Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Развитие детей в дошкольном возрасте Развитие ребёнка дошкольника

Что и как можно развивать с детьми дошкольного возраста

Со взрослыми и школьниками все понятно - их надо вести в Advance, где мы покажем, как запоминать по 500–1000 иностранных слов или формул за один день.

А что делать с дошколятами?

Ведь не случайно психологи говорят, что именно первые годы жизни самые важные, что в них закладывается не только жизненный сценарий человека, но и многие другие вещи, тесно связанные с его интеллектуальным развитием.

Конечно, родителям и педагогам очень интересно узнать и почитать что-нибудь полезное, но правда в том, что узнавать и читать здесь надо достаточно много, а вот применять некоторые приемы в жизни можно уже практически сразу.

Именно поэтому в данной статье будет минимум теории, но будет несколько практических рекомендаций, которые можно сразу брать и делать.

Как построить игровой процесс:

Спокойствие, терпение, любовь и внимание. Основное, в чем нуждается ребенок, - это любовь и внимание. Именно эта потребность в значительной степени будет определять все, что будет делать ребенок. Не думайте, что ребенок маленький: он отлично понимает цену внимания - и здесь действует правило, что внимание - это ценность. Если не хватает позитивного внимания (положительных поглаживаний или плюс-подкреплений, как говорят психологи), то годится и негативное внимание. И если негативную оценку или даже наказание получить легко, а похвалу трудно, то ребенок с детства будет стремиться получать негативные поглаживания как более простые в добывании.

Основное, что должен получать ребенок в ходе игр с родителями, - это внимание. Играть с ребенком, залипая в смартфон или смотря одним глазом сериал, будет почти бессмысленно, потому что ребенок пусть и будет играть, но не будет получать то, ради чего он играет, - внимания родителя.

Из первого вытекает то, что следует избегать негативных оценок и тем более наказаний. Если вы задаетесь вопросом: «Как же так - не ругать его за баловство? А можно ли наказать, если он очень сильно балуется?» - подумайте о долгосрочных последствиях. И попробуйте все-таки воздержаться от наказания и даже просто от порицания. Если интересно, почему, почитайте в интернете про воспитание и тренировку дельфинов - интересная тема и очень полезная для любого родителя.

Итак, за баловство не ругаем и не хвалим. Периодически просто так говорим ребенку, что любим его, - не как вознаграждение за какие-то успехи, а просто так. И, естественно, хвалим за его успехи. При этом успехи надо оценивать не по шкале взрослого, а с точки зрения ребенка, когда он делает то, что раньше сделать не мог. Еще один важный момент: не ставьте ребенку сложных задач, всегда дробите задачу на более простые и хвалите за выполнение простых этапов.

Методики развития для дошколят:

По своему опыту, в качестве базовой методики для дошкольного развития ребенка рекомендую методику Монтессори, названную в честь автора и разработчика - итальянского педагога Марии Монтессори.

Суть методики в том, что, взаимодействуя с разными объектами, ребенок получает сигналы через свои органы восприятия, - и эти сигналы стимулируют его головной мозг.

Поскольку ребенок много ползает, то его ноги и ладони часто в контакте с полом, стенами и всякими мелкими объектами, которые он тянет себе в рот, стоит родителю отвернуться. Через стопы и руки идет стимуляция головного мозга, ведь на них находится множество высокочувствительных нервных рецепторов и биологически активных точек.

И если напольное покрытие разнородно - например, разные коврики разной степени шершавости/гладкости/ворсистости и т. д., - мозг ребенка получает множество разных сигналов.

Сигналы, стимулирующие нервную систему, ребенок получает и через визуальный (зрительный) канал. Именно поэтому так полезны для детей кенгурятники, в которых они могут путешествовать с родителями и видеть множество разных мест, - это развивает их мозг за счет обработки большого количества визуальной информации. По этой же причине способствуют развитию ребенка и конструкторы типа Лего, и все, что ребенок трогает, ощупывает и тянет в рот.

Говоря о моторике, нельзя не сказать про известную всем игру «сорока-белобока кашку варила», сопровождающуюся как раз касаниями внутренней стороны ладони и пальцев, - это тоже полезная развивающая игра. Она стимулирует нервную систему и головной мозг через тактильный контакт.

С малышами в «сороку-белобоку» можно играть и на их стопах, поскольку там тоже много нервных рецепторов и их стимуляция способствует интеллектуальному развитию.

При этом большое количество касаний (именно касаний, а не тисканья, ограничивающего подвижность ребенка) способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка.

Методические материалы для развития дошкольников

Есть масса полезных пособий, сделанных по принципу методики Монтессори.

Маленькому ребенку нужна игра, fun, процесс, а не лекция по когнитивной психологии, поэтому мы сразу перейдем к простым пособиям, по которым можно заниматься с детьми:

  1. Комплект из нескольких книг для развития моторной активности:
    Ссылка>>
  2. Развивающие доски относятся к аналогичным Монтессори методикам и развивают мелкую моторику. Отличный вариант такой доски:
    Ссылка>>
  3. Тетради Кумон. Развивают мелкую моторику и учат обращаться с пишущими принадлежностями. Они отлично работают с 2-х лет. Делать по одному заданию в день из разных тетрадей будет интересно и не будет надоедать ни ребенку, ни взрослому. Ниже ссылка на OZON, где их можно найти:

Эти принципы Марии Монтессори помогут организовать любому педагогу или родителю образовательное пространство правильно. Систематизация данного материала будет полезна тем, кто занимается с детьми по данной методике, а так же тем кто только планирует к ней приступать.

Мария Монтессори - врач и педагог, первая женщина в Италии получившая степень доктора наук. Она занималась проблемами обучения и воспитания детей, страдающими слабоумием. Свои педагогические теории она проверила практическими занятиями с такими детьми в «школе педагогического лечения». В результате практического применения ее умственно отсталые подопечные сдали экзамен в городскую школу лучше своих сверстников.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Основная идея в том, что взрослый не должен целенаправленно обучать ребенка, но должен обеспечить условия для полноценного развития детской психики. Т.е. она придерживалась принципа природосообразности развития заложенных в каждом ребенке больших жизненных сил и способностей.

По мнению Мария Монтессори, помочь ребенку сформировать самого себя как личность - главная задача любого взрослого, а тем более педагога.

Эти условия для свободного развития должны были обеспечиваться, главным образов, в дошкольном возрасте, а именно до 6 лет. Этот период она разделяла на 2 основных этапа, или две подфазы дошкольного детства:

    От 0 до 3 лет – характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому воздействию взрослого. Т.е. находится на стадии «впитывающего сознания», и задача взрослого – привить интерес ребенка к познанию окружающего мира.

    От 3 до 6 лет – когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием

Она была убеждена в том, что нельзя приспосабливать насильно малышей ко взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику и приводит к полному отрицанию его личности.

По мнению Марии Монтессори существует всего 2 слогаемых успеха ребенка:

    правильно организовывать пространство вокруг ребенка.

    развивать каждое умение в отведенное для этого время (сензитивные периоды);

Зонирование развивающего пространства

Условия реализации и построения обучающего пространства:

    предметы, стимулирующие практический интерес у ребенка (что-то чистить, мыть, сметать пыли, выстраивать и т.д.);

    каждый обучающий материал должен быть представлен в единственном экземпляре (это делается для того, чтобы, если предмет используется, ребенок учился ждать своей очереди);

    все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

Зоны образовательного пространства:

    Зона упражнений в практической жизни.

В ней находятся предметы из практической жизни. Это могут быть различные жидкости, которые можно переливать, шнуровки, тактильные материалы, пуговицы, песочница, а так же материалы для мытья рук, чистки одежды, для готовки и формирования навыков самообслуживания, и т.д.

    Зона сенсорного развития.

Без сенсорной гимнастики не возможно развитие мышления. В данной зоне длжны находиться материалы, которые позволят ребнку развивать слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, обучить различать размер, форму цвет, шороховатость, температуру и т.д.

В настоящее время в сенсорную зону помещают современные развивающие игрушки, погремушки, кубики, свистульки, матрешки и прочее.

  • Зона двигательной активности.

Эта зона для развития крупной моторики ребенка. Здесь можно разместить различные шведские стенки, заборчики, лестницы, скамеечки и т.п.

Для перобретения знаний в различных других областях, огранизуется мини-зона со своим наполнением. Например, Математическая, языковая, естественнонаучная, музыкальная зоны, и разные другие, в зависимости от желания ребенка и родителей.

Попадание в сензитивный период.

Сензитивный период – это самый благоприятный период для развития какой-либо функции мозга ребенка. Именно в эти периоды маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент жизни потратит гораздо больше усилий и времени. Об этих периодах необходимо знать каждому родителю и педагогу, поскольку они не восполняются и не возобновляются никогда.

1. Восприятие порядка (от 0-3 лет)

Для ребенка важно «однажды и навсегда» познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем овладения им. Для детской сущности неприемлем хаос в окружающей среде, ни во времени, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому.

2. Сенсорное развитие (0-5,5 лет)

Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это становиться возможным при умении человека всматриваться, вслушиваться и ощущать (в процессе специально организованной деятельности)

3. Восприятие маленьких предметов (1,5 – 5,5 лет)

Это возраст, когда ребенка начинают привлекать маленькие предметы. Здесь очень важно предоставить возможность ребенку создать что-то большое и целое из них (модель, картину, бусы и т.п.)

4. Развитие движения и действия (1-4 года)

Занятия спортом в этот период очень важны не только для развития физических свойств маленькой личности, но и для развития интеллектуальной сферы. Они должны сочетаться с насыщением мозга кислородом, т.е. проходить на открытом воздухе.

5. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)

В этот период необходимо прививать ребенку формы вежливого поведения. И так же, в это время происходит наибольшая адаптация к социальной среде, т.е. самый благоприятный период для начала посещения дошкольных образовательных организаций.

6. Развитие речи (0-6 лет)

До полугода ребенок вслушивается в речь взрослого и старается подражать определенным звукам. Около года произносит свои первые слова. В 1,5 года использует их для выражения своих чувств и желаний. В 2 года ребенок способен выразить словами свои мысли.

Это основные сензитивные периоды по Монтессори, которые имеют свой подъем, пик и спад. Взрослым необходимо их знать для того, чтобы грамотно организовать обучающую среду для ребенка определенного возрастного этапа.опубликовано .

Олеся Требушенкова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно "вливается" в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое "Я сам"), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю "почему") и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе , так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей


В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте .

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.


На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров .

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.


Речевое развитие

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми "взрослым" языком (то есть, не "сюсюкая" и не "коверкая" слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все "почему" и всячески поощрять его желание "поболтать".

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

При работе с детьми, находящимися в дошкольном возрасте, педагогам следует учитывать большое количество самых разнообразных аспектов. Это поможет подготовить малыша к школе и позволит правильно сформировать черты его личности.

Учитывать все нюансы дошкольного возраста требуется и при воспитании деток. Причем обращать внимание на особенности развития маленького человека необходимо на всех этапах его подготовки к вхождению во взрослую жизнь.

Дошкольный период

Началом этого временного промежутка является тот момент, когда малышу исполняется 2 или 3 года. Это время, когда маленький человек начинает понимать, что он является частью социума. Длится дошкольный возраст до тех пор, пока малышу не исполнится 6-7 лет. То есть до того периода, когда ребенок способен начать обучение в учреждении образования. Вплоть до 5 лет детей считают младшими дошкольниками, позже, в 5-7 лет, – старшими.


Как видим, четких возрастных границ этот период не имеет. Дело в том, что значение придается вовсе не календарной дате. Здесь основную роль играют социальные факторы, а также индивидуальные особенности ребенка.

Максимально дошкольный возраст имеет протяженность от 2 до 7 лет. В это время у ребенка начинают закладываться:

  • основы его индивидуально-психологических особенностей;
  • фундамент социально-нравственного становления его личности.

Особенности дошкольного возраста

Жизненный период от 2 до 7 лет характеризуется следующими отличиями:

  • очень высоким значением и ролью семьи, от которой зависит материальное благополучие малыша, а также его познавательные интересы и духовность;
  • главенствующей ролью взрослых при удовлетворении основных жизненных нужд и потребностей детей;
  • неспособностью малышей самим защититься от неблагоприятного воздействия внешних факторов.

Все особенности дошкольного возраста в психологическом и физиологическом плане должны быть учтены родителями и педагогами при работе с малышами. Это позволит сделать процесс воспитания и обучения максимально эффективным. Задача взрослого человека состоит в том, чтобы помочь ребенку без особого труда включиться в социальный процесс, сформировав при этом самые хорошие общечеловеческие качества, с которыми он бы стал достойным гражданином.


Дошкольный возраст можно считать тем периодом в жизни ребенка, когда он практически ежедневно открывает для себя все новые горизонты и возможности. В это время малыш особенно активно познает окружающим мир с его многообразием человеческих отношений, явлений и деятельности взрослых. В этот период перед ним открывают новые горизонты. Он перестает рассматривать мир в рамках только своей семьи и постепенно вливается в общество.

Конечно, в деятельности детей дошкольного возраста еще весьма мало элементов, которые позволили бы им принимать активное участие во взрослой жизни. Однако малышам этого уже очень хочется. Этим и объясняется их стремление к самостоятельности, которое сопровождается пресловутой фразой «Я сам!», а также то неуемное любопытство, которое знакомо каждому родителю по вопросам «Почему?». Стремление детей к самостоятельности выражается и в активных попытках проявить инициативу. Примером тому может служить подражание взрослым в виде желания натереть морковку, помыть посуду и т.д.

Особенности развития дошкольников

В период с 2 до 7 лет у деток наиболее активно происходит совершенствование основ самосознания. Малыши начинают оценивать себя с самых различных точек зрения. Им важно понимать, насколько они добрые и внимательные друзья, способные и старательные люди, послушные дочки и сыновья и т.д. Вся информация перестает восприниматься детьми эмоционально. Она воспринимается ими более осознанно. Дети дошкольного возраста приступают к целенаправленному поиску тех или иных сведений, подвергая их после анализу.

На протяжении всего периода подготовки к школе у малышей происходит становление их наглядно-действенного мышления.


При этом происходит зарождение фундамента их логического и наглядно-образного направления. Одновременно с этим зарождается воображение, первые проявления которого можно наблюдать у детей младшего дошкольного возраста. К 3 годам у ребенка успевает накапливаться определенный жизненный опыт, благодаря которому малыш получает необходимый материал для фантазий.

Развитие мышления и воображения оказывают непосредственное влияние на формирование речи. И если к 3 годам малыш иногда только начинает говорить, то к семи он делает это уже достаточно хорошо.

Развитие речи непосредственно влияет на формирование произвольного внимания. Дети младшего дошкольного возраста, с которыми проводятся занятия по осознанному запоминанию слов, действий или предметов в форме поручений, игры или заданий по выполнению посильного домашнего труда, очень быстро обучаются этому.

Психическое совершенствование

Рассмотрим более подробно наиболее важные аспекты развития детей дошкольного возраста. И начнем с их психического становления, на которое оказывает влияние, прежде всего, наследственность, а также те близкие люди, которые окружают ребенка. В связи с этим в процессе подобного развития детей дошкольного возраста для пап и мам является весьма важным научиться понимать и принимать свое чадо, при этом максимально эффективно взаимодействуя с ним. Помочь в этом вопросе могут специальные тренинги, организующиеся на базе различных развивающих центров.

У детей дошкольного возраста происходит формирование произвольности таких ведущих психических характеристик:

  1. Восприятие. Дети дошкольного возраста любят рассматривать предметы окружающего мира, наблюдать за ними, а после анализировать полученную информацию. Они начинаю описывать вещи, указывая их размеры и форму, цвета и оттенки. При этом ими успешно осваивается система сенсорных признаков. Например, они могут указать, что тот или иной предмет круглый, словно мяч.
  2. Память. Еще в 3 года она у ребенка непроизвольна. Он способен зафиксировать в памяти только то, что вызвало у него эмоции. Но уже по мере приближения к старшему дошкольному возрасту (4-5 годам) он начинает запоминать осознанно, например, правила и элементы игры.
  3. Мышление. Оно у дошколят плавно переходит от формы наглядно-действенной к наглядно-образной. При этом начинает развиваться начальная форма логики и рассуждения. Так, в 4 года мышление основывается на предметных действиях. В 5 лет оно способно предвосхитить их. 6-7-летний ребенок может перенести мышление на схожие ситуации.

Эмоциональное становление

Дошкольный возраст – это период, когда у малышей начинают активно развиваться социальные переживания и нравственные чувства, которые основаны на проявлении новых мотивов, потребностей и интересов. И если ранее детки сами были объектами эмоций, которые изливали на них взрослые, то несколько позднее маленький человек уже сам становится субъектом подобных отношений. Это выражается в его сопереживании другим.

Эмоции у индивида дошкольного возраста помогают ему осознать действительность, а также реагировать на нее. Базовый набор чувств в этот период значительно расширяется. Если ранее это были лишь радость и страх, то дошколята способны ревновать и сердиться, грустить и т.д. В данный период дети осваивают язык взглядов, движений и жестов, посредством которого нередко передают окружающим свои эмоции. Используют они и различные интонации голоса.

Исходя из того, что гармоничное развитие в дошкольном возрасте становится возможным только благодаря окружению ребенка, взрослым важно наполнить мир малыша эмоциональными переживаниями и яркими событиями, специально организованными музыкальными занятиями, театральными постановками, играми. Значительная роль в этом случае отводится общению со сверстниками, а также трудовой деятельности.

Познавательное развитие

Подобное направление у детей является врожденным. Природа не зря наделяет детей этой чертой. Ведь с ее помощью малыши легче адаптируются в жизни. Но в дошкольном возрасте познавательное направление перерастает в познавательную активность. Таким образом, ребенок формирует первичный образ мира.

Познавательная активность у дошкольников прослеживается в виде:

  • воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти;
  • получения информации, а также ее анализа;
  • эмоциональной реакции на события, людей, явления или предметы.

Все вышеперечисленные компоненты обладают неразрывной связью. Именно поэтому проведение работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста должно осуществляться с каждым из этих элементов. Взрослым при этом важно следить за тем, чтобы детки получали информацию, находящуюся в соответствии с их познавательными способностями. Причем брать ее необходимо только из достоверных источников.

Речевое развитие

Насколько рано ребенок начнет разговаривать, зависит от многих факторов, в числе которых и психологические особенности как малыша, так и его окружения. Но, как правило, дети старшего дошкольного возраста пользуются языком не только как средством общения, но и применяют его при мышлении. Словарный запас ребенка к 6 годам увеличивается до 3-3,5 тыс. слов, то есть становится приблизительно в 3-3,5 раза больше, чем в три года. Старший дошкольник показывает хорошее владение всеми видами устной речи и может общаться, используя развернутые сообщения, в том числе монологи и рассказы.

При освоении родного языка дети подражают окружающим. Именно поэтому залог успешного развития речи дошкольников кроется в общении со сверстниками, родственниками и другими людьми. При этом важно, чтобы взрослые общались с малышами без сюсюканий, не подстраиваясь под их произношение слов. Для того чтобы способствовать развитию речи дошкольника, родители и воспитатели должны выслушивать его, задавать наводящие вопросы, дружелюбно и терпеливо отвечать ребенку на все его «почему». Желание ребенка «поболтать» взрослые должны поощрять непременно.

Физическое становление

В дошкольный период у ребенка проходит интенсивный процесс формирования важнейших систем организма, окостеневает скелет, развиваются системы кровообращения, дыхания и т.д.


Именно поэтому совершенствование малыша в этом возрасте в физическом плане является не менее важным, чем в психоэмоциональном. К тому же двигательная активность дошкольников с умеренными спортивными нагрузками является прекрасным стимулом для его эмоционального и умственного развития.

Воспитание дошкольника

Процесс становления маленького человека как личности можно условно разделить на две части:

  • подготовка к школе;
  • развитие личностных характеристик ребенка.

Можно с уверенностью говорить о том, что дошкольники, посещающие детские сады и осваивающие в них образовательные программы, в данный период своей жизни получают необходимое им образование полностью.

Ребенок в семье

Что необходимо знать о воспитании в дошкольном возрасте родителям? Папам и мамам важно иметь представление о простых правилах и неукоснительно их соблюдать. Воспитывать своих детей родители должны на личном примере. Забывать об этом не следует. Ведь в ребенке словно в зеркале впоследствии отразится весь негатив, существующий в семье – грубость и ссоры, неопрятность и невнимание к близкому человеку, а также дурные привычки.

Родителям рекомендуется чаще обнимать своего сына или дочь. При этом ребенок будет чувствовать защиту и любовь. Дошкольники остро нуждаются в тактильных к контактах. Их в течение дня, по утверждениям исследователей, должно быть не менее восьми.


Кроме того, ребенка нужно хвалить. Сколько раз в день? Чем это будет делаться чаще, тем лучше для воспитания. Но не стоит при этом проявлять излишний фанатизм и льстить малышу. Фальшь он почувствует тут же. А вот похвала непременно повысит самооценку маленького человека, мотивируя на самосовершенствование и добрые дела.

Малыши в дошкольном возрасте должны непременно быть оптимистами. Для этого необходимо научить их воспринимать тот мир, который окружает их, только позитивно.

Родители должны много говорить со своими детьми. Ведь всякое образование начинается именно со слов. Малыш должен учиться слышать взрослых, а также быть способным высказать свои проблемы.

Папам и мамам важно интересоваться, чем живет их ребенок, расспрашивать его о том, что происходит с ним вне дома, каковы его взаимоотношения со сверстниками. Малыш должен доверять родителям. Бонусом подобного направления воспитания явится обучение ребенка общению и умению вести диалог.

Также родители должны прививать своему чаду чувство ответственности. Ведь дошкольник еще не всегда осознает то, что с него могут спросить за его поступки, а также за то, что было ему поручено взрослым. Его этому следует научить. Каким способом можно получить хороший результат? Только показывая свой собственный пример. Так, если папа помогает маме накрыть на стол, а после обеда или ужина моет посуду, то сын начнет понимать, что мужчина должен помогать женщине. Какую деятельность в дошкольном возрасте можно доверить малышу дома? Это уборка своих вещей, уход за любимым животным и т.д. Подрастая, ребенок начнет понимать, что любой человек в жизни за что-то должен нести ответственность.

Родителям важно постоянно развивать у своего чада стремление к знаниям, к изучению нового. Для этого понадобится обеспечить ребенка развивающими играми, организовать просмотр энциклопедий, чтение сказок и т.д.

У деток дошкольного возраста следует вырабатывать усидчивость. Это будет необходимо тогда, когда они сядут за парту.

Ребенок в ДОУ

В детских садах весь процесс обучения воспитатели осуществляют в форме занятий. При их проведении педагоги взаимодействуют с дошкольниками, формируя у них спортивные и трудовые навыки, а также способствуя эстетическому и умственному развитию детей.


При этом имеют место определенные методы обучения, среди которых:

  1. Словесные. Они предполагают ведение диалога с малышами, ответ на их вопросы и устное разъяснение задания.
  2. Наглядные. Данный метод предполагает использование картинок и предметов, дидактических материалов и иллюстраций.
  3. Практические. На таких занятиях полученные навыки малыши используют в реальной жизни. Совершенствование практических умений производится посредством выполнения специальных упражнений, включенных в учебные программы.
  4. Игровые. Данная методика подразумевает моделирование жизненных ситуаций посредством игры. При этом стоит отметить, что такое воспитание дошкольников является самым эффективным. Образовательные программы для ДОУ чаще всего включают в себя обучающие дидактические игры, которые предлагают детям несколько вариантов ответа. Такой подход позволяет развить у дошкольников логику, просчитывая последствия своего выбора.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх