Что умеет малыш к 10 месяцам. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание

Ребенок в 10 месяцев

Рост и вес ребенка в 10 месяцев

За десятый месяц ребенок набирает в среднем 450 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 10-месячного ребенка около 9100 - 9500 г, а рост - 71-76 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее описаны в : , .

  • вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
  • воспринимает шутки в свой адрес;
  • выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
  • радуется играм-забавам;
  • вставляет один предмет в другой;
  • предпочитает мелкие предметы крупным;
  • при помощи одного предмета достает другой;
  • сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
  • катает машинки, толкает мяч, неваляшку
  • ;
  • сидит, ползает, ходит у опоры;
  • спокойно расстается с грудью;
  • жует мелок порезанную пищу;
  • проявляет активный интерес к другим детям.
  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника.
  • Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе
  • это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

    В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

    Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

    Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?

    Тест развития ребенка в 9-10 месяцев

    1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.

    2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.

    3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.

    4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в “ладушки”, “дай ручку” и т.д., а на вопрос “где?” и просьбу “дай” отыскивает повсюду нужный предмет.

    5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.

    6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова “иди”, “сиди”, “лежи” и другие.

    7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.

    8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.

    9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.

    10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

    Сколько ест ребенок в 10 месяцев

    Питание 5-разовое. Мясное пюре постепенно можно заменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяца раз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.

    Сколько спит ребенок в 10 месяцев

    Режим и распорядок дня ребенка в 10 месяцев

    Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. .

    Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

    Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

    Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

    «Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

    В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

    Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

    Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

    Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

    Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю… В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

    До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть… Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и, он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

    Едим котлету!

    Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

    Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

    Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

    К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

    Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

    К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

    Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами

    Тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

    Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане

    30-40 минут.

    Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

    7-8 часов.

    Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

    12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

    Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

    Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

    16 часов.

    Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

    19-20 часов.

    Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

    Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

    И болеть - умеючи

    Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

    Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра… Что делать сейчас?

    Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

    чего не делать:

      Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

      Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

      Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

      Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

    А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

    Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

    А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

    Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

    Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

    Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

    Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

    ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

    К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

    Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

    Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

    Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

    Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

    Что умеет ребенок в 10 месяцев

    В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

    Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

    Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

    Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

    Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

    Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

    Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
    ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

    Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

    Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

    На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

    С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
    Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

    И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава

    Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите… Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

    Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
    Учитывайте это.

    Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
    Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

    К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

    Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику… Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

    Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

    Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

    Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

    Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта… Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

    Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

    • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
    • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
    • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
    • ждет похвалы и одобрения своих действий;
    • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
    • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
    • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
    • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
    • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
    • пытается самостоятельно ходить;
    • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
    • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

    В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие. Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь. Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.

    Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.

    В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

    По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

    В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

    Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

    Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

    Ваш малыш растет, а его скорости набирают оборот. Дети-гонщики – именно так можно охарактеризовать малышей в этот период. Что бы они ни делали – играли, путешествовали по дому – карапузы демонстрируют энергичность и расторопность. Детям доставляет наслаждение игра в «догонялки». Если мама при этом аплодирует и хвалит маленького бегуна, он может повторить свой «забег» на бис.

    Для крохи не представляет труда различить настроение окружающих. С некоторыми особо наблюдательными малышами могут даже случаться приступы ревности. Ребенок может расплакаться, если в центре всеобщего внимания вдруг оказался кто-то другой. Примерно в этом же возрасте малыш лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте положить ему нелюбимую еду, как он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете крохе под кофточку какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет нижний край одежки, и игрушка выпадет.

    Учимся понимать друг друга
    С каждым днем малыш все лучше понимать значение слов. Когда у него спрашивают: «Где мама?», «Где папа?», он переводит взгляд с одного родителя на другого. Кроха уже выполняет простые команды и, услышав: «Дай мне ложку», протягивает ее. Но будет лучше, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратится с просьбой в то время, когда сынишка или дочурка смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно делать, он будет с удовольствием играть снова и снова.

    Начиная соединять звучание слов с их значением, ребенок строит свой образный словарь. И хотя большая часть детского лепета может быть всего лишь звуковой игрой, малыш уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Первыми словами девятимесячного карапуза, скорее всего, будут слова, обозначающие близких людей, или те, которыми мама сопровождает привычные действия.

    На этой очень ранней «разговорной» стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют бурным восторгом и повышенным вниманием к своему говорящему чаду, ребенок начинает понимать, что правильно употреблять слова. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.

    В играх ребенок также стремится к взаимодействию с родителями. Огромную радость доставит крохе игра в «телефон». Возьмите игрушечный аппарат и по очереди с сыном или дочкой говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: «Привет, как дела? Ты кушаешь кашу?» Потом передает трубку ребенку и говорит: «Теперь поговори ты». Очень скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои «фразы», перед тем как положить трубку.

    Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев
    К 10 месяцам большинство детей хорошо ползает. Теперь же им предстоит освоить еще один вид передвижения – медвежью походку (на четвереньках). Это своего рода переходная ступень от человека ползущего к человеку прямоходящему.

    Маневрировать между препятствиями малыш учится на вытянутых руках и ногах. Достигнув цели, ребенок осторожно выпрямляется и начинает шагать вдоль подходящих предметов. Такая тренировка полезна для его мускулов и суставов. Она помогает равномерно нагрузить ноги и стопы и постепенно выработать чувство равновесия.

    Однако в то время, когда одни дети заметно проявляют свои новые двигательные навыки – стоят, передвигаются, вскарабкиваются на ступеньки, слезают с дивана, другие, по мнению обеспокоенных родителей, как бы застывают в своем развитии. Если ваш малыш относится ко второй категории, волноваться не стоит: у всех малышей бывают вершины и относительные спады.

    Развитие детей 10 месячного возраста как нельзя лучше характеризует фраза «шаг назад – два шага вперед». Возможно малышу, быстро усвоившему новое, необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, и только потом освоить что-то другое.

    Вижу, слышу, ощущаю…
    Многие дети 10 месячного возраста уже выбирают себе любимую игрушку. Забытый в гостях зайчик или плюшевый медвежонок способен создать в семье кризисную ситуацию. Если ребенка в отсутствие старого «друга» стараются утешить новой игрушкой, она яростно отвергается. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность представляется важным событием в развитии крохи. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

    Маленький человечек уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: звон ключей говорит карапузу о том, что пришел папа, а хлопнувшая дверь холодильника сообщает, что скоро ужин.

    Ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но и немного умеет «планировать» свои действия. Если, например, перед его любимой машинкой поставить препятствие в виде другой игрушки, малыш оттолкнет игрушку в сторону и достанет автомобильчик. Нечто подобное проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи.

    Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т.д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, его действия целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит.

    Так же вы можете наблюдать у своего вашего чада еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать, как своеобразный вариант игры «в прятки». Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку.

    Теперь, когда карапуз осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты» пряток». Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для крохи интерес, практически нет.

    Занятия с ребенком 10 месяцев
    Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

    Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.

    Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.

    Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.

    Физическое развитие детей 10 месяцев
    Покатите мячик к ребенку и, тогда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к крохе. Предложите другим членам семь присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как обратно сесть, помогите маленькому человечку, протянув ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите малышу возвращение в сидячее положение.

    Дети любят следовать команды. Поддерживайте своего «подпрыгивающего» карапуза и командуйте ему: «Оп-оп!» Когда ребенок перестает прыгать, прекращайте командовать. Из этой игры может получиться забавная серия остановок и движений. Малыш будет получать удовольствие от слов, и в то же время такая игра будет полезной тренировкой для его мышц.

    На десятом месяце детки крайне подвижны и активны. Многие уже встают на ножки и даже пробуют делать первые шаги. В этом возрасте можете заметить стремление к самостоятельности и проявление индивидуальности у ребенка. В статье мы рассмотрим особенности развития десятимесячного малыша. И узнаем, что должен уметь ребенок в этом возрасте.

    Физиологические характеристики

    За счет активности и движений темпы увеличения веса ребёнка слегка снижаются по сравнению с предыдущими месяцами. В этом возрасте малыш уже проявляет характер. Он может активно двигаться и лепетать или, наоборот, быть спокойным и сосредоточенно чем-то заниматься.

    Физиологическое изменение и развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в том, что у грудничка уже могут вырасти несколько зубиков. Как правило, это два верхних и два нижних центральных резца. Однако не стоит беспокоиться, если зубов еще нет. Они могут не появляться вплоть до годика.

    Десятимесячный ребенок уже не лежит и не спит большую часть времени. Он активно двигается и ползает, самостоятельно садиться, играет, встает на ножки и начинает ходить. Поэтому он может слегка потерять, сохранить или прибавить совсем незначительную массу. Мальчик в среднем набирает 100-600 грамм. Девочка может прибавить 100-500 грамм.

    Длина тела, наоборот, увеличивается примерно на полтора сантиметра. Средний рост и вес малыша составляет 8-11 кг и 67-76 сантиметров. Кстати, чем выше малыш, тем он быстрее прибавляет в массе тела. Как вычислить конкретный вес и рост ребенка в 10 месяцев, смотрите .

    Режим дня

    В возрасте десяти месяцев малыши спят около восьми часов ночью и трех часов днем. Количество дневного сна сокращается до двух, каждый из которых длится 1,5 часа. В этом возрасте ребенок кушает пять раз, при этом большую часть рациона составляет прикорм. Тогда как на грудное вскармливание или смеси приходится только два приема пищи. Ночные кормления уже полностью исключаются. Малыш должен спать целую ночь.

    Для каждого ребенка характерен свой режим. Кто-то любит вставать попозже, кто-то кушать побольше. Однако важно выстроить один график и соблюдать его каждый день. Это приучит малыша к дисциплине. Устойчивый график положительно скажется на здоровье и развитии крохи.

    Соблюдение режима укрепит иммунитет и психику малыша. Ребенку будет легко вставать, адаптироваться в обществе, пережить стресс. Он не будет уставать и переутомляться. Это, безусловно, пригодится, когда он пойдет в детский сад и школу. Примерный режим для детей в десять месяцев содержит таблица ниже.

    6:00-7:00 Подъем, гигиенические процедуры и первый завтрак
    7:00-10:00 Массаж, гимнастика или зарядка, прогулка
    10:00 Основной завтрак
    10:30-12:00 Первый дневной сон
    12:00-14:00 Развивающие занятия и игры, при желании прогулка
    14:00-15:30 Обед и игры
    15:30-17:00 Второй дневной сон
    17:00-18:00 Период бодрствования, активные игры
    18:00 Ранний ужин
    18:30-22:00 Спокойные игры и занятия, купание, массаж, прогулка
    22:00 Второй ужин, подготовка ко сну и ночной сон


    Основные навыки и умения

    • Понимает большинство фраз, которые обращены к нему, может выполнить несложные действия и просьбы. Например, ребенок должен уметь находить предметы и указывать на называемые вещи, ищет спрятанное изделие и т.д.;
    • Огорчается или даже злится, если что-то не получается сделать самостоятельно;
    • Проявляет недовольство и реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты и похвалу, просьбы “дай” и “возьми”;
    • Пугается от громкого шума или неизвестных звуков;
    • Самостоятельно поднимается на ноги и стоит у опоры. Некоторые малыши могут самостоятельно пройтись около стенки;
    • Садится из положения стоя без поддержки и опоры, хорошо ползает на четвереньках;
    • Берет и держит предметы в обеих руках, хватает вещи двумя-тремя пальчиками при помощи щипков. Одной рукой может держать ложку, двумя – чашку;
    • Переступает ножками, держась за опору, пытается приседать в кроватке, встает и ходит внутри нее, держась за бортики;
    • Слезает с дивана, кресла или кровати и забирается обратно;

    • Закрывает и открывает дверцы шкафа, тумбочки, выдвигает ящики в столе или комоде;
    • Подражает звукам, жестам и поведению взрослых или животных; повторяет слоги;
    • Узнает и реагирует на знакомые мелодии, различает звуки телефона, телевизора, будильника и т.д.;
    • Играет с игрушками по назначению. Например, катает машинки, строит пирамидку, бросает мяч и так далее. Малыш может сам себя занять игрой примерно на полчаса;
    • Умеет использованием одного предмета достать другой. Например, пододвинуть палочкой игрушку;
    • Осознанно разбрасывает игрушки и кидает вещи;
    • При общении использует простые жесты. Машет рукой для приветствия или прощания, обнимает, протягивает руки и т.д.;
    • Произносит простые слоги и короткие слова. Речь ребенка эмоционально окрашена. Особенно у малыша получаются повторяющиеся слоги, которые выстраиваются в слова, типа “мама”, “папа”, “баба” и пр.;
    • Умеет привлекать к себе внимание при помощи лепета, голоса, жестов.


    Питание детей в 10 месяцев

    Кормить ребенка в десять месяцев нужно пять раз в день. Для младенцев на ГВ грудное молоко становится дополнением к основной пище. Оно составляет до 25-30% ежедневной нормы объема еды. Деткам на искусственном вскармливании вместо грудного молока дают молочную смесь. За одно кормление малыш должен съесть примерно 200 грамм пищи.

    Кормить грудным молоком или молочной смесью нужно в первый, самый ранний, завтрак, и в последний поздний ужин перед сном. При введении новых продуктов не забывайте делать паузу и следить за малышом. Ведь у грудничка может возникнуть пищевая аллергия и другая негативная реакция.

    Разрешенные продукты и блюда Норма в сутки Норма за один прием пищи
    Грудное молоко или молочная смесь 400 мл 200 мл
    Каши (гречка, овсянка, рис, кукурузная каша) 180-200 грамм
    Фруктовое пюре 100 грамм 50 грамм
    Яичный желток ½ штуки ½ штуки
    Овощное пюре или суп-пюре 150-200 грамм
    Мясное или рыбное пюре 50-80 грамм
    Сок фруктовый или компот из сухофруктов 50 мл 100 мл
    Растительное или сливочное масло 5 грамм
    Кефир 100 мл 200 мл
    Творог 50 грамм 80-100 грамм
    Печенье 30-50 грамм

    Отдельное внимание обратите на приготовление пищи. Продукты должны быть свежими, качественными и только после термической обработки. Сырые овощи и фрукты нельзя давать деткам до года. Кроме того, в блюда детям до года нельзя добавлять соль и сахар, специи и приправы.

    Детям до трех лет запрещены маринады и соленья, покупные колбасы и сосиски, морепродукты и полуфабрикаты, кетчуп, майонез и различные соусы, грибы и жареные блюда. Компоненты нужно тушить, варить, запекать или готовить на пару. Приготовленное блюдо измельчайте и давайте в виде пюре, в том числе и супы.

    Развитие и уход за ребенком

    Важными в жизни малыша остаются гигиенические процедуры и купание, прогулки, физическое и умственное развитие. Гулять с малышом нужно два-три раза в день. Купание должно быть ежедневным, при этом время процедуры можно увеличить до получаса. Желательно каждый день делать массаж и проводить зарядку или гимнастику. Это укрепляет мышцы, усиливает иммунитет, поднимает настроение.

    В качестве физических упражнений используйте приседания и стимулируйте ходьбу с поддержкой, сгибайте и разгибайте ножки, ручки ребенка. Чем больше малыш двигается, тем быстрее он начнет ходить . Каждое занятие выполняйте до 15 минут, чтобы сохранить интерес крохи к упражнениям.

    Постоянно разговаривайте с ребенком, пойте песенки и учите потешки, носите кроху на руках, даже если тот уже ползает или пытается ходить. Все это положительно влияет на психическое и умственное развитие малыша, на эмоциональное состояние. Эксперты советуют уделять ношению на руках не менее часа в день. Причем делать это нужно не только маме, но и папе и другим близким родственникам, которые часто находятся с крохой.

    Не забывайте постоянно целовать и обнимать малыша. Как показывает практика, при постоянном телесном и позитивном контакте в раннем возрасте детки вырастают более спокойными и уверенными в себе, психически и эмоционально устойчивыми. Они меньше капризничают и меньше стесняются, легче адаптируются и находят друзей, проще переносят стресс и разлуку с родителями.

    В процессе игр и занятий отвечайте на лепет и поддерживайте разговор, употребляйте простые слова и предложения, говорите медленно, четко и понятно.

    Используйте различные развивающие игры и занятия. В процессе не давайте больше двух-трех игрушек или предметов за раз, так как малыш не сможет сосредоточиться. Периодически меняйте игрушки и предметы на другие.

    Игры и занятия с малышом

    • Научите малыша показывать части тела. Это можно выполнить перед зеркалом или сидя друг напротив друга. В десять месяцев он уже может знать, где находится носик, глазки, ушки, ручки, ножки. Причем может показывать и на себе, и на маме;
    • В десять месяцев можно начинать занятия по рисованию и лепки. Ребенку достаточно одного-двух небольших фломастера или баночек пальчиковых красок и кусочек пластилина. А вот целые большие наборы сейчас ни к чему, иначе кроха все просто раскидает. Из пластилина можно слепить колбаску или шарик, можно рисовать легкие фигуры и раскрашивать;
    • Каждый день уделяйте время чтению и рассматриванию картинок в книжках. Читайте короткие сказки, выбирайте книги с яркими и красочными иллюстрациями;
    • Развивать детскую моторику помогут различные крупы, макароны, горох или фасоль. Рассыпьте предметы на подносе, чтобы кроха перебирал их пальчиками. Можно порисовать на песке или муке;
    • Аккуратно нацепите на одежду малыша легкие пластиковые прищепки. Пусть он снимает и отцепляет их. Это тоже развивает моторику пальчиков;
    • Пусть ребенок бросает и катает мячик. Хоть он еще не умеет ловить предметы, такие действия развивают пространственное мышление и ловкость;
    • Используйте ползание через препятствия. Попросите ребенка проползти под стулом, перелезть через обруч и так далее. В конце “трассы” придумайте какой-нибудь приз. Например, поставьте игрушку. Можно попросить ребенка догнать движущуюся машинку;
    • На глазах ребенка запакуйте игрушку, а затем попросите распаковать бумагу. Аккуратно развернуть он не сможет, но сможет разорвать. Такие действия развивают зрительное и сенсорное восприятие, укрепляет моторику рук;
    • Попросите малыша рассортировать предметы по размеру или по цвету. В возрасте десяти месяцев дети уже различают многие цвета и узоры. Причем малыши хорошо видят на любом расстоянии. А полноценное цветовосприятие формируется у детей уже в восемь месяцев. Изучайте цвета с использованием любимых фруктов и цветов, используйте эмоциональную привязку и ассоциации.

    Предоставьте ребенку пространство для ползания. При этом следите за безопасностью и чистотой в помещении. И помните, если у малыша что-то не получается, это не повод ругать кроху. Крик, ругань может испугать ребенка, и у того отпадет желание что-либо делать. А более подробный календарь развития ребенка по месяцам до года вы найдете по ссылке /.

    У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

    Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?

    Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).


    Что умеет малыш к концу 10-го месяца

    1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
    2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
    3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
    4. Многие дети уже хорошо . Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
    5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
    6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
    7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
    8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
    9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
    10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

    Что нового в психическом развитии

    1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
    2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
    3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
    4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
    5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
    6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
    7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
    8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
    9. Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

    Тест на развитие малыша в 10 месяцев:

    • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
    • Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
    • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
    • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

    Как кормить малыша в 10 месяцев?

    Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

    Режим – сон и бодрствование

    Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

    Как помочь малышу развиваться

    • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
    • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
    • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
    • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
    • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
    • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
    • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
    • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
    • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
    • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
    • Продолжайте развивать моторику ребенка:
      • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
      • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
      • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».

    Малыш продолжает активно познавать мир, ни минуты не сидит без дела! И откуда у него столько энергии? Ему всё интересно и так много хочется узнать! Десять месяцев время новых открытий и достижений.

    Ваш малыш уже умеет...

    Мальчики:

    68,1-79 см.
    8-11,8 кг.
    44,0-49,6 см.
    44,3-52,8 см.
    67,7-78,1 см.
    7,9- 10,9 кг.
    42,8-49,2 см.
    44,3-52,0 см.

    Физическое развитие на 10 месяце жизни

    За десятый месяц жизни Ваш малыш должен набрать 450 - 500 грамм.

    Подрастает малыш за этот месяц 1-1,5 на см. Окружность груди и головы увеличиваются за девятый месяц на 0,5 см.

    Продолжают прорезываться зубы. К десятому месяцу их может быть уже шесть. Как правило это - 2 нижних средних резца (в 6-7 месяцев); 2 верхних средних резца (в 8-9 месяцев) и 2 верхних боковых резца (в 9-10 месяцев).

    Нервно-психическое развитие ребенка на 10 месяце

    Малыши в этом возрасте неутомимые исследователи, не успеет мама отвернуться, а её карапуз уже куда-то уполз, залез или что-то достал, высыпал и так целый день.

    Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев

    В десять месяцев малыш может самостоятельно стоять и делать первые шаги без поддержки. Умеет вставать у опоры и ходить держась обеими руками.

    Может самостоятельно сесть и подняться. Хорошо и быстро ползает.

    В десять месяцев малыши очень любят танцевать под музыку, а некоторые даже подпевают.

    В этом возрасте можно заметить, что малыш начинает отдавать предпочтение одной руке.

    Познавательная деятельность

    Десятимесячный малыш может выражать свои желания жестами. Знает для чего нужны те или иные предметы (например, назначение салфетки, расчески, ложки, чашки, горшка).

    Умеет набрасывать одни предмет на другой.

    В десять месяцев малышу очень интересен процесс дефекации и мочеиспускания.

    Малыш очень любить подражать взрослым, настойчив в достижении цели.

    Открывает ящики, шкафы, достает и исследует их содержимое. Очень нравится кидать игрушки.

    Знает и показывает свои части тела.

    Более осознано играет с игрушками - катает машинки, толкает и кидает мячик, опрокидывает неваляшку, играет на детских музыкальных инструментах и так далее.

    Развитие речи в десять месяцев

    К десяти месяцам лепят малыша приобретает форму монолога. Произносимые ребенком слоги становятся всё больше похожи на короткие предложения.

    В десять месяцев многие малыши могут произносить 8-10 осмысленных слов.

    Если малыш чего-то не хочет, то он отрицательно качает головой. Отзывается на свое имя и на просьбу взрослого («дай мне», «принеси», «возьми»). Понимает простые запреты, такие как «нет», «нельзя». В этом возрасте ребенок по просьбе взрослого может найти и принести известный предмет.

    Уход за ребенком на десятом месяце

    Особых изменений в уходе за ребенком 10 месяцев нет. Так, утром после пробуждения, малыша следует умыть теплой водой, подмыть (в случае необходимости), помыть руки, расчесать волосы. Делать это лучше в игровой форме, чтобы гигиенические процедуры вызывали у малыша положительные эмоции.

    В десять месяцев малышу всё еще необходим дневной сон около 2-2,5 часов, некоторые малыши спять днем два раза. Ночной сон длиться около 11 часов.

    Во время прогулок одевайте ребенка по погоде, больше бывайте на свежем воздухе.

    Выделите для ребенка отдельную посуду из которой он может есть самостоятельно. Желательно чтобы она была прочная, так как в этом возрасте малыши любят всё кидать.

    В 10 месяцев малыш уже может вставать на ножки, и теперь достает еще выше. Проследите чтобы окружающая его среда была безопасна.

    Не стоит пренебрегать водными и закаливающими процедурами, также для развития малыша полезны массаж и гимнастика.

    Питание ребенка в 10 месяцев

    В 10 месяцев питание ребенка пяти разовое. Ночью всё малыши ведут себя по-разному, кто-то спит до утра, а кто-то просыпается 4-5 раз чтобы приложиться к груди.

    К 10 месяцам рацион ребенка уже очень похож на рацион взрослого.

    В этом возрасте можно давать малышу некоторые продукты не в виде пюре, а кусочками (картофель, фрукты, паровую котлетку и другое).

    Во время кормления давайте малышу ложку, даже если он ещё не умеет ею работать. Пусть пробует, тренируется, учится кушать самостоятельно.

    В 10 месяцев малышу можно дать попробовать такие напитки как компот, кисель, морс.

    На десятом месяце жизни можно дать второй раз в день кашу, но из другой крупы.

    • Фруктовые соки - 90 мл;
    • Фруктовое пюре - 90 грамм;
    • Творог - 50 грамм;
    • Желток - 1/2
    • Овощное пюре - 200 грамм;
    • Молочная каша - 200 мл;
    • Мясной фарш - 60 грамм;
    • Рыбное пюре - 60 грамм;
    • Печеночный фарш - 30 грамм;
    • Кефир - 200 мл;
    • Сухари, печенье - 10 грамм;
    • Хлеб - 10 грамм;
    • Растительное масло - 6 грамма;
    • Сливочное масло 6 грамма.

    Примерный рацион питания ребенка в 10 месяцев

    6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл

    10:00 - Каша рисовая (200 грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);

    14:00 - Суп на мясном бульоне 50 мл; Овощное пюре 100 грамм; Мясная фрикаделька - 40 грамм; Хлеб 10 грамм.

    18:00 -Адаптированный кефир - 160 мл; творог(40 грамм); печенье (10 грамм);

    22:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

    Необходимые обследования в 10 месяцев

    В десять месяцев Вам с малышом необходимо посетить только педиатра. Врач взвесит и измерит ребенка, расспросит о том что он умеет, оценит его нервно-психическое развитие. Полученные данные занесет в историю развития ребенка.

    Как играть с ребенком в 10 месяцев?

    В этом возрасте малышу нравиться играть в сюжетные игры. Укладывайте игрушку спать, кормите, переодевайте, катайте на машинке, купайте и обязательно задействуйте ребенка, пусть он Вам помогает.

    Любят малыши катать мяч, тянуть машинку на веревочке, кидать игрушки.

    Можно обычные дела превратить в игру. Пусть малыш помогает накрывать на стол, собираться на прогулку, помогает собирать игрушки, складывать одежду в шкаф. При этом не забывайте хвалить своего малыша, даже если у него не получается, ведь он так старается.

    Не теряют актуальности игры в прятки, игры на развитие мелкой моторики, чтение красочных книг, подвижные игры-потешки (гули-гули, коза-рогатая, по кочкам - по кочкам, ладушки и другие).

    Дети в этом возрасте очень хотят быть похожими на родителей, и во всем им подражают. Поэтому следите за собой, и за тем что Вы делаете и говорите, так как малыш перенимает всё Ваши действия и привычки.

    Другая информация по теме


    • Развитие ребенка в 1 год 3 месяца

    • Развитие ребенка в 2 года 3 месяца

    • Развитие ребенка в 12 месяцев (1 год)

    • Развитие ребенка в 3 месяца
    Наверх