Проявление кризиса 7 лет. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания

Кризис 7 лет - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. В этой статье вы узнаете симптомы, причины, характеристики, особенности кризиса семи лет у детей.

Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как подростковый кризис, так и кризис трех или семи лет, все они выражаются в отрицании всего и могут быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:

Сережа, одень шапку. На улице холодно. - Не холодно. - Одень шапку. - Не одену - Сережа! - Не Сережа!

Однако не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок "боролся" в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с "вклиниваем" интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями становятся для ребенка воплощением "детского" мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть "взрослым", вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать "взрослым". (В психологической концепции Л.И. Божович "кризис 7 лет - это период рождения социального "Я" ребенка".

О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать "это мне нравится, а это нет", не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, "опосредствованным" определенными правилами.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выготского, возрастные кризисы - это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.

Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно. Выготский вводит представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Во время кризиса "Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.

На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития. Кризис - следствие неправильного воспитания. Критический возраст в теории деятельности А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со "сдвигом мотива на цель". Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. В признании или непризнании необходимости отмирания - кардинальное расхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.

В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

1). Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа. Это позиция Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.

2) Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович.

Как видите, даже среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

ВАЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 лет

  • Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.
  • Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
  • Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.

В 7 - летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это - папа, дедушка, старший брат; для девочки - мама, бабушка, старшая сестра.

Для многих детей - это ещё и первая учительница: "Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!" В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более "взрослому" положение в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.

Многие дети не хотят идти в школу. Почему?

  • Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. А откуда они узнали, что в школе трудно? Из разговоров родителей: "Какую школу выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в такую школу не пойдём."
  • Дети не хотят учиться, так как уже знают, "что это такое". "Можно привести моего 4 - летнего сына к вам на консультацию?" - "А какая у вас проблема?" - "Он не хочет делать домашнее задание!" - "?"
  • Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Таким образом, мотив "хочу научиться читать и писать" у них уже частично удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что учёба (а не игра) как ведущая деятельность характерна для семилетки только теоретически. На протяжении всего периода младшей школы учёба только пытаэтся стать для ребёнка другом.
  • На заметку.

Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее:

  • За месяц до школы измените режим для малыша. Пусть утром он встаёт рано, а вечером не задерживается допоздна.
  • Познакомьте ребёнка со школой и учительницей. Если малыш будет знать, где в школе его класс, столовая, туалет, он будет чувствовать себя увереннее. Помогите ребёнку запомнить дорогу от школы домой. Ведь если он "уже взрослый", то непременно захочет возвращаться сам.
  • В начальный период обучения не загружайте малыша различными "развивалками": кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному - в данном случае к школе.
  • Возьмите на несколько недель отпуск. Ребёнку просто необходима ваша поддержка: обстановка дома должна быть спокойной, а мама или папа при необходимости помогут.

Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам не по чём. Ведь вы вместе!

7 лет – сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы, все его представления о мире, формировавшиеся всё раннее детство. Происходит смена всей жизни: игровая деятельность сменяется на учебную, постоянно присутствующие рядом родители или воспитатели в детском саду – на строгих учителей, свободный режим дня – на жёстко определённый. Всё это выливается в кризис ребенка 7 лет, что, конечно, влечёт за собой определённые последствия. Что же такое кризис ребенка 7 лет и каковы его последствия?

Суть и симптомы кризиса ребенка 7 лет

Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, замкнутости, скрытности своего чада.

Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

По сравнению с «докризисным» возрастом, в корне меняется самооценка ребенка. Если раньше он относился к себе положительно вне зависимости от чего-либо, то теперь «Я» ребенка делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» - это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» - это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам.

Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.

Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки. Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей. Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т.д.

Ещё одним симптом начала кризиса 7 лет является то, что ребенок может начать задавать общие вопросы, то есть не привязанные к конкретному событию и ежедневной жизни. Ключевыми темами становятся: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов), порой затрагиваются даже семейные связи. Всё это свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка на 7 году жизни, его стремлении узнать что-то новое о мире и найти свое место в нем. Причём взрослый в такого рода беседе выступает для ребенка экспертом, а сам ребенок обнаруживает свои способности к анализу.

Для ребенка в период кризиса 7 лет становится очень важна самостоятельность, возможность делать что-то без помощи взрослого, самостоятельный выбор сферы деятельности. Например, ребенок в это период с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом – одним словом, участвует в той деятельности, в которой ранее он не участвовал, часто отказываясь от того, чем он увлекался раньше. Причём, как правило, если его попросить о чем-то – ребенок заупрямится и не сделает или сделает с неохотой, а вот если идея чего-то возникла у лично него – малыш наверняка сделает это с превеликим удовольствием!

С этой особенностью, характеризующей кризис 7 лет, связано и развитие самостоятельной деятельности ребенка. Например, помимо игры, он начинает с удовольствием заниматься такими вещами, как шитье, вязание, конструирование, или других материалов и т.п. Причём результат такой самостоятельной деятельности обладает для ребенка огромной ценностью.

Таким образом, можно сказать, что в период кризиса 7 лет весь внутренний мир ребенка меняется до неузнаваемости. Основным симптомом начавшегося кризиса психологи называют потерю ребенком непосредственности, что проявляется в кривлянии, манерности, искусственной натянутости поведения. Ведь что значит непосредственность в поведении? Это значит, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Кризис 7 лет, когда происходит потеря этой непосредственности, привносит в поступки ребенка интеллектуальный момент, который теперь выступает посредником между переживанием и естественным поступком.

Также у ребенка может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя из слова, либо открыто их отвергая.

Почему так происходит и как справиться с таким непослушным ребенком?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать, что главной, а главное, принципиально новой потребностью ребенка в этот период становится уважение. Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как к взрослому и признают его независимость. Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.

* Приведём конкретный пример из психологической практики:

«Кириллу шесть лет три месяца. Мальчик отличается любознательностью и рассудительностью. Он с удовольствием помогает папе, когда нужно что-то починить или отремонтировать Сам собирается в детский сад, наводит порядок в своих вещах. В старшей группе Кирилл считался одним из наиболее ответственных ребят, ему поручали самые сложные задания. Дома Кирилл привык слушаться родителей, особенно папу, который является для него большим авторитетом. На лето родители отправили сына к бабушке. На вопрос о том, как ведет себя Кирилл, бабушка пожаловалась, что он не реагирует на ее слова, что пора заканчивать игру и идти обедать, а уложить спать его вообще очень сложно. Типичный ответ: «Саша (двоюродный брат, которому двенадцать лет) не спит, почему же я должен?»

Конечно же, родители не понимают, что происходит с мальчиком и как с этим справиться. Но с точки зрения психолога, это закономерный этап в развитии ребенка, приближающегося к кризису 7 лет. Как мы уже говорили, в этот период происходит формирование мотивации действий малыша, он определяет новые правила, установленные не им, и учится по ним действовать. Первая реакция ребенка в этой ситуации – нарушение этих правил.

Исходя из вышесказанного, самой существенной чертой кризиса ребенка 7 лет можно назвать начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний и, следовательно, определенные изменения в поведении и взаимоотношениях с окружающим миром .

Особенности переживаний ребенка, сопутствующих кризису 7 лет:

Переживания становятся осмысленными, то есть ребенок начинает понимать значение выражений: «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», может осознанно ориентироваться в собственных переживаниях;

Ребенок учится обобщать свои переживания, то есть если с ним много раз повторяется одна и та же ситуация, он способен её проанализировать и сделать определенные выводы. Это имеет определенный смысл – обобщая свои переживания, ребенок формирует отношение к самому себе, собственную самооценку;

В результате осмысления своих переживаний ребенок может почувствовать какую-то борьбу между ними, что также выразится в беспокойстве.

Как уже говорилось, ребенок к началу кризиса 7 лет начинает ощущать себя как взрослым, что проявляется в его острой потребности быть «взрослым», разговаривать и одеваться, как взрослый, требовать к себе отношения, как к взрослому. Во многом этому способствуют сами родители, которые часто говорят дошкольнику, что он станет взрослым, когда пойдёт в . И дождавшись этого счастливого дня, ребенок свято верит, что он автоматически стал взрослым и вправе требовать к себе соответствующего отношения. С этим связано и новообразование в психологии 7-летнего ребенка, получившее название «внутренней позиции школьника». Что это значит? Вообще, это новообразование начинает формироваться в среднем с 5-летнего возраста: сначала дети мечтают о школе, о том, как они буду заниматься в школе по-настоящему серьёзными делами, а ближе к 7 годам у них возникает реальная потребность в получении новых знаний и поступлении в школу.

Каковы же этапы становления позиции школьника и его мотивации?

Их выделяют 3:

1) В 6 лет у ребенка появляется желание пойти в школу, но оно пока направлено только на внешнюю форму, без учёта содержательного момента школьной жизни. Другими словами, малышу нравится слушать рассказы о школе, ему интересно, есть ли там форма, как организуются уроки и перемены, внешние атрибуты школы. Но эта позиция, по сути, ещё дошкольная – ребенок не думает об обязанностях, которые на него налагает школа, не думает об обязательном изменении своего распорядка дня и т.д. Для него важна только внешняя форма.

2) Чуть позже ребенок уже учитывает и содержательные моменты школьной жизни, но, в основном, его внимание направлено на социальные аспекты, а не на учебные. Другими словами, школа привлекает ребенка возможностью завести новые знакомства, возможностью быть «как все» (ведь общество говорит, что всем надо учиться в школе), а не чему-то научиться.

3) Во время кризиса 7 лет у ребенка уже начинает появляться настоящая «позиция школьника», выражающаяся не только в социальной, но и в учебной заинтересованности. Но полностью эта позиция формируется только к восьми годам.

Во время кризиса 7 лет, как вы уже могли понять, идет активное развитие мотивационной сферы, возникают новые мотивы поведения, особое значение среди которых занимают мотивы, побуждающие ребенка . Это следующие мотивы:

Познавательный (учебный) мотив, то есть желание учиться и познавать что-то новое;

Широкие социальные мотивы, то есть ребенок принимает общее мнение о том, что учиться необходимо;

Позиционный мотив, то есть желание ребенка занять новое положение в обществе;

Внешние по отношению к самой учебе мотивы, то есть те, которые сопровождают внешнюю сторону обучения в школе, например, подчинение требованиям взрослых;

Игровой мотив, то есть расчёт на то, что учебная жизнь – это своеобразная игра;

Мотив получения высокой оценки, то есть ожидание похвалы учителя и самоутверждения за счёт этого в среде сверстников.

Как понять, какая мотивация преобладает у Вашего ребенка?

У каждого ребенка ведущие мотивы различны. Кто-то идёт в школу, прежде всего, для того, чтобы завести новые знакомства, кто-то – чтобы порадовать родителей хорошими оценками, кто-то – чтобы действительно получать знания. Как же понять, чем руководствуется именно Ваш ребенок, идя в школу?

Для изучения мотивов ребенка существует немало методик. Но есть один очень простой способ понять, чего же ждёт от школы именно Ваш ребенок.

Можно прочитать Вашему малышу маленький рассказ, где каждый из персонажей объясняет свое желание идти в школу по-разному (в соответствии с одним из перечисленных мотивов). Какую мотивировку для себя выберет ребенок – значит, та и преобладает в его отношении к своему поступлению в школу.

Исследования показывают, что 6-летние дети чаще выбирают игровую мотивацию (часто в сочетании с другими, например с социальным или позиционным). Причём есть очень интересная особенность: в условиях обучения, то есть если ребенок идет в школу с 6 лет, этот мотив уступает место позиционному, а затем познавательному гораздо медленнее, чем это могло бы произойти. Исходя из этого, молодым мамам можно посоветовать не отдавать своего ребенка в школу раньше общепринятого возраста – потому что это может способствовать торможению его мотивационного развития.

Что же делать родителям, заметив у своего ребенка наступление кризиса 7 лет?

Как правило, начало школьной жизни приводит к разрешению кризиса 7 лет. Но это не значит, что родителям надо сидеть сложа руки и спокойно ждать, когда же их чадо примет в свои объятия первая учительница. Дело в том, что даже школа – не панацея от всех проблем. Если у вашего малыша низкий уровень психологической готовности к школе, то при его попадании в новую, незнакомую обстановку, кризис может только усугубиться и обрушиться на родителей в своих самых красочных проявлениях. Это можно объяснить тем, что у таких детей кризис 7 лет просто начался немного позже, что еще раз подтверждает закономерность этого этапа психического развития ребенка, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения их детей в этот непростой период. Прежде всего, необходимо понять, что ребенок будет вести себя хуже, если ваше отношение к нему не оправдает его ожиданий. Постарайтесь изменить своё отношение к нему, посмотрите на него, как на взрослого и относитесь с вниманием к его суждениям. Итак, напоследок несколько ценных советов по воспитанию ребенка в период кризиса 7 лет и организации общения с ним:

- «включая» тон приказа и назидания по отношению к ребенку в этом возрасте, Вы ровным счетом ничего не добьетесь в деле налаживания взаимоотношений со своим ребенком;

Если Вы чувствуете, что скандалы с ребенком становятся все чаще и чаще - отдохните друг от друга;

Сохраняйте большую долю оптимизма и юмора в общении с ребенком;

Старайтесь всегда позитивно оценивать своего ребенка – и его самого как личность, и его поступки. Если Вы указываете на ошибки ребенка, проанализируйте вместе причины этих ошибок и обсудите способы по их исправлению и выразите уверенность, что у него всё получится;

Старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;

Придумывайте для детей специальные задания, игры-задания, различные поручения, «свои» дела. Занимайте их продуктивными видами деятельности - делайте с ними различные поделки, оценивайте результаты, хвалите их. Во время занятий делайте больше пауз, направленных на смену видов деятельности: например, физкультминутка, музыкальный перерыв;

Давайте ребенку больше заданий, связанных с развитием творческой инициативы, воображения и фантазии.Это будет стимулировать знаковую функцию – важнейшую предпосылку перехода к учебной деятельности;

В общении с ребенком не забывайте о тихих беседах перед сном, вечерних разговорах, обсуждениях дневных событий. Старайтесь проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать с ним, как со взрослым;

Если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать своё мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом просто не вспоминать о произошедшем. Полезно создавать такие ситуации, где хорошее поведение было бы самоцелью (устроить «день послушания» и провести его без единого замечания, «день добрых дел», «день вежливости» и др.). Можно завести «тетрадь по поведению», где в 2 колонки разным цветом записывались бы плохие и хорошие поступки за неделю, а в конце недели подводить итоги. Но эту тетрадь ни в коем случае нельзя использовать, чтобы шантажировать ребенка;

Полезными будут задания, направленные на формирование самостоятельности, умений принимать решения, самоконтроля.

Если Вы будете использовать хотя бы некоторые из приведенных здесь рекомендаций, Вы сможете преодолеть негативные проявления «кризиса 7 лет» и с честью выйти из этого одинаково сложного и для ребенка, и для родителей периода.

Когда ребенку исполняется 7 лет у него начинают происходить изменения в психике. Возникает кризис, с которым сталкиваются родители чада. Этот период хорошо изучен психологами и называется он «кризис 7 лет». Изменения, которым поддается ребенок, связаны с его переходом с дошкольного статуса к школьному. Меняется распорядок дня, социальное взаимодействие. Поэтому у него возникают проблемы с дисциплиной. Кроме этого, в такой период дитя начинает осознавать свое психическое «Я», тогда как раньше ощущал лишь физическое.

Многие родители считают, что кризис 7 лет в жизни ребенка - период, который нужно предотвратить, чтобы и самим не страдать, и малышу не мучиться. Но это закономерный процесс нормальной психической адаптации чада к меняющимся условиям. Поэтому каждой маме и каждому папе придется столкнуться с рассматриваемой ситуацией. Все, что они могут сделать, это заметить первые признаки кризиса, смягчить его остроту и уменьшить длительность. Это очень важно, ведь ребенок может и не перерасти проблемы, с которыми он столкнулся в возрасте 7 лет, и они прочно закрепятся в его памяти, тогда что-либо исправить будет весьма проблематично.

Негативизм — это отказ от всего, о чем ребенка просит родитель. Следует отличать этот признак от обычного непослушания, свойственного всем детям. В случае негативизма, малыш отказывает практически всегда. Не рекомендуется наказывать ребенка в такие моменты. Даже разговор по душам, или требование объяснений не помогут в данном случае. Но если чадо в момент отказа занимается чем-то, что полностью увлекло его, то непослушание в этом случае естественно.

Упрямство — когда дитя требует что-либо от родителей. Это может быть игрушка, конфетка и любая другая вещь. Но ребенку она не нужна. Главное, чего хочет чадо, это самоутверждения, а не обладания вещью.

Строптивость — ребенок всячески пытается нарушать дисциплину, распорядок дня, который ему пытаются навязать. Это может быть нежелание рано утром вставать, ходить в школу, кушать, делать домашнее задание.

Своеволие — дитя хочет быть независимым, поэтому пытается делать все самостоятельно, преодолевать трудности, не спрашивая разрешения или совета у родителей. Ему не важны желания и указания взрослых. На первом месте потребности самого ребенка.

Протест — когда малыш адаптируется к новому укладу жизни и условиям общества, у него накапливается внутреннее отрицание, протест, который он выплескивает практически на каждого человека. Ссоры в семье и в школе становятся обыденным делом. Это происходит от того, что ребенок испытывает внутренний конфликт по адаптации к социуму.

Обесценивание — у малыша формируются новые идеалы. То, что он раньше считал интересным, теперь для него не имеет никакого значения. Дитя ломает любимые игрушки, говорит плохие слова, которые под запретом в обществе. Хулиганит и всячески пакостит всем окружающим его детям, иногда относясь к ним с жестокостью.

В семьях, где дети под сильной опекой, наступает деспотизм : ребенок меняет уклад жизни семьи под свои потребности.

Самостоятельная диагностика

Симптомы кризиса:

  • часто грубит;
  • плохо делает домашние задания;
  • отказывается ходить в школу или детский сад;
  • до последнего стоит на своей точке зрения, начались паясничания, ужимки, позирования;
  • не устраивает в семье все.

Также ребенок становится :

  • раздражительным и вспыльчивым;
  • быстро утомляемым;
  • рассеянным;
  • замкнутым и робким.

Если хотя бы два пункта совпали наблюдаются у ребенка - у него кризис 7-летнего возраста. Но не стоит сильно беспокоиться. В ближайшее время родителям необходимо откорректировать свое поведение так, чтобы не задевать чувства чада. Поскольку бездействие и игнорирование проявлений, как активное, так и пассивное, скажется на поведении ребенка в будущем.

Также возможно, что кризис 7 лет еще не начался, и все вышеприведенные модели поведения, которые обнаружены у ребенка, являются следствием неправильного воспитания. Тогда, маме и папе нужно обратить внимание на этот момент, и откорректировать методы своего воспитания.

Причины

Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни. Когда ребенок переходит из садика в школу, перед ним возникает множество проблем. Это и смена обстановки, общение со школьниками разного возраста и уровня умственного развития. Чаду хочется влиться в общество, и стать полноправным членом системы. Поэтому, чтобы быть готовым к школьному этапу, кризис 7 лет - первое, что ему придется пережить.

Именно в этом возрасте дитя направлено на поиск авторитетной личности. Поэтому в период кризиса у ребенка могут появиться друзья, старше его по возрасту, считающиеся школьными хулиганами и забияками. Чадо может ябедничать на своих сверстников и заискивать перед старшими. Малыш начинает смотреть на себя со стороны: все время сравнивать с кем-то, появляется склонность недооценивать свою личность.

Какие трудности ждут родителей?

Ребенок начинает раздражать взрослых. Кроме этого, сами родители не до конца понимают, что они могут сделать с малышом такого, чтобы он вновь стал управляемым. Даже те мамы и папы, что раньше говорили спокойно с ребенком, начинают срываться на крик, возникают ссоры, ситуация заходит в тупик.

Малыш становится непослушным. У него портится характеристика в школе. Он сравнивает себя с другими, свои обязанности в семье с тем, что делают мама, папа, брат. Например, у него может возникнуть конфликт, ввиду того, что старшему брату можно не одевать шапку, а ему нельзя.

Дитя изводит всех в семье своим упрямством. Может произойти ситуация, когда ребенку во что бы то ни стало нужна игрушка. Он просит ее у родителей снова и снова, а когда они покупают вещь своему малышу, к ней резко теряется интерес.

Что делать родителям?

Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка и он, как и любой другой возрастной кризис, пройдет. Следует правильно вести себя с ребенком и все со временем придет в норму. Родителю необходимо дать чаду больше свободы. Это нужно для того, чтобы ребенок разобрался в своем внутреннем «Я». Необходимо знать меру между жесткими ограничениями (чем злоупотребляют родители) и контролем и направлением чада в правильную сторону.

Необходимо принять во внимание, что ребенок уже не такой беспомощный, каким был когда-то. Если дать ему больше свободы, он станет более самостоятельным, и потом сам придет за советом к маме и папе.

Следует дать ребенку возможность спорить с родителями. Ему необходимо высказать свое мнение, а взрослым, считаться с этим мнением. Таким образом, дитя поймет, что безосновательно требовать чего-либо — не лучший вариант.

В момент начала кризиса семи лет, не нужно отбирать у ребенка игрушки, и сразу же сажать его за тетрадки и учебники. Необходимо делать это постепенно, даже играючи, чтобы переход от развлечений к учебе выглядел как приключение. Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания по рисованию вместе с ребенком.

Не нужно заставлять ребенка соблюдать режим дня. Не хочет - не надо. Маме следует поинтересоваться о том, сколько времени нужно чаду, чтобы справиться со всеми своими заданиями. Пускай пытается успевать за отведенное ему время. От этого действия он почувствует себя взрослым. С ребенком нужно общаться на равных, забыть о том, что он - малыш. Именно тогда чадо будет принимать решения, за которые надо нести ответственность, а не перекладывать всю вину на родителей.

От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказочных мультфильмов. Причем желательно брать во внимание мультики с глубоким смыслом. Таким образом, авторитетом для ребенка будет сказочный персонаж, и дитя поймет, что так нужно делать не только потому, что родители требуют. Ведь так поступает даже герой в его любимом мультике.

Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он - личность, которая не обязана во всем походить на маму или папу. Ведь кризис проявляется в первую очередь именно из-за поведения родителей. Маме и папе дитя нужно понять, что их чаду намного сложнее, чем им, и нужно его поддержать и направить в этот трудный для него момент жизни.

Чего делать нельзя?

Нельзя запрещать ребенку дальше познавать мир, пробовать что-то новое. Ведь именно в этом возрасте происходит переход малыша от игровых занятий к неигровым: шитью, рисованию, конструированию. У чада появляется потребность создавать что-то новое.

Нельзя критиковать малыша. В возрасте 5-7 лет у детей обостряется реакция на критику. Дитя может принести нарисованный им рисунок родителям, чтобы те его оценили. Если они не хвалят его, у ребенка понижается самооценка. А ведь именно в этом возрасте она формируется.

Нельзя злиться на малыша, когда он оттягивает выполнение какого-либо обязательства, которое не хочет делать. Родителям следует учесть, что он их слышит, это просто новый способ взаимоотношения со взрослыми, который ребенок только пробует в своей жизни. Особенности кризиса 7 лет заключаются в том, что малыш переосмысливает прежние правила и свою жизнь.

Когда необходимо обратиться к врачу?

К врачу лучше вообще не обращаться. Этот период временный и он скоро пройдет. Нужно просто смириться, что у ребенка формируется своя новая внутренняя жизнь, в которую он пока еще пускает своих родителей. Но им уже нужно спрашивать у него разрешения войти в нее. Поэтому естественное течение психического развития малыша не стоит лечить с доктором.

К какому врачу обратиться?

Если родители все-таки решили проконсультироваться с врачом, нужно обратиться к детскому психологу. Доктор расскажет в подробностях взрослым о том, что это за напасть, как преодолеть кризис, научит по-новому взаимодействовать с ребенком. И объяснит чаду, что не нравится его родителям, и как прийти к консенсусу.

Если в кризис 3 лет ребенок учится выделять себя из окружающего мира, то в рассматриваемый период, он учится общаться с собой, и понимать себя. Это нелегко для чада, родителям следует это понять. Если малыш начал вести себя так, как описано при кризисе, в пять или шесть лет, это не повод беспокоиться.

Именно в этом возрасте ребенок начинает принимать ответственность за самого себя. Со стороны родителей, особенно мамы, нужно перестать думать о ребенке, как «Мы». Рюкзак в школу соберем не «Мы», а «Он». Только терпение и взаимопонимание поможет без проблем преодолеть кризис 7 лет.

Полезное видео о кризисе 7 лет

Мне нравится!

В жизни каждого человека, будь то ребенок или взрослый, периодически происходят кризисы. Под кризисом чаще всего имеется в виду переход от прежнего этапа к новому в

У ребенка кризис наблюдается при смене деятельности, поэтому очень часто причиной его возникновения может послужить новый интерес и потребность ребенка: игра, учеба и т.д. Психологи традиционно выделяют несколько у детей - новорожденности, одного года, трех и семи лет. Чаще всего кризис 7 лет родители связывают с занятиями в первом классе. Ведь именно в этом возрасте они на своего ребенка возлагают определенные надежды, поэтому он чувствует себя ответственным за все свои поступки и результаты учебы в школе.

Впервые в семилетнем возрасте у ребенка появляется такое чувство как совестливость, возникновение которого зависит только от целей воспитания, изначально поставленных родителями. Кризис 7 лет напрямую связан с психическими и социальными изменениями, происходящими с детьми данного возраста. Кризис 7-летнего возраста проявляется в изменениях в поведении ребенка и утратой детской непосредственности. В этот период родители в своем ребенке могут заметить какое-то искусственное и наигранное поведение, ведь именно младшие школьники начинают подражать взрослым.

Родители должны серьезно отнестись к любым проявлениям кризиса, поскольку пренебрежительное отношение может очень плохо сказаться на успеваемости школьника, которая является результатом его невнимательности, заниженной самооценки, а также в некоторых случаях иногда развивается невроз. Поэтому заботливые родители в такой период жизни своего ребенка должны всячески его поддерживать и помогать ему.

Характеризуется проявлением раздражительности и беспричинного гнева чуть ли не каждый день. В этом возрасте дети все больше утомляются от однотипных занятий на протяжении некоторого времени. Именно поэтому так важно правильно подготовить своего ребенка к занятиям в школе, что может значительно облегчить кризис 7 лет. Сегодня существует множество подготовительных занятий, направленных на занятиям.

На смену беззаботности, импульсивности и непосредственности семилетнего ребенка приходят интеллектуальная мотивация своих поступков и размышления о последствиях любых своих действий. Он уже способен понимать свои эмоции и переживания, которые формируют его самооценку и самолюбие. Все эти психологические новообразования, к которым еще добавляются посещение школы и требования со стороны взрослых, вызывают кризис 7 лет.

В большинстве случаев ребенку самому удается преодолеть все трудности данного возраста и выйти из кризиса, но все же от родителей тоже во многом зависит самочувствие и состояние ребенка в этот период его жизни. Никогда не стоит вмешиваться в дела ребенка с предложением своей помощи, если он того не просит. Специалисты утверждают, что не существует более эффективной помощи со стороны родителей, чем невмешательство. В воспитании детей 7-летнего возраста важно дать им почувствовать все последствия своих действий или абсолютного бездействия с их стороны.

С первыми посещениями школы обязательно нужно интересоваться успехами своего ребенка, но важно понимать, что в этот момент для него важны не его достижения в учебе, а новые знакомства и появившиеся интересы. Поэтому вопросы о школьных дисциплинах и оценках желательно отложить на более подходящее время. Для 7-летнего ребенка очень важную роль играет возникновение и очень плохо, если она будет заниженной. Здесь ребенку способны помочь родители и близкие люди, которые будут всячески его хвалить и поощрять.

Уверенность ребенка в том, что он любим своими родителями и нужен им, поможет ему легко преодолеть кризис 7-летнего возраста.

Родители семилетки могут заметить резкое изменение поведения малыша. Появляются капризы, упрямство, замкнутость, конфликтность, желание влезть во "взрослые" разговоры, возникающие без причины. Однако через это время - кризис 7 лет - проходят все дети. По мнению психологов, кризисные периоды являются нормальной, неотъемлемой частью развития человека. На рубеже 6-7 лет ребенок приобретает новые умения, получает обширные знания, процесс осознания которых нередко бывает длительным и сложным для всей семьи.

Причины перемен в поведении детей

Современная психология выделяет несколько факторов, которые становятся в основе возникновения кризиса семилетнего возраста:

  • Появление у малыша новых потребностей. В 7 лет он нуждается в самостоятельности, инициативе, активном мышлении. Неготовность ребенка к их реализации или запреты родителей, ограничивающие его действия, и приводят к кризису.
  • Осознание малышом новой социальной позиции - статуса школьника. В 7 лет он понимает, что изменилось его место в мире общественных отношений.
  • Из-за изменения у ребенка самосознания происходит переоценка ценностей. Психология семилетнего малыша такова, что он приобретает новые ценности. Все, что было для него важным раньше: игрушки, мультфильмы, перестает его увлекать. В 7 лет дети с удовольствием интересуются тем, что имеет отношение к процессу обучения, деятельности взрослых.

Как проявляются возрастные особенности?

Из-за возрастного кризиса сложной становится жизнь и самого ребенка, и его родителей. В поведении малыша проявляется капризность, непослушность, манерность. Он может начать паясничать, кривляться, нелепо ходить, говорить, коверкая слова. Для кризиса характерно резкое изменение отношения ребенка к окружающему миру. Могут кардинально поменяться его желания, мечты, стремления.

Семилетка осмысливает собственные переживания. Теперь он понимает, что означает радость, злость, огорчение. В возрасте 7 лет возникает логика чувств: малыш начинает обобщать воспоминания, переживания. Формируется внутреннее отношение ребенка к какому-либо моменту действительности.

Для кризиса характерна утрата детской непосредственности. Наука психология выделяет в поведении семилетки помимо желаний и действий эмоционально-смысловую оценку поступка. Малыш 7 лет уже может осознать, какое значение будет иметь для него желаемое. Психология семилетки пополняется такими понятиями, как самооценка и самолюбие. В этом возрасте для ребенка становятся очень важными уважение, проявленное к нему взрослыми, признание его независимости и самостоятельности.

В период кризиса у ребенка меняется отношение к взрослым. Для него взрослый теперь не только близкий человек или приятель. Малыш начинает понимать, как вести себя с незнакомыми, не доверяет им. У родителей могут возникнуть проблемы с воспитанием семилеток. Дети могут стать неуправляемыми, намеренно идти на конфликт, надолго замкнуться в себе.

Однако не все проявления возрастного кризиса отрицательны. Семилетний ребенок - вполне организованная и самостоятельная личность . Готовясь к поступлению в школу, он начинает интересоваться учебным процессом. Некоторые дети 7 лет с удовольствием помогают взрослым в повседневных делах.

Все симптомы могут быть ярко выражены у одних детей и почти не проявляться у других. Родители должны знать, что в кризисный период 7 лет у малыша под воздействием ряда неудач или успехов может сформироваться устойчивый комплекс, как положительный, так и отрицательный. Чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия или собственной значимости, исключительность, приобретенные ребенком в период кризиса, могут значительно повлиять на развитие его личности.

Если вы заметили в поведении семилетки проявления кризиса, не паникуйте. Помните, что эти симптомы абсолютно нормальны, они являются неотъемлемой частью психологического развития детей. Несложные правила, которые родители должны соблюдать при воспитании дочки или сына, помогут пережить этот период безболезненно.

  1. Внимательно выслушивайте мнение ребенка, соглашайтесь с его точкой зрения. Так вы повысите его самооценку и укрепите в нем самоуважение.
  2. Развивайте в малыше самостоятельность, не подавляйте его активность. Не запрещайте, если не можете объяснить причину запрета. Обязательно помогайте ему в трудных ситуациях, показывайте свою любовь, понимание, чаще хвалите в случае успеха.

    Предоставляйте семилетке возможность высказаться при обсуждении различных тем. Проявляйте заинтересованность его точкой зрения. Поправляйте его, если он не прав в чем-то, но не критикуйте.

    Найдите время ответить на все вопросы, задаваемые ребенком. В возрасте 7 лет дети еще очень любознательны, они желают знать буквально все, постоянно спрашивая "почему". Даже если малыш задает вопрос повторно, терпеливо повторите ему то, что вы уже говорили. У детей, от которых не отмахивались родители, объясняя все, что их интересует, активно развиваются интеллектуальные и социальные навыки, они легче переносят кризисные симптомы.

    Чтобы укрепить у ребенка веру в себя, поощряйте его даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения. Это способствует быстрому развитию самостоятельности.

    Следите, чтобы все окружающие малыша люди предъявляли к нему одни и те же требования. Семилетка должен четко понимать, что можно, а что запрещается.

    Научите малыша выражать свои потребности, показывать внутренние эмоции. Не забывайте, что душевные переживания человека сильно влияют на внешнюю сторону его жизни.

    Возрастной кризис пройдет гораздо легче, если родители будут подавать семилетке пример поведения. Нельзя показывать в присутствии малыша злость, недовольство, сильную обиду, раздражение. Необходимо следить за культурой общения. Вредные привычки также не допустимы. Помните, что поведение ребенка - отражение ваших поступков.

Родители малыша 7 лет, столкнувшиеся с изменением в его поведении, должны понять следующее:

    кризис - неизбежный, но естественный период в развитии каждого ребенка;

    это время протекает спокойно у одних детей и достаточно бурно у других;

    основное в кризисном периоде - не трудности в воспитании, а перемены, происходящие в детском самосознании;

    наступление кризиса говорит о социальной готовности малыша к более серьезной деятельности и обучению в школе.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх