Сценарий для детей дошкольников «Святочные колядки. Сценки на колядки короткие

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.

Сценарий праздника «Рождественские колядки». Конспект подготовили воспитатели ГБДОУ №47 Колпинского района Аунинг Л.Ю. Шершнева Н.В. Черкессенко И.Ю.

Цели : Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал , использовать в повседневном жизни.

Задачи : Познакомить детей с русским праздником – Колядки.

Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки и др.);

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок.

Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски), сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны,ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение

Предварительная работа : заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя детям о рождестве, о гаданиях, о колядках.

Ведущий :

Поздравляем! Пришли святки

От Рождества и до Крещенья

Заводят люди все колядки,

Дома наполнены весельем!

Ребячий звонкий смех звучит,

А сердце радостно стучит!

В душе особенный настрой

Отметить праздник наш святой!

Дети : Ну а что такое святки?

Вед . : Вы не слышали ребятки?

Праздник это самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки!

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Руку дай скорее друг

Ждет нас всех веселый круг!

Дети исполняют хороводную песню

Ведущий:

Раньше на Руси крестьянин с нетерпением ждал перезимья - когда год кончается, а зиме середка, когда «пробуждается» солнце, останавливается в своем кругодвижении и «поворачивает на лето». На перезимье, что приходится на конец декабря и начало января, ночь росту убавляет, а день растет, да только на «куриный шаг прибывает». В перезимье примечают: если холодная зима и снега много - это предвещает урожай и много хлеба; если земля не промерзла, так и соку не даст - после теплой зимы неурожай; а большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля - к хлебородию. В народе считалось: коли дни на перезимье веселые и счастливые, то и весь год будет таков; а колядный обряд обеспечит хозяйственное благополучие на весь будущий год, особо богатый урожай. Ведь образ коляды представлялся одной из сил могущественной природы и мог ускорить приход тепла. Колядки - это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году. Ставились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами. Исполняли колядки чаще всего деревенская молодежь и дети. Колядки могли иметь и другие названия. Во многих местах России они назывались «овсень», «таусень», «усень». В северных областях России эти песни пелись с припевом: «Виноградье, красно-зеленое мое». «Виноградья» заменяли там колядки и овсеневые песни. Во многих колядках воспевался земледельческий труд. При этом колядующие носили по деревне плуга, сохи, бороны, разбрасывали по полу избы или на дворе яровое жито. Был также обычай ряжения животными - козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли. Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье .

Стихи детей:

1 ребенок: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

2 ребенок: Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Выходят двое ряженых:

Ряженые.
Прикатила коляда,
Коляда-то молода, у-у-ух!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить
Да ребят веселить!

1 ряженый :

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.

2 ряженый:

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога -

Тому полон хлев скота.

1 ряженый:

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку .

2 ряженый:

Кто подарит пирога,
Тому - полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, соломкой пуста.

1 ряженый:

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломкой густа.

Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

ряженые (начинают задавать загадки).

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

Летал Порхан по всем торгам,
На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

В воздухе летит,
На земле лежит,
На дереве висит. (Снег)

Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (Снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Ведущий:

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Дети ведут хоровод.

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

* Из горшка вынимают полотенце.

Полотенце далеко расстилается… ждет тебя дорога, путешествие…

* Из горшка вынимается булка – Мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет

* Из горшка вынимается колечко – Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, ко мне женихи.

* Из горшка Змей Горыныч вынимает пуговицу – будет тебе в этом году, Змей Горыныч, новый кафтан! Носить, не сносить !

Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз.инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монет – бухгалтер, кассир, банкир.

Дети рассказывают стихи:

СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ

1 ребенок:

Ночь. Мороз. Сверкают звёзды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звёзды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

2 ребенок:

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой,

Посреди поляны ёлка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лёд кристаллов

В ветках заиграл.

3 ребенок:

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звёздочкой у ёлки

Светится глава...

Наступает день великий -

Праздник Рождества!

Ряженые.
Прикатила коляда,
Коляда-то молода, у-у-ух!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить
Да ребят веселить!

Дети исполняют хороводную песню:

Ряженые предлагают детям поиграть в подвижные игры:

Игра «Курочки и петушки»
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
Игра «Перетяни веревку»
На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

1 ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!


Евгения Михайлова

Рождественские колядки.

Музыкальные руководители: Михайлова Е. В., Горбатенкова М. В.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Колядки», предоставляющего детям дошкольного возраста уникальную возможность ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Традицией стало проведение «Колядок» в нашем детском саду. Праздник охватывает всех: в нем с удовольствием участвуют дети, педагоги, все сотрудники – это единое театральное действие, где каждый является актером. Проводится праздник сразу после новогодних каникул, поэтому времени на подготовку немного. Выручает в этой ситуации цикличность народного календаря, который дает возможность детям в течение 3 – 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им устный и музыкальный материал, объем и уровень сложности увеличивается с каждым годом. Наработанный материал повторяется, расцветая новыми песнями, танцевальными движениями, инсценировками. Для праздника отобран качественный устный и музыкальный материал, в нем есть место шутке, юмору – это облегчает разучивание и делает действие увлекательным и интересным. Устный материал разучивается воспитателями в группе, музыкальный – на музыкальных занятиях. Подготовка к празднику не занимает много сил и времени у детей, т. к. одно и тоже действие повторяется в разных ситуациях: в группе, в музыкальном зале, около кухни, где дети колядуют. Дети, не посещавшие детский сад накануне праздника, активно участвуют, запоминая фольклорный материал в процессе праздника, с удовольствием используют знакомые танцевальные движения, придумывают новые. Все дети и взрослые одеты в национальные костюмы – это создает настроение, особый колорит, делает праздник ярким и запоминающимся. Календарный праздник – это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению ими фольклорного материала, это возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности без излишних физических и психических нагрузок. Самое главное в празднике – дать ребенку понимание важности добра, щедрости, получения радости от того, что делишься, видишь эмоции и радость другого человека. Испытываешь огромную радость за весь коллектив, когда после проведенного праздника приходят дети, которые радость и впечатления от праздника перенесли в семью, разучив с родителями песенки, с которыми вместе с ними колядовали у знакомых. А это значит – будут жить наши традиции, будут щедрыми, добрыми и неравнодушными наши воспитанники, значит не напрасен наш труд! Для проведения Колядок используется все помещения детского сада: группы, музыкальный зал, коридоры, дети заходят с колядками к друзьям, колядуют у кухни. Праздник проводится внутри детского сада, т. к. в январе на улице очень холодно. Попробуйте провести такой праздник в детском саду и получайте удовольствие от детских эмоций, искренних улыбок и радости!

Цели и задачи соответствуют требованиям ФГОС:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки.

Расширять словарный запас детей, побуждать их использовать в повседневной жизни русские пословицы, поговорки, скороговорки;

Прививать доброжелательное отношение друг к другу через традиции русской народной культуры.

Зал оформлен в виде русской избы: печка, скамейки, стол, накрытый скатертью, на котором стоят самовар, корзиночки с угощением.

Дети, одетые в народные костюмы, подходят к музыкальному залу, стучатся в дверь.

Дети: Дома ли хозяева?

Воспитатель: Никто не отвечает! Нужно еще раз колядки пропеть!

Дети: Коляда, коляда, поехала по дрова,

Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

Задела за кочку – простояла ночку!

Дети: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Хозяйка (открывает дверь, но не впускает колядовщиков):

Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

Дети: У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка: Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети: Коляда – коляда, не дашь пирога,

Мы корову за рога,

Коня за хвост уведем на мороз!

Хозяйка: (открывает дверь) Что вы, что вы, оставайтесь,

Проходите в дом, гости дорогие….!

Воспитатель: Ребята, что желает Коляда?

Дети: Всем здоровья и добра,

И согласия, богатства в наступающем году!

Хозяйка: Ну, спасибо вам, гости дорогие!

Милости просим!

Фонограмма «Коляда»

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, и молодые и пожилые!

Собрались мы с вами для веселушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а вместе с ними и прабабушки.

Приходили на веселые святки.

На песни всем миром да загадки.

Слышится веселая песенка колядовщиков.

Слышите, и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Хозяйка:

Входят колядовщики: Коза, Медведь, исполняют частушки

на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»

Вам веселья озорного,

Вам везенья неземного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Вам питейного, съестного,

Вам душевного, родного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Мы пришли за пирогами,

Мы пришли за кренделями,

Угощайте нас скорей,

Мы запляшем веселей!

Мы пока не объедимся,

Пока не навеселимся,

Мы обратно не уйдем,

Весь ваш дом перевернем.

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Колядовщики: Здравствуйте, хозяева добрые!

1. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

2. Копеечки на конфетки

Или гривенечки на прянички?

Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!

Милости просим! Чем богаты, тем и рады!

Дети угощают ряженых конфетами.



Колядовщики: Ай, спасибо, ребятишки,

За печенье и коврижки!

Одарили вы нас на славу!

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Сценка Козы и медведя

Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь: Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.


(Топает ногами)

Частушки»

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь: Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь: Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Вместе: Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Хозяйка: Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)


Домовенок: Здравствуйте, ребята!

Хозяйка: Здравствуй, а ты кто?

Домовенок: Я – Домовенок Кузя!

Хозяйка: А как ты здесь очутился, Кузя?

Домовенок: Я здесь живу!

Давайте играть, веселиться, плясать.

А как будем играть, подскажет моя волшебная шляпа.


ИГРЫ

В шапке лежат картинки, накрытые платком, какую картинку достает Домовенок, в такую и игру играют дети.

Игра в кругу «Пурга» (2 раза)

Дети встают в круг. Домовенок рассказывает историю и показывает действия, которые повторяют под музыку:

Налетела вдруг пурга, закружила, замела.

Всех девчонок вправо, а мальчишек влево. Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.

Кругом голова идет? Покрутись наоборот!

Кружатся вокруг себя в противоположную сторону.

Прыгать будем как пружинки. Прыгают на месте.

Ловим мы теперь снежинки. Поднимают руки вверх по одной руке поочередно, будто хватают снежинки.

Снежный шарик мы скатаем Делают движения ладошками, будто лепят.

И друг в друга им бросаем. Делают броски вперед, по очереди меняя руки.

Поиграли со снежком, крикнем громко «С Рождеством!»



Из шляпы Домовенок достает картинку «Дед».

Дедкины потешки

Хозяйка: Всегда, в любой деревне был дедушка, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц, поговорок да скороговорок. А вы, ребята, знаете скороговорки, загадки, пословицы. Ну, кто смелый, выходи!

ЗАГАДКИ: (Каждая группа загадывает свои загадки по-очереди, хором.)

1. Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

2. Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

3. Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

4. Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

5. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

6. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

СКОРОГОВОРКИ (Каждая группа рассказывает одну скороговорку)

1. Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

2. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

3. У Сережи в сапожки попали сережки.

ПОСЛОВИЦЫ

Хозяйка: Я начну пословицу, я вы закончите её.

Хором дружно отвечайте: без труда….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда.

Хозяйка: Без труда ….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда

Хозяйка: Делу время - ….

Дети: Потехе час.

Хозяйка: Кто много говорит….

Дети: Тот мало делает.

Хозяйка: Труд человека кормит, ….

Дети: А лень портит.

Хозяйка: Других не суди….

Дети: На себя погляди.

Хозяйка: Друга ищи - ….

Дети: А найдешь – береги.

Звучат гусли

Медведь: Гусли звончатые да яровчатые,

Струны золотые, скоморохи удалые.

В гусли заиграли, ноги заплясали.

Общая пляска (русская народная мелодия)



Медведь: (Заглядывает в шляпу к домовёнку, показывает всем, что она пустая.) Хозяюшка, а не пора ли нам домовёнка Кузю одарить?

Хозяйка: Одарим мы тебя, Кузя, за твои веселые игры да пляски!

Дети угощают Кузю.


Колядовщики: Вместе мы колядовали,

Мы и пели, и плясали,

Очень утомилися,

Низко поклонилися.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что пришли нас поздравить.

Медведь: Спасибо и тебе, хозяюшка, за угощение.

Коза: Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Домовенок: Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Все: Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Звучит русская народная плясовая мелодия - участники праздника уходят колядовать дальше.




Примечание. При составлении сценария использовались тексты традиционных колядок, народные пословицы, скороговорки, поздравления.


Внеклассное мероприятие в начальной школе

«Пришла Коляда, отворяй ворота!»»

МБОУ СОШ №3 г. Липецка им. К. А. Москаленко


Сценарий праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

Цель: приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.

Задачи:

    Познакомить обучающихся с русским народным праздником Коляда.

    Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

    Возрождение русских обычаев и традиций.

    Сплочение детского коллектива

Ход мероприятия.

Выбегают глашатаи с указами.
1-й глашатый.
Гости, велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой Зимой.

2-й глашатый.
Каждый год сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Хором. Непременно все должны быть на празднике зимы. Глашатаи убегают, а на сцену выходят ребята: 1-й
Эй! Спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, играться,
Бегать, прыгать, забавляться.
2-й
Вот и зимушка пришла!
Растворяй -ка ворота!
Пришла и Коляда, да из Красногорода.
3-й
Гости наши дорогие!
Взрослые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
4-й
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними и прабабушки.

Учитель. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.

Выходят дети и читают стихи:

1-й

Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
2-й
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3-й
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Рассказ о славянском празднике «Коляда».


Учитель . Вы уже знаете, ребята, что наши предки были язычниками. Давайте вспомним, что такое язычество? Одним из главных праздников у славян был праздник Коляда. Он был посвящён славянскому языческому богу Коляде. Праздновали его в ночь с 21 на 22 декабря. Это особая ночь – самая длинная в году. Праздник Коляда, который отмечали после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году становилась короче, а самый короткий день - длиннее. С этого момента начинался новый астрологический год, рождалось новое зимнее солнце – Божич Коляда, так называли его наши предки, отсюда и название нашего праздника. Коляда – проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого.

Позднее, с принятием христианства, языческий праздник Коляда слился с христианским Рождеством. Весь период праздников стал называться «святки», которые продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался , под которую клали или . На столе рождественская да . Обязательно на блюде и, , и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и ) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.

Коляда был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца.
В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.


Сценка «Колядки».

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

По стенам зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

1 колядующий.

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

2 колядующий:

Пойдём к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

1-й

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

2-й

Не подашь пирога - возьмём корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

3-й

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, а с зерна по пирогу.

Хозяин Никола:

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка:

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках принимает дары хозяев .

1-й:

Дай Бог тому, кто в этом дому!

2-й:

Вам и плюшек с творогом.

Все:

И детишек полный дом.

Колядующие идут к следующему дому.

Учитель.

Во время празднования коляды проводился также обряд «Кормление мороза». В земледельческой культуре русских крестьян мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. Ведь несвоевременное появление мороза может испортить или полностью уничтожить посевы. Мороза представляли в образе низенького старика с длинной бородой. Называли его трескуном или студенцом или Карачуном. Давайте вспомним пословицы и поговорке о морозе:

    Мороз невелик, а стоять не велит.

    Дедушка мост мостит без топора и клиньев.

    Мороз и железо рвёт и птицу на лету бьёт.

    Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

    Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

    Если бы не мороз, то горох бы до неба дорос.

Чтобы мороз был к людям благосклонным, проводили обряд «кормления мороза». Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при этом произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме по возрасту и статусу - хозяин или хозяйка. В рамках суток кликанье производилось в полночь:

Мороз, мороз, иди кисель есть!
Не бей наш овес, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник.

Мороз, мороз, не морозь наш овес,
Киселя поешь, нас потешь.

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, неминуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

Гадания.

ПОСРЕДСТВОМ ОЛОВА, СВИНЦА И ВОСКА

Льют олово, свинец или воск. Растопив хорошенько, загадывают и выливают в воду; потом, вынув из воды, рассматривают, какое изображение вышло, по нему и угадывают будущую свою судьбу в жизни.

СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ

Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут

говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.

ЧУЖОЕ ИМЯ

Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени - и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.

ГАДАНИЕ СНЕГОМ

Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той

стороне, куда брошен снег; если грубым голосом, то быть гадающей за старым мужем; если же тонким, то за молодым.

ПОЛЕНОМ

Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно

попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с

трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено

попадет суковатое

И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра «Баба Яга».

Дети.

Бабка Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

Баба-яга. У меня живот болит.

(Начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы Баба-яга их метлой не задела. Кого она заденет метлой, того сажает на метлу и забирает к себе в избушку (или отводит в сторонку). Играют до тех пор, пока Баба-яга всех не переловит. А потом все вместе катаются на метле.)

Игра «Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании. 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза,

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, коза.

Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

У медведя во бору

Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.

Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.

На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча , при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

Проводится игра «К нам коза пришла»:

К нам коза пришла, коляду привела.

Сама прошла, всех детей провела,

(говорком) А самого маленького оставила.

Снеговик и Медведь образуют воротики. Через эти воротики дети цепочкой, взявшись за руки, проходят с песней. На слова «А самого маленького оставила» воротики закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

После игр ведущий может загадывать загадки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1.Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2.Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4.Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5.В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу - топ-топ.

(Балалайка).

Ведущий: Молодцы ребята, а теперь послушайте какие пели частушки на Святки.

Девочки поют частушки.

1.Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2.Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

3.Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла -

Я не удержалася!

4.По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

6.Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

7.Мы всегда везде такие -

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

8.Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

9.На столе стоит стакан,

А в стакане - тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

10.Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

Весело играет.

11.У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

ВСЕ: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Пожелания всем зрителям.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

4-й ребёнок

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Учитель.

И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!

Колядки матушки-зимы.Рождественский сценарий. По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей

Хозяева, хозяйки, кошка, собака

Уходят в свои "избы". Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках

Солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами

Символ коляды.

Ведущая.

Вот и матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда, да из Новгорода.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ведущая.

Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Выходила свет Сергевна,

Собирала жемчуг себе на серьги,

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога

Возьмем корову за рога!

Подашь пирога

Будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша

Девочка с большой кошелкой в руках

Принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1-й ребенок.

Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

2-й ребенок.

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая.

Пойдем колядовать к дяде Николаю.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют.

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Николин двор

Железный тын,

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему

Красно солнышко,

Во втором терему

Светел месяц,

Во третьем терему

Часты звездочки.

Красно солнышко

То хозяюшка,

Светел месяц

То хозяин тут,

Часты звездочки

Малы детушки.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок

Доставайте пятачок!

Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.

Ведущий.

Может, крепко спит дядя Николай?

Давайте ему еще колядку споем.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.

Кто тут орет,

Спать не дает?

Колядовщики!

Николай.

И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие (хулят говорком).

Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова

И та не здорова,

один был петух

И тот хлопотух,

одна была кобыла

И та бога забыла.

Ребенок.

У скупого мужика

(показывает на дом Николая),

Родись рожь хороша

Колосом пуста,

Соломой густа.

Все идут к другому двору с песней "Овсень, овсень". У Иванова двора останавливаются.

1-й ребенок.

У Ивана на дворе да три терема.

2-й ребенок.

Сам Иван

Господин светлый месяц.

3-й ребенок.

Красно солнышко

Его Варварушка.

4-й ребенок.

Часты звездочки

Его детушки.

На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках.

Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощение

Сыр да печенье.

Хозяйка.

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики берут все, укладывают в мешок.

Колядовщики.

Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас, с рублем и полтинничком.

Вам на потешки, нам на орешки.

1-й ребенок.

Иван Ивановичу житья сто лет!

2-й ребенок.

Его женушке

Всегда здравьице!

3-й ребенок.

И всем деточкам :

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело,

И скотина не болела!

Ведущая.

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.

Дети подходят к дому тетушки Арины.

Тетушка Арина, пусти погреться!

Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме.

Хлопья белые летят

Холоднее стало,

Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Дети читают стихотворение А. Прокофьева.

Кто на горке, на горе,

На широком на дворе?

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу,

На горку

Бух! Захватывает дух!

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: "Частушки".

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка

Три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем

Молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Девочка.

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.

Пояснение.

Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание

Знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения данного сценария может быть следующим.

Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.

Колядовщики.

Коляда, коляда, святое Рождество.

Разрешите, хозяева, коляду.

Девушки.

Разрешаем, будем рады спеть.

Колядовщики.

Мороз велик, стоять не велит!

Девушки.

Мороз, мороз! Не морозь наш овес.

Проходите в дом, гости дорогие.

Колядовщики.

Как Христово Рождество

Подкатилось под окно.

Наша-то колядка

Не мала, не велика.

Под окошком шьет,

Пирожки подает.

Тут в хозяйском домку

Дадут оладью в медку.

1-й колядовщик (говорком).

Кто даст пирога

Тому рожь густа,

С зернышка пирог,

С полузернышка

Блинок.

2-й колядовщик (выкрикивает).

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

3-й колядовщик.

Кто не даст пирога

Тому куричья нога,

Да лопата, корова горбата.

Чем вы нас, девушки, одарите?

(Спрашивают по очереди).

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривенники на пряники?

Девушки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

(Девушки наперебой загадывают загадки).

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке

Щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

Колядующие.

А теперь от нас загадка,

Вы скажите нам отгадку.

Не отгадаешь

По прянику дашь.

Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

Девушки ответить затрудняются.

В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

Топ-топ.

(Девушки отвечают: "Балалайка").

Колядовщики.

Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх