Российская газета о пенсионной реформе. Пенсионная реформа

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.

Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.

Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.

Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1,875.

На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.

Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».

Что такое «пенсионные баллы» и как это работает?

С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.

В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:

  • период прохождения военной службы по призыву – 1,8 балла;
  • периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности: за первым ребенком – 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим или четвертым – 5,4;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет – 1,8 балла;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла;
  • период проживания за границей супругов дипломатов, консулов, сотрудников представительств исполнительных органов РФ, работников торговых представительств и государственных учреждений РФ, находящихся за границей, и сотрудников некоторых международных организация (перечень которых утвержден правительством РФ), но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла.

Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.

Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Основные минусы пенсионной реформы 2019 года:

  • Повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.
  • Заморозка накопительной части пенсии.

В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.

Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

С приходом пенсионного возраста, большая часть жителей нашей страны задаются вопросами, касающимися пенсионных начислений.

Однако, как правило, в законодательную базу ПФ часто приходят изменения и не всегда можно за ними уследить.

Законодательные нормы и акты, которые регулируют пенсионные вопросы

Вопросы, которые касаются пенсионного фонда, регулируются множеством законодательных актов , к которым относятся:

Из всего вышеперечисленного, основным законом принято считать Конституцию, в которой четко прописано о том, что государство должно в обязательном порядке развивать социальные проекты, направленные на улучшение уровня жизни своих граждан, в том числе пенсионеров. Более того, делать все возможное, дабы сумма пенсионного обеспечения постоянно возрастала.

Последние новости и возможные изменения

На сегодня многие граждане нашей страны волнуются рядом вопросов, касающихся пенсионного обеспечения. Это связано с постоянными внесениями изменений в законодательство, в которое входит пенсионный возраст, и так далее.

На текущий момент, многих интересует пенсионная реформа , которая должна начала действовать с 2019 года.

Начиная с 2019 года, на территории Российской Федерации действует Закон, который регулирует процесс постепенного поднятия пенсионного возраста. Ежегодно Правительство планирует повышает действующую планку на полгода . Увеличение данных показателей будет проводиться до 2022-2026 гг. до момента, пока возрастные границы не достигнут показателей 60-65 гг.

В 2019 году женщины смогут выйти на заслуженный отдых по достижении 55,5 лет , а мужчины с 60,5 лет .

Что меняется

Что касается важных перемен в этой сфере, скорей всего, по словам главы ПФ, это увеличение пенсионного возраста, согласно которому каждый человек вправе выходить на заслуженный отдых. Помимо этого будет рассмотрен коэффициент для расчета суммы пенсионных начислений.

Стоит обратить внимание на тот факт, что пенсионная реформа затронула коэффициент расчета пенсионного обеспечения .

Так, к примеру, в 2019 году для оформления пенсии необходимо иметь минимум 10 лет официального стажа.

Что касается вопроса о негосударственных ПФ, то в этом плане государство сильно рискует, поскольку резкий переход большинства граждан на систему самостоятельного накопления пенсий может привести к тому, что национальный ПФ попросту вынужден будет постоянно находится в поисках средств для выплат оставшемся пенсионерам, которые получают государственные пенсии.

В 2019 году произошли следующие инновации со стороны законодателей :

  1. Правительством была проведена индексация страховых пенсий на 7,05% с 01.01.2019 года.
  2. Денежное довольствие военнослужащих будет проиндексировано с 01.10.2019 г. Стоит отметить, что при этом понижающий коэффициент зафиксированный на уровне 72,23% также будет увеличен.
  3. Социальные пенсии и выплаты, осуществляемые за счет ПФР, будут увеличены в среднем на 4,3%.
  4. Стоимость одного пенсионного бала после январской индексации составила 87,24 руб.
  5. Базовая пенсионная выплата (страховая) после индексации увеличилось с 4982,90 руб. до 5334,19 руб.
  6. Что касается социальных пенсий, то их индексация запланирована на апрель 2019 года. В этом месяце ожидается их увеличение на 4,3%.
  7. Пенсионеры, которые после выхода на заслуженный отдых продолжают осуществлять трудовую деятельность, не смогут претендовать на индексацию.

Положительные моменты в реформе

Сегодня государством на улучшение жизни пенсионеров направлено, по меньшей мере, 10 трлн. рублей. В том случае, если городские исполнительные комитеты все-таки смогут правильно распределить эти средства, все пенсионеры страны смогут получить существенные прибавки к своим пенсионным выплатам.

Если взять во внимание тот факт, что все распределения будут контролироваться на правительственном уровне, к концу года все пенсионеры смогут получить уже более высокие пенсии, что не может не радовать.

Условия выхода на пенсию

На сегодняшний день, выход на пенсию возможен при условии достижения возраста для женщин – 55,5 лет, для мужчин – 60,5 лет.

Для того чтобы иметь возможность выйти на заслуженный отдых, достаточно отвечать основным условиям , а именно:

  • находится в пенсионном возрасте;
  • наличие минимального официального стажа.

Стоит отметить, что сумма пенсионных выплат напрямую зависит от уровня заработной платы. Чем больше была зарплата, тем больше налогов заплатил ее владелец и тем самым повысил свой коэффициент, используемый для перерасчета пенсии.

Виды пенсий

На сегодняшний день законодательство РФ предусмотрено 4 вида пенсий , а именно:

Помимо этого, законодательство РФ предусматривается несколько разновидностей трудовой пенсии , а именно трудовая пенсия:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • в связи с потерей кормильца.

Из чего состоят выплаты и их размер

Для большинства людей вопрос, касающийся формирования пенсии, является очень волнующим.

Согласно действующему законодательству пенсия формируется из трех частей , среди которых части:

В свою очередь базовая часть является непосредственно гарантом государственных выплат и имеет прямое отношение к тем слоям населения, которые на протяжении своей трудовой деятельности получали либо вовсе нигде не работали.

По словам главы ПФ к концу года данная сумма должна приравниваться к .

Страховая часть состоит из нескольких частей: фиксированной базовой суммы и личной страховой. Стоит отметить, что данная часть рассчитывается, как правило, не в денежной единице, а в коэффициентах.

При этом для пенсионера, который работает, перерасчет баллов происходит раз в год.

При расчете накопительной части – общая сумма всех начислений делится на 228 месяцев.

Общая накопительная часть формируется путем перечисления в ПФ работодателем 6% от суммы заработной платы рабочего.

Софинансирование

Понятие софинансирования пенсий достаточно сложное и, чтобы подробно в нем разобраться, следует изучить его механизм работы.

Эта программа направлена на то, чтобы увеличить сумму отчислений в ПФ, в счет будущей пенсии. Более того, данная сумма отчислений будет удвоена за счет бюджета страны.

К примеру, рабочий отчисляет в ПФ ежемесячно 600 руб., а государство удваивает этот взнос до 1200 руб. и таким образом увеличивает коэффициент.

Несмотря на то, что подобная программа должна была завершиться, правительство решило ее продлить, и она действует по сегодняшний день.

Что касается самого механизма , то он заключается в следующем:

  • каждый житель нашей страны, который принимает участие в этой программе, вправе вносить на свой индивидуальный накопительный счет финансовый капитал. В том случае, если общая годовая сумма взноса превышает 2 тыс. рублей, правительство гарантировано ее удваивает. В противном случае она остается неизменной;
  • в том случае, если та категория граждан, у которой имеется страховая пенсия, но при этом они не обращались за оформлением пенсии, правительство увеличивает им сумму зачислений, по меньшей мере, в 4 раза;
  • осуществлять взносы по данной программе участникам можно на протяжении последующий 10 лет. Все это время правительство будет увеличивать взносы участников программы минимум в 2 раза.

Что касается изменений в этой области, то они незначительные. Так, подать заявление на участие в этой программе можно еще до конца текущего года.

На сегодняшний день власть страны решила продлить данную программу.

Помимо этого, Правительство приняло постановление о том, что теперь повторно обратиться за участием в программе можно после 5-летнего перерыва. То есть, если первый раз человек принимал участие в программе 10 лет назад, он вправе совершить доначисления по этим взносам через 5 лет, вне зависимости от того будет действовать эта программа или нет.

Если граждане получают социальные выплаты, они не вправе принимать участие в этой программе. Они могут подать соответствующее изменение только в том случае, если найдут официальное трудоустройство.

Последние изменения в вопросах различных видов пенсионных отчислений

С начала 2016 года, вступили в силу некоторые изменения, которые касаются пенсионных вопросов практически во всех ее видах. Рассмотрим подробней.

Накопительная

Что касается подобной разновидности пенсии, здесь стоит отметить одно важное изменение.

Начиная с 2016 года, абсолютно все страховые взносы на ОПС, которые до этого момента оплачивались непосредственно самим работодателем, теперь будут направлены только для того, чтобы сформировать страховую пенсию.

Досрочная

На сегодняшний день законодательная база РФ продолжает предусматривать досрочный выход на пенсию.

Однако при этом необходимо, чтобы у претендующего на пенсию человека был соответствующий коэффициент, предусматривающий выход на заслуженный отдых.

Стоит отметить, что для каждой группы людей, которым предусмотрен досрочный выход, предусмотрен свой коэффициент. Уделять этому особого внимания нет необходимости, поскольку его величина является непостоянной и зависит от трудового стажа.

Льготная

Изменения, которые были приняты в пенсионном законодательстве, не коснулись этой области. Поэтому здесь все остается без изменений.

Муниципальная

Законодательной базой в данной области предусмотрено повышение выплаты пенсионного обеспечения до 17%.

Без всякого сомнения это будет проходить в несколько этапов и должно завершиться до конца текущего года.

Что касается каких-либо существенных изменений, то их нет.

Нововведения относительно разных категорий граждан

В виду последних изменений в ПФ большая часть категорий граждан стали волноваться и считать, что теперь ситуация ухудшится.

Однако это далеко не так, и последние изменения мало чем коснулись всех категорий. Более того, эти изменения больше всего связаны с попыткой повышения пенсионного обеспечения и ничего более.

Северянам

Военнослужащим

В данной области произойдут изменения только в размере пенсионных выплат. Так с начала 2016 года Министерство Обороны увеличило сумму дополнительного финансового обеспечения для пенсий военнослужащих.

Госслужащим

В данной группе произошли некоторые изменения относительно необходимого стажа для выхода на заслуженный отдых. Так, к примеру, минимальный стаж увеличен с 10 до 15 лет.

Повышение необходимого стажа в дальнейшем будет повышаться в несколько этапов с периодичностью раз в полгода.

Переселенцам

Для переселенцев никаких надбавок либо прочих изменений не предусмотрено.

Заморозка взносов

В Министерстве Труда, в частности Андрей Пудов, сообщили, что в ПФ готовиться бюджет, который предусматривает трехлетний запрет на взносы для накопительной части пенсии.

Таким образом, на протяжении 3 лет (с 2017 до 2020 года) будет действовать мораторий на накопительную часть. Как сообщают эксперты, это может негативно отразиться в работе негосударственных ПФ, поскольку им важно будет отыскать средства для выплаты текущих пенсий.

То есть, НПФ в обязательном порядке требуется изымать из оборота свои резервы, тем самым возмещая понесенные убытки.

Про индексацию пенсий смотрите в следующем видеосюжете:

Правительство Российской Федерации представило черновой вариант новой пенсионной реформы, запланированной на 2018 год. В данном обзоре мы постараемся разобрать основные пункты законопроекта, касающегося всех пенсионеров России.

Особых внедрений и инноваций законопроект не подразумевает, однако представители власти заявили, что с 2018 года россияне смогут сами выбирать, какой процент от получаемой заработной платы отчислять себе в пенсионный фонд.

Главные изменения в новой пенсионной реформе 2018 года в России

  1. Данная реформа восстановит накопительные пенсии в 2018 году;
  2. Накопительную часть заменят индивидуальным капиталом;
  3. Государственная пенсия останется;
  4. Россияне будут добровольно отчислять на свои пенсии выбранный процент;
  5. Это может быть от 1 до 50 процентов;
  6. Возраст будущих пенсионеров увеличится.

Изменение системы пенсионных накоплений в 2018 году

По заявлению министра финансов, в 2018 году ожидается принятие нового законопроекта, затрагивающего пенсионные средства. Планируется, что будущие пенсионеры добровольно смогут сами начислять себе пенсионные накопления, причем при действительной необходимости ими можно будет досрочно воспользоваться.

Фомичев по этому поводу высказался негативно: «Граждане РФ не одобрят данный законопроект».

Смотрите также:

В 2018 году произойдет повышение трудовых пенсий

Каждый работодатель обязан уплачивать государству около 20 процентов от заработной платы, 6 из которых являются накопительными. Также напомним, что с 2014 года эти 6 процентов заморожены.

А в новом пенсионном законодательстве Центральный банк (не без помощи Министерства финансов) предлагает заменить эти накопительные проценты индивидуальными пенсионными капиталами (далее – ИПК). Это замена накопительным средствам, которые планируется ликвидировать.

Видео новости о повышении размера пенсий к 2018 году

Новое в пенсионном законодательстве 2018 года — выбор пенсионного фонда

Как описывают многие газетные издания, «Новый проект предполагает увеличить свободу выбора».

Сами представители Минфина заявляют, что в будущем россияне вправе:

  1. Выбирать свой будущий фонд;
  2. Менять этот фонд по желанию;
  3. Выбирать стандартную гарантию или же самому отчислять средства;
  4. Решать, какое количество процентов пойдет на пенсионные средства.

Напомним, что всю эту будущую систему пенсий представители власти называют «добровольной» и заявляют, что это обязательно будет прописываться в самом законопроекте пенсионной реформы 2018 года. Однако всем известно, что за всеми плюсами всегда скрываются подводные камни.

Смотрите также:

Изменения пенсионного возраста в 2018 году: свежие новости и комментарии экспертов

Пока этот закон лишь в разработке, поэтому мы не можем говорить о гарантиях того, что у каждого будет возможность сделать этот выбор (к тому же за этим всегда стоит огромный перечень документов, которые необходимо будет предоставить).

Как говорится, «Поживем – увидим».

Новости пенсионной реформы 2018 — самостоятельный выбор пенсионного фонда

Главные изменения в пенсионной реформе 2018 года

  • Глава банка заявила, что обязательная социальная гарантия, то есть базовая страховая выплата от государства, останется;
  • Будущие пенсионеры будут сами решать, увеличивать или уменьшать свои пенсионные начисления, а от государства будут соответствующие стимулы. Причем, по заявлению Минфина, желающие остаться на базовой социальной гарантии будут иметь полное право это сделать;
  • Свободный выбор будет касаться не только увеличения или уменьшения поступающих пенсионных средств, но и выбор фонда, из которого непосредственно будут распределяться эти средства. Причем они также будут иметь право поменять фонд через некоторое время.

Напомним, что под будущие изменения попадают только начинающие работать или же разительно отдаленные по возрасту от пенсионного. Если же люди преклонного возраста также захотят принять участие в данном проекте, то им необходимо будет предоставить определенный пакет документации непосредственно в сам пенсионный фонд.

Смотрите также:

Прожиточный минимум пенсионера в 2018 году

Реформа пенсионного возраста в 2018 году

Люди преклонного возраста – это извечная тема в государственной политике. Очень сложно установить единый возраст для пенсионеров, поскольку россияне не отличаются долгой жизнью.

К тому же, все эти вопросы настолько щепетильны, что затрагивают не только заинтересованные стороны (пенсионеров), но и сами интересы государства, а в частности экономическую политику.

Увеличение пенсионного возраста в России в 2018 году планируется в соответствии с предоставленными прогнозами об увеличении лет жизни россиян и вместе с тем позволит улучшить качество всей экономической системы.

Увеличение пенсионного возраста с 2018 года

Планируется повысить возраст до 63 лет, как для мужчин, так и для женщин. Более конкретно это было рассмотрено в программе на 2017 – 2018 года о бюджетной политике.

Суть этой программы заключается в том, что каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться лишь на полгода, пока не достигнет необходимой границы. Эта программа не затрагивает нынешних пенсионеров или же людей, достаточно близких к границам такого возраста.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет управления

Курсовой проект

по финансам и кредиту

Пенсионная реформа в РФ

Выполнила: студентка 4 курса

41 группы заочного обучения

специальность:

государственное и муниципальное управление

Ананьина Юлия Федоровна

Проверил:

Старший преподаватель кафедры ГиМУ

Шелюк Евгения Александровна

Архангельск


Введение…………………………………………………………………………...31. Предпосылки к развитию пенсионной системы……………………………...5

2. Пенсионная реформа в Российской Федерации ……………………………12

2.1. Сущность современной пенсионной реформы………………………...12

2.2. Финансовые особенности пенсионной системы в РФ………………...18

3. Современное состояние пенсионной системы……………………………...21

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………………...26


Введение

Пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%)любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. Тем большее значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

80-е и особенно 90-е годы ХХ века – это период массовых реформ пенсионных систем буквально во всем мире. И общее направление, общий смысл этих реформ – переход от широких государственных систем, основанных на массовом коллективном страховании и принципах солидарности поколений, к системам накопительным, основанным на принципе личной ответственности гражданина за свое пенсионное обеспечение и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальный пенсионный счет.

Как подсчитали специалисты, в мире существуют чуть ли не 268 различных пенсионных систем, где самые различные формы сочетания накопительных и распределительных моделей. Если взять конец прошлого века, 2000 год, в мире пять стран перешли на полностью накопительную схему, это Боливия, Чили, Сальвадор, Мексика и Казахстан.

Если с точки зрения самой конструкции пенсионной системы подходить к российской пенсионной схеме, то она имеет свои преимущества. В ней присутствуют составные части, которые есть почти в каждой пенсионной системе. Единственное существенное отличие в том, что пенсионная реформа в России является менее радикальной, чем пенсионная реформа в других странах с переходной экономикой. И это можно считать ее достоинством. Однако уровень пенсионного обеспечения в России крайне низок. В этом ее недостаток.

Второй момент - это то, что в нашей пенсионной системе очень ослаблен страховой принцип. Страховые платежи поступают в распоряжение государства.

И, наконец, третий момент – это сам переход к новой пенсионной системе. Проблема перехода во всех странах стояла очень остро. Где взять средства, которые нужны на переход к накопительной системе, это один из центральных вопросов пенсионных реформ. И зарубежные страны использовали самые разные способы для того, чтобы создать условия для введения накопительных систем. Это и снижение уровня распределительной системы путем ужесточения правил получения пособий, изменение формул начисления пенсий вплоть до выделения бюджетных средств в пенсионную систему для финансирования перехода к новой системе пенсионной системе.

Цель данной работы заключается, чтобы дать анализ пенсионной системы в России.

Актуальность данного исследования заключается в том, что с помощью данной работы мы можем выявить основные тенденции развития пенсионной реформы, а также, базируясь на данной работе, можно дать оценку регулирования пенсионного обеспечения.


1. Предпосылки к развитию пенсионной системы

Пенсионной системе в России, базирующейся на распределительном принципе, присущ ряд серьезных недостатков. Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.

Анализ динамики соотношения занятого трудоспособного населения и пенсионеров нашей страны за рассматриваемый период выявляет ряд характерных тенденций.

Таблица 1

Динамика соотношения занятых и пенсионеров

Годы Численность занятых в экономике, млн. чел. Изменение численности занятых в % К 1992г. Численность пенсионеров, млн. чел. Изменение численности пенсионеров, в % к 1992г. Численность занятых на одного пенсионера, человек
1992 72,1 100 35,27 100 2,04
1993 70,9 98,34 36,03 102,15 1,97
1994 68,5 95,01 36,78 10-4,28 1,86
1995 67,1 93,07 37,13 105,27 1,81
1996 65,9 91,40 37,83 107,26 1,74
1997 65,38 90,68 38,17 108,22 1,71

Приведенные статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 1992 по 1997 г. уменьшилось на 9,3 % (6,7 млн. человек), а численность пенсионеров при этом возросла с 35,2 до 38,2 млн. человек, т.е. на 8,2 %. В результате этого нагрузка пенсионной системы на занятое население возросла с 46 пенсионеров на 100 занятых в экономике в начале переходного периода до 57 пенсионеров в 1997 г.

В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране во многих ранее благополучных по пенсионной нагрузке регионах ситуация осложнилась, и соотношение численности пенсионеров и работающих приблизилось к 50 %, этот рубеж был даже преодолен (в частности, в Республике Карелии – 43,8 в 1992 г. и 56,1 % в 1995 г., Архангельской области – 42,8 и 59,9 %, Еврейской автономной области – 40,9 и 50,7 %).

Для наглядного предоставления структуры пенсионной системы целесообразно более детально рассмотреть динамику численности основных категорий пенсионеров за те же периоды. Как показывает статистика, за пятилетний период общая численность пенсионеров возросла на 7,3 %, или на 2,6 млн. человек, при этом численность получателей трудовых пенсий увеличилась на 7,4 % (2,5 млн. человек), численность получателей социальных пенсий выросла на 25 %, причем численность пенсионеров по труду растет равномерно в каждом году, численность пенсионеров- военнослужащих в течение всего периода ежегодно уменьшалась примерно на 15 – 17% в год.

Вот динамика реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.): в 1990 г. – 80%, 1992 г. – 52%, 1993 г. – 62%, 1994 г. – 58%,1995 г. - 6 %, 1996 г. – 54%, 1997 г. – 53%, 1998 г. – 41%, 1999 г. – 45%, 2001 г. – 47%.

Естественно, были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.

Последствием перечисленных выше процессов явилась катастрофическая деформация финансовой обеспеченности пенсионной системы, при которой уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100-120 % в дореформенный период до 80-85 % в период перехода к рыночным отношениям. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самых назначаемых пенсий.

Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовом динамике составил относительно среднего размера заработной платы: 1990 г. – 41%, 1991 г. – 37%, 1992 г. – 26%, 1993 г. – 34%, 1994 г. – 35%, 1995 г. – 39%, 1996 г. – 37,8%, 1997 г. – 37,2%, 2001 г. – 36%.

Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 2001 г. уменьшилось до 50%. При этом следует подчеркнуть, что в 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребительскому бюджету, а не уровню прожиточного минимума.

За переходный период произошла также глубинная деформация и другого основного принципа построения системы пенсионного обеспечения: связи размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина. В результате введения наряду с инфляционной индексацией пенсий компенсационных выплат произошло снижение реальных размеров отдельных видов пенсионных выплат, резко сузилась дифференциация между максимальными и минимальными размерами пенсий, вновь возникла тенденция уравнительности пенсионного обеспечения. Вместо предусмотренной законодательством дифференциации в пределах 1: 3 – 3,5 она в 1997 г. составляла не более 1: 1,7.

Немаловажную роль в ухудшении пенсионного обеспечения сыграли и применяемые правительственными органами методы борьбы с последствиями инфляционного роста потребительских цен. При этом единственная антиинфляционная мера – проведение индексации пенсии по итогам предыдущих трех месяцев – в условиях галопирующего роста цен не обеспечивала необходимого уровня компенсации потерь и неизбежно привела к дальнейшему снижению покупательной способности пенсий.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх