Сад 15 камней в японии. Леонид Каганов: дневник

Японский сад камней - это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку, засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней , они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Не все 15 камней , уложенных на ровную площадку у буддистского храма Рёандзи в японском городе Киото, удается сразу охватить взглядом. Где бы ты ни расположился, видишь максимум 14 камней. Стоит переместиться немного в сторону – выглядывает из-за одного камня другой, поменьше. Зато теряется из виду один из тех, что только что видел. Сколько ни пытайся – результат всегда одинаковый.

Что хотел сказать своим философским посланием древний монах? Разгадку его наставления ищут до сих пор: от готовых медитировать сутки напролёт паломников до вездесущих туристов, знающих о Будде лишь то, что этот вечно молодой Бог умеет улыбаться.

Группа ученых из Университета Киото заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи . Они провели компьютерный топографический анализ сада и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны.
Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево.

Киото. 15 камней в Саду Реандзи.

Сад Рёандзи (Храм миролюбивого дракона) — главная достопримечательность японского города Киото. Предполагается, что его архитектором стал мастер Соами, автор многих дзэнских садов, второй половины XIV века, создаваемых для медитации и понимания Природы. Это великолепный образец садов, классифицируемых как карэсансуй или сухой ландшафт и создан он в 1488 году. Есть в нем своеобразно спланированный хаос из пятнадцати черных необработанных камней, разбросанных по белому песку. С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, отражая буддийское представление о том, что число 15 означает полноту, совершенство, трудно достижимое в этом мире. Десятки других толкований вложил мудрый монах Соами в 15 черных, необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. Незря этот сад имеет другое название -- «Философский сад», он является памятником всемирной культуры и с 1994 года охраняется ЮНЕСКО.
.

Как пройти к Саду Рёандзи? Доброжелательные жители Киото всегда подскажут наикратчайший путь.


Перед входом в храм с садом разбит замечательный парк, по которому прогуляться - одно удовольствие. Парк красив в любое время года, но особенно - во время цветения сакуры.




Сад храма покрыт белым песком и окружен невысокими стенами, в саду совсем нет растений, это один из редчайших образцов древнего сада, сохранившийся именно таким, каким его создал автор. Глядя на песок, легко можно представить себе глубокое синее море, глядя на камни - острова, а мох на камнях ассоциируется с растениями .


Из 15 заявленных во всех путеводителях камней, каждый пришедший в сад, замечают только 14 из них. Пятнадцатого камня перед глазами нет, его загораживают соседние.


Передвигаешься по галерее, вдоль края песчаного прямоугольника — и снова перед глазами только 14 камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался — теперь оказался на виду, зато «исчез» другой камень.







За садом камней находится древний цукубаи - небольшой традиционный японский бассейн ритуального назначения, использовавшийся когда-то монахами для чайной церемонии. Вода поступает в цукубай через бамбуковую трубу-какеи. На таком сосуде-колодце лежит маленький ковшик бисяку из бамбука с длинной ручкой. Набирать воду в рот прямо из ковша -- моветон.




На территории парка расположен большой пруд Кёёти, основанный еще в 12 веке.


На пруду находится маленький островок, который называется Бентендзима, посвященный богине Бентен, единственному божеству женского пола из семи богов удачи в синтоизме.

Этот пруд облюбовали китайские уточки, поэтому его еще называют Осидори Икэ. Известно, что китайские уточки выбирают себе только одного партнёра на всю жизнь, и если с ним что-то случиться, то больше уже ни с кем не живут. Поэтому в Японии, осидори символизирует верность и этот пруд популярное место среди молодых пар.

Некоторые с недоумением выходят из сада---для чего все это? Японцы считают, что каждый в очертаниях камней может увидеть что-то свое. В японской конституции, составленной еще в 7-ом веке указывалось: «У каждого человека есть сердце. А у каждого сердца есть свои наклонности. Я считаю это хорошим, он - дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Мы оба только обыкновенные люди».

Нашему человеку это порой трудно понять, но японцы приняли этот тезис, как принцип общественной жизни.

(17 оценок, среднее: 4,29 из 5)

Сад камней («сухие воды и горы») как культурно-эстетическое сооружение появился в Японии в середине ХIV века. Булыжник любой формы или осколок скалы для японцев символизирует нечто божественное, священное. Несколько веков назад у этого народа считалось, что в местах наибольшего скопления камней, самых совершенных природных творений, обитают боги. Возводить каменные сады монахи стали из желания стать ближе к богам. Значительно позже, помимо украшения территории возле дома, карэсансуй стал местом для уединённых размышлений и медитаций, помогая отстраниться от мирской суеты и в каменных изваяниях увидеть изящную прелесть простоты.

Карэсансуй

По японской традиции, сад камней представляет собой ровную площадку прямоугольной формы. Открытое пространство символизирует свободу, раскрепощённость, безбрежность мира. Невысокая глинобитная ограда с трёх сторон композиции создаёт ощущение закрытости, уединённости. В Японии вода - символ тёмного женского начала, а камень - светлой мужской силы. Поверхность сада камней, олицетворяющая океан, засыпается песком, мелкой галькой или гравием. Каменные глыбы, на первый взгляд хаотично разбросанные, располагаются по схеме, подчинённой традициям дзен-буддизма.

Сад 15 камней

Одним из самых известных каменных садов является сад храма Рёан-дзи, или сад 15 камней, построенный в 1499 году. По его подобию построено большинство каменных композиций при храмах Японии.

На площадке, засыпанной белым гравием, расположено 15 тёмных булыжников в первозданной форме, разделённых на пять групп. Каждая каменная группа обсажена зелёным мхом, а гравий «причесан» граблями вдоль длинной стороны сада и кругами вокруг «островов». Каменная композиция построена таким образом, что пятнадцатый элемент всегда остаётся невидимым . Увидеть все 15 камней возможно только паря в высоте.

В ХVIII веке практически все постройки храма Реандзи были уничтожены пожаром. И только каменная композиция сохранила свой первозданный вид до наших дней. Монахи считают что лицезреть весь сад способен лишь «просветлённый».

Галерея: сад камней (25 фото)













Создание японского сада

Обустройство японского сада на даче своими руками потребует колоссального терпения и максимальной кропотливости . Чтобы композиция выглядела гармонично, необходимо соблюсти некоторые принципы обустройства японских каменных садов .

  • Ощущение пустоты - это первое впечатление при созерцании японского сада камней. Открытые и заполненные участки должны гармонировать .
  • Расположение каменных групп ориентируется на определённую точку созерцания. Традиционно место наблюдения устанавливается с северной стороны садика, чтобы полуденное солнце не ослепляло смотрящего.
  • Японский каменный сад асимметричен. Не допускается размещение камней и других элементов одного размера и избегается параллельность относительно ландшафта, построек или друг друга.
  • Проектируя сад камней на даче, следует ориентироваться на основополагающий принцип размещения объектов - семиугольную геометрическую сеть линий. Все элементы устанавливаются на точках пересечения линий семиугольника. Размер выбранной под каменную композицию территории может быть любой, но чем она больше, тем вероятней вписать весь семиугольник в пространство и получить визуально более просторный сад .
  • Вся площадь японского сада засыпается песком, галькой или щебнем. Затем, имитируя водную рябь, граблями наносится волнообразный рисунок.

Основные и декоративные атрибуты

Камень

Важную роль при создании японского сада своими руками играет выбор камней . Все отобранные экспонаты должны безупречно сочетаться и подчёркивать гармоничность пейзажа.

Декоративные элементы

Использование малых архитектурных форм придаёт композиции законченность.

Дорожки

Если площадь сада позволяет, тропинки из плоского камня, бетонной плитки или кирпича станут символическим дополнением каменной композиции. Дорожка в японском каменном саду имеет смысл жизненного путешествия . Извилистая, без чётких геометрических форм, дорожка призвана провести своего посетителя через сад по всем точкам созерцания и неспешно рассмотреть все картины сада.

Укладывая элементы тропинки, необходимо избегать образования чётких квадратов и пересечения четырёх линий. Камни или кирпичи не укладываются вплотную, между ними остаётся как минимум сантиметровый зазор, в который можно посадить мох или траву. Удобная и прочная, с мягкими изгибами, тропа должна гармонировать со всеми элементами японского сада, не привлекая к себе внимание яркостью и чёткой графикой.

Процесс создания

При правильной расстановке каменных групп возникает ощущение вечности и постоянства.

Оформив свободную часть своего приусадебного участка в традициях японского сада камней, вы получите комфортабельное место для уединения, где можно поразмышлять и очистить сознание от повседневной суеты .

Суши, самураи, сакуры, гейши, сады камней - именно на этих столпах базируются представления о Японии большинства из нас. Но если восхищение мужеством самураев, цветением вишни и вкусом японской еды - вполне понятно и объяснимо, то прелесть сада камней по-прежнему остается загадкой. Его эстетические законы трудны и весьма далеки от представлений среднестатистического россиянина о красоте и пользе для души. Понимание достоинств такого сада потребует большой душевной работы, подлинной любви к природе во всех ее проявлениях.

Кстати, о любви к природе. В европейской традиции принято ее «улучшать». Какие бы сады и парки мы с вами ни вспоминали - от самых ухоженных, до полузаброшенных, - везде мы вольно или невольно отметим преобразования, сделанные специалистом с целью устранения природного хаоса.

А вот в представлении японцев природа в ее первозданном виде и есть само совершенство, она и прекрасна, и разумна. Надо лишь подчеркнуть эту красоту, не предпринимая никаких радикальных вторжений.

Фото: www.globallookpress.com

Добро пожаловать в Киото!

Сад камней, сад воды, сад мхов - вот основные виды японских садов. Один из самых известных садов камней находится в Киото - древней столице Японии. Люди приезжают посмотреть на него буквально со всего света, кто-то надеется увидеть настоящее чудо, но многие бывают и разочарованы: что за сад такой - просто камни, да еще разбросанные в произвольном порядке! Кажется, это и вправду так. Но торопиться не стоит. Этот сад не должен отвлекать посетителя яркостью красок или затейливостью композиции. Его задача - способствовать духовной концентрации.

Сад монастыря Реандзи в Киото существует с ХV века. Это небольшая площадка 23×9 м2 перед верандой дома настоятеля. Поверхность засыпана белым гравием, а на ней небольшими группами расположены 15 камней. Каждая группа камней обрамлена коричнево‑зеленым мхом. Тишина, равновесие и гармония. Ничего лишнего. Разумеется, этот сад был рассчитан в первую очередь на человека, жившего несколько веков назад. Нашему современнику, существующему в ином ритме, сосредоточиться и вызвать в воображении множество небудничных ассоциаций гораздо сложнее. Но такие минуты сосредоточенности и погружения в себя для него не менее важны, чем для далекого предка. Следовательно, и ценность такого сада только возрастает…

Сад в Киото только кажется неизменным, но на самом деле он меняется постоянно - ведь меняется освещение, буреет мох, покрываются каплями дождя влажные камни и садовник время от времени исправляет специальными граблями узор на гравии. Да, садовник нужен и в таком саду. Правда, задача у него несколько иная. Есть такая японская легенда, в которой отец снова и снова заставлял сына убирать свой сад. Наконец тот взмолился со словами: «Отец, больше уже нечего делать! Деревья я спрыснул водой, мох сверкает свежей зеленью, на земле не осталось ни одной веточки, ни одного листочка!» Но отец лишь улыбнулся и со словами «глупый ты, разве так подметают дорожку…» спустился в сад, тряхнул дерево и рассыпал по саду золотые и алые листья. Так в сад пришла осень.

Если посчастливится попасть в этот или подобный ему сад, не торопитесь его покидать вслед за суетливой стайкой туристов, и тогда благодарный сад приоткроет вам хотя бы часть из множества своих секретов.

По образу и подобию

Возможно, кто-то из наших читателей захочет создать подобие японского сада у себя на дачном участке. Дело это только на первый взгляд может показаться простым. Ведь ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая, эти две воображаемые линии не должны быть параллельны, а два предмета не могут быть одного размера.

Главное же, что надо помнить, задумывая свой сад: задача заключается не в том, чтобы наполнить его даже самыми замечательными растениями и предметами, но напротив, «отсечь» все лишнее, ведь сад - это модель мира, а каким вы хотите видеть ваш мир, решать именно вам.

– Увы, мне не довелось посетить сад камней. А вот моя мама видела такой в Японии и вспоминала о нем, как о месте необычайной красоты и гармонии. Сад камней, по словам моей мамы, не производит впечатления искусственно созданного человеком, он кажется уголком естественной природы.

Итак, буддийский храм Рёан-дзи - храм Покоящегося Дракона - известен далеко за пределами Японии и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главная достопримечательность храма - Сад камней. На песчаной площадке внутри комплекса лежат 15 черных необработанных камней: с какой бы точки посетитель ни рассматривал эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный остальными. Наблюдать все камни можно лишь воспарив над садом и, в связи с этим, считается, что полная картина доступна лишь тем, кто достиг просветления. Ну, или тем, у кого есть квадрокоптер.

О Золотом храме Кинкаку-дзи я уже упоминал в посте про лучшую фотографию за сентябрь. Павильон, покрытый листами чистого золота был построен в 14 веке, как вилла для отдыха сёгуна. Здесь он провел последние годы, утратив интерес к политической жизни страны. Для многих российских туристов этот храм знаком не только по красочным буклетам туристических компаний, но и благодаря переводу произведения классика современной японской литературы, человека с необычной судьбой - Юкио Мисима. Роман Золотой храм (в русском названии) был переведен в 70-е годы Григорием Чхартишвили - популярным ныне писателем, известным под псевдонимом Борис Акунин.

Карта территории храма. Сейчас туристический маршрут лежит вокруг пруда и золотого павильона. Заглянуть внутрь дозволено только избранным:

3.

Вековой дуб перед входом на территорию:

4.

Павильон стоит на берегу Зеркального пруда, отражаясь и играя отблесками своей позолоты в водной глади:

5.

6.

Водители такси фотографируют школьников-экскурсантов. Интересно, что в некоторых компаниях принята форма водителей и даже знаки отличия (погоны), отмечающие стаж водителя и его профессионализм.

Такси в Киото популярный вид транспорта не только для туристов, но и для школьных экскурсий. Школьников сюда привозят со всей страны. Знакомство с памятниками национальной культуры - важная часть программы школьного образования. Каждого японского школьника обязательно привозят на экскурсию в Киото и древнюю столицу Нара. Чем перемещаться на большом автобусе, класс разбивается на звенья и группы по 4-5 человек едут по маршруту на такси. Водитель, выполняя функцию гида, показывает город, фотографирует ребят и рассказывает им о достопримечательностях:

7.

Пруд Кинкакудзи прекрасен сам по себе: аккуратно подстриженные сосны и силуэты камней отражаются в зеркальной глади, создавая гармоничную атмосферу единение с природой:

8.

Искусство выращивания деревьев высоко ценится в Японии.

Все знают искусство выращивания карликовых деревьев “на подносе” - “бонсай”. Большим деревьям уделяется не меньшее внимание. Сосны в особом почете, они требуют внимательного ухода, постоянной стрижки. Тяжелые ветки подпирают, а зимой даже бывает прикрывают специальными зонтами от снега. Многие сосны имеют свои имена. Некоторым деревьям осознанно придают форму - на снимке “Сосна Корабль” одна из трех красивейших сосен Киото. Дереву по преданию более 600 лет и оно помнит еще строителя Золотого храма:

9.

Каменные фонари - один из видов пожертвований в храмы и святилища, подобно красным тории в святилище Фусими Инари. Обычно их ставят перед фасадом храма или вдоль аллей, но часто их можно встретить и в “обычном” японском саду или дворе традиционного японского дома:

10.

Небольшой водопад в Кинкакудзи называется Ворота Дракона. По древней китайской легенде карп, который взбирается против течения по водопаду в небо, может превратиться в дракона. Здесь вы видите камень, символизирующий карпа, который вот вот достигнет своей цели:

11.

Покрытый настоящим золотом, гармонично оттененный кровлей из кипарисовой коры, Золотой павильон прекрасен в любое время года и суток:

12.

Однажды в эти места приезжал любоваться павильоном император Гомидзуно, и специально для него был сооружена небольшая чайная хижина - “Прелесть заката” Сэккатэй. Ее с тех пор несколько раз перестраивали, но и сейчас она дает представление о японском искусстве чайной церемонии и устройстве чайного домика:

13.

Идеал - простота и скромность, сочетающаяся с изыском материала и формы:

14.

Японские предсказания - это, в основном, «хорошо», «очень хорошо», «прекрасно», «великолепно». «Плохо» встречается редко На выходе специальное место, куда можно повязать “неудачное” предсказание. Специальная надпись дополнительно информирует, что это место только для несчастливых гаданий. Хорошее принято уносить с собой:

15.

Сад Камней. Схема комплекса:

Пруд в лилиях:

17.

Фишка со скрытым камнем срабатывает только с определенной стороны сада. Там сделана специальная зрительная трибуна:

Макет сада камней для плоховидящих:

19.

По идее, камни должны находится в воде. Для воссоздания этого эффекта, гравий разравнивают специальным рисунком, который имитирует волны:

20.

21.

Неподалеку у здания храма стоят шесть ведер с водой, которые выполняют функцию огнетушителя:

22.

23.

= Япония =

Японский "умный" унитаз

Мясо по 30 000 рублей за килограмм

О чем мечтает японская проститутка?


Высокоскоростной японский поезд


Такси в Японии


Рынок в Киото
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх