Почему пасха каждый год празднуется в разные дни. Почему Пасха каждый год в разное время

Пасха, в переводе с греческого «избавление», служит напоминанием о том, что Христос, перенесший все страдания за род людской, воскрес на третий день после погребения. Пасха в Англии, России или Италии - главный христианский праздник, которого ежегодно ждут миллионы верующих по всему миру. В этот великий для всех православных день верующие торжествуют избавление сына Божьего от мучений и дарование людям вечной жизни. Пасха отмечается, как правило, в одно из воскресений весны. Почему Пасха празднуется в разное время каждый год?

Исходя из послания смерть Иисуса Христа пришлась на празднование иудейской Пасхи, которая отмечалась раньше всегда после первого полнолуния, следующего за Поскольку все месяцы еврейского календаря раньше начинались именно в новолуние, полнолуние всегда приходилось на 14 число, а первый месяц года начинался в первое весеннее полнолуние, то есть иудейскую Пасху отмечали всегда в ближайшее полнолуние после этой даты, поэтому день празднования Пасхи мог сдвигаться. В IV веке попытались выбрать общую дату, при которой сохранились бы особенности расчета иудейской Пасхи времен Иисуса. Таким образом, установилась "мобильная" дата великого и теперь все знают, почему Пасха празднуется в разное время.

Главные пасхальные традиции

Уборка дома

Считается, что всю работу по дому нужно сделать за три дня до праздника. Зная, почему Пасха празднуется в разное время, дату ее наступления легко высчитать. В четверг перед долгожданным днем верующие моют окна, полы, чтобы впустить в дом больше света в Великий праздник. На Руси существовало немало традиций, связанных с Чистым четвергом. Христиане чистили дом, двор от грязи и мусора, окуривали можжевельником помещение, огород и домашних животных, стараясь отпугнуть хворь и несчастья. Затем люди купались в бане, а девушки чесали косы под яблонями, чтобы волосы росли гуще. И по сей день считается, что в пятницу уже ничего делать нельзя, даже мыться.

Пасхальный стол

Светлая Пасха принесла нам немало красивых традиций, которые любимы сегодня православными христианами. Главные блюда, которые стоят на столе - это куличи и крашеные яйца. Куличи сегодня уже мало кто печет, потому что их легко купить в магазине. Яйца также принято стало раскрашивать покупными наклейками. Многие уже забыли, откуда именно пришла традиция дарить Этот обычай достался нам от Святой Марии Магдалены, которая после вознесения Христа преподнесла императору Тиверию красное яйцо, символ животворящей смерти Иисуса, перед началом своей проповеди. Так же, как из-под твердой скорлупы появляется чистое яйцо, так и из гроба восстал Иисус для вечной жизни.

Почему Пасха празднуется в разное время? Вопрос не самый главный для христиан. Для многих сегодня это повод собраться семьей за праздничным столом, разбить яйца, подарить куличи, приветствуя друг друга традиционными фразами: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!».

Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.

Пасха в Ветхом Завете

Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.

Пасха у первых христиан

В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали. Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования. На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

Когда в этом году будет Пасха?

В 2019 году православные христиане будут праздновать Пасху 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.

Пасхалия - система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.

Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.

Церковные праздники

Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Самый главный день церковного года - праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Следующие по значимости - 12 великих двунадесятых праздников (само название - двунадесятые - указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются "Малой Пасхой".

Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.

Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.

Двунадесятые переходящие праздники:

  • Светлое Христово Воскресение. Пасха
  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи)
  • Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые непереходящие праздники:

  • 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня.
  • 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • 7 января - Рождество Христово.
  • 19 января - Крещение Господне. Богоявление.
  • 15 февраля - Сретение Господне.
  • 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • 19 августа - Преображение Господне.
  • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.


Великий пост

Пасхе предшествует Великий пост - самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи. Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи. Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.

Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды - на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах.

Как вычисляется дата Пасхи?

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето - зимой, новолуние - полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.

Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг - это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником - вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый - високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года - пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.

То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.

«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.

Равноденствие - это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») - это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м - 7-го-8-го марта).

Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») - это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) - это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).

Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, - накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) - 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.

На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год.

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи : «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 - 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е - 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 - 9 = 1 апреля (Юлианского календаря - старого стиля - прим. редакции )».

Когда бывает Пасха у католиков?

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 - 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 - 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 - X - 10 (в марте день?D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z - X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 - E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N 10. N = N + 7 - (D + N) mod 7
11.ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Фото - фотобанк Лори

У большинства людей, особенно, которые не являются верующими и частыми гостями храмов, возникает постоянно вопрос: почему светлое Воскресенье Христово не имеет фиксированной даты? Почему нет конкретного дня и числа для его празднования? Ну что ж, будем искать ответы на эти вопросы.

Связь иудейской Пасхи и христианской

Еще с древности наша христианская Пасха была тесно связана с иудейской. Она, кстати, отмечается согласно лунного календаря, а не солнечного, как наша. Причина связи между этими двумя пасхами достаточно существенная: у иудеев этот праздник является подобием нашего Светлого Воскресенья по своему смыслу.


Иудейская Пасха считается праздником в честь освобождения еврейского народа от рабства под гнетом египтян, которое осуществилось в середине 13 века еще до нашей эры. Это событие было описано в книге Исход – это вторая часть Библии.

Согласно писанию, господь бог перед возвращением израильтянам спасения предупредил их, что в ночь в каждой семье умрет первенец. Это будет именно то наказание, которое поможет освободить евреев от рабства. Чтобы избежать такой кары, двери в дома евреев должны быть помазаны кровью ягненка, которого зарезали накануне. Считалось, что только эта жидкость способна спасти и избавить от смерти и сделать возможным освобождение от рабства. С тех самых пор, у евреев заведено на праздник Пасхи закалывать агнца.

Еврейский ягненок является прообразом Иисуса Христа, который жертвуя своей жизнью, спас человечество от проклятия, греха и смерти. Не случайно, наверное, распятие Христа совпало с празднованием иудейской Пасхи. Произошло это событие по еврейскому календарю в пятницу после дня весеннего равноденствия, в день, когда на небе можно наблюдать полный диск луны, то есть, полнолуние. А воскрес Христос на третьи сутки после своей смерти таким страшным образом, а, как известно, третьим после пятницы следует воскресенье. Вот именно по этой причине иудейская Пасха прочно связана с нашей православной.

Когда может праздноваться Пасха?

Иудейская Пасха является постоянным праздником, который всегда праздновали от 14 до 21 дня месяца нисана. 14 число – это первое полнолуние, которое наступило после дня, когда день практически равен ночи. Еще при жизни Иисуса Христа оно приходилось на 21 марта по юлианскому календарю. Поэтому затем и иудейский праздник стал переходящим и стал отмечаться в 1-е полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха отмечалась в первое воскресенье после этого.

Первое полнолуние, если отсчитывать от дня весеннего равноденствия, может быть с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние, например, попадает на воскресенье, то и христианская Пасха также будет праздноваться через неделю в воскресенье.

Таким образом, Пасха может отмечаться в любой день, если придерживаться юлианского календаря. Согласно нашего летоисчисления, то этот промежуток времени составляет от начала апреля, примерно с 4 числа и до мая. Самое позднее – это 8 мая.

Но мы видим, что чередование празднования Светлого Христова воскресенья подчиняется достаточно сложным правилам, которые связаны с тем, что сложно согласовать солнечный и лунный календарь.

Самый минимальный промежуток времени, на протяжении которого празднование Пасхи может занимать все возможные даты, равняется 532 годам. После окончания этого периода времени даты опять начинают чередоваться в прежней последовательности.

Если у вас под рукой имеется лунный календарь, то можно самостоятельно с его помощью высчитать день празднования Пасхи. Для этого надо посмотреть, на какой день выпадает день, когда будет полная луна на небе после дня весеннего равноденствия. Именно так ведут подсчеты православные христиане и считают их верными.

Для большинства верующих христиан вовсе не важно, в какой день отмечается Пасха, самое главное, что это светлый праздник в честь победы Христа над смертью.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

30.03.2018 7:29:26 Михаил

Здравия желаю. Читая"Жития святых", видел в некоторых местах обозначение даты такими словами "Такой год от сотворения мира". Как же могли посчитать время от сотворения мира, когда неизвестно, какое время подразумевается под словом "день" творения и Адам сотворён в шестой день?

06.04.2018 17:02:02 Дмитрий

А у меян возник другой вопрос почему каждый год пересчитывают эту дату, почему после первого пересчета этой даты не остановились и не взяли этот день за основу? Зачем это делать каждый год.

Вопросом «почему каждый год Пасха в разное время?» рано или поздно задаётся любой христианин. Кто-то списывает это на устоявшиеся церковные традиции и перестаёт ломать голову понапрасну, а кому-то природная любознательность не даёт покоя. В чём дело? Отчего Пасха попала в разряд переходящих праздников, ведь Христос воскрес в конкретный день? Попробуем разобраться.


Как высчитывают дату Светлого праздника?

Чтобы ответить, почему Пасха в разное время выпадает то на начало апреля, то на конец, а то и на май, придётся, во-первых, обратиться к истории. А во-вторых, перелистать несколько календарей: иудейский, юлианский, григорианский… Главное, не запутаться!

Определяя дату важнейшего в христианском мире праздника, Церковь ориентируется на три пункта.

1. Весеннее равноденствие.

Именно с ним, а не с 1 марта, как толкуют сухие официальные календари, в мир приходит весна, а природа просыпается от зимней спячки и словно воскресает из-под снега. Логично, что и Пасху, праздник Воскрешения и Обновления жизни, было решено отмечать после этой даты, а не до, пока земля скована морозом.

Ликование пробудившейся природы подчёркивает радостный настрой праздника

2. Первое полнолуние после равноденствия.

А это отсылка к солнечно-лунному иудейскому календарю, который, к слову, в Израиле до сих пор в ходу. В нём фазы Луны чётко привязаны к определённым датам и не имеют привычки «плавать» по календарной сетке, как это происходит у нас. Оттого и ныне, и 2000 лет назад иудейская Пасха – праздник в честь освобождения из египетского плена – начиналась в 14 день месяца нисана и всегда совпадала с полнолунием. Поскольку Христос был распят во время этого праздника и воскрес спустя три дня, Церковь старается не нарушать исторический ход событий: сперва полнолуние, затем Воскрешение.

Иудейская Пасха – Песах – длится семь дней, как и пасхальная неделя христиан.

3. День недели.

По традиции, светлый праздник должен выпадать на воскресенье. Если же первое полнолуние после равноденствия совпадает с воскресным днём, торжественную дату переносят ещё на седмицу.

Вот почему Пасха празднуется в разное время, ведь полнолуния не имеют твёрдо обозначенного места в календаре, которым мы с вами пользуемся, и оттого регулярно сдвигают в ту или иную сторону все связанные с ними даты.

На соборах решались важнейшие религиозные вопросы

Данный порядок вычисления был установлен Никейским собором 325 года, дабы внести ясность в вопрос о дате празднования Пасхи (некоторые по старинке отмечали её в день распятия Христа, как память о жертве Спасителя). А в 4-8 веках появилась Вечная Пасхалия, методика расчёта нужных дат, охватывающая период в целых 532 года. Ею и по сию пору пользуется Православная церковь. Хотя, надо признать, эти расчёты не совсем безупречны…

Две Церкви, два календаря

Такое положение дел сохранялось вплоть до раскола единой Христианской церкви на Православную и Католическую в 1054 году и ещё более 500 лет после. Однако, со временем выяснилось, что принятый на Никейском соборе Юлианский календарь не согласован с реальными астрономическим данными. Каждые 128 лет он «терял» 24 часа, отставая от показаний небесных светил. К 1500 году погрешность составила уже 13 суток. Почти две недели!

Решив навести порядок в летоисчислении, в 1582 году папа Григорий 13-й ввёл в обращение новый календарь, названный Лилианским по имени Алоиза Лилиуса, советника главы римской церкви. Название не прижилось – нынче мы знаем календарь как Григорианский – а вот новая система оказалась востребована.

Так ли важна точная дата? Ведь смысл праздника главнее!

Православная же Церковь решила не изменять традициям, оставшись верной старому, одобренному Никейским собором календарю. А у христиан всего мира появился повод уже для двух вопросов: почему Пасха всегда в разное время и почему дата её празднования не совпадает у приверженцев двух вероучений, почитающих одного Бога?

Заметим, что и у того, и у другого способа летоисчисления есть достоинства и недостатки. Так, Григорианский календарь не имеет значимых расхождений с данными астрономов. Зато Пасха, согласно его выкладкам, часто совпадает с иудейским праздником или предваряет его. А это уже противоречит логике: Воскресение не может быть раньше Распятия.

Юлианский или Православный календарь такими казусами не грешит, зато проигрывает Григорианскому в пунктуальности. Увы, 13 «потерянных» суток со счетов не сбросишь! С другой стороны, благодатный Вифлеемский огонь сходит на землю перед православной Пасхой и по молитвам православного Патриарха. Стало быть, не так ошибочны эти расчёты?

Пусть праздник несёт радость каждому вне зависимости от календарей!

Видео: Церковный календарь

Почему Пасха каждый раз в разное время и как это объясняется исторически? Маленькое пояснение от телекомпании Глас.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх