Проблемы современных детей. Консультация на тему: Современные дети - какие они

Современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Развитие научного прогресса, обилие информации, а также стремительно меняющийся темп и образ жизни людей оказывают огромное влияние на характер малышей с самых первых секунд жизни. Сегодня сайт рассказывает о том, чем же отличаются современные дети от детей предыдущих поколении.

Гиперопека и недостаток внимания

Психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие.

Сегодня женщины озабочены карьерой наравне с мужчинами и, едва родив, прибегают к помощи няни или гувернантки. Конкурс на рынке труда огромен, поэтому женщины предпочитают сознательно сократить свой декретный отпуск для того, чтобы поскорее вернуться к трудовым будням. В результате в том возрасте, когда формируется характер и психологическое здоровья ребенка, малыш совсем не видит свою маму.

Из-за обостренного желания добиться внимания родителей, ребенок может много капризничать , вести себя вызывающе, провоцировать родителей на эмоции, а также манипулировать взрослыми. К тому же очень часто ребенок пытается заменить нехватку внимания другими элементами: игрой в компьютер, странными увлечениями и друзьями, а в подростковом возрасте может столкнуться и с более серьезными проблемами, такими как наркотики и алкоголь.

Проблемы современных детей

Гиперопека также не добавляет ребенку легкости в восприятии действительности и накладывает отпечаток на характер в тот самый момент, когда он только формируется. Матери, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка, слишком оберегают свое чадо, стараясь оградить его от опасностей окружающего мира. В итоге ребенок вырастает избалованным, инфантильным и запуганным, неспособным принимать самостоятельные решения и двигаться к своей цели.

Помните, что характер формируется в течение первых 5 лет жизни ребенка. Не спешите выходить из декретного отпуска, но и не закрывайте его от мира в четырех стенах. Подумайте о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, где он сможет научиться социально адаптироваться среди сверстников и уже в маленьком возрасте начать проявлять самостоятельность.

В потоке информации

На сегодняшний день в нашем мире циркулирует огромное количество информации, и дети являются ее непосредственными потребителями. Но проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют ею пользоваться и фильтровать, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться интересным.

Инструкция

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели.

Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, чем у детей их возраста раньше, они рано начинают размышлять на серьезные темы. Но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.


Консультация для родителей

«Современный ребенок – какой он?»
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперёд - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей. (Народная мудрость) Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Основная причина этого - конечно, то, что нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все - таки не так? По мнению педагогов
, дети «очень изменились за последние годы»: «у них

низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не

слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень

подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр.

Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её

возникновения
. Родители и педагоги отмечают, что современные дети
«проявляют

повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие

чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания

взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют

что-то сделать».
У современных детей гораздо большие возможности, чем были у нас. Общий уровень благосостояния вырос, семьи стали более обеспеченными, а дети более балованными в материальном плане. Теперь уже никого не удивляет тот факт, что ребенок с родителями несколько раз в год ездит отдыхать заграницу или отправляется на учебу в престижный иностранный ВУЗ. Дети могут в живую увидеть египетские пирамиды или Эйфелеву башню.
Прогресс не стоит на месте, стремительными темпами развивается сфера электроники. Сейчас уже не просят в подарок на день рождения шахматы или шашки, всем хочется новый сотовый телефон или ноутбук. Наши дети быстрее нас осваивают новинки бытовой техники, «с пеленок» могут пользоваться компьютером и пультом от телевизора. Это доказывает, что в интеллектуальном плане они более развиты, так как обладают большим объемом памяти, чем предыдущие поколения. Педагоги дошкольных учреждений «создали» портрет современного дошкольника исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, агрессивный, плаксивый, педагогически запущенный, импульсивный, воспитываемый телевизором. В наше время современные дети очень хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями и подробно могут рассказать серии бабушкам и мамам. Дошкольники нередко делают такие неожиданные умозаключения и выводы в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но вместе с тем современные дети могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг. В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или
воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы, клубы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения. Раньш
е
для всех детей добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. Современные дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений. Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет. Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же
?
Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть
.
Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская
субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей). Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей – столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить. Главное, как утверждают психологи, не стремиться вернуть то, чего нельзя вернуть, а просто убеждать детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться уверенность в собственных силах, что несомненно, поможет жить.

Современные дети: какие они?

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперёд - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей. (Народная мудрость)

Родители и педагоги испытывают значительные трудности в воспитании и обучении современных детей: диагностические методики, которые раньше успешно ими использовались, сегодня не отражают актуальный уровень развития ребенка. Если раньше 5-тилетний ребенок собирал картинку из 5-6 частей, и это расценивалось как нормальное развитие, то сегодня дети в 2-2,5 года без особого труда собирают пазлы из 12 частей. Следует это рассматривать как одаренность или как нормальное развитие?

К педагогам за помощью часто обращаются бабушки и дедушки, которые «не понимают: как нужно воспитывать внуков», так как те методы, которые они использовали для воспитания своих детей, «уже не работают».

По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения.

Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать».

Большинство родителей винит во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.

Отметим лишь некоторые особенности современного мира, которые, безусловно, оказывают влияние на воспитание и развитие наших детей:

  • изменения в экологической среде.
  • изменения информационного и технологического пространства (информационные и компьютерные технологии). В настоящее время фильтр, который ранее отделял детей от внешнего мира, и действительно позволял побыть немного детьми, становится все тоньше благодаря телевидению и Интернет у.
  • социально-культурные и экономические условия и их влияние на современную семью и образовательное пространство. Интересно, что чем выше культурный уровень семьи, тем сильнее стресс, получаемый детьми, поскольку сами дети воспринимают стресс, получаемый родителями каждый день.

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. Наши дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.

Со времен классиков известны размышления на тему конфликта отцов и детей. Дискуссии на эту тему продолжаются, и, по всей вероятности, уже никогда не прекратятся. На малышей в этих спорах внимания не обращали, поскольку было общепринято, что это невинные ангельские создания, которых надо холить и лелеять. Но вот относительно недавно взрослые стали замечать, что эти малыши совсем не такие, как были раньше.

Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями - Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые - это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи - Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым (и не только ученые, иногда и просто люди, которым кажется, что они разобрались в вопросах воспитания), пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10-20 лет назад. Но не потому, что психиче-ское развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отста-вать развитие социальных эмоций - со-пе-ре-живания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллекту-альные эмоции - удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет.

Это в эмоциональном плане, а в воле-вом - что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости (кстати, оно часто касается только высказывания своих желаний и мнений, а не практической ориентировки в окружающем мире и соответствующей компетентности), они нередко имеют комплекс неполноценности (парадоксально: и это-то при повышенном уровне самомнения) и боятся... что их не любят.

Наиболее час-тая проблема в последнее время - дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны, мотивация снижена) на фоне развитого по возрасту интеллекта.

Обращает на себя внимание неумение детей играть. Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. Разновозрастных групп в детском саду практически нет. Во дворе они не складываются (да и родители этого боятся как огня, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками). В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью - читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это - уже «потолок» творческой активности родителей). Между тем игровая деятельность - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, которая определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество».

Специалисты отмечают, что у многих современных детей эмоции проявляются в негативном аспекте - малыши проявляют агрессию к окружающему миру. Обращений о психологической помощи с такими детьми в последние годы действительно стало больше. Современные дети больше подвержены стрессам. На это влияют и частые родовые травмы, и жизнь в большом городе, и неурядицы в семье, где живет ребенок.

Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей - столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить. Главное, как утверждают психологи, не стремиться вернуть то, чего нельзя вернуть, а просто убеждать детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться уверенность в собственных силах, что несомненно, поможет жить.

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

У них другой темп

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх