Больше чем скорочтение курс. Что такое скорочтение: полезные советы и упражнения для развития скорости чтения

Проще всего сравнить скорочтение с употреблением пищи. Точно так же, как мы употребляем белки, жиры, углеводы и витамины, мы употребляем письменную информацию. Читая быстро, мы сокращаем «время обеда», но в некоторых случаях это не имеет смысла.

Кроме калорий и пищевой ценности, в еде есть множество других удовольствий. Мы же не пытаемся проглотить на скорость ресторанное блюдо, приготовленное шеф-поваром, оформленное по всем правилам на сервированном столе. Скоростное чтение художественной литературы выглядит так же странно, если вы, конечно, не студент филфака, которому нужно закачать в себя за семестр длинный список литературы.

Нужно в деловых целях, в учебных. Когда мы говорим «чтение» в этой статье, мы подразумеваем чтение учебной или деловой литературы, профессиональных текстов и новостей. Средняя скорость чтения обычного человека - около 800 знаков в минуту с учётом коэффициента запоминания. Насколько его можно увеличить?

Деловое скорочтение тоже бывает разным:

  • Аналитическое - самое сложное. Нужно освоить и понять новые парадигмы, принципы, подходы. Для этой информации ещё не сформирована структура усвоения, мы не знаем, как её использовать и как классифицировать. Это самое медленное чтение, потому что эту информацию нужно серьёзно обдумывать. Моя скорость - 3 100 знаков в минуту.
  • Ознакомительное - простое и понятное чтение. Система знаний по данному предмету в нашей голове уже есть, мы просто добавляем новые факты, понятия и точки зрения. Сюда же относятся все новости и истории. Быстрое чтение. Раза в полтора-два быстрее аналитического. Моя скорость - 4 800 знаков в минуту.
  • Поисковое - самое быстрое чтение. Поиск необходимой информации в большом массиве текста. Подходит для восстановления знаний в голове. Скоростное чтение, в 4–5 раз быстрее аналитического. Моя скорость - 14 000 знаков в минуту.

Преимущества вроде бы очевидны. Приведённая скорость - с учётом коэффициента запоминания. После каждого теста задаются вопросы, чтобы проверить, какая информация осталась в голове.

При этих объективных преимуществах скорочтения я встречаю «доказательства» того, что . К сожалению, эти утверждения пропагандируются людьми, которые или не владеют скорочтением, или попытались освоить, но не смогли. Классическая история: «Пастернака не читал, но осуждаю».

Что делать, чтобы полюбить скорочтение

Представьте себе дошкольника, который с умным видом утверждает, что чтение по слогам - гораздо более осознанный подход, нежели чтение по словам. Оно позволяет вдумчиво воспринимать каждое слово, слушать его звучание. Смешно? Вот так же выглядит человек, который доказывает, что медленное чтение по словам лучше скорочтения.

Конечно же, скорочтение не сработает, если вы научитесь просто поглощать текст. Чтобы быстро читать, одной способности быстро загружать текст в мозг недостаточно. Скорочтение - это комплекс навыков по обработке письменной информации. Что ещё нужно уметь, чтобы скорочтение стало для вас полезным и любимым инструментом?

Задавайте вопросы

Базовый навык, без которого вообще бесполезно читать. К чтению нужно готовиться. Если мы читаем без вопросов, то информации не за что зацепиться, она проходит мимо нас. Вопросы - это крючки, которые мы расставляем на пути информации. Наша задача - выловить смыслы. Благодаря вопросам мы погружаемся в чтение осознанно, фокусируемся не на процессе, а на цели.

Спросите себя: «Что я хочу найти в этой книге? Какие действия я собираюсь совершить после её прочтения? Что я хочу научиться делать по-другому? Чего мне не хватает?»

Тренируйте память

Количество информации, которая остаётся в голове, не зависит от скорости чтения. Поэтому странно звучит утверждение, что после скорочтения в голове оседает мало информации. Позволю спросить, а много ли мы запомнили из последней , прочитанной с обычной скоростью? Сможем ли мы пересказать её содержание или основные тезисы? Чтобы информация укладывалась в голове, нужно развивать память.

Есть сотни упражнений, которые помогают нам удерживать в голове новые знания. Есть механики, которые фиксируют новые слова, образы, данные.

Тренируйтесь, даже если не собираетесь осваивать скорочтение: сильная память всегда поможет в жизни. Сделайте своей привычкой упражнение «30 секунд»: научитесь формулировать ключевые мысли любого информационного обмена за 30 секунд.

Так ваше внимание будет всегда сосредоточено на том, чтобы запомнить важные смыслы и привязать их к существующей системе знаний.

Концентрируйтесь на тексте

Наши умственные способности на текущий момент имеют предел. Мы можем удержать в голове ограниченное количество мыслей. Обычно чтение замедляется, а запоминание снижается, потому что нас постоянно отвлекают посторонние мысли. Если мы научимся контролировать внешние раздражители и концентрироваться на тексте, то в голове останется гораздо больше информации.

Внимание рассеивается, когда нам или скучно, или тревожно. Чтобы сконцентрировать внимание, нужно выйти из этого состояния.

Остальные упражнения на концентрацию внимания можно легко найти в литературе и интернете.

Мыслите параллельно

У всех нас есть зачаточное двухканальное мышление. Мы можем разговаривать по телефону и размышлять, куда повернуть на перекрёстке. Можем строить планы на завтра и готовить обед. Но мы не развиваем эту способность, а ведь можем использовать её на полную катушку: одновременно читать и обдумывать текст с высокой скоростью. Если вы читаете быстро, но не успеваете обдумать, то, конечно же, теряете смысл написанного.

Со временем вы прокачаете второй канал мышления, и при чтении одной книги у вас появится возможность читать и обдумывать одновременно.

Возвращайтесь к прочитанному

Что делать, если информация слишком сложна для восприятия на ходу? Обычно мы останавливаемся и обдумываем непонятный текст. Такие остановки тормозят чтение в целом, потому что нужно каждый раз разгоняться с нулевой отметки. При этом нам всем знаком принцип тетриса, когда непрерывные действия становятся всё быстрее и быстрее. Как не терять ни скорость, ни информацию?

Для меня - это чтение с карандашом. Не нужно спотыкаться на каждой интересной мысли, а потом снова разгоняться. Достаточно отметить интересные места, требующие осмысления, на полях и вернуться к ним после «скоростного подхода».

Просеивайте текст книги через свои вопросы. Когда вы наткнётесь на ответы, которые нужно обдумать, просто отметьте их, не нужно обдумывать сразу. Перечитаете их потом - так вы затратите гораздо меньше времени.

Используйте полученную информацию

Это продолжение предыдущего правила. Подавляющее большинство читателей не возвращаются к прочитанному материалу, не используют его в жизни. Много читают, но мало делают. Таким людям скорочтение не поможет, пока они не изменят модель поведения.

Мало кто из нас превращает информацию в результат. Неважно, с какой скоростью была прочитана книга, статья или новость. Мы страдаем информационным ожирением: получаем информацию и не используем её, не превращаем в знания и действия. Похоже на человека, который поглощает сладкое и мучное, получает огромные энергетические дозы, а сам сидит на диване. Но ведь есть люди с высоким метаболизмом: хоть ночью съест шоколадку, а у него ничего нигде не отложится.

Как повысить информационный метаболизм? Нужно применять на практике цепочку трансформации информации. Чтение должно иметь смысл.

  • Информация, не ставшая знанием, не имеет смысла. Информацию в знания превращают вопросы, с этого правила мы начали.
  • Знание, не ставшее действием, не имеет смысла. Знание в действие превращает цель. Что мы хотим изменить с помощью информации, чего добиться?
  • Действие, не ставшее полезным результатом, не имеет смысла. Действие в результат превращает воля и дисциплина. Создавайте свои привычки.
  • Результат, не принёсший удовлетворения, не имеет смысла. Результат в удовлетворение превращают ценности. Соответствует ли полученный результат нашим внутренним ценностям?

Если есть потребность в конкретной информации, цели и ценности, тогда скорочтение - нужный и полезный навык. Если вы готовы перерабатывать и усваивать большое количество смыслов, значит, вам понадобится умение быстро читать.

Чтобы быстро читать, вам нужно уметь:

  1. Задавать вопросы.
  2. Запоминать.
  3. Сосредотачиваться.
  4. Мыслить параллельно.
  5. Возвращаться к прочитанному.
  6. Использовать информацию.

Чтение – это один из самых быстрых и древних способов получения накопленных че-ло-ве-чест-вом зна-ний. Вы читаете прямо сейчас! И это, казалось бы, обыденное явле-ние поистине уди-ви-тель-но. Из всех живущих на Земле существ возможность пе-ре-да-вать свои мыс-ли сквозь поколения есть только у людей. И это дает людям ко-лос-саль-ное эво-лю-цион-ное преимущество. Дело в том, что передать будущим по-ко-ле-ни-ям свой опыт на уровне генома можно только в отношении примитивных по-ве-ден-чес-ких реак-ций. Именно поэтому в эволюционном процессе усложнения ор-га-низ-мов вы-ра-бо-тал-ся ме-ха-низм обучения. Взрослые особи стали обучать молодняк . Но бла-го-да-ря воз-мож-нос-ти фик-си-ро-вать свои мысли в виде символов люди могут не-по-средст-вен-но учиться у великих. Вы можете читать Достоевского, Шопенгауэра, На-по-лео-на и дру-гих ве-ли-ких людей прошлого, а не только учиться жизни у ал-ка-шей и быд-ла с со-сед-не-го подъ-ез-да.

К сожалению, возможностью читать пользуются далеко не все. И это очень печально. Но это мож-но использовать! Чем меньше читают остальные, и чем больше читаете Вы, тем ве-ро-ят-нее, что имен-но Вы будете говорить остальным, что делать. Только не нужно про-во-дить пря-мой кор-ре-ля-ции. Это не единственный фактор! Но информация дает пре-иму-щест-во в кон-ку-рент-ной борьбе, а чтение – это и есть получение информации. И с каж-дым днем этой ин-фор-ма-ции становится все больше и больше. Если ещё в XVIII–XIX ве-ках че-ло-век, про-чи-тав-ший 300–350 книг, уже мог считаться интеллигентом, человеком вы-со-ко-об-ра-зо-ван-ным, то уже в XX ве-ке товарищ Сталин читал по 1 книге в день .

Именно всевозрастающие объемы информации вынуждают людей искать способы её бо-лее быс-тро-го по-лу-че-ния. Таким способом является скорочтение. Им пользовался один из са-мых из-вест-ных американских президентов Джон Кеннеди . Он настолько це-нил этот метод, что при нем даже отправляли членов администрации президента в пер-вую в ми-ре шко-лу скорочтения, основанную в 1958 году Эвелин Вуд. Хотя в таких за-ня-ти-ях нуж-да-ют-ся не все. Например, Максим Горький обладал способностью фе-но-ме-наль-но быс-тро читать без всяких спе-циа-ли-зи-ро-ван-ных школ. Но, если у Вас нет та-ко-го та-лан-та, это ещё не значит, что Вы не можете добиться таких же результатов тя-же-лым тру-дом. И вот именно то, насколько эффективно скорочтение, а так же то, как ему мож-но обу-чить-ся, мы и со-би-ра-ем-ся выяснить в этой статье.

Эффективно ли скорочтение?

Существует достаточно много различных методологических указаний по реализации тех-ни-ки ско-ро-чте-ния, но они все фокусируются на двух основных показателях: скорости и ус-вояе-мос-ти про-чи-тан-но-го. На самом деле, исследования показывают, что ско-ро-чте-ние – это ско-рее просматривание, нежели чтение , поэтому умение фо-ку-си-ро-вать вни-ма-ние, струк-ту-ри-ро-вать и запоминать ключевые моменты текста – это ключ к эф-фек-тив-но-му ис-поль-зо-ва-нию скорочтения . Конечно, если нужно вникнуть де-таль-но в на-пи-сан-ное, как в случае с учебным пособием, то тут ни о каком ско-ро-чте-нии не мо-жет быть и речи, тут скорее надо использовать «медленочтение». По-че-му? По-то-му, что ско-ро-чте-ние подразумевает опущение незначительных деталей .

Есть ряд школ скорочтения, которые утверждают обратное. Дескать, можно читать чуть ли ни ты-ся-чи слов в минуту, не упуская никаких деталей, но контролируемые ис-сле-до-ва-ния, к сожалению, не подтверждают этих утверждений . С другой стороны, ког-да че-ло-век читает немного быстрее обычного, то его понимание текста и объем за-по-ми-нае-мой ин-фор-ма-ции возрастает , и это обусловлено именно повышением вни-ма-ния чте-ца. По-это-му отвечая на поставленный в заголовке вопрос, можно сказать, что ско-ро-чте-ние эф-фек-тив-но до тех пор, пока способность человека концентрировать вни-ма-ние адек-ват-но его ско-рос-ти чтения. Именно поэтому вместе с тренировкой ско-рос-ти чте-ния не-об-хо-ди-мо тренировать и способность усваивать прочитанное.

Методология обучения скорочтению

Скорость: развитие этого качества лежит в области сосредоточения, фокуса зрения и вос-прия-тия. Со-сре-до-то-че-ние означает, что человек должен быть сфокусирован на чте-нии. С этой це-лью необходимо пальцем водить под строчками, чтобы глаза не раз-бе-га-лись по все-му листку. Фокус зрения определяет то, сколько слов одновременно ви-дит че-ло-век. Скорочтение подразумевает одновременное восприятие нескольких слов, как це-ло-го, как че-го--то монолитного. Точно так же, как человек не читает слова по сло-гам, мож-но на-учить-ся чи-тать не по словам. Именно в этом помогает последний пункт – вос-прия-тие. Не-льзя про-го-ва-ри-вать слова в голове! Чтобы всему этому нау-чить-ся, на-до про-бо-вать. Пытайтесь сначала захватывать по 2 слова, по-том по 3, по-том по 4, мож-но использовать таблицу Шульте, и кон-цент-ри-руй-тесь на том, что-бы не про-го-ва-ри-вать их про себя.

Усвояемость: это качество необходимо развивать отдельно от скорости, вернее па-рал-лель-но. С этой целью тренируются такие качества, как концентрация внимания и за-по-ми-на-ния. Кон-цент-ра-цию внимания можно тренировать очень разными способами, на-при-мер, вдум-чи-вой концентрацией на совершенно неинтересных предметах, таких как се-кунд-ная стрел-ка. Человек просто осознано следит за движением секундной стрел-ки по 5–10 ми-нут под-ряд, стараясь не отвлекаться на посторонние мысли. Для тре-ни-ров-ки за-по-ми-на-ния нуж-но учить-ся искать в тексте слова–триггеры, которые от-ра-жа-ют его ос-нов-ную суть, а по прочтению текста пересказывать себе, что Вы из него ус-вои-ли. Так же Вы мо-же-те использовать другие ме-то-до-ло-ги-чес-кие указания из книги Ба-ра-но-вой «Ско-ро-чте-ние. Для студентов, менеджеров и заядлых читателей». Их там мно-го и на лю-бой вкус!

Скорочтение существовало еще до того, как мир «заболел» повышением личной эффективности. И на фоне целей «Х книг в год», которые ставят многие предприниматели и менеджеры, оно снова актуально. Но действительно ли полезно? Не перестанете ли вы получать удовольствие от чтения или понимать прочитанное? Как научиться читать быстро и сколько книг в год можно прочитать? Мы опросили несколько наших читателей, которые прошли курсы скорочтения, и попросили тренера посоветовать несколько методик, которые можно освоить самостоятельно. И мнения получились очень разные.

Скорочтение — это навык, который позволяет быстро читать. Качество усваивания информации при этом не теряется — считается, что человек все так же понимает прочитанное и запоминает. При стандартной скорости 120−180 слов в минуту, скорочтение позволяет ускориться до примерно 600 слов. Популярно оно среди тех, кто работает с большим потоком информации и кто хочет узнавать больше за меньшее время.

«Некоторым книгам нужна скорость улитки»

— В прошлом году я за полтора месяца прошла видеокурс по скорочтению. Я хотела больше успевать, а еще заметила, что иногда вроде читаю, а голова в другом месте. Хотелось проработать концентрацию.


Директор SMM-академии Rocket

Сперва был вводный блок про составляющие чтения — скорость, внимание, понимание и так далее. Потом перешли к техникам (Zorro, «Торнадо», например). Это был самый сложный блок, потому что каждую технику рекомендуется отработать на 300 страницах. А это требует усидчивости и времени, но тем не менее я отрабатывала, хотя, честно говоря, в меньшем объеме. На курсе было три замера скорости чтения. Это помогало оценить прогресс.


Фото с сайта od.vgorode.ua

Я точно не пожалела. Очень помогает в профессиональном развитии и фильтровании информации, учишься быстро оценивать, стоит ли читать новую книгу или статью. После окончания курса старалась применить навык везде и всегда. Скорость чтения выросла примерно в 2 раза. Что касается статей и любой профлитературы, то скорее даже в 3.

Но я считаю, что не всегда стоит использовать скорочтение. Например, сейчас я читаю «Антихрупкость» Нассима Талеба. Там не то что скорочтение не нужно — там нужна скорость улитки, чтобы осознавать каждое слово. Также не использую навык в полную силу при прочтении художественной литературы, когда я отдыхаю, а не читаю с какой-то целью. Но при этом новую книгу Игоря Манна, например, могу прочитать за час-два, поняв все самое главное, используя фишки.

Иногда мне кажется, что навык и не нужен. Я думала, что буду читать ну очень быстро. Но потом поняла, что это не для меня. Мне неинтересно рассказывать всем в Инстаграм, как я прочитала 300 книг за год. Я лучше прочитаю 50, но вынесу из них максимум. С другой стороны, кроме книг я поглощаю еще много другого контента.

«Читал по книге в день»

— Жажда познания — страшная вещь. Я решил освоить скорочтение, когда понял, что в мире такое количество интересных книг, что я за жизнь не успею их прочитать. Изучал самостоятельно. За основу взял книгу Тони Бьюзена «Учебник быстрого чтения» и статьи из интернета.


Руководитель travel стартапа

Начал 4 года назад, когда учился в университете. Результат появился уже спустя 3−4 месяца. Сначала я читал бумажные книги, потом купил Kindle, и скорость увеличилась еще на процентов 30% из-за того, что в электронной книге отлично продумано поле для чтения. В 2014 году я прочитал 45 книг, а в 2016 — уже 302, практически по одной в день. Как и любой навык, скорочтение приобретается через постоянные тренировки. Основные правила, которые я усвоил:

1. Не проговаривать текст. Нужна концентрация на книге и отсутствие внешних раздражителей. Поэтому я старался не читать в транспорте, а делать это в спокойной обстановке. Так и зрение не посадите.

2. Не возвращаться к прочитанному. Это сложно, всегда есть желание перечитать, обдумать, однако это в разы снижает скорость из-за того, что глаза делают «возвратные движения». С этим борются, провожая текст ручкой, пальцем или карандашом. Со временем вы привыкнете и будете читать без указки.

3. Увеличивать поле зрения, чтобы за одну остановку взгляда захватывать больше слов в строке. Чем меньше взглядов по строке, тем выше скорость и меньше утомляемость.

Есть много других правил, но суть их в том, что вы оптимизируете процесс чтения и устраняете временные потери. Я использовал только эти три, стараясь с каждым разом читать быстрее.


Но с быстрым чтением как и с иностранными языками — без использования навык пропадает. Сейчас я читаю меньше и медленнее, хороших книг на новые темы появляется мало. Тем не менее, в умении быстро читать я вижу только плюсы. Вы узнаете больше за меньшее время, в прямом смысле начинаете быстрее соображать. Каждый прочитанный абзац выстраивает в мозге новые связи, и вы быстрее усваиваете информацию. Вы учитесь с первого взгляда оценивать качество книги или статьи в интернете. До четверти книг, которые я начинал, я бросал уже на 50 странице из-за низкого качества материала и «воды».

«Так и не понял, как это должно работать»

— Я учился скорочтению в образовательном центре, по 1 часу 2 раза в неделю 3−4 недели. Это была небольшая группа около 10 человек, преподаватель объяснял методику, мы читали тексты и проходили тесты на скорость и понимание.


Криптоивестор и трейдер

Я думал, что этот навык работает как скоростная печать — тот же эффект, только вместо двух пальцев используешь десять и вслепую. Оказалось, что результат иной. Я выхватывал отдельные слова из предложения и более менее понимал, о чем текст.

Я поднял скорость чтения раза в 2−3. Но технику я не использую, читаю по старинке. Я не до конца понял, как это навык должен на самом деле работать. Технику мне показали, а что при этом в голове должно происходить — не объяснили. Жалею, что так и не научился ею пользоваться.

«Развеял миф, что в школе учат правильно читать»

— Я учился скорочтению давно — в 2008 году. Мне было интересно попробовать что-то новое. Цена вопроса была невелика, а у меня всегда была проблема с запоминанием прочитанного. А читал я немало.

Дмитрий Иванович
Экономический обозреватель

Было около 10 очных занятий дважды в неделю по выходным. Еще нам давали методическую литературу, домашние задания, диск для отработки техники «ритм-стук». После курсов я еще порядка 3 месяцев тренировался сам.

В результате я увеличил скорость чтения обычной (не технической) литературы с 60 до 150 страниц в час при качественном улучшении запоминания. И это не предел. Я развеял миф о том, что нас правильно учат читать и запоминать в школе.

Потом я прошел еще и курс тренировки памяти и скажу одно — методики преподавания устарели до невозможности. Зубрежка и чтение по строкам с проговариванием слов — это даже не каменный век, а куда более ранняя эпоха. Без тренировки старые техники, которыми нас «долбят» в школе, начинают возвращаться. Сейчас потребности в такой скорости чтения уже нет, но навык трансформировался в подобную работу с цифрами — очень помогает искать ошибки в данных. Но главное не в этом. Курс показывает, что на самом деле пределы наших возможностей далеко не раскрыты.


Именно этот курс помог лучше понять механизм интуиции — преподавался один метод чтения, который предполагает передачу полного доверия мозгу самостоятельного поиска важнейшей информации на странице. В жизни это работает аналогично. Мозг работает намного быстрее, чем мы себе представляем, но мы сами наставили ему искусственных барьеров, и он пока их преодолевает, скорость падает катастрофически.

До курсов скорочтения стоит пройти курсы тренировки памяти — будет очень полезно использовать приемы одного курса в другом именно в такой последовательности. И да, мой путь в мир статистических данных начался именно с этих курсов.

«Спустя время скорость вернулась на круги своя»

— Курс я проходил более 10 лет назад. Продолжительность курса составила 3 месяца, 168 академических часов обучения в аудитории, а также ежедневные самостоятельные занятия дома по 1−2 часа.


Основатель музея архитектурных миниатюр «Страна мини»

Самым сложным было вечернее упражнение — смотреть на точку в центре страницы и затем сразу же заснуть. Причем отбой не позже 23:00, что для меня, совы, было вдвойне сложно.

Обучение я прошел дисциплинировано, но к сожалению, нет волшебной пилюли, после чего ты начинаешь читать и усваивать информацию в разы быстрее. У всех участников группы были разные результаты. Спустя время все возвращалось на круги своя, скорость чтения падала, а из профита остался только более широкий угол периферического зрения.


Сертифицированный тренер по скорочтению для детей и взрослых, книжный блогер, автор курса эффективного чтения Just Reading

— Основные запросы, с которыми ко мне приходят, — развитие личной эффективности, хорошей памяти, быстрого ума и концентрации. Это школьники и студенты, предприниматели и учителя, юристы и ИТ-специалисты. В общем, все, кто постоянно развивается и работает с большими потоками информации.

Обучаться скорочтению можно и онлайн, главное сделать процесс комфортным, внедрить навык в образ жизни. За первый месяц идет самый большой скачок — увеличение скорости в 2−3 раза, далее ускорение более плавное. Сложнее всего поддерживать регулярность. Первый месяц нужно тренироваться каждый день.

При ответственном подходе каждый увеличивает скорость чтения. Например, спустя несколько месяцев одна из моих учениц читает по паре книг в неделю и не планирует останавливаться на этом. При регулярном чтении скорость не падает. Я люблю сравнивать этот навык со спортом — для результата важен системный подход.


Фото с сайта krasfolk.ru

Частый стереотип — мнение, что этот навык не подходит для художественной литературы. На самом деле есть и универсальные методики. Для скорочтения не подходят сложные книги, в которых много незнакомых для вас терминов. Плохое усвоение информации — тоже миф, потому что понимание смысла является важным блоком обучения. Кроме того, навык не «железный» — мы сами выбираем, какими техниками и скоростями читать.

У каждого есть «тормозы», которые мешают читать быстро:

  • Проговаривание текста слух или внутренним голосом
  • Регрессия — возвраты к уже прочитанному
  • Слабо развитое периферическое зрение
  • Скудный словарный запас
  • Плохая концентрация и внимание

Проработав эти тормозы, мы уже увеличиваем скорость чтения. Вот несколько методик:

«Шаблон». Это упражнение на работу с регрессией. Сворачиваем пополам лист А4 и накрываем уже прочитанную часть текста. Так мы блокируем возможность перечитывать, уходит вредная привычка. Прочитайте так минимум 20 страниц.

Чтение фиксациями. На каждый удар звучащего ритма метронома бросайте взгляд на начало, середину и конец каждой строки. Пробуйте за каждую фиксацию взгляда охватывать как можно больше слов. В будущем метроном не понадобится. В этой технике рекомендую прочитать парочку книг, чтобы алгоритм успел усвоиться.

Задом наперед. Читаем текст «тарабарским» способом, то есть справа налево. Это способствует развитию мышления, внимания и способности концентрироваться, мы привыкаем считывать смысл при быстром просмотре.

Обычно курсы скорочтения уделяют много внимания механистическим упражнениям - расширением угла зрения, подавлению артикуляции. Я же решил добавить курс своими разработками, часть которых касается психологической возгонке перед чтением.

Я утверждаю, что каждый из взрослых людей обладает навыком скорочтения. Нужно лишь разбудить в себе нужный навык. Обратите внимание на тренинг, расположенный по это .

кеСреты бострыго щоглопения

Сгществует мноуо пут нмого птуей бсытро йанти нужную инофрмацию в инкге Вот нткоеорые из рпиемов

    Испьлозуй оглваление кинги жоМет быть удтсася арсзу йанти унжную галву

    Залгяни в кноец инкги жоМет быть там есть солварь и раюъяснязтся пенонятные солва

    гробеПись лгазами по репвой алгве или двевению оМжет быть эта нкига пвсоящена не той темкеати

Держу пари, что вы поняли смысл в написанной выше абракадабре. Я всего лишь переставил некоторые буквы местами и убрал знаки препинания.

Многие из занимающихся скоростным чтением воспринимают подобные тексты за фокусы - мол ни чего странного, можно читать текст и ладно. Я же вижу, что можно извлечь совершенно другой вывод - наш мозг постоянно ищет смысл в окружающей нас реальности. Мозг находит смысл буквально во всем. Он пытается найти смысл даже там, где его нет. Например, на вот этих , в игре теней, человеческий мозг обнаружил марсианских сфинксов, и остатки прежних цивилизаций.

Можно извлечь очень простой вывод из всего сказанного. Для того чтобы повысить скорость чтения в разы, нужно запрограммировать подсознание на поиск нужной информации и поставить четкую цель.

Другие способы, позволяющие здесь и сейчас увеличить скорость чтения, можно почерпнуть из видеокурса "Больше, чем скорочтение ". К курсу приложена книга посвященная скорочтению и активизации мышления, компьютерные тренинги, аудиокнига. В курсе содержатся видеотренинги, которые демонстрируют те упражнения, которые я пробовал на себе и могу рекомендовать другим.

Если вы знаете что искать,

то скорость поиска возрастает в десятки раз!

Фокус внимания (угол зрения) читателя меняется в зависимости от того, на сколько ему знаком текст. Чем больее знаком текст и понятна выполняемая задача, тем фокус внимания шире - и тем больше буквенной информации он может воспринимать за раз. Чем более поставленная задача незнакома, тем фокус зрения уже.

Если вы знаете что искать, то скорость поиска возрастает в десятки раз!

Если читатель хотя бы примерно представляет, что ищет, то скорость чтения технического текста растет в разы, потому что подсознание настраивается на поиск и помощь сознанию. Убедитесь в сказанном при помощи следующего флеш тренинга

Предустановка и восприятие текста

Один и тот же предмет может восприниматься как значимый, так и нейтральный, в зависимости от предустановки.

    Например, мы видим лохматого пса…. волкодава… добродушного…. но с белым оскалом…

    Или так: Вы смотрите романтический фильм о двух влюбленных, путешествующих на борту большого корабля… Титаника.

    Или вот: чтобы показать, что все, что случается в этой жизни – к лучшему, режиссер показывает клерка, 11 сентября 2001 г. опоздавшего на работу в офис, расположенный… в одной из башен- близнецов

Чувствуете, как значительно меняется характер восприятия в зависимости от предустановки и количества поступившей информации? Попробуйте понять, как происходит изменение картинки с мажорных тонов на минорные. Особенно хорошо это удаётся при чтении анекдотов или при просмотре смешных подписей к « воображалкам».

Поняв, как происходит переход в состояние «я в ударе», Вы потом сможете произвольно вызывать его.

Выписать слова на клочках бумаги. Загадать определенное слово. Перемешать бумажки. Попробовать за несколько сканирующих движений глаз найти нужное слово. Как только Вы найдете нужное слово, определите, как Вы нашли его! Запомните это состояние. Теперь, во время чтения с выстукиваемым ритмом, сознательно вызывайте состояние, в котором Вы пребывали в момент нахождения нужного слова.

Чтение – это процесс восприятия. Поменяв восприятие, человек меняет подход к информации. Получение идей – это тоже процесс восприятия. Восприятия окружающего мира и его возможностей.

Другие компьютерные программы на тему скорочтения:

  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Ответы на вопросы покупателям моих книг и курсов

Спасибо всем, кто купил мои книги. Спасибо написавшим мне письма с вопросами. Спасибо тем, кому мое творчество понравилось. Неожиданно для себя я узнал, что мои тексты имеют терапевтическое воздействие и помогают от хандры.

Сегодня я отвечу на ядовитые вопросы подписчиков. Итак:

Что скрывается за маркетинговыми названиями моих книг.

Конечно, к каждой книге придумываются свои завлекающие названия. Если книгу назвать "Простая трансовая техника", то будет не запланированный резонанс. Гораздо лучше ее назвать "Приведи мысли в порядок", потому что именно эта цель преследуется трансовыми техниками.

Почему я пишу на продажу?

Друзья, я долгое время не мог взяться за клавиатуру и продавать то, что написал. У меня не было внутренней уверенности в том что я пишу. После того, как я понял, что повторяю нескольким знакомым одно и то же, я осознал, что говорю это честно и значит могу описать в бумаге.

На жизнь я зарабатываю совершенно другими способами - я создаю Интернет проекты. Самосовершенствование и самонаблюдение - это мое хобби.

Потратив на рефлексию и самоанализ неделю я считаю, что получаю продукт гораздо более качественный, нежели бесплатные и не систематизированные тексты.

А слабо раздать бесплатно?

Нет, не слабо. Читайте не систематизированную информацию в рассылках и моем блоге. Разница небольшая - в том, что в бесплатно раздаваемых материалах информация не систематизируется.

Лучший способ ответить на вопрос слабо ли бесплатно - это написать самому и раздать бесплатно. Обычно, апонент сразу начинает говорить о том, что он не будет писать без денег.

Наерное большое бабло намыаешь?

Больших денег на книгах я не сделал. Как правило, тратится гораздо больше времени на подготовку книги, нежели получаемый доход. Например, книгу по 1С программированию я писал почти два месяца не вставая, взвешивая и перепроверяя. Гонорар равнялся 1/4 - 1/2 месячного дохода.

Так в чем же смысл?

Смысл терапевтический - когда я пишу, то рефлексирую и отражаю свой опыт, чтобы поставить точку на нем и перевернуть страницу жизни. Если кому то мое творчество нравится, чтож, это очень хорошо.

Как я определяю цену.

От фоноря и по тому, на сколько просто писалась книга. Если текст написан легко и быстро, значит и цена небольшая.

Как определяю темы для книжек.

Как только я понимаю, что повторил какую то мысль раз двадцать разным людям, то я начинаю понимать, что эта вещь интересует и других.

В чем разница между самоиздатом и работой с издательствами

В том, что при работе с издательствами я работал с литературными редакторами. Они преображали мои тексты. Спасибо им. При самоиздате результат получается гораздо быстрее.

Что я уже издавал.

2 бумажные книги по скорочтению. 2 бумажные книги по 1С которым я занимался 10 лет. Одна брошюра по местым маршрутам (самоиздат). Открытки с местными видами. Еще организовывал фотовыставки. Писал и продавал свои программы, СиДи.

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов - необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр.

Важные правила чтения книг

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх