Детская лень: причины и методы борьбы. Подростковая лень: причины, способы борьбы

Больше всего лень у подростков распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5-6 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.
Следующий плацдарм для разгула подростковой лени
домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка , который бы ежедневно надраивал свою комнату свою личную территорию - увидишь крайне редко.
Каковы же причины лени подростка ? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина
пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации . Мотивация это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться
учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.

Ещё одна причина подростковой лени бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.
Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей лени ? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:
- повышение учебной мотивации ,
- развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а не то, что хочу),
- гармонизация эмоционального состояния подростка .
В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарии). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему ребёнку никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению.
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому
это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, если он Вам не понятен, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она каторжная. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания , получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.
Следующее направление борьбы с ленью у подростка
развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность. Юнец обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей подростков, а потом совместно принимать решения. Так ваш ребёнок на практике узнает, как нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ. Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется. Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель « Научиться играть на гитаре ». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать - нужно ПЛАНИРОВАТЬ. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. « Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть ». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобытинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Эмоциональное состояние, так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных делах и трудностях.
Итак, лень
это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.

Найти истинные причины лени именно Вашего ребёнка и получить конкретные рекомендации по улучшению ситуации, Вы можете, обратившись ко мне за психологической помощью со своим подростком на 2-х часовую очную консультацию в приёмной психолога или у Вас на дому или по скайпу. Также Вы можете получить очную , телефонную консультацию или по скайпу лично. Записаться можно Такая работа очень доступна и по цене, и по организации.

«Он вообще ничего не хочет. Понимаете? Если не заставлю поесть, он про это и не подумает! Он у меня хороший мальчик: и в школу ходит, и к экзаменам готовится, и спортом занимается. Больше всего, конечно, стремится за компьютером сидеть, хотя выключает без истерик. Но ничего не хочет!». Психолог Анна Серебряная - о том, почему подростки хотят меньше, чем ждут от них родители.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Всё чаще родители с подобными жалобами приводят на приём подростков. Это не «трудные» подростки в общепринятом смысле: они не вызывают тревогу за собственную безопасность и в целом послушны. Но родители чувствуют - что-то не так. Подросток должен искать себя в этой жизни, пробовать новое, к чему-то стремиться. А их ребёнок этого не делает.

Если подробнее расспросить его и родителей о том, как устроена жизнь, быстро вырисовывается такая схема: родители «убиваются» на работе, чтобы дать ребёнку образование (в широком смысле). Это и репетиторы, и кружки, и увлечения. Родители боятся компьютера и руководствуются правилом: всё что угодно, только не свободное время, когда ребёнок может «подсесть на игры». Родители перекапывают весь интернет и искренне стараются быть хорошими: удовлетворять нужды ребёнка, заботиться, не бросать, разговаривать с ним.

В итоге ребёнок с раннего возраста постоянно занят чем-то: развивающими занятиями до школы, кружками в начальных классах, репетиторами в средней и старшей школе. Всё это здорово, но мотивация приходит снаружи: это родители решили, что ребёнку нужно образование. От ребёнка требуется только донести себя до очередного репетитора или кружка. Всё остальное - поиск специалиста, организацию встреч, оплату, поиск материала и его систематизацию - берут на себя другие люди.

Откуда в таких условиях должны взяться желания? И у взрослых их не возникло бы.

Как формируются потребности

В середине XX века Абрахам Маслоу описал пирамиду потребностей. На первом месте стоит удовлетворение физиологических потребностей, таких как голод и сон. И лишь на пятом месте - интеллектуальные потребности. Очевидно, что без базовых потребностей невозможно удовлетворять остальные.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

В случае с подростком все потребности удовлетворяются другими. Хочешь есть? Вот еда. Нужна крыша над головой? Вот твоя комната. Нужно быть любимым? Вот социальные сети. Нужно, чтобы тебя уважали? Родители постоянно хвалят, как советуют психологи. Нужно получить знания? Вот репетитор.

Какой вывод делает ребёнок? Что все потребности удовлетворяются:

  • другими людьми,
  • ещё до их полного формирования.

До того, как я захотел. До того, как мне стало невмоготу. Конечно, в такой ситуации в принципе чего-то хотеть - лишняя трата времени.

Почему важно бездельничать

Единственный способ разорвать этот порочный круг - дать желаниям сформироваться. Дать ребёнку возможность лениться и бездельничать. Звучит контрпродуктивно. Но есть исследования, которые обнаружили полезные функции лени и безделья (Mann& Cadman 2013, книга Эндрю Смарт «О пользе лени»).

Наш мозг не создан для того, чтобы постоянно получать и перерабатывать тот объём информации, который он получает сейчас. В какой-то момент он входит в состояние автопилота, где уже нет места ни желаниям, ни потребностям - ничему, кроме роботообразного существования. Мозгу нужна передышка, и лучшая передышка - отдых, но не организованный, а ленивый.

Там, где все потребности удовлетворены, новые не формируются. Для формирования новых потребностей нужна пустота, вакуум.

Представьте себе, что ваш ребёнок попал на необитаемый остров. Что он станет делать, будет ли вести себя так же, как сейчас? Скорее всего, нет. Первое время уйдёт на осознание ситуации, но затем он проголодается. Поймёт, что нужно где-то ночевать. И захочет что-то сделать по этому поводу, и займётся этим. Затем ему захочется развлечений и интеллектуальной нагрузки. И он придумает способ удовлетворить эти потребности. В обычной жизни всё работает по такому же принципу.

Не готовьте еду (а может, даже и не покупайте). Дайте уже подростку проголодаться и научиться готовить.

Поговорите о том, какие кружки ему нравятся на самом деле. И оставьте только их. Если никакие не нравятся - откажитесь от всех. Через какое-то время появятся потребности в познании, уважении сверстников и в какой-то деятельности. И ребёнок захочет и пойдёт сам.

Оставьте ребёнку свободные выходные. Свободные - значит никаких планов. Вообще, никаких. Быть может, первый раз он их просто проспит (что тоже неплохо), вторые проиграет в компьютерные игры, а третьи… кто знает, какие потребности у него появятся.

Фото: iStockphoto (Victority, dolgachov)

«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Что говорят психологи, если ребенок ленится

Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

Поручения, чтобы избавить от лени

Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

  • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
  • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
  • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
  • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

Игры, способные побороть лень

Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

  • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
  • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
  • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
  • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
  • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

Приучение к домашнему труду

  • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
  • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

  • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
  • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

Чтение, как метод, чтобы победить лень

Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

Фольклор против лени

С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

  • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Плохо ветвям без ствола.
  • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  • Человек трудится - земля не ленится.

Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.

Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.

Как бороться с ленью у ребенка – это вопрос, который задавал себе хоть раз каждый родитель. Очень часто можно услышать жалобы родителей на то, что их дети ничем не интересуются и ничего не хотят делать. Первым делом нужно выяснить основные причины, почему малыш ленится, а потом уже предпринимать какие-либо меры для того, чтобы это преодолеть.

Основные причины

Психологи не выделяют каких-либо особых причин лени у ребенка. Все дело в самих родителях и их подходе к воспитанию детей. Нельзя заставлять малыша делать что-то «из-под палки». В таком случае он будет еще больше упрямиться и делать все через свое детское «не хочу».

Детям нужно объяснять все, что Вы их просите сделать. Например, «убери игрушки с пола» звучит, как вызов для ребенка ничего не делать. А вот фраза «убери, пожалуйста, все игрушки на свои места, иначе ты сам споткнешься, упадешь и сделаешь себе больно» звучит уже по-другому. Чадо видит причинно-следственную связь и понимает, что если этого не сделать, то будет только хуже.

Важно помнить, что лень – это некая защитная реакция психики человека. Именно поэтому важно не искать истинную причину лени у ребенка, а важно понять свое дите. Родителям важно понимать, что чувствует малыша, что у него на уме. Только в таком случае они будут знать, как бороться с детской ленью, и какие методы будут наиболее эффективны в их случае.

Мотивация – основа борьбы

Побороть лень у ребенка не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Борьба может напоминать войну с ветряными мельницами. Как уже было сказано, для того, чтобы маленький человечек не ленился что-то делать, он должен понимать, для чего это нужно. Это касается, кстати говоря, не только детей, но и многих взрослых.

Мотивация какой-либо деятельности – это очень сложный и можно сказать, вечный вопрос. На этот счет написана не одна научная диссертация, огромное количество научных работ. Каждый родитель должен найти свой подход к своему малышу или подростку.

Некоторые дети готовы горы сворачивать только ради того, чтобы услышать от родителей слова похвалы. Они готовы делать все возможное и невозможное только из-за того, что родители будут ими гордиться. У младших школьников это проявляется чаще всего в учебе. Это можно и использовать в качестве метода, как побороть лень у ребенка.

Но, с другой стороны, одаривать ребенка похвалой, вниманием и заботой только из-за того, что он выполнил просьбу родителя – это тоже неправильно. Дите должно понимать, что его любят не только из-за того, что что-то сделано, а просто за то, что он есть на свете. Не стоит скупится на любовь и заботу и в другие моменты жизни. Однако, когда дитя выполнило вашу просьбу, его можно похвалить с особым азартом и блеском в глазах.

Еще сложнее вопрос, как бороться с ленью у подростка. В этом возрасте дети очень уязвимы и практически не прислушиваются к мнению родителей. Это сложный возраст, который проживает каждый человек в своей жизни. Подростки чаще всего организовывают свои группы и компании со своими требованиями и правилами. Каждый член группы старается следовать им и скрывает, если что-то делает не по правилам. Родители в таком случае отходят на второй план и перестают быть авторитетами.

Тогда ребенок может наотрез отказаться выполнять просьбы родителей просто потому, что в его компании это будет считаться «не модно». В таком случае родители должны вступить в роль воспитателей и постараться найти подход к своему чаду. В первую очередь нужно научить его тому, что мнение – это самое важное, что может быть.

Каждый человек должен научиться отстаивать свое мнение, в какой бы ситуации он не был. Нужно дать понять ребенку, что если кто-то считает какое-либо действие неправильным, то это не означает, что его мнение является верным. Тем более, если у человека есть свое мнение на этот счет. Нужно смотивировать подростка покинуть эту группу. Но, сделать это нужно так, как будто человек самостоятельно пришел к такому выводу.

Любимое дело

Еще один эффективный способ, как отучить ребенка от лени – найти ему занятие по душе. Самое главное, что могут сделать родители – помочь своему чаду обрести и найти себя. Они должны помочь понять ему, что действительно он хочет делать в жизни, и чем хотел бы заниматься. Только тогда, когда человек будет находиться в полной гармонии с самим собой, он не будет лишний раз лениться и воспринимать все просьбы о помощи «в штыки». Тогда и никакие способы борьбы не нужны будут.

Для того, чтобы этого достигнуть, родители, в первую очередь, должны внимательно следить за всеми интересами своего ребенка. Совершенно неважно, если в Вашей семье каждое поколение – это прирожденные художники. Вполне возможно, что малыш увлечется больше наукой или музыкой. Нельзя забирать у него этот интерес и прививать свой. Тогда ему все занятия будут «невмоготу» и ни к чему хорошему это не приведет.

На первых порах не ленитесь, и поддерживайте ребенка во всех его начинаниях. Каждый родитель должен проявлять интерес к тому, что нравится его дитю. Тогда человек будет видеть поддержку и опору со стороны самых близких людей, и в других ситуациях, когда Вам нужна будет помощь, он не откажет.

Нельзя полностью погружать ребенка в его хобби. Дело должно приносить удовольствие, а не усталость. Поэтому, у каждого чада должно быть свое свободное время. Он должен, как и все дети играть, дурачиться и заниматься тем, чем хочет.

Несколько хитростей

В воспитании детей не обходится без огромного количества хитростей со стороны родителей. Именно они расскажут, как избавить ребенка от лени быстро, а главное – на долгие годы.

  • Первая хитрость заключается в музыке. Для многих людей, не только детей, музыка является настоящим спасением. Именно под любимую песню они могут выполнить даже самое нежеланное дело с легкостью. Поэтому, если Вы попросили о чем-то своего малыша, не запрещайте включать его любимую музыку, даже, если она вам не по душе.
  • В любое дело, даже самое важное, можно добавить обыкновенные элементы простой игры. Эта хитрость поможет избавить маленького человечка от лени. Любое скучное дело можно обыграть таким образом, что у ребенка у самого появится желание его выполнить. В этом случае все зависит от фантазии родителей и от того, смогут ли они найти подход к своему чаду.
  • Соперничество – это еще одна хитрость, которая поможет привлечь ребенка к делу. Дух соперничества есть практически в каждом человеке. Поэтому, если вы с ребенком будете друг с другом соревноваться, то это только подогреет его интерес к делу. Он забудет о том, что не хотел делать, а будет стремиться к тому, чтобы сделать все идеально и одержать победу. Конечно же, Вам в этом нужно будет немного помочь – поддаться. Тогда у дитя возникнет полный восторг от проделанной работы, и в следующий раз он точно не откажется.
  • Можно также научить ребенка вести, так называемый «Дневник полезных дел». Назвать его Вы можете так, как считаете нужным. Туда дите будет записывать все свои важные и полезные дела. А Вы ему за это будете выставлять баллы. При достижении определенной отметки можно побаловать ребенка любимой конфетой или походом в зоопарк. Тогда у чада появится стимул что-то делать и помогать родителям, так как он будет знать, что за это он непременно получит награду.

Как видим, бороться с ленью у ребенка хоть и непростое, но интересное занятие. Особенно, если подходить к нему с фантазией. Главное, чтобы вы понимали, что насильно ни один человек ничего не будет делать с удовольствием и качественно. Каждого человека, даже самого маленького, нужно направить в необходимое русло и дать ему хорошую мотивацию. Только в этом случае можно побороть лень и развить у ребенка чувство, что родителям нужно всегда и во всем помогать.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх