Мы не иваны, не помнящие родства.

Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… Каков бы ни был конкретный смысл, прозвище дано обладателям самого “русского” имени. Откуда же взялись эти Иваны?

За ответом мы пойдем… в полицейский участок.

Авторы “Большого словаря крылатых слов” утверждают: в давние времена так представлялись бродяги и беглые каторжники, скрывавшие свое прошлое и не желавшие называть свои истинные имя и фамилию. Попав в околоток, они говорили, что ничего о себе не помнят: ни где родились, ни кто их родственники. И потому в полицейском протоколе так и именовались – “Иванами, не помнящими родства ”. Подтверждает это и А.П. Чехов: “У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотечества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Яков Беспрозвания, бродяга Иван 35 лет, Человек Неизвестного Звания. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: “Всех понемножку””. Упоминает он в “Острове Сахалине” и “Удостоверение поселенца Тымовского округа, селения Рыковского, не помнящего родства Ивана, 35 лет”.

Потом формула розыскного и уголовного делопроизводства была переосмыслена. И не последнюю роль в этом сыграл Салтыков-Щедрин. Этого имени он “удостоил”, например, беспринципных, “мелкодушных” газетчиков, о которых писал в “Мелочах жизни”: “Без идеи, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые (за объявление в его газете) один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю…”. “Я не со всяким встречным связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства ”, – это уже цитата из щедринского “За рубежом”. Ну правильно, человек, который не помнит, откуда родом, и не хочет называть себя – подозрительная личность…

Интересно, что у русского Ивана есть “брат” по имени Джон Доу (John Doe). Имя это замелькало в XVIII веке, первое письменное упоминание об этой таинственной личности, как принято считать, можно найти в “Комментариях к английским законам” сэра Уильяма Блэкстоуна, выходивших в 1765–69 годах. Но имя Джона Доу можно найти и в Оксфордском словаре 1659 года, а некоторые признаки указывают на то, что с Джоном англичане были знакомы еще при короле Эдуарде III, то есть в XIV веке. В отличие от “не помнящего родства” Ивана, Джон Доу выглядел вполне респектабельно: в наследственных имущественных спорах с разрешения суда под этим псевдонимом выступал истец, ответчик именовался Ричардом Роу (Richard Roe). В чем же был смысл сохранения инкогнито? А в том, что если бы на суде выяснилось, что затеявший процесс лендлорд на самом деле присвоил чужое, имя его не было бы, по крайней мере, опозорено. В 1852 году Британский парламент упразднил эту практику, но Джон Доу и Ричард Роу “воскресли” в американской судебной системе. Более того, у них появились “подруги” – Джейн и Мери . Ну а сегодня в Америке Джоном Доу могут окрестить неопознанный труп. А еще так называют злоумышленника, если подлинное его имя не установлено.

В общем, у нас “Иван” не помнит родства, у них “Джон” не хочет его обнаруживать, а суть-то одна: вместо конкретных людей – подставные лица. Говорят, так было и в Древнем Риме. Только там “скрыться” можно было под масками Гая, Тита и Сея…

Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы “Говорим по-русски!”
на радио “Эхо Москвы”

Здравствуйте, Наталья Леонидовна! Мне может быть, не совсем понятен ваш вопрос, и поэтому я не уверена в точности своего ответа.

Возможно, вы имеете в виду наглого и бесцеремонного родственника, которого можно охарактеризовать как «Здравствуйте, я ваша тетя. Приехала к вам из Киева и буду у вас жить…» Данная фраза пошла из отечественного кинофильма «Легкая жизнь» и произносила ее героиня замечательной актрисы Фаины Раневской - Маргарита Ивановна.

Но, возможно вы имеете в виду что-то другое и подразумеваете «Ивана, родства не помнящего». Откуда взялось такое выражение?

Когда-то в Российской империи одним из способов наказания преступников была ссылка на каторгу. А народ с этой каторги бежал. Тот, кого полиции удавалось изловить, при допросе, как правило, назывался Иваном. А когда полицейский спрашивал фамилию, утверждал, что родства своего не помнит.

Точно так же скрывали свое имя и происхождение крепостные крестьяне, сбежавшие от помещика, солдаты, не вынесшие тяжести рекрутчины, прочие «беспаспортные бродяги». Их так и записывали в документах: «Иван родства не помнящий». Был даже такой юридический термин: «не помнящие родства».

Простой народ, которому никогда нельзя было отказать в находчивости, стал называть Иваном родства не помнящим каждого, кто отрекается от родных, друзей, старых связей. Юристы выработали на этом основании даже такой ученый термин: «не помнящие родства».

Сейчас это выражение в широком смысле значит «человек без убеждений и традиций». Кроме того, Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков…

У поэта Владимира Кострова есть одноименное стихотворение

«Иван, не помнящий родства»

Не как фольклорная подробность,

Как вызов против естества,

Был в русской жизни

Страшный образ -

Иван, не помнящий родства.

Ни огонька,

Ни поля чести.

Ни проливного бубенца.

Ни доброй памяти,

Ни песни,

Ни матери

И ни отца.

Тут не увечье,

Не уродство,

Не тать - рука у топора,

А сердца вечное сиротство

И в светлом разуме дыра.

И в ближней стороне,

И в дальней,

В часы беды и торжества

Нет участи твоей печальней,

Иван, не помнящий родства.

Интересно, что имя Иван по своему происхождению не русское. Иваны живут во всех странах, только звучат имена этих тезок по-разному. На самом деле родство у нашего Ивана самое что ни на есть древнее. Тысячелетия назад среди иудеев было распространено имя Иехоханан. На их языке оно означало: «милость Божья», «дар Бога».

С распространением христианства имена древних пророков стали появляться у других народов. Так, у греков, Иехоханан превратится в Иоаннэса. От греков имя это пошло по всей Европе и зазвучало на разных языках:

по-немецки — Иоганн по-фински и эстонски — Юхан

по-испански — Хуан

по-итальянски — Джованни

по-английски — Джон

по-русски — Иван

по-французски — Жан

по-армянски — Ованэс

по-португальски — Жоан

Кого называли такими словами? Тех, кто не помнил своих предков, не почитал их, не жил по их заветам. Но вообще в России отношение к истории и всей страны, и каждой семьи всегда было самым уважительным.

Очень много сделал для прославления России, русской истории Александр Сергеевич Пушкин. Когда скончался наш великий историк Николай Михайлович Карамзин, то именно Пушкин сменил его на посту государственного историка. Но вместе с тем Пушкин всегда изучал историю предков своей семьи. И говорил: я не хочу иметь никакой другой истории, кроме той, что Господь Бог дал России. А как много писал о древних и новых русских временах великий Ломоносов! Будем подражать им.

Кратко напомним этапы, пройденные нашей Отчизной, нашим Отечеством, нашим государством.

IХ век от Рождества Христова . Поход киевского князя Олега на Константинополь. Вспомните «твой щит на вратах Цареграда». Откуда строка? Правильно, из «Песни о вещем Олеге». Царьград это и есть Константинополь. Предание говорит, что многие воины тогда приняли христианство.

Приход в русские пределы равноапостольных Кирилла и Мефодия, моравских братьев, как их называют, «первоучителей словенских». Славянский алфавит, первые переводы богослужебных книг с греческого и латыни.

957 год. Принятие христианства великой равноапостольной княгиней Ольгой. Она - мать великого воина Святослава, прогнавшего из русских пределов племя хазар, и она - бабушка великого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. А оно было в...

Правильно, в 988 году. Воды Почайны и Днепра, в которые входили подданные Владимира, были освящены приехавшими из Византии греческими священниками. Именно от греков мы и приняли веру православную. И пришла она на Русь не так, как в языческую античность Европы, не с огнём и мечом и казнями, а мирно, полюбовно. А славянские «боги», духи лесов, полей и болот, всякие лешие, кикиморы, соловьи-разбойники, змеи-горынычи убежали от святых икон в глухие места, стали героями сказок, а когда дожили до наших времён, пошли «на работу» в мультфильмы. При Владимире создаются первые русские школы.

1015 год. Как в начале веков, было братоубийство - Каин убил Авеля, так и в начале Православной Руси пролилась кровь. Святополк, названный Окаянным, убил своих братьев - неповинных князей Бориса и Глеба. Это первые русские святые.
Начинается духовное сияние Киево-Печерской Лавры. Основатели святые Антоний и Феодосий. Тогда же, в XI веке, на вершину русской церкви возводится первый митрополит, родом русский, Иларион. Он - автор величайшего памятника письменности и веры православной «Слова о Законе и Благодати».

Княжение Ярослава Мудрого. При нём учреждается «Русская Правда» - первые писаные Законы Руси. Знаменито Завещание Ярослава Мудрого. Его раньше дети учили наизусть. Вот вчитайтесь, вслушайтесь:
«Дети мои! Ежели вы будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших, а ежели станете ссориться, то погибнете и сами и погубите землю дедов и отцов ваших, которую они приобрели великим трудом. Живите же в мире и согласии».

Летописец Нестор, живший в то время и написавший необходимейшую для изучения «Историю временных лет», называет Ярослава Мудрого русским царём Соломоном.

ХII век - время подвигов великого воина, затем монаха Киево-Печерской Лавры Илии Муромца. Время княжения великого князя Владимира Мономаха. А какая при этом имени вспоминается русская пословица. Вспомнили? Да, «Тяжела ты, шапка Мономаха!».

В этом веке великий князь Андрей Боголюбский переносит столицу Руси из Киева во Владимир на Клязьме. Вместе с ним на север приходит икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой, и отныне называется Владимирской. Вскоре на Русь нахлынуло ордынское иго татаро-монголов.

Горят города, гибнут церкви, течёт кровь, Киев сожжён. Подвигов русских не счесть. Чего только стоят оборона Козельска (это недалеко от Оптиной Пустыни). При битве на Калке мы терпим поражение именно по причине нашей разобщённости, о чём предупреждал Ярослав Мудрый.

Вслед за Чингисханом следует нашествие Батыя. Русь платит непосильные дани. Захватчики грабили жестоко: «У кого коня нет, у того корову возьмёт. У кого коровы нет, у того жену возьмёт».

В Орде мученически гибнет князь Михаил Черниговский, не пожелавший поклониться языческим идолам (1243 г.).

Но засияло и нам солнце побед! На реке Неве поражает шведов - воинов Ватикана великий князь Александр, названный Невским.

Это 1240 год. А через два года он же на льду Чудского озера блистательно побеждает тевтонцев, тоже выполняющих заказ Ватикана. Судьбоносные победы! Если степняки-ордынцы грабили наши материальные богатства, то латиняне посягали на веру Православную. Вот она-то и есть наше главное богатство.

Созидается и северная лавра, лавра преподобного Сергия Радонежского. Его мы называем ангелом-хранителем Русской земли. Во все века не уменьшается поток людей, идущих поклониться ему, попросить у него помощи.

1380 год, сентябрь, Рождество Пресвятой Богородицы. Свершилось! При Московском митрополите Алексие князь Димитрий Иоаннович Донской наголову разбивает войска хана Мамая между реками Дон и Непрядва. Битву начинает монах Александр Пересвет, которого послал в помощь Димитрию святой Сергий. Когда шла битва, Сергий стоял на молитве и называл имена тех, кто погибал в это время на поле Куликовом. Ещё много было нашествий на Русь, на Москву. Ханы Едигей, Тамерлан вели войска, но уже Русь становилась непобедимой.

Центр Православия Божиим промыслом переходит в Россию. В 1453 году Константинополь взят турками.

У нас правит больше сорока лет умнейший Иоанн III (1462-1505). При нём окончательно сброшено татаро-монгольское иго (1480 г.).

Иоанн IV, прозванный Грозным, принимает на себя титул царя и венчается на царство в Успенском соборе Кремля (1547 г.). Расширяет Российское государство. Покоряет Казань, побеждает ливонцев. Присоединяет Сибирь. Его соратники - митрополиты Филипп и Макарий.

С 1589 года в России Патриаршество.

Горький для России год - 1591-й - убиение царевича Димитрия в Угличе. От этого события начинается счёт годам Смутного времени. На престоле Борис Годунов. Всё время Россию будоражат слухи, что Димитрий жив. Эти слухи помогают полякам ввести войска в Россию, даже захватить Москву. Ещё бы - все уверены, что наследник престола жив, что в России законный царь. Нет, это Лжедмитрий. Вводит в Успенский собор католичку Марину Мнишек, поляки шарят по всему государству, безнаказанно его грабят.

Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Народное ополчение нижегородского купца Козьмы Минина и зарайского воеводы Димитрия Пожарского. Лжедмитрий убит, но появляется другой «царь» Лжедмитрий II, названный Тушинским вором, так как его войска стояли в Тушино.

Полуторагодовое стояние в осаде Троице-Сергиевой Лавры. Выстояла Лавра - выстояла Россия. Подвиг священномученика Патриарха Ермогена.

1612 год. Изгнание поляков.

1613-й - начало царствования династии Романовых. Призвание на царство Михаила Романова. За ним многолетнее правление Алексея Михайловича. При нём беда - раскол в Церкви. Столкновение Патриарха Никона и протопопа Аввакума. Исправление богослужебных книг. Учреждение российского (византийского) герба.

Стрелецкий бунт. Царевна Софья. И с 1689 по 1725 год царствование Петра Великого. Усиление мощи Российской державы. Победа в Полтавской битве (1709 г.). Основание Петербурга, города святого апостола Петра (1703 г.).

С 1721 года Россия именуется империей, а царь-батюшка - императором. В этом же году на долгие годы прерывается Патриаршество в Росси. Церковная власть отныне до 1918 года принадлежит Святейшему Синоду.

XVIII век - век женщин на русском престоле. Екатерина I, Анна, Елизавета, Екатерина II. Восстание Пугачёва, деление России на губернии, победы Суворова на суше и Ушакова на море, присоединение Крыма, Новороссии. Великий Ломоносов, великая литература, открытие русскими Антарктиды.

С конца века Павел I. Дворцовый переворот, убийство Павла.

Время Александра I, затем Николая I. Его иногда называют пушкинской эпохой. Это время взлёта русской культуры, литературы и музыки. Державин, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Глинка... Строительство храма Христа Спасителя, после революции взорванного, ныне возрождённого.

Благодаря связям со Святой Горой Афон и у нас возрождаются монашество и старчество. Святители Тихон Задонский, Димитрий Ростовский, Фотий, Платон, преподобные Паисий Величковский, Серафим Саровский, затем Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни - спасители России, её молитвенные заступники, учителя

Но одновременно и усиление нашествия Запада на нас. Наполеон, а с ним «двунадесять языков», то есть вся Европа пыталась нас покорить, заставить жить по-своему. Бородинская битва (сентябрь 1812 г.). Восстание декабристов. Их имена долго внедряли в сознание как имена народных героев. На самом деле это были враги престола, значит, и враги России.

1861 год, отмена крепостного права. Гончаров, Достоевский.

В XIX веке много войн. Все кавказские народы добровольно просят русского царя принять их в семью российских народов. Крымская война с французами и англичанами. Героическая оборона Севастополя.

Канонизация русских святых при Николае II. Создание Нового Афона на Северном Кавказе (Абхазия) на месте мученической кончины великих святых апостола Симона, святителя Иоанна Златоустого, там, где прошёл и святой первозванный апостол Андрей.

В начале ХХ века русско-японская война. Усиление революционной заразы. Проповеди святого батюшки Иоанна Кронштадтского. Его противостояние учению Льва Толстого. Разнузданность журналистики.

Первая мировая война. Большевики делают всё, чтобы разложить армию, чтобы восстановить народ против царя, стараются внушить мысль о возможности построить рай на земле. После Февральской революции Октябрьский переворот. Заключение под стражу, затем расстрел царской семьи. Расстрел новомучеников Владимира Киевского и Вениамина Петроградского. Гонения на священство.

Всероссийский Собор, возвращение Патриаршества в Россию. Священномученик Патриарх Тихон. Его кончина. Всенародное горе.

Соловки - место мучений священников. Но оно далеко. А вот Бутовский полигон - место расстрела - совсем близко от Москвы. Там захоронения, это только представить, свыше трёхсот человек, которые причислены к лику святых. Конечно, там обязательно надо бывать и молиться этим святым - нашим ангелам-хранителям, заступникам за многострадальное наше Отечество.

Великая Отечественная война (1941-1945) с обезбоженной Европой. Война как милость Божия для возрождения церковной жизни в России. Даже и время хрущёвских гонений не смогло противостоять воле народной - открыто исповедовать веру во Христа. Времена Хрущёва называют «оттепелью». Смешно, какая оттепель, когда Хрущёв обещал к 80-му году «показать по телевизору последнего попа».

Празднование 600-летия Куликовской битвы в 1980-м и Тысячелетия Крещения Руси в 1988 годах войдут в историю как незабываемые взлёты народного духа и единения во Христе.

Прославление сонма Российских новомучеников, в том числе преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, царственных страстотерпцев Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, святого праведного Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской, святой и праведной Матроны Московской, преподобного Андрея Рублёва и многих-многих, в Отечестве нашем просиявших.

Сейчас счастливое время возрождения святынь, крепнет вера Православная. Прошло время безплодных попыток изгнать Бога из России. Россия - подножие Престола Царя Небесного, Россия - дом Пресвятой Богородицы.

Велика Россия, а вся умещается в сердце. У нас она одна, нет запасной родины. Нас любит Бог, будем и мы любить Его!

Владимир Николаевич КРУПИН

Кто такой Иван и почему он не помнит своего родства? Порой мы употребляем те или иные выражения чисто механически, не зная истории их происхождения. Смысл понятен, в общий контекст речи вписывается, да и ладно. Откуда пришло и засело в голове, вспомнить легко: в семье так говорят мама и бабушка, где-то услышано. Что именно обозначают подобные фразы - объяснить трудно. Почему именно Иван оказался таким забывчивым, а не Василий или Пётр?

Иван непомнящий в словарях

«Большой словарь русских поговорок» так толкует это словосочетание: «Народное, неодобрительное. Бродяга, бездомный, скиталец». Фразеологический словарь трактует крылатое выражение шире. «Иван непомнящий» - неблагодарный». И дальше поясняет: возникло как юридический термин, который применялся по отношению к бродягам без документов.

Русские писатели о непомнящих

У писателя Мамина-Сибиряка в повести «Три конца» есть фраза: «Старик Антип был из беглых и числился в разряде не помнящих родства». Чехов в книге «Остров Сахалин» пишет об армии «непомнящих», проживающих в этих суровых краях. На расспросы отвечают уклончиво, замечает Антон Павлович, фамилии у всех одинаковые. В наше время фамилия Непомнящий довольно распространена, хотя этимологию её происхождения с конкретным событием в жизни предков никто не связывает.

Иван непомнящий: значение фразеологизма

В императорской России преступников ссылали в Сибирь на каторгу. Самые отчаянные сбегали, пробирались просёлочными дорогами, лесами, кто как мог. Прятались, голодали, но их ловили, сгоняли в полицейские участки, там допрашивали. Естественно, требовали назвать имя, фамилию. Каторжники хитрили, изворачивались, называли себя все подряд Иванами, на поверку выяснялось, что никто не помнит ни фамилии, ни деревни своей, ни губернии, ни родственников. Мы бы теперь сказали, что эти несчастные поголовно страдают амнезией.

Примеру беглых каторжан следовали крепостные крестьяне, бегущие от изувера помещика, солдаты (25 лет рекрутчины попробуй выдержи) и прочие беглецы. На них заводился новый документ, в котором чёрным по белому писалось: «Иван, не помнящий родства». Имя выбирали самое в то время распространенное. Так уж случилось.

Занятно, что с лёгкой руки Салтыкова-Щедрина формулировку изъяли из казённого делопроизводства. В сатирическом произведении «Мелочи жизни» он обвиняет газетчиков в беспринципности, отсутствии морали, элементарных понятий о добре и зле, стоящих на страже своего начальства, заботящихся только о своём материальном благополучии и называл их Иванами непомнящими.

В 21 столетии «Иван, не помнящий родства» (значение фразеологизма понимается шире) - это человек без убеждений, конформист или просто неблагодарный, не ценящий добро, помощь. Ещё шире - люди без родины, забывшие свои истоки.

Английские родственники Иванов без памяти

Аналогичные параллели прослеживают в истории других стран и народов. Джон Доу - таинственный человек, появившийся в Англии в XIV веке при короле Эдуарде III. В судах эта нарицательная личность выступала в качестве истца. Ричардом Роу именовался ответчик. К псевдонимам прибегали по простой причине: если в результате судебного процесса выяснится, что та или иная сторона солгала, желает присвоить чужое, то имя респектабельного сэра будет на век опозорено. В середине 19 столетия анонимная практика подачи судебных исков была упразднена, но возродилась у американцев с той лишь разницей, что у приятелей Джона и Ричарда появились подружки - Джейн и Мери. Сегодня в США Джоном Доу могут назвать неопознанное тело или злоумышленника, имя которого не установлено. Словом, наш Иван - непомнящий, их Джон - инкогнито.

Не помнящий родства Иван Презр. Неблагодарный, относящийся с полным безразличием к своим предшественникам, воспитанникам. - Что тебе горько? - Что ты выросла, как Иван, не помнящий родства (Н. Ильина. Возвращение). - Первонач.: юридический термин, который применялся к беспаспортным бродягам. Старик Антип был из беглых и числился в разряде не помнящих родства (Мамнн-Сибиряк. Три конца). Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1986. - С. 430; Словарь современного русского литературного языка. - М.; Л., 1961. - Т. 12. - С. 1398.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Не помнящий родства Иван" в других словарях:

    иван, не помнящий родства - сущ., кол во синонимов: 2 еврей по профессии (3) космополит (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    иван не помнящий родства - … Словарь синонимов

    Иван, не помнящий родства - Народн. Неодобр. Бродяга, бездомный скиталец. ДП, 448 …

    не помнящий родства - (Иван) не по/мнящий родства, презрит. О человеке, не дорожащем старыми связями, а также прошлым своего народа, Родины … Словарь многих выражений

    ИВАН - Гробов. Арх. Ирон. Смерть. АОС 10, 71. Иван Грозный. 1. Жарг. арм. Шутл. Комбат. БСРЖ, 228. 2. Жарг. шк. Шутл. Директор школы. Максимов, 159. 3. Жарг. шк. Шутл. Строгий учитель. ВМН 2003, 56. Иван Долбай. Жарг. арм. Шутл. Реактивный миномёт. Кор … Большой словарь русских поговорок

    Иван Непомнящий - Непомнящий русская и еврейская фамилия. Происходит от беглых крепостных крестьян, которые представлялись властям как «родства не помнящие» (отсюда также фразеологизм Иван, не помнящий родства). Непомнящий, Александр (р. 1972) израильский… … Википедия

    бродяга - Побродяга, авантюрист, искатель приключений, проходимец, прошлец, скиталец, шатун. Бродяга беспаспортный, бесписьменный. Бездомный скиталец. Не помнящий родства. Иван непомнящий. .. Ср … Словарь синонимов

    РОДСТВО - родства, мн. нет, ср. 1. Отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков. Родители с детьми состоят в родстве первой степени. Ближнее, дальнее родство. Родство по прямой линии (прадед, дед, отец, сын, внук, правнук, а также… … Толковый словарь Ушакова

    РОДСТВО - РОДСТВО, а, ср. 1. Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях. Дальнее р. Не помнящий родства (тот, кто не знает или не даёт… … Толковый словарь Ожегова

    помнить - Помнить себя (книжн.) 1) помнить свою жизнь. Я помню себя ребенком. 2) сознавать свое существование. Он помнит себя с четырех лет. Не помнить себя от чего (книжн.) приходить в самозабвение, исступление, терять рассудок от чего н … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Театр расстрелянный , Наталья Ларцева. "Случается, пропал человек. Самый близкий, без которого свет не мил. В доме - переполох, звонки в милицию, знакомым, ведуньям-колдуньям. Всех на ноги! А тут все наоборот. Исчез Васюта, мой…
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх