Игры с ребенком в 10 месяцев комаровский. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

Вашему крохе 10 месяцев , и по сравнению с новорожденными детками он кажется таким большим! Настоящий богатырь, а ведь, по сути, они ровесники. И через пару-тройку лет разница в возрасте будет совершенно незаметна. Некоторые родители записывают, что умеет их малыш в 10 месяцев, а потом читают эти записи со своим уже взрослым ребенком. И потом эти записи всегда вызывают умилительные улыбки. Итак, что бы вы могли записать?

Физические навыки

Малыш продолжает быстро развиваться, расти, учится всему, оттачивает свои умения и навыки во всем.

  • Он уже не только уверенно сидит, но и твердо стоит на своих двоих, держась за опору только одной рукой. Его иногда можно «ввести в заблуждение» — дать в ручки какую-нибудь маленькую игрушку. Тогда малыш отвлечется и станет держаться за нее, а об опоре забудет. Но чуть только обнаружит обман — тут же либо схватится за нее снова, либо сядет.
  • С удовольствием ходит со стулом, толкает его впереди себя. Но иногда может обходиться без него — опорой послужит стена. Возможно, ваш малыш в десять месяцев умеет ходить самостоятельно. (Все равно не стоит оставлять его одного.)
  • Новое достижение — он может подниматься на невысокую лесенку — 2-3 ступеньки. При этом сначала ставит ножку на ступеньку, а потом поднимает к ней вторую ножку. Чуть позже он научится и спускаться.

Социальное развитие

  • Малыш стал совсем взросленьким и хочет делать все, как большой. Сейчас его легко приучить к хорошим манерам — кушать из ложки, . А после еды проситься на горшок.
  • Он уже может выполнять кое-какие «поручения» — принести вам тот или иной предмет, показать, как надо играть с чем-то. Разрешите ему самому выбрать, в каких колготках он пойдет гулять — в синих или зеленых, или какую кофточку наденет.
  • Короткое время малыш способен забавлять себя сам — в своем детском уголке находит для себя множество неотложных дел. При этом может так захлопотаться, что не заметит «мокрую» аварию. Не упрекайте человека — ведь ему тогда в самом деле было некогда!
  • Он охотно играет с другими детьми своего возраста. Только ему надо в этом помочь, научить общению с ровесниками, ведь такого умения в 10 месяцев у него еще нет.
  • Чаще всего ребенок уже сам не хочет ходить с соской, так что отучить его от нее бывает довольно просто. Если же не получается, то соску можно «потерять» и не давать ему ее больше.

Эмоциональное развитие

  • Здесь тоже происходит настоящий прорыв — он уже понял, что общаться можно не только при помощи крика или плача.
  • Он уже понимает слова «нет» и «нельзя». Но пытается быть непослушным, и это ему нравится. Непослушание — пока только такая игра!
  • У него начинает проявляться чувство юмора. Хорошо воспринимает шутки, может сам специально издавать смешные звуки и смеяться над ними.
  • Может ужасно расстраиваться, когда у него забирают игрушку и заставляют заниматься неприятными вещами — например кушать или спать. Чтобы не было лишних слез, малыша надо чем-то отвлечь, заинтересовать предстоящим делом.

Игры и игрушки

  • В этом возрасте в играх малыша тоже наступает новый этап — в них появляется небольшой сюжет, игры делаются все больше осмысленными. Малыш может укачивать куклу, но еще не догадается, что можно таким же образом играть с мишкой или зайчиком.
  • Ребенок очень любит катать мячик, возить машинки, собирать пирамидки.
  • В 10 месяцев ребенок должен уметь поднять с пола небольшой предмет, положить его в ведерко.
  • Все так же он любит играть с вами и в разные «ладошковые» игры, а игра в прятки становится почти настоящей — ведь малыш предпочитает спрятаться за креслом. Важно подольше его искать — на кровати или под ней, по всей комнате. А потом «найдите» и удивитесь.

Речь

Арсенал доступных ребенку слогов все растет. Ему уже покорились и «ма» , и «ба» , и «па» . Он постоянно работает над их произношением. Ловит каждое ваше слово. И вскоре вы услышите требовательное — «дай-дай-дай» ! Правда многие ребятишки, требуя что-то, говорят «на!» Ведь вы, протягивая ему что-то, говорите именно это слово!

Малыш очень хочет общаться! Настолько сильно, что даже изобретает свой собственный язык. Говорит на нем с вами и огорчается, когда его не понимают. Не перебивайте человека, дайте ему высказаться до конца. Разговаривайте с ним, как с полноправным собеседником. Тогда, привыкнув к этому, он будет с вами общаться и когда станет подростком, и когда будет взрослым.

В 10 месяцев дети с удовольствием выполняют разнообразные поручения взрослых, а иногда и сами выдумывают себе «важные» занятия. Если родители хотят, чтобы их ребёнок был таким же деятельным и инициативным дальше, подобное стремление нужно поощрять. На первых порах в домашних делах карапуз будет скорее помехой, чем умелым помощником, однако ни в коем случае не ругайте и не отстраняйте его. Даже если малыш испортил вам любимое блюдо или разрисовал обои фломастером – не наказывайте его, он ведь думал, что помогает вам! В дальнейшем он научится делать правильно, а уничтоженное на корню желание участвовать в домашних делах возродить вновь будет намного сложнее!

Что умеет ребёнок в 10 месяцев?

  • Подражая родителям, произносит новые для него слоги, слышны разнообразные сочетания слогов. Употребляет псевдослова, которые произносит с различной интонацией, чтобы выразить отношение к происходящему. Иногда складывает слоги в простые слова.
  • По просьбе взрослого выполняет заранее выученные действия. Понимает значение слов «нет», «нельзя», «пойдём» и некоторые другие, если родители использовали их при общении со своим чадом.
  • Самостоятельно встаёт. К этому возрасту обычно умеет аккуратно садиться из положения стоя. Прогуливается вдоль опоры, держась руками за бортик кроватки или манежа.
  • Многие детки в этом возрасте самостоятельно пьют из чашки и пользуются ложкой во время еды. Получается это не всегда хорошо, поэтому к окончанию трапезы карапуза приходится умывать, а окружающее пространство – мыть. Впоследствии точность движений и координация улучшатся.
  • Смирно сидит на горшке. Знает назначение и необходимость этого предмета.
  • Если предложить несколько вариантов игрушек или одежды, выберет тот, который нравится больше. Способен проводить различия между предметами и явлениями, исходя из критерия «нравится – не нравится».

Ребёнок в 10 месяцев проявляет новое умение – доставать один предмет с помощью другого: при помощи лопатки подкатить мячик, при помощи ложки достать сухарик. Конечно, чтобы малыш смог так делать, его надо этому обучить, однако многие детки осваивают подобную способность самостоятельно.

Развитие в 10 месяцев

Помните, что все малыши индивидуальны и развитие у всех различно. Мы указываем умения, которые присущи большинству деток в этом возрасте. Некоторые детки активнее развивают речевые навыки, уже умея осознанно произносить несколько слов, другие – больше двигаются, вовсю ползают, даже ходят. Не существует единого шаблона для всех. Однако стоит отметить, что если регулярно заниматься со своим ребёнком, использовать развивающие игры, при этом не переутомлять его, а делать всё правильно – умения малыша в 10 месяцев соответствуют или даже опережают описанные тут.

Десятимесячный ребёнок невероятно подвижен. Дети в 10 месяцев очень хорошо ползают на четвереньках, легко переползают через препятствия, самостоятельно встают у опоры. Их интересует окружающее, вставая, они стараются дотянуться до предметов, расположенных на полках, столиках. Могут стянуть скатерть со всем содержимым на ней или открыть незапертый шкаф и провести там «ревизию».

У ребёнка 10 месяцев имеются свои любимые занятия, кто-то любит «рисовать» фломастерами и карандашами, другие проводят большую часть времени составляя пирамидки из кубиков или любят слушать весёлые песенки и «подпевать» в такт музыке. Крохе в 10 месяцев может понравиться мять бумагу в руках. В этом случае давайте ему белые листы бумаги, а не страницы из газет или журналов – большинство детей берут в рот всё, что попадает им в руки, а типографская краска, оказавшись в пищеварительной системе, не окажет благотворного влияния на детское здоровье.

Сон ребёнка в 10 месяцев и режим дня такой же, как и в предыдущем месяце: на сон уходит от 12 до 14 часов в сутки, ночью кроха спит 10–11 часов, днём – два раза по 1,5–2 часа.

Уход в 10 месяцев

Дети в этом возрасте понемногу готовятся начать ходить самостоятельно. Они уже хорошо стоят у опоры, могут сделать вдоль неё несколько шагов. Сейчас самое время учить малыша самостоятельно залазить на кресло или на диван, а также осторожно и правильно слазить – попой вперёд, чтобы не свалиться и не удариться головой.

Устройте для малютки «полосу препятствий», которую ему нужно переползти или перейти, держась за мамины руки. Обучите подниматься и спускаться по ступенькам на четвереньках, пролазить через специальный тоннель (продаётся в детских магазинах) или самодельный тоннель, сооружённый из предметов мебели.

Детки в 10 месяцев обычно восприимчивы к музыке , встав у опоры и держась за неё, нередко танцуют под музыку. Найдите мелодию, которая больше всего понравится вашему крохе, и вы увидите, как его движение будут меняться: некоторые начинают ритмично приседать, другие раскачиваются из стороны в сторону или кивают в такт песни.

В том случае, если ваш ребёнок ещё не ползает , не отчаивайтесь. Некоторые детки не ползают потому, что им это неинтересно, их внимание направлено на общение или действия с маленькими предметами. Это проявление индивидуальности, не исключено, что эта черта сохранится и тогда, когда кроха подрастёт: он будет усидчивым, терпеливым и наблюдательным. Или он просто собирается с силами, чтобы внезапно порадовать вас энергичным ползаньем. Некоторые дети вообще пропускают этап ползания, сразу начиная ходить – сперва при помощи мамы, а потом и самостоятельно.

Питание почти такое же, как у взрослого человека. Минимальная норма материнского молока составляет около 200 мл 2–3 раза в сутки. Остальное питание ребёнок получает в виде каш, пюре из фруктов и овощей, мясных бульонов, отварного мяса, рыбы, супов. Некоторые мамы с 10 месяцев перестают готовить отдельно для ребёнка, предпочитая исключить нежелательные продукты из собственного рациона. В этом возрасте кроха не должен кушать острые приправы, какао, кофе, жареное мясо, копчёности. Желательно убрать из его рациона магазинные продукты, содержащие консерванты и потому имеющие большой срок хранения.

Не забывайте ежедневно купать ребёнка , совершать прогулки не свежем воздухе не менее 2 часов в день. Одевать на прогулку малыша нужно по погоде, избегая перегревов и переохлаждений. Помните: перегрев не менее опасен, чем переохлаждение! Летом остерегайтесь прямых солнечных лучей, осенью и весной – прохладных сквозняков.

В этом возрасте у ребенка резко расширяются возможности знакомиться с окружающим миром - он уже хорошо ползает и начинает ходить. Передвигаясь, он узнает о расположении предметов в пространстве, "отрабатывает маршруты".

Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым

Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве - ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.

Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.

  1. Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
  2. Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, - это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
  3. Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка - он попробует подражать вам.
  4. Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: "Давай, пойдем" и пройдите короткое расстояние.

    Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.

  5. Приучите ребенка "петь" под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги ("мамама" или "папапа"), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
  6. Продолжайте играть с ребенком в "Ку-ку, где я?". Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: "Где же Миша, куда он ушел?". Убрав его ручки, радуйтесь: "Миша тут!" Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: "Куда Миша исчез?". Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать. Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
  7. В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого - и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх. Например, поиграйте с ребенком в "Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает", где сначала вы изображаете эту козу, а потом - он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.

Как учить ребенка обращаться с игрушками

Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.

Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый. Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте.

  1. Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
  2. Научите ребенка звонить в колокольчик - отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
  3. Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа "дрр" или "би-би", которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую - ребенок.
  4. После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку - и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
  5. Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее "дрр" или "би-би") и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
  6. Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.

Как помочь ребенку овладеть новыми действиями и программами действий

Мама обучает малыша новым действиям, используя два подхода: она показывает, что и как нужно делать, совершая эти действия сама; если же ребенку что-то не удается, она берет его ручки в свои и помогает ему совершить требуемые действия.

Обучая ребенка действиям, мать использует соответствующие этим действиям предметы домашнего обихода или игрушки. Кроме того, она сопровождает свое поведение речью, называя и действия и предметы.

В результате таких "сеансов обучения" ребенок приобретает разного рода сведения:

  • он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;
  • он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем строить более сложные действия;
  • он узнает, каким предметам соответствуют какие действия; это способствует формированию понятий;
  • он узнает названия действий и названия предметов.
  1. Дайте малышу попрактиковаться, надевая себе на шею через голову бусы из крупных легких бусин. Покажите ему, как надеть эти бусы вам и кукле. Смотрите только, чтобы он не порвал нитку и чтобы бусины не попали ему в рот.
  2. Держите вертикально вашу руку, и пусть ребенок наденет вам браслет на руку. Сделайте это игрой и по очереди надевайте браслет на руку друг другу.
  3. Купите ребенку пирамидку и покажите ему, как надевать на стержень кольца.
  4. Давайте ему такие игрушки, с которыми можно играть в разные игры. Например, используйте банки из пластмассы, в которые можно класть разные вещи, такие как кубики, пустые катушки, деревянные бусины, пластмассовые крышки от бутылок и т.д. Положив несколько таких предметов в банку, закройте ее крышкой и потрясите. Дайте ребенку послушать, потом высыпьте предметы из банки и предложите ребенку собрать их в нее. Дайте ребенку поиграть со стаканчиками из пластмассы, которые вкладывают друг в друга. Покажите, как это делается, и предложите ему так поиграть.
  5. Когда ребенок купается в ванне, дайте ему игрушки, которые плавают, например, пластмассовую чашку, и игрушки, которые тонут, например, металлическую ложку. Просите ребенка, чтобы он достал из ванны и дал вам ту и другую игрушку.
  6. Покажите ему, как ронять или бросать предмет в пустое ведро. Лучше, чтобы это было металлическое ведро. В качестве "материала для бросания" можно использовать, например, металлическую ложку, деревянный кубик или пустую катушку от ниток, пластмассовую крышечку от бутылки или банки и т.п. Обратите внимание ребенка на звук при ударе предмета о дно ведра. Помогите ребенку потрясти ведро, чтобы снова услышать звук. Эта игра особенно хороша для детей, у которых есть склонность бросать предметы на пол. Опыт показывает, что имея возможность играть в такую игру, дети избавляются от этой своей весьма неудобной для домашних склонности.
  7. Сядьте на пол рядом с ребенком и, показав ему любимую игрушку, спрячьте ее за своей ногой с другой стороны от него. Пусть он попытается перебраться через ваши ноги, чтобы достать игрушку. Поступая аналогичным образом, научите ребенка преодолевать другие препятствия, например, диванную подушку.
  8. Используя такой же подход, как в п.7, научите малыша доставать игрушку, обходя ящик с игрушками, зайдя за угол шкафа или выйдя за дверь. Показывайте ему, куда вы кладете игрушку и обращайте на нее его внимание.
  9. На глазах у приближающегося к вам ребенка спрячьте интересную игрушку, закрыв ее любым предметом, который ребенок может снять или сдвинуть (пеленкой, детским одеялом, ящиком, бумагой). Используйте привлекательную игрушку и неинтересный закрывающий предмет, чтобы ребенок не отвлекался его на его разглядывание и исследование. Например, возьмите яркую игрушку и закройте ее сначала небольшой миской. Затем закройте это сверху ящиком или коробкой от обуви. Наконец, накройте все это полотенцем. Если ребенок потеряет интерес, скажите ему "Давай искать вместе" и помогите ему снять все эти предметы. Изобразите восторг и удивление, когда вы найдете вместе игрушку.
  10. Возьмите в кулак маленькую игрушку, заведите руку за экран (миску, ящик, пеленку, бумагу) и оставьте игрушку там. Затем покажите ребенку вашу пустую ладонь и спросите: "Где же она?" Помогите ему самому достать игрушку.
  11. Играя на полу, положите на пол несколько диванных подушек, чтобы вы могли за ними спрятаться. Спрячьтесь и позовите ребенка: "Ку-ку, ищи меня". Когда он вас найдет, изобразите восторг.
  12. Ребенок учится разным способам достать нужный ему предмет. Вот простейший пример ситуации, когда ему надо совершить некоторые предварительные действия прежде чем взять в руку нужный предмет. Перед ребенком на столе находится тарелка, на которой лежит кусочек апельсина, но она отодвинута на такое расстояние, что можно дотянуться до края тарелки, а не до апельсина. Ребенку нужно передвинуть тарелку к себе. Сделает ли он это? Если нет, встаньте рядом с ним и покажите, как это делается. Потом снова отодвиньте тарелку и посмотрите, усвоил ли он ваш урок.
  13. Положите перед малышом шнурок, другой конец которого привязан к игрушке, находящейся на таком расстоянии, что ребенку ее не схватить. Потяните за конец шнурка, показывая ребенку, что игрушка при этом двигается. Предложите ему потянуть за шнурок.
  14. Привяжите веревки к разным игрушкам (машине, грузовику, тележке, паровозу и т.д.) и оставьте их на полу. Пусть ребенок таскает игрушки за собой, когда он ползает или ходит по комнате.
  15. Когда вы играете с ребенком, покажите ему, как достать интересную игрушку или, например, ваши ключи, потянув за салфетку, покрывало или пеленку, на которой лежит эта вещь.
  16. Постепенно придумывайте и ставьте перед ребенком более сложные задачи и показывайте ему, как их нужно решать. Например, положите игрушку на полотенце, накинутое на гору из подушек на кровати или на диване. Кончик полотенца, за который нужно потянуть, должен находиться вне досягаемости ребенка. Следовательно, ему надо будет сначала добраться до полотенца, а потом уже, потянув за него, достать игрушку.
  17. Начинайте учить малыша складывать игрушки в ящик. Каждый раз перед тем, как он ложится спать, скажите ему: "Помоги мне собрать игрушки". Показывайте ему пальцем на игрушку, говорите: "Возьми". Потом говорите "Отнеси в ящик" и показывайте на ящик.

Как помочь благоприятному социальному развитию ребенка

В этом возрасте ребенок приобрел уже значительную самостоятельность, он сам передвигается в пространстве, он сам действует с предметами, он начинает проявлять элементы самообслуживания - ест частично сам, участвует в процессе одевания. Развитие ребенка и обеспечение его личной безопасности требует, чтобы он усвоил определенные правила поведения - прежде всего, приучился быстро и безоговорочно подчиняться запретам, выражаемым словами "нет" и "нельзя". При этом существенно, чтобы запреты, исходящие от матери, не вызывали у ребенка отрицательных эмоций по отношению к ней, не уменьшали бы его любви к маме. Приучая ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и угроз.

Ребенок в дальнейшем усвоит целый набор правил, касающихся социального поведения, и приобретет значительное количество сведений на эту тему. Первые приобретаемые им сведения относятся к принадлежности предметов. Он должен узнать, какие вещи (игрушки) принадлежат ему и он может сам ими распоряжаться, а какие - другим людям, и он их или вообще не должен трогать, или же должен каждый раз просить на это разрешение.

Очень важно рано приучить ребенка хорошо относиться к другим людям, уметь делиться с ними своими вещами (игрушками) и жалеть и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим людям откроет ребенку путь в компанию сверстников, к участию в коллективных играх. А именно коллективные игры определяют развитие ребенка в возрасте старше полутора-двух лет.

  1. Твердо и решительно говорите "нельзя", когда ребенок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выражайте свое неодобрение мимикой и жестами. Если он не слушается, остановите его или вообще заберите его из опасной обстановки, но избегайте употреблять "нельзя" слишком часто. Говорите "нельзя", только когда это безусловно необходимо, по возможности избегайте опасных ситуаций, убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка. Будьте настойчивы, если вы уже сказали "нельзя"! Если ребенок послушался или вы сами физически его остановили, переключите его внимание на какое-то другое интересное для него занятие.
  2. Используйте куклу-петрушку (надевающуюся на руку) для того, чтобы обучить ребенка прекращать действия, когда ему говорят "нельзя" или "перестань". Разыграйте сцену, когда кукла делает что-то плохое и вы говорите ей "нельзя". Пусть кукла прекратит это делать немедленно! Обратите внимание ребенка на поведение детской куклы.
  3. Если ребенок обращается с игрушкой так, что ее портит (например, бьет машинкой об пол), скажите сначала: "Не надо, перестань", а затем возьмите у него из рук игрушку и покажите, как надо с ней обращаться (например, начните катать машинку). Сделайте эту игру привлекательной и приятной для малыша!
  4. Говорите "нельзя" и в тех случаях, когда ребенок неправильно ведет себя за едой (например, бросает пищу на пол, разливает молоко, стучит посудой и т.д.).
  5. Возьмите несколько ваших вещей и вещей ребенка. Наденьте на себя шапочку ребенка, скажите: "Мама надела Мишину шапку" и начните смеяться. Рассмешите и ребенка тоже. Потом положите вашу шапку около себя, а шапку ребенка - около него. Возьмите новый предмет, например, ваши перчатки, протяните их ребенку и спросите: "Это мамины? Положи к маме". Помогите ему положить их рядом с вами. Потом проделайте аналогичную процедуру с его ботиночками и т.д. Играйте в такую игру много раз, включая в игру и других членов семьи с их характерными вещами.
  6. Путешествуя с ребенком по квартире, показывайте ему разные вещи и говорите: "Это папины туфли", "Это мамины духи", "Это папин приемник" и т.д.
  7. В этом возрасте ребенок протягивает игрушку взрослому, чтобы ее показать - но еще не намерен ее отдать. Это первый шаг к тому, чтобы делиться собственностью с другими. Моделируйте сами такое поведение, протягивая игрушку, чтобы показать ребенку. Просите его: "Покажи мне куклу", "Покажи папе книгу" и т.д. Пусть он держит игрушку в своих руках, когда вы говорите о ней, например, показываете, где у куклы носик, где глазки, где ручки; пусть он держит книжку в своих руках, когда вы показываете ему в этой книжке картинки. Таким образом он усвоит, что можно делиться предметами, не утрачивая их при этом.
  8. Поделитесь пирожком с ребенком: дайте ему откусить, потом откусите сами. После этого отдайте ему пирожок, скажите: "Дай маме откусить" и откройте рот. Если надо, подвиньте ручку ребенка своей рукой; но постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам кормил вас.
  9. Предложите каждому члену семьи избрать свою особую игру с малышом. Нужно, чтобы в ней были такие действия ребенка, которые служили бы сигналами привлечения этого члена семьи к их игре.
  10. Широко используйте одевающуюся на руку куклу-петрушку. Она не обязательно должна изображать человека: может быть и собачкой, и кошкой, и лисичкой. Хорошо, если она сможет открывать рот и менять выражение лица. Разыгрывайте сцены, когда эта кукла что-то очень хочет и ребенок может ей помочь. Пусть, например, кукла будет голодна, и вы дадите ребенку ложку, чтобы он ее покормил. После еды кукла будет радоваться, благодарить "кормильца" и может его, например, пощекотать. Комментируйте поведение куклы, говорите, что она хорошая, что вы ее жалеете, гладьте ее. Дайте ребенку возможность увидеть, как надо помогать другому существу.

Как учить ребенка говорить и понимать речь

В этом возрасте ребенок понимает уже очень много из того, что вы ему говорите. Но его понимание основывается не только на тех словах, которые вы произносите. Оно очень сильно зависит от ситуации (что он в это время видит вокруг себя, чем он в это время занят), от ваших жестов, выражения вашего лица, тона вашего голоса.

Ребенок также приобретает склонность повторять услышанные им слоги или простые слова. Правда, это касается только таких коротких слов, гласные и согласные которых ребенок уже умеет произносить.

Уча его говорить, создавайте такие игровые ситуации, когда повторение сказанного вами слова приводило бы к желанному эффекту для малыша.

  1. Когда вы вытираете его после купания, называйте при этом части тела. "Вот ножка, вытяни ножку, хорошая ножка", "Где ручка, вот ручка...", "А вот животик", "А это спинка". Поглаживайте, щекочите, целуйте... При одевании просите его вам помогать: "Вытяни ножку", "Протяни ручку", "Подними головку" и т.д.
  2. Держа ребенка на руках, спросите у него: "А где у Миши носик?". Возьмите в свою руку его пальчик, потрогайте им его нос и скажите: "Вот носик". Потом спросите: "А где у мамы носик?" и потрогайте его пальцем свой нос, говоря: "Вот мамин носик". Проделайте то же самое относительно рта, глаз, лба. Повторяйте это много раз - до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно показывать пальцем свой и ваш нос, рот и т.д. Когда он уже выучит эту игру, проведите ее перед зеркалом.
  3. Играя с ребенком, просите его выполнить простые уже известные ему действия, например: возьми, положи, дай, покажи, брось, иди сюда, покатай, надень. Если он не реагирует на просьбу, сопровождайте слова поясняющим жестом. Если и это не помогает, покажите ребенку, какое действие вы хотите, чтобы он выполнял, или помогите ребенку его осуществить.
  4. Употребляйте слова "дай", "покажи", "возьми" по отношению к разным предметам домашнего обихода и игрушкам. Во время еды положите перед ребенком несколько разных кусочков пищи, например, печенье, булку, хлеб, яблоко и др. Скажите: "Возьми хлеб". Если ребенок возьмет не то, что вы попросили, поправьте его. Аналогичным образом разложите перед ним несколько игрушек и по очереди просите у него разные предметы. Чтобы ему было интересно, составьте определенный сценарий игры с использованием тех предметов, которые вы получили от ребенка. Например, сначала попросите машину, потом попросите куклу, которую вы будете катать в машине. Потом попросите мишку, чтобы он убегал от машины, которая будет пытаться на него наехать.
  5. Если малыш еще не выполняет действий типа "дай", "возьми", попробуйте другим способом выяснить, понимает ли он названия предметов и игрушек. Спрашивайте его, где данный предмет, и следите за тем, куда он направит свой взгляд. Если он посмотрит на тот предмет, который вы назвали, хвалите его.
  6. Рассматривайте с малышом книжки с изображением игрушек, кошек, собак и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Хвалите его, если он это сделает. Сами показывайте пальцем на называемые вами предметы или существа. Указывая на собаку или кошку, изображайте, как они "говорят" ("Это киса, она говорит мяу").
  7. Если в комнате находится еще кто-то из членов семьи, попросите ребенка его показать: "Где папа? Покажи папу". Если ребенок уже ходит и находится в данный момент на полу, скажите ему: "Иди к папе (бабе, деде, тете и т.д.)". Пусть тот, к кому ребенок пошел, радостно его встретит!
  8. Научите малыша качать головой, выражая таким способом "Нет", "Не хочу", "Не надо". Попросите кого-то из членов семьи предложить ему и вам ту пищу, которую он наверняка не захочет есть. Говорите "Нет, нет, не хочу" и качайте головой.
  9. Используйте аналогичный описанному в п. 8 подход для обучения ребенка кивать головой в смысле "Да". Пусть кто-то спросит вас и ребенка: "Хотите пирожок?" (или что-то другое, что малыш любит). Кивайте головой и говорите "Да, да, конечно".
  10. Играйте с ребенком в "разговор" путем повторения друг за другом одного и того же слога или слова. Произнося слова, делайте это с вопросительной интонацией, приглашающей его "на разговор". Постарайтесь научить малыша произношению следующих слов (или слогов) с разными согласными:

    м - мама (ма)
    б - баба, бай-бай, бах
    п - папа, пай
    н - няня
    д - дай, дядя, деда
    т - тетя
    к - ки (кошка)
    г - гага
    л - ляля (кукла)

  11. Постарайтесь придумать ситуации, которые позволили бы малышу начать понимать произносимое (повторяемое) им слово, связывать его с определенным объектом или событием. Например, скажите ребенку: "Давай звать папу". Пусть отец повернется на ваш призыв, улыбнется вам и ребенку и снова отвернется. В ответ на сказанное ребенком "папа", попросите отца реагировать значительно активнее: подойти к ребенку, поговорить с ним, поласкать его. То же можно предпринять и с участием других родственников.

Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате - десять месяцев - это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.


Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате - десять месяцев - это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.

В этом возрасте малыш проявляет интерес ко всему окружающему миру, что требует повышенного внимания и ухода. Именно сейчас зарождается будущая инициативность, активность или чувство неуверенности в себе и беспомощности, поэтому проявления самостоятельности в любом случае нельзя подавлять, а нужно умело направлять в необходимое русло и поощрять.

Что умеет малыш в 10 месяцев

Ваш ребенок уже хорошо ползает, самостоятельно садится, сидит и встает, держась за опору, переступает вдоль опоры. Некоторые малыши уже пробуют отходить от опоры, стараются держать равновесие. Умение находиться в вертикальном положении - настоящее достижение, которым дети очень гордятся и совершенно необходимо, чтобы родители также эмоционально воспринимали маленькую победу своего ребенка.

Сейчас зарождается игровая деятельность, раньше всего у девочек : они кормят кукол, умывают их, подражая маме. Происходит бурное речевое развитие: малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, понимает некоторые слова и пытается воспроизвести сочетания звуков.

В возрасте 10 месяцев у ребенка сформировались следующие умения и навыки :

Способность сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься, опираясь на протянутые к нему руки, ходить возле опоры, держась за нее
знает свое имя и отзывается на него, знает имена близких, названия окружающих предметов, может показать на картинке называемых животных, показать части своего тела, по просьбе взрослых
понимает и выполняет простые просьбы: "дай", "иди" и др.
повторяет за взрослыми слоги и сочетания звуков
использует в общении несколько "слов", понятных ситуативно, как минимум 1-2 "слова", например: ляля, мама, дай
воспринимает шутки, обращенные к нему и смеется в ответ
напевает песенки
берет маленькие предметы двумя пальцами: большим и указательным и производит с ними осмысленные действия
катает машинки, толкает мячик, бросает игрушки
играет на первых музыкальных инструментах: барабан, ксилофон
пытается строить из кубиков
вставляет или вкладывает один предмет в другой
умеет пить из кружки, пользоваться ложкой
проявляет интерес и любопытство к другим детям, к их играм
спокойно относится к высаживаниям на горшок.

Физическое развитие

После девятого месяца физический рост немного замедляется, сейчас происходит упор на овладение телом, контроль над движениями. В среднем, за десятый месяц ребенок прибавляет 400-450 граммов веса и на 1,5 см вырастает. Таким образом, его вес к концу 10 месяца составляет 9000 - 9500 г, а рост около 70-75 см.

Нет ничего страшного, если малыш набирает рост или вес немного быстрее или медленнее, но необходимо насторожиться, если он резко выбивается из нормативного коридора роста или веса.

Не беспокойтесь, если вы видите отчетливую разницу между двигательным развитием детей этого возраста. Кто-то уже ходит, а другие предпочитают только ползать. "Ползунков" не стоит торопить, им просто комфортнее ползать, нежели ходить. Они пойдут, только чуть позже. Некоторые дети начинают ходить в возрасте 15 месяцев.

Распорядок дня

Режим дня может различаться индивидуально: время кормления, засыпания и количество сна. Подстраивайтесь под своего малыша, но обязательно придерживайтесь постоянного расписания. Кормите и укладывайте в одно и тоже время, ломка привычного режима или скользящий график будет вызывать только усталость, капризы и плохое настроение.

Сон

Обычно в возрасте 10 месяцев дети спят по ночам от 10 до 12 часов. И еще два дневных сна примерно по 2 часа. Спокойные малыши спят больше, крепче и при просыпании долго могут отходит от сна, не проявляя активности. С гиперактивными малышами ситуация с точностью наоборот: они расходуют больше энергии, меньше и гораздо беспокойнее спят, быстрее устают и чаще капризничают. В таких случаях, можно укладывать малыша в кроватку пораньше на час или два.

Спокойному длительному ночному сну способствует купание перед сном, а во время купания - проветривание комнаты, затем мелодичные колыбельные и кормление - мамино присутствие, голос и молоко доставят удовольствие малышу, успокоят и подействуют как снотворное.

Прогулки

Несмотря на то, что сейчас ребенку интересно и дома, не забывайте про ежедневные прогулки. Пребывание вне дома становится все увлекательнее. Малыш с удовольствием наблюдает за людьми, детьми, изучает окружающий мир. Продолжайте показывать ему новое: берите его с собой в магазин, сходите с ним в гости или в развлекательный центр для самых маленьких.

Летом огромную функцию развития выполняет возня в песочнице. Обычно в песочнице много детей и малыш может внимательно изучать общие правила игры, подражать и учиться самым простым действиям : насыпать песок в ведерко, строить замки, копать совочком и т.д.

Летом гулять можно долго, оптимально два раза в день по 2 часа. Зимой количество и длительность прогулок сокращается. В морозный день можно выйти на 30 минут, этого времени будет достаточно, чтобы квартира проветрилась, а малыш подышал свежим воздухом.

Кормление

Грудное вскармливание по-прежнему является основным (как и искусственные смеси для вскармливания), но к концу последней декады первого года уже не способно обеспечить полноценное питание. В грудном молоке уже не хватает протеина, калия, меди, цинка и других веществ, в количестве, необходимом для подросшего малыша. Поэтому нужные вещества добираются из продуктов, которые были введены до 10 месяцев.

Новых продуктов в рационе практически не появляется, расширяется меню только за счет новых вариантов блюд из уже имеющегося набора. В возрасте 10 месяцев малыш должен есть каждый день мясо и, если нет диатеза, то раз в неделю нежирную вареную рыбу. Ежедневная необходимая порция этих продуктов около 50 граммов.

Кормите малыша 4-5 раз в день, чередуйте блюда, предлагайте разнообразные овощные пюре, супчики, кашки, творог и фрукты, на которые нет аллергии.

Суточная норма пищи составляет примерно 1 литр, без учета грудного молока. Возможно, ребенок будет съедать за один прием чуть больше или чуть меньше 200-250 граммов, это зависит от индивидуальных физиологических особенностей. Не пытайтесь кормить малыша насильно или оставлять ненасытившимся, позвольте развиться собственному чувству меры.

Отказ от груди

Между 9 и 12 месяцами многие дети уже не нуждаются в сосании, становятся более независимы во всем, менее упрямы и довольно спокойно относятся к отнятию от груди, чем в более младшем или более старшем возрасте. Решение о прекращении грудного вскармливания у некоторых женщин принимается легко и просто, у других же вызывает большие душевные колебания. Но, когда бы ни произошло отнятие от груди, это событие всегда важно и для матери и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к этому шагу серьезно.

Игры и игрушки

В 10 месяцев для полноценного развития ребенку необходимы следующие игрушки :

Игрушки на колесиках: животные, машинки, которые можно катать
мячи резиновые и пластмассовые
наборы баночек, мисочек и коробочек с крышками, которые можно вынимать и складывать, открывать и закрывать
разнообразные пирамидки с надевающимися кольцами
кубики
музыкальные и заводные игрушки
резиновые зверушки
куклы и мягкие игрушки.
В роли игрушек иногда могут выступать обычные бытовые вещи, посуда, одежда: не ограничивайте ребенка, позаботьтесь только, чтобы предмет и манипуляции с ним были безопасными.

Полезные игры и занятия с 10-месячным малышом на развитие мелкой моторики :

Перекладывание, пересыпание мелких предметов: бусин, фасоли, крупы, макаронных изделий из одной емкости в другую
пальчиковое рисование: красками на бумаге, а также рисование по песку, муке, мелкой крупе
пальчиковые игры, типа "Ладушки" или "Сорока-ворона"
игры с ленточками, шнурками, узелками
игры в песочнице лопаткой, грабельками, строительство замков, наполнение и игры с формочками.

Обязательно играйте совместно с малышом, демонстрируйте ему разнообразные действия с предметами, побуждайте повторять за вами, овладевать все более сложными манипуляциями. Позаботьтесь, чтобы ребенка окружали разнообразные игрушки и предметы: по размеру, цвету, форме, текстуре. Богатая природная среда в этом возрасте способствует ускоренному интеллектуальному развитию малыша.

Речевое развитие

В играх развивайте речь малыша. Называйте предметы, изображения животных, произносите звуки, имитирующие речь животных. Например: "Это мышка, она пищит: пи-пи-пи". Такие речевые игры способствуют не только развитию речи, но и речевого слуха и памяти. Со временем малыш не только запомнит как "говорит" мышка, но и сможет сам ответить на такой вопрос.

Не забывайте о чтении книг, сказок, стишков, рассматривании картинок. Малыш уже может сам показывать, где нарисована рыбка, а где птичка. В его голове происходит активный процесс по соединению образа и слова. Прислушивайтесь к его лепету, поощряйте любые попытки говорить.

Уделите максимум внимания безопасности малыша

Малышу уже не хватает выделенной игровой площадки, пришло время активного осваивания территории. Обеспечьте безопасность доступного пространства :

Приобретите заглушки-предохранители для розеток
проверьте, что будет, если ребенок потянет на себя край скатерти или провод от торшера
играйте с мелкими деталями только совместно, в остальное время следите за тем, чтобы никаких винтиков, которые можно быстро отправить в рот, не было на пути у малыша
следите за острыми, режущими предметами, не оставляйте их на виду, также не оставляйте в зоне доступности горячую кашу или чашку с чаем
лекарства храните в недоступном для детей месте
на улице также, как и дома, обращайте внимание на любые источники опасности. Даже в песочницах нередко можно встретить осколки от стекла, мусор или железо.

Парадокс, но чем более самостоятельной становится кроха, тем больше времени требует. Если первые три месяца малыш только спал и ел, то сейчас он неутомим : ползает, дотягивается до любых доступных поверхностей и предметов, открывает все шкафы, достает все их содержимое, тянет вас за одежду, постоянно что-то говорит по-своему, требует игр и внимания. Желательно, чтобы кто-то помогал вам с ребенком и хотя бы раз в неделю освобождал от присмотра и занятий с ним. Ритм, который задают малыши, очень быстро выматывает, не допускайте накопления раздражения и, уж тем более, вымещения его на крохе.

В 10 месяцев развитие малыша выходит на новый уровень, теперь он уже не так быстро набирает вес и его физическое развитие несколько замедляется, зато начинают формироваться первые отношения с окружающим миром и близкими людьми и становятся заметны индивидуальные личностные особенности ребенка. Мнения педиатров и психологов о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, сильно отличаются друг от друга, если раньше отечественные врачи обращали больше внимания на физическое развитие ребенка, то современные зарубежные ученые советуют концентрироваться на умственном развитии малыша. По мнению опытных родителей, истина – где-то посередине, развитие ребенка должно быть гармоничным, и физическое, и умственное.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

С 9 до 10 месяцев ребенок прибавляет 300-400 гр и вырастает еще на 1-2 см, обычно его вес в этом возрасте составляет 9 -10 кг, а рост – 70-75 см.

К 10 месяцу многие малыши, которые до этого были трогательно пухлыми, начинают худеть, а их прибавка в весе может быть минимальной – 100-200 гр , такие изменения объясняются повышенной подвижностью ребенка, если раньше он большую часть дня лежал, то теперь активно двигается и понемногу теряет в весе. В этом возрасте у детей от 2 до 8-10 зубов, некоторые груднички уже переходят на «взрослый» режим и теперь спят только один раз в сутки, все остальное время, предпочитая исследовать окружающий мир.

Физическое развитие малыша на 10-м месяце немного замедляется, дети предпочитают совершенствовать свои навыки, а вот новые демонстрируют редко. Так ребенок к концу 10-го месяца должен уметь самостоятельно садится, вставать и ходить, держась за опору, легко переворачиваться ос спины на живот и немного ползать. Даже если малыш не хочет ползать по полу самостоятельно, он должен уметь подтягивать свое тело на руках и передвигаться в нужном ему направлении.

10 месяц – отличное время для начала обучения ходьбе , если вы еще не сделали этого раньше, сейчас уже можно, и нужно, учить ребенка ходить, поддерживая его подмышки.

Большинство детей просто обожают эту игру, и их родители вынуждены целыми днями ходить по дому или улице, согнувшись и поддерживая маленького бегуна. Другое дело, если ребенок не проявляет интереса к таким занятиям и не хочет ходить, даже если вы держите его подмышками, в такой ситуации нужно обязательно выяснить в чем дело. Возможно, у малыша слишком слабые мышцы и ему больше времени нужно проводить вне кроватки и манежа, чтобы иметь возможность натренировать мышцы ног и спины к тому моменту, когда он пойдет.

В этом возрасте дети совершенствуют свои навыки владения телом и руками, они уже не так неуклюжи, могут уверенно протянуть руку и схватить висящую в воздухе игрушку, любят перебирать различные предметы и продолжают «обыскивать» дом, предпочитая найденные вещи любым игрушкам. Психологи советуют не ограничивать поисковый азарт ребенка, а дать ему возможность регулярно совершать новые «открытия». Для этого можно положить на нижние полки шкафа красивые картонные коробочки, цветные полотенчики или яркие книжки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 10 месяцев малыш не только с удовольствием демонстрирует окружающим новые навыки, особенно подражая поведению взрослых, в этом возрасте он еще и учится отстаивать свою независимость и права, иногда приводя родителей своим поведением в ужас.

10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.

С таким малышом уже можно и нужно беседовать, стараясь не просто, как раньше, проговаривать названия различных предметов и обозначая свои действия. Теперь, с ребенком нужно строить полноценный диалог, стараясь получать от него ответы и давая ему возможность сделать выбор, например: «какую ты хочешь надеть кофточку, красную или желтую», «кого мы возьмем на прогулку: грузовик или машинку» и т.д.

В этом возрасте дети могут не только выполнить простейшие просьбы взрослых, но и, подражая им, делают много разных, вполне осмысленных действий: они качают куклу, пьют и едят из посуды, играют на пианино, хлопают в ладоши, машут ручкой в знак приветствия или ставят кубики друг на друга, выстраивая пирамидку.

Еще одно, новое, умение десятимесячных – это попытки манипулировать двумя предметами, они пытаются палочкой подвинуть себе игрушку, ложкой несут ко рту еду, а также с удовольствием подбирают с пола и со стола мельчайшие предметы.

Малыш уже спокойнее относится к кратковременным исчезновениям мамы с его поля зрения, но, по-прежнему, старается не оставаться один и не очень доверяет незнакомым людям.

В 10 месяцев ребенок обычно уже умеет:

  • Самостоятельно садится, сидеть без поддержки и сидя, играть с игрушками;
  • Ползать или передвигаться вперед, опираясь на руки;
  • Вставать, держась за опору;
  • Ходить, когда его держат подмышками;
  • Подражать жестам и звукам, которые издают взрослые и другие дети – он уже может «общаться» жестами и звуками с окружающими;
  • Выполнять простейшие игровые действия – качает куклу, пьет из чашки, катает мяч, нанизывает кольца на пирамидку;
  • Умеет слезать и залезать на диван, кровать и другие невысокие предметы;
  • Выполняет просьбы окружающих: «дай ручку», «покажи, где глазки», «поиграй в ладушки» и т.д;
  • Узнает по картинкам и знает названия животных, предметов обихода и т.д;
  • Умеет собирать пирамидку, строить башенку из кубиков, вкладывать мелкие детали в крупные;
  • Двумя руками хватает игрушки и может их выбросить из кроватки или манежа;
  • Понимает обращенную к нему речь, смеется, когда слышит смех взрослых;
  • Откликается, начинает крутить головой, когда слышит свое имя;
  • Пытается захватывать мелкие предметы двумя пальцами – «пинцетный» захват;
  • Обращает внимание на других детей и взрослых – если до этого в центре внимания малыша находилась мама, теперь его начинают интересовать и другие люди.

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх