Параметры ребенка в 5 месяцев мальчик. Физические достижения малыша

Уже при рождении у малышей бывает разный рост и вес, а развитие каждого из них идет по-своему. К пятимесячному возрасту некоторые «коротышки» становятся больше и крупнее «богатырей», с которыми вместе появились на свет. Существуют усредненные стандарты, в которых очень точно прописана норма для разных месяцев, но очень мало грудничков до грамма и сантиметра соответствуют этим значениям. Таблица дает ориентировочные значения, но сколько могут составлять отклонения, чтобы считаться допустимыми, и когда маме стоит насторожиться?

Антропология пятимесячного младенца

В каких пределах должен находиться рост, и сколько весит здоровый младенец в 5 месяцев? Международные стандарты дают достаточно широкий диапазон значений, российские педиатры придерживаются более жестких рамок. Причина в том, что ВОЗ регистрирует параметры по всему земному шару: от крупных рослых европейцев до миниатюрных азиатов. В России тоже есть народы, не отличающиеся атлетическим телосложением, например, представители северных национальностей, но их доля в общем составе населения не очень значительна.

По мнению медиков нашей страны в 5 месяцев ребенок должен весить от 5,9 до 8,3 кг, а рост может составлять 61-67 см. Девочка бывает меньше и легче мальчика. Международная норма не сильно отличаются от российских стандартов: 5,4-8,7кг и 61,5-70,1см. Насколько пропорционально развитие скелета малыша, показывают обмеры окружности головы: от 40,3 до 44,6 см, и груди: от 40 до 44,5см. Перед вами таблица средних показателей, сколько весит и какого роста достигает грудничок в разные месяцы жизни.


Скорее всего, ваш малыш не соответствует в точности этим нормам. Как понять, какое отклонение считать допустимым, а когда нужна консультация врача? Единичное измерение не скажет ничего, развитие грудничка нужно рассматривать в динамике. Одни дети рождаются недоношенными, их вес едва превышает 2 кг, другие не спешат в положенный срок появляться на свет и набирают в мамином животе до 5,5 кг. За короткие 5 месяцев они вряд ли станут одинаковыми. Чтобы объективно оценить состояние малыша, врачи используют другие методики. Одна из них – вычисление индекса массы тела по формуле: m/h 2 , где m – вес в кг, а h – рост в м. У мальчика индекс должен находиться в пределах от 15,9 до 18,9 кг/м 2 , у девочки от 15,4 до 18,4 кг/м 2 . Важным показателем развития считается динамика прибавки веса. Обязательно сохраняйте все данные предыдущих измерений, тогда вы сможете высчитать, сколько граммов прибавил малыш за любой из месяцев, и сравнить свои данные с таблицей.

Сохраните данные измерений роста и веса малыша, особенно если развитие идет не по стандарту. Когда ребенок станет взрослым и у него появятся свои дети с такими же проблемами, эта таблица поможет понять, вызваны отклонения от нормы какой-то патологией, или виноваты генетические особенности организма.

Стандартные значения для 5 месячного ребенка: мальчик весит 6,1-8,3 кг, девочка 5,9-7,7 кг. Ничего страшного, если вес отличается от нормы не более чем на 7%. Нет причин до волнений, если в 5 месяцев вес вашего сына находится в пределах от 5,5 до 9,9 кг, а дочери – от 5 до 9,2 кг. Отклонение от 7 до 14% мама может скорректировать самостоятельно, но если этот предел превышен, нужна консультация врача. Рост у мальчика должен составлять от 61,5 до 70,1 см, у девочки – от 59,6 до 68,5 см. Допускается небольшое отклонение от этих значений, но не выше 10%.

Почему малыш весит не столько, сколько нужно?

Вес и рост могут значительно отличаться от нормы по разным причинам. В 5 месяцев начинают появляться зубки, и каждый малыш реагирует на этот процесс по-своему. Одни вообще не замечают, что десны припухли, из них вылезает какой-то острый твердый отросток. Другие переносят этот процесс очень сложно: плохо спят, капризничают, отказываются от еды. Ближе к полугоду многим малышам начинают давать прикорм, и пока организм полностью не адаптируется к новому рациону, вес может меняться в ту или другую сторону. При грудном вскармливании мама не знает, сколько молока в ее груди, может и не замечать, что его уже недостаточно, и малыш не получает того количества пищи, какое должен скушать.

Иногда вес значительно отличается от нормы, а ребенок веселый, активный, развитие идет хорошо. Прежде чем бить тревогу, обратите внимание на генетику вашей семьи. Если родители могут сниматься в фильмах про русских богатырей: они оба крупные, рослые с массивным скелетом, – не удивляйтесь, что и у малыша рост и вес превышает нормативы. Не нужно сажать его на диету: ценой невероятных усилий вы сможете достичь среднестатистических показателей, но младенец станет похож на узника Освенцима. В случае когда мама с папой миниатюрные и изящные, у них косточки, как у курочки, не нужно стараться раскормить малыша. Кости и мышцы не станут больше, чем заложено природой, а лишний жир ребенку ни к чему.

Если малыш недавно переболел или накануне обследования у него был плохой аппетит, понос, рвота, результаты могут оказаться недостоверными. Чтобы точно знать, сколько весит малыш, повторите процедуру через несколько дней.

Если никаких предпосылок нет, а норма веса никак не достигается, требуется медицинское обследование. Слишком маленькая масса тела бывает при заболеваниях системы пищеварения или проблемах с нервной системой. Чересчур упитанный ребенок тоже должен вызвать озабоченность мамы. Обратитесь к эндокринологу, возможно, у грудничка что-то не в порядке с обменом веществ. Особую тревогу должно вызвать, когда от стандартов очень сильно отличается не только вес, а еще и рост.

Как привести вес в норму?

Основная задача мамы, если вес ребенка значительно отличается от нормы, – наладить режим питания. Желательно, чтобы в 5 месяцев малыш оставался полностью на грудном вскармливании. При этом женщине нужно следить за тем, чтобы и ее рацион был полноценным: ешьте, сколько нужно, и разнообразьте свое меню. Что еще можно сделать, для приведения показателей в норму?

При недостаточном весе следуйте несложным правилам.

  • Следите, чтобы ребенок ни на что не отвлекался во время еды.
  • Малыш должен высасывать грудь до конца: последняя порция самая питательная.
  • При искусственном вскармливании следите, сколько смеси съедает малыш, и соответствует ли состав продукта возрасту грудничка.

Если грудничок весит слишком много…

  • …побуждайте ребенка больше двигаться, занимайтесь с ним физкультурой;
  • …делайте малышу массаж;
  • …попробуйте изменить режим питания, увеличить промежутки между приемами пищи.

Если младенец часто просит кушать, попробуйте дать ему воды, возможно, его беспокоит не голод, а жажда.

В 5 месяцев при необходимости можно вводить диету, но самостоятельно решать этот вопрос нельзя, установить, что и сколько давать малышу, должен только врач. Слишком худеньких детей можно кормить кашей, при лишнем весе помогут овощи. Для похудения врачи иногда назначают специальное витаминное меню. В некоторых случаях малышу прописывают препараты на натуральной основе для снижения или повышения аппетита. Если норма веса не достигается из-за болезни, лечите основное заболевание, и после выздоровления показатели улучшатся сами по себе.

Данные о том, сколько весит грудничок, не дадут полного ответа на вопрос: как идет его развитие? Нужно учитывать очень многие факторы: рост, состояние здоровья, активность и настроение малыша. Если врач не находит причин для беспокойства, просто примите своего младенца таким, какой он есть. У вас худенький, но подвижный и веселый ребенок – прекрасно, жир ему не нужен, а мышцы при такой подвижности обязательно разовьются. Девочка кажется вам слишком крупной, и такое телосложение у нее от природы – нет повода для трагедии: не всем быть фотомоделями, миллионы женщин с массивными формами живут счастливо и вызывают зависть у истощенных подруг. Целью каждой мамы должен быть не норма роста и веса, а здоровый счастливый малыш.

5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.

Физическое развитие

Показатели роста и веса

Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.

Умения ребенка в 5 месяцев

  • В конце пятого месяца малыш может сидеть, держась за что-нибудь или опираясь спинкой на что-то. Без опоры и поддержки он пока этого делать не может.
  • Ребенок твердо стоит ножками, если придерживать его за подмышки. Он прямо держит спинку и не сгибает ножки.
  • Если держать малыша в позе «самолетик» (вниз лицом, придерживая под животик руками), то он старается приподнять головку и верхнюю часть туловища и держит их в таком положении некоторое время.
  • Ребенок может подтягиваться из положения лежа, если дать ему за что-нибудь ухватиться (например, за мамины указательные пальцы), при этом головку держит самостоятельно и уверенно, не запрокидывая ее.
  • Малыш подолгу рассматривает свои ручки и ножки, находясь на спинке. Может с легкостью достать свои ножки руками и потянуть их в рот.
  • Ребенку интересно наблюдать за окружающим миром, лежа на животике. Для этого он опирается на предплечья и свободно держит голову, рассматривая все вокруг.
  • Малыш реагирует на движение игрушки, тянет к ней ручки и может крепко удерживать.
  • С легкостью поворачивается во все стороны – со спины на животик, с живота на бочок.
  • В этот период уже укрепились спинные мышцы и ребенок может, находясь на животике, поднимать и держать голову, а также одновременно совершать движения ножками и ручками.

Психическое развитие

  • Происходит дальнейшее развитие речевой деятельности. Отдельные гласные звуки теперь звучат в виде слогов и повторяются многократно: ма-ма-ма, дя-дя-дя, ба-ба-ба, па-па-па. Малыш произносит их еще не осознанно, но звучит это очень четко и в различных сочетаниях, как будто он пытается что-то сказать.
  • Ребенок реагирует на любые голоса и звуки, прислушивается к ним. Может различить голоса родных и их интонацию. Подает голос, чтобы привлечь к себе внимание. На громкую речь или крик может отреагировать плачем или обидеться. И, наоборот, может успокоиться, услышав нежные нотки голоса мамы.
  • Малыш уже запоминает лица, узнает их, а на чужих людей реагирует настороженно или даже с испугом. Его восприятие запоминает образ человека в целом – прическа, голос, выражение лица. Уже интересуется предметными картинками с яркими образами или фотографиями.
  • Малыш чувствует себя спокойно, ведет себя активно и весело, когда в поле его зрения находится мама. Ее отсутствие или нахождение рядом незнакомых людей может заставить ребенка беспокоиться и плакать.
  • Продолжается развитие моторики с помощью зрительного управления. Кроха, увидев красивую игрушку или новый интересный предмет, тянется к ней ручками и самостоятельно берет. А если игрушка видна не полностью (например, накрыта краем пеленки), то он ее узнает и все равно потянется, чтобы взять.
  • Малыш может самостоятельно на протяжении десяти минут находиться в процессе игры. Он может выбрать игрушку, которая ему понравилась или чем-то запомнилась – яркой окраской, удобной формой.
  • Ребенок уверенно уже не только удерживает игрушку, но и может забрать ее у другого малыша сидящего рядом, с силой притягивая ее на себе.

Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.

Помощь в развитии ребенка

Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.

Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.

  • Это упражнение рекомендуется делать один раз в день. Положите малыша на спинку, обхватив его руки за запястья и вложив ему в ладошки свои большие пальцы, слегка потяните его к себе. Когда ребенок поднимется до положения сидя, поднимите его ручки вверх и придерживайте их одной своей рукой. А другой рукой делайте легкие поглаживания по спинке вдоль позвоночника вниз и вверх. От таких поглаживаний малыш прогнет спинку. Затем нужно осторожно опустить малыша в первоначальное положение.
  • Это упражнение полезно для развития всех групп мышц, а также для обучения ползанию. Положите ребенка на животик, а рядом с ним на небольшом расстоянии (но чтобы он ручкой не доставал) его любимые игрушки. Поставьте свою руку к его ножкам, чтобы она послужила крохе опорой. Малыш постарается дотянуться до игрушки, инстинктивно отталкиваясь ножками. Такая гимнастика будет подготовительным этапом к настоящему ползанию.
  • В легкие поглаживания и растирания во время массажа должны добавиться разминание и пощипывание. Массаж несколько усложняется и увеличивается по продолжительности.
  • Малыш продолжает знакомиться с новыми предметами, проявляет интерес ко всему, но теперь он все пробует «на вкус». Необходимо следить за чистотой игрушек и других предметов, которые берет ребенок в рот. Носите кроху на руках по квартире и рассказывайте ему обо всем, на что попадает его взгляд. Называйте предметы, имена, показывайте домашних питомцев. Это время – начало исследования всего, что окружает ребенка.
  • Чтобы у крохи не вырабатывалась негативная реакция на замкнутое пространство, не оставляйте его надолго одного в кроватке или игровом манеже. Хотя короткое пребывание в кругу любимых игрушек и новых предметов (без участия мамы) пойдет только на пользу.

Во что поиграть с малышом

Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:

  • Показывайте малышу картинки с домашними животными и озвучивайте их. Это собачка, она говорит «гав – гав». Это кошечка, она говорит «мяу – мяу». Это коровка, «муууууууу» и т.д.
  • Вместе с ребенком рассматривайте детские книжки, читайте короткие стишки;
  • Помогайте малышу изучать свое тело и запоминать названия – глазки, ушки, носик, щечки, волосы. Все, что называете, обязательно показывайте на крохе, прикасаясь к этим частям тела.
  • На ручки и на ножки ребенка можно надеть самодельные браслетики со звенящими бубенчиками. При каждом движении малыша они будут издавать звук, который привлечет взгляд и внимание.
  • Покажите малышу новые для него предметы дома – зеркало, часы, цветок. Дайте потрогать кнопочки, подергать за ручки шкафа, нажать на выключатель.

Сон и питание

Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.

  • Недостаточное количество грудного молока, ребенок не наедается.
  • Малыш не набирает нужного в его возрасте веса, ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.
  • У ребенка проблемы с работой кишечника и со стулом.
  • Ребенок срыгивает после каждого кормления или больше двух раз за день.

Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.

Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется введение прикорма.

Растет малыш приблизительно с той же скоростью – 2 — 3 сантиметра в месяц.

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Когда вашему ребенку исполнилось четыре месяца, вес его должен быть около шести килограммов. Но если вес ребенка и меньше, это еще не причина, чтобы огорчаться. Физическое развитие зависит от многих условий - также и от исходных, например, от веса и длины тела при рождении ребенка; играет большую роль наследственность - имеется в виду конституция. Унаследованные физические особенности остаются на всю жизнь.

На пятом месяце вес ребенка должен приблизительно удвоиться по отношению к весу при рождении. То есть ваш малыш уже весит примерно семь килограммов. Если вы хотите знать, сколько ребенок прибавляет в весе за сутки, можете сделать приблизительный расчет. У вас получится - около двадцати граммов. Но вы уже знаете, что у разных детей разнятся и эти цифры. Один ребенок прибавляет за сутки 19 граммов, другой - 23 грамма. И то и другое - норма. Примерно до девятого месяца жизни ребенок прибавляет в весе по 16-18 граммов ежесуточно. За две недели приблизительно 250 граммов. Исходя из этих цифр, вы можете производить некоторые расчеты.

Если вы регулярно взвешиваете ребенка и вычерчиваете кривую его веса, как и прежде, эту кривую отличает плавный и постоянный подъем. Не должно быть резких перепадов - острых зубцов. Также не должно быть длительных (больше недели) зависаний на одном уровне, говорящих о том, что по какой-то причине ребенок перестал набирать в весе. Если вы заметили, что кривая веса остановилась, обращайтесь за консультацией к педиатру.

В этом возрасте прибавка в весе за неделю не всегда одинакова. В какую-то неделю прибавка может составлять 190 граммов, а в следующую - 230. Не беспокойтесь по этому поводу, это нормально.

Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом начал все активнее применять руки по назначению, то есть стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий его мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится во власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).

Скоро вы обратите внимание, что ребенок тянет в рот не только предметы, но и сами руки, и у него появляется привычка сосать пальчик. Этому нужно всячески препятствовать, поскольку от названной привычки у малыша усиливается процесс слюноотделения, а со временем неправильно формируются челюсти (и впоследствии соответственно - зубы). Кроме того, заметно искривляются пальчики, которые ребенок облюбовал для сосания.

Как только вы заметили, что ребенок сосет пальцы, вытаскивайте у него их изо рта. Делайте это настойчиво, но не грубо.

Однако вы не можете ежеминутно подходить к ребенку и вытаскивать у него пальчики или кулачок изо рта. У вас есть много и других забот. Попробуйте надеть ребенку хлопчатобумажные рукавички.

В отношении соски также будьте настороже. Не надо, чтобы ребенок сосал ее день и ночь. Ребенок уже заметно подрос и вполне может обходиться без соски. Постарайтесь отучить ребенка от соски. От соски польза только маме, малышу же ничего, кроме вреда.

Как отучить ребенка от соски?

Только призвав в помощники терпение. Ребенок просит соску, капризничает, а вы отвлеките его играми и игрушками; вы же знаете, что от соски может быть вред - у ребенка со временем разовьется неправильный прикус.

Некоторые мамы по наущению бабушек, дабы отучить малыша от соски, мажут соску горчицей... Не надо этого делать, это может плохо отразиться на желудке ребенка. Уберите соску, чтобы она не попадалась на глаза малышу.

Как направить режим бодрствования и сна ребенка в нужное русло?

Иногда случается, что ребенок перепутает день и ночь. Вы ложитесь спать, а ваш малыш после часа ночи просыпается и начинает активную жизнь: что-то лепечет, стучит рукой по погремушкам, подвешенным над ним, начинает ползать в кроватке... А папе рано утром на работу, и он, проснувшись, уже никак не может уснуть, нервничает, злится. Также и мама хочет отдохнуть; для нее ночной отдых еще более важен: ведь она кормит малыша грудью; и если мама хронически не будет высыпаться, у нее может исчезнуть молоко... Будьте терпеливы. Не ругайтесь на ребенка. Тем более, что он все равно не понимает, чего от него хотят. Даже не повышайте на него голос - вы только испугаете его.

Попытайтесь отыскать неправильность в уже сложившемся режиме дня и ночи. Задумайтесь: почему ребенок к часу ночи или к двум уже чувствует себя отдохнувшим и ищет общения?
Быть может, ваш ребенок слишком много спит днем, потому что с ним никто не занимается. Это одна из самых вероятных причин. Ребенок предоставлен самому себе, игрушка, что лежит в кроватке, ему надоела, и он даже не смотрит на эту игрушку. А не играя, не двигаясь, не утомляется.

Есть и еще важный момент: бывает кто-нибудь из близких слишком активно играет с ребенком к ночи и перевозбуждает его. Например, папа: пришел с работы, поужинал, отдохнул немного на тахте и решил затем поиграть с наследником. И тормошит малыша, и смеется, и кружит, и даже подбрасывает к потолку. Ребенку это, понятно, нравится. Но после таких забав ему ночью не спится.

Некоторые родители (будем надеяться, что таких немного), раздражаясь по какому бы то ни было поводу на ребенка, бьют его. По всей вероятности, не сильно - но все равно! Такой ребенок, конечно же, будет спать тревожным сном и просыпаться ночью, навлекая на себя еще большее озлобление неумных родителей.

Вашему ребенку четыре месяца, он подрос после роддома - даже вы замечаете это, хотя видите ребенка каждый день. Однако ваш малыш еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Ваш ребенок должен уже хорошо держать голову.

Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спинкой лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.

Но не держите его на руках постоянно. Этим вы только навредите и себе, и ребенку. Но не должен он и оставаться в одиночестве и все время лежать на одном месте. Обязательно приобретите манежик, вы сможете передвигать его по квартире, и малыш всегда будет видеть своих близких, а ваши руки будут свободны для других дел.

Ребенок ваш становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Бывает родители обкладывают ребенка подушками, чтобы он посидел. Не нужно этого делать. Спешкой можно навредить. Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

Впрочем иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

В возрасте после четырех месяцев ничем не стесняйте движений ребенка. Пусть он дрыгает ножками и ручками в собственное удовольствие. Это нужно для правильного физического развития.

Поворачивайте малыша с боку на бок, выкладывайте его на животик. Вы заметите, как, лежа на животе, ваш ребенок прогибает спину, поворачивает голову то влево, то вправо - возможно, эти движения происходят оттого, что ребенку не хочется лежать уткнувшись носом в простыню. От этих движений мышцы спины и шеи быстро крепнут. Можете порадовать малыша легким массажем спины. Детям массаж очень нравится.

Чаще меняйте положение малыша, когда он лежит в кроватке. То он спит на левом боку, то на правом; когда бодрствует, полежит на спине. Такая перемена положения тела важна потому, что вовремя устраняются застойные явления в мышцах, а следовательно мышцы не слишком утомляются. Помимо этого, у ребенка не деформируется голова (порой некоторое уплощение затылка наблюдается при однообразном положении тела на спине).

Вы уже можете сами оценить психофизическое развитие своего ребенка. В возрасте четырех месяцев в норме ребенок может делать следующее:
- лежа на животе, поворачивается на бок;
- когда вы берете его на руки, хорошо держит головку;
- когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть;
- во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы;
- лежа на животе, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище;
- очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему;
- пробует голос, лепечет, смеется;
- очень интересуется игрушками, выражает радость при появлении новой игрушки;
- если в соседней комнате начинает играть музыка, ребенок замирает и с любопытством вслушивается.

Существует закономерность: чем больше заботы и внимания вы проявляете к своему ребенку, тем лучше он развивается в психофизическом отношении. Вы - это источник, из которого черпает малыш. Вы должны быть открыты. Не ленитесь, больше занимайтесь с малышом. Разговаривайте с ним, пойте ему песни - и не обязательно только колыбельные; показывайте игрушки, называйте цвета, рисуйте яркие картинки. Ребенок - как губка, он впитывает все впечатления. Быть может, он еще не способен продемонстрировать запас своих знаний, но будьте уверены - кое-что отложилось.

Вы уже не раз замечали, что ребенок лепечет. Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук - это так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте тон - произносите разные звуки, но чтобы ребенок видел ваши губы.

Говорите с ребенком спокойным голосом. Он чувствует себя увереннее, когда видит, что вы спокойны. Это заложено природой: ребенок - маленькое зеркало вашего состояния. Если вы чем-то встревожены, ребенок это быстро заметит и тоже забеспокоится.

Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, какие называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить.

Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, вы можете только навредить.

Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал - наполнился впечатлениями «под завязку». Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.

Некоторые мамы поступают разумно, начиная с пятого месяца приучать ребенка к чашке. Один-два глоточка кипяченой воды из чашки - вот все, что для начала требуется. Но это значительно расширит кругозор ребенка. Малыш уже будет знать, что пищу можно принимать не только из груди или бутылочки. Со временем вам легче будет отнять у ребенка грудь.

Сначала вы держите чашку сами и прижимаете ее край к губам ребенка. Потом вы даете чашку в руки ребенку - например, чашку пластмассовую (если ребенок и выпустит ее, то не разобьет). Так постепенно малыш научится обращаться с чашкой самостоятельно.

Продемонстрируйте малышу, как пьете из чашки сами. Наглядный урок очень много значит для него.

Конечно, ребенок не раз опрокинет на себя содержимое чашки. Без таких «аварий» не обходится никто. Держите себя в руках, не злитесь на ребенка, не кричите на него, совершите над собой усилие и храните спокойствие. Переоденьте ребенка, разговаривайте с ним как со взрослым. Дети всех возрастов любят, когда с ними обращаются как со взрослыми. И, пожалуй, нет на свете ребенка, который любил бы, когда с ним сюсюкаются (почему некоторые взрослые считают, что с детьми нужно разговаривать именно так?).

Придерживайтесь избранного малышом распорядка дня. Организм любит ритм. Подстраиваясь к ритму, организм ребенка как бы прогнозирует себя на ближайшее будущее и готовится к нему. При такой подготовке значительно облегчается течение многих физиологических процессов.

Что умеет ребенок?

На пятом месяце ребенок еще более удивит и порадует вас возросшей активностью. Сделает первую заявку на самостоятельность: только что вы уложили его на спину, а он сам повернулся на бок, затем на живот. И на животе уже лежит иначе - опирается не на предплечья, а только на ладошки, голову держит свободно, высоко. Эта поза становится любимой - так больше увидишь! Интересно проследить за реакцией малыша на какой-то привлекающий его внимание предмет, игрушку. Сначала очень серьезно разглядывает, потом, протягивая руку, сгибает пальчики, как бы примериваясь взять, причмокивает, точно пробуя на вкус, и, наконец, если это доступно, берет.

Теперь игрушки можно не только подвешивать, но и класть в кроватку, справа и слева. Ребенок нащупывает их, берет, роняет, снова берет. Хорошо, если игрушки или подходящие для игры предметы будут разной формы, с разной поверхностью - мягкой и твердой, гладкой и шероховатой, ровной и ребристой. Одну можно взять, действуя рукой, как черпалкой, с другой придется повозиться, поработать пальчиками - развести их, сомкнуть, согнуть, выпрямить. Новые тактильные ощущения, тонкие движения кисти обогащают опыт ребенка, стимулируют речевые зоны мозга.

Ребенок все больше «разговаривает», радостно вскрикивает, если что-то удивило, певуче повторяет гласные звуки, вы можете уловить в его «вокале» новое переливчатое звукосочетание, типа «аль-де-лы-агы-аы» - специалисты называют это «появлением свирели». Портал о здоровье www.сайт

Настала пора проводить часть бодрствования в манеже. Это дает ребенку больше свободы движений, приучает развлекаться самостоятельно, да и, хотя бы немного, освобождает маму.

Манеж поставьте так, чтобы малыш получал точку обзора со всех четырех сторон. Он ведь маленький исследователь, ему чрезвычайно интересно разглядывать новую для него обстановку, видеть, что делается вокруг, следить за взрослыми, передвигающимися по комнате.

В манеж положите три-четыре игрушки на таком расстоянии, чтобы, чуть потрудившись, он смог их достать. Если манежа нет, на время превратите в него кроватку - выньте матрасик и положите вместо него деревянный щит, застеленный одеялом. Но кроватка очень скоро станет тесна для «гулянья», да и желательно, чтобы ребенок привыкал к предстоящему разделению: для игр - одно место, для сна - другое, тогда укладывание в кроватку будет для него сигналом: пора спать!

Можно использовать, как замену манежу, широкую и достаточно ровную тахту или кровать, но тут придется, не отходя, сидеть рядом - ребенок уже достаточно подвижен. Стоит вам отвернуться на минутку, как он окажется на полу.

Особенно рискованно оставлять малыша на пеленальном столе: примерно с четвертого-пятого месяца падение с такого стола - самая частая травма у детей.

Прикорм: стратегия и тактика

С середины пятого месяца наступает новая эра в питании можно вводить прикорм. Если разбавленные соки, тертое яблоко, были и остаются полезными и приятными добавками к грудному молоку или смесям, то блюда прикорма должны постепенно вытеснять эти младенческие продукты, готовя ребенка к расставанию с материнской грудью или бутылочкой со смесью. Но это цель отдаленная, стратегическая.

В первую очередь прикорм необходим как источник веществ, которых уже не хватает в грудном молоке. И, прежде всего, это - минеральные соли, ведь они усиленно расходуются для развития костной и мышечной систем, сердца, мозга. В частности, концентрация железа в материнском молоке не соответствует физиологической потребности ребенка грудного возраста. Железо запасается организмом ребенка в гестационный период и к 4 месяцам это депо критически уменьшается, а с молоком матери железа поступает очень мало. Результат - анемия у малыша. По рекомендациям ВОЗ прикорм вводят не раньше 4, но не позднее 6 полных месяцев. Смотрите по своему ребенку, когда именно ему нужен прикорм. Если начинает отставать в развитии от общепринятых норм или меняются показатели крови - то момент уже настал. Если все по плану - ждем до полугода.

Из двух возможных вариантов первого прикорма (каша или овощное пюре) специалисты после долгих дискуссий отдали предпочтение овощам. Правильно приготовленное пюре полноценно по составу, хорошо усваивается, благоприятно действует на пищеварение, не угрожает избытком углеводов, если, конечно, картофеля в нем не больше 40-50 %. Пюре можно обогащать и варьировать, используя самые разные овощи - морковь, капусту белокочанную, цветную, кольраби, репу, кабачки, зеленый горошек, даже свеклу и шпинат.

Все овощи сразу, разумеется, не готовят. Для начала можно взять, допустим, морковь и капусту. Все это моют, чистят, принимая на всякий случай «противонитратные меры»: из моркови вынимают сердцевину, от кочана капусты не берут листов, прилегающих к кочерыжке, у свеклы срезают часть у корня. Можно использовать немного картофеля для приготовления пюре.

Варят овощи нарезанными на мелкие кусочки, под крышкой. В кастрюльку кладут не все сразу: то, что разваривается дольше, например, морковь, - раньше; то, что быстрее, - позже, картофель в последнюю очередь. Готовые овощи протирают, пока они горячие, добавляя (тоже горячее) молоко. Пюре должно получиться негустое, пышное, без комочков.

На полную порцию требуется примерно 100 г овощей, 20 мл (столовая ложка) молока или смеси; в готовое пюре добавляют 1/2 чайной ложки растительного масла, оно для ребенка этого возраста важнее, чем сливочное. Прикорм вводят с половинки чайной ложки, постепенно увеличивая порцию.

Или купите готовое пюре для детского питания по возрасту.

Особо о соли

Важный вопрос! Соленого вкуса ребенок еще не знал, он знакомится с ним впервые. И очень хочется, чтобы у него уже с этого времени начало формироваться нормальное вкусовое восприятие соленого и несоленого.

Без соли человеку не обойтись, она необходима и для регуляции водно-солевого обмена, и для выработки желудочного сока. Но избыток ее крайне вреден. Прежде всего потому, что способствует повышению артериального давления. Человек, воспринимающий в меру посоленное как несоленое, привыкший, даже еще не попробовав, тянуться к солонке - кандидат в гипертоники. Вы же не хотите, чтобы таким стал ваш ребенок!

Распространенная рекомендация в рецептуре детских блюд «соль на кончике ножа» не подходит. Это все-таки относительно, ведь разные бывают ножи, разное представление о количестве «на кончике». Специалисты, изучившие детскую диететику до тонкостей, советуют и точности ради, и из гигиенических соображений для детей до года соль использовать только в виде 25 %-го раствора, а сахар - в виде сиропа.

Солевой раствор готовят так: растворите 25 г соли в 100 мл воды, прокипятите 10 минут на небольшом огне, долейте кипятком до первоначального объема, вновь вскипятите и процедите через два слоя марли. Такого раствора в пюре добавляют максимум 3 мл - приблизительно половину чайной ложки, но по возможности, если ребенок кушает без соли - меньше. В овощах есть необходимое количество соли.

Вводя новые блюда прикорма, вы тем самым делаете еще одно важное дело - формируете у ребенка новые вкусовые ощущения, закладываете пищевые привычки, которые будут иметь огромное значение для всей его последующей жизни и даже, как ни странно сейчас об этом думать, для жизни и здоровья ваших внуков...

Обед и после него

В круг полезных пищевых привычек входит и умение есть не спеша, со вкусом, с удовольствием.

Не начинайте кормить ребенка, когда он плачет, чем-то раздражен, недоволен. Сначала успокойте. Готовясь к еде, усаживая его к себе на колени, приговаривайте весело, ласково: «Сейчас будем есть, смотри, какое пюре вкусное!» Не беда, что он еще слов не понимает, зато великолепно реагирует на интонацию, улавливает мамино настроение. Для большего комфорта можно даже включить какую-нибудь негромкую музыку.

Наберите в ложку немного пюре, поднесите ко рту малыша, но не пытайтесь быстрее запихнуть его в этот маленький ротик! Насилие при кормлении недопустимо. Слегка прикоснитесь краем ложки к верхней губе ребенка, побуждая его самого снять пюре губами.

Может быть, он сразу поймет, что требуется, и станет охотно есть. Но может сомкнуть губки, начать вертеть головой, отворачиваясь от ложки. Переждите минутку! А потом терпеливо, спокойно начните все сначала. Учтите, в отношении еды маленькие дети - страшные консерваторы. Их отпугивает не только новый вкус, но непривычный цвет или запах, настораживает даже новая чашка или мисочка. Может быть, неудобна ложка? Стандартная чайная для такого ребенка еще великовата, нужна ложечка типа кофейной и по возможности более плоская.

Сейчас вам уже можно кормить ребенка не 6, а 5 раз в день с четырехчасовыми перерывами, то есть ориентировочно в 6, 10, 14, 18, 22 часа. Пюре лучше всего давать в 14 часов, сначала перед кормлением грудью или смесями и, как все новое, осторожно, понемножку - в первый день половинку, потом одну-две ложечки, потом постепенно больше и, дойдя на 7-10-й день до 150 г, кормить уже только одним пюре. В него можно добавить положенную порцию растертого желтка, дать ребенку запить пюре соком. Чем не обед?

Не тревожьтесь, если в стуле ребенка обнаружите признаки овощей. Это естественно, как и некоторое изменение цвета мочи - от свеклы, например, она может стать красноватой.

Внимания требуют только возможные аллергические реакции, появление или усиление диатеза. Самые безобидные в этом отношении овощи - кабачки и капуста, самый частый аллерген - морковь. Некоторые дети плохо переносят даже картофель.

Мясо ребенок может получать только после полугода! До этого срока оно создаст чрезмерную белковую нагрузку на организм. Исключение можно сделать лишь в особых случаях, если, допустим, у ребенка очень низкий гемоглобин. И разрешить вопрос должен врач. В общем, всякому прикорму - свое время.

Массаж и гимнастика - каждый день!

Да, именно так. Хотите видеть эффект массажа и гимнастики, занимайтесь ежедневно (кроме, разумеется, тех случаев, когда ребенок нездоров). Комплекс теперь немного усложняется, к приемам поглаживания добавляется более интенсивное растирание. Его проводите осторожно, бережно, так, чтобы ребенку это нравилось.

1. Начав, как и раньше, с поглаживания рук, затем 6-8 раз скрестите их на груди ребенка, попеременно накладывая одну на другую и разводя в стороны.

2. Живот уже можно не только поглаживать круговыми движениями одной ладони по часовой стрелке (8-10 раз), но и слегка растереть вдоль серединной линии обеими ладонями, движущимися в противоположном направлении (6-8 раз), затем - от поясничной области к середине, так, чтобы пальцы ваших рук соединялись над пупком, а потом снова погладить.

3. Ноги после поглаживания сначала разотрите мелкими движениями ладони от стопы к тазобедренному суставу, по наружной стороне" голени и бедра, потом - спиралеобразными движениями большого и указательного пальцев обеих рук - по наружной и внутренней стороне голени и наружной стороне бедра, от стопы к паховой области.

4. Даже если поворот со спины на живот ребенок уже освоил, неплохо потренироваться, тем более что сам он обычно предпочитает одну какую-то позицию, а сейчас с вашей помощью должен будет повернуться по 2-3 раза вправо и влево. Стимулом может стать яркая игрушка.

5. Спину (погладив, как и раньше) 4-6 раз разотрите обеими ладонями от шеи к ягодицам и обратно, по обеим сторонам позвоночника.

6. Повторите упражнение 9 из прошлого комплекса (третий месяц).

7. Положив ребенка на спину, ладонями обеих рук погладьте грудную клетку по ходу грудных мышц, в направлении к подмышечным впадинам.

9. Помассируйте его стопы, поглаживая, растирая и слегка поколачивая их тыльной стороной среднего и указательного пальцев.

10. А в заключение - потанцуем! Взяв ребенка под мышки, дайте ему хорошо упереться стопами, и он сам начнет радостно сгибать и разгибать колени.

Все занятие должно продолжаться 8-10 минут. Обязательно найдите в распорядке дня эти минутки!

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

  • В 5 месяцев малыш не только уже узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом.
  • Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица! Многие дети с этого возраста пугаются и начинают плакать при виде незнакомца. Чаще всего, родители, в этом возрасте задаются вопросом:”Почему он боится бабушки или дедушки, которые приходят к ним в гости?” Здесь следует подчеркнуть, что малыши приветливо узнают только тех людей, которые их окружают постоянно. Понятно, что если бабушка или дедушка посещают малыша раз в неделю или даже месяц, они будут восприниматься малышом как чужаки.
    Для развития малыша эта фаза отчуждения играет большое значение. В этот момент он "открывает” нечто вроде чувства собственного Я. Это огромный шаг в его социальном развитии! Чувство страха перед незнакомыми людьми свидетельствует о глубокой эмоциональной связи с близкими ему людьми (матерью, отцом, или другим ему близким человеком).
  • С 5 месяцев ребенок способен уже неотрывно следить за предметом по 10 – 15 минут. Если раньше он смотрел на то, что больше всего привлекало его внимание, то теперь он САМ выбирает себе объект, на котором фиксирует все свое внимание. Конечно же, наибольший интерес у него все еще вызывают привлекательные игрушки. Сделайте мир малыша разнообразным и красивым! Пусть нежные и любящие голоса, приятная музыка и улыбка мамы будут постоянно рядом. Ведь интерес и познание окружающего мира начинается с интереса и любви к маме.
  • В 5 месяцев ваш кроха хорошо отличает голоса близких ему людей. Он может отличить строгую и ласковую интонацию речи – на ласковый голос улыбнется, а на строгий ответит обидной гримасой и даже может заплакать.
  • Ребенок подолгу и певуче гулит. Эти нежные и мягкие звуки во всевозможных сочетаниях приводят в восторг не только окружающих, но и его самого! Малыш, играя со звуками, накапливает опыт для овладения речью. Разговаривайте с малышом, называйте его по имени, спрашивайте, как он себя чувствует, что он хочет. Пусть ваша речь будет спокойной и сопровождается мимикой, так малыш быстрее поймет ее содержание.
  • Начиная с 5 месяца кроха уже в состоянии на короткое время преодолеть свой вес, опираясь на локотки и поднимаясь на вытянутых руках. Некоторые малыши начинают осваивать перевороты со спины на животик.
  • Лежа на спинке, он все больше стремиться поднять головку и плечики. Он стремится встать. Если вы его поддержите под мышки, он будет ровно и устойчиво стоять 3-4 минутки. Время полной беспомощности прошло! Малыш растет и набирается сил, чтобы сесть, поползти и встать.
  • К 5 – 5 с половиной месяцам ваш кроха сосредоточенно начнет стремиться захватить игрушку. Даже не сомневайтесь, у него это получится! Теперь он ее захватит и удержит самостоятельно, по-человечески, противопоставив большой пальчик другим. Такое произвольное захватывание предмета и овладение им – важный этап в развитии вашего крохи! Это этап активного познания его окружения.
  • С этого возраста малютка уже сможет захватывать губами густую пищу. А ведь совсем недавно он мог только сосать! Предложите ему облизнуть кусочек очищенного овоща или фрукта, ему понравится, он потянется к нему еще и еще. Это возраст, когда многие малыши начинают свой первый опыт прикорма. Мама с гордостью дает крохе маленькую ложечку каши. И ему нравится, он готов уже пробовать что-то еще, кроме маминого молочка. Его желудочек готовится к взрослой пище.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх