Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний. Родительское собрание

2. Основные этапы подготовки и проведения собраний.

Этапы подготовки.

(по материалам журнала "Классный руководитель" №7, 2006 год. Степанов Е.Н., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО)

I этап. Выбор темы.

Тема не должна быть случайной. Выбор определяется:

* целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива;

* закономерностями развития личности школьника;

* особенностями протекания процессов обучения и воспитания;

* логикой формирования педагогической культуры родителей;

* стратегией построения взаимоотношений школы и семьи.

Возможно определение тематики собраний не на один учебный год, а на 3-4 года. Ежегодно вносятся коррективы, но перспективное планировние помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями.

II этап. Определение целей собрания.

III этап. Изучение научно-методической литературы.

Рассмотрение теоретических вопросов невозможно без обращения к научно-методической литературе. Можно перед собранием предложить родителям изучить некоторые публикации, сдеать выставку литературы для родителей.

IV этап. Проведение микроисследования.

Для получения дополнительной информации по той или иной проблеме целесообразно провести анкетирование и тестирование с небольшим количеством вопросов и заданий. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования: оформлении диаграмм, схем, таблиц.

V этап. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников.

VI этап. Приглашение на собрание родителей и других участников.

Родителей целесообразно пригласить дважды: за 2-3 недели до собрания, чтобы они смогли заранее запланировать свое участие, и за 3-4 дня с целью уточнения информации о дате и времени.

VII этап. Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Решение – обязательный элемент родительского собрания. О нем, о его принятии часто забыают. Важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. Классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект эго решения. Решение может быть:

* классическим – в виде перечня планируемых действий и участников ответственных за их осуществление;

VIII этап. Оборудование места собрания, оформление.

* Чистый и уютный кабинет.

* Выставки творческих работ учащихся (поделки, рисунки, фото, сочинения).

* Выставки научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.

* На доске – цветным мелом тема и эпиграф к собранию.

* Таблицы и диаграммы с результатами проведенных микроисследований.

* Плакаты с памятками для родителей.

* Расстановка столов, стульев – в соответствие с замыслом собрания.

* Бумага, карандаши, ручки.

Этапы проведения.

Вступительная часть.

Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.

Родители занимают свои места.

Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных.

Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.

Основная часть.

Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть.

Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.

3. Элементы организации среды собрания.

(по материалам журнала "Классный руководитель" 2006-2008 годы.)

* Расстановка мебели (в соответствие с замыслом собрания).

* Классные газеты.

* Эпиграфы к собранию.

* Фонограммы мелодий.

* Видеозаписи о жизни класса.

* Фотография класса.

* Выставка творческих работ учащихся.

* Выставка методической литературы.

4. Виды собраний.

(Капралова Р.М. «Работа кл. рук. с родителями»-методическое пособие)

Определяются по тем конкретным задачам, которые решаются на собрании

Организационные –составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

По плану всеобуча –осуществляется педагогическое просвещение родителей.

Тематические –посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса.

Итоговые –подведение итоговучебно – воспитательного процесса за определённый период, выявление положительных и отрицательных тенденций в жизни класса.

5. Формы собраний.

1. Информационная телепрограмма «Время» или «Вести» (Ж/Л «Кл. рук. №7 2006).

2. Традицонное собрание.

3. Консилиум.

4. Дискуссия.

5. Деловая игра.

6. Продуктивная игра.

7. Психолого – педагогический всеобуч.

8. Творческий отчет.

9. Конференция отцов.

10. Собрание мам.

11. Родительские посиделки.

12. Час воросов и ответов.

13. Педагогическая мастерская.

14. Организационно-деятельностная игра.

15. Практикум (Степанов,Ж/Л Кл. рук.№7 2006).

16. Коллективный отдых родителей и детей.

17. Обмен мнениями.

18. Лекция.

19. Беседа.

20. Круг общения.

21. Диспут (Скрипченко Т.И.Ж/Л Кл.рук. №7 2006).

(по материалам ж. "Северная Двина" №2 2006, Синельникова Е.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО)

Конференция

При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть, и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общешкольные собрания или собрания одной параллели. Для классных конференций интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня школьника. Каким ему быть?», «Семейные традиции».

Деловая игра

При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития школы (класса) на ближайшее время и определить функционал учителей и родителей для реализации этой программы; в рамках одного класса. Можно продумать проблему улучшения успеваемости учащихся и т.п. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни класса, школы, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Семинар

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.

Диспут

В ходе диспута можно обсудить такие темы, как «Карманные деньги. Нужны ли они?». «Отцы и дети - это вечное противостояние» и т.д. Подготовка подобного диспута, конечно, требует определенного мастерства от педагога. Целесообразно в старших классах прн проведении некоторых диспутов привлекать и учащихся. Их мнение часто является компетентным и открывает для родителей новые горизонты во взаимодействии с собственными детьми (проблемы общения «дети-родители», вопросы молодежной моды и т.д.). При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.

Консультация .

Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.

День открытых дверей в школе .

Родители могут посетить подготовленные для них открытые уроки, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности учения, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию учителя по интересующей проблеме.

Целесообразно при подготовке к такого рода собраниям проводить мониторинги по соответствующей теме и представлять результаты мониторингов в ходе собрания. Администрация, заинтересованная в повышении эффективности взаимодействия школы и родителей, организует для педагогов обучающие семинары по интерактивным формам, привлекая к этому компетентных специалистов. В таких же активных формах в учительских коллективах целесообразно проводить и педагогические советы, что тоже будет являться определенным тренингом для педагогов.

(по материалам ж. "Северная Двина" №2 2006, Панфилова Н.П.,

канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии АО ИППК РО)

Дискуссия

(Рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

* Личность учителя (классного руководителя) выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.

* Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируется с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.

* Формируется новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий.

* Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность. Сегодня требуется иной подход к отбору и структурированию содержания родительских собраний, на смену авторитарной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества, когда родители становятся субъектом воспитательной деятельности наряду с учителем.

Организуя дискуссию, следует также помнить о требованиях к спору:

** Корректное поведение участников - спокойствие, сдержанность, уравновешенность.

** Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям оппонентов: «Мне нравится ваша мысль, над ней следует хорошо подумать...»

** Открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Это заставит и другую сторону быть более сговорчивой.

** Прием «Условное принятие доводов противника» позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперников в споре. Словно соглашаясь с доводами противника, мы выводим из его посылок сомнительное следствие, подводя к нужному выводу. Противник как бы опровергает собственные рассуждения.

Успех дискуссии во многом зависит от умений участников правильно оперировать понятиями и терминами, поэтому лучше вначале выделить основные понятия и тщательно отобрать термины. Если спорящие не договорились об определении сходных понятий, то вести дискуссию бесполезно.

Эффективным средством в споре считается использование юмора, иронии, сарказма, можно применить прием «Доведение до нелепости», т.е. сведение к абсурду, суть его - показать ложность тезиса или аргумента. Часто используют прием «бумеранга» (возвратного удара) -тезис или аргумент обращается против тех, кто его высказал. Разновидностью этого приема является прием «Подхват реплики», т.е. умение применить реплику противника в целях усиления собственной аргументации или ослабления аргументов оппонентов.

При ведении дискуссии следует избегать приема «Довод к человеку», при котором вместо тезиса начинают обсуждать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

Грамотно организованные дискуссии способствуют формированию заинтересованного отношения к постановке и решению проблем, самостоятельного мышления; учат их объективности (умению принимать во внимание различные точки зрения); вырабатывают навыки корректной постановки проблемы обсуждения, обмена взглядами, идеями и мнениями по обсуждаемым вопросам. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому суждению, таким образом, итог дискуссии не может сводиться к сумме высказанных на собрании точек зрения, он должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержанном большинством участников.

В соответствие с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.

6. Приемы, используемые на собраниях.

7. Первое родительское собрание.

(по материалам журнала «Народное образование» №6-2009, Ольга Лепнева, Елена Тимошко)

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, объединении родителей, становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно пройдет, зависит произойдет ли взаимовосприятие родителей и кл.рук-ля, будут ли согласованы цели и требования, будет ли налажено сотрудничество родителей и школы. Цель собрания – определить общие подходы в воспитании путем взаимоинформирования, совместного определения перспектив сотрудничества школы и родителей класса.

ЗНАКОМСТВО первый этап собрания .

* Рассказ классного руководителя о себе. Родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребенка. Потребность в этой информации велика – лучше получить ее из первых рук. Кроме того, искренний рассказ кл. рук. Задает тон необходимого уровня доверия в общении.

* Знакомство с родителями. Прием «Фотография класса».

* Рассказ о школе. Кл. рук. Разъясняет особенности школы, рассказывает о традициях, укладе, режиме деятельности, ожидаемых результатах. Демонстрирует символику школы: эмблему, флаг, гимн, элементы формы, разъясняет ее смысл для воспитания учащихся.

Каждому родителю выдается буклет – визитка школы.

ОРИЕНТИРЫ второй этап собрания .

Кл.рук определяет общие подходыв воспитании, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы. После этого родители в микрогрупах обсуждают вопрос: «Каким я хочу видеть своего ребенка на выпуске из школы?». После 7мин обсуждения представитель каждой группы выражает общее мнение. Кл. рук. Фиксирует на доске качества учеников – выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности.

Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях семьи и школы, обращает внимание, что результатов в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями в тесном сотрудничестве.

Кл. рук. Обращает внимание, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкретных действий. Далее он представляет свое видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты, основные формы. Педагог договаривается с родителями о регулярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость. Важно, чтобы «ниточка понимания», общей информированности не прерывалась, тянулась от встречик встрече.

ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ третий этап собрания .

* Видеозапись класса в уже состоявшихся делах. Материалы, отражающие жизнь класса за прошедший период, и краткий их комментарий (газета, лучшее сочинение, лучшая тетрадь)

* Работа в микрогруппах. Они разбиваются в другом составе, в течение 5 мин отвечают на вопросы:

** Какие проблемы вы хотели бы обсудить и решить на собрании в этом году?

** С кем из учителей вы хотели бы встретиться на собрании?

** В организации и обогащении каких дел готовы поучаствовать родители?

Кл. рук. Старается, чтобы каждый родитель увидел свою роль и почувствовал значимость в организации жизнедеятельности классного коллектива.

* Выборы родительского комитета.

Кл. рук. Рассказывает о его функциях, сроки деятельности. Микрогруппы предлагают своих кандидатов.

8. Сценарии собраний.

« Переходный возраст»

«Гостиная для родителей «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

«Родительское собрание для мам и дочерей «СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА»

«Папа, мама, я – читающая семья»

«Вечная проблема »

«Поступаем в ВУЗ »

«Телепередача «ВЕСТИ»

«Компь ютер -не з абава».

Родительское собрание в 7-м классе

Этапы подготовки собрания:

I этап . Анкетирование родителей по теме собрания

Анкеты заполняются дома до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения. Вот пример анкеты для родителей к собранию по теме «Компьютер -не забава»:

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Кто больше «общается» с компьютером - вы или ребенок?

3. В каких целях чаще всего используется компьютер дома вами и ребенком?

4. Сколько времени (в среднем в день) ваш ребенок проводит у компьютера? Регулируете ли вы время, проводимое ребенком у компьютера?

5. Как вы относитесь к увлечению компьютерными играми?

6. Подключен ли ваш домашний компьютер к Интернету? С какой целью?

7. Посещает ли ваш ребенок компьютерный клуб (Интернет-кафе)?

8. Вызывает ли у вас это тревогу?

9. Приходилось ли вам бывать в компьютерном клубе (Интернет-кафе)? Ка-ковы ваши впечатления?

10. Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных техноло-гий в учебном процессе и при подготовке домашних заданий ?

II этап. Изготовление приглашений.

Каждой семье с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений для родителей принимали уча-стие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. Дети подбирают кар-тинки с юмором по теме. Можно устроить конкурс на лучшую картинку! Вот при-мер такого приглашения:

«Уважаемые (имя и отчество обоих родителей)!

Приглашаю вас на родительское собрание по теме «Компьютер - не забава».

Буду рада вас видеть 23 января в 18.30 в нашем кабинете.
Заранее благодарна, Регина Васильевна».

III этап. Изготовление памяток с советами на тему собрания.

Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком

* Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

* Ребенок не должен работать на компьютере более 1.5-2 часов.

* Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

* Если ребенок не имеет компьютера дома и
посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает
и с кем там общается.

* Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести па-роль, чтобы сделать невозможным доступ к нему без разрешения родителей.

* Не усаживайте ребенка за уроки сразу после общения с компьютером и не раз-решайте смотреть телевизор: пусть хотя бы на четверть часа он выйдет на све-жий воздух, а вы тем временем проветрите комнату.

* Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменило живое общение ребенка со сверстниками. Наоборот, пусть компьютер помогает этому - скажем, набрать и отпечатать пригласитепьные билеты на домашнее торжество, поздра-вительный адрес, генеалогическое дерево вашей семьи.

* Работая с компьютером, через 30-40 минут депайте небольшие перерывы, во вре-мя которых полезно посмотреть на деревья, аквариумных рыбок.

* Работа ребенка за компьютером должна носить исследовательский характер. Используйте информационные технологии как средство познания и изучения мира, адаптации ребенка к меняющимся условиям бытия.

IV этап. Подготовка выставок по теме собрания.

Я знакомлю родителей с образцами работ их детей (рисунки, сценарии, поделки с уроков технологии, лучшие тетради...). Все работы выставляются до начала собра-ния. Лучшую работу выбирают родители. Победителю потом вручается приз.

Vэтап. Запись ответов детей по теме собрания на видео или магнитофон.

Этот этап очень нравится и детям, и родителям. Он очень оживляет работу на

собрании. Однажды к собранию о поощрениях и наказаниях мы с детьми делали даже «человека в маске» - сами понимаете, тема-то деликатная.

VIэтап. Написание плакатов с высказываниями по теме собрания.

Высказывания подыскивают сами ребята. Иногда подключаются и учителя-
предметники, библиотекарь. «Написание хороших программ требует ума. вкуса и терпения». «Компьютер - мясорубка для информации». «Компьютер - это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему об-ращается».

VII этап. Заседание родительского комитета за две недепи до собрания

Здесь происходит распределение обязанностей по подготовке собрания:

* ответственный за музыкальное оформление,

* ответственный за организацию конкурсов,

* ответственный за проведение рейдов проверки

* ответственный за оформление класса и парт.

До начала собрания я обычно включаю музыку, чтобы не было «гробовой» тишины при сборе родителей. На партах, расставленных по кругу, выставляю карточки с именами и отчест-вами родителей (для этого использую подставки для ценников), конверты с оцен-ками детей и краткие характеристики-наблюдения, рекомендации учителей-предметников (другим родителям это знать необязательно), памятки, сигналы крас-ного, желтого, зеленого цветов. Время проведения мы уже не регламентируем, но более двух часов обычно не бывает.

Этапы проведения родительского собрания.

I этап. Вступление

Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

II этап. Дискуссия

Важно, чтобы беседа не затягивалась, не рассматривалось большое количест-во вопросов и ситуаций, не обязательно все присутствующие должны высказать свое мнение по вопросу, достаточно и трех-четырех человек.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в каче-стве примеров моменты из жизни детей класса. Рассказывая о нежелательных по-ступках детей, не надо называть их фамилии.

Беседу проводим сидя, никто не встает. Переходы от одной ситуации к дру-гой иногда разделяю короткой музыкальной паузой.

По необходимости включаем в дискуссию видео-, аудиозаписи.

III этап . Самоанализ

Я зачитываю пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители поднимают сигнал зеленого цвета, если не всегда - желтого, если не выполняется - красного. Подытоживая эту работу, следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

IV этап. Практическая часть

Выполнение всеми родителями практических заданий по теме собрания (в нашем случае это разучивание точечного массажа, гимнастики для глаз и др.).

ГИМНАСТИКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса

1. Поднять плечи , опустить плечи . Повторить 6-8 раз . Расслабить плечи .

2. Руки согнуть перед грудью . На счет 1-2 - пружинящие рывки назад согнутыми руками , на счет 3-4 - то же , но прямыми . Повторить 4-6 раз . Расслабить плечи .

3. Ноги врозь . На счет 1-4 - последовательные круговые движения руками назад ; 5-8 - вперед . Руки не напрягать , туловище не поворачивать . Повторить 4-6 раз . Расслабиться .

4. Руки вперед . На счет 1-2 - ладони вниз , 3-4 - ладони вверх . Повторить 4-6 раз . Рассла- биться .

5. На счет 1 махом развести руки в стороны , слегка прогнуться . На счет 2. расслабляя мыш- цы плеч , уронить руки и приподнять их скрестно перед грудью . Повторить 6-8 раз .

Комплекс упражнений для туловища и ног

1. На счет 1-2 - шаг влево , руки к плечам , прогнуться . На счет 3-4 - то же , но в другую сто- рону . Повторить 6-8 раз .

2. Ноги врозь , руки за голову . На счет 1- резкий поворот налево , на счет 2 - направо . По- вторить 6-8 раз .

3. Ноги врозь , руки на поясе . На счет 1-2 - наклон туловища налево , 3-4 - направо . Повто- рить 6-8 раз .

4. Ноги врозь , руки на поясе . На счет 1-2 - прогнуться назад , 3-4 - наклониться вперед . Повто- рить 4-6 раз .

5. Ноги врозь , руки в стороны . На счет 1- 2 - резкий поворот направо , 3-4 - налево . Повто- рить 4-6 раз .

Глазная гимнастика у компьютера

1. Сядьте на стул , закройте глаза , расслабьте мышцы лица , свободно , без напряжения от- киньтесь на спинку стула , положите руки на бедра (10-15 секунд )

9. Примерные темы собраний.

10. Анкеты к собраниям.

Анкеты к родительскому собранию

"КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»

(По материалам ж. "

Анкета для родителей

* Сколько времени тратит Ваш ребенок на выполнение домашних заданий?

* На какие предметы больше всего затрачивает времени?

* Помогаете ли Вы ему? По каким предметам?

* Объективно ли выставляются оценки за домашнюю работу?

* Всегда ли записано домашнее задание? Если не записано, чем ребенок это аргу-ментирует?

* Объективно ли. по мнению ребенка, учитель комментирует оценку?

Анкета для учителей

* Всегда ли Вы задаете по своему предмету задания на дом?

* Учитываете ли возраст и возможности обучающихся?

* Назовите обучающихся, которые хорошо выполняют задания по Вашему пред-мету.

* Назовите обучающихся, которые плохо выполняют или не выполняют задания вообще?

* Выясняете ли Вы причину невыполнения заданий?

* Комментируете ли оценки за выполнение домашних заданий?

* Как поощряете обучающихся за выполненное домашнее задание?

Анкета для школьников

* Сколько времени ты выполняешь домашние задания?

* На какие предметы больше тратишь времени? Почему?

* Выполняешь ли сам(а) или с помощью взрослых?

* Проверяют ли работу взрослые?

* Доволен(а) ли ты всегда оценкой за домашнюю работу?

* С каким настроением выполняешь задания дома?

* Успеваешь ли записывать задания на уроках?

* Списываешь часто?

* Если не выполнишь, что скажешь учителю?

Анкеты на изучение взаимоотношений «РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ »

(По материалам ж. " Классный руководитель"№7, 2006 год)

Анкета для учащихся

Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

* Считаете ли вы. что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

* Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по сво-им личным делам?

* Интересуютсялиродителивашей учебой,проблемамипо отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?

* Знают ли родители ваших друзей?

* Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?

* Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?

* Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?

* Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

* Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?

* Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?

А телевизионные передачи, фильмы?

* Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музее?

* Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах?

* Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?

Учитель подсчитывает результаты.

За каждое «да» - 2 балла,

«отчасти, ино-гда» - 1 балл,

«нет» - 0 баллов.

Полученный результат записывается - он приго-дится для проведения родительского собрания

Анкета для родителей

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

* Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

* Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?

* Интересуются ли они вашей работой?

* Знаете ли вы друзей ваших детей?

* Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

* Проверяете ли вы, как они учат уроки?

* Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

* Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

* На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ни-ми, или хотят проводить их «без взрослых»?

* Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

А телевизионные передачи и фильмы?

* Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

* Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

* Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

За каждое «да» - 2 балла,

«отчасти, иногда» - I балл,

«нет» - 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и не-достаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо при-нимать срочные меры для их улучшения.

Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей ин-терпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных?

Если учитель видит заинтересованность родителей, он может предложить им оценить себя как родителя в следующих тестах.

Тест № 1 для родителей: «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

* Сколько раз тебе повторять!

* Посоветуй мне, пожалуйста.

* Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).

* И в кого ты только такой(я) уродился(ась)!

* Какие у тебя занимательные друзья!

* Ну на кого ж ты похож(а)!

* Вот я в твое время!

* Ты моя опора и помощник! ца)!

* Ну что за друзья у тебя!

* О чем ты только думаешь!

11. Что можно и что нельзя.

(По материалам журнала «Классный руководитель» №7 2008,

к.п.н., проф., главный редактор журнала Лизинский В.М.)

Чего ни в коем случае нельзя делать на родительском собрании:

* нельзя необоснованно захваливать детей;

*нельзя, сравнивая детей. Хвалить одних и ругать других;

*нельзя упрекать родителей;

*нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей,
вместе с детьми и вместе с родителями;

* нельзя выдавать некие «психологические» суждения, касающиеся ребенка, н, вследствие психологической безграмотности классного руководителя, не имеющие к ребёнку никакого отношения;

*нельзя до выяснения отношения родителей к классному руководителю
(любят, признают, уважают, ценят, безразличны, терпят) высказывать ро-
дителям некие педагогические сентенции;

* нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения от-ношения родителей к школе, классу, без выявления возможных родитель-ских инициатив;

*нельзя зачитывать и комментировать оценки учащихся;

* нельзя требовать от родителей, чтобы они в угоду школе или классному руководителю ни с того ни с сего поменяли культурный уклад семьи;

* нельзя навязывать родителям план работы класса, мероприятий, экскур-сий, походов;

* нельзя сообщать родителям о приходе классного руководителя к ним до-мой, поскольку без приглашения, без взаимной симпатии, без просьбы ро-дителей делать это категорически незаконно и неэтично;

*нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;

* нельзя насильно назначать родителей в органы родительского самоуправ-
ления;

* ни в коем случае нельзя на родительском собрании (или в частных беседах) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей - как присутствующих, так и отсутствующих на собрании;

* нельзя начинать любое собрание, начиная со второго по счету, без сооб-щения о выполнении решений, предложений и требований предыдущего собрания;

* нельзя выказывать своё почтенное отношение к одним родителям и без-различное к другим;

* нельзя затягивать родительское собрание более чем на полчаса, точнее, оно должно длиться ровно столько, сколько необходимо, но так, чтобы родителям собрание показалось важным, запомнилось, захотелось прийти впредь;

* нельзя в течение всего и каждого собрания говорить только классному ру-ководителю;

* нельзя приглашать на родительское собрание учителей-предметников для скандального выяснения отношений, поскольку, если учитель ведет себя непотребно или не устраивает родителей, то это дело не собрания, а адми-нистрации школы;

* нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто-либо из родителей ведет себя вне принятых в обществе культурных норм (пришел пьяный, оскорбляет участников...), собрание должно быть пре-кращено и уже затем следует думать, какие меры должны быть предпри-няты для недопущения подобного впредь;

* нельзя классному руководителю набирать авторитет за счет других педа-гогов или администрации школы, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности И безысходности, нельзя ругать здесь школьные порядки;

* нельзя принимать значимые для всех решения активным или случайным меньшинством, не выяснив письменно или устно мнения ВСЕХ остальных родителей;

* нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная подноготной событий и не подозревая возможные последст-вия этих сообщений (это может стать причиной избиений, злобных зару-гиваний, оскорблений и, возможно, со временем, по мере накопления пе-реживаний, может привести к детскому суициду);

* нельзя выдвигать по отношению к родителям предложения и советы куль-турного и педагогического плана, не соответствующие реальному характеру жизни самого классного руководителя (предлагает не курить, не злобство-вать, не проводить впустую время у телевизора, помогать в хозяйстве, читать классическую литературу, слушать серьезную музыку, любить и знать по-эзию, посещать театр, не устраивать дома постоянные алкогольные вечерин-ки, тогда как сам учитель страдает именно этими недугами);

* не превращать родительское собрание в формально чиновничий акт зачи-тывания правил, инструкций, приказов.

На родительском собрании можно :

* совместно с родительским активом устроить чаепитие;

* часть родительских собраний проводить совместно с детьми;

*делить родительские собрания на официальную и креативную часть, где
каждый может показать свои таланты и умения (танцы, пение, чтение сти-
хов, проведение конкурсов, семейных игр);

* внешний вид и поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания;

* на первых же собраниях в первый же год работы следует избрать постоян-ных членов родительского актива и озаботиться раздачей разовых поруче-ний всем или большинству родителей;

* проводить родительское собрание сначала в форме индивидуального собе-седования с членами семьи, затем в форме небольшой пленарной части (это могут делать только авторитетные и любимые классные руководите-ли, которым действительно есть что сказать);

*дать возможность каждому родителю в письменном или устном виде из-
ложить свою позицию по разным вопросам жизни класса;

* все виды планов и программ составляются только и обязательно с участи-ем родителей и в определенных случаях - детей;

*если не о чем говорить, если классный руководитель не готов к проведе-
нию собрания как важного организационного, координационного и воспи-
тывающего действа, то лучше быстро решить организационные вопросы и
отпустить родителей, чем оказаться мишенью для насмешек и увеличить
собой число и без того весьма неуважаемых так называемых педагогов;

* классный руководитель обязательно выстраивает систему управления успе-хом, сообщая родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, об их желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях;

* классный руководитель, должен время от времени или читать родителям лекции по важным вопросам педагогики и психологии, или, если он этого не умеет или не может, зачитывать интересные факты и идеи из периоди-ки по этим же проблемам;

* важно проводить родительские собрания в форме решения или поисков решения конфликтных, проблемных ситуаций, предлагая родителям на-звать эти ситуации, или взять их из книг, или придумать самим.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

Выступление Т.А. Рудковской

на заседании МО

классных руководителей

начальных классов.

Симферополь 2016 г.

Родительское собрание является самой распространенной формой работы учителя с родителями. Во время собрания родители знакомятся с особенностями учебно-воспитательного процесса, пополняют свои знания по вопросам воспитания ребенка в семье и школе, находят ответы на вопросы о дисциплине, питании, распорядке дня и т.д.

В течение года классный руководитель должен провести четыре обязательных собрания (если необходимо - больше).

Виды родительских собраний:

    тематические : носят характер просвещения, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Классным руководителем выбирается актуальная тема, которая волнует большинство родителей класса, например: «Адаптация первоклассников к школе» , «Секретный мир наших детей», «Ребенок и улица», «Как уберечь своих детей от насилия», «Нравственное развитие школьников», «Профилактика жестокого обращения в семье», «Темперамент вашего ребенка» и др.

    текущие : имеют традиционную повестку (итоги олимпиад, праздников, результаты успеваемости).

    итоговые родительские собрания: подводятся итоги развития коллектива за определенный период. Родители имеют возможность оценить достижения детей, собственного ребенка, сравнить результаты нынешние с предыдущими, например: «Дни уходящего учебного года: итоги и планы на будущее».

Подготовка классного руководителя к родительскому собранию.

Чтобы собрание было эффективным, нужно тщательно его подготовить: определиться с темой, целями и задачами, формой проведения.

Если собрание тематическое, классный руководитель приступает к изучению методической литературы, журналов и газет соответствующей тематики (темы собраний предлагаются администрацией, родителями). Классный руководитель должен тщательно продумать ход собрания, в письменном виде кратко изложить ту информацию, которую нужно довести до сведения родителей. Необходимо заранее договориться с учителями предметниками, мед. работником, социальным педагогом и школьным психологом о выступлениях.

Хорошей традицией родительских собраний является оформление бланка приглашения родителям для участия в собрании. В нем указывается план мероприятия и перечень вопросов для обсуждения. Такое приглашение семья обучающегося должна получить за неделю до его проведения. Также можно использовать традиционные формы информирования: запись в дневнике, смс сообщение, телефонный звонок. Педагогу важно продумать различные организационные вопросы: как встретить родителей, как рассадить, какую выставку подготовить. Готовясь к родительскому собранию, классный руководитель может попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут учителю составить представления о том предмете, который предстоит обсудить. Следует обратить внимание на размещение родителей в классе. Традиционной во многих коллективах является рассадка родителей на то место, где сидит их ребенок. На парту можно положить тетради ребенка (рабочие, контрольные), рисунки, творческие работы, лист бумаги, ручку. Важно продумать оформление класса, чтобы создать определенный настрой у родителей (можно оформить выставку работ учащихся, выпустить стенгазету, показать видеофрагменты, фотографии, которые показывают определенные моменты из жизни класса).

Перед проведением собрания учитель анализирует успехи в обучении и поведении учащихся, стараясь не упустить даже незначительные достижения (особенно у детей с низкой учебной мотивацией), подбирает и демонстрирует работы детей, показывая рост каждого ребенка. Составляя план своего выступления, учитель должен помнить «золотое правило»: начинать с позитивного, продолжать о негативном, закончить о перспективах на будущее.

Необходимо заранее приготовить поощрение родителям, чьи дети показывают высокий уровень учебных достижений, активны в олимпиадах и конкурсах. Это может быть и награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками детей.

Примерный план проведения родительского собрания.

    Объявление повестки дня. Принятие регламента.

    Психолого-педагогическое просвещение.

    Выступление родителей (из опыта семейного воспитания). Обмен мнениями по изложенному вопросу.

    Анализ учебных достижений обучающихся (общие результаты, частные - при личном общении).

    Ознакомление родителей с эмоциональным климатом в классе: поведение на уроках, переменах, в столовой, взаимоотношения детей в коллективе, внешний вид, соблюдение гигиенических навыков и т.д.

    Сообщение родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.

    Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, праздники). Информирование родителей о предстоящих делах.

Важно выявить отношение родителей к собранию (провести анкету – оценку и пожелания). Все родительские собрания протоколируются, протоколы хранятся в дневнике классного руководителя.

При взаимодействии учителя и семьи важное место занимают групповые и индивидуальные формы работы.

Групповые : конференции, встречи, клубы по интересам.

    Конференция – обмен опытом по воспитанию детей или обмен мнениями по определенной проблеме.

    Встречи с администрацией, работниками психолого-педагогической службы имеют огромное значение в сотрудничестве семьи и школы.

    Родительские клубы, клубы по интересам, объединяют родителей и детей с общими увлечениями (спорт, музыка, театр, рукоделие…)

К индивидуальным формам работы относятся: консультации, беседы, посещения на дому.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Эти формы повышают инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания, активизируют в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы.

    Собрание - презентация. Семьи презентуют традиции, умения, достижения, опыт в вопросах воспитания детей. Данная форма признана побудить родителей проанализировать собственные достижения и неудачи в воспитании ребенка, принять некоторые из приемов, которые эффективно используют другие родители.

    Родительское собрание – концерт. На таком мероприятии после обсуждения основных вопросов могут представляться подготовленные учащимися и родителями спектакли, программы, игровые номера. Взаимодействие родителей и детей дарит ценный опыт партнерских взаимоотношений.

    Родительское собрание – конференция. Родители получают заранее задание, выполнение которого обсуждается с разных позиций. Например, одни родители комментируют высказывания по теме родительского собрания, другие – обсуждают ответы, делятся мнениями по этому вопросу. Задача педагога – направить диалог в нужное русло.

    Собрание – консультация . На такие собрания приглашают родителей учащихся из нескольких классов, которых волнуют общие проблемы: ребенок не хочет учиться, как бороться с вредными привычками, как преодолеть жестокость, ребенок стал воровать...

С такими родителями (группы 5-6 человек) работают специалисты психолого-педагогической службы. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся опытом воспитания.

    Родительское собрание - ток- шоу . Такое собрание проводят специалисты, педагоги предметники. На собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну и ту же проблему, обсудить пути ее решения. После собрания – индивидуальные консультации.

    Выездные родительские собрания. Родители вместе с детьми выезжают на экскурсию или отправляются в поход. В непринужденной обстановке обмениваются мнениями с другими родителями по волнующим их вопросам.

Родительские собрания эффективны, если родители:

    интересуются содержанием учебно-воспитательного процесса;

    идут на индивидуальный контакт с классным руководителем;

    находят самостоятельно ответы на волнующие большинство вопросы, делятся личным опытом.

Качественно подготовленное родительское собрание позволяет объединить возможности семьи и школы в воспитании и обучении детей.

(Ранний возраст)

Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.

Цель:

1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Знакомство родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения.

3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Мотивация:

Объявление-приглашение.

«Воспитание-такая работа, которая непременно

должна доставлять удовольствие».

А.С.Макаренко

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!

Приглашаем вас …/.../... на встречу с воспитателями и друг с другом, где побеседуем о каждом малыше и особенностях раннего возраста.

В программе:

1. Вступительное слово заведующего.

2. Экскурсия по группе с сопроводительной речью педагога.

3. Узнаете много интересного об уникальности ваших детей.

4. Получите ответы на все свои вопросы.

Давайте знакомиться! Очень рады будем видеть вас!

Подготовительный этап:

1. Анкетирование в виде письма о своем ребенке, используя вопросы-подсказки для выявления особенностей каждого ребенка.

2. Анкетирование в виде пожеланий, для получения представлений родителей о планах в смысле сотрудничества с педагогами группы, детского сада.

3. Подготовка объявления-приглашения.

5. Распечатка памяток для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»

6. Разработка плана проведения родительских собраний.

7. Разработка проекта решения родительского собрания.

4. Домашнее задание для родителей: изготовление листочков для дерева с фотографией родителей и ребенка для уголка в группе «я и семья».

Средства и способы: анкетирование, беседы, словесные игры, игрушка-медведь, памятки, корзина, бумага, ручки.

Структура собрания:

1. Вступительное слово заведующего. Она рассказывает:

О дошкольном учреждении,

Новациях в работе,

Представляет педагогов,

Благодарит родителей за активную помощь в подготовке группы к началу учебного года,

Знакомит с программой встречи.

2. Воспитатель приглашает родителей ознакомиться с группой.

Группа условно разделена на три зоны: зона познавательного развития, спокойных игр, двигательной активности. Объясняет значение каждой зоны. Демонстрирует родителям уголок «Я и моя семья», предлагает разместить листочки с фотографиями ребенка с родителями на дереве.

3. Воспитатель предлагает родителям игру: «Идем в гости».

Родители встают в круг. Каждый участник игры (мама или папа ребенка) поочередно, получая игрушку-мишку, встает в центр круга, называет свое имя (остальные родители прохлопывают его), называет имя своего ребенка и три определения качеств, характеризующих своего малыша. Так продолжается знакомство, пока все родители не примут участие в игре.

Воспитатель благодарит родителей за приятное знакомство, за «приглашение в гости».

4. Сообщение воспитателя на тему: «Особенности раннего возраста».

Цель:

  • познакомить родителей с особенностями раннего возраста, адаптационного периода.
  • с задачами образовательной работы,
  • с индивидуальными особенностями воспитанников,
  • научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

5. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ». Ответы на вопросы родителей, с целью выявления характера взаимодействия родителей с ребёнком.

6. Презентация плана работы с родителями группы.

  • родительские собрания,
  • консультации,
  • проведение дней открытых дверей, с целью ознакомления с деятельностью воспитателя и жизнью детей,
  • семинары-практикумы, с целью овладения родителями методами и приёмами развития ребёнка,
  • ·заседания «круглого стола»,
  • совместные праздники,
  • опросы и анкетирования.

7. Воспитатель предлагает родителям игру: «Пожелание».

Воспитатель предлагает написать на бумаге в 2-3 словах свое пожелание воспитателю на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними. Предлагает ориентировочные вопросы-подсказки, с которыми родители были ознакомлены заранее. Предлагает озвучить некоторые и положить в корзину.

8. Воспитатель приглашает родителей снова встать в круг, чтобы раздать памятки на тему: «Понимаем ли мы друг друга?» и наградить друг друга за участие аплодисментами.

Проводится игра: «Аплодисменты». Воспитатель говорит: «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. Станет ли этот год для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

9. Воспитатель подводит итог родительского собрания: «Мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольный возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые».

Вопросы-подсказки для анкетирования в виде письма о своем ребенке.

  1. Каков ваш ребенок? (уверенный, нерешительный, озорной, послушный).
  2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
  3. Какое у него любимое занятие?
  4. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  5. Часто ли плачет ваш ребенок?
  6. Как засыпает? Как спит?
  7. Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете, почему?
  8. Как он реагирует на неудачи?
  9. Как он реагирует на замечания, наказания?
  10. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит все делать самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
  11. Каковы отношения со сверстниками (умеет ли играть рядом, делится ли игрушками)?
  12. О чем бы вы еще хотели рассказать?

Вопросы-подсказки для игры «Пожелание»

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
  2. Чему воспитатель может научиться у родителей?
  3. А чему бы вам хотелось бы научиться у воспитателей?
  4. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
  5. Что понравилось вам, как родителю, участвующему в работе детского сада?
  6. Что необходимо для эффективной работы?
  7. Что думаете о качестве работы ДОУ на сегодняшний день?

4 класс является заключительным в начальной школе. Уже на будущий год ребята начнут изучать новые предметы. Вместо одного учителя с детьми будут несколько преподавателей. 4 класс является решающим, поэтому ему следует уделить особое внимание. Учителям необходимо тесно взаимодействовать с родителями.

Одним из важных моментов в школьном процессе является своевременное проведение родительского собрания. Таким способом можно решить спорные вопросы, возникшие в классе, а также подготовить мам и пап к будущему обучению ребят в средней школе.

Нюансы подготовки к собранию

Чтобы все доступно и быстро объяснить родителям, учитель должен ответственно и грамотно подготовиться к собранию. Средние общеобразовательные школы обычно проводят собрания по окончании каждой четверти. Затрагиваются вопросы обучения, поведения школьников. Также планируются предстоящие мероприятия и подводятся итоги пройденной четверти. На собрании затрагиваются общие для всех родителей характеристики успеваемости детей.

Индивидуальные вопросы решаются с родителями после встречи. В конце мероприятия учитель пишет Образец документа можно взять в канцелярии учебного учреждения или воспользоваться приведенным в статье. Благодаря документу основную информацию могут узнать родители, которые по ряду причин отсутствовали.

Виды и проведение в 4 классе

План проведения родительского собрания

Учитель заранее оповещает родителей о предстоящих сборах - уточняет дату, время и место проведения. Вся необходимая информация может быть записана в дневниках школьников. Чтобы родительское собрание в 4 классе прошло с пользой, учитель должен отнестись к мероприятию ответственно. Не помешает также и творческий подход. Необходимо заинтересовать и доступно подать всю нужную информацию родителям.

Основную часть времени стоит посвятить теме мероприятия. Хорошо, если заранее будет составлен план. По окончании будет составлен протокол родительского собрания. Образец его заполнения представлен выше.

Правила проведения собрания в 4 классе

Немало вопросов могут затрагивать родительские собрания (4 класс). Темы мероприятия должны быть актуальны и интересны для всех присутствующих. Собрание следует организовать в подходящее и удобное для всех время. Лучше всего назначать встречу на вечер, когда родители уже не заняты по основному месту работы. Желательно, чтобы мамы и папы знали о теме предстоящего собрания. Известить взрослых о планируемом собрании стоит за неделю.

Необходимо соблюдать субординацию и уважение друг к другу. Как педагогу, так и родителям стоит забыть о домашних проблемах и полностью сконцентрироваться на теме мероприятия. Родительское собрание в 4 классе нужно проводить не более полутора часов.

Не стоит забывать и про правила этикета. Собеседникам необходимо уважительно обращаться друг к другу. Чтобы учитель легко смог запомнить имена родителей, на стол можно положить список собравшихся.

Педагог должен знать, как правильно составляются протоколы родительских собраний (4 класс). Необходимую информацию можно уточнить у завуча.

Начало собрания

Перед началом учителю стоит проверить количество присутствующих родителей. Затем вкратце извещается план мероприятия. Начинать собрание стоит с положительных моментов, чтобы расположить родителей к беседе. Стоит заранее сообщить о том, что не вся информация, которая прозвучит, должна быть передана учащимся.

Акцентировать внимание на плохой успеваемости не стоит. Эта проблема должна обсуждаться лишь в общих чертах. Ни в коем случае нельзя называть имена ребят, которые отстают от ровесников. Индивидуальные вопросы решаются с родителями после мероприятия. Мамы и папы должны уйти домой в приподнятом настроении, понимая, что без проблем смогут помочь своему чаду подтянуть знания. Средние общеобразовательные школы стремятся донести проблемы до мам и пап в мягкой форме.

Чего не стоит затрагивать на собрании?

Родительское собрание в 4 классе должно охватывать все важные вопросы, которые касаются учеников. Нельзя в присутствии других родителей обсуждать тех, кто не смог прийти на сборы. Нельзя сравнивать ребят по успеваемости и поведению, называть конкретные имена. Не рекомендуется давать отрицательную оценку всему классу.

Нежелательно также ставить в пример параллельный класс. Учитель должен говорить сдержанно, не давая волю эмоциям. Даже если в школьном коллективе существует проблема, совместно с родителями ее удастся решить.

Тема воспитания ребят

Родительское собрание в 4 классе можно начинать с правил поведения учеников в школе и за нее пределами. Стоит помнить, что знание этикета так же важно, как и успеваемость по основным предметам. Удается легко определить, кто из родителей должное внимание уделяет воспитанию ребенка. Обученные ребята прекрасно ладят со своими одноклассниками, внимательно слушают учителя на уроках.

На собрании необходимо затронуть тему общения в семье. Стоит объяснить родителям, что многое зависит от них. Ребенок как губка впитывает в себя принципы поведения взрослых.

Домашнее задание

Самостоятельность - залог успеха. Стоит напомнить родителям о том, что дети в 4 классе вполне могут решать многие вопросы без помощи взрослых. И касается это в первую очередь домашнего задания. Мамам и папам стоит контролировать процесс обучения ребят, но не делать за них большую часть работы.

Стоит понимать, что для будущей учебы в средней школе требуется больше внимания, усидчивости и самостоятельности. Если имеются какие-либо проблемы с определенным предметом, стоит позаниматься дополнительно. Можно воспользоваться помощью репетитора.

Отсутствие контроля со стороны родителей - также большая проблема. Многие ребята получают плохие отметки лишь потому, что мамы и папы не проверяют выполнение домашних заданий. А дети, в свою очередь, ленятся, теряют интерес к учебе. Придумать интересную систему мотивации - задача мам и пап.

Как закончить собрание?

По завершении мероприятия учитель отвечает на вопросы родителей. Обсуждаются моменты, касающиеся всего класса. Нюансы, которые касаются конкретных ребят, обсуждаются после собрания с родителями по отдельности. Здесь имеется в виду успеваемость ребят, их поведение.

Педагогу стоит сообщить, когда ориентировочно будет проведено следующее мероприятие такого плана. Заканчивается собрание подведением итогов. Учителю стоит поблагодарить собравшихся за присутствие.

Как вести себя родителям с детьми после собрания?

Даже если существуют проблемы с учебой, ругать ребенка не стоит. Нужно поговорить со школьником. Важно понять, как можно решить проблему. Совместно с детьми мамы и папы всегда найдут выход из любой ситуации. Доверие - главный элемент взаимодействия родителей и ребят.

План и конспект родительского собрания на тему «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» - одно из занятий по программе работы с родителями "Родительская академия". Материал может быть использован классными руководителями при подготовке к родительским собраниям.

Форма проведения: родительский практикум

Цели : формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения родительского собрания

по теме «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов»

Дата проведения: 19.11.2013

Время проведения: 18.00

Разработчик: Н.А. Моргунова, зам. директора по ВР МАОУ СОШ № 25

Форма проведения: родительский практикум

Цели: формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Место проведения: МАОУ СОШ № 25

Оборудование, ресурсы и материалы: мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

План проведения мероприятия

№ п/п

Время

Сообщение целей практикума.

1 минута

Знакомство (родители пишут маркерами на листочках свои имена и прикрепляют бейджи)

3 минуты

Введение в тему практикума. Упражнение 1 «Обсуждение ситуации»

7 минут

Упражнение 2 «Определить неэффективные сообщения»

3 минуты

7 минут

Упражнение-игра «Место под солнцем». Обсуждение

6 минут

Рефлексия. Подведение итогов.

2 минуты

Итого

30 минут

Конспект проведения мероприятия

Добрый день, уважаемые Родители.

Предметом нашего обсуждения станет классическая проблема взаимоотношения поколений. Недопонимание между «отцами» и «детьми» было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт. Поэтому тема нашего родительского практикума «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» Шаг 1 (слайд № 1).

Жизнь без конфликтов невозможна, а успешно их разрешение зависит от нас – взрослых. Предлагаю рассмотреть одну из ситуаций, с которой сталкивается практически каждый родитель.

Упражнение 1 «Обсуждение ситуации» (слайд № 2)

Ситуация: « Ваш 13-летний ребенок пришел из школы, поел на кухне и в очередной раз оставил все после себя в беспорядке. А вы до этого потратили час на то, чтобы привести ее в идеальный вид»

Что в данной ситуации Вы скажете своему ребенку?

(Варианты высказываний записываются на флипчарте)

Родители, сталкиваясь с подобным протестным поведением своих детей, используют различные пути выхода из конфликтной ситуации. Одни выбирают путь: «Я выигрываю - ты проигрываешь» и настаивают на своем, другие «Ты выигрываешь - я проигрываю» и уступают ребенку, третьи не могут выбрать между этими двумя и колеблются от одного к другому. Есть еще одни подход – «беспроигрышный», он требует коренного изменения установок большинства родителей в отношении своих детей, времени и навыков четкого сообщения о своих чувствах и эффективной коммуникации между родителями и детьми.

Взрослые выражают свои чувства и эмоции посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, угроза, совет, уговаривание или посылка готового решения (что ребенку нужно сделать). Н-р («Немедленно уберись за собой!», «Всегда убирай за собой!», «Я рассержусь на тебя, если ты не уберешь» и т.д.).

Посылка «Ты-сообщения» (слайд № 3)

1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;

2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;

3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;

4) вызывает у ребенка чувство вины;

5) снижает степень самоуважения для ребенка;

6) заставляет ребенка защищаться;

7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.

Ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение. Передача решения сообщает ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности

В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они "теряют лицо". Некоторые вырастают, покорно ожидая, что окружающие будут за них принимать решение. Отсюда жалобы родителей на несамостоятельность детей, невнимание их к нуждам родителей. Посылка «Ты-сообщения» почти всегда начинается со слова «Ты» или содержит это слово. Все эти сообщения «Ты» - ориентированы.

Уважаемые родители, как Вы думаете, чем «Я-высказывание» отличается от «Ты-высказывания»?

(Предполагаемые ответы родителей: «Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я расстроена тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)

Упражнение 2 Определить неэффективные сообщения

Предлагаю вашему вниманию ситуации и родительские сообщения, прочитав их, определите неэффективные сообщения (слайды № 4-7)

Ситуация и сообщение

Дети шумят около ТВ: какую передачу смотреть. Родитель: "Прекратите шуметь и выключите сейчас же ТВ!"

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Я вижу, тебе нельзя доверять. Я очень рассержена на тебя. Ты будешь проучена на месяц".

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Слава богу, ты наконец-то пришла домой. Я так рада, какое облегчение. Я так боялась, что что-то случилось".

Учитель прислал домой записку о том, что 13-летний ребенок громко болтал на уроке. "Подойди и объясни, почему ты заставляешь нас краснеть из-за твоего дрянного языка".

Вывод: От родителя требуется смелость и внутренняя уверенность, чтобы высказать свои внутренние чувства. Честность и открытость «Я-сообщений» в третьем примере создает истинно человеческие отношения между родителем и ребенком. Мой ребенок узнает меня таким, какой я есть; это в свою очередь поощряет его к тому, чтобы открыть мне, каков он. Вместо того, чтобы отдаляться друг от друга, мы развиваем отношения близости.

Упражнение 3 «Тренировка в построении «Я – высказывания»

Работа в группах (разделиться на 3-4 группы). Каждой группе дается задание - переформулировать фразу из Ты – сообщения в Я – сообщение. (проблема и «Ты –сообщение» написаны на карточках) (Приложение 1)

Затем (при необходимости) группа возвращается к обсуждению ситуации № 1. Формулировка «Я – сообщения»

Упражнение-игра «Место под солнцем»

Инструкция: Представьте себе, что во время отпуска вы оказались на очень престижном курорте. Пляжи в это время сезона все переполнены. Те, кто стоит в кругу, приехали немного раньше и уже обрели свое место под солнцем. Те, кто находится вне круга, приехали позже, и потому перед ними встала задача – проникнуть все же на пляж – найти там свое место.

Обсуждение:

Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?

Может ли «Ты-высказывание» отвернуть от Вас ребенка? Что чувствует Ваш ребенок, когда Вы отвергаете его?

Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?

Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые родители на следующей нашей встрече мы познакомимся и обсудим три основных подхода к решению конфликтной ситуации между родителями и детьми. А сейчас я прошу Вас одним словом выразить свое состояние и настроение после собрания.

Литература:

  1. С.М. Емельянов Практикум по конфликтологии. С-П,2000.
  2. Р.В. Овчарова Практическая психология. М., 1999.
  3. С.А. Левашова Психолог и подросток. Ярославль, 2002.
  4. Е.Лютова Эффективное взаимодействие с детьми. М., 2003.
  5. Н.С. Караваева. Тренинг эффективного общения. Тюмень, 2004.
  6. К. Торн. Д. Маккей Тренинг. С-П., 2001.
  7. В.А. Родионов Я и другие. Ярославль, 2003.
  8. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? М., “Генезис”, 1999.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх