План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Давайте знакомиться! Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

Выступление Т.А. Рудковской

на заседании МО

классных руководителей

начальных классов.

Симферополь 2016 г.

Родительское собрание является самой распространенной формой работы учителя с родителями. Во время собрания родители знакомятся с особенностями учебно-воспитательного процесса, пополняют свои знания по вопросам воспитания ребенка в семье и школе, находят ответы на вопросы о дисциплине, питании, распорядке дня и т.д.

В течение года классный руководитель должен провести четыре обязательных собрания (если необходимо - больше).

Виды родительских собраний:

    тематические : носят характер просвещения, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Классным руководителем выбирается актуальная тема, которая волнует большинство родителей класса, например: «Адаптация первоклассников к школе» , «Секретный мир наших детей», «Ребенок и улица», «Как уберечь своих детей от насилия», «Нравственное развитие школьников», «Профилактика жестокого обращения в семье», «Темперамент вашего ребенка» и др.

    текущие : имеют традиционную повестку (итоги олимпиад, праздников, результаты успеваемости).

    итоговые родительские собрания: подводятся итоги развития коллектива за определенный период. Родители имеют возможность оценить достижения детей, собственного ребенка, сравнить результаты нынешние с предыдущими, например: «Дни уходящего учебного года: итоги и планы на будущее».

Подготовка классного руководителя к родительскому собранию.

Чтобы собрание было эффективным, нужно тщательно его подготовить: определиться с темой, целями и задачами, формой проведения.

Если собрание тематическое, классный руководитель приступает к изучению методической литературы, журналов и газет соответствующей тематики (темы собраний предлагаются администрацией, родителями). Классный руководитель должен тщательно продумать ход собрания, в письменном виде кратко изложить ту информацию, которую нужно довести до сведения родителей. Необходимо заранее договориться с учителями предметниками, мед. работником, социальным педагогом и школьным психологом о выступлениях.

Хорошей традицией родительских собраний является оформление бланка приглашения родителям для участия в собрании. В нем указывается план мероприятия и перечень вопросов для обсуждения. Такое приглашение семья обучающегося должна получить за неделю до его проведения. Также можно использовать традиционные формы информирования: запись в дневнике, смс сообщение, телефонный звонок. Педагогу важно продумать различные организационные вопросы: как встретить родителей, как рассадить, какую выставку подготовить. Готовясь к родительскому собранию, классный руководитель может попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут учителю составить представления о том предмете, который предстоит обсудить. Следует обратить внимание на размещение родителей в классе. Традиционной во многих коллективах является рассадка родителей на то место, где сидит их ребенок. На парту можно положить тетради ребенка (рабочие, контрольные), рисунки, творческие работы, лист бумаги, ручку. Важно продумать оформление класса, чтобы создать определенный настрой у родителей (можно оформить выставку работ учащихся, выпустить стенгазету, показать видеофрагменты, фотографии, которые показывают определенные моменты из жизни класса).

Перед проведением собрания учитель анализирует успехи в обучении и поведении учащихся, стараясь не упустить даже незначительные достижения (особенно у детей с низкой учебной мотивацией), подбирает и демонстрирует работы детей, показывая рост каждого ребенка. Составляя план своего выступления, учитель должен помнить «золотое правило»: начинать с позитивного, продолжать о негативном, закончить о перспективах на будущее.

Необходимо заранее приготовить поощрение родителям, чьи дети показывают высокий уровень учебных достижений, активны в олимпиадах и конкурсах. Это может быть и награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками детей.

Примерный план проведения родительского собрания.

    Объявление повестки дня. Принятие регламента.

    Психолого-педагогическое просвещение.

    Выступление родителей (из опыта семейного воспитания). Обмен мнениями по изложенному вопросу.

    Анализ учебных достижений обучающихся (общие результаты, частные - при личном общении).

    Ознакомление родителей с эмоциональным климатом в классе: поведение на уроках, переменах, в столовой, взаимоотношения детей в коллективе, внешний вид, соблюдение гигиенических навыков и т.д.

    Сообщение родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.

    Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, праздники). Информирование родителей о предстоящих делах.

Важно выявить отношение родителей к собранию (провести анкету – оценку и пожелания). Все родительские собрания протоколируются, протоколы хранятся в дневнике классного руководителя.

При взаимодействии учителя и семьи важное место занимают групповые и индивидуальные формы работы.

Групповые : конференции, встречи, клубы по интересам.

    Конференция – обмен опытом по воспитанию детей или обмен мнениями по определенной проблеме.

    Встречи с администрацией, работниками психолого-педагогической службы имеют огромное значение в сотрудничестве семьи и школы.

    Родительские клубы, клубы по интересам, объединяют родителей и детей с общими увлечениями (спорт, музыка, театр, рукоделие…)

К индивидуальным формам работы относятся: консультации, беседы, посещения на дому.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Эти формы повышают инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания, активизируют в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы.

    Собрание - презентация. Семьи презентуют традиции, умения, достижения, опыт в вопросах воспитания детей. Данная форма признана побудить родителей проанализировать собственные достижения и неудачи в воспитании ребенка, принять некоторые из приемов, которые эффективно используют другие родители.

    Родительское собрание – концерт. На таком мероприятии после обсуждения основных вопросов могут представляться подготовленные учащимися и родителями спектакли, программы, игровые номера. Взаимодействие родителей и детей дарит ценный опыт партнерских взаимоотношений.

    Родительское собрание – конференция. Родители получают заранее задание, выполнение которого обсуждается с разных позиций. Например, одни родители комментируют высказывания по теме родительского собрания, другие – обсуждают ответы, делятся мнениями по этому вопросу. Задача педагога – направить диалог в нужное русло.

    Собрание – консультация . На такие собрания приглашают родителей учащихся из нескольких классов, которых волнуют общие проблемы: ребенок не хочет учиться, как бороться с вредными привычками, как преодолеть жестокость, ребенок стал воровать...

С такими родителями (группы 5-6 человек) работают специалисты психолого-педагогической службы. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся опытом воспитания.

    Родительское собрание - ток- шоу . Такое собрание проводят специалисты, педагоги предметники. На собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну и ту же проблему, обсудить пути ее решения. После собрания – индивидуальные консультации.

    Выездные родительские собрания. Родители вместе с детьми выезжают на экскурсию или отправляются в поход. В непринужденной обстановке обмениваются мнениями с другими родителями по волнующим их вопросам.

Родительские собрания эффективны, если родители:

    интересуются содержанием учебно-воспитательного процесса;

    идут на индивидуальный контакт с классным руководителем;

    находят самостоятельно ответы на волнующие большинство вопросы, делятся личным опытом.

Качественно подготовленное родительское собрание позволяет объединить возможности семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Деятельность родительского собрания осуществляется на основании Положения о родительском собрании дошкольного образовательного учреждения.

Основные цели родительского собрания

1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи родительского собрания

1. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

2. Создавать атмосферу общности интересов.

3. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.

4. Оказывать помощь родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.

5. Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

6. Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.

7. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.

8. Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.

9. Способствовать овладению способами выражения своих эмоций - как положительных, так и отрицательны.

10. Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.

11. Активизировать коммуникации в семье и др.

Принципы проведения родительского собрания

1. Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.

2. Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.

3. Тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.

4. Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.

5. Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения.

6. Решение, к которому приходит родительское собрание, — равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств.

7. Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

8. Большое значение имеет принцип вариативности (образное название - «Павлиний хвост»): «В сложенном состоянии мы замечаем у павлина лишь одно мощное перо черно-серого цвета; когда же павлин распускает свой хвост, он становится очень большим и многочисленные тонкие перья играют всеми цветами радуги»2.

Таким образом, педагогам следует не только проводить классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.

Условия успешного проведения родительских собраний

1. Уважать права родителей.

2. Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.

3. Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.

4. Активно (по Ю. Гиппенрейтер) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.

6. Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Виды родительских собраний

1. Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

2.Установочные (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовой базе и т. д.

3. Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т. д.

4. Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.

5. Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.

6. Совместные с воспитанниками и родителями.

7. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.

8. Информационно-просветительские (как система психолого- педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания-конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).

9. Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.

10. Собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

11. Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.

12. Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

Организационные формы проведения родительских собраний

1. Классическое — донесение информации до родителей (вопросы родителей — ответы воспитателя).

2. Конференция.

3. Собрание-консилиум — обсуждение актуальной темы со специалистами.

4. Круглый стол — дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.

5. Диспут.

6. Групповая дискуссия —форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.

7. Мозговой штурм — активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.

8. Встреча.

9. Педагогическая мастерская.

10. Совместное творчество детей и родителей.

11. Собрание-студия — обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

12. Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.

13. Практикум.

14. Тренинг.

15. Организационно-деятельностная игра.

16. Ролевая игра и др.

В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов форма проведения собрания меняется от встречи к встрече. И каждое собрание-встреча может носить интригующее название, например: «Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Педагогический марафон», «Встречи отцов», «Встречи мам», «Семейная гостиная» и др.

Методы взаимодействия

1. Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.

2. Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.

3. Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.

4. Совместные действия — выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.

5. Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.

6. Вербальная дискуссия, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.

2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

3. Максимальная продолжительность — 1 — 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

4. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.

5. Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.

6. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

7. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

8. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п.).

9. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и т. д.

10. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы подготовки родительского собрания

1. Выбор темы собрания.

2. Определение целей родительского собрания.

3. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

4. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

5. Разработка сценария собрания.

6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.

7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

8. Приглашение родителей и других участников собрания.

9. Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.

10. Подготовка конкурсов по теме собрания.

11. Подготовка выставок по теме собрания.

12. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

13. Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.

14. Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).

15. Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).

16. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Основные этапы проведения классического родительского собрания

1. Вступительное слово ведущего. Обозначение темы, проблемы.

2. Теоретическая часть:

Анализ результатов микроисследования;

Педагогический всеобуч (выступление по теме собрания);

Обсуждение проблемы родителями;

Анализ воспитателем результатов воспитательно-образовательной работы с детьми по теме собрания.

3. Практическая часть:

Выполнение практических (творческих) заданий всеми родителями;

Совместная работа родителей с детьми (открытый просмотр).

4. Заключительная часть. Рефлексия. Принятие решения.

(Ранний возраст)

Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.

Цель:

1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Знакомство родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения.

3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Мотивация:

Объявление-приглашение.

«Воспитание-такая работа, которая непременно

должна доставлять удовольствие».

А.С.Макаренко

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!

Приглашаем вас …/.../... на встречу с воспитателями и друг с другом, где побеседуем о каждом малыше и особенностях раннего возраста.

В программе:

1. Вступительное слово заведующего.

2. Экскурсия по группе с сопроводительной речью педагога.

3. Узнаете много интересного об уникальности ваших детей.

4. Получите ответы на все свои вопросы.

Давайте знакомиться! Очень рады будем видеть вас!

Подготовительный этап:

1. Анкетирование в виде письма о своем ребенке, используя вопросы-подсказки для выявления особенностей каждого ребенка.

2. Анкетирование в виде пожеланий, для получения представлений родителей о планах в смысле сотрудничества с педагогами группы, детского сада.

3. Подготовка объявления-приглашения.

5. Распечатка памяток для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»

6. Разработка плана проведения родительских собраний.

7. Разработка проекта решения родительского собрания.

4. Домашнее задание для родителей: изготовление листочков для дерева с фотографией родителей и ребенка для уголка в группе «я и семья».

Средства и способы: анкетирование, беседы, словесные игры, игрушка-медведь, памятки, корзина, бумага, ручки.

Структура собрания:

1. Вступительное слово заведующего. Она рассказывает:

О дошкольном учреждении,

Новациях в работе,

Представляет педагогов,

Благодарит родителей за активную помощь в подготовке группы к началу учебного года,

Знакомит с программой встречи.

2. Воспитатель приглашает родителей ознакомиться с группой.

Группа условно разделена на три зоны: зона познавательного развития, спокойных игр, двигательной активности. Объясняет значение каждой зоны. Демонстрирует родителям уголок «Я и моя семья», предлагает разместить листочки с фотографиями ребенка с родителями на дереве.

3. Воспитатель предлагает родителям игру: «Идем в гости».

Родители встают в круг. Каждый участник игры (мама или папа ребенка) поочередно, получая игрушку-мишку, встает в центр круга, называет свое имя (остальные родители прохлопывают его), называет имя своего ребенка и три определения качеств, характеризующих своего малыша. Так продолжается знакомство, пока все родители не примут участие в игре.

Воспитатель благодарит родителей за приятное знакомство, за «приглашение в гости».

4. Сообщение воспитателя на тему: «Особенности раннего возраста».

Цель:

  • познакомить родителей с особенностями раннего возраста, адаптационного периода.
  • с задачами образовательной работы,
  • с индивидуальными особенностями воспитанников,
  • научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

5. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ». Ответы на вопросы родителей, с целью выявления характера взаимодействия родителей с ребёнком.

6. Презентация плана работы с родителями группы.

  • родительские собрания,
  • консультации,
  • проведение дней открытых дверей, с целью ознакомления с деятельностью воспитателя и жизнью детей,
  • семинары-практикумы, с целью овладения родителями методами и приёмами развития ребёнка,
  • ·заседания «круглого стола»,
  • совместные праздники,
  • опросы и анкетирования.

7. Воспитатель предлагает родителям игру: «Пожелание».

Воспитатель предлагает написать на бумаге в 2-3 словах свое пожелание воспитателю на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними. Предлагает ориентировочные вопросы-подсказки, с которыми родители были ознакомлены заранее. Предлагает озвучить некоторые и положить в корзину.

8. Воспитатель приглашает родителей снова встать в круг, чтобы раздать памятки на тему: «Понимаем ли мы друг друга?» и наградить друг друга за участие аплодисментами.

Проводится игра: «Аплодисменты». Воспитатель говорит: «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. Станет ли этот год для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

9. Воспитатель подводит итог родительского собрания: «Мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольный возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые».

Вопросы-подсказки для анкетирования в виде письма о своем ребенке.

  1. Каков ваш ребенок? (уверенный, нерешительный, озорной, послушный).
  2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
  3. Какое у него любимое занятие?
  4. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  5. Часто ли плачет ваш ребенок?
  6. Как засыпает? Как спит?
  7. Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете, почему?
  8. Как он реагирует на неудачи?
  9. Как он реагирует на замечания, наказания?
  10. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит все делать самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
  11. Каковы отношения со сверстниками (умеет ли играть рядом, делится ли игрушками)?
  12. О чем бы вы еще хотели рассказать?

Вопросы-подсказки для игры «Пожелание»

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
  2. Чему воспитатель может научиться у родителей?
  3. А чему бы вам хотелось бы научиться у воспитателей?
  4. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
  5. Что понравилось вам, как родителю, участвующему в работе детского сада?
  6. Что необходимо для эффективной работы?
  7. Что думаете о качестве работы ДОУ на сегодняшний день?

План проведения родительских собраний 2018-2019

Сентябрь.

  1. Безопасность на дорогах.

Ноябрь

  1. БДД во время зимних каникул.
  2. Кибербезопасность.

Март

План работы с родителями 2018-2019

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно в семье ребенок получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире; в семье формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Вот почему воспитательную работу в школе мы решили вести на основе плодотворного сотрудничества. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в формировании позитивных факторов семейного и школьного воспитания, взаимно дополняющих друг друга.

Совместные мероприятия с родителями 2017-2018




День Матери




Проект "Семья - моё богатство"



Масленица "Ой блины, блины мои!



Осень - пора чудес


Мастер-класс "Ручное творчество""





Новогодние посиделки



РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ



Открытый урок "Милосердие"

План проведения родительских собраний 2018-2019

Тематика родительских собраний 2018-2019

Сентябрь.

  1. Утверждение плана работы на 2018-2019 учебный год.
  2. Об организации питания в 2018-2019 учебном году.
  3. О введение образца школьной формы.
  4. О необходимости активного пользования родительской общественностью «Школьным порталом». Изменения в системе доступа ГУ
  5. «Профилактика правонарушений, алкоголизма и наркомании. Действие законов в системе профилактики».
  6. ЕГЭ, итоговая аттестация в 9,11 классов.
  7. Социально-психологическое тестирование учащихся с целью выявления уровня склонности к вредным привычкам.
  8. Безопасность на дорогах.
  9. Безопасное поведение в сети Интернет, безопасность на ЖД (зацепинг).

Ноябрь

  1. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. (профилактика суицида среди несовершеннолетних, профилактика стрессового состояния подростка)
  2. Работа по укреплению материально – технической базы школы.
  3. Об участии родителей в подготовке и проведении зимних каникул, а также оказание помощи в организации новогодних мероприятий.
  4. БДД во время зимних каникул.
  5. О порядке проведения ГИА -2019
  6. Об эффективности работы родительских классных комитетов.
  7. Кибербезопасность.
  8. Как помочь ребёнку избежать модели поведения «жертвы». Буллинг.

Март

  1. 1.Анализ состояния здоровья учащихся школы.
  2. Предупреждение правонарушений.
  3. Организация проверки качества питания обучающихся в школе в соответствии с требованиями СанПина.
  4. Об участии родителей в подготовке и проведении весенних каникул
  5. Подготовка учащихся 9, 11 кл. к итоговой аттестации.
  6. Помощь родителей в создании психологического климата ребенку для успешного прохождения итоговой и переводной аттестации.
  7. Правовая ответственность родителей.
  1. Анализ итогов работы общешкольного родительского комитета за 2018-2019 учебный год.
  2. Подготовка школы к новому учебному году.
  3. Организация летнего отдыха учащихся.
  4. Ответственность родителей за жизнь и правонарушения детей в Летний оздоровительный период.
  5. Советы родителям психологов и медперсонала по организации активного отдыха детей.
  • < Назад

Дембицкая Елена Валерьевна

Город (населенный пункт):

г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА

1 .Для чего нужны родительские собрания

Родительские собрания нужны:

Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформу­лировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д.

Как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул.

Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей.

Как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов

Как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

2.Организация и проведение родительских собраний

Родительское собрание: подготовка и проведение

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей студента , средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современных учебных заведениях на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя , обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы.

Родительские собрания формируют не только общественное мнение родителей, но и родительский коллектив. В педагогической практике различают собрания, на которых проводятся беседы на воспитательные темы, консульта­ции родителей, подводятся итоги и др. Наиболее эффективны родительские собрания комбинированного типа. На них ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее вре­мя, намечаются новые цели и задачи на последующий период.

Родительские собрания проводятся с целью:

ознакомления родителей с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса в учебном заведении

психолого-педагогического просвещения, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста детей и условиях успешного взаимодействия с ними и т. д.;

вовлечения родителей в совместную с обучающимися внеурочную деятельность (конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);

совместного решения организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и др.).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:

организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),

собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками),

тематические,

собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,

итоговые (четвертные) и т.д.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные.

Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения.

Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников).

Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

3.С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями.

Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно – воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний – выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, журналы, нормативные документы – Устав учебного заведения, Правила студентов). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания. Требуется заблаговременно оповестить родителей о дате, времени и месте проведения собрания. Это позволит им скорректировать свои планы и найти время для его посещения. Оповестить родителей можно, например, с помощью нижеприведенной формы извещения. Ребенок через несколько дней должен будет принести извещение учителю с подписью родителей.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощникам, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет , избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

4.Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

1. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность собрания 1-1,5 часа.

2. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправ­ленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

3. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

а) выбор темы собрания.

б) определение целей родительского собрания.

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

д) определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

г) приглашение родителей и других участников собрания.

з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Примерная структура родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).

4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин).

5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выра­жать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родите­лей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.

Памятка для родителей

Заповеди разумного воспитании

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разби­райте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Как преподавателю организовать беседу с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все воз­можное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Подготовка собрания

1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.

2. Уточнить регламент, продумать ход собрания.

3. Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выно­симых на собрание.

4. Продумать, где родители будут оставлять верхнюю одежду, кто и как встретит их в учебном заведении.

5. Продумать выставочный или информационный материал.

6. Определить, кого из преподавателей - предметников или других специалистов можно пригласить.

7. Продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании

1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Дать понять, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания

1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3. Использовать форму разговора за чашкой чая.

4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении стро­ить собрание.

5. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных собы­тий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).

7. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведе­ния родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчи­ваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».

8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Преподавателю на заметку

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: раз­бор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Родителям на заметку

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

1. «Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).

2. Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

4. Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

5. Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).

6. Ободрять других (оптимистам жить легче).

7. Делать комплименты (учтите, что даже глухой услышит комплимент).

Примерное положение о классном родительском собрании

1. Общие положения

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в клас­се - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

2. Классное родительское собрание

2.1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса.

2.2. Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родитель­скую конференцию.

2.3. Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов само­управления.

2.4. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.

2.5. Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку.

2.6. Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.

2.7. Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования ро­дителей.

2.8. Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждаю­щимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты допол­нительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов,

2.9. Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в об­разовательном учреждении.

3. Правила проведения собраний

3.1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к соб­ранию всю необходимую информацию и документы.

3.2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных устано­вок, рекомендаций и советов.

3.3. Главным методом проведения собрания является диалог.

3.4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.

3.5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.

3.6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

3.7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на соб­рание учителей-предметников.

3.8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета),

3.9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

4. Принципы проведения родительского собрания

4.1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

4.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

5. Темы родительских собраний и их краткое описание

В помощь, несколько тем для родительских собраний, с методическими материалами и рекомендациями.

Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Форма проведения собрания - "круглый стол"

План собрания.

1. Вступительное слово учителя.

2. Анализ анкет родителей.

3. Анализ анкет школьников.

4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".

5. Обмен опытом проведения семейных праздников.

Тема: "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"

План собрания.

1. Экскурсия по выставке детских (семейных) поделок и знакомство с фрагментами сочинений школьников.

2. Беседа учителя о значении труда в семье.

3. Анализ анкет родителей и школьников.

4. Свободная дискуссия на тему "Трудовые традиции и трудовое воспитание в семье".

6. Подведение итогов собрания.

Тема: "Поощрение и наказание"

План собрания.

1. Педагогические ситуации из жизни класса.

2. Сообщение учителя о значении методов поощрения и наказания в воспитании детей.

3. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций.

4. Беседа по вопроснику.

5. Разговор о поощрениях.

6. Подведение итогов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх