Занятия с ребенком в 1 месяц жизни. Игры с грудничком по месяцам

Занятия с ребенком (1 месяц)
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Календарь игр - первый месяц

Публикация Календаря игр, разработанный психологом Татьяной Егоровой.
В данном Календаре публикуется, как играть с ребенком, начиная с рождения и до года. Она будет включать несколько развивающих упражнений применительно к каждому месяцу жизни.

Сегодня мы поговорим о том, как с максимальной пользой провести время бодрствования с крохой, чтобы ваше взаимное общение благотворно влияло на его общее физическое и психическое развитие, служило источником радости и давало мощный стимул к познанию окружающего мира.
Итак, вы принесли новорожденного домой из роддома. Присмотритесь к ребеночку – основное, что он делает – это ест, бодрствует и спит (первые дни на сон уходит в среднем до 20-22 часов, далее к концу 1 месяца сокращается до 15-18 часов).
Остальное время – бодрствование + еда + гигиенические процедуры (смена подгузника и т.п.)

Как же можно заниматься с крохой во время бодрствования?

Выкладываем на живот

Упражнение помогает развить мышцы шеи и живота, формировать правильный изгиб позвоночника и тренирует мышцы спины, что хорошо подготавливает малыша к ползанию

Обычно у деток в этом возрасте еще слабенькие мышцы шеи, они долго не смогут удержать головку. Если положить малыша на живот на ровную и твердую поверхность (пеленальный столик, к примеру) – активизируется защитный механизм: способность поворачивать или приподнимать голову.
Данное упражнение можно делать, когда малыш спокоен, не голоден. Если он только что поел, подождите немного перед упражнением.

Как выполнять?

Осторожно положите кроху на живот, поддерживая его головку. Головку легонько поверните набок в одну, затем в другую сторону. Погладьте спинку от ягодиц к головке и наоборот несколько раз, не массируя позвоночник. Даем ему полежать 30-40 секунд.

На первое время это достаточно, а ближе к 2-3 месяцам это время увеличиваем до 15 мин и более.

Стимулируем хватательный и ладонно-ротовой рефлекс

Наверно вы уже обратили внимание, что у новорожденного ручки крепко сжаты в кулачки. Если вы попробуете вложить ему в ладошки свой палец – он крепко их схватит – хватательный рефлекс. Он помогает крохе удерживать объект в своих ручках, не выпуская.
Хватательный рефлекс тесно связан с ладонно-ротовым рефлексом.

Как выполнять?

Положите малыша на спину, возьмите его ручки, вложите большой палец ему в ладошки (он их сожмет), остальными пальцами поглаживайте тыльную сторону его ручек, одновременно надавливая на центр ладошек. Малыш должен приоткрыть ротик – врожденный рефлекс. Если он этого не делает, возможно, рефлекс заторможен – почаще выполняйте данное упражнение.

Давайте малышу подержать ваш большой палец так, чтобы его большой пальчик охватывал ваш, будучи противопоставлен остальным пальцам.

Предложите ему яркую небольшую и не громкую погремушку, легонько прикасаясь к его ладошке. Он ее схватит. Вы осторожно отбираете игрушку и снова даете – так повторяете несколько раз, тем самым развивая силу хватательных движений. Можно водить игрушкой в разные стороны, чтобы тот хватал ее не только перед собой, но и сбоку, снизу, а также в разных положениях (на боку, на спине, на животике).

Если хватательный рефлекс развит слабо, ручки разжаты – необходимо стимулировать его. Помогут поглаживания тыльной стороны, круговые движения на ладошке, мягкие постукивания пальцами по ней, шерстяная ткань, мягкая зубная щетка (ими делаете те же движения, что и пальцами).

Рефлекторное ползание

Данное упражнение основано на врожденной способности крохи ползать на животе, отталкиваясь ножками от опоры (кожно-ножной рефлекс), которая сохраняется до 2,5 – 3 месяцев его жизни и настолько сильна, что кроха может сделать сильный рывок вперед.

Поэтому, занимаясь с ним, будьте осторожны, чтобы он не упал вниз. На этом занятии вы хорошо натренируете все мышцы тела, попутно осуществляя массаж всех внутренних органов и систем органов.

Как выполнять?

Положите ребенка на живот с полусогнутыми ножками. Ручки вперед, локти развернуты в стороны. Впереди должно быть достаточно места, чтобы не стукнулся головкой о преграду (лучше всего делать на не холодном полу или не мягкой кровати или кушетке).

Подложите под его стопы свои ладони и легко надавите – в ответ кроха попытается сделать движение вперед, разгибая коленки. Проследите, чтобы его ручки не попали под живот.

Если малыш не активен или отказывается выполнять, попробуйте слегка стимулировать данный рефлекс: проведите указательным и средним пальцем по его позвоночнику снизу вверх – так вы активируете мышцы спины.

Рефлекторная ходьба

Самое приятное упражнение для малышей!

Заключается в рефлекторной попытке ходить, слегка касаясь поверхности стопами. Данный рефлекс сохраняется до 1,5 месяца жизни, а позже малыш пытается “ходить” уже осознанно.

Как выполнять?

Возьмите ребенка под мышки спинкой к себе и чуть наклоните вперед. Будьте осторожны и не сдавите ему грудную клетку своими руками. Дайте малышу ногами почувствовать твердую опору для ножек, хорошо это будет на шероховатой или прохладной поверхности (ковер, пол, стол), чтобы ощущения были намного ярче. Поведите кроху, имитируя ходьбу (наступая то на одну, то на другую ногу полностью, не на цыпочках).

После упражнения положите малыша отдохнуть на спину, можно нежными движениями помассировать стопы – следующее упражнение:
Массаж стоп ребенка

Мама отлично сможет выполнить самый простой вид массажа: поглаживание стоп, что активирует множество рефлекторных зон, связанных с работой внутренних органов и систем органов всего организма. И пренебрегать этими упражнениями не стоит. Вы хорошо подготовите кроху к самостоятельной ходьбе в будущем, предохраните от плоскостопия и улучшите его общее самочувствие.

Как выполнять?

Ребенок на спине, ножки полусогнуты. Возьмите голень ребенка левой рукой, фиксируя ножку, а правой рукой с помощью подушечки большого пальца поглаживайте наружную поверхность стопы, под пальчиками, сделайте винтообразные движения, затем большую восьмерку, касаясь краев стопы. То же сделайте и с другой ножкой.

Когда кроха привыкнет к этому массажу (а многим не очень нравится, но не пугайтесь, это в норме), вместо своего большого пальца возьмите шерстяной носочек, и сделайте те же движения.

Катаемся на мяче

Если у вас еще нет большого надувного мяча – самое время его купить! Выбирайте яркий, большой (например, из тех, что используются на занятиях аэробикой, плаванием). Его можно купить в любом магазине детских товаров, в “Детском мире” в секции, где надувные бассейны, плавательные круги и т.п.

Катание на мяче хорошо развивает координацию движений, тренирует мышцы живота, спинки, шеи. Его можно выполнять в течение всего первого года жизни каждый день по нескольку минут.

Как выполнять?

Положите ребенка на прикрытый пеленкой надувной мяч животом вниз (мяч на большой кровати)Придерживайте его за ножки правой рукой а левой – в области лопаток и покачайте вперед-назад, вправо-влево и т.д. Размах качки не сильный, чтобы не уронить ребенка.

Во время всех упражнений не забудьте про вербальное общение: разговаривайте с ребенком, читайте короткие стишки, пойте простые песенки. Польза от этого активного бодрствования – огромная. Ваш малыш станет быстрее развиваться, окрепнет физически и раньше начнет говорить.

Вложение:

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы.

Физическое развитие

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако первый месяц - это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди - марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса, органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни. Сразу в роддоме, по правилам, в первые 12 часов жизни, новорожденному делают первую в жизни вакцинацию против вирусного гепатита, в течение 3–7 дней - прививают против туберкулеза (БЦЖ). Следующей прививкой будет повторная вакцинация против гепатита В в возрасте 1 месяц.

Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде. Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу. В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели.

Показатели ребенка от рождения до 1 месяца

График роста и

И график веса

Рост

3.330-3.530 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

У новорожденного в этот период различают пять состояний сна:

  • глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно;
  • <
  • неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками;
  • дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами;
  • бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами;
  • плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.
  • В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики - лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5 – 2 сантиметра.

    <

    В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка

    Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно. В этой связи актуальны рекомендации врачей по стимуляции лактации. Одним из главных способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10–12 кормлений за сутки.

    Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша - он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5 - 10 минут кормления. Однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. При сосании младенец заглатывает не только молоко, - вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться. Поэтому процедура срыгивания, когда выходят излишки накопившегося воздуха, является очень важной. При грудном вскармливании срыгивание оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки. Обычно это делается тремя способами - вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, - и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

    Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» - частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» - малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; использование газоотводной трубочки, выкладывание малыша на живот на 3–5 минут, прием плантекса (содержащего в своей основе укроп). Все эти способы позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

    Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый — седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает.


    Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37–37,5°С, продолжительность купания - не более 5–7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца - нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14–15 дней.

    Психическое развитие

    Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь. В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

    • Хватательный - проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
    • Поисковый - малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.
    • Сосательный - у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания.
    • Рефлекс Бабинского - при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
    • Рефлекс Мора - новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.
    • Рефлекс Бабкина - при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот.
    • Плавательный рефлекс - малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.
    • Рефлекс Ходьбы - новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

    Как развиваются органы чувств в этот период?

    Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров. Если на расстоянии 40–50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом. Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы. Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40–50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

    Еще вчера будущую маму интересовали вопросы, касающиеся ее собственного правильного питания, а роды представлялись чем-то нереальным. После появления малыша на свет возникают новые проблемы, включающие этапы развития новорожденного – одним режимом отдыха и приема пищи не обойтись, поскольку малыши уже с первых дней жизни способны впитывать минимальное количество информации.

    Подходящее время для обучения

    Молодые мамы могут не согласиться развивать ребенка с 1 месяца, ведь единственное занятие, которое его увлекает – сон. Младенцы спят до 18 часов в сутки, в остальное время кушают или принимают водные процедуры после смены очередного подгузника. Тем не менее, не так сложно найти всего несколько минут, чтобы играть даже с месячным малышом. Желательно заниматься развитием в моменты, когда ребенок покушал, отошел от сна и не капризничает.

    На игры с новорожденным достаточно отвести около 10-15 минут, чтобы дать толчок для умственного и эмоционального развития. После общения кроха наверняка заснет и даст возможность маме уделить внимание себе и домашним хлопотам.

    Правильная стимуляция природного интереса у детей 1 месяца жизни станет хорошим стартом для формирования гармоничной личности.

    Движения

    Обычные выкладывания на живот способствуют укреплению мышц живота, спины и позвоночника, являются отличной профилактикой колик и нарушений пищеварения. Ребенка необходимо расположить на твердой и ровной поверхности, аккуратно придерживая голову. Не всем детям по душе подобные манипуляции, поскольку упражнение требует определенных усилий. Можно нежно поглаживать спинку, избегая области позвоночника, и тихо разговаривать.

    Сначала процедура должна длиться не более 1 минуты, затем постепенно время увеличивается до 10-15 минут, но тут важно следить за реакцией и настроением новорожденного. Для повышения интереса к упражнению рекомендуется использовать яркие игрушки, которые привлекут внимание карапуза.



    Физическая активность нужна даже новорожденному – врачи рекомендуют выкладывать его на живот, делать нежный массаж, сопровождающийся поглаживаниями

    Мышцы шеи и головы укрепляются, если периодически носить месячного ребенка на руках, расположив его вертикально . Необходимо при этом слегка придерживать голову грудничка, поскольку до 3 месяцев он не способен самостоятельно ее фиксировать.

    Педиатры рекомендуют носить младенцев в первые дни жизни, поддерживая ягодицы и шею – кроха должен полностью расположиться на руках взрослого, одной рукой при этом поддерживается затылок, а другой – ягодицы. Ручки и ножки находятся в свободном положении, а туловище может немного сгибаться.

    Тактильные ощущения

    Лучше всего тактильные ощущения у младенца формируются посредством прикосновений , которые заменяют любые игрушки. Прикасаться можно к различным частям тела: ножкам, ручкам, шее, щечкам. В качестве стимулирующих средств используется вата, перышко, мех – это позволит ребенку научиться отличать нежные прикосновения от мягких и познакомиться со щекоткой.

    В первый месяц нужны занятия на развитие кисти , для чего полезно поглаживать тыльную сторону ладони от запястья к пальчикам. После манипуляции следует вложить в кулачок ребенка небольшую погремушку или маленькие игрушки, предлагая их поочередно. У погремушки должна быть короткая ручка, поскольку длинную малышу трудно удерживать. Можно протягивать через кулачок ткани различной текстуры или жгутик с завязанными на нем узелками. Не стоит недооценивать подобные игры, ведь развитие речи напрямую зависит от моторики пальцев.

    Визуальное восприятие

    Зрение новорожденного не позволяет ему фокусировать взгляд на конкретном предмете, а окружающий мир младенец видит размыто. Во время игры важно очень близко склоняться над малышом, чтобы лицо взрослого находилось на расстоянии 30 см. Как только будет понятно, что ребенок зафиксировал лицо родного человека, можно медленно поводить головой вправо и влево, звать кроху по имени, щелкать языком или причмокивать. Такие действия будут намного эффективней самой дорогой игрушки, поскольку помогут вызвать слежение и внимание.



    Чтобы ребенок лучше воспринимал слова, жесты и визуальные образы родителей, желательно не просто стоять над кроваткой, а склоняться поближе к крошке

    Постепенно в 1 месяц следует вводить в обиход игрушки, отличающиеся друг от друга фактурой, цветом и звуком. В этом возрасте ребенок различает клетку и полоску, черно-белые оттенки, желтый и красный цвета. Покупать однотипные игрушки не имеет смысла, ведь можно занять малыша общением с родителями. Среди основных приемлемых вариантов опытные мамы выделяют:

    1. Игрушки, которые можно повесить над манежем. Необязательно крепить сразу целую карусель, достаточно одной яркой детали, чтобы карапуз учился фиксировать взгляд. Менять игрушки желательно 2 раза в неделю.
    2. Игрушки, которые крепятся на резинке. Просто висящий предмет может быстро наскучить ребенку, а двигающиеся игрушки вызовут интерес. Не нужны особые навыки для использования такой игры, чтобы развлечь кроху: резинку достаточно натянуть и отпустить.
    3. Игрушки, которые можно перемещать. Здесь понадобится присутствие взрослого и наличие цветной игрушки, которую нужно плавно передвигать от одного края манежа в другой.

    В 1 месяц груднички с большим интересом рассматривают черно-белые узоры и картинки : спирали, изображение шахматной доски.

    Если нет времени ежедневно заниматься развитием ребенка, следует развесить картинки на стене рядом с детской кроваткой. Однако не стоит утешать себя, что малыш развивается самостоятельно с таким же успехом, как и при играх со взрослыми. Общение помогает крохе быстрей освоиться в незнакомом для него мире.

    Слуховое восприятие

    Для того чтобы сосредоточился слух у новорожденного, в первый месяц жизни необходимо петь ему колыбельные . При отсутствии вокальных способностей можно поставить негромкую классическую музыку или звенеть погремушкой слева и справа от малыша. На самом деле младенцу вовсе не важно, какие песни и как поет мама – ему просто приятно слышать ее голос. Замирание и остановка движений являются верным сигналом, что ребенок прислушивается к новым звукам.

    Речевое восприятие

    Наиболее подходящим временем для занятий считается бодрствование крохи после кормления. Необходимо взять его на руки, чтобы он принял позу «эмбриона» и смотрел в лицо взрослому, далее нужно издавать звуки «агу» , подражая карапузу, делая паузы на 1-2 минуты. Понадобится несколько повторов, чтобы получить ответную реакцию новорожденного.

    Во время «диалога» полезно поглаживать малыша, тормошить его, приближать к своему лицу. Если играть, когда ребенок лежит в кроватке, следует подвесить игрушки мордочками вниз, чтобы младенец мог рассмотреть их. В течение первых дней желательно использовать крупные черно-белые предметы, заменяя их затем на цветные.

    Речевой контакт со взрослым всегда вызывает у новорожденного бурю эмоций. Он обращает внимание на говорящего, радуется общению, улыбается и гулит. Особая чувствительность проявляется, когда диалог ведется с детской манерой речи. Любящая мама для передачи всей своей нежности чаще всего использует приемы сюсюканья, обращаясь к своему ребенку. Среди первых потребностей карапуза психологи отмечают:

    • ласку;
    • любовь;
    • нежность;
    • заботу.

    Понадобится всего несколько дней, чтобы между мамой и малышом установилась крепкая эмоционально-чувственная связь. Не стоит прислушиваться к советам старшего поколения о вреде быстрого реагирования на плач младенца. Важно как можно быстрее отозваться на крик, чтобы кроха ощущал полную защищенность и безопасность . Новорожденный может испытывать дискомфорт по разным причинам: боль, голод, мокрые пеленки, полный подгузник. Не следует забывать, что в первый месяц жизни окружающий мир пугает карапуза, и нужно обеспечить ему гармоничную атмосферу.

    Среди успокаивающих методов применяется пустышка и укачивание на руках , что также иногда считается неприемлемым, однако нет ничего плохого в том, чтобы грудничок смог реализовать сосательный рефлекс или погрузился в привычное состояние, когда он мягко покачивался внутри маминого живота. Не нужно бояться, что лишнее прикосновение избалует новорожденного. Намного страшней, если с первых дней малыш почувствует себя одиноким только потому, что бабушка запрещает маме подходить часто к манежу. Когда ребенок оказывается на руках, активизируются отделы нервной системы, связанные с органами слуха и зрения. Прямой контакт с мамой лучше всего стимулирует полноценное развитие крохи.

    Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

    Появление в доме нового члена семьи - это всегда большая радость.

    В первые дни и недели молодые родители привыкают к малышу, рассматривают его, считают пальчики, учатся общаться с ним, ухаживают за деткой, заботясь о ее физическом здоровье. знают: чем раньше начнёшь развивать малыша, тем сообразительней он будет. Многие начинают заботиться о психическом здоровье ещё тогда, когда малыш в утробе. Изучают литературу, смотрят специальные фильмы и передачи и точно знают, как развивать ребёнка в 1 месяц, в полгода и в год.

    Самое ранее развитие даёт толчок к развитию у малыша важных психических процессов. Для того чтобы понять, как малыша, нужно знать, что он умеет в этом возрасте. В этот ранний период ребёнок находится во власти он ищет и сосёт грудь (бутылочку с соской), может ручкой захватить мамин палец, поворачивает головку к источнику света и звука, может фокусировать взгляд на ярком предмете.

    Перед тем, как приступить к развитию малыша, не лишним будет ознакомиться с упражнениями, которые можно выполнять с малышом ежедневно. Они не занимают много времени и не отнимают силы у молодой мамочки. Итак, правила, которые подскажут, как развивать ребёнка в 1 месяц:

    Копируйте мимику малыша: глядя на вас, он учится распознавать эмоции.

    - «Стройте рожицы» во время бодрствования малыша. При этом ваше лицо должно быть на расстоянии 20-30 см от глаз ребёнка.

    Показывайте детке яркие предметы, проводя туда-сюда перед личиком, чтобы малыш следил за ними глазками.

    Включайте в комнате различную музыку, регулируя её громкость и тональность: так развивается слух ребёнка.

    Проводите массаж всего тела несколько раз в день.

    Голого малыша выкладывайте на ткани с различной текстурой: так развиваются

    Для развития координации носите и качайте малыша в разных направлениях, выкладывайте на большой мяч (фитбол).

    Когда родители получили нужную информацию о том, как им будет интересно узнать о его дальнейшем воспитании. Малыш подрастает, его мозг развивается, у крохи появляются новые навыки и умения. Для родителей приходит время узнать, как развивать малыша в этот период можно условно разделить на семь этапов (см. табл.).

    0-5 недель

    Беседы с малышом, тесный слушание музыки, рассматривание предметов.

    5-8 недель

    Давайте малышу различные по фактуре предметы, показывайте яркие игрушки и вещи, развивайте глазомер.

    8-12 недель

    Ребёнок понимает, что предметы движутся, следит за ними глазками.

    12-19 недель

    Поиск знакомых предметов глазками, беспокойство, если мама далеко. Усильте тактильный контакт с малышом.

    19-26 недель

    У малыша появляется страх от осознания огромности мира. Создайте дополнительный уют: мягкая игрушка, пелёнка, удобная одежда.

    26-37 недель

    Активное познание окружающего мира. Предлагайте ребёнку для изучения разнообразные предметы, показывайте, как можно с ними манипулировать.

    37-46 недель

    Познание свойств предметов, которое необходимо поощрять. Хвалите малыша, пополняйте его окружение играми и новыми интересными предметами.

    Зная, как развивать ребёнка в 1 месяц и до года, выполняя все правила, вы можете быть уверены: малыш вырастет любознательным и обязательно будет радовать родителей своими успехами.

    Возраст, мес. Физическая активность Зрение и слух Психологический и эмоциональный аспекты, речь
    1 Основана на рефлексах Может на несколько секунд фокусировать взгляд на маме или предмете Способен узнать запах мамы и отличить его от других
    2 Может 10-15 секунд , лежа на животе, сжимает кулачки, совершает первые хватательные попытки Фокусирует взгляд на предметах, рассматривает их Улыбается близким
    3 Удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе опирается на предплечья, хорошо сжимает и разжимает пальцы, хватает и удерживает игрушки Легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему Активно проявляет радость при встрече с близкими, двигая ручками и ножками улыбаясь, издавая различные звуки.
    4 , лежа старается приподнять верхнюю часть тела, поддерживает при питье Видит не только общую картину, но и детали. Фокусирует взгляд на движущихся предметах Может проявлять настороженность при встрече с незнакомцами. Подолгу гулит, совершает попытки имитировать звуки
    5 , берет игрушку из рук взрослого Видит удаленные на несколько метров предметы. Начинает интересоваться телевизором, (горящим экраном) Понимает интонацию речи родителей, может возмущаться, если мама уходит
    6 Перекладывает игрушку из рук в руки, может недолго , встает на четвереньки Любит звучащие и яркие игрушки Знает свое имя, активно лепечет. Перестает плакать, когда берут на ручки
    7 Может встать у опоры, тянется к маме или желаемому предмету, сидит без поддержки, ползает Пианино, барабан, труба и другие - лучшие друзья Знает несколько привычных предметов в доме и может их показать, любит книжки с картинками и простые игры, осваивает звукоподражание
    8 Ходит вдоль опоры При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека Произносит слоги «ма-ма», «ба-ба» и т.д.
    9 Садится и встает на ножки, держась за опору. Ходит при поддержке за обе руки Реагирует на запреты, активно подражает звукам, расширяет словарный запас. Узнает многие известные ему предметы
    10 Может сделать несколько шагов, уверенно стоит Увлеченно играет, реагирует на других детей на площадке, любит разбрасывать игрушки, знает некоторые части тела
    11 Любит двигаться всеми доступными способами, начинает танцевать под музыку Понимает одобрительную и строгую интонацию в голосе родителей Показывает пальчиком на предмет, машет “привет”, ”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой
    12 , поднимая предметы с пола наклоняется, а не садится Активно выражает свои желания, проявляет требовательность, учится , держать ложечку, выполняет простые просьбы

    Что делать с малышом в первый месяц?

    Первый месяц жизни практически полностью уходит на и адаптацию к окружающему миру. Когда этот важный этап пройден, смело можно начинать занятия, которые помогут крохе развить полезные навыки и узнать больше обо всем, что находится рядом.

    Решая вопрос, как развивать ребенка в 1 месяц жизни, не стоит слишком усердствовать и перегружать ребенка - кроха пока не может держать головку, неспособен долго фокусировать взгляд и очень быстро устает.

    Полезные занятия:
    1. слух. Чтобы развивать это чувство, необходимо ласково разговаривать с малышом, петь ему колыбельные, читать потешки. Пищащие громкие игрушки пока стоит отложить до более старшего возраста. Исключение делают лишь для очень тихих погремушек - ими можно звенеть то со стороны левого ушка, то - с правового. Крайне полезно . Для правильного формирования слуха достаточно ежедневно уделять около четверти часа для такого прослушивания;
    2. зрение . Специалисты советуют развешивать над кроваткой черно-белые изображения, например, картинки с шахматами или спиралями. Также можно использовать несколько ярких некрупных игрушек базовых цветов (красного, синего, зеленого, желтого, белого). Их нужно демонстрировать малышу сначала статично, а чуть позже - двигая вверх, вниз, вправо, влево, по кругу и т.д.;
    3. осязание . Кроха пока не может брать в ручки предметы, поэтому ими можно дотрагиваться до ладошек, пяточек, животика. Главное - чтобы они были разнофактурными (шелестящими, мягкими, чуть жесткими и т.д.).

    Как физически развивать ребенка?

    Адекватные позволяют укрепить мышцы спины, шеи, живота, а также помогают и нарушения пищеварения.

    Полезные занятия:

    1. выкладывание на животик . Начинают с одной минуты, постепенно наращивая до 10-15;
    2. . Упражнения, разрешенные в 1 месяц: сгибание и разгибание рук и ног, подъем верхних конечностей и опускание их вниз, аккуратное разведение ножек в бедрах;
    3. . Оптимальное время для его проведения - до . Нежными движениями поглаживают ручки, ножки, животик и спинку (по часовой стрелке);
    4. плавание . Можно приобрести специальный и упражняться в собственной ванной либо посещать бассейн. Грудничковое плавание практикуют многие оздоровительные водные центры, расположенные в крупных городах.

    Даже если невролог посоветовал профессиональный , это не повод отказываться от домашних занятий, ведь во время их проведения налаживается тесный эмоциональный контакт между малышом и мамой.

    Игры для младенцев и грудничков

    Игра для малыша - прекрасный вариант познания мира, взаимодействия с окружающими и просто способ провести время весело и с пользой.

    Интересные развивающие игры для новорожденных:

    • учимся говорить «агу» . Необходимо взять грудничка на руки, удобно его расположить и, смотря в глаза, «агукать». Со временем малыш начнет повторять за взрослым. Таким же способом подросшего ребенка можно учить слогам, а затем - слова;
    • чтение потешек . Сначала можно просто декламировать их крохе, а со временем, «включать» его в процесс. Например, рассказывая «ладушки», брать маленькие ладошки и хлопать ими;
    • . Их можно начинать с двух недель:
      • упражнение 1 : разместить кроху на мяче в положении на животе, грудь, головку и бедра слегка прижав. Ладонью на спинке зафиксировать ребенка на фитболе, а затем качать его в разные стороны;
      • упражнение 2 : аналогично первому, но кроха должен лежать на спинке;
    • отличное решение для родителей - . Хорошо, если игрушки на нем будут двигаться. Мобиль поможет научить кроху фокусировать взгляд на предмете;
    • «толокашки» . Задача: положив младенца на ровную поверхность на животик, подставлять ему под ножки ладони, чтобы он мог от них отталкиваться, имитируя первые ползательные движения;
    • с двух месяцев можно играть в «ку-ку» . Мама прячет лицо за пеленкой, собственными ладонями или прочим на несколько секунд, затем выглядывает;
    • стимулирование хватательного рефлекса . Самым маленьким погремушки и небольшие игрушки в руки может класть мама, чуть позже кроха будет сам брать и держать разнообразные предметы. Занятие это предельно простое, но очень и развития координации движений.

    Мобиль на кроватку для новорожденных

    Когда кроха подрастет, можно рассказывать о предметах в доме, например: «это зайка», «это цветок», «это телевизор». Начинать рекомендуется с того, что всегда стоит на одном месте и имеет достаточно крупные габариты. Подходящий возраст: от трех месяцев.

    Можно предлагать уже «взрослые» игры - кубики, пирамидку, крупы для перебирания, на манке, пищащие и поющие развивайки и многое другое.

    Детки, с которыми не играют и не занимаются, позже начинают не только говорить и осваивать многие умения и навыки, но и ходить.

    Уход и воспитание малыша до 12 месяцев

    В течение первого года меняется несколько раз. Если новорожденные спят по 16-17 часов в сутки, делая лишь кратковременные перерывы на сон и кормление, то детки в годик отдыхают 1-2 раза в день, а также ночью.

    То специалисты рекомендуют всячески проявлять свою любовь, ласку и заботу - с первых дней ребенок чувствует отношение к нему со стороны взрослых и буквально впитывает эти эмоции. Ему крайне важно чувствовать, что для мамы и папы - он центр вселенной и всего мира.

    Видео по теме

    Все, что нужно знать о первом месяце жизни ребенка, в видео:

    Младенец очень быстро растет, поэтому каждый день ему требуются новые игры и занятия. Приведенные в статье упражнения подходят для малышей первых месяцев жизни - с их помощью они будут познавать мир быстрее и радовать маму и папу своими открытиями и успехами.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх