействия низкой температуры окружающего воздуха может выражаться в озноблении, отморожении и замерзании. При озноблении кожа (чаще всего на руках и ногах) уплотняется, приобретает красный или синюшно-багровый цвет. Ознобление чаще всего отмечается весной и осенью при холодной сырой погоде.

Отморожение наблюдается у детей ослабленных (даже при О °С), у тех, кто носит тесную обувь, при длительном пребывании на морозе. Чаще всего повреждаются пальцы рук и ног, уши, кончик носа.

При кратковременном действии холода после отогревания кожа краснеет и припухает, появляются боль, жжение, через 2—3 дня они проходят. В случае длительного воздействия холода кожа резко бледнеет, позднее появляются пузыри со светлой или кровянистой жидкостью; в тяжелых случаях может наступить омертвение мягких тканей и даже костей, развиться гангрена.

Первая помощь при озноблении заключается в согревании конечностей при обычной комнатной температуре, хорошо помогает массаж. При отморожении рук или ног их осторожно обнажают и помещают в теплую (18—20 °С) воду, слегка массируя от пальцев вверх. Медленно, в течение 20—30 мин температуру воды доводят до 37 °С. Затем кожу осторожно вытирают промокающими движениями, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают. Отмороженные уши, нос и щеки отогревают, растирая круговыми движениями. Растирать отмороженное место снегом нельзя, так как льдинки могут оцарапать кожу, лучше это делать рукой или шерстяной варежкой. Тяжелые отморожения лечатся в стационаре.

При замерзании наступает снижение температуры тела, кожа бледнеет, пульс урежается, ребенок теряет сознание, может наступить окоченение тела. Частыми осложнениями замерзания являются воспаление легких, почек, расстройства пищеварения, психики, ослабление памяти.

Первая помощь заключается в отогревании ребенка в ванне с температурой воды 37 °С, проведении массажа, затем ребенку дают горячее питье, еду, укладывают в согретую постель. Во всех случаях ребенка следует срочно показать врачу.

Отравление вызывается попавшим в организм ядовитым веществом (через желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути, кожу, слизистые оболочки). Отравление может произойти кислотами, щелочами, медикаментозными средствами и др. У детей раннего возраста часто бывает невозможно определить, какое вещество вызвало отравление, поэтому во всех случаях отравления нераспознанным ядом, поступившим через рот, необходимо независимо от времени происшествия промыть желудок большим количеством воды или вызвать рвоту, затем дать горячего чаю, согреть ребенка.

Если промыть желудок не удалось, дайте выпить ребенку большое количество молока, киселя, слизистых отваров, т. е. продуктов, обволакивающих слизистую оболочку желудка. Необходимо срочно обратиться в лечебное учреждение.

Предположим, вам известно: ребенок проглотил кислоту, значит, в промывные воды добавьте соду или жженую магнезию (30 г на 200 мл воды), а если щелочь — слабый раствор уксуса (100 мл 6% раствора на 1 л воды). В обоих случаях в питье полезно добавить кусочки льда.

При отравлении угарным газом пострадавшего срочно выносят на свежий воздух, дают нюхать нашатырный спирт. Ему необходима госпитализация.

Укусы ядовитых животных способны вызвать болезненные расстройства и даже смерть. Если ребенка укусила пчела или оса, надо осторожно удалить жало и наложить повязку с нашатырным спиртом. Нельзя к месту укуса прикладывать землю, так как при этом в ранку вносится инфекция. При укусе и внедрении лесного клеща не следует стараться механически его удалять, потому что его головка может остаться в коже ребенка и вызвать воспаление. В этом случае следует несколько раз смазывать внедрившегося клеща растительным маслом или любым жирным кремом, что приведет к его гибели. Затем насекомое легко удаляется раскачивающими движениями.

Если ребенка укусила змея или бешеное животное необходимо срочно обратиться в лечебное учреждение для проведения специального лечения (введение сыворотки, прививки).

Утопление может произойти как при погружении всего тела в воду, так и при погружении только отверстий носа и рта (в небольших водоемах, лужах, в ванне, бочке с водой и т.п.).

В таких случаях надо обнажить верхнюю часть тела пострадавшего, по возможности быстро очистить его рот и глотку от песка, ила и прочего, удалить воду из дыхательных путей. Для этого ребенку открывают рот, указательным пальцем, обернутым тканью, максимально удаляют из него инородные тела, язык вытягивают изо рта и удерживают петлей из бинта, носового платка. Затем ребенка кладут животом себе на колено, чтобы его ноги и голова свешивались вниз и поколачивают по спине (можно взять за ноги и держать вниз головой). Если вода вышла, а дыхание не восстановилось, делайте искусственное дыхание, при отсутствии сердцебиения — массаж сердца. Когда ребенок начнет хорошо дышать и придет в себя, его надо согреть, напоить горячим крепким кофе или чаем и доставить в лечебное учреждение.

Удушение может наступить, когда ребенок просовывает голову между прутьями кроватки, забора, при игре с веревкой, прыгалками, при падении. Малыш до года может попасть головой в петлю от подвешенной игрушки (поэтому никогда не вешайте игрушку на двойной петле, а только на одинарной!).

У попавшего в беду ребенка немедленно прекратите механическое сдавливание. Если дыхание не восстановилось, сделайте искусственную вентиляцию легких (искусственное дыхание). Затем ребенка надо согреть и быстро доставить в лечебное учреждение.

Острые заболевания ребенка нередко сопровождаются такими нарушениями, которые требуют оказания неотложной помощи.

Повышением температуры тела часто сопровождаются заболевания верхних дыхательных путей, легких, желудочно-кишечного тракта. Оно является первым признаком многих острых инфекционных заболеваний. Во всех случаях подъема температуры тела у ребенка необходимо вызвать врача на дом. Если температура выше 38,5 °С до прихода врача малышу можно дать одну дозу жаропонижающего лекарства (аспирин, анальгин, с учетом возраста ребенка). При появлении озноба малыша надо хорошо укрыть, положить к ногам грелку (температура воды 45 °С), напоить горячим чаем (с лимоном, протертой клюквой, медом, если у ребенка нет аллергии). Озноб чаще всего заканчивается обильным потом. В этом случае ребенка надо насухо вытереть и сменить нательное и постельное белье.

Иногда у детей при высокой температуре могут быть судороги. В этом случае надо вызвать скорую помощь. Дайте заболевшему жаропонижающее средство, на голову положите холодную примочку. Следите, чтобы ребенок не упал, не прикусил язык.

Заболевание гриппом, острыми респираторными инфекциями у детей раннего возраста может иногда осложниться резким расстройством дыхания, так называемым ложным крупом. Он развивается чаще ночью, внезапно, начинается с приступа лающего кашля и затрудненного дыхания. Ребенок пугается, мечется, голос становится сиплым, вязкая мокрота откашливается с трудом. Неотложная помощь заключается в создании спокойной обстановки, обеспечении доступа свежего воздуха. Ребенку надо дать теплое щелочное питье, сделать теплые ножные ванны, поставить горчичники на верхнюю часть грудной клетки. Можно использовать длительные ингаляции теплого щелочного раствора (2 чайные ложки пищевой соды на 1 л воды). После оказания первой помощи ребенка надо госпитализировать.

Боли в животе — один из серьезных симптомов острого инфекционного, кишечного заболевания, отравления, аппендицита и др. В случае появления болей в животе надо срочно вызвать врача. До его прихода категорически запрещается давать ребенку болеутоляющие лекарства, слабительные, ставить клизму, класть на живот грелку, так как это может привести к тяжелым осложнениям. Ребенка надо уложить в постель, можно напоить водой (чаем). Если он сильно возбужден, дайте настойку валерианы.

Обморок — внезапная и кратковременная потеря сознания, расстройство чувствительности. Наиболее предрасположены к обморокам малокровные дети с легкоранимой нервной системой.

Обморок может наступить в результате болезненных ощущений, как следствие испуга, страха перед ожидаемой болью. При этом ребенок бледнеет, появляются холодный пот, головокружение, наступает потеря сознания, зрачки расширены. Через несколько секунд или минут сознание возвращается.

Оказывая ребенку первую помощь при наступлении обморока, придайте ему горизонтальное положение с несколько приподнятыми ногами, обеспечьте приток свежего воздуха. Расстегните стесняющую одежду, можно дать понюхать нашатырный спирт. После возвращения сознания к ребенку напоите его настойкой валерианы (5—10 капель с небольшим количеством холодной воды), уложите в постель. В последующем ребенка необходимо проконсультировать у врача.

Тип и философия питания, несомненно, оказывает сильное влияние на наше здоровье. Но существуют ситуации, когда все мы находимся в равных условиях и наше здоровье, и даже жизнь зависит от действий людей, находящихся рядом, от своевременно оказанной или не оказанной помощи. В зоне повышенной опасности при экстренных ситуациях оказываются дети, а в зоне повышенной ответственности, конечно же, – взрослые. Поэтому очень важно каждому человеку, особенно родителю, иметь хотя бы минимальные навыки оказания первой помощи.

В этой статье мы, при поддержке специалистов благотворительной организации «Мария мама», которая проводит бесплатные мастер-классы с аттестованными спасателями «Россоюзспас» в Москве, собрали советы, которые помогают быстро и правильно оказывать первую помощь детям.

Первая помощь при потере сознания

В начале необходимо определить у человека признаки жизни:

Реакция на звук (позвать по имени, похлопать руками около ушей);

Наличие пульса (четырьмя пальцами проверить пульс на шее, продолжительность не менее 10 сек. Пульс прощупывается с двух сторон шеи);

Наличие дыхания (необходимо наклониться к губам ребенка или использовать зеркало).

Если вы не обнаружили реакции хотя бы на один из приведенных выше признаков жизни, необходимо переходить к проведению сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) и делать ее непрерывно до приезда скорой помощи.

Как? Вот инструкция:

Расстегнуть пуговицы одежды, поясной ремень;
- Большим пальцем руки вести вверх к груди по брюшной полости, нащупать мечевидный отросток;
- Отступить от мечевидного отростка 2 пальца и в этом месте делать непрямой массаж сердца;
- Взрослому человеку непрямой массаж сердца делается двумя руками, положив одну на другую, подростку и ребенку – одной рукой, маленькому ребенку (до 1,5-2 лет) – двумя пальцами;
- Цикл СЛР: 30 нажатий на грудную клетку – 2 вдоха в рот;
- При искусственном дыхании необходимо запрокинуть голову, поднять подбородок, открыть рот, зажать нос и сделать вдох в рот пострадавшего;
- При оказании помощи детям вдох должен быть не полным, для грудных детей – совсем небольшим, примерно равным объему детского вдоха;
- После 5-6 циклов СЛР (1 цикл = 30 надавливаний:2 вдоха) необходимо проверить пульс, дыхание, реакцию зрачков на свет. При отсутствии пульса и дыхания нужно продолжать реанимационные действия до приезда скорой помощи;
- Как только появились пульс или дыхание – СЛР необходимо прекратить и привести пострадавшего в устойчивое положение (поднять руку вверх, согнуть ногу в колене и перевернуть на бок).

Важно : если вокруг вас есть люди, попросите их вызвать скорую помощь до начала реанимационных действий. Если вы оказываете первую помощь в одиночку – нельзя тратить время на вызов скорой, необходимо начинать СЛР. Скорую помощь можно вызвать после 5-6 циклов сердечно-легочной реанимации, на это есть примерно 2 минуты, после чего необходимо продолжить действия.

Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути (асфиксия)

Частичная асфиксия: дыхание затруднено, но есть, ребенок начинает сильно кашлять. В этом случае ему необходимо дать прокашляться самому, кашель эффективнее любых мер помощи.

Полная асфиксия характеризуется шумными попытками дыхания или наоборот тишиной, невозможностью вздохнуть, красным, а после синюшным цветом лица, потерей сознания.

Порядок действий при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути:

Положить пострадавшего на колено вниз головой, делать поступательные хлопки вдоль позвоночника (направление удара к голове);
- Если вышеописанный способ не помогает, необходимо, находясь в вертикальном положении, обхватить пострадавшего сзади двумя руками (одна сжата в кулак) и резко надавить на область между пупком и мечевидным отростком. Этот способ можно применять только к взрослым и детям старшего возраста, поскольку он более травмоопасен;
- Если результат не достигнут и инородное тело не извлечено после двух способов, их необходимо чередовать;
- При оказании первой помощи грудному ребенку, его необходимо положить на руку взрослому (лицо лежит на ладони у взрослого, пальцы между ртом ребенка, поддерживаем шею и голову) и нанести 5 ударов между лопаток по направлению к голове. После перевернуть и проверить рот ребенка. Далее – 5 нажатий на середину грудины (голова должна быть ниже, чем ноги). Повторить 3 цикла и вызывать скорую помощь, если не помогает. Продолжать действия до приезда скорой.

Нельзя: хлопать по спине в вертикальном положении и пытаться достать инородное тело пальцами – это приведет к тому, что инородное тело пройдет глубже в дыхательные пути и усугубит ситуацию.

Первая помощь при утоплении в воде

Различают два вида утопления:

Истинное утопление характеризуется синюшностью кожных покровов и обильной пеной изо рта и носа. При таком виде утопления человек заглатывает большое количество воды.

Порядок оказания помощи:

Облокотить пострадавшего через колено;
- Нажатием на корень языка вызвать рвотный рефлекс. Продолжать действие пока не выйдет вся вода;
- Если рефлекс не вызывается – приступить к сердечно-легочной реанимации;
- Даже если пострадавшего удалось привести в сознание – всегда необходимо вызывать скорую помощь, поскольку при утоплении есть высокий риск осложнений в виде отека легких, отека мозга, остановки сердца.

Сухое (бледное) утопление происходит в ледяной или хлорированной воде (прорубь, бассейн, ванна). Характеризуется бледностью, наличием небольшого количества «сухой» пены, которая не оставит следов, если ее вытереть. При этом виде утопления человек не заглатывает большого количества воды, а остановка дыхания происходит из-за спазма дыхательных путей.

Порядок оказания помощи: сразу приступить к сердечно-легочной реанимации.


Первая помощь при ударе током

Освободить пострадавшего от действия тока – оттолкнуть его от электрического предмета деревянным предметом, можно использовать плотное одеяло или то, что не проводит ток;
- Проверить наличие пульса и дыхания, при их отсутствии приступить к сердечно-легочной реанимации;
- При наличии пульса и дыхания в любом случае вызвать скорую помощь, поскольку велика вероятность остановки сердца;
- Если человек после удара током упал в обморок – согнуть ноги в коленях и надавить на болевые точки (стык перегородки носа и верхней губы, за ушами, под ключицей).

Первая помощь при ожогах

Порядок действий при ожоге зависит от его степени.

1 степень: покраснение поверхности кожи, отечность, боль.
2 степень: покраснение поверхности кожи, отечность, боль, пузыри.
3 степень: покраснение поверхности кожи, отечность, боль, пузыри, кровотечение.
4 степень: обугливание.

Поскольку в быту мы чаще всего сталкиваемся с первыми двумя вариантами ожогов, рассмотрим порядок действий оказания помощи для них.

При ожоге первой степени необходимо поместить поврежденный участок кожи под холодную воду (15-20 градусов, не ледяную) на 15-20 минут. Таким образом, мы охлаждаем поверхность кожи и не даем ожогу проникать вглубь тканей. После этого можно помазать ожог заживляющим средством. Нельзя мазать маслом!

При ожоге второй степени важно помнить, что нельзя лопать пузыри, появившиеся на коже. Также нельзя снимать пригоревшую одежду. Необходимо приложить к месту ожога влажную ткань или холод через ткань и обратиться за медицинской помощью.

При ожоге глаз необходимо опустить лицо в емкость с водой и моргать в воде, после этого на закрытые глаза наложить влажную ткань.

Порядок действий при ожоге химическими средствами:

При ожоге щелочью необходимо обработать поверхность кожи 1-2% раствором борной, лимонной, уксусной кислоты.

При ожоге кислотой – обработать кожу мыльной водой, водой с содой или просто обильно чистой водой. Наложить стерильную повязку.

Первая помощь при обморожении

Уйти в тепло;
- Раздеть ребенка и начать ПОСТЕПЕННОЕ согревание. Если обморожены конечности, то опустить их в воду комнатной температуры, в течение 40 минут согревать их, постепенно увеличивая температуру воды до 36 градусов;
- Дать обильное теплое, сладкое питье – согреваться изнутри.
- Позже нанести ранозаживляющую мазь;
- При появлении волдырей, уплотнений кожи или если не восстанавливается чувствительность кожи – обратиться за медицинской помощью.

Нельзя: растирать кожу (руками, тканью, снегом, спиртом), согревать кожу ничем горячим, употреблять алкоголь.

Первая помощь при тепловом ударе

Тепловой или солнечный удар характеризуется головокружением, тошнотой, бледностью. Пострадавшего необходимо увести в тень, наложить смоченные повязки на области лба, шеи, паха, конечностей и периодически менять их. Можно подложить валик под ноги, чтобы обеспечить приток крови.

Первая помощь при отравлении

Дать пострадавшему много воды и вызвать рвоту нажатием на корень языка, повторять действие, пока не станет выходить вода.

Важно! Нельзя вызывать рвоту при отравлении химическими веществами (кислота, щелочь), необходимо просто поить водой.


Первая помощь при кровотечениях

Порядок действий при оказании помощи при кровотечении зависит от его вида: капиллярное, венозное или артериальное.

Капиллярное кровотечение – самое часто встречающееся кровотечение при ранах, ссадинах, незначительных порезах.

При капиллярном кровотечении необходимо зажать рану, обеззаразить ее и наложить повязку.
При кровотечении из носа – наклонить голову вперед, зажать рану ватным тампоном, приложить холод на область переносицы. Если в течение 15-20 минут кровь не остановилась – вызвать скорую помощь.

Венозное кровотечение характеризуется темно-красной кровью, ровным течением, без фонтана.

Порядок оказания помощи: оказать прямое давление на рану, наложить несколько бинтов и перевязать рану, вызвать скорую помощь.

Артериальное кровотечение наблюдается при повреждении артерии (шейной, бедренной, подмышечной, плечевой) и характеризуется фонтанирующим течением.

Порядок оказания помощи:

Остановить артериальное кровотечение необходимо в течение 2 минут.
- Прижать рану пальцем, при подмышечном кровотечении – кулаком, при бедренном – нажать кулаком на бедро выше раны.
- В крайнем случае, наложить жгут на 1 час, подписав время наложения жгута.

Первая помощь при переломах

При закрытом переломе необходимо обездвижить конечность в том положении, в котором она была, прибинтовать или наложить шину;
- При открытом переломе – остановить кровотечение, обездвижить конечность;
- Обратиться за медицинской помощью.


Навыки оказания первой помощи – это то, что лучше знать, но никогда не применить, чем не знать и оказаться беспомощным в экстренной ситуации. Конечно, запоминается такая информация лучше на практических занятиях, особенно важно на практике понять, например, технику сердечно-легочной реанимации. Поэтому, если вы заинтересованы данной темой, то советуем выбрать для себя курсы первой помощи и посетить их.

Мария Швецова

Все мы помним свое детство: царапины, вывихи, порезы, кровоподтеки. Дети - очень активный народ, который постоянно сталкивается с такими недоразумениями. И если родители без труда могут помочь малышу с этими проблемами, то сам малыш зачастую даже не знает, что необходимо делать в таких случаях.

Задача родителей - обучить ребенка этому навыку, поскольку ребенок часть дня проводит в школе, бегая по коридорам на переменах, а затем идет гулять с друзьями. Безусловно, взрослые не могут всегда находиться рядом с малышом, поэтому придется постараться обучить его азам первой помощи.

Психологическое препятствие.

Зачастую малыши начинают рыдать и тревожиться, когда испытывают боль . Даже незначительный ушиб может нарушить спокойствие и тишину. Однако когда поблизости нет взрослых людей, которые по первому зову прибегут и помогут, ребенок должен проанализировать ситуацию и найти выход из нее.

Расскажите ему, что получение травмы не является катастрофой. Это может произойти с каждым человеком. По этой причине в первую очередь необходимо успокоиться, пересиливая болезненные ощущения, осмотреть полученную рану и оценить степень ее сложности. Объясните, что в некоторых случаях своевременная помощь может стать решающей для сохранения жизни или же значительным образом облегчить его состояние.

Научите своего ребенка различать травмы и действовать в зависимости от их вида.

Если малыш ударился головой.

Принимая участие в играх или детских драках, ребенок может удариться. Если удар пришелся на голову и на ней стремительными темпами появляется шишка, малыш должен приложить к ней что-то холодное - любой предмет, который окажется под рукой. Главное, чтобы он не был грязным, иначе может в рану попасть инфекция.

Если же ребенок чувствует головокружение или резкую головную боль, тошноту, пусть незамедлительно вызовет скорую помощь.

Что делать при ушибе?

Если малыш ударился и при этом образовался кровоподтек, место удара немного отекло, то, скорее всего, это обычный ушиб. В большинстве случаев у детей страдают локти, колени, попа и остальные мягкие ткани. К месту ушиба нужно прикладывать на несколько минут холодный предмет, потом убирать, а затем снова прикладывать. Это позволит избежать обморожения. После этого ребенок должен зафиксировать место ушиба при помощи эластичного бинта. При этом важно не перетягивать его, поскольку можно нарушить ток крови.

Ребенок и ожог.

Если ребенок нечаянно схватился за горячий предмет или же облился горячей водой, у него может появиться покраснение кожи, жжение и болезненные ощущения на том участке кожи, который пострадал. Это ожог . Расскажите малышу, что он не должен снимать с пораженного участка тела одежду, в противном случае не избежать инфицирования.

Место ожога необходимо подержать в холодной воде, пока не малыш не почувствует облегчения. Если образовались волдыри, их нельзя прокалывать, поскольку в рану может попасть инфекция и ситуация только усугубиться. Ожог следует спрятать под стерильной повязкой и отправиться в больницу. Если ребенок не может терпеть боль, следует позвонить в скорую помощь.

Кровь из носа.

У детей это встречается часто. Многие малыши испытывают страх при виде крови , что она течет так сильно и трудно остановить. Важно чтобы ребенок запомнил, что в этом случае нужно оставаться в вертикальном положении, не запрокидывая голову, поскольку кровь может пойти в носоглотку.

Ребенок должен взять что-то холодное и приложить к переносице. Потом нужно зажать нос руками и подержать несколько минут.

Порез.

Иногда случаются и довольно серьезные травмы . Если малыш сильно порезался, необходимо быстро остановить кровотечение. Если он не в состоянии сделать это самостоятельно, он может объяснить своим друзьям, которые находятся рядом, как правильно это сделать.

Ребенок должен знать, что если из раны вытекает алая кровь - это артериальное кровотечение . Для того чтобы ее остановить, необходимо наложить немного выше пореза жгут. Если нет жгута, можно воспользоваться ремнем или тканью.

Если из раны вытекает густая кровь темного, насыщенного цвета - это венозное кровотечение . В данном случае необходима повязка на ранку, которая будет ее сдавливать. При этом повязка должны быть стерильной. Обязательно положите в карман малыша бинт, который может пригодиться при таких травмах.

Если в ране есть стекло или другое инородное тело, ребенок должен сжать место вокруг пореза.

Чтобы эти действия не вылетели из головы ребенка, периодически напоминайте ему, что они могут спасти его. Однако при этом не перегибайте палку, так как ребенок может испугаться.

Каждый ребенок должен иметь хотя бы элементарные знания по оказанию помощи , ведь это может спасти жизнь не только ему, но и другим людям, попавшим в беду.

Посмотрим на квартиру глазами травматолога

Для начала пойдите в детскую комнату и… лягте на пол. «Это еще зачем?» - спросите вы. Ответ прост: отсюда, снизу, легче увидеть то, что угрожает и тому ребенку, который уже ходит, и тому, который лишь начинает ползать. Таким способом, например, легко обнаружить все острые углы на мебели. Их можно закрыть специальными защитными насадками, продающимися в магазинах. Посмотрите, нет ли мест (углов, коробок и т.п.), где могут храниться или случайно заваляться мелкие предметы: маленькие дети очень любят брать в рот все, что попадается на пути. Третья опасность, таящаяся в «нижнем ярусе» комнаты, - электрические розетки и провода. Закройте розетки заглушками или купите розетки, включающиеся только с поворотом крышки. К розеткам, в которые включены бытовые приборы, и к электрическим проводам доступ нужно обязательно перекрыть. Лучше всего спрятать их за тяжелой мебелью.

Теперь вставайте с пола и посмотрим повыше. Вы не забыли закрыть углы столов и шкафов? Отлично. Не висит ли край скатерти или салфетки, потянув за который малыш может свалить на себя посуду, книги, цветочный горшок? От всей этой красоты придется на время отказаться.

А что на столе, на низких полках, на подоконнике? Нет ли у вас привычки бросать где попало таблетки, кремы, лак для ногтей? Придется с ней расстаться. Теперь от этого будет зависеть не просто порядок в квартире, но здоровье, а подчас и жизнь вашего малыша. Поднимите все опасные вещества, способные вызвать отравление, на высоту не ниже 1,5 м, а лучше всего лекарства, витамины, косметику, средства бытовой химии и т.п. держать под замком.

Еще раз оглядев комнаты, идите на кухню. Малыш обязательно сюда попадет. Здесь к «факторам риска» прибавляются еще и горячие предметы - от них нужно будет держаться подальше. Спрячьте столь привлекательные для малыша баночки и скляночки - ведь дотянувшись, например, до бутылочки с уксусом, он может получить тяжелейший ожог пищевода. Посуду с ручками ставьте ручкой к стене; уберите подставки, скатерти и клеенки, края которых неплотно прилегают к столу или свисают.

Кодекс маминого поведения

Будем реалистами: невозможно ни на миг не спускать глаз с ребенка. Вам поневоле придется ненадолго отлучаться и хотя бы на несколько минут оставлять малыша одного. Если вы при этом будете соблюдать ряд несложных правил, ничего плохого не случится. Мои рекомендации таковы:

Ребенка, даже не умеющего переворачиваться, ни на секунду нельзя оставлять одного на высоте (пеленальном столе, диване, кровати): положите его в кроватку или даже на пол.

Детей постарше, уже умеющих ползать, отучите приближаться к плите, подоконникам, всякий раз предупреждая: «Опасно!» . Не оставляйте их спать при открытом окне, ограничьтесь открытой форточкой: даже маленькие дети могут выпасть из окна!

Не оставляйте ребенка наедине с домашними животными. Самый добродушный и умный пес вряд ли стерпит, если маленький естествоиспытатель будет проверять, вынимаются ли у него глазки и можно ли оторвать ему нос.

Никогда не готовьте еду с малышом на руках: он может получить ожог паром, так как вам трудно будет одновременно обеспечить процесс приготовления пищи, собственную безопасность и безопасность ребенка. Не наливайте в посуду горячую жидкость, находясь поблизости от малыша.

Вот наиболее распространенные ситуации, таящие в себе опасность для ребенка. Избегая их, вы предупредите возникновение травм, ожогов, отравлений и других неприятностей, а кроме того, будете избавлены от необходимости все время одергивать ребенка: пусть растет спокойным и любознательным.

Однако бывает и так, что меры предосторожности не помогли…

Если это все же случилось…

Травмы

Небольшие порезы, ссадины и другие нарушения кожного покрова, не сопровождающиеся сильным кровотечением, достаточно просто промыть перекисью водорода, а края смазать зеленкой. Если ребенок не привит от столбняка и поранился на улице, необходимо обратиться в травматологический пункт для проведения прививки.

Такая же обработка ранки и прививка необходимы при укусах непривитых животных, а при укусах неизвестных животных делают еще прививку от бешенства. Помните, что бешенство неизлечимо, и знайте, что чем раньше вы обратитесь к врачу, тем меньше уколов придется делать. Не теряйте времени на то, чтобы узнать, привита ли собака. Сделайте первую инъекцию, а уж потом выясняйте. После укуса диких животных (ежа, белки и т. д.) прививку надо делать обязательно.

На глубокий порез или укус также нужно наложить плотную сухую стерильную повязку (не ватную, а то прилипшие к ране волокна будут мешать заживлению!) и отвезти ребенка в больницу.

Переломы костей у грудных детей имеют ряд особенностей. Кости у младенцев эластичнее, чем у взрослых, и ломаются редко, зато часто происходят разрывы в зонах роста кости. Такие повреждения, например, лучевой кости, могут произойти, если резко дернуть ребенка за кисть. Если ребенок после возможной травмы при движениях щадит ручку или ножку (не двигает ею или двигает меньше по сравнению с симметричной конечностью), срочно обратитесь к врачу. До врачебного осмотра необходимо обездвижить место предполагаемого повреждения - зафиксировать суставы выше и ниже травмированного места. У маленького ребенка проще всего закрепить ручку, припеленав ее к туловищу.

Если ребенок упал и вы подозреваете, что он мог удариться головой, внимательно понаблюдайте за ним: не стал ли он более вялым; может быть, больше срыгивает? Отсутствие переломов костей у маленьких детей совсем не исключает ушибов и сотрясений головного мозга. Некоторые черепные травмы проявляются не сразу, поэтому, если ребенок ударился головой, немедленно обратитесь к врачу (в травматологических пунктах ведется круглосуточный прием), а до осмотра травматолога создайте ребенку максимальный покой (не качайте!) и воздержитесь от кормления.

Одна из наиболее частых травм у маленьких детей - ожоги. Место ожога надо сразу охладить под струей холодной воды из-под крана, химические ожоги промывают водой около 10 минут. Мешающую одежду следует осторожно удалить, при этом ее можно разрезать. На место ожога необходимо наложить сухую стерильную повязку; после этого следует обратиться к врачу. Если место ожога чистое и нет вероятности его загрязнения до оказания врачебной помощи, повязку можно и не накладывать.

Большинство серьезных травм, в том числе ожогов, сопровождаются выраженной болью. Иногда именно болевой шок является причиной тяжелого состояния ребенка. Оказывая малышу первую помощь, избегайте дополнительных болевых воздействий (иногда лучше вообще не трогать ребенка). Если ребенок в сознании и может глотать, можно дать ему обезболивающее - парацетамол в сиропе (от 1 мл месячному ребенку до 4 мл годовалому), «Калпол», «Панадол» (от 1/4 чайной ложки месячному ребенку до 1 чайной ложки годовалому)

Помощь при травмах слизистой глаза и попадании инородных тел в глаз также начинается с промывания водой в течение 10-20 минут (особенно при попадании химически активных веществ). Для уменьшения боли в глаза капают раствор новокаина.

Отравления

Что делать, если малыш съел таблетки или принял большую дозу какого-либо лекарства или отравляющего вещества? Ребенка нужно как можно скорее доставить в больницу. Запомните, что за лекарство он съел: врачу нужно знать это при назначении лечения. Если ребенок в сознании и только что съел препарат или грибы, ягоды, корни растений и т. п., прежде всего нужно немедленно вызвать рвоту. С этой целью ребенку дают 5-10% раствор поваренной соли (2-4 чайные ложки соли на стакан теплой воды). Раствор сам по себе обладает рвотным действием, но дополнительно можно нажать на корень языка. Нажатием на корень языка провоцируют рвоту и в случае отсутствия под рукой раствора (на прогулке).

Нельзя провоцировать рвоту, если ребенок:

а) без сознания,

б) выпил бензин, керосин, скипидар, кислоту или щелочь (при рвоте пары этих веществ могут вызвать ожог дыхательных путей),

в) отравился стрихнином.

Даже после рвоты ребенку необходимо промывание желудка. Это сделают в больнице. До промывания желудка ребенку нужно дать (если он может глотать) активированный уголь: таблетки растолочь, развести 1-2 столовые ложки полученного порошка в стакан воды и давать ложками (до 6 ложек).

Нарушения дыхания

Иногда бывает так, что грудной ребенок начинает дышать с трудом или дыхание совсем исчезает. Затрудненное дыхание становится учащенным или неритмичным, может появиться кашель. При вдохе наблюдается «втягивание» межреберных промежутков и грудины. При отсутствии дыхания резко нарастает синюшный оттенок кожных покровов.

Одной из частых причин затрудненного дыхания у грудных детей после 6 месяцев является так называемый ложный круп (отек участка гортани, расположенного под голосовыми связками). Диаметр гортани сужается, затрудняя вдох. Такой отек может появиться на фоне респираторных вирусных инфекций, чаще у детей-аллергиков. Один из первых симптомов ложного крупа - сухой, «лающий» кашель. Отек может стремительно развиваться и привести к полному закрытию просвета гортани, поэтому даже при начальных симптомах необходима срочная помощь, а при прогрессировании крупа ребенка нужно госпитализировать, так как в домашних условиях эффективную помощь оказать невозможно. Особенностью этого состояния является еще и то, что развивается оно обычно вечером или ночью, когда состояние ребенка трудно контролировать.

Если ваш ребенок болен респираторной инфекцией и у него появился резкий мучительный сухой кашель, можно заподозрить развитие ложного крупа. Вызовите неотложную помощь, а в ожидании врача постарайтесь взять себя в руки: эмоциональное возбуждение родителей быстро передается ребенку, он становится еще более беспокойным, начинает сильнее плакать, в результате у него возрастает потребность в кислороде. Возьмите ребенка на руки, успокойте. Если температура у ребенка не выше 37,5ОС, можно провести отвлекающие процедуры - теплую ножную ванну или общую теплую ванну. Хорошо помогают содовые ингаляции. Проще всего в такой ситуации бросить на дно ванны горсть соды, включить горячий душ и посидеть с ребенком на руках в ванной комнате 10-15 минут. Горчичники лучше не ставить (возможна аллергическая реакция на горчицу).

Если эти мероприятия не помогли (кашель продолжается, у ребенка появилось посинение вокруг рта и глаз), быстро снять отек можно, вынеся одетого ребенка на холодный воздух или просто поднеся его к открытому окну. Кратковременное вдыхание холодного воздуха приведет к спазму сосудов, снабжающих слизистую гортани, и отек уменьшится.

Затруднение или полное отсутствие дыхания может наступить и вследствие попадания в дыхательные пути инородных тел и жидкостей. Чаще всего дети вдыхают молоко при срыгивании. Если ваш ребенок часто срыгивает, после кормления держите его какое-то время вертикально, пока он не отрыгнет воздух, а при срыгивании молоком поверните его голову набок - это предотвратит вдыхание содержимого ротовой полости. Для выяснения причин частого срыгивания обратитесь к врачу.

АВС - «азбука» реанимационных мероприятий

Вне зависимости от причин нарушения дыхания и сердечной деятельности (инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, отравления, судороги) во всем мире применяется одинаковая последовательность действий при оказании помощи - эту систему называют ABC (от английских слов Airway - дыхательные пути, Breath - дыхание - и латинского Cor - сердце). Суть ее в том, что сначала всегда освобождают дыхательные
пути, затем, если этого недостаточно, проводят искусственное дыхание, а в случае отсутствия сердцебиения при налаженном дыхании начинают закрытый массаж сердца.

В полном объеме подобные реанимационные мероприятия можно осуществить лишь в стационаре, да и там для этого обычно требуется не менее двух человек: один оказывает помощь, а другой контролирует эффективность его действий; необходимы также специальная аппаратура и медикаменты. Поэтому при любых нарушениях дыхания или сердечной деятельности у ребенка в первую очередь надо вызвать скорую помощь. Но поскольку врачам потребуется какое-то время, чтобы добраться до малыша, а в такой ситуации счет может идти на секунды, родителям необходимо владеть простейшими приемами реанимации. Иногда достаточно своевременно освободить дыхательные пути, и жизнь ребенка будет спасена.

Итак, если ребенок не дышит (нет движений грудной клетки, он синеет), НЕМЕДЛЕННО ВЫЗОВИТЕ «СКОРУЮ». До ее прибытия:

А. Большой резиновой грушей для клизм отсосите содержимое (молоко, слизь) сначала изо рта, затем из обеих ноздрей. Если в дыхательные пути попало инородное тело (мелкая игрушка), оно не сразу проникает глубоко за голосовые связки. Его можно попробовать удалить: переверните ребенка вниз головой (держите его за ноги) и резким сжатием нижней части грудной клетки попытайтесь вытолкнуть предмет. Все эти попытки не должны занимать у вас более 10-15 секунд.

Некоторые инородные тела с острыми краями (кости, скорлупа) застревают в гортани или в голосовой щели. Появляется осиплость, резкий кашель, затем развивается отек слизистой, голос пропадает совсем, дыхательные пути могут стать непроходимыми. Если инородное тело находится в гортани над голосовыми связками, можно попробовать просто удалить его пальцем. Однако при этом существует опасность попадания инородного тела более глубоко, и лучше, если это будет делать человек, обладающий соответствующими навыками. Если удалить инородное тело таким образом не удалось в течение 20 секунд или инородное тело застряло в голосовых связках и ребенок практически не дышит, рекомендуется такая манипуляция, как трахеостомия - создание отверстия в трахее ниже голосовых связок. Техникой проведения этой процедуры владеют медработники, спасатели, пожарные. Если рядом с вами есть люди, знающие показания и технику проведения этой процедуры, не отказывайтесь от нее - она может спасти ребенку жизнь. В некоторых случаях, когда инородное тело небольшое, можно протолкнуть его пальцем дальше в трахею. Это, конечно, частично выведет из строя трахею или один из бронхов, но все же позволит ребенку дышать какой-то частью легкого и поможет выиграть время, чтобы добраться до больницы. А в стационаре инородное тело удалят с помощью специальной аппаратуры.

В. Если при нормальной проходимости дыхательных путей дыхание не восстановилось или оно хаотичное, нерегулярное, приступают к искусственному дыханию. Ребенка кладут на спину, слегка откинув ему голову назад, под плечи можно положить пеленку толщиной 2-2,5 см. Потом делают вдохи, одновременно захватив ртом рот и нос ребенка. Частота вдохов - 20-40 раз в минуту (1 раз каждые 2-3 секунды). Не нужно набирать полную грудь воздуха, так как объем легких у ребенка меньше, чем у взрослого. Если вы все делаете правильно, то грудная клетка ребенка начнет равномерно раздуваться и он порозовеет.

С. Сделав 2-4 вдоха, посчитайте частоту сердечных сокращений в течение 10 секунд (толчки считают, положив руку на область сердца или сонную артерию). Если частота сокращений менее 80 в минуту (менее 13 ударов за 10 секунд), то необходим массаж сердца. Обхватив грудную клетку ребенка обеими руками (4 пальца лежат на лопатках, а большие - в области средней трети грудины), энергично сжимают ее с частотой 120 раз в минуту (2 сжатия в секунду). После каждого четвертого сжатия делают вдох. Продолжайте эти действия до тех пор, пока не почувствуете у ребенка сердцебиение. Можно контролировать пульс на сонной артерии. Обычно у детей со здоровым сердцем после налаживания адекватного дыхания сердцебиение быстро восстанавливается. Искусственное дыхание можно прекратить после появления самостоятельного регулярного дыхания.

И напоследок повторю еще раз: если все же случилось несчастье, постарайтесь взять себя в руки и прежде всего обратитесь за помощью - вызовите «скорую». Не бойтесь переусердствовать и зря потревожить врачей: даже если тревога окажется напрасной, вы все равно поступите правильно. Ведь когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, всегда лучше перестраховаться…

Детей можно и нужно обучать первой помощи!

XXI век – это век высоких технологий, беспроводных коммуникаций и огромных скоростей. Но также это и век экстремизма, террористических акций, роста насилия и агрессии в мире, увеличения количества природных катаклизмов и различных экстремальных ситуаций. Дети же являются наиболее уязвимой категорией населения, поскольку они менее всего подготовлены к встрече с чрезвычайными ситуациями (далее ЧС).

Сегодня в системе школьного образования предусмотрена подготовка детей к ЧС и обучение правилам поведения в экстренных ситуациях в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Однако преподавание этого предмета начинается только в 6-7 классах, и дети более раннего возраста остаются без необходимых навыков поведения. Ни для кого не секрет, что маленький ребенок, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией не понимает происходящего, а ведь он мог бы стать помощником. С того момента, когда ребенок выучил цифры, он уже может вызвать службу спасения и тем самым спасти кому-то жизнь. В работе служб спасения известны такие случаи, когда удавалось спасти жизни людей благодаря звонку маленького ребенка, который смог позвонить в «01» . Обучать детей оказывать первую помощь никогда не рано. Конечно же, рассказывать первокласснику о технике проведения непрямого массажа сердца не стоит, но с детства ребенка нужно учить азам оказания первой помощи. Чем старше ребенок, тем более глубокие знания в вопросах оказания первой помощи он должен получать. Каждый человек должен уметь оказывать экстренную помощь хотя бы в минимальном объеме, ведь в критической ситуации это может спасти кому-то жизнь.

Первая помощь - срочное выполнение мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу.

Правила оказания первой помощи - это простые и необходимые каждому знания, которые помогут произвести немедленную помощь пострадавшим прямо на месте происшествия. Бывают ситуации, когда знания о первой медицинской помощи приходится применять самому пострадавшему. По статистике до 90% погибших могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной и квалифицированной первой помощи в первые минуты после происшествия.

Знания и навыки по оказанию первой помощи необходимы всем, ибо несчастный случай, или острое заболевание, или отравление, утопление и т.п. могут произойти в любое время.

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм в обучении приемам первой медицинской помощи, а не практических занятий. Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на непременное оказание помощи в условиях традиционного школьного обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания. Таким образом, обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности необходимо учить подростков оказывать первую медицинскую помощь. Для эффективного оказания первой медицинской помощи любым среднестатистическим человеком важно, чтобы его подготовка начиналась уже со школьной скамьи. Детей можно и нужно обучать первой помощи, чтобы обезопасить их самих, обучив правильному поведению при ЧС, и чтобы дать им возможность помочь другому человеку, если тому стало плохо, даже когда других взрослых рядом не оказалось.

Вы никогда не задумывались, почему упавший человек первые несколько секунд крайне замедлен, словно даже заторможен? В первые секунды после падения организм проводит самую примитивную "диагностику" собственного состояния, а именно: не болит ли где-то что-то слишком сильно? Резко подняв человека вы можете усугубить возможную травму. Лучше присядьте рядом, быстренько оглядите пострадавшего (на предмет того, не натекают ли где лишние кровавые лужицы), и через несколько секунд (когда мозг "отключится от диагностики" и "включится в реальность") задайте самый примитивный вопрос: где больно? И на сколько сильно? Если для обычного падения резкий подъем чреват усугублением травмы, то для обморока резкое принятие вертикального положения чревато обмороком повторным. Вот шел себе человек. Что-то произошло и он потерял сознание, упал, и почти тут же пришел в себя. Его почти тут же поднимают и..... кровь резко отливает от головы из-за резкой же перемены положения тела, и наш пострадавший снова теряет сознание. Если человек упал в обморок - во-первых, оставьте его лежать где упал. А после приведения в чувство дайте ему отсидеться - да пусть даже на той самой лестнице в метро, где он упал. В случае обморока человеку лучше дать самому оценивать, держат его сейчас ноги или нет.

В случае ДТП пострадавшего нужно вытащить из машины? Показание к вытаскиванию пострадавшего из машины "прямщас" только одно. Если вы уверены, что автомобиль сейчас загорится\взорвется, то есть - если есть угроза жизни пострадавшему. Во всех остальных случаях пострадавшего в машине не трогаем. Можно встать с ним рядом и просто поговорить, этим вы человеку поможете больше. Вообще во всех ситуациях, когда нет прямого риска для жизни, пострадавшего с места не трогаем.

Умение оказать первую помощь и оценить ситуацию - элементарный, но очень важный навык! В экстренной ситуации ребенок может спасти чью-то жизнь и очень важно не растеряться и не испугаться в такой момент. Многие люди в панике могут просто не предпринять никакого решения, так как они сами напуганы и не знают, что делать. Очень важно найти правильный выход. Конечно, в экстренной ситуации растеряться могут и взрослые, однако, когда алгоритм оказания помощи доведен до автоматизма, срабатывает так называемая мышечная память. Реалии требуют новой формулировки - каждый должен научится приемам оказания первой помощи, знать как психологически правильно себя вести в экстренных ситуациях и как, хоть и минимально, помочь человеку попавшему в беду. Даже просто зная, когда можно или нельзя трогать пострадавшего, и различая кровотечения уже можно помочь человеку.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх