Занятие на тему: «Волшебница водица». Старшая группа
Занятие на тему: «Волшебница водица».
старшая группа.
Выполнила: воспитатель МБОУ СОШ №27
Лаврентьева Т.А.
Тверь - 2017
Цель: Формировать представление детей о природном явлении - вода.
Задачи:
Образовательные:
1 - способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность).
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Методы: словесные (используемые приёмы: рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово); наглядные (используемые приёмы: рассматривание иллюстраций, схем); практические (элементарный опыт).
Оборудование : материалы для экспериментирования (стаканчики, тарелки одноразовые с водой, сахар, лук, краска-гуашь, зёрна, ложки одноразовые, цветные карандаши, листы бумаги), муз.композиция « Ручеёк».
Ход:
Организационный момент - «Приветствие»
Посмотрите, у нас сегодня гости!
Поздороваемся с нашими гостями.
Здравствуйте.
Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию.
Что делают в лаборатории? (ответы детей)
Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию нам нужно отгадать загадки.
Вы готовы? Тогда …
- ”Угадай ка”…(разгадывание загадок)
Быстро убегает
Прямо из-под ног.
Брызгами играя,
Прохладный…
(ручеёк)
А за поворотом.
Тиха и глубока.
Течёт, качая лодки,
Широкая…
(река)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(дождь)
Ребята, как можно назвать одним словом ручеёк, река и дождик? (вода)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаю вас в лабораторию.
Ребята, а почему нас не встречает Капелька? Она обещала нам показать опыты. А вот и она, и грустная. Ч то случилось?
Капелька: Я потеряла книгу « Опыты с водой» и думаю, что сегодня не смогу вам показать опыты.
Воспитатель: Не переживай, Капелька, мы поможем тебе. Ребята, как помочь Капельке?
Дети: Сделать книгу опытов.
Воспитатель: Правильно, ребята, но прежде надо сделать эти опыты, а ты Капелька присядь и посмотри как ребята опыты с водой делать будут.
- Опыт 1 «Вода не имеет вкуса »
Ребята, что перед вами на столе?(ответы детей)
Попробуйте воду из чашек, какой у неё вкус? (ответы детей)
А теперь добавим в стаканчик с водой немного сахара.
Что изменилось? (Вода стала сладкая).
Как вы думаете, что мы изменили? (мы изменили вкус воды)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: вода не имеет вкуса.
- Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике.
Как она пахнет? (ответы детей)
Теперь добавим в воду лук, перемешаем ложечкой и опять понюхаем.
Как вы думаете, что произошло с водой? (вода пахнет луком).
Что вода изменила? (вода изменила запах)
Какой вывод можно сделать о простой воде, если её понюхать?
Вывод: вода не имеет запаха.
- Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная»
Ребята, как вы думаете, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем).
Что изменилось? (вода изменила цвет).
Что изменила краска? (краска изменила цвет воды).
Теперь сравним чистую, прозрачную и окрашенную воду. В оба стакана положим по одному зёрнышку.
В каком стакане мы видим зёрна? (ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Молодцы, ребята, вот и образец – схема.
Итог:
Что мы узнали сегодня в нашей лаборатории? (вода не имеет вкуса и запаха, что вода прозрачная)
Воспитатель: Капелька, как думаешь, дети положили начало твоей книге?
Капелька: Да, ребята, вы молодцы! Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка «Море».
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно,
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй!
- Представьте себе, что было бы, если на Земле исчезла вся вода? (ответы детей)
Правильно, ребята! Без воды мы не сможем прожить. Погибнут растения, животные и люди. Давайте, друзья, беречь воду!
Воспитатель приглашает троих детей и предлагает прочитать стихи о воде под музыку ручейка.
Воспитатель предлагает детям сделать уборку в лаборатории, а затем зарисовку любого опыта, который им понравился.
1 – й ребёнок
Вы слыхали о воде ?
Говорят она везде!
В луже в море, в океане
И водопроводном кране.
2-й ребёнок
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
3-й ребёнок
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды.
Занятие на тему: «Волшебница водица».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка
Первомайского района Алтайского края
Конспект НОД
в старшей группе «Волшебница вода»
2018 г.
Программные задачи:
Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.
Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.
Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.
Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).
Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».
Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность
по теме «Волшебница вода»
- углубит знания детей о свойствах воды;
Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.
Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.
Ход работы:
Звучит мелодия «От улыбки»
В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стулья
В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.
Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.
В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).
В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)
Давайте поговорим о воде.
Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)
Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)
Имеет ли вода запах? (Без запаха).
Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).
В:
- Кому нужна вода?
(людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду?
(готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.
Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)
Воспитатель.
Читает
стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .
Физкультминутка
Тихо плещется вода
(Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
(Руки вверх)
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
(Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
(Делаем вдох)
И присядем на песок.
(Дети садятся.)
В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.
Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)
1. Не кричать!
2. Не трогать без разрешения!
3. Не пробовать на вкус!
4. Соблюдать осторожность!
В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.
Какая получилась вода? (солёная).
А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.
В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.
В: Отгадайте загадку.
Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).
Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.
Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).
А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)
А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!
Полоса - к полоске, линия - к линии:
Жёлтая, зелёная, красная, синяя…
В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.
Вам понравилось быть исследователями?
Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)
(звонок телефона)
В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)
Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.
Вы такие, молодцы!
Все старались, не ленились
И, играючи учились!
От меня за труд такой
Вам подарок небольшой!
Вы меня не подводите,
А скорей его найдите:
Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
Не в шкафу он, не в руке,
А в волшебном сундучке!
(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.
Цель занятия в детском саду
- развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал для занятия в детском саду
- стаканчики с водой;
- емкости с песком и сахаром;
- чайные ложечки;
- термос с кипятком;
- зеркало;
Ход занятия в детском саду
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?
Опыт 1:
В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.
— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)
— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Загадки о воде
1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/
2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/
3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/
4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/
5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/
7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/
Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.
Опыт 2:
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Опыт 3:
Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.
— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ
— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.
— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)
— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .
Программные задачи:
Конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют. Формировать познавательные процессы (память, мышление, восприятие); безопасное поведение на воде. Развивать логическое мышление; чувство радости от единения с природой. Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту). Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: лаборатория, лаборант, колба, круговорот воды в природе, жидкость, пар, конденсируется.
Предварительная работа : чтение стихотворений о воде.
Материалы и оборудование: доска, вода в стакане, белый лист бумаги, пуговица, пустой стакан, колба, бутылка, кусочки льда, салфетки, электрочайник, стекло.
Ход занятия .
Приветствие.
Заходит «Волшебница-вода »: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я «Волшебница-вода». Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты.
Звучит запись фонограммы: «журчание ручейка».
Послушайте и определите, что это за звуки: (вода журчит, разговаривает, булькает, льется и.т.д.). Правильно, это шум ручейка. Именно о воде сегодня мы с вами будем говорить. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой
«Волшебная вода».
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (Ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (Ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (Ответы детей.) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, не заходи глубоко в воду и, не в коем случае, нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с ее состояниями и некоторыми свойствами.
Физминутка «Ручеек».
Заходит «Волшебница-вода».
Игра «Где живет вода?»
Воспитатель передает детям микрофон по кругу. Каждый должен дать ответ: Вода живет… в реке (озере, ручье, болоте, море, кувшине, стакане, кране, водопроводе, человеке, бассейне, чашке, бутылке, луже и т. д.).
Сегодня мы познакомимся с водой поближе, узнаем какие тайны она скрывает, в чем ее волшебство. А в этом нам поможет Волшебница-вода. Проходите в лабораторию. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведем опыты по исследованию воды. Но прежде, чем мы приступим к опытам, мы вспомним правила безопасности:
Нужно четко выполнять инструкции воспитателя, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые назовет воспитатель. Возьмите стакан с водой, понюхайте, попробуйте на вкус, посмотрите какого цвета. Что мы можем сказать? Вывод: вода – это жидкость, она не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачная.
Ребята, возьмите по кубику льда в руку. Что мы видим? (льдинки тают и опять превращаются в воду.) - Значит, лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии (кладут льдинки в тарелочки и вытирают руки салфеткой).
Рассказ сказки «Как ослик спасся».
Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это и не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.
Вопросы к детям:
Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?
Почему ослику, который вез поролоновые губки, плыть было тяжелее?
Кто из осликов принес свою ношу домой?
Чтобы проверить наши ответы, давайте поставим опыт.
Пальчиковая гимнастика.
Раздаточный материал: емкость с водой, мешочек из ткани (2 х 3 см) с солью.
Воспитатель. Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик привез пустые мешочки. Возьмите наши мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? (Ответы детей.) Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.
Раздаточный материал: емкость с водой, поролоновые губки размером 2 х 3 см.
Воспитатель. А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ним происходит? (Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут.) Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.
Подвижная игра «Волшебные капельки »
Игра «Верно - неверно».
Ребята, будьте внимательны. Если вы согласны с утверждением, говорите «Верно», если нет - «Неверно».
Скажите, вы воду бережете?
Ребенок читает стихотворение:
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем.
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Вы многое узнали о воде сегодня на занятии. Всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
«Волшебница-вода»: Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы участвовали в проведении опытов, я хочу вам подарить этот диск с мультфильмом « По дороге с облаками».
Воспитатель благодарит и предлагает посмотреть мультфильм после занятия.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Тема: «Волшебница вода»
Цели:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Предварительная работа:
Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
Рассматривание глобуса, карты мира
Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
Оборудование и материал:Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка».
Ход занятия:
В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без (воды)
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
I Игровой практикум: «Мама тучка»
В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане
В: А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: Я капелька
В: Как зовут тебя?
Дев: Меня зовут Капитошка.
В: А зачем ты к нам пришла?
Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
II Дети идут по группе и делают остановки.
I-уголок природы - возле растений.
Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)
II-аквариум - приклеивают капельку.
III-мойка в подсобном помещении
Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)
IV –игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)
V-туалетная комната
Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)
VI – У стола, где стоит кувшин с водой.(приклеивают капельку)
В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?
Повтори Повтори
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории
III Основная.Исследование «Волшебная вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Д: Слушать воспитателя
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)
Исследования
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.
В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашей бумагой?
Д: Гряная стала
В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Д: В чистой
В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод – Вода прозрачна.
2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он?
Д: Сладкий
В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
Прозрачность
Нет запаха
Без вкуса
Растворитель.
Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
IV Творческая работа
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.
Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить).
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р: Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Капитошка:
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без меня вам не прожить!
Вы меня в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!
В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).
На этом наше занятие закончено.