Фридрих фребель основные идеи воспитания и образования. Справочная информация «Фридрих Фребель и его система воспитания

(21.04.1782 г., Обервейсбах, Тюрингия, - 21.06.1852 г., Мариенталь, там же), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Учился в Иенском и Берлинском университетах, но из-за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав несколько профессий. Встреча с последователем И. Г. Песталоцци - директором образцовой школы города Франкфурт-на-Майне, Г. А. Грунером определила интерес Фребеля к педагогике. В 1805-1807 гг. преподавал в этой школе естественные науки. В 1807-1810 гг. работал в Ивердонском институте Песталоцци, под влиянием которого утвердился в решении посвятить себя педагогической деятельности, завершив предварительно высшее образование. В 1811-1813 гг. учился в Геттингенском и Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии (Ф. Шеллинг, И. Г. Фихте , Г. В. Гегель).

В 1816 г. в Тюрингии в деревне Грисгейм Фребель открыл свое первое воспитательное учреждение "Универсальный германский воспитательный институт" (через год - в соседней деревне Кайльгау). Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

В основу теоретической разработки своей воспитательной системы Фребелем были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с постулатами немецкой философии. В 1817 г. опубликовал свой первый литературный труд - "К нашему немецкому народу". С 1820 г. ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. издал книгу "Воспитание человека" - главный труд, в котором систематически изложил свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г. Фребель был обвинен в распространении вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из института, который в 1829 г. пришлось закрыть. Фребель пытался открывать воспитательные учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю возглавить сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в том числе дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 г. Фребель вернулся в Тюрингию и основал в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение, которому в 1840 г. дал название "детский сад".

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840 гг. издавал газету "Воскресный листок" под девизом "Будем жить для наших детей". В 1843 г. опубликовал "Материнские и ласкательные песни" ("Mutter- und Koselieder"), в 1844 г. под его редакцией вышли "Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в дет саду в Бланкенбурге", в 1851 г. выпустил "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни". Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга "Педагогика детского сада" (в России переведена в 1913 г. H. Соколовым под названием "Детский сад").

"Детский сад" в Бланкенбурге просуществовал 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу осуществил подготовку "детских садовниц" - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму.

Фребель, отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демократический подход к образовательной политике и пришел к убеждению, что он соответствует общественным потребностям в более высоком уровне образования населения, вызванным быстрым промышленным и научным развитием Германии. Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному образованию. С точки зрения Фребеля, цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к предопределенному месту в обществе или обучать их какой-либо профессии. Согласно Фребелю, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если педагогический процесс сможет "выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением" и даст "как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутренней природой". Это означает, что нельзя пренебрегать ни одной из способностей индивида, подлинное воспитание не знает границ и представляет собой непрерывный процесс на протяжении всей жизни.

Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей. Разработанный Фребелем учебный план включал все основные области общественной и культурной жизни того времени: "искусство", "естествознание", обучение "способам использования природных ресурсов", а также "простой и более сложной переработке" получаемого при этом сырья, "знание о природных веществах и силах", "естественная история и история человечества и отдельных стран", "математика" и "языки". Эту обширную образовательную программу Фребель стремился претворить в жизнь в своих школах.

Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Фребеля, включая и дошкольное воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога.

Фребель рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно "давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким".

Понимание Фребелем значения деятельности для формирования личности привело его к выводу: виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания. Фребель показал множество форм их взаимодействия, привлек внимание к необходимости их взаимодействия в педагогическом процессе.

Игру Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фребель вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Стремясь ознакомить ребенка с окружающей жизнью, Фребель, тем не менее, в значительной степени ограничил его кругозор, свободное творчество рамками своей системы, дидактическими материалами, мало связанными с живой действительностью.Это было одной из главных причин критики системы Фребеля в разных странах.

Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Своими трудами Фребель способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Система Фребеля получила широкое распространение в других странах, в том числе в России, где с 70-х гг. 19 века создавались Фребелевские общества.

Литература: Шиpефф Э, Жизнь Ф. Фребеля, M, 1886, Гюнтер К. X., Фридрих Фребель, "Перспективы", 1984, № 2, Mчеделидзе H. Б., Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля, в кн.: История дошкольной педагогики, под ред. Л. H. Литвина, M, 1989, Schuffenhauer H., F. W. A. Frobel, В., 1962.

Я. Б. Мчедлидзе

в Обервейсбахе, невеликому селі князівстваШварцбург -Рудольштадт21 квітня . Ще малятком він втратив матір і був відданий на піклування прислуги і старшихсестер ібратів , яких скоро змінила мачуха. Батько, зайнятий своїми численними пасторським обов"язками, не мав можливості зайнятися хлопчиком. Злюбила його мачуха також звертала на нього мало уваги і хлопчик ріс, наданий самому собі. Початкову освіту він здобув у сільській школі для дівчаток.

З1799він слухав уЙенському університеті лекції з природничихнаук і математики, але через два роки був змушений, внаслідок нестачі коштів, покинутиуніверситет . Прослуживши кілька років діловодом в різних лісництвах, Фребель відправився уФранкфурт на Майні з метою вивчити будівельнемистецтво . Тут він познайомився з Грунер, старшим учителем зразкової школи, часто розмовляв з ним про різні педагогічних питаннях і, зайнявши місцевчителяв його школі, цілком присвятив себе справі виховання.

В1805він відправився в Іверден, щоб особисто ознайомитися з постановкою педагогічної справи в навчальному закладіПесталоцці . Ця поїздка переконала Фребеля в повній його непідготовленість до діяльності, яку він встиг полюбити. Отримавши місце домашнього вчителя в сімействі Гольцгаузена, він у1808 разом зі своїми трьома вихованцями переселився в Іверден і вступив вчителем у школуПесталоцці . Навчаючи і сам одночасно навчаючись, він пробув у Івердене два роки. Невелику спадщину, отримане в1811після дядька, дало Фребеля можливість вступити в геттингенский університет, для вивченняфілософії , природничих наук і мов. Через рік він перейшов в берлінський університет, прийнявши на себе обов"язки викладача в одній з тамтешніх шкіл. Коли почаласявійна , він вступив волонтером в корпус Лютцова. Тут він зійшовся зі своїми майбутніми співробітниками по педагогічної справи, Міддендорф і Ланденталем. Ентузіазм Фребеля, постійно читав своїм друзям лекції на тему про виховання і навчання дітей, передався і останнім. Після походу, в , Фребель став асистентомпрофесораВейса при мінералогічномумузеївБерліні, але скоро відмовився від цього місця, відхилив запропоновану йому стокгольмського університетом кафедру і залишив Берлін.

Внаслідок помилкових чуток про атеїстичному і небезпечному для уряду напрямку Фребелівського заклади, князь шварцбургскій послав у Кейльгау, на вимогуПруссії , ревізора. Хоча останній і відгукнувся в своєму звіті про учбовий заклад Фребель з великою похвалою, але довіра суспільства було підірвано, і Фребель позбувся більшої кількості своїх вихованців. Передавши школу Барону, Фребель відправився вШвейцарію . Там, у кантоні Люцерн, він взявся за пристрій народного навчального закладу за своєю ідеєю, але, внаслідок ворожнечі місцевого духовенства, переніс свою школу в Віллісау, де досяг такого успіху, що кантональної управлінняБерна доручило йому пристрій будинку для сиріт у Бургдорфе. Тут у нього вперше виникла думка про необхідність виховних закладів для малолітніх дітей; тут же він міг випробувати на ділі свою теорію виховання дітей дошкільного віку і свої "дари".

В Фребель повернувся в Кейльгау, так як його дружина не переносила суворого клімату в Бургдорфе. В він прочитав вДрездені , у присутності королеви саксонської, лекцію про школи для малолітніх дітей; лекція ця не мала успіху. В він переселився в Бланкенбург, де і відкрив перший навчальний і виховний заклад для дітей дошкільного віку, назвавши його "дитячим садом ". Так, його перший дитячий сад був відкритий в день 400-річного ювілеюдрукарства . У той же час Фребель почав видавати недільну газету, з девізом: "Будемо жити для наших дітей!" Невдовзі померла його дружина, помічниця його в усіх підприємствах, і Фребель знову переселився в Кейльгау, де написав свої "Материнські пісні"; музику до них створив Роберт Кель, а малюнки -художник Унгер. Тоді ж їм були підготовлені перші "дитячі садівниці".

В Фребель відправився вРудольштадт на з"їзд німецьких вчителів, де його педагогічне вчення піддалося такий суворій критиці, що він був змушений взяти назад свої пропозиції. Одружившись вдруге на одній зі своїх учениць, Фребель відправився вГамбург для заснування там дитячого саду.

В герцог Мейнінгенського, зацікавлений вченням Фребеля, надав у його розпорядження свій замок Марієнталь.

В , будучи присутнім на з"їзді вчителів у Готі, Фребель був предметом захоплених овацій, але його життєві сили були вже підточені, і він помер17 липня того ж року в Марієнталі, де працював над установою школи для дитячих садівниця.

Педагогічні ідеї

Теорія розвитку дитини.

Фребель, вихований у дусі ідеалістичної німецької філософії, у своїх поглядах на природу, суспільство, людину був ідеалістом і вважав, що педагогіка повинна грунтуватися на ідеалістичній філософії. На думку Фребеля, дитина від природи наділена чотирма інстинктами: діяльності, пізнання, художнім і релігійним. Інстинкт діяльності, або активності, - прояв у дитині єдиного творчого божественного начала; інстинкт пізнання - закладене в людині прагнення пізнати внутрішню сутність усіх речей, тобто знову-таки Бога. Фребель дав релігійно-містичне обгрунтування думкиПесталоцці про роль виховання і навчання в розвитку дитини, витлумачив уявлення швейцарського педагога-демократа про саморозвиток як про процес виявлення в дитині божественного.

У своїх педагогічних поглядах виходив з загальності законів буття: "У всьому присутній, діє і панує вічний закон... і в зовнішньому світі, в природі, і у внутрішньому світі, дусі ..." Призначення людини, за Фребель, - включитися в осяяний цим законом "божественний порядок", розвивати "свою сутність" і "своє божественне начало". Внутрішній світ людини в процесі виховання діалектично переливається в зовнішній. Виховання і навчання пропонувалося організувати у вигляді єдиної системи педагогічних закладів для різного віку.

Педагогіка і методика виховання в дитячому саду Ф. Фребель вважав метою виховання розвиток природних особливостей дитини, її саморозкриття.Дитячий сад повинен здійснювати всебічний розвиток дітей, яке починається з їх фізичного розвитку. Вже в ранньому віці догляд за тілом дитини Фребель пов"язував, слідом за Песталоцці, з розвитком його психіки. Ядром педагогіки дитячого саду Фребель вважав гру. Розкриваючи її сутність, він доводив, що гра для дитини - потяг, інстинкт, основна його діяльність, стихія, в якій він живе, вона - його власне життя. У грі дитина висловлює свій внутрішній світ через зображення зовнішнього світу. Зображаючи життя сім"ї, догляд матері за немовлям і ін, дитина зображує щось зовнішнє по відношенню до себе, але це можливо тільки завдяки внутрішнім силам.

Дари Фребеля

Для розвитку дитини в ранньому віці Фребель запропонував шість "дарів". Першим даром є м"яч. М"ячі повинні бути невеликі, м"які, пов"язані з вовни, пофарбовані в різні кольори - червоний, оранжевий, жовтий, зелений, синій, фіолетовий (тобто кольори веселки) і білий. Кожен м"яч-куля - на ніточке.Мать показує дитині м"ячі різного кольору, розвиваючи таким чином його вміння розрізняти кольори. Розгойдуючи кулька в різні боки і відповідно примовляючи "вперед-назад", "вгору-вниз", "вправо-вліво", мати знайомить дитину з просторовими уявленнями. Показуючи кулька на долоні і ховаючи його, примовляючи при цьому "Є м"ячик - ні м"ячика", вона знайомить дитину з твердженням і запереченням.

Другим даром є невеликі дерев"яні куля, кубик і циліндр (діаметр кулі, основу циліндра і сторона кубика однакові). За допомогою їх дитина знайомиться з різними формами предметів. Кубик своєю формою і своєю стійкістю є протилежністю кулі. Шар розглядався Фребеля як символ руху, кубик ж - як символ спокою і символ "єдності в різноманітті (куб єдиний, але вигляд його різний залежно від того, як він представлений погляду: ребром, стороною, вершиною). Циліндр поєднує і властивості кулі, і властивості кубика: він стійкий, якщо поставлено на підставу, і рухливий, якщо покладено, і т. д.

Третій дар - куб, поділений на вісім кубиків (куб розрізаний навпіл, кожна половина - на чотири частини). За допомогою цього дару дитина, вважав Фребель, отримує уявлення про цілий і складових його частинах ("складна єдність", "єдність і різноманіття"); з його допомогою він має можливість розвивати свою творчість, будувати з кубиків, різна їх комбінуючи.

Четвертий дар Фребеля.

Четвертий дар - тих же розмірів кубик, розділений на вісім плиток (кубик ділиться навпіл, а кожна половина - на чотири подовжені плитки, довжина кожної плитки дорівнює стороні кубика, товщина дорівнює одній четвертій цієї сторони).

П"ятий дар - кубик, розділений на двадцять сім маленьких кубиків, причому дев"ять з них розділені на більш дрібні частини.

Шостий дар - кубик, розділений теж на двадцять сім кубиків, багато з яких поділені ще на частини: плитки, по діагоналі і пр.

Фребель пропонував різноманітність видів дитячої діяльності та занять: це робота з дарами - будівельним матеріалом, рухливі ігри, малювання, ліплення, плетіння з паперу, вирізання з паперу, вишивання, вкладання з металевих кілець, паличок, гороху, бус, виколювання, конструювання з паперу, з паличок та ін Багато з цих занять, методично перетворені з інших методологічних позиції, знаходять застосування в сучасних дитячих садках.

Недоліки теорії: 1) системою "дарів" замінюється безпосереднє ознайомлення з навколишнім світом; 2) життя дитини обмежується дидактичним матеріалом; 3) діяльність дитини зайво регламентується, 4) обмежується вільна творчість дитини.

Внесок у розвиток світової педагогіки. Дитячі садки зайняли провідне становище в системі дошкільного виховання в багатьох країнах. Ф. Фребель вперше в історії дошкільної педагогіки дав цілісну, методично детально розроблену, оснащену практичними посібниками систему суспільного дошкільного виховання. Сприяв виділенню дошкільної педагогіки в самостійну область знання.

Фребелічкі

У Росії послідовниць Фрідріха Фребеля в кінці XIX - початку XX століть називали"фребелічкамі"

Рассмотрим основные принципы и постулаты воспитания и развития детей по Фридриху Фребелю.

Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением.

Ф. Фребель

Основной принцип Ф. Фребеля - Жизнь для детей

Несмотря на то что школе воспитания Фридриха Фребеля уже более 250 лет, ее помнят и почитают во всем мире. Именно этот выдающийся немецкий педагог создал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиход.

Фребель одним из первых воспитателей своего времени понял, что именно в играх дети наиболее полно реализуются. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые малыши получали в подарок, например кубики или мячи. Кроме играли или слушали истории, которые рассказывали воспитатели.

Педагог начал пропагандировать складывание из бумаги для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он советовал им постоянно заниматься так называемым оригами с тем, чтобы сначала «ощущать» основы геометрии пальцами, а уже затем понимать. Фребель также известен как автор головоломки, состоящей из классических наборов блоков, которые должны складываться в кубическую коробку. Этот деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединять части в целое — и все это исключительно в игровой форме.

Биография Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель родился в семье пастора в Обер- вейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт. Еще малышом он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Любопытно, что начальное образование Фридрих получил в деревенской школе для девочек.

С 1799 года юный Фридрих слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, а в 1805 году отправился в Иверден, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении знаменитого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.

В ноябре 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по собственной системе. В эту школу первоначально поступили пять его племянников, затем — брат его друга. В следующем году вдова брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля.

В 1818 году Фребель женился. Увлекшись идеями мужа, супруга вскоре пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля Христиан: продав свое торговое дело, он переселился в Кейльгау и стал директором училища. Спустя несколько лет в нем уже учились более 60 воспитанников. К этому периоду относится и создание главного литературного труда Фребеля — «О воспитании человека», опубликованного в 1826 году.

Свою деятельность Фребель продолжил в Швейцарии. Успех был очевиден, и кантональное управление Берна поручило педагогу устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь же у Фребеля возникла мысль о создании воспитательных заведений для малолетних детей.

В 1840 году Фребель переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Там же издавалась воскресная газета под девизом «Будем жить для наших детей!». Перу педагога принадлежат ставшие популярными «Материнские ласкательные песни»: музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки сделал художник Унгер.

В 1844 году под редакцией Фребеля вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». В 1851 году педагог выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе- воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». (Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада».)

В 1852 году съезд учителей в Готе восторженно приветствовал известного воспитателя, отдавая дань уважения новаторским идеям и их практическому осуществлению.

Фридрих Фребель умер 17 июля того же года в Ма- риентале, где работал над учреждением школы для «детских садовниц» — так по-отечески он называл своих воспитанниц.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля пришлась на то время, когда в Западной Европе остро стояли проблемы призрения малолетних детей и подготовки их к труду. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы вязания кружев» и т. п. Чтобы обеспечить их содержание и, кроме того, получить прибыль, устроители, естественно, заставляли детей наравне со взрослыми работать на производстве.

Лишь некоторые «игровые школы» в какой-то мере отвечали педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоничном развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и разносторонний труд детей как систему нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Одним из инициаторов создания таких школ и был Фридрих Фребель.

Теория развития ребенка по Фребелю

Теория развития ребенка. В своих педагогических воззрениях Фребель исходил из теории всеобщности жизни и бытия: «во всем царит вечный закон». Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Законы воспитания формулировались Фребелем как «самораскрытие Божественного начала в человеке». Иначе говоря — в своем развитии ребенок творчески повторяет исторические этапы развития человеческого сознания. Основная педагогическая система — теория игры. По Фребелю, детская игра — «зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.

Разумеется, Фребель, воспитанный в духе немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом. Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к выводу о необходимости построить свою систему на прочном философском фундаменте. Он писал: «Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система упадет. Она стоит, пока цементируется моей философией».

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребенке единого творческого Божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование роли воспитания и обучения в развитии ребенка, по- своему истолковал представление о саморазвитии как процессе выявления в ребенке природного начала.

Всестороннее развитие детей начинается с их физического развития, а уход за телом тесно связан с развитием психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов Фребель рекомендовал предоставить ребенку свободу движений, умеренное рациональное питание, удобную одежду. Важное значение придавалось любым видам деятельности: играм, ритмическим движениям, конструированию, несложным сельскохозяйственным работам на участке, прогулкам.

Игру Фребель считал «высшей ступенью детского развития». Он разработал ее теорию, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. В своей практике педагог вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе. Раскрывая ее сущность, Фребель доказывал, что игра для ребенка — инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего. Копируя жизнь семьи, уход матери за младенцем, ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно благодаря исключительно внутренним силам.

Фребель также считал игру одним из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Кроме того, игры способствуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Собственно воспитание, по мнению Фребеля, должно начинаться со «второго периода детства» (после года), когда можно уже руководить проявлениями воли ребенка и знакомить его с понятиями количества и разнообразия вещей.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения — достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.

Особенно подробно Фребель развивал мысль о важности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, поэтому любой человек легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.

Особая роль в понимании жизни, ее развитии и организации отводится понятию «единства в многообразии». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное многообразие.

То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже быть в его натуре. Для создания совершенного единства необходимо, чтобы все свойственные человеку многообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу. Переходя постепенно от инстинкта к чувству и далее к сознанию и воле, ребенок должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать и что может послужить ему подготовкой к следующей ступени.

Важную роль в воспитании ребенка играет мать. Именно матерям Фребель адресовал свои «дары» — системный набор игр, составленный по возрастающей: от простых к более сложным. В этом же ряду стоят «Материнские песни», призванные в доступной форме привить малышу чувство гармонии и ритма.

Воспитание детей в детском саду

Методика воспитания в детском саду. Самореализация невозможна без внешнего влияния, а значит, необходимы разнообразные средства, способствующие удовлетворению влечений. В детском саду, как писал Фребель, «детей необходимо активно вовлекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знакомить с людьми и природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду».

Идею создания детских садов Фребель вынашивал много лет, воплотив ее в жизнь сравнительно поздно. Он исходил из предположения, что в первые годы жизни приобретается наибольшее количество знаний, строится основание всей духовной жизни и, следовательно, тщательный и разумный уход является особенно важным, а между тем именно в это время ребенок часто предоставлен самому себе. Для таких детей детские сады особенно необходимы. Но даже в тех семьях, где за развитием ребенка следит любящая и образованная мать, посещение детского сада весьма полезно. Общение с детьми одного возраста, игры и занятия могут оказать благотворное влияние на душевную жизнь маленького человека.

По замыслу Фребеля, детский сад должен состоять из четырех учреждений:

➣ образцовое заведение для воспитания малолетних детей;

➣ заведение для обучения и подготовки детских «садовников и садовниц»;

➣ заведение для распространения полезных детских игр;

➣ периодическое издание, способствующее поддержанию связи между родителями, воспитателями и воспитанницами детских садов.

В брошюре «Отчет о немецком детском саде в Бланкенбурге» Фребель пояснил: назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся разум, знакомить с природой и людьми, направляя сердце к первоначальному источнику жизни — единению.

Важнейшим фактором воспитания Фребель считал речь. По его убеждению, игра непременно должна сопровождаться беседой или пением и детям должна быть дана возможность высказываться.

Несмотря на то что детские сады при жизни Фребеля не были оценены по достоинству, уже к концу XIX века они заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Объяснение простое: Фребель раньше других подметил то, что видели все, но не придавали значения: детям вместе интересно, они тянутся друг к другу. Никто не хочет играть в одиночку, при этом каждый готов подчиниться общим правилам. Примечательно, что правила своих игр дети могут изобретать или придумывать вполне самостоятельно, они строго им следуют, более того, старшие помогают младшим их осваивать.

❧ Одухотворяющее слово, одухотворяющее пение принадлежит к числу самостоятельных занятий ребенка, а следовательно, должно постоянно входить и в его игры... (Ф. Фребель)

Несомненно, Фребель обладал уникальной педагогической интуицией и чутьем. Ведь, по сути, в начале XIX века вообще не существовало такого понятия, как дошкольное воспитание. Но школы-то были! А в них были дети, собранные в группы. Это уже новые отношения, появление определенных сложностей и для детей, и для учителей. Значит, малышей надо было готовить к школе, именно собирая их в группы, — и под руководством педагогов.

Фребель определил и главный принцип воспитания в детском саду: не мешать ребенку, а помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.

Сегодня все эти соображения кажутся нам очевидными, но для начала XIX века они были поистине революционными. Достаточно сказать, что торговля детьми (как и взрослыми) считалась нормальным явлением: до отмены крепостного права в Европе оставался еще не один десяток лет, в России — более полувека. Фребеля не раз обвиняли в пропаганде социалистических идей.

В целом Фребель рассматривал воспитание как двусторонний процесс, при котором учитель воздействует на развитие личности главным образом с помощью различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно «давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким».

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци - директором образцовой школы в Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805-1807).

1807-1810 гг. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование. В 1811-1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей.

Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение "Универсальный германский воспитательный институт”, которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

Работа Фребеля шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд "К нашему немецкому народу”. Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу "Воспитание человека главный труд", в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении "вредных" идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей. Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название "Детский сад”.

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840 гг. издавал газету "Воскресный листок под девизом "Будем жить для наших детей”, в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. В 1843 г. он опубликовал "Материнские и ласкательные песни”, в 1844 г. под его редакцией вышли "Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге”, в 1851 г. им был издан "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни”. Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга "Педагогика Детского сада (в России переведена и издана в 1913 г. под названием "Детский сад”).

Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку "детских садовниц" - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины.

В России с сочинениями Фребеля знакома лишь небольшая часть публики, занимающаяся специально педагогикой. Русского перевода его сочинений нет, да едва ли полный перевод их помог бы распространению его идей среди нашей читающей публики. Трудно преодолевается его символическая метафизика, как, например, его трактаты о противоположностях и единстве, о таинственной связи, существующей между мячиком и законами Вселенной, о тройственности в симметрических формах; такое смешение метафизики и натурфилософии делает чтение неинтересным в общепринятом смысле. И это очень жаль. Потому что в книге Фребеля "О воспитании человека" под схоластической оболочкой скрывается драгоценное ядро, полное жизненности и знания - а именно, глубокое понимание Фребелем детской натуры, основанное на наблюдении и согретое искренней любовью к детям.

Алина Царькова
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования

Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев . Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь , так как его воспитанием в семье никто не занимался.

Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным. Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.

С 1799 года он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет. Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы , часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1808 году Фрёбель переселился в Ивердон и поступил учителем в школу известного швейцарского педагога Песталоцци.

Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в Гёттингенский университет, а затем в Берлинский.

Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в действующую армию.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение для мальчиков, организованное по его системе.

В 1818 году Фрёбель женился . Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние.

Постепенно школа Фрёбеля начала процветать . В 1821 – 1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля : «О воспитании человека» , напечатанного в 1826 году. В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей.

В 1836 – 1837 гг. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане изложена педагогическая система воспитания.

В 1838 – 1839 гг. Фрёбель путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.

В 1838 -1840 гг. он издаёт «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей» .

В 1839 г. Издаётся его известная книга «Материнские и ласкательные песни» .

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста , назвав его «детским садом» .

Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Почему это именно «сад» ? Ф. Фрёбель объяснял это так : «1) настоящий сад как место общения ребёнка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе», работающих в нём педагогов назвал «садовницами» .

Воспитательниц и нянь для детских садов специально обучали.

Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей. Ведущее место в своей системе он отдавал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Фридрих Фрёбель писал : «Игра есть высшая ступень детского развития , Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека. Игра является прообразом всей человеческой жизни».

В 1844 г. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч» . Песни и игры использовались в практике детского сада.

В 1849 – 1850 гг. Фридрих Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля . Его педагогические идеи вошли в единую систему образования от детского сада до университета.

22 сентября 1851г. по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты, Фрёбель принял этот удар стойчески и сказал : «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром» .

Его надгробие выполнено в виде трёх фигур – куба, цилиндра и шара. Это его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников .

Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в 19в. появились в Швейцарии, Англии, США, России. В 1860 г. в Германии детские сады вновь были открыты.

На основании педагогической системы Фрёбеля разработаны многие современные дошкольные пособия : кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори материалы и др.

Заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности : подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически , до сих пор используются в детских садах.

Фрёбель изобрёл систему раннего развития , основанную на т. н. «дарах» , которые впоследствии получили его имя.

Фребель замечал, что шар наиболее удобен ребенку, и шар является «единством в единстве» , шар - символ движения, шар - символ бесконечности и т. д.

Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый (всего 7 мячей) . К каждому мячу прикреплена ниточка.

Раскачивая шарик в разные стороны, приговаривая «вперед-назад» , «вверх-вниз» , «вправо-влево» , ребенок знакомится с пространственными представлениями.

Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. (Возраст с 2 лет) . Диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика одного размера. Все фигуры выбраны не случайно : шар - символизирует движение, куб - покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Занятие по Фрёбелю со вторым даром

1) Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.

2) Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.

Выявление, фактов : 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части) . (Возраст : от 4 лет) . Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство» , «единство и многообразие » );

Фрёбель предлагает три основных типа занятий :

1)Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни. (Стол, стул, ворота) .

Дети могли их сделать по образцу , по картинке.

2)Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.

При занятиях с жизненными и изящными формами следует соблюдать правила : - Готовые фигуры не разрушаются; - Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Такой конструктор позволяет научить ребёнка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятия длины, ширины.

3)Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. (Возраст с 4 лет) . Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы) . Для них остаются все те же правила.

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части - призмы. (Возраст : с 5 лет) . Три разделены на 2 половины, другие три - на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. (Возраст : с 6 лет) . Итоговое количество деталей в наборе - 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.

При строительстве соблюдаем те же правила : строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух.

Дар седьмой : цветные фигуры. (С 5 лет)

Цель : демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию; развивает воображение . Применение : используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.

Дар восьмой : палочки. Цель : демонстрирует линию и вводит понятие длины. Применение : используется для введения идеи периметра. Направленность : развивает моторные навыки

Дар девятый : кольца и полукольца.

Цель : представляет идею кривой Применение : используется для введения идеи края цилиндра. Направленность : развивает моторные навыки , координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Дар десятый : мозаика.

Цель : демонстрирует, что линия состоит из точек.

Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетания цветов и составление цветных узоров.

Направленность : развивает моторные навыки , координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности .

Почему Фрёбель – педагогика популярна и сегодня в мире

Педагогическая система Фридриха Фрёбеля основана на математике, эстетике и взаимодействии с природой. Именно поэтому та среда, которую он разработал, не подвержена влиянию времени;

В последнее время систему детского образования , основанную на принципах Фрёбель – педагогики всё чаще называют «устойчивой системой образования воспитания детей раннего возраста»;

Сложные задания и игры, которые впервые предложил Фрёбель являются примером наиболее эффективного метода саморазвития и самовоспитания детей от рождения до школы;

Влияние игры на качество образования в детских садах доказали долгосрочные международные исследования.

Слайд 17 Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх