Описание платья 19 века. Модные тенденции и фасоны платьев девятнадцатого века

На страницах далее (из-за многогранности материала будет несколько страниц)предлагаю разобраться и понять,а затем и сшить женский комплект -стилизацию на ампир,т.е. начало 19 века.
ЧАСТЬ 1.Вступление.

Оба костюма моей работы.

На даме: женский комплект на ампир.Стилизация.

В начале давайте разберемся: что такое стилизация.
Есть два вида создания исторически верных костюмов.

1. Реконструкция .
Это создание ТОЧНОЙ копии исторической одежды как по технологии пошива, так и по крою, и подбору материалов и фурнитуры.
Тут же хочу уточнить,что 100% реконструкции не существует в природе по многим причинам.
Например:
- мы не сможем приобрести ткань такую же,как в те времена
- мы не сможем полностью воссоздать фурнитуру того времени.
- крой того периода уже давно не подходит к современной фигуре+кроя до 1840-х годов как таковых(а именно патронов) не осталось в принципе,а книг построения до этого периода еще не издавалось. Снятие же с подлинников крой не соответствует 100% ,т.к. одежда уже деформирована за 200 лет...
Что же сейчас называется реконструкцией?
Это подбор как можно близкой ткани по выработке прошлых веков+соответствие технологии пошива того времени(например,до конца 19 века - это более 80% ручной работы)+ модель копии по виду должна соответствовать прототипу определенного подлинника.

Все же остальное - СТИЛИЗАЦИЯ.

2. Стилизация

моя работа - стилизация польского кунтуша.

- это соответствие внешнему виду костюма определенной эпохи. Все.
Т.е. можно взять любой крой, материал, инструменты, фурнитуру более-менее приближенную к той эпохе. Главное одно: вид должен соответствовать моде того времени.
Театральные и киношные костюмы,где те же мундиры одеваются через голову,а жилетки на молнии,являются ярким примером стилизованного костюма на ту или иную историческую эпоху.

Но вернемся к теме...

Подлинники

"Копаться" моей персоне пришлось долго в поисках информации. И "нарыла" очень много. В блоге по этому вопросу открыла аж несколько страниц:
Стиль АМПИР.Подлинники, крой,история
Все на АМПИР.Альбом.
Выкройки моды 1660-1860.Крой,подлиннки.

Шемизетки, манишки, косынки, пришивные рукава и др. на 19 в.
и т.д..
Труднее всего было найти полноценные данные по шемизеткам. Пришлось самой по подлинникам и крою из знаменитых книжек по театральным костюмам восстанавливать как вид по годам(был же ранний ампир и поздний,а шемизетки до сих пор носят).

Шемизетки моей работы-стилизация:одна - тонкий лен,другая тонкое х/б

Поняла в ЧЕМ отличие и загвоздочка всего пошива на ампир. Пришлось "окунуться " в тот мир даже медитативно. Была попытка ПОНЯТЬ портних того времени, моду, стиль, психологию...

Мои ВЫВОДЫ:



ОСНОВНОЙ : платья шить намного проще,чем пальто/пиджаки/жакеты
так что:
Милые дамы, кто решится шить на ампир, не бойтесь! там все просто.
1. ранний ампир - это упрощенка. Чем позднее,тем уже двигается линия талии и больше и чУднее .

2. Женская одежда имеет вид колонны,а для этого помните: низки или делались с подбоем(как у сарафанов русских),или утежилялись отделкой:валиком, буфами, рюшами и т.п...

3. Шить лучше из не сильно драпирующихся облегченных тканей (ситец, бязь, лен, сорочечная х/б, батист и т.п...
Моя клиентка купила штапель. Ужас! мне пришлось для лучшего вида(там же одни сборочки кругом!!) все сажать на тряпочку:
- более легкую,чем штапель
- менее драпируемую.
НО! те платья (как, впрочем, и сейчас) тоже дублировались на тряпочку. Особенно лиф.
Однако, помните: машинная сборка отличается от ручной.
И в те времена пошив было намного проще.
А именно: не надо закрывать подкладкой детали,а их нужно просто....соединять вместе и так дальше шить, как единую "тряпочку".
Это упрощает пошив намного! Лично сама просто детали соединила и пустила под оверлок по периметру(в те времена или вообще не обметывали, или обметывали ручным(разумеется) швом "через край ".

4. Сейчас построить крой на ампир проще всего. Все данные есть в интернете.

Из журнала Ателье:


Я крой вообще ампир взяла из журнала мод "Бурда".Доработала немного выкройку.И все.))
Кстати, там спинка(в журнале) именно по центру завышается(о чем говорили в ранее в теме форума Сезон про ампир).
Единственно,что мне пришлось строить низ платья как уже на тот ампир.
И что моя персона заметила: у юбки (низ платья) швы соединяются косой с прямым.
В результате, косой шов немного заваливается в сторону своего скоса уже на самом изделии. Это очень видно по подлинникам.
Центральное полотнище у меня шло трапецией,а вот боковое с одной стороны - прямо, другой на скос. Задняя часть центральная юбки(там где сборка) просто прямоугольник.
Результат: косые переднего полотнища соединились с прямыми бокового, косой бокового соединился с прямым центрального заднего полотнища.
Итог: швы стали "смотреть" к низу в сторону спинки. Что улучшает вид изделия того времени и сами складки на юбке как бы "убирает" визуально во внутрь не только в верхней части(соединения с лифом) но и в нижней, образуя как бы "хвостик" не раскрытый у птички.)
к сожалению, не могу поставить фотографии швов,т.к. их практически не видно на фото из-за пестроты основной ткани(штапеля)

5. Выбор ткани очень упростился и...немного отличается от того времени. 1800—1825 годов. Ампир и мода реставрации

Материалы
Хлопок полотняного переплетения, шелк, бареж, шелковый тюль, дымка, газ, кисея, перкаль, муар, репс, кашемир, жаконн, посконь, ажур, лен, атлас, дамас, муслин, плис, батист, батистовый муслин, коленкор, лен, шерстяная фланель, креп.
Гладкие материи встречаются чаще в утренних туалетах и неглиже, вышитые ткани характерны для вечерних, парадных и бальных нарядов, а так же для зимних платьев.
До 1804 во Франции в моде легкие полупрозрачные ткани, подражание античной моде. После провозглашения Наполеона императором, простота греческих одежд стала сменяться блеском и богатством. Тяжелые плотные шелка и бархат плотно укрыли формы «нимф и богинь». В бальных платьях появились съемные шлейфы из тяжелых тканей. После возвращения корсета в 1809 году прозрачные ткани обязательно сажались на плотную непрозрачную подкладку.
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/tkani-19-veka-chast-1/1728446

А именно:сейчас по выделке тканей шить можно даже из портьер,и тюли на окна)) И брать на отделку самые дешевые синтетические кружева.
6. Нам сейчас намного легче. Мы можем выбрать и соединить любой ампир.Будь то ранний и ли поздний воедино. Т.к. в те времена мода, где задерживалась, а где уходила вперед. Т.е. в основных городах - было одно,а на периферии - другое. Пока это туда дойдут копии модных французских журналов... 7. Цветовые гаммы были различны.(Ткани 18-19 век)
У раннего ампира(до 1805-10 гг) в основном были пастельные тона.И отделка лентами тоже пастельных тонов,но другого цвета.
А вот далее уже появляется и цветной материал. Причем уже к 1812-15 годам мелкий рисунок вытесняется более крупным. Очень модна становится клетка (шотландка) и полоска. Но уже отделка усложняется всякими кантами, буфами, лентами драпируемыми в стиле оригами и т.п...

8. Длина платьев так же различна. Были платья как в пол, таки по щиколотку. Но укороченные были не долго. Они вошли в моду где-то в середине самого стиля ампир и продержались около 4-5 лет. Затем опять в моду вошли длинные платья. платья были как со шлейфами.Так и без.
Главное понять: на какой ампир вы хотите сшить изделия.Есть ранний (1890-1810), а есть поздний ампир (1830-ые годы)
9. Рукава и вырез пройм.
"Заваленные" на спинку рукава с узкой спинкой перешли из директории(конца 18 века) только в ранний ампир. Но уже с 1804-6 годов спинка потихонечку расширяется и пройма становится на место.А в позднем ампире уже линия плеч удлиняется...Но это уже с 1825-30 х годов.НО! при пошиве верхней одежды на ампир нужно учитывать,чтобы рукава- фонарики умещались в одежду не деформируя сами рукава. А это значит,что у верхней одежды проймы вырезаны гораздо глубже, чем у платьев.
Рукава были разные.Верх как был и фонариком, так и простым.
Рукава в основном,были длинные по косточкам пальцев сжатой руки.Короткий рукав носили редко. Для этого одевали длинные перчатки.
Рукава так же были и двойными. на длинный обычный рукав сверху еще вшивался и короткий фонарик.На верхней одежде он частенько отделывался уже после 1812 года валиками,кантами. и т.д...Низ рукава зауживался разными способами так, что уже на руку шло само расширение рукава.

Мне стало интересно: как же держались рукава -фонарики в те времена? ведь резинок тогд ане было...

Оказалось..на веревочках!

Платье 19 века отличается особой роскошью, женственностью, разнообразием фасонов. Это век перемен различных направлений моды, стилей. Женские платья в начале века были пышными, театрализованными, а в конце - стали более удобными и практичными.

Фасоны

Платья девятнадцатого века откликались на новые направления в искусстве и менялись в зависимости от них.

Повседневное платье 19 века

В начале XIX века платья в стиле рококо, который был популярен в 18 веке, сменились фасонами в стиле ампир. Они были легкими, с завышенной талией, глубоким вырезом, ленточкой под грудью, свободной юбкой со складками. Платье шили длинными, с рукавами-фонариками или без рукавов. Использовались дорогие ткани: шелк, репс, шерсть, атлас, штоф, бархат. Цвета были преимущественно белыми, синими и красными.

В 1820-1825 году юбка перевоплотилась в форму колокола, талию начали «заковывать» в корсет.

Когда на трон взошла английская королева Виктория, в моду вошел романтизм. Образы женщин стали мечтательными, возвышенными. Платья 19 века отличались юбкой с кринолином, для талии создали изящный корсет, рукава стали пышными, широкими, на каркасе. Кринолин был выполнен из металлических прутьев или конского волоса. С ним женщины даже двигались изящнее, как будто гордо плыли по залу.

Ближе к шестидесятым годам мода опять изменилась: платья начали украшать фестонами, лентами, кружевом, каймой, зубцами - лиф платья заканчивался баской. Рукава были узкими, расширяясь ближе книзу, края украшали манжетами из кружева. Кринолин носили до конца 1860 года, его форма также подвергалась изменению, так как платья занимали большое пространство, обручи стали овальными. Изменился и покрой платья. Излишек длины юбки свободно ложился на кринолин, длина перестала закрывать щиколотки. Юбка имела два-три волана.

В 1870-1880 годах появились платья с турнюром - это такое приспособление в виде подушки, с помощью которого дамы делали ягодицы пышнее. В том же месте платье украшалось рюшами, драпировками, складками. Платья были украшены вышивкой, рюшами, кружевом. Пошитые из тафты, они украшались бантами, шнурочками из шелка. Под платье надевали корсет со шнуровкой. Старинные платья восьмидесятых годов символизировали богатство и благополучие.

В конце XIX века турнюр вышел из моды. Платья шили из бархата, иногда из шелка. В моду вошли S-образные силуэты.

Ткань платья в основном зависела от того, куда нужно его надевать. Летние платья отличались легкостью, их шили из светлых тканей - шелка, батиста. Парадные платья шились из тафты, атласа, бархата. Платья для визитов были пошиты из легкой шерсти.

Свадебное платье 19 века

Платья для детей и юных девушек.

В то время в платья одевали и маленьких мальчиков. А когда они взрослели, то «девчачью» одежду меняли на брюки.

Мода детских платьев была полностью скопирована с моды взрослых нарядов. Отличалась только длиной. Чем старше становилась девочка, тем длиннее шилось платье. Девочки четырех лет носили платья длиной до колен, в двенадцать лет длина доходила до середины икры, а вот в шестнадцать шилось платье до щиколотки. В период, когда был в моде кринолин, девочки также должны были его носить. Для детей были популярны расцветки в клеточку или морской стиль.

Подростковая мода в точности подражала одежде старшего поколения. Девочки также носили корсет, но не сильно затянутый. Платья юных красавиц копировало каждые изменения в моде взрослых. В конце XIX века девочкам разрешалось носить платья из мягких и легких тканей.

Платья для различных случаев

Женщина XIX века меняла свой наряд по несколько раз в день, в зависимости от случаев.

Утренние платья.

В утреннем туалете дамы выходили к завтраку, встречались с родными. Это были платья простого покроя, из гладкой ткани. Платье имело длинные рукава, вырез, расцветки были сдержанными. А также дома носили шлафор - просторную одежда с запахом, поясом, иногда с карманами. Женщины занимались в нем домашними делами.

Для утренних визитов женщины надевали изящные, элегантные платья, но не парадные.

Бальные платья.

Бальные платья девятнадцатого века стали настоящими шедеврами. Они отличались роскошью, великолепием, изяществом. Платья для бала шьются из дорогих тканей: шелка, тафты, атласа, поплина, муара, бархата. Отделка платья придавала ему женственность. Платье украшали:

  • рюшами;
  • бахромой;
  • сутажом;
  • драпировкой;
  • бантами;
  • тесьмой;
  • плиссировкой.

Бальные платья 19 века

Цвета бальных платьев были однотонными, матовыми или блестящими. Платья у замужних дам были с глубоким декольте, у незамужних девушек оно не такое глубокое, но с вырезом, который подчеркивает грудь. Платье дополняли длинные перчатки, веер и обувь на каблуках. Девушки носили бальные платья более светлых тонов, дамы постарше могли позволить себе надевать платья разных цветов. Платья отличались роскошью и великолепием.

1) Свадебные платья.

Свадебные платья стиля ампир были неброского цвета, чаще всего белыми с вышивкой или отделкой. Их шили с завышенной талией.

Они были с большим декольте и короткими рукавами. Такой крой позволял подчеркнуть красивую талию, грудь и помогал скрыть недостатки фигуры. Свадебные платья шились из атласа, поверх которого пускалась прозрачная ткань. Они дополнялись длинными перчатками.

В середине XIX века свадебные платья приобретают более пышную юбку, корсет. Их декорировали бантами, кружевами.

Период турнюров не обошел и свадебные платья. Задняя часть платья украшалась воланами, оборками и шлейфами. В конце девятнадцатого века свадебные платья были элегантными, с немного расклешенной юбкой. Банты, турнюр и вышивка полностью вышли из моды. Свадебные платья подчеркивали женственность невесты, невинность, мечтательность, романтичность.

2) Зимние платья.

Зимние платья дамы надевали для прогулок и дома. Их шили из шерстяных тканей, украшали мехом, вышивкой. Шерстяных тканей было множество: меринос, люкзор, драдедам, бареж, кастор.

3) Платья провинциалок.

Платья живших в провинции были пошиты из недорогих тканей и не меньше декорированы, они носили такие же фасоны, как и столичные женщины. Платья шили изо льна, шерсти или хлопка.

4) Платья для поездок в экипаже.

Для путешествий и поездок в экипаже дамы XIX века надевали платья, которые были практичными и свободным, к тому же короче, чем обычно. Такой вариант платья позволял его хозяйке удобно садиться в экипаж и выходить из него и не загрязнить во время путешествий. Расцветки дорожного платья были сдержанными, ткани - мягкими.

Платье для поездок в экипаже

5) Платья купчих.

Платья купчих отличалось от модных тенденций. Они были пышными, но простыми, поэтому купчихи украшали их перьями, бантами, цветами, расшивали стеклярусом, бахромой, чем перегружали образ.

6) Платья учителей и курсисток.

Курсистки и учительницы носили платья строгого кроя, темных цветов с белым воротником. Длина юбки достигала щиколоток, лиф был украшен баской. Платья таких дам шились из шерсти, льна, хлопка.

7) Платья работающих женщин.

Наряды работающих женщин не отличались от общепринятой моды. Но они были без украшений, драпировок и турнюра. Для работы платья шили из хлопка и ситца, для праздников - из шелка, но более дешевого.

Мода XIX века постоянно менялась, привносила что-то новое, неожиданное. При этом все фасоны отличались элегантностью, женственностью, роскошью и изяществом.

В обществе XIX века мода была ключевым способом продемонстрировать социальное положение и богатство. Только очень бедные или богатые люди осмелились бы отклониться от стиля того времени.

Наряды должны быть стильными и подчеркивать красоту, демонстрировать окружающим социальное положение владельца – или, по крайней мере, положение, к которому все стремились. В то же время, они должны были соответствовать последним тенденциям в моде, которые печатали в журналах. Портнихи, портные и владельцы магазинов должны направляли и консультировали своих клиентов. Они тактично отговаривали барышень от принятия неуместного выбора и помогали замаскировать все изъяны в фигуре, скрывая их под нарядами.

На протяжении всего столетия, мода (особенно в женской одежде) заметно менялась с каждым десятилетием. Платья отличались дорогими тканями, пышными фасонами, роскошью и женственностью. Основными тканями на то время были: хлопок, шелк, бархат, муслин, батист, лен, креп, шерстяная фланель. Нововведением стали большие съемные шлейфы и корсеты.

Конечно, в социальном спектре всегда находились люди, для них новая одежда являлась недостижимой роскошью. Когда бедняги имели несколько пенсов – обращались к продавцам подержанных вещей или принимали благотворительные пожертвования, даже самой старой модели ни были очень рады и носили ее, пока вещь не теряла внешний вид. Для высшего общества все выполнялось индивидуально, на заказ, вплоть до туфель, перчаток, шляпок.

Как создавали одежду в 19 веках?

Создание предметов одежды было медленной, трудоемкой работой, но тем не менее клиентам шли на встречу и пытались выполнить все очень быстро. Портнихи чрезвычайно много времени, даже ночью сидели над изделиями, чтобы в максимально короткие сроки все закончить и удовлетворить пожелания богатых дам.

Ткани были высокого качества, благодаря чему, одежду из них носили долгое время, при этом она не теряла свой вид. С новыми тенденциями – просто заносили не модные вещи в мастерскую и к ним добавляли разные отделки: перья, бархат, банты, кружево и многое другое. Обувь уважаемых дам стоила примерно как зарплата бедным рабочих за несколько недель.

Виды и фото платьев 19 века, которые принято было иметь в гардеробе

С начала до середины XIX века до 1960-х годов существовал целый ряд стилей одежды, посвященных различным приемам. Принято было одеваться «по случаю».

  • Для путешествий на транспорте. Акцент делался на практичности: они были удобными, чтобы без проблем можно выйти из машины или другого транспорта. Цвета предпочитали темные для более простой чистки.
  • Вечерние платья . Шили для вечерних занятий, таких как официальные приемы, концерты, посещение театра. Фасоны подчеркивали элегантность, красоту, богатство и порядочность владельца. Цвета использовали различные – от пастельных до красочных. Допустимо декольте, короткие рукава, пышные юбки и большое обилие украшений. Если рукав являлся коротким – образ дополняли легкими перчатками.
  • Бальные платья 19 века . Практически не отличались от вечерних. Леди любили именно такие этот наряд. Декольте зачастую делали с вырезом, плечи могли быть как открытыми, так и закрытыми. Обязательным атрибутом считали обтягивающий корсет, который подчеркивал хрупкость дамы, и наличие множества разных украшений – перья, шляпки, камни, банты…
  • Свадебные платья XIX века . В течение XIX века стало модно жениться в белом наряде, если дамы могли себе это позволить. До конца 19-го века было вполне нормально вступать в брак в своем лучшем вечернем платье. Особенностью покроя являлись высокие воротники-стойки и длинные рукава.
  • Отдельной кастой являлась одежда для простых и работающих людей: платья для провинциалок – с недорогих тканей и менее декорированы. Для учителей так же делали отдельные фасоны – полностью закрытые и без пестрых цветов. Наряды работающих женщин создавали без украшений, драпировок и турнюра. Для работы одежду шили из хлопка и ситца, для праздников - из шелка, но более дешевого.

Мода XIX века постоянно менялась, привносила что-то новое, неожиданное. При этом все фасоны отличались элегантностью, женственностью, роскошью и изяществом.

Представительницы высшего общества постепенно отказались от нарядов сложного кроя, отдавая предпочтение демократичным костюмам и платьям.

Женские костюмы 19 века во Франции и их фото

В XIX веке законодательницей женской моды в Европе по-прежнему остается Франция. Женские костюмы 19 века имели простые формы, крой не был сложным, как раньше, а вот ткани использовались преимущественно дорогие, что придавало наряду роскоши и великолепия. Портными использовались шелковые и шерстяные ткани, атлас, репс, штоф, бархат.

В начале 19 века женский костюм отличался простотой и сдержанностью, гардероб женщин пополнился . Основными цветами костюмов были красный, синий и белый.

Особого внимания вначале века заслуживают наряды в стиле ампир, представлены такие женские костюмы 19 века на фото ниже:

При пошиве таких платьев использовали шелк и бархат, наряды отличались глубоким декольте, вырезом на спине, завышенной линией талии. Платья были без рукавов или имели небольшие рукава-фонарики. Праздничные наряды расшивали вышивкой в египетском или греческом стиле.

В середине 19 века предметы женского гардероба приобрели выраженные нотки романтизма и страстности. И это неудивительно, ведь этот период в истории искусства известен как эпоха романтизма.

В это время греческие наряды уже потеряли свою актуальность, на смену им пришла одежда в классическом стиле. Линия талии теперь находится на своем месте, лиф стал более облегающим, длина юбки тоже изменилась – она укоротилась до щиколоток. Отличительной чертой женских костюмов середины 19 века были широкие присбореные рукава, благодаря такой детали талия визуально казалась тоньше.

Большое значение в эпоху романтизма отводилось аксессуарам – при создании женственного и мечтательного образа платье дополнялось муфтой, пелериной, шалью, шарфом. Новинкой моды стал боа – , выполнен из перьев или меха.

В конце 19 века женские костюмы характеризуются изобилием декоративных деталей. Этот период в истории известный под названием «эпоха позитивизма», главной идеей которой была яркая демонстрация богатства и благополучия. Эта особенность эпохи не смогла не отразиться на предметах женского гардероба.

Женские платья того периода представляли собой сочетание тканей, разных по фактуре и цвету. Использовался шелк, бархат, шерсть, кружево, газ. Основные цвета нарядов – темные, в 80-е годы в женском гардеробе появляются наряды голубых, зеленых и розовых оттенков.

Мода в России: русские женские костюмы середины и конца 19 века

Мода на женские костюмы 19 века в России на протяжении всего столетия изменялась неоднократно. Вначале женщины носили платья без корсетов, в 20-х годах и до конца столетия дамы под наряд обязательно надевали корсет. Обязательными аксессуарами был веер, сумочка и перчатки, также дама не могла появиться в обществе без украшений и прически.

Русский женский костюм 19 века имел прямоугольный силуэт с завышенной талией. Под платье женщины надевали сильно накрахмаленные юбки, чтобы низ был более пышный, придавая наряду богатства и роскоши.

В середине XIX века, когда в Россию, как и в страны Европы, приходит романтизм, появляются наряды с опущенной линией плеча, объемными и широкими рукавами, пышной юбкой длиной до косточек. В конце 19 века женский костюм в России становится короче и напоминает собой неширокий колокол. Через некоторое время начала широко пропагандироваться допетровская мода, появился так называемый стиль «а-ля рюс». Женщины в это время носили простые наряды без каких-либо декоративных элементов.


Шелковое платье из гардероба Елизаветы Петровны.

Платье XVIII века изменялось медленно. Они состояло из двух частей: лифа и юбки, которые не всегда шились из одной и той же ткани. Лиф или корсет-корсаж с круглым большим декольте держался на косточках из эластичных пластин китового уса, вставленных в подкладку и плотно облегал фигуру. Широкая густо сборенная юбка крепилась на кринолине или фижмах - специальном приспособлении или каркасе из ивовых прутьев, тростника или китового уса и плотной ткани. Размах фижм иногда достигал полутора метров.

В 1790-е намечается стремление к упрощению силуэта женского платья, постепенный отказ от громоздких фижм. В моду входят ткани в полоску, появляются платья из светлых легких материй. Самым модным силуэтом 1790-х гг. были платья покроя "шемиз" (от chemise - рубашка). Такие платья шили из легких льняных и хлопчатобумажных тканей: муслина, батиста, кисеи, кружева, крепа, тюля и "дымки". Предпочтение отдавалось тканям с мелким цветочным узором, полосатым или однотонным, особенно белым. Платья покроя шемиз - любимая одежда казненной королевы Марии -Антуанетты.

Платье женское из кремовой шерсти с шелком. Фрак из коричневого сукна.

В начале XIX века в моде платья с высокой талией, большое круглое декольте, короткие рукава, фасон подчеркивает естественные формы и красоту человеческого тела. Женщины в подобных туалетах напоминали изображения с античных ваз, барельефов.

Платье из кремовой кисеи

В конце 1820-х гг. снова появляется корсет из китового уса, лиф платья приобретает вид венчика цветка. В моде покатые плечи мраморной белизны. Вырез часто отделывался рюшами, кружевом или поперечной оборкой "бертой". Юбка становилась все шире и напоминала форму колокольчика.

Платье из набивного узорного линобатиста

Начиная с середины века пышные юбки достигают гигантских размеров, доходят в ширину до 6 метров, держатся они при помощи кринолинов. В моду входят оборки, фестоны, воланы. Количество их на одной юбке- от двух до десяти, такие же оборки к лифу, вырезу, рукавам. В моду входит рукав фасона "пагода" - узкий у плеч, он расширяется от локтя к кисти, завершаясь пышным подрукавником, схваченным на запястье узким манжетом. Нарядные платья шьются из шелковых материй, шерсти.

Платье из коричневой тафты

Нарядные накидки шили из бархата. Самыми популярными были черный, темно-синий и темно-серый цвета. Такие накидки эффектно отделывали бахромой, тесьмой, плетением, шнуром.

Платье из серой тафты, отделано выпуклыми ромбами, пелерина черного кружева машинной работы типа "шантильи" французского производства.

Платье. Репс, цветные шелковые нити.

В 1870-х гг. пышные и широкие юбки с кринолинами сменяются юбками, заднее полотнище которых причудливо драпируется на турнюре. К таким фасонам очень подходили плотные рубчатые шелка типа репса, крепа, плюш, а так же бархат и шерсть. Платье, сравнительно узкое спереди, украшалось сзади каскадом сложных бантов, лент, кружевных розеток, бахромой.

Платье императрицы Марии Федоровны - 1880 гг. Белый узорный атлас вышивка искусственным жемчугом. Мастерская A. Corbay -Wenzel

Утренняя домашняя одежда - пеньюары, кофты-матине, чепчики, ночные рубахи было принято украшать великолепными узорами ручной вышивки. Эти тончайшие изделия производились руками крепостных мастериц в помещичьих усадьбах и профессиональными белошвейками в модных мастерских. Для утренних туалетов использовались белый газ, органди, кисея, льняной батист, тюль, тонкое кружево, шелк, пике, коленкор. Вышивали белыми хлопчатобумажными тканями, для чего применялись односторонняя и двусторонняя гладь, ажурная сетка, английская гладь.

В 1890-х гг. женский костюм делается более строгим и деловым, турнюр постепенно выходит из моды, хотя торс по-прежнему затягивают в корсет. Появляется юбка, скроенная по косой, узкая у бедер и расширенная книзу; у вечерних туалетов остается в моде трен - длинный шлейф.

Платье из лилового репса из трех частей - лифа, юбки, пояса. Приталенный лиф на "косточках", подкладка из хлопчатобумажной ткани. Пышные, густососборенные рукава с буфами заужены к кисти. Юбка из семи расклешенных клиньев, с трепом и оборкой по подолу.

Платье сшитое из тонкого сукна и шифона, отделано по рукавам, лифу, подолу юбки гирляндами цветов из скрученных белых атласных и шифоновых лент. Выполнено в мастерской Ламановой.

Вечернее платье из черных машинных кружев. Платье принадлежало преподавательнице иностранных языков в петербургской частной гимназии М.Ф. Тимм - привелегированном учебном заведении, где учителями были обедневшие дворяне.

Платье из синего шифона, подложенного кремовым репсом, отделано вышивкой гладью. Линия высокой талии подчеркнута лентой и бантом из черного бархата.

Придворное платье статс-дамы, фирма "г-жа Ольга"

Характер придворного платья, введенного указом 1834 года, в общих чертах сохранился до 1917 года.
Платье состояло из бархатного лифа на косточках с удлиненной талией. с двумя узкими мысами-шнипами на талии в центре, белой атласной юбки и шлейфа, закрепленного на талии с помощью пояска. По указу статс-дамы и камер-фрейлины имели зеленое верхнее бархатное платье с золотым шитьем вокруг. Фрейлины Императрицы и Великих Княжон носили платья синего, пунцового и прочих цветов.

Платье Великой княгини Марии Федоровны лилово-розового бархата

"Костюм в России XV - начало XX века"

платья из собрания Государственного исторического музея

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх