Организация художественно-речевой деятельности детей в ДОУ. Художественно-речевая деятельность детей- это деятельность, связанная

В настоящее время в педагогике для определения речевой дея­тельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направлен­ность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с вос­приятием литературных произведений и их исполнением, вклю­чающая развитие начальных форм словесного творчества (приду­мывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связ­ной речи, словарная работа и др.

Формы работы с книгой вне занй:

Чтение и рассказывание детям (о природе, лириче произведя, стихи, потемшки, прибаутки) болшее воздействие на ум и чувва детей. опредся в календарном плане, во время прогулки чте стихотворения. В недельном расписани опред день и время для поврторения заученх на зани стихов. Пословицы д б доступны детям. Загадка – крат образ описание пред или являя в несколько отвлеченном/иносказательном виде. зад – чтобы реб научился активно мыслить, сопосталять, сравнивать.Считалка – при выборе ведущего в игре.

Зрелища, развлечения – в праздниках бытового харра дети м выступать с пересказом прозаических произведй, пересаказом по частям. В ст гр – произвдя различных жанров,стихи,загалки, рассказы, отрывки из сказок, пословицы, поговорки и т д. В погот гр – литерате утренники и самост летирате концерты, м б посвящен юбилею писателя,. Может проводится для детей млад возраста. Зрелища: спектакли, театрализе представляя, концерты, кот осущест силами взр, школьников. Показ детям кино и театрал представлй, можно осушествлять в зале, в групх комнатах, летом на участке. Прослушивание грам записей.

Самостная Дть детей. отражаются разнообразные впечатления от прочитх книг, просмотрех кинофильмов, спектаклей. Одно из услй – оснащение группы нужн оборуованием, пособиями, нале мест для хранения, пользования ими. Органся в кажд возраст гр зона для литератно-худной Дти, для театралх игр. Есть уголок книги: д б доступны детям, иметься их достаточное колво, д привлекать вние детей, д б тематияе папки с картинками, фотографиями, дет рисунками, для свобод рассматривания детьми. В подг гр – дет журналы и газеты.

Формы работы с книгой вль намечает в еженадельгном плане (рассматриване, обсуждение, участие в разборе, систематизации книг и картинок). Инсценировка какигровая Дть детей – в театрал представлении возможны предварит заучивание ролей, репетиция, широкое испольование костюмов, декораций, музного сопровождения. Игры-драматизации или театрализаве игры, т е игры на темы прослушанных произведй, проводятся по готовому сюжету, детям известны герои буд игры, ход её действия, они активй действующие лица. Дети м инсценировать лишь хор известные им произведя, в кот большое место занимает диалог. Необходе усл – правиля организя предметно-пространственй среды в группе и на участке.Игры на сюжеты худных произведй имеют свою ценность – они воспитют положит черты Лти, разнообразят дет игру, формирют фантазию, влияют на словарь выразителть речи детей.

так обр, важно связывать худные образы с повседневной жнью детей, не ограничиваться эпизоичским прочтением книг, больше доверять эмоцной и этической действенности худного произведения

38Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова).

Грамотность – определная степень владения челком навыков чтения и письма в соответсти с граматич нормами родного языка.

Обучение грамоте – проц овладения навыками чтя и письма родн речи

Виды речвой Дти : * чтение – воссоздание звукй формы слова на осн его графич изображения с целью освоения смысла информации * письмо – проц кодирования устной речи путем перевода её в графич (буквен), знаковую модель * слушание и * говорение в д/с

Осн цель подготовки детей к обучю грамате формирование у детей нов отношя у устной речи.

Фонематич слух – способность четко отличать одни звуки от других. Фонематич воспре – уме вычленять все звуки в слове, опредть их колво и порядок, т.е. совершать анализ слова.

Показатели опред уровня осознания речи и готовности к бучю грамоте: 1. уме сосредоточить свое вниме на вербальной зад. 2. уме производить и преднамеренно строить свои высказывания. 3. уме выбирать наибол подходящие язык срва для выполнения вербальной зад. 4. уме размышлять о возможн вариантах решя вербальных зад. 5. уме оценивать выполне вербал зад.

Показатели урня готовти к обуч грамоте . Обучение: устная речь, фонемат слух и восриятие, произволть психичх процессов, мыслитлх операц3ий (анализ, синтез), пространственное воприятие, разв мелкой моторики

Сущность подготовки к обуч грамоте : - подготовность фонемат восприя и слуха детей к овладеню навыков чтя и письма, - формирование реч рефлексии, - сформированость нов отношя к устной речи.

Звуковой аналитико – синтетический метод Эльконина : в осн позицион принцип чтения: * дети умеют четко различать все гл и согл фонемы, * находить глав фонемы в словах, * ориентироваться на гл букву и опредть твердость/мягкость предшест согл фонемы * усваивать согл фонемы в сочетании со всеми гласными.

Журова. К вопр о формири у детей фонемат восприятия : Млад возраст: к 2г дети хорошо знают слова, отлич одно от другого, работа по ознакмлю с звук структурой слова. Речев слух подвергается перестройке при подготовке формиря фонемат восприя. При обуч звук анализа необходимо интонационно выделять звуки. Развернутая форма интонирования. Сред возраст: при помощи фонемат схем проводят анализ слова. Интонац выделение звуков без нагляд пособия. Детям прделаг назвать звуки в разбивку. Для анализа предлож более сложн слова с соглас (аист, слон, лист). Стар возраст: сокращ форма интонирования.

Анализировать речь надо со стороны фонем (звуков), а не со стороны слогов. Интонирование есть во всех возраста

39Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте (Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова).

Ознакомление дошкольников со словом. Задачи: научить детей выделять слова из общего потока речи, раскрыть передавать детей слово как смыслвую единицу, показав, что она имеет смысл, обозначить какой-то предмет, явле, действие, качво. Приемы: договаривание слов в стихотви, загадки, дидакт игры («эхо»), чте худ произведй, задания (скажи какое-нибудь слово)

Ознакомление с предложением . все слова идут др за дргом. Предложе обладает 2 свовами: линейность и дискретность (предложения состоят из частей - слов). Зад: научить выделять предложя из потока речи, познакомить детей с тем, что речь состит из предложй и о кажд предм или явли сказать предложем. Работа над предложем (структура заня): 1. выдел необход язык единицы из более крупной (рассказа, текста) текст д б небольшим (3-4 прост предлож, предолж без союзов и предлогов). 2. вопр на понимание детей смысла, вопр по содер рассказ. 3. ещё раз читает текст. после кажд предложя вль делает паузу. 4. вопр на колво и порядок единицу. Вль предлаг детям графич изображе, детям нужно подсчитать скоко предложй в тексте. 5. текст читается целиком, без пауз 6. вопр со содер рассказа

Ознакоме со словест составом предложения . Зад: учить делить предложя на слова, опрелть их колво и последовать, учить соствть предложя из разного колва слов. Игра «Живые слова», Сохин, Белякова. Звук состав слова, задачи: формирть у детей осознание слогового принципа строение слова, формирть умя слышать и называть колво слогов в слове, опреть их последовать, соствть слова из слогов, познакомить детей с ударением, научить выделять и называть ударный слог в слове.

Планирование работы по развитию речи детей в детском саду (принципы, условия, виды).

планирование – проц отбора зад, содерж, форми методов работы с детьми (Дть педга)

План – документ в кот определены зад, содер, форм и методы работы.

Планирование работы по разв речи – проектирование, становление и разв речи кажд реб, прогнозирование пед воздействий на речь и ее результивность.

Принципы планирования:

1. реализация всех зад равз речи в из взаимосвязи. работа по разв речи д планироваться так образ, чтобы резтат усвоения языка как системы использовался в итоге в форме построения связ высказываний.

2. деятельностный принцип – работа по разв речи д планироваться с учетом становля коммуникат Дти, и д планирся во всех др видах Дти, харный для данной возрастной гр.

3. последовательное нарастание требований к речи детей и усложнение содержя, форм и методов работы с детьми. учет не тол возр особтей, а что может реб. Дан диагностики разв речи и особенности усвоения языка отдел групп детей.

4. учет конкрет усл в кот находится данный д/с. Особенности язык среды (семья, где работают родители, сколько детей в семье, возмть речевых контактов вне семьи). особенности того региона, где нахся дан д/с. (традиции, особ языка) Нужно использовать и дидакт принципы

Виды планирования:

1. Перспективное планирование – позвет опреть осн напрвя в работе педга на достаточно длит время период (мес, 3 мес, год)

«+» позвет установить в/связь м/у всеми разделами по разв речи, обеспечить реализацию принципов планиря педгов дан гр.

«-» требует глубокого осознания педгами закономертей разв речи, специфики, зня и умея форм и методов работы с детьми.

может планироваться занятие, индивид работу с реб, виды худно-речевой Дти

2. календарно-перстпективное планирование – с учетом времени года, от 10-12 дней до месяца. Заня, игры, упржя, развлечя, работа с худной литерой.

3. календарное планирование – заблаговременноеопределение порядка и последовательности работы педга, кот осущест в течении дня с указанием задач, срев и методов работы с детьми

Утро 1 день: Индивид и коллект разговоры с детьми, работа с худной литерой, включ в игров Дть (дидакт, речев), организя индивидной работы.

Название вида Дти, цель, с кем из детей проводится работа.

название занятия (резтат и метод с помощью кот будет достигнут резтат), программ задачи, дидакт материал (назв картины и автор, наименование игрушек, назв произведения, автор) дамонстрационный/раздаточный, методы и приемы. Организация занй (по погрупам разн зад за столами, полукругом), ход заня, структура (ввод, осн, заключ части). Т к занятие проводится по подгруппам, то программное содержание планируется для каждой возрастной гр детей. Прогулка: набл, труд Дть, игр, самост дть.

Словарная работа с едтьми, обогаще содержя дет речи, обогащение и активизация словаря. В «Детстве» выделены те речев умя, кот м б сформированы. Игров Дть – планир все виды игр, дидакт. зад напр на все стороны разв речи. Наблюдение. указ объект и с кем. Индивид и хоровые разговоры. Игры – развления, худно-речевая Дть, чтение.

Условия для реализации:

1. знание пед цели и зад восп детей по конкрет программе (особенности знаний приоретет напрвлй в каждом разделе и динамика равз по взрастам)

2. зня псих-физиолог возм индивид возможностей детей дан гр. это можно узнать из программы (особенности детей дан гр), диагностики

3. совместн составление плана двумя влями.

41Преподавание методики развития речи в педагогических училищах и колледжах.

Преподавание определяется программами «Методика разв речи и ознакомляя детей с окружающим». Структура прогр: объяснительная записка, содржит перечень осн задач и форм работы с учащимися, примерн распреде учеб часов по темам, прогр по метке разв речи, определющая кру г вопр внутри тем, кот д б усвоены учащимися, практикум по логопедии, список летерутуры для учащихся. Опред зад преподавания: дать учащимся теоретич и практичес зня по разв речи детей раннего и дошкол возраста, вооружить необходимыми практическими навыками работы в дошкол учреждях. Осн зад курса – вызвать у учащихся интерес и творческое отношение к данному предмету, познак с лучшим опытом влей. Последовать тем опрелся педкой целесообразностью и логикой самого предмета.

Типы уроков : 1. урок по сообщению нов знй – начинается изуче нов темы, при ознакомлении учащихся со специфичми вопр дан предмета. Методы обучя: лекция, сообщающая беседа, экскурсии. они обеспечиют систематичкое изложение законченного вопр. 2. урок по закреплю и применению знй – приводится в систему пройдены материал, учащиеся обучся професным умям пвыполня самостных работ, практичй заданий. близки к эт типу уроков: контрольно-учетный урок(выполе письменх контрол работ и творечких заданий) и повторительно-обощающий (испол фронтальная обощающая беседа) 3. семинарские, практические заня. Ц: углубление теорит знй учащихся, формирвае професх умй и навыков.некот практич заня можно провести в д/с(анализ календар планов влей). 4. урок спешанного школьного типа. наиб часто. обеспечивает ритмичный контроль за усвоением знй, своевременю помощь учащимся, помогает лучше ознакться с их индивидми особенностями. Преподавтль д хор владеть методикой ведения урока, заботитьсяо доступности и эмоционти формы изложения материала.

Приемы активизации учащихся: в нач урока: бодрой голос, улыбка, беглый опрос д проходить живо, соревноват задя, небол письмен работы, предварит распред тем докладов, одно зане на несколко челк, формулировка вывода, иллюстратив матл, яркие примеры

42Диагностика речевого развития речи детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком (Ф. Даскалова, Л. Гурович, О.С. Ушакова).
психолого-педкая диагностика –область психолокой науки, разрабщая методы распознания и измерения индивидуально-психологкийх особенй Лти. Диагностика психкого развития – обследование челка с целью определения индивидх особенй его развития. Цель психолого-педкой диагностики – контроль за ходом развития для послед коррекции выявленных отклонений. Психкие методы – позволют при помощи относитно кратких испытаний опредть сравнителй уровень развития реб (соответ сред уровню для детей данной возрастной категории или отклонения ту или в др сторону.) Диагностика – комплекс методик для точного определения уровня (равз речи) достигнутого реб. Диагностика разв речи – споб определяя уровня и особентей разв речи детей. На равз речи детей оказывает влияние много факторов и вычленять особенности разв речи бывает оч сложно. Разработка диагностики велась в 2 направлениях: 1. учеными разработались методики направле на интеллект разв детей (оценивали разв речи как один из показателей интеллект разв) этим занимались психологи.2. исследование собственной речи детей, отделх её сторон (особенности словаря, грамат строй языка, структура речев высказываний, звукопроизношение) после этого поиск и разработка комплексных диагностик, чтобы получить представления о всех сторонах разв речи.
Даскалова. Цель: определить общий уровень разв речи. 13 заданий направх вычленяется коэффициент, количеств резтат. Ушакова: комплескная диагностика мл, сред, стар возраста, для изучя и определяя особенностей разв речи. Качеств харктка полученх данных. Диагностика+программа+методические рекомендации
Цели диагностики: - контроль за разв речи как отдел детей, и всей группы в целом(с ориентацией на прогр по кот работает д/с), - анализ полученых данных позволяет осуществить граматй отбор задач по разв речи. – создать усля для полноценного усвоения детьми языка, - дать оценку уровню психического развития детей (особенности мыслитной Дти)
Этапы работы: 1. определить цель диагностирования (опредть особности понимания детьми худ образа произведения). 2. отбор диагностических методик, подготовка стимульного материала (д отвечать возраст особен детей) 3. проведение самой диагностики. 4. анализ и интерпритация данных. 5. прогнозирование работы с детьми
структура: назве, автор, год, цель, пояснит записка, теорит положения, задания, показатели, проводится 2 раза в год (в нач и в конце)
Принципы: - законченности - при проведении тех или иных тетодик д соблюдать прав нормы. – научности – методики опираются на теорит положения ведущих авторов диагности. – этичности – д получить согласие руководителей, родителей. Резты проведй работы д б доведены до сведения педгов и родителей. (выступле на собрании, индивид консульт с родителями). – оптимальности – выбрать методику, кот позвет получить максимум информ при минимуме условий.

Татьяна Гречущева
Художественно-речевая деятельность дошкольника

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются :

Воспитание любви и интереса к художественному слову ;

Развитие «чувства языка» ;

Формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

Воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

Формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

Развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки) ;

Развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

Воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

Формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.

Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте . Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм {зарубить на носу - запомнить навсегда; повесить голову - загрустить) (Н. В. Гавриш) .

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Основная задача развития образной речи - заложить в детях любовь к художественному слову , уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы , которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) . Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму , мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений - былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы - частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологией мы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рас сказа, стихотворения, малых фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи , умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений : они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы - уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности . Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.

Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки - так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело» .

Старшие дошкольники , рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л. М. Елисеева, М., 1997, 11) 82 и другие издания, а также в книге О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой » (М., 1999) .

Если в дошкольном учреждении нет репродукций произведений живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.

Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание - беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах - в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входят: ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучения пересказу, развитие начальных форм словесного творчества. Одной из наиболее совершенных форм реализации речевой деятельности в д/с, является театрализованная игра. Дети должны знать текст литературного произведения; импровизацию словам и интонаций, действием, жестом, мимикой. Предшественниками театрализированных игр являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественная – речевая деятельность детей дошкольного возраста»

Художественно – речевая деятельность.

В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входят: ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучения пересказу, развитие начальных форм словесного творчества. Одной из наиболее совершенных форм реализации речевой деятельности в д/с, является театрализованная игра. Дети должны знать текст литературного произведения; импровизацию словам и интонаций, действием, жестом, мимикой. Предшественниками театрализированных игр являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации.

Инсценировка – это чтение детьми текста по ролям. Можно разнообразить инсценировку действиями с фигурками настольного и пальчикового театра.

В игре – драматизации проговаривания текста сопровождается игровыми действиями.

Театрализованные игры сложны по содержанию, подготовке и организации. В этих играх бывают заняты все дети. Одни, как участники, другие, как участники массовых сцен.

Театрализованные игры проводятся только со старшими детьми. Но, начиная с первой младшей группы, мы начинаем готовить детей имитировать жесты людей, движения животных. Для этого в программе много потешек, сказок, песен. Во второй младшей группе мы учим изображать описанную в художественном тексте ситуацию. Например, воспитатель декламируют русскую народную песенку. «Тили-бом», «Совушка-сова», «Жили у бабуси». Дети показывают, что делают персонажи. В этой группе можно проводить инсценировки эпизодов из сказки «Три медведя», «Рукавичка», «Маша и медведь».

В средней группе художественно – речевая деятельность становиться совершеннее. Дети изображают зайчика, который прилип к быку, трех поросят и др. так мы упражняем детей в приобретенных навыках и умениях. Сначала задания выполняют 5-6 детей, затем задание дается всей группе одновременно. Можно подготовить импровизацию заранее, а затем показать ее детям. Детям 3-4 лет в течении года нужно показывать театрализованные спектакли, подготовленные старшими детьми, например: «Тили-бом», русская народная песенка «У солнышка в гостях», «Муха-цокотуха» и т.д.

Театрализованные представления требуют длительной, тщательной подготовки. Нужно отобрать исполнителей, проводить репетиции, изготовляются маски, детали к костюмам, элементы декорации, продумывается музыкальное сопровождение. Время проведения спектакля 25-30 минут, количество зрителей 2-3 группы и гости – взрослые. Нужно, чтобы на протяжении всего спектакля были заняты все дети. Например, сыграв одну роль, ребенок присоединяется к товарищам, которые изображают другие роли. Зрители тоже принимают участия в спектакле: или хлопают, или поют, или повторяют какие-то слова, например, заклинание. Зал оформляется заранее. В оформлении принимают участия дети: что-то рисуют, склеивают, дополняют декорации. Готовятся пригласительные билеты. (« Приходите! Не забудьте! Не пожалеете!»)

По окончании спектакля целесообразно представить зрителям всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении, рассказать, что конкретно было сделано каждым ребенком.

Детей старшего возраста учим придумывать сказки. С лучшими сказками авторы выступают на вечерах развлечении, на праздновании дней рождений.

Дети готовят подарки сотрудникам д/с к праздникам. Воспитатель учит детей, как вручить эти подарки, какие слова можно говорить.

Приобретенные знания закрепляются самостоятельных играх детей. Дети старшего возраста могут загадывать друг другу загадки. Эта речевая деятельность может проходить в виде игры. Полезны игры, позволяющие ребенку упражняться в произношении скороговорок и считалок. Подбираются две картинки, содержание которых показывают ребенку, что ему следует рассказать. На вечерах развлечений, праздничных утренниках, в дни рождений детей мы должны чаще использовать программные стихотворения и песни, драматизацию отрывок из сказок. На прогулках можно имитировать на самые различные темы. Можно организовать выставки в д/с: детских рисунков, поделок из природного материала. Старшие дети могут стать экскурсоводами. Все эти перечисленные мероприятия являются эффективными средствами развития художественно-речевой деятельности дошкольников, если дети принимают деятельное участие в их организации и проведении.


Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни . Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Поэтому педагоги ДОУ уделяют большое внимание развитию речи и речевой активности детей.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Под художественно - речевой мы понимаем деятельность, возникающую у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения.

Она включает в себя следующие компоненты:
восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними.

Воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.).

Создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.).

Понятие художественно-речевой деятельности детей многогранно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказами, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек. При этом происходит быстрое освоение детьми образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества - придумывание сказок, загадок, театрализация произведений.

Одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибутках, загадках, поговорках воспитывает в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Знакомство с народными потешками, приговорками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить в ходе работы над развитием речи в младших группах ДОУ. Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, легко запоминает и повторяет слова потешки. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. А также, приговаривая потешки во время таких действий, воспитатель стимулирует и детей говорить («Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие).

В ходе работы педагогами ДОУ также используются загадки, образные пословицы и поговорки. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Все дети очень любят их отгадывать, поэтому и занятию можно начинать с чтения загадки. Это их легко организует на дальнейшую деятельность. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы так же можно использовать в любой режимной ситуации («Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь» и другие). Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучшее понять различные явления, события.

При ознакомлении произведениями художественной литературы, воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Воспитатель при этом выразительно рассказывает сказку или читает рассказ, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя их, обращает внимание на смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины, мнемотаблицы).

Осмыслению идейно-художественной сущности сказки или рассказа, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения произведения (или устного его пересказа). Необходимо выдержать небольшую паузу, что бы дать детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем можно спросить, понравилась ли произведение и чем именно, почему у него такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название с содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили? Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? Дети, отвечая на подобные вопросы, не только учатся говорить, но и знакомятся с новыми для них словами и стараются использовать в своей речи новые словесные обороты.

В развитии речи детей несомненную роль играют стихотворные произведения. В арсенале воспитателей большое количество таких произведений российских и зарубежных авторов.

Младших дошкольников особенно привлекают небольшие стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

При чтении больших по объему стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.

Развивать у детей словесное творчество можно с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Таким образом, художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.


Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 24 «Берёзка»

(АОУ детский сад № 24 «Берёзка»)

Статья: «Развитие художественно-речевых способностей детей 5-6 лет»

Составила:

Маштанова Л.Г.

г. Долгопрудный, 2015 г.

Развитие художественно-речевых способностей у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет у детей активно формируются способности к художественному творчеству, а также речевые умения – умения дифференцировать звуковой состав речи; умение согласовывать слова в предложении; умение устанавливать (осознавать) значение слов. Художественно-речевая деятельность дошкольников – речь с точки зрения художественного подхода, выступающая или в виде целостного акта деятельности, имеющую специфическую мотивацию, реализуемую художественными видами, или в виде речевых действий, включенных в художественную деятельность.

Со слов Г. И. Малаховой, художественно-речевая деятельность дошкольников выступает в различных модификациях в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения:

– помогает активному восприятию информации взрослого и ответов дошкольников, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов и форм речевого выражения;

– формирует речь дошкольника, обогащает ее средствами художественной выразительности; обогащает саму личность ребенка;

– является выражением результатов собственных познавательных приобретений дошкольников: наполняемости их знаний, широты, глубины, особого их характера, мобильности знаний, умений, качеств личности;

– выражает отношение дошкольников к воспитанию и обучению, их внутренние побуждения, интересы, склонности, их настроения при совершении учебно-воспитательных действий, удовлетворения от познавательной художественно-речевой деятельности;

– выступает выразительно в становлении межсубъектных отношений дошкольников и взрослых, как выражение позиции дошкольника, его стремление воздействовать на взрослого, сверстников, доказать, убедить их в обоснованности своих речевых суждений посредством художественной деятельности;

– является основой общения дошкольника со сверстниками и взрослыми во всех его проявлениях: в обмене опытом, в обмене взглядами, суждениями, настроениями, в чем выражается, как правило, и воздействие на других; именно «в общении через художественно-речевую деятельность выражается позиция дошкольника» .

Художественно-речевые умения дошкольников представляют собой готовность к восприятию и продуцированию художественного (литературного) текста как вида искусства и включают в себя речевую ассоциативность, речевую эмоциональность, речевую образность, речевую рефлексию и языковую игру. Ведущим принципом технологии художественно-речевых умений детей является принцип природосообразности, интегративности, осуществляющийся на уровне:

– личности ребенка в совокупности всех сторон ее развития, воздействия на исполнительский и речевой аспекты в процессе художественно-речевой и исполнительской деятельности;

– выделения отдельных аспектов языка и овладения ими с учетом их взаимодействия в художественно-речевой и исполнительской деятельности дошкольников;

– рассмотрения литературного текста как единицы воспитания; совместного усвоения видов речевой деятельности (слушания, говорения); способов исполнительской деятельности детей при театрализации литературных произведений.

Движущей силой развития художественно-речевых умений дошкольников является стремление к подражанию, наличие богатой фантазии. Это, с одной стороны, определяется наивностью и непосредственностью детского творчества, а с другой стороны, его яркой образностью, оригинальностью видения мира, благодаря чему оно подчас поражает своей глубиной и искренностью. Художественно-речевая деятельность дошкольников всегда связана с положительными эмоциями, а потому она приносит им радость и удовлетворение.

Со слов Л. И. Божович, психологической основой творческой деятельности является воображение – «психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления» . К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения – опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

Развитие речевых, исполнительских, художественных умений дошкольника возможно также средствами театрализации. Театрализованная деятельность дошкольников – достаточно новое педагогическое понятие. В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр, пальчиковый театр и др.).

Театрализация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, исполнительских навыков, художественно-речевых умений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; умело поставленные вопросы заставляют дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализации литературных произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, развивать художественный вкус, формировать исполнительские навыки, умения работать как самостоятельно, так и в коллективе; способствуют развитию коммуникативных умений, взаимовыручке, смекалке, инициативе и познавательной активности.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития исполнительской деятельности, художественных умений, а также речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Особую значимость развитие художественно-речевых и исполнительских умений приобретает в старшем дошкольном возрасте. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания; формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на самооценку со стороны взрослых. Старшие дошкольники могут осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. К старшему дошкольному возрасту отношение ребенка к себе существенно меняется: дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка; в целом, все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям, себе, своей деятельности. Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний; происходит дальнейшее развитие компонента самосознания, что дает широкие возможности для воспитания.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Дети старшего дошкольного возраста способны развивать свои исполнительские умения. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказываться об их содержании, персонажах, изобразительно-выразительных средствах. Ребенок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость.

В старшем дошкольном возрасте появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: один ребенок любит читать стихи, другой – рассказывать сказки, третий – инсценировать литературные произведения. Развиваются и творческие способности и умения детей: дошкольники сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными сказками. У детей вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К этому возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики, однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного или противоположного значения, а также многозначными словами. У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Старший дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи.

Литература

1. Божович, Л. И. Психология формирования личности /

Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.

2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.

3. Малахова, Г. И. Художественно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста / Г. И. Малахова // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. – № 5. – С. 68

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх