Патронаж в педиатрии ребенку 5 месяцев. Зачем нужен патронаж новорожденного малыша медицинскими работниками? Какие советы получают молодые родители от врача и медсестры? Алгоритм и схема процедуры

Патронаж дословно означает покровительство, шефство, что очень точно отражает суть процедуры. Патронаж новорожденного – обязательная процедура, через которую проходят младенцы и молодые мамы. Патронаж несет просветительную функцию и предназначен для помощи молодым родителям в первые недели и месяцы жизни малыша.

Это бесплатная услуга, предоставляемая поликлиникой по месту жительства. Патронаж проходит по адресу фактического проживания, который указывается при выписке из родильного дома, прописка, в данном случае, роли не играет.

Обязанности врача

Патронаж к новорожденному осуществляют два человека: врач и медсестра. При первом патронаже врач отвечает непосредственно за ребенка – проводит осмотр и оценивает общее состояние младенца на предмет соответствия нормальным показателям.

В такой осмотр входит:

  • наблюдение за рефлексами;
  • визуальная оценка состояния кожных покровов;
  • пальпация живота;
  • осмотр родничка;
  • осмотр места обрезания пуповины.

Также под наблюдение попадает активность ребенка при кормлении.

В случае неблагополучной семейной генетики нужно обязательно уведомить врача о возможности наследственных болезней.

Обязанности медсестры

Медсестра не только ассистирует доктору при осмотре ребенка, но и уделяет внимание молодой маме. Важной частью патронажа новорожденного является обеспечение необходимого и грамотного ухода за младенцем.

Медсестра в доступной форме дает наставления по всем пунктам, касающимся здоровой и комфортной жизни малыша в первые дни и недели после рождения.

Кормление

Патронажная медсестра рассказывает о тонкостях кормления, показывает, как правильно прикладывать ребенка во время кормления, как сцедить молоко. А так же дает советы, полезные для самочувствия матери, а именно как избежать огрубения кожи груди и снять возникающую тяжесть.

Купание

Ежедневные водные процедуры, необходимые новорожденному, так же . Медсестра уточнит продолжительность купания, температуру воды в ванночке, расскажет о правильном положении ребенка во время купания.

Зарядка

Физическая активность необходима малышу с первых дней жизни для укрепления мышечного корсета, правильной подвижности суставов. Хрупкое и нежное тело малыша нуждается в осторожной и грамотной помощи при выполнении специального для новорожденных. Патронаж включает в себя обучение тонкостям зарядки с ребенком.

Внешний уход

Не менее важен правильное осуществление ежедневного туалета ребенка: маникюр, педикюр, как почистить ушки, глаза и нос. Для опытных родителей все эти манипуляции не представляют сложностей, а молодым семьям научиться важным нюансам ухода за ребенком помогает процедура патронажа.

Оценка условий жизни ребенка

При проведении патронажа помимо физического состояния малыша обязательна оценка и анализ условий, в которых будет протекать жизнь малыша. Степень комфорта и соответствие условий принятой норме.

В зону внимания медсестры попадают:

  • детская кроватка;
  • чистое постельное белье, запас пеленок и необходимых детских вещей;
  • чистота в помещении, ежедневная влажная уборка приветствуется;
  • проветривание – приток свежего воздуха в комнату необходим;
  • климат в квартире, температура воздуха должна быть около 21 градуса;
  • домашние животные – самые очевидные аллергены, их контакт с новорожденным должен подвергаться строгому контролю.

Подготовка к патронажу

Первый патронаж новорожденного проводится, как торжественная процедура.

Помимо оценки состояния младенца и матери, осмотра места проживания, в обязанности патронаж медсестры предполагает консультацию по всем вопросам, возникающим у молодых родителей. Чтобы избежать суеты во время визита медработников следует заранее подготовиться к процедуре:

  1. Прибрать помещение, в котором планируется патронаж;
  2. Приготовить пеленку, ватные палочки, перекись водорода и памперс;
  3. Приготовить выписку из роддома и сертификат на прививки;
  4. Обдумать, а лучше записать возникшие вопросы (обязательно следует получить рекомендации по диете мамы, во избежание проблем с болями в животике у малыша);
  5. Приготовить ручку и лист бумаги для записи информации (режим работы поликлиники, телефон регистратуры, телефон для экстренной связи).

Обязательно заполнения бланка врачебно-сестринского патронажа к новорожденному. Это официальный и подробный документ, составляющийся по результатам осмотра грудничка. Бланк заполняется медицинским работником. Образец бланка находится в свободном доступе.

Так как существует четкая схема первичного патронажа новорожденного ребенка, обеспечивается системный осмотр, позволяющий максимально точно оценить состояние маленького пациента и мамы. Подписи медицинского персонала и родителей под документом означают, что первичный патронаж новорожденному ребенку проведен по всем правилам.

Второй и последующие патронажи новорожденного

Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life

Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком?

Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму

Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин

В конце посещения назначается второй визит. Обычно для контроля за состоянием новорожденного и мамы требуется три посещения в первые десять дней, далее раз в неделю до достижения грудничком месячного возраста. В случае, если ребенок не здоров, или роды проходили трудно, с оперативным вмешательством и последующим осложнениями в после родовой период, частота посещений специалистов увеличивается.

После того, как новорожденному исполнился 1 месяц, необходима постановка на учет в поликлинике по месту жительства. Далее посещение педиатра раз в месяц является обязательной процедурой, которой не стоит пренебрегать, до момента первого дня рождения.

Для удобства молодых пациентов в поликлиниках предусмотрены специальные “дни детей до года”. С расписанием можно ознакомиться на доске информации или узнать в регистратуре.

Важность патронажа

Патронаж новорожденного – важная процедура, к которой не стоит относиться формально.

Благодаря своевременной грамотной консультации есть возможность избежать дальнейших проблем, возникающих при некомпетентном уходе за ребенком. Следует эту возможность использовать, не стеснятся задавать вопросы, следовать рекомендациям и советам опытных специалистов.

Как результат, молодые родители чувствуют себя более уверенно в новом для себя качестве.

Большинство нервных срывов и панических атак у матерей в первые дни жизни малыша происходят именно из-за страха допустить ошибку и по незнанию причинить вред здоровью ребенка. Нужно помнить, что самочувствие и гармоничное развитие малыша зависит в первую очередь от состояния мамы. Именно для этого была разработана универсальная система патронажа.

Четкий алгоритм позволяет предоставлять полезную услугу высокого качества. Патронаж помогает на первом этапе родителям и ребенку адаптироваться к новым условиям жизни под присмотром специалистов.

Алгоритм проведения процедуры патронажа новорожденных

Отработанная последовательность действий при патронаже грудных детей, позволяет родителям точно понимать, что и как будет происходить во время процедуры. Обстановка всегда доброжелательная и корректная, располагающая к общению и получению необходимой информации.

Что происходит при патронаже грудного ребенка:

  1. первый визит патронажной медсестры и педиатра;
  2. осмотр ребенка и матери;
  3. заполнение необходимых документов (бланк первого патронажа новорожденного);
  4. консультация родителей в режиме вопрос-ответ, показательная демонстрация приемов правильного ухода за ребенком;
  5. назначение следующего посещения.

Простота и доступность процедуры патронажа новорожденных ни сколько не умаляет ее эффективности и положительной отдачи от процесса.

Благодаря патронажу, даже в неопытных родителей вселяется уверенность в собственных силах, что помогает заботиться о новом человеке максимально правильно, принимая грамотные решения, полностью осознавая ответственность за новую жизнь.

Стоимость услуги

Пример заботы о новом поколении – услуга патронажа, предоставляемая профессионалами местной поликлиники, бесплатная. При желании можно обратиться к платной медицине, если есть такая необходимость. Патронаж новорожденных предоставляется в частных клиниках, соответствующего профиля.

Отказ родителей

В случае отказа родителей от патронажа, составляется документ – заявление, в котором обязательно указывается причина нежелания прибегать к патронажу. После этого ответственность за здоровье и жизнь малыша целиком и полностью лежит на родителях, нужно это учитывать при отказе от помощи специалистов.

3.1 Anamnes vitae

Ребенок (девочка) 9 месяцев от первой беременности, из социально благополучной семьи от молодых здоровых родителей (папе - 24 года, маме - 20 лет) без вредных привычек. Хронических заболеваний у родителей нет. Профессиональных вредностей нет.

Беременность протекала без токсикоза. Все рекомендации, даваемые во время дородовых патронажей выполнялись. Соблюдался режим, дня, режим питания, личная гигиена и т.д. Роды в срок, самостоятельно. Ребенок закричал сразу. Оценка по шкале Апгар - 9 баллов. Приложен к груди сразу после родов. Ухватил сосок активно.

При рождении : Масса - 3600 Длина - 52 см Окружность головы - 36 см Окружность груди - 34 см

В настоящее время : Масса - 9750 Длина - Окружность головы -45см Окружность груди - 46.5 см

Все параметры в пределах долженствующей нормы.

Период новорожденности : Уход за ребенком был удовлетворительным. Но в связи с болезнью мамы ребенок с двухнедельного возраста был переведен на искусственное вскармливание - смесь НАН гипоаллергенный. Соблюдались правила личной гигиены ребенка - ежедневное купание. Пупочная ранка эпителизировалась полностью к 1 месяцу.

Динамика физического и нервно -психического развития .

Физическое развитие соответствовало эпикризным возрастам: в 2 месяца когда ребенок самостоятельно держал голову, в 6 месяцев самостоятельно сидел. В 7 месяцев возникла проблема после того, как стали малышку высаживать на горшок, она отказываль от этого. Встал ребенок на ножки в 8 месяцев. В данное время девочка уверенно стоит и передвигается, держась за предметы. Первые зубы (медиальные резцы) появились в 5 месяцев, далее - латеральные резцы в 7 месяцев и в настоящее время - 6 зубов.

Нервно-психическое развитие - в 1 месяц - первая улыбка в ответ на разговор взрослого, попытки поднимать и удерживать головку, лежа на животе; 2 месяц - улыбается на разговор с ним взрослого, рассматривает висящие над ним игрушки и следит взором за движущейся перед глазами игрушкой; в 3 месяца - комплекс оживления в ответ на разговор с ним взрослого (улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками), лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья, и хорошо удерживает головку, при поддержке под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах; в 4 месяца - во время бодрствования громко смеется, часто улыбается, издает громкие звуки, двигается, выпрямляя и сгибая руки и ноги, по звуку отыскивает предмет, поворачивая голову к источнику звука, рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки, во время кормления придерживает руками бутылочку; в 5 месяцев - различает тон, с которым к нему обращаются, отличает близких от чужих людей, подолгу гулит, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке; 6 месяцев - произносит отдельные слоги, хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается, переворачивается с живота на спину, хорошо ест с ложки; 7 месяцев - подолгу лепечет, на вопросы («Где часы?» или «Где мишка?») находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте, стучит, размахивает погремушкой, хорошо ползает; 8 месяцев - громко и повторно произносит различные слоги, по просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания» и т.д.), долго занимается игрушками (рассматривает их, стучит игрушкой об игрушку и т.д.), самостоятельно садится и ложится, встает и стоит, придерживаясь руками за барьер, переступает вдоль барьера, пьет из чашки, которую держит взрослый.

В настоящее время в 9 месяцев девочка - подражает слышимым слогам, на вопрос «Где мишка?» находит взором предмет независимо от его местоположения, знает свое имя - поворачивается на зов, с предметами действует по-разному в зависимости от их свойств (катает шар, вынимает один предмет из другого и т.д.), ходит, слегка придерживаясь руками за предметы, хорошо пьет из чашки, самостоятельно придерживая ее.

Формула нервно-психического развития

Ас - плясовые движения под мелодию.

Э - догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям

другого ребенка.

Др - действует с предметами по-разному, в зависимости от их

свойств (катает, нажимает, вынимает).

До - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.

Ра - подражает взрослому, повторяя за ним слоги.

Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.

3.2 Осмотр по системам (status presens)

Состояние ребёнка : удовлетворительное.

Кожные покровы : Чистые, розово-бледной окраски, на ощупь умеренно влажная, эластичная. Видимые слизистые : цвет, чистота, влажность Подкожно-жировой слой: развит умеренно, распределен равномерно, толщина складки на уровне пупка - 2см.

Периферические лимфатические узлы : не пальпируются

Тонус мышц: удовлетворительный.

Тургор тканей : удовлетворительный.

Костно-суставная система : головка округлой формы, размеры

большого родничка - 0.5х0.5; движения в суставах не ограничены;

имеется 6 зубов: медиальные резцы-2, латеральные резцы-4 , порядок прорезывания соответствует норме.

Система органов дыхания : носовое дыхание свободное.

ЧДД - 30 в мин., характер - смешанное.

Сердечно-сосудистаясистема :ЧСС - 120 в мин., сердечные тоны ясные, ритмичные.

Система органов пищеварения : аппетит удовлетворительный, слизистая полости рта чистая, розового цвета, блестящая, обильно влажная. Живот доступен поверхностной пальпации, не напряжен, мягкий, вздутие отсутствует.

Печень выступает из-под края реберной дуги по среднеключичной линии на1-1.5 см., болезненности при пальпации нет.

Стул регулярный, 1-2 раза в день, густой, темно-желтого цвета.

Мочевыделительная система : мочеиспускание безболезненное, объем одной порции около 50-60 мл, частота мочеиспусканий - до 10-15 раз в сутки.

3.3 Дополнительные данные

Общий анализ крови - показатели соответствуют возрасту

Общий анализ мочи - в норме

Анализ кала - в норме

Учитывая данные анамнеза жизни, осмотра по системам, антрометрические данные, можно заключить, что физическое и нервно-психическое развитие соответствует эпикризному возрасту - 9 месяцев.

3.4 Питание

Девочка с двухнедельного возраста на искусственном вскармливании, получала смесь НАН гипоаллергенный. В 5 месяцев введен I прикорм - овощное пюре из капусты, кабачков, моркови, картофеля. Прикорм вводился по правилам - постепенно. В 6 месяцев ввели молочную кашу, начиная с рисовой, затем овсяную и гречневую. В 6,5 месяцев - яичный желток. В 7 месяцев - мясное пюре для расширения меню и формирования обеда. В 8 месяцев - ввели цельный кефир, по тем же принципам, что и остальные блюда. Во втором полугодии добавляют сухарики и печенье.

Меню в настоящее время (9 месяцев):

Частота кормлений - 5 раз Объем разового кормления - 210-220

Молоко 220

Фруктовое пюре 180 гр

Овощи (растительное масло) 140 гр.

Каша (сливочное масло) 170 гр

Творог 40 гр

Яичный желток (2/3)

Мясо 40 гр.

Печенье 20 гр

Первое кормление Молоко 220

Второе кормление Каша овсяная 170гр + сливочное масло + сок (смородина) 50гр

Третье кормление Овощное пюре (тыква) 140гр + мясо 40гр

Четвертое кормление Фруктовое пюре (яблоко, банан) 180гр + творог 40гр

Пятое кормление Кефир 180+ печенье 20гр

Медицинский работник при патронаже осуществляет на основании протокола профилактики, диагностики и лечения основных заболеваний у детей до 5 лет в соответствии с принципами интегрированного ведения болезней детского возраста, рекомендованными ВОЗ (далее - ИВБДВ) следующие меры:
1) правильную оценку состояния здоровья новорожденного и младенца до 2 месяцев (раннее выявление опасных признаков, видимых пороков развития и прочее);
2) оценку состояния ухода за новорожденным и младенцем до 2 месяцев (детская кровать, предметы ухода, одежда, игрушки);
3) оценку состояния здоровья матери (лактостаз/мастит, послеродовая депрессия, пирамида питания кормящей матери);
4) проверку состояния лактации и обучение технике кормления грудью (правильное положение и прикладывание к груди «4-3-4), обучение преимуществам грудного вскармливания;
5) обучение уходу за ребенком, включая период «младенец до 2 месяцев»;
6) оценку психомоторного и социального развития (достаточное внимание к ребенку через игру и общение);
7) введение прикорма в соответствии с рекомендациями ИВБДВ «Уход за детьми раннего возраста»;
8) профилактику рахита и микронутриентной недостаточности (железо, витамин А, цинк);
9) оценку санитарного состояния и безопасности окружающей ребенка обстановки: гигиена жилья (кровать, постельные принадлежности, место для игр), одежда, игрушки, посуда и предметы ухода;
10) обучение комплексам гимнастики и массажа, дренажного массажа при болезни;
11) обучение родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих уход за ребенком, правилам ухода во время болезни ребенка, понятиям и навыкам «общие признаки опасности», «как кормить, как поить больного ребенка», «когда вернуться немедленно»;
12) профилактику травматизма, насилия и пренебрежительного отношения к ребенку в семье, формирование ответственности семьи за здоровье ребенка;
13) контроль выполнения матерью или иных лиц, непосредственно осуществляющих уход за ребенком, предписанных ранее рекомендаций;
14) контроль за своевременной вакцинацией ребенка в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок Республики Казахстан. (Приложение 19)

Патронажное наблюдение детей группы риска проводится медицинскими работниками ПМСП по индивидуальному плану в соответствии с группой риска, определяемой ими по следующим критериям:

· социальный анамнез: возраст матери менее 18 лет (матери-подростки); живущие за чертой бедности, беженцы; отношение к родительским обязанностям (пренебрежительное отношение к ребенку или нежеланный ребенок, гиперопека); семьи, где родители и/или члены семьи больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией и психическими заболеваниями; приемные дети;

· медицинский анамнез: маловесные дети (до периода нормализации массы тела); искусственное вскармливание; ВИЧ-позитивные матери; матери, больные туберкулезом; состояние ребенка, затрудняющее кормление (незаращение твердого и мягкого неба).

Медицинский работник при патронаже выявляет наличие признаков, указывающих на жестокое обращение или насилие в отношении детей раннего возраста:

· повторяющиеся травмы;

· травмы, не характерные для данного возраста (например, ушиб головы ребенка, который не может стоять или ходить);

· свидетельство побоев.

Медицинский работник при патронаже выявляет возможные свидетельства побоев по следующим признакам:

· линейные кровоподтеки после ударов палкой или прутом;

· кровоподтеки в виде петли – как следы ударов проводом, ремнем, веревкой;

· следы связывания, стягивания веревкой или ремнем; следы прижиганий сигаретой;

· кровоизлияния в сетчатку глаз при сотрясении ребенка;

· гематомы в области головы.

В случае выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и обнаружении следов причинения вреда здоровью ребенка медицинскому работнику необходимо:
1) госпитализировать ребенка по показаниям для проведения лечебно-диагностических мероприятий;
2) обеспечить оказание помощи в соответствии со стандартами оказания специальных социальных услуг в области здравоохранения;
3) информировать правоохранительные органы и территориальные органы по охране прав детей.(таблица 8)

Таблица 8. Схема патронажного наблюдения здоровых детей первых трех лет жизни

Время посещения Основные задачи Рекомендации
Первые 3 дня с момента выписки из родильного дома, совместный осмотр на дому врачом и медицинской сестрой 1. Оценка состояния здоровья новорожденного, выявление врожденных пороков развития. 2. Обучение признакам опасности угрожающих состояний (не может пить или сосать грудь, рвота после приема любой пищи или питья, наличие судорог) 3. Оценка состояния здоровья матери (лактостаз/маститы, послеродовая депрессия). 4. Проверка и обучение технике кормления грудью (состояние лактации, исключительно грудное вскармливание). 5. Оценка ухода за новорожденным, состояния уголка новорожденного (детская кровать, игрушки, предметы ухода, одежда). 1. Преимущества и практика грудного вскармливания. 2. Обеспечение исключительно грудного вскармливания. 3. Техника сцеживания грудного молока. 4. Оптимальное питание матери. 5. Личная гигиена матери 6. Требования к помещению и предметам ухода за новорожденным. 7. Безопасная среда (требования к выбору одежды, предметов ухода за новорожденным и игрушек) и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая). 8. Уход за новорожденным, режим прогулок и гигиенические ванны. 9. Правила поведения и уход в случае болезни ребенка (опасные признаки). 10. Информирование матери о графике работы врача и координатах медицинской организации. 11. Привлечение отца к уходу (например: во время купания, переодевания).
Симптомы послеродовой депрессии (обращать внимание при каждом визите): 1. Глубокая тревожность и беспокойство 2. Глубокая печаль 3. Частые слезы 4. Ощущение неспособности заботиться о ребенке 5. Чувство вины 6. Приступы паники 7. Стресс и раздражительность 8. Утомляемость и недостаток энергии 9. Неспособность к сосредоточению внимания 10. Нарушение сна 11. Проблемы с аппетитом 12. Потеря интереса к сексу 13. Ощущение беспомощности и безнадежности 14. Антипатия к ребенку Советы по ведению послеродовой депрессии: 1. Позаботиться о ребенке, отложив другие виды деятельности 2. Рассказать членам семьи, о том, что происходит с ней 3. Создать атмосферу, при которой ребенок будет в центре внимания 4. Чаще прикасаться к ребенку 5. Думать о ребенке 6. Чаще выходить на улицу и двигаться 7. Хорошо питаться 8. Заботиться о себе 9. Вести дневник Если эти меры не помогают, обратиться к соответствующему специалисту
Патронаж медсестры на дому (7-й, 21-й и 28-й день). 1. Осмотр новорожденного, выявление опасных признаков. 2. Оценка вскармливания: состояние лактации, техника кормления грудью и режим. 3. Оценка психосоциального развития. 4. Оценка ухода за новорожденным. 5. Оценка питания и режима сна/отдыха кормящей матери. 6. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 7. Обучение матери выявлению возможных опасных признаков у ребенка, когда необходимо срочно обратиться к медицинскому работнику. 1. Правила поведения и уход в случае болезни ребенка (опасные признаки, кормление и питьевой режим). 2. Исключительно грудное вскармливание. 3. Стимуляция психосоциального развития. 4. Уход за новорожденным, режим прогулок. 5. Безопасная среда (требования к выбору одежды, предметов ухода за новорожденным и игрушек) и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 6. Профилактика микронутриентной недостаточности (железо, витамин А, йод, цинк) 7. Личная гигиена матери. Приглашение на прием к врачу в возрасте 1 месяца.
15-й день - врач на дому 1. Оценка состояния здоровья новорожденного. 2. Оценка состояния здоровья матери. 3. Оценка техники кормления грудью (состояние лактации, исключительно грудное вскармливание). 4. Оценка психосоциального развития. 5. Оценка ухода за новорожденным. 6. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку. 7. Проверка знаний матери опасных признаков болезни ребенка. 1. Поощрение исключительно грудного вскармливания 2. Оптимальное питание и режим сна/отдыха кормящей матери. 3. Уход за новорожденным. 4. Стимуляция психосоциального развития 5. Безопасная среда (требования к выбору одежды, предметов ухода за новорожденным и игрушек) и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 6. Правила поведения и уход в случае болезни ребенка 7. Опасные признаки у ребенка, при которых мать немедленно должна обратиться к врачу: - не может пить или сосать грудь; - рвота после любой пищи или питья; - наличие судорог; - летаргичен или без сознания.
Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1. Ребенок отказывается или слабо сосет грудь. 2. Отсутствие или слабые движения рук и ног. 3. Отсутствие или сниженная реакция на громкие звуки или яркий свет. 4. Длительный плач без явных видимых причин. 5. Рвота и жидкий стул, которые могут привести к обезвоживанию. Тактика медицинского работника при выявлении тревожных признаков: Консультация педиатра для выбора и обеспечения необходимой специализированной помощью
1- 5 месяцев, ежемесячно на приеме врача и медицинской сестры. 1. Оценка состояния здоровья ребенка. 2. Проверка выполнения рекомендаций и оценка: 1) питания; 2) физического и психосоциального развития; 3) ухода за ребенком. 3. Вакцинация ребенка согласно Национального календаря профилактических прививок и информирование родителей о возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях. 4. Оценка динамики развития рубчика БЦЖ состояние периферических лимфоузлов в 1 и 3 месяцев. 5. Профилактика рахита: неспецифическая (достаточная инсоляция во время прогулок) и по показаниям специфическая витамином Д. 6. Назначение консультаций узких специалистов и лабораторных исследований по показаниям. 7. Обучение комплексам гимнастики и общего массажа. 8. Обучение правилам поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, режим кормления и питья). 9. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 10. Консультирование по вопросам планирования семьи (лактационная аменорея, презервативы, ВМС...). 1. Практика исключительно грудного вскармливания. 2. Оптимальное питание матери. 3. Психосоциальное и моторное развитие соответственно возрасту. 4. Массаж и гимнастика соответственно возрасту. 5. Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 6. Правила поведения и уход в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья). 7. Вакцинация(своевременность проведения, возможные реакции на прививку и поведение родителей, от каких инфекций защищают прививки) 8. Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 9. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. 10. Ежемесячный осмотр на приеме у врача
6 месяцев Осмотр врача в МО, медсестры 1 раз на дому. 1. Оценка состояния здоровья ребенка. 2. Оценка: 1) питания; 2) физического и психосоциального развития; 3) ухода за ребенком. 3. Оценка динамики развития рубчика БЦЖ состояние периферических лимфоузлов. 4. Введение прикорма согласно методическим рекомендациям «Питание детей раннего возраста», утвержденных МЗ РК от 25 сентября 2006г. 5. Профилактика рахита: неспецифическая (достаточная инсоляция) и по показаниям специфическая витамином Д. 6. Обучение комплексам гимнастики и общего массажа. 7. Обучение правилам поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, режим кормления и питья). 8. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 9. Консультирование по вопросам планирования семьи. 1.Продолжение грудного вскармливания 2.Прикорм: правила успешного ввода прикорма, приготовления и выбора продуктового набора, гигиенические правила приготовления и хранения пищи, кратность и количество, питательная ценность. 3.Оптимальное питание матери. 4. Психосоциальное развитие соответственно возрасту. 5.Массаж и гимнастика соответственно возрасту 6.Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 7.Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) 8.Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 9.Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. 10. Ежемесячный осмотр на приеме у врача.
Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1. Гипертонус мышц конечностей и\или ограничения движения; 2. Частые движения головой (как следствие заболеваний уха), которые могут привести к глухоте, если вовремя не лечить; 3. Отсутствие или сниженная реакция на звуки, знакомые лица или предложенную грудь. 4. Отказ от груди или другой пищи. Тактика медицинского работника при выявлении тревожных признаков: Консультация педиатра для выбора и обеспечения специализированной помощи
7-11 месяцев Осмотр врача в МО, медсестры 1 раз на дому. 1. Оценка состояния здоровья ребенка 2. Оценка: 1. питания: практика кормления и введения прикорма; 2. физического и психосоциального развития 3. ухода за ребенком. 3. Профилактика рахита: неспецифическая (достаточная инсоляция) и по показаниям специфическая витамином Д. 4. Консультирование по вопросам планирования семьи. 5. Обучение правилам поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, режим кормления и питья). 6. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 1. Оптимальное питание ребенка (продолжение грудного вскармливания и прикорм: расширение продуктового набора, гигиенические правила приготовления и хранения пищи). 2. Оптимальное питание матери. 3. Психосоциальное развитие соответственно возрасту. 4. Массаж и гимнастика соответственно возрасту 5. Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 6. Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) 7. Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 8. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. 9. Ежемесячный осмотр на приеме у врача.
12 месяцев Осмотр врача в МО, медсестры 1 раз на дому 1. Оценка состояния здоровья ребенка. 2. Оценка: 1) питания: практика кормления и введения прикорма; 2) физического и психосоциального развития; 3) ухода за ребенком. 3. Вакцинация ребенка согласно Национальному календарю прививок и информирование родителей о возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях. 4. Оценка развития рубчика БЦЖ, состояние периферических лимфоузлов. 5. Профилактика рахита: неспецифическая (достаточная инсоляция) и по показаниям специфическая витамином Д. 6. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 7. Обучение правилам поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, режим кормления и питья). 8. ОАК, ОАМ. Кал на яйца гельминтов. 9. Консультация специалистов хирург, ЛОР, невролог, офтальмолог. 1. Оптимальное питание ребенка (продолжение грудного вскармливания и прикорм: расширение продуктового набора, гигиенические правила приготовления и хранения пищи). 2. Оптимальное питание матери. 3. Психосоциальное и моторное развитие соответственно возрасту. 4. Массаж и гимнастика соответственно возрасту 5. Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 6. Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) 7. Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 8. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. Осмотр на приеме у врача 1 раз в квартал до 24 месяцев.
к 12 месяцам Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1) не вступает в контакт и никак не реагирует на обращение 2) не смотрит на движущиеся предметы; 3) вялый, безразличный и не реагирует на ухаживающих за ним лиц; 4) нет аппетита, отказывается от пищи.
13-36 месяцев Осмотр врача в МО 1 раз в квартал до 24 месяцев, 1 раз в полугодие до 36 месяцев. Осмотр медсестры до 24 месяцев 1 раз в полугодие на дому, 1раз в год на дому до 36 месяцев. 1. Оценка состояния здоровья ребенка. 2. Оценка: 1) питания; 2) психосоциального и физического развития; 3) ухода за ребенком. 3. Вакцинация ребенка согласно Национальному календарю профилактических прививок и информирование родителей о возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях. 4. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 5. Лабораторные исследования в 24 и 36 месяцев. 6. Консультация специалистов в 24, 36 месяцев. 1. Оптимальное питание ребенка (пятиразовое полноценное кормление пищей с семейного стола, продолжение грудного вскармливания). 2. Оптимальное питание матери. 3. Психосоциальное развитие соответственно возрасту. 4. Массаж и гимнастика соответственно возрасту 5. Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 6. Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) 7. Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 8. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. 9. Осмотр на приеме у врача 1 раз в квартал до 24 месяцев и 1 раз в полугодие с 24 до 36 месяцев.
К 2 годам Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1. Ребенок не вступает в контакт. 2. Затруднения в удерживании равновесия при ходьбе. 3. Непонятные изменения в поведении ребенка, наличие следов физического насилия (особенно, если ребенок находится под присмотром других лиц) 4. Плохой аппетит. Тактика медицинского работника при выявлении тревожных признаков: Консультация педиатра для выбора и обеспечения специализированной помощи (психолог, логопед и т.д.)
К 3 годам Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1. Нет интереса к игре. 2. Часто падает. 3. Трудности с манипулированием мелкими предметами. 4. Проблемы с пониманием простых обращений. 5. Неспособность формулировать простые предложения. 6. Отсутствие или незначительный интерес к еде. Тактика медицинского работника при выявлении тревожных признаков: Консультация педиатра для выбора и обеспечения специализированной помощи (психолог, логопед и т.д.)

2.6 Алгоритм действий участкового педиатра при
проведении первичного патронажа новорожденного ребенка

1. Приветствовать родителей и ребёнка.

2. Представиться, назвать свои и участковой медсестры фамилию, имя и отчество.

3. Установить доверительные отношения с родителями и ребёнком.

4. Познакомиться с родителями ребенка, записать паспортные данные родителей и ребенка, № свидетельства о рождении.

5. Сверить данные удостоверений личности родителей, свидетельства о рождении ребенка с поквартирной картой. При отсутствии прописки по данному адресу объяснить родителям правила прикрепления к Поликлинике.

6. Ознакомить, дать родителям или опекуну заполнить и подписать типовой договор на оказание медицинских услуг для взрослых и детей в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки.

7. Ознакомить, дать родителям или опекуну заполнить и подписать информированное добровольное согласие пациента на выполнение медицинской услуги в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки.

8. Выявить проблемы у ребёнка - признаки опасности, основные симптомы (местная бактериальная инфекция, диарея, проблемы кормления или низкий вес, желтуха, инфекция глаз), оценить прививочный статус ребёнка, кормление ребёнка и уход в целях гармоничного развития ребенка.

9. Собрать анамнез (как протекала беременность у мамы, как прошли роды, были ли осложнения при родах, проводились ли реанимационные мероприятия ребёнку, были ли судороги у ребёнка, при инфекционных заболеваниях - эпиданамнез). Ознакомиться со справкой на ребенка из роддома.

10. Непосредственно перед осмотром ребенка вымыть руки согласно технике мытья рук, при необходимости надеть маску.

11. Провести объективный осмотр ребёнка.

12. Определить наличие или отсутствие признаков опасности.

13. Оценить состояние и самочувствие ребенка, измерить температуру тела ребёнка.

14. Осмотреть на наличие видимых врождённых пороков развития у ребёнка.

Врожденно-наследственные диспластические черты развития встречаются исключительно часто и обычно не требуют медико-генетических рекомендаций, так как обычно не влияют на темпы психофизического развития и процессы социальной адаптации. Они обращают на себя внимание только как конституциональные особенности. В тех случаях, когда у ребенка отмечается избыточное их накопление, это дает повод для таких синдромологических диагнозов, как диспластический статус.

Конституциональные диспластические черты развития у грудного ребенка нередко называются дизэмбриогенетическими стигмами или малыми аномалиями развития (микроаномалии). Они являются своеобразным микрогенетическим фоном семьи. (таблица 9)

Диспластические черты развития чаще являются наследственно обусловленными и имеют доминантное наследование. Оценка стигматизации ребенка должна проводиться в сравнительном аспекте со стигматизацией его родителей.

Условным порогом стигматизации считается наличие у ребенка не более 5-6 стигм. Превышение этого порога следует расценивать как отклонение конституционального развития в сторону диспластического варианта является показателем повышенного риска задержки психомоторного развития.

Таблица 9.Основные дизэмбриогенетические стигмы

Локализация Характер аномалии
Кожа Делигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы.
Череп Форма черепа микроцефальная, гидроцефальная, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков.
Лицо Прямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный и антимонголоидный разрез глаз. Гипо- и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок.
Глаза Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, увеличение слезного мясца (третье веко), дистихиаз (двойной рост ресниц), колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков.
Уши Большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, различный уровень расположения ушей, низко расположенные уши. Аномалия развития завитка и противозавитка, приращенные мочки ушей. Добавочные козелки.
Рот Микростомия, макростомия, "карпий рот", высокое узкое небо, высокое уплощенное небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык.
Шея Короткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, избыточные складки.
Туловище Длинное, короткое, грудь вдавленная, куриная, бочкообразая, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи.
Кисти Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый V палец, искривление всех пальцев.
Стопы Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга.
Половые органы Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора.

Поэтому, проводя последовательный внешний осмотр головы, лица, шеи, кожи, туловища, конечностей и половых органов новорожденного, следует иметь в виду, что в процессе его следует установить симметричность развития ребенка в целом и отдельных его параметров, особенности внешнего вида и отдельных частей туловища, конечностей и уровень стигматизации. Это поможет, еще даже не приступая к органному исследованию, соотнести ребенка к той или иной группе здоровья.

ределите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

БИЛЕТ № 27

1. Меры профилактики внутрибольничной инфекции.

2. Задача

Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ИБС. Постинфарктный кардиосклероз II стадии. При сборе данных о пациенте медсестра получила следующие данные: жалобы на отеки на нижних конечностях, увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Болеет около 2 лет, когда после перенесенного инфаркта миокарда появилась одышка, отеки, боли в правом подреберье. Тревожен, на контакт идет с трудом, выражает опасения за свое будущее.

Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, положение в постели вынужденное - ортопноэ. Кожные покровы цианотичные, чистые. Отеки на стопах и голенях, ЧДД 22 в минуту, пульс 92 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст. Живот увеличен в объеме, болезненный в правом подреберье.

Пациенту назначено: 1. Стол № 10. 2. Постельный режим. 3. Учет суточного диуреза. 4. Контроль пульса и АД. 5. Взвешивание.

Задания:

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите проблемы пациента.
  2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Задача

Постовую медицинскую сестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением. Объективно: сознание сохранено. Кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс - 96 уд/мин, слабого наполнения. АД - 80/40 мм рт. ст. Дыхание не затруднено, ЧДД - 24 в минуту.

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

БИЛЕТ № 28

1. Особенности соблюдения санитарно-эпидемического режима при сестринском обслуживании пациентов с туберкулезом.

2. Задача

Пациент 30 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом обострение хронического пиелонефрита.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на повышение температуры, на тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациента хронический пиелонефрит в течение 6 лет. Больной беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения. Объективно: температура 37,8С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно-жировая клетчатка слабо развита. Пульс-98уд./мин., напряжен, АД-150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.

Пациенту назначено:

1. Постельный режим, диета №7.

2. Общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко.

3. Оксациллин по 1 г 4 раза в день в/м 4. Витаминотерапия: В1 , В6 п/к

5. Уроантисептики растительного происхождения (толокнянка, кукурузные рыльца, семена укропа).

Задания:

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту как правильно собрать мочу на общий анализ и по Нечипоренко.

  1. Задача

Мальчик 2-х лет посещает детский сад первые 3 дня, много плачет. Воспитатель, чтобы утешить ребенка, дала яблоко. Ребенок ел яблоко, всхлипывал, внезапно закашлялся, начал задыхаться, лицо покраснело. Вы оказались рядом через 3 мин.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи

БИЛЕТ № 29

1. Особенности соблюдения санитарно-эпидемического режима при сестринском обслуживании пациентов с педикулезом.

2. Задача

В терапевтическое отделение областной больницы поступил пациент 35 лет с диагнозом: “Пневмония с локализацией в нижней доле левого легкого.” При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на колющую боль в левой половине грудной клетки, кашель с отделением слизистой мокроты, одышку, повышение температуры тела до 39 град. Заболел остро, 2 дня назад. Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, отмечается гиперемия кожных покровов. На губах герпес. Грудная клетка слева отстает в акте дыхания. Температура 39,5 град, чдд 26 в минуту, пульс 100 в минуту, ритмичный, малого наполнения, АД 110/60 мм рт.ст. Больной эйфоричен, считает, что у него нет ничего серьезного, требует выписать его домой.

Пациенту назначено: 1.Анализ мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам, 2. Ампициллин 0,5г 4 раза в день в/м.

Задания:

1. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и определите его проблемы.

2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

  1. Задача

К медицинской сестре здравпункта завода обратился мужчина. У него внезапно после физической нагрузки появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание участилось, стало болезненным, малыми порциями. В анамнезе мочекаменная болезнь. Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы влажные. Положительный симптом Пастернацкого справа. Температура 36,30С. Пульс 100 уд/мин, ритмичный, АД 130/85 мм рт. ст.

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

БИЛЕТ № 30

1. Правила оформления и приема детей в детское дошкольное учреждение.

2. Задача

Пациент 34 года, поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет, инсулинзависимая форма, впервые выявленный. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду (до 10 литров в сутки), частые мочеиспускания, общую слабость. Объективно: сознание ясное. Кожные покровы бледные, сухие, пульс 88 ударов в 1 минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт/ст, ЧДД 18 в 1 минуту. Рост 168 см, вес 99 кг.

Пациенту назначено:

  1. УЗИ брюшной полости
  2. Диета N9
  3. Инсулин простой 8 ЕД- 8.00 час, 4 ЕД- 12.00 час, 4 ЕД-18 час

Задания:

1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента

2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией

3. Объясните пациенту как подготовиться к УЗИ брюшной полости

  1. Задача

В терапевтическом отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

БИЛЕТ № 31

1. Составьте план первого патронажа к новорожденному ребенку 5 дней.

2. Задача

Пациентка 45 лет, находится в нефрологическом отделении с диагнозом: хронический гломерулонефрит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы общую слабость, одышку, головную боль, тошноту, тупые боли в поясничной области, отеки, сниженный аппетит, плохой сон. Объективно: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, акроциатоз. Лицо одутловатое, отеки на ногах, пояснице. ЧДД- 32 в минуту, пульс 92 удара в минуту, ритмичный, напряженный, АД 210/ 110 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме за счет асцита. Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон.

Пациентке назначено:

1.Анализ мочи по Зимницкому. 2.Постельный строгий режим. 3.Диета № 7. 4.Контроль суточного диуреза. 5.Гепарин 5000 единиц п/к в область живота.

Задания:

  1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента
  2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией
  3. Объясните пациентке, как собрать мочу по Зимницкому.
  4. Обучите пациентку подсчету суточного диуреза.
  5. Задача

Во время взятия крови на биохимический анализ больной 18 лет внезапно потерял сознание. Объективно: кожные покровы бледные, обычной влажности, пульс 100 ударов в минуту, ритмичный, малого наполнения. АД 90/60 мм рт.ст.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте какое неотложное состояние развилось у пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

БИЛЕТ № 32

1. Барьерные методы защиты ВИЧ-инфекции.

2. Задача

Пациентка 27 лет. Диагноз: острый гломерулонефрит. Поступила в стационар с жалобами на одышку, головные боли, отеки на лице. 10 дней назад перенесла

На чтение 6 мин. Просмотров 1.4k. Опубликовано 19.02.2018

После рождения долгожданного малыша, зачастую происходит, так что перед молодой мамой встает нелегкая задача, как правильно ухаживать за малышом, который только появился на свет..

Патронаж помогает мамочкам быть более уверенными в себе, а так же дает дополнительные знания по уходу за ребенком, чтоб он рос здоровым и счастливым. В первый месяц жизни нового человека такая помощь молодым родителям является просто неотъемлемой.

Что такое патронаж новорожденного

Патронаж детей - это программа, созданная государством с целью контроля над состоянием только что родившегося ребенка, роженицы, а также оценка социально-экономических условий жизни семьи в целом. Визиты и осмотры ведутся патронажным педиатром либо медсестрой из поликлиники, к которой относится малыш по прописке. Эта программа осуществляется на безвозмездной основе и является доступной для каждого новорожденного, независимо от социального статуса, места проживания либо наличия медицинского полюса.

Обязанности медсестры и врача

В период визита медицинский работник обязан обнаружить и предотвратить неблагоприятные условия окружающей среды не только внутри семьи, но и внешние факторы, которые могут плохо сказаться на здоровье ребеночка.

Что входит в обязанности медсестры и врача:

  • поддержка матери ребенка в период после рождения;
  • советы, как ухаживать за новоиспеченным членом семьи;
  • беседы по построению правильного режима дня;
  • консультации по правильному грудному вскармливанию;
  • консультирование по профилактике популярных детских болезней, таких как рахит, анемия, а так же инфекционные заболевания;
  • оценка самочувствия младенца и его формирование;
  • проведение осмотров ребенка ежемесячно, направление на осмотр к узкими специалистам, а также они должны делать прививки в установленные сроки.

Сроки посещения патронажа

Время наблюдения будет зависеть от самочувствия крохи и обстоятельств в семье.

Если ребенок развивается в соответствии с нормой, он совершенно здоров и растет в благоприятной обстановке, посещения медработников проходят так:

  1. в первые дни возвращения домой с роддома;
  2. раз в неделю в течении первого месяца жизни;
  3. от месяца до полугода – дважды в месяц;
  4. потом до исполнения ребенку одного года — раз в месяц;
  5. до трех лет плановый осмотр раз в квартал.

Первый патронаж новорожденного

При первом посещении медработником будет задано несколько вопросов, которые позволят в будущем выявить наследственные и хронические патологии у малыша, а так же информация, связанная с течением беременности, родами, состоянием новорожденного при появлении на свет и выписке из роддома.

  1. Физическое развитие — это наличие или отсутствие пороков и микроаномалий. Могут быть не значительные отступления от нормы, которые наблюдаются у кого-то из членов семьи.
  2. Неврологическое развитие — здесь будет приниматься во внимание поза малыша, движения и их активность, тонус мышц, развитость рефлексов. Учитывается форма и размеры головы, величина большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.
  3. Оценка кожных покровов — оттенок кожи, наличие потницы, опрелостей. Основное внимание направленно на пупочную ранку, кожа вокруг пупка, уровень заживления, и отсутствие выделений из нее;
  4. Прослушивание дыхания и сердцебиения ребенка, дабы дать оценку дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тем самым исключить врожденные патологии.
  5. Прощупывание животика новорожденного. Задает вопрос о периодичности и характере стула.
  6. Проверка симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии болезни тазобедренных суставов.

Первичный патронаж новорожденного длится около 20-30 минут.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка происходит на 10-е сутки рождения. Доктор вторично смотрит кроху, обследуя все органы и системы с целью определения его самочувствия. Дабы это понять, медработнику следует выяснить:

  • как малыш спит;
  • поведение грудного ребенка в период бодрствования;
  • распорядок дня;
  • прибавка в весе;
  • наличие и частота срыгивания;
  • кишечные колики.

Если вышеперечисленные симптомы новорожденного не тревожат, доктор делает заключение о его хорошем приспособлении к внешним факторам.

Третий патронаж новорожденного

Третий послеродовой патронаж новорожденного осуществляется примерно на 20-е сутки появления малыша. Цель данного визита наблюдение за самочувствием и формированием грудничка, оценка его нервно-психическое развития.

После очередного приема педиатр регистрирует всю полученную информацию в историю болезни младенца и по окончанию первого месяца делает прогноз здоровья своего подопечного и определяет группы риска по развитию.


Заболевания у детей (пограничные состояния)

Часто встречающиеся пограничные состояния:

  • желтуха проявляется в связи с незрелостью ферментов печени и увеличением билирубина в крови. Проявляется на 3–4-й день после появления малыша на свет в виде желтого окрашивания кожных покровов, которое к 6-му дню усиливается, а к 8–10 сутки проходит;
  • эритема — проявляется в виде покраснении кожи и на 2-ой день жизни. Редко сопровождается сыпью, которая проходит к концу первой недели появления грудничка;
  • гормональный криз — симптомы этого состояния проявляются в нагрубании молочных желез грудничка либо кровянистые выделения из влагалища у девочек. Начало данного криза на 2–4-ый день жизни и проходит к 15-му дню.

При каждом патронаже новорожденного на дому, медицинские работники дают матери рекомендации, которые необходимо выполнять и придерживаться. Такие советы могут заключаться в уходе за кожей, а так же вопросы, связанные с кормлением грудью и частотой прикладывания ребенка к груди. Дают рекомендации, направленные на профилактику рахита, советы по закаливанию, показывают необходимые приемы массажа и гимнастики для младенца, которые в дальнейшем родители будут делать самостоятельно. Рекомендации по тяжелому процессу приспособления малыша к окружающей среде. Симптомами данного процесса могут быть срыгивания, беспричинный плач, плохая прибавка в весе. В случае выявления, каких-либо видимых патологий участковый педиатр выписывает малышу направление на консультацию к специалисту с целью более детального обследования и терапии.

Важно! Педиатр должен информировать мать обо всех состояниях грудничка, которые требуют неотложной помощи и о том, куда именно необходимо обращаться в экстренных ситуациях.

Отказ родителей от патронажа

В помощи по уходу за младенцем зачастую нуждается каждая мать, особенно, если у нее первенец. Однако многие родители не хотят получать данную помощь в поликлиниках по месту жительства, и отдают предпочтения частным медицинским учреждениям. Для того чтобы отказаться от детского патронажа достаточно написать письменный отказ участковому педиатру по месту закрепления грудничка.

Законодательное регулирование

  1. ст. 37. 1 Закона РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2010 года.

Новорожденного — важный этап, который проходит каждая семья. Визиты участкового врача и патронаж медсестры помогут справиться со многими возникшими проблемами. Медицинские работники обучат всему, что требуется и научат правильно заботиться о крохе с первых дней жизни.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх