Детские вопросы которые начинаются. Сто тысяч «почему»

«Мамочка, а почему дует ветер», «Почему дождь капает с неба?», «Почему лед тает?», «Почему цыплята желтые, а курица белая?», « «… и т.д. — подобные вопросы малыша поначалу вызывают чувство гордости у родителей. Любознательность ребенка воспринимается как свидетельство его полноценного развития. И мама с папой берут в руки справочники, листают энциклопедии, ищут ответы в интернете и разговаривают со специалистами с одной только целью: объяснить своему крохе, почему так бывает и с чем это связано.

Но поток вопросов все не прекращается, а воодушевление родителей постепенно сменяется усталостью от постоянных «почему?» , найти ответы на которые бывает просто невозможно. «Мама, а почему звезды светятся ночью, а днем их не видно?», «Почему машина едет?», «Почему хомячки не чистят зубы?», «Почему кровь красная, а не черная?» . Чрезмерная «дотошность» в исследовании мира начинает утомлять маму с папой и со временем вызывает только раздражение. Как же быть в таких случаях? Как правильно реагировать на вопросы малыша?

Как правильно реагировать и отвечать на постоянные детские вопросы: что? где? когда? а зачем? а почему?

В первую очередь, не нужно нервничать. Ваш ребенок растет и у него наступил тот самый возраст, который психологи называют «возраст почемучек» (3 — 5 лет В это время ребенок наиболее активно интересуется всем, что его окружает) . Найдите в себе силы и попытайтесь понять своего малыша, ведь мир такой большой и интересный – ему хочется узнать про него абсолютно все!

Когда начинается «возраст почемучек»?

Еще несколько месяцев назад малыш не отличался особой болтливостью, был тихим и спокойным ребенком. Сегодня же он не дает покоя своим родителям, его вопросы так и норовят поставить в тупик логику взрослых людей. Бесконечное «а зачем? а почему?» настигает их, где бы они ни были: дома, в парке, в магазине. Связано это с тем, что ваш ребенок достиг «особого» возраста, когда ему интересно знать все и про всех. Этот период развития обычно приходится на самый интересный детский возраст – с 3 до 5 лет.

Как ведут себя в таких ситуациях мамы и папы? Одни упорно стараются сохранять стойкое спокойствие и отвечают на все вопросы по мере их поступления. Другие пытаются перевести тему, так сказать «увильнуть» от ответа, чтобы не уронить свой авторитет в глазах ребенка своим «не знаю».

Имейте в виду, что последний вариант совсем не устроит вашего малыша. Он будет «пытать» вас, несмотря ни на что. Если вы решите отговориться и сказать первое, что пришло вам в голову, ребенок тут же почувствует это. Вас будет ожидать новая череда вопросов, уточняющих ваш ответ. Поэтому, если вы «вдруг» чего-то не знаете, пообещайте малышу ответить на этот вопрос немного позже, скажите: «Мне нужно кое-что уточнить, чтобы я мог дать тебе подробный ответ». Успокаивайте себя тем, что такое «испытание» проходят все родители.

С форума

Катрин: где-то слышала формулировку: «Это сложный вопрос. Я не могу сразу на него ответить, мне нужно подумать.» Потом, когда ответ есть, сама тему поднимаешь и рассказываешь, если еще интересно. Но это не для частого пользования.

Не бойтесь попасть впросак

Если вопрос поставил вас в тупик, не стоит злиться, уходить от ответа или не отвечать вовсе. Лучше признайтесь, что вы не знаете ответа, но обязательно прочтете об этом в умной книжке и позднее расскажете малышу. Хорошо если есть детские познавательные книжки, тогда можно поискать ответ на вопрос вместе с ребенком.

Некоторые особенности логики детей

Забавно наблюдать, как начинается период «почемучки» у детей. Сначала малыш как бы невзначай, про себя, начинает вслух озвучивать увиденное и комментировать происходящее. Например, во время прогулки на улице он замечает бабочку и тихим голосочком начинает рассуждать: «Какая красивая бабочка… Почему она сидит на цветке? Что она там нашла? Может, она хочет его понюхать?.. Или прячется от кого-то?..»

Кажется, что он разговаривает сам с собой и не ждет от вас никаких объяснений. И если вы начнете ему объяснять, что именно делает та самая бабочка на цветке, у вас сложится впечатление, что он вас не слушает. Малыш просто продолжает наблюдать за объектом изучения и делать свои выводы, задумываясь о странностях окружающего мира.

Обратите внимание, эти рассуждения как раз и являются его первыми еще не озвученными «почему?». С каждым днем размышлений вслух станет все больше, звучать они будут громче, а через некоторое время их полностью заменят конкретно поставленные перед вами вопросы.

Имейте в виду, что малыш ждет от вас только правдивых исчерпывающих ответов . Никаких «Ты еще маленький, зачем тебе это?» или «Ух ты, какие мы любопытные!» . Говорим «нет» сюсюканьям и упрекам по поводу его чрезмерного любопытства. Малыши очень обидчиво относятся к такому поведению взрослых.

Они будут «дуться», если вы не ответите им и рассердятся, если скажете неправду. Будут хмуриться, отвлекать вас от дел, бесконечно теребя своим упорным: «Ну, скажи, почему, ну, скажи!» . Это вам вопрос ребенка кажется глупым и неважным, а для него в вашем ответе может крыться разгадка таинства вселенной, целого мира, в который он пытается проникнуть своим пытливым умом и осознать в нем свою роль, найти свое место.


Ответы на вопросы малышей должны носить информативный характер, высказанные простым и доступным для них языком. Дети должны понимать, что вы имеете в виду, когда отвечаете на их вопрос. Помимо этого, вы должны всячески поощрять малышей в их стремлении все знать — относитесь с терпением к их любопытству, будьте доброжелательны и демонстрируйте свою готовность отвечать на очередной поток их «почему?».

Стремление познавать мир у детей в этом возрасте напоминает цунами, сметающее все на своем пути . Мозговая активность достигает максимума, развивается речь, мышление удивляет своей неординарностью. Словарный запас пополняется различными выражениями, малыш как бы пробует изъясняться своим языком. Фантазия у детей в этот период раскрывается, как никогда, поэтому многие мамы и папы считают ее проявление чрезмерным.

Как реагировать родителям?

Ни в коем случае родителям нельзя протестовать против проявления детской фантазии. Не обижайте своего малыша таким отношением к его ощущениям мира. Лучше отвлекитесь от повседневных дел, попробуйте вместе с ним помечтать, придумать необычных сказочных героев – вы получите большое удовольствие от этого: мир детства пахнет волшебством и свободой мысли.

Спросите своего ребенка, каким он видит мир, и вы удивитесь тому, что услышите от него. Над многими вещами мы, взрослые, уже давно не задумываемся и забываем, отчего происходит то или иное событие. Малыш же найдет «свое» объяснение всему, расскажет, почему рыбки плавают и как летает самолет. Конечно, не всегда эти объяснения соответствуют действительности, но зато как фантастично они звучат!

Детям нравится исследовать этот мир в компании взрослых. Но, даже если вы не найдете времени, чтобы стать «спутником» в этом путешествии, поверьте, они вполне справятся и без вас. Приготовьтесь к тому, что в поисках ответов на все свои вопросы, ваш малыш может разобрать будильник, расковырять все кнопки пульта от телевизора, попытаться засунуть в розетку ржавый гвоздь и открыть все краны в ванной, чтобы посмотреть, как из нее будет выливаться вода.

Чтобы понять, что движет вашим ребенком, маме и папе нужно вспомнить свое детство . Не ущемляйте интересы своего крохи и не гасите «пыл» его любознательности. Старайтесь вести себя так, чтобы малыш считал себя первооткрывателем. Включитесь в эту игру. Ему нужна ваша поддержка. Радуйтесь его «открытиям», чаще хвалите его, ведь он так нуждается в вашем одобрении.

Отвечайте спокойно и понятно

Не отмахивайтесь от ребенка, не говорите, что надоели его вопросы. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, зависит, появится ли у него желание дальнейшего изучения окружающего мира. Отвечая на вопросы, старайтесь, чтобы объяснения были доступны для детского восприятия.

Чем грозит родительская лень?

Отказываясь отвечать на все вопросы ребенка и, не помогая ему в познании мира, вы рискуете навлечь на него в будущем кучу проблем. Например, слыша в свой адрес бессменное «не мешай, ты видишь, я занята!» или «как ты надоел своими вопросами!» , ребенок постепенно потеряет интерес к исследованиям и этим упустит много возможностей.

Аукнется ваше поведение немного позже, когда он пойдет в школу. Там малыш не станет проявлять особого рвения к знаниям, уроки будут для него настоящей пыткой – его замучает скука. Учителя начнут жаловаться на него: «Его совсем ничего не интересует. Он все время зевает на занятиях!» . А ведь раньше этот малыш был такой любознательный, но его никто не поддержал, не приободрил, не уделил ему должного внимания. Вот и потух огонек его интереса к жизни.

Поэтому не забывайте хвалить своих детей за любую проявленную активность в изучении того или иного события, предмета. Будьте рядом, приободряйте их за очередные попытки изучать этот сложный мир, выражайте свой восторг и гордость за них. Это очень важная часть их жизни!

Стимулируйте активность своего ребенка, удивляйтесь его сообразительности, наблюдательности. Когда встречаете своего малыша из садика, не спешите спрашивать, что им давали на обед. Лучше узнайте, что нового он узнал за сегодняшний день: «Что ты делал сегодня на прогулке?» или «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» . Его новые впечатления – вот что должно интересовать вас каждый день.

Познаем мир вместе с ребенком

Взрослому человеку сложно заново окунуться в детство, чтобы понять мысли ребенка. Для этого вам пригодятся несколько простых, но очень эффективных советов:

  1. Организуйте любую совместную деятельность. Так вы сможете узнать, о чем и как думает ваш малыш. Способствуйте «излиянию» его вопросов. Отвечайте на них с энтузиазмом.
  2. Купите красивые иллюстрированные книги и энциклопедии. Вместе рассматривайте картинки, обсуждайте их. Предложите придумать свои названия животным и птицам в них. Это будет смешно и позволит вам понять, как мыслит ваш ребенок.
  3. Играйте в различные коллективные игры с двумя и более участниками, приглашайте друзей вашего «почемучки» и других членов семьи для совместного времяпровождения за играми.

Можно взять на вооружение игры, которые вы помните из своего детства или же спросите воспитателя детского сада, какие игры больше всего любят детки такого возраста. Посоветуйтесь с психологами, какие игры способствуют развитию детей и пробуждают их интерес к изучению мира. Это могут быть достаточно простые игры, не требующие специальной сноровки или подготовки.

Примеры упражнений для детей

1. «Череда вопросов»

Эта игра может длиться бесконечно. Начните с любого вопроса, например: «Откуда берется вода в озере?» . Ответ может быть таким: «Когда идет дождь, в озере накапливается вода» . Следующий вопрос от вас может быть: «Почему идет дождь?» .

Эту игру можно продолжать очень долго. Если ваш малыш затрудняется ответить на какой-либо вопрос, помогите ему, объясните сами. Такая игра покажет ребенку, сколько всего он уже знает, а вам позволит «блеснуть» умом, благодаря чему ваш авторитет в глазах маленького человечка значительно вырастет.

Если же вы тоже чего-то не знаете, это совсем не страшно. Можно сказать: «Вот это да. Я сам (а) не помню, почему так бывает. Давай вместе посмотрим, что написано об этом в книге» . Поверьте, во-первых, это сблизит вас с малышом, вы ведь вместе не знаете ответа на этот сложный вопрос, а во-вторых, он научится у вас искать ответы в книгах и энциклопедиях. В будущем ему очень пригодится этот навык общения с подобной литературой.

2. «Каким бывает…?»

Эта игра рассчитана на развитие логики малышей и умение сопоставлять предметы друг другу по их размеру, ширине и длине.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Игра может начаться с любого вопроса, к примеру: «Каким бывает дом?». Ребенок отвечает: большим, красивым, белым, многоэтажным. Потом можно попросить сравнить по размеру дом и гору. Малыш представит себе высоту дома и гору. Гора окажется выше. Он учится сравнивать.

Затем предложите ребенку охарактеризовать дорогу. Ответ будет: длинная, короткая, широкая, узкая. Тогда вы спросите: «А что бывает шире – дорога или дорожка?». «Конечно, дорога!» — ответит малыш.

Наблюдайте, какие вопросы нравятся ребенку больше — про животных, природу, людей или предметы быта. Если ему нравится больше рассуждать о доме, задайте вопрос: «А что у нас в доме бывает зеленым?». Он ответит: яблоко, цветы в горшке, занавеска на кухне, мой динозаврик… Остановитесь на одном из перечисленных им предметов и попросите дополнить его характеристику: «А каким еще бывает яблоко (занавеска на кухне или цветы в горшке)?». Малыш начнет вам перечислять: кислым, сладким, твердым, мягким, круглым.

Если играть в такую игру часто, ваш ребенок будет четко представлять разницу между многими предметами и научится сравнивать их по многим признакам.

3. «Спрашивалка»

Берете любую картинку с сюжетом и предлагаете ребенку спрашивать у вас то, что ему непонятно на этой картинке. Если вы не можете ответить, он отвечает вместо вас. Тогда вы проигрываете. А малыша просите составить по этой картинке рассказ, чтобы «озвучить» сюжет. Такая игра позволит ему пофантазировать и проявить свои знания.

4. «Придумываем новые вещи»

Возьмите старые карандаши, ненужные крышки от ручек, фольгу от шоколада, пластиковый стаканчик от съеденного мороженого и предложите ребенку придумать им новое применение, сделать из них что-то новое. Ему будет интересно стать «изобретателем».

5. «Превращение»

Скажите малышу, что он может перевоплотиться в какую-нибудь вещь, какую он хочет. Попросите его рассказать, что он чувствует после превращения, как живет эта вещь, о чем она думает и что ее беспокоит. Пусть расскажет о ее мыслях, о прошлом и будущем.

Играем вместе

1. Любимая многими детками игра «Что летает?»

Сначала выбирают ведущего (обычно это мама). Ведущий начинает быстро спрашивать: «Телевизор летает?», «Машина летает?», «Воробей летает?». Ответы должны быть незамедлительными – да или нет. Можно их выкрикивать, а можно договориться махать руками, когда ответ должен быть «да» и не махать, когда «нет». Игра прекращается, когда участники наберут достаточное количество очков (это обговаривается сразу).

2. «Закончи фразу»

Вам пригодится мячик или любой другой предмет, который можно передавать из рук в руки. Игра заключается в том, что тот, кто держит мяч (взрослый), начинает предложение, например: «Зимой идет снег, а летом…». Тот, кому передается мячик (ребенок), должен его закончить: «Идет дождик». Вместе с ответом участник должен вернуть мяч обратно. «На деревьях растут фрукты, а на грядках…», «Белка прыгает на ветках, а дельфин…», «Художник рисует картины, а повар…» — продолжать можно до бесконечности.

3. «Закончи слово»

Вы называете первый слог слова, малыш должен придумать и назвать второй. Не обязательно, чтобы он угадал именно ваше задуманное слово. Главное, его умение подбирать слова под заданный слог. Потом поменяйтесь с малышом ролями – он теперь называет начало слова, а вы конец. Эта игра значительно пополнит и расширит словарный запас вашего ребенка.

4. «Специалист по профессиям»

Игра довольно-таки простая. Вы говорите: «Что делает…пожарный?». Малыш отвечает: «Тушит огонь». Вы: «Что делает…учитель?». «Он учит детей!» — отвечает ребенок. Начинайте с известных для него профессий: пекарь, доктор, строитель, няня. Потом переходите на неизвестные для него профессии: инженер, ветеринар, стюардесса. Если он не может объяснить сам, помогите ему – расскажите, что делает, например, инженер, где он работает.

5. «Кто назовет больше предметов…»

Круглых, квадратных, треугольных, холодных, горячих, сладких и т. д. Игра заключается в том, что вы по очереди с малышом называете предметы определенной формы или признака, кто больше. Например, вы говорите ему: «Какие предметы квадратной формы ты знаешь?». Он скажет: «Кубик», вы ему: «Телевизор». Вы продолжите: «Ковер в гостиной».

Игра должна остановиться на его слове, малыш пусть будет победителем в этой игре. Это повысит его самооценку и научит его мыслить масштабно.

Хорошо, если вы относитесь к тому числу родителей, которые охотно участвуют в развитии своего малыша, невзирая на проблемы с усталостью и нехваткой времени. Очень сложно находить в себе силы, чтобы беспрестанно «работать» справочником для своего малыша. Но, поверьте, этот этап продлится не так долго. А когда он закончится, вы будете с умилением вспоминать его.

Будьте уверены, что ваши усилия обязательно будут вознаграждены – малыш научится делать выводы, связывать разные по своей природе вещи и понимать суть происходящих событий. Вы станете по-настоящему счастливы, когда поймете, что это все ваша заслуга. Ведь для него вы самый близкий и родной человек, который первым пришел ему на помощь в изучении мира.

Читаем также: телеграм-канал

Если в младенчестве для развития эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка родителям необходимо лишь улыбаться малышу и «агукать» с ним, то уже к 2-годовалому возрасту этого будет явно недостаточно. Наступает время детских вопросов, и ответы на них должны быть достаточно четкими, ясными, соответствующими возрасту ребенку. Как же правильно отвечать вопросы детей, чтобы удовлетворить любопытство малыша и обогатить его развивающийся мозг доступной информацией?

Когда маленькие дети начинают задавать вопросы?

Средний возраст, когда дети начинают задавать вопросы – около двух лет. Но самый возраст для маленьких «почемучек» - это от 2,5 до 5, когда вопросам, кажется, никогда не будет конца. Ребенок знакомится с окружающим его миром - он первый раз уже во вполне сознательном состоянии увидел снег, новогоднюю елку, услышал, как кто-то поет, или увидел, как кто-то плачет. Самостоятельно понять, почему все вокруг происходит именно так, а не по-другому, он не может. Поэтому детские вопросы «Почему?» сыпятся как из рога изобилия, малыш постоянно что-то спрашивает у взрослых. Малышам просто необходимо находить проблемы, а затем решать их с помощью вопросов, задаваемых взрослым, - так они легче потом войдут в самостоятельную жизнь. Давая серьезные ответы на детские вопросы, нужно учитывая, что спрашивая о чем-то родителей, малыш стремится к контакту с ними, и это тоже нужно поощрять.

В возрасте 2,5-3-х лет у детей появляется всякого рода любопытство к предметам, которые они раньше не замечали. В литературе это называют термином «половое любопытство». Психологи понимают под этим выраженное стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Конечно, это не половое любопытство в полном смысле слова, а просто детская любознательность и тяга к исследованию всего неизвестного. Поэтому ответы родителей на детские вопросы подобного рода должны помочь постепенному формированию представлений о должном характере поведения мальчика или девочки.

Как правильно отвечать на вопросы детей дошкольного возраста

Взрослые должны отвечать на вопросы детей дошкольного возраста как можно доступнее и проще, особенно это касается вопросов, касающихся полового воспитания. Помогут в этом специальные книги, в которых вся информация изложена в понятной для малышей форме. Как правило, такие книги снабжены качественными картинками. Выполнение данной задачи успешно повлияет не только на интеллектуальное и моральное развитие, но и окажет значительную поддержку .

А как правильно отвечать на детские вопросы, ответы на которые малышу знать ещё рано? Ни в коем случае нельзя говорить ребенку в любом возрасте, что он еще слишком мал, чтобы получить ответ на свой вопрос, - у него может выработаться комплекс неполноценности, или, что ничуть не лучше, равнодушие к окружающему миру. Ребенок спрашивает, потому что он познает мир, потому что ему интересно, а еще потому, что он доверят взрослым.

В возрасте трех лет нельзя подрывать доверие малыша, заставляя его замолчать, говоря, что он надоел со своими вопросами и так далее. Как же отвечать на вопросы детей, если эти «Почему?» на самом деле вызывают у взрослого сложность или недоумение?. В этом случае следует отвлечь малыша от вопроса, показав ему что-нибудь интересное.

Возраст почемучек - самый забавный и один из важнейших в жизни человека. Чтобы облегчить себе жизнь, родителям можно приобрести книги, разработанные специально для детей такого возраста.

Вопросы детей «Почему?» и ответы на них

Ниже приведены примеры вопросов «Почему?» и возможных ответов детям.

Ребенок: «Почему днем светит солнце, а ночью - нет?»

Родители: «Потому что ночью солнышко спит, так же, как и ты». Это первый вариант ответа, легкий и очевидный. Можно предложить и другой вариант: «Потому что планета, на которой мы живем, Земля, круглая, как твой мяч, и ночью солнышко прячется за нее». Родители сами решают, какой ответ следует дать ребенку в каждом отдельном случае - научный или игровой.

Ребенок: «Почему у собаки четыре ноги, а у человека две?»

Родители: «Потому что собаке надо быстрее бегать».

Ребенок: «Почему деревья не умеют разговаривать?»

Родители: «Деревья тоже разговаривают, только с помощью шелеста листьев, и человек их не понимает».

Ребенок: «А почему у людей нет листьев?»

Родители: «У людей есть рот, с помощью которого они разговаривают».

Ребенок: «Почему лягушки зеленые?»

Родители: «Чтобы лучше прятаться среди травы или камышей от цапли, которая очень любит ими лакомиться».

Ответы родителей на детские вопросы должны содержать только необходимый минимум информации. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно и чтобы ответ не являлся отговоркой, сказанной только для того, чтобы малыш отстал.

Помните: отвечать на детские вопросы нужно как можно правильнее, ведь одна из главнейших целей родителей - достичь такого уровня авторитета у своего малыша, при котором он будет непререкаемым. В этом случае ребенок обратится к ним с абсолютно любым вопросом, так как знает, что получит на него ответ. Даже трехлетний малыш должен получить понятный, четкий, грамотный и простой ответ на любой свой вопрос. В дальнейшем это приведет к доверительным близким отношениям между родителями и подрастающим ребенком, что особенно важно в переходном подростковом периоде, а также в юношеском возрасте. Можно посоветовать родителям самим задавать ребенку вопросы, не влезая при этом в его внутренний мир: «Как ты думаешь, почему так получилось?», «Как ты считаешь, мы могли бы это исправить?», «Ты думаешь, так делать хорошо?» Эти и подобные вопросы помогут ребенку уже в раннем возрасте начать думать, а также почувствовать уважение со стороны родителей и воспитателей.

Возраст маленьких почемучек уникальный и удивительный, и родителям надо относиться к нему как к одному из самых интересных периодов в жизни ребенка.

Статья прочитана 12 570 раз(a).

Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Чаще всего, взрослые могут ответить лишь на немногие вопросы правильно и по существу. На некоторые вопросы им не хочется отвечать честно, приходится врать, отмахиваться или игнорировать их. Между тем, важно не оставлять вопросы малыша без ответа, чтобы познавательный интерес не сошел на нет.

Почему эти «почему»?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает своё «я» всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст «почемучек» . Малыши вступают в него по-разному - кто-то в 2,5-3 года , кто-то ближе к 4-5 годам . На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растёт, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днём голубое, а ночью - чёрное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слонёнку из сказки Киплинга хочет знать обо всём на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти «что» и «почему» - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех учёных и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Малыш открывает для себя закон постоянства, а ответы на вопросы рождают новые вопросы. Каждое новое знание расширяет границы мира, а в нём ещё так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Именно сейчас, в возрасте «почемучек», закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения .

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…» ). Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по качану!», ещё лучше «по качану и по капусте!» . А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!» . Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по качану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос…

Не получая ответы на вопросы, ребёнок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребёнка, признак его одарённости. И если он задаёт вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задаёт! Наберитесь терпения, заручитесь поддержкой бабушек и дедушек, объясните им, как важно отвечать на каждое «почему», даже если ваш малыш в десятый раз задаёт один и тот же вопрос, ни в коем случае не срывайтесь и, уж конечно не кричите на малыша. Ведь проще всего убить в ребёнке любознательность, и рано или поздно он найдёт того, кто расскажет ему много чего «интересного», но это будете уже не вы.

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу вспоминается очень старый анекдот:

Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:

- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, - железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно.

Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему солнце не падает?» и как можно на него ответить.

Ответ-пустышка

"Ну потому что не падает и все".

"Потому что. Ты еще маленький и не поймешь".

"Иди спроси у бабушки".

"Подрастешь - поймешь".

Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах.
Ответ-провокация

"А почему ты считаешь, что оно должно упасть? "

"А почему Земля не падает на Солнце?"

Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники).
Ответ со ссылкой на мироздание

"Так устроен мир."

"Законы физики не дают ему упасть".

"Так захотел Бог".

Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку - нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего.
Научные, слишком длинные ответы "Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему - в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…" Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же такой ответ просто не оставит ребенку шансов что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено.
Сказочные и антропоморфные ответы

"Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем. "

"Потому что оно лучиками держится за небо. "

Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы - очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания.
Ответы с вариациями

"Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. "

"А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…"

Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?».
Лаконичный ответ по существу

"Солнце не может упасть".

"Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. "

"А упасть может только то, что близко от земли."

Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе - хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ваш ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям.


Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все.

Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесёт ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнёт выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашёл ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребёнок осознаёт свои возможности, поймёт, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Но не всегда можно дать простой ответ, особенно если ребёнок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?

Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали.

Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти ещё можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребёнка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок - человечек очень умный, вдумчивый, в чём-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определённый смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Что бы чистой была». «Зачем что бы чистой была?» «Что бы есть из неё было приятно». «Зачем что бы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребёнок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример.

Маше 3,10, спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: « Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!»

Не бойтесь ситуаций, когда малыш задает вопрос, на который вы, к сожалению, не знаете ответ.

Откровенно признайтесь ребёнку в этом, но пообещайте обязательно выяснить или предложите разобраться во всём вместе. Это только укрепит ваш авторитет в глазах ребёнка, покажет ему, что мама или папа могут всё. Всячески поощряйте интерес вашего малыша к окружающему его миру, задавайте ему встречные вопросы в ответ, продолжая развивать заданную тему. Все дети обожают загадки, с их помощью можно научить ребёнка размышлять, расширить его словарный запас, развить чувство юмора.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёте вы, а ребёнок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?»

Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой»: «Зачем тебе велосипед?» «Что бы кататься» «Зачем кататься?» «Потому что мне нравится» «Почему нравится?» и т.д.

Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!

– На лапках мухи выделяется особый жир, с помощью которого муха может держаться даже на стекле.

Зачем белке хвост?


– хвост служит для белки парашютом и рулем во время прыжка.

Почему медведь уходит в спячку?


– если бы медведь не уходил в зимнюю спячку, он бы мог умереть от голода, так как зимой ему не хватит еды. Во время спячки медведь очень экономно расходует свои запасы жира, накопленные перед за лето и осень.

Зачем верблюду горб?


– в горбу верблюд хранит жир на «черный» день.

Почему кузнечик стрекочет?


– Самцы кузнечиков стрекочут для привлечения внимания. У кузнечиков на крыльях есть особая жилка, которую они используют, как смычок.

Зачем жирафу такая длинная шея?


– жирафу длинная шея помогает срывать листья с высоких деревьев.

Зачем кошки "перебирают" лапами?


– когда котята кушают молоко у мамы-кошки, они работают лапками для того, чтобы у кошки выработалось как можно больше молока. Эти движения ассоциируются у котят с теплом, мягкостью и приятными ощущениями. Поэтому, когда коту хорошо, он непроизвольно начинает «перебирать» лапками, «вспоминая» детство.

Почему птицы улетают на Юг?


– если говорить о насекомоядных птицах, то они улетают на зиму в теплые края, потому что зимой им нечего было бы есть.

Почему детеныши кабанов полосатые?


– полосатая окраска маленьких кабанят носит защитную функцию, они помогают им маскироваться. Полоски напоминают игру света и тени в лесу.

Из чего пчелы делают мед?


– пчелы делают мед из пыльцы цветов.

Почему курицы не летают?


– курица - искусственно выведенная птица. У нее тяжелая кость и крылья, не приспособленные для полета.

Зачем собака высовывает язык?


– когда собаке жарко, она «потеет» через язык. Влага с языка испаряется, и температура тела снижается.

Как верблюд обходится без воды?


– Вода у верблюда хранится не в горбу, а во всем теле равномерно. Его организм очень бережно расходует воду. Поэтому, ему вполне хватает той воды, которую он получает из пищи.

Почему собаки не любят кошек?


– не все собаки не любят кошек. У каких-то пород (например, охотничьих), силен инстинкт добытчика, и кошка воспринимается, как добыча. В некоторых случаях, собака проявляет интерес и любопытство к кошке и бежит за ней для того, чтобы поиграть и пообщаться.

Почему крокодилы плачут?


– со «слезами» из организма крокодила выводятся излишние соли. К тому же, «слезы» защищают глаза крокодила от грязи и бактерий.

Почему слоны боятся мышей?


– есть версия, что мышь может забраться к слону в хобот и перекрыть дыхание. Однако, слону достаточно лишь пару раз чихнуть для того, чтобы решить проблему.

Почему зебра полосатая?


– полосы зебры приводят в замешательство хищника, позволяя зебре спастись бегством.

Почему мы не видим голубят?


– голуби строят свои гнезда в местах, недоступных для людей. Голубята проводят в гнезде все свое детство и покидают его, уже приобретя привычный вид.

Зачем лошади подкова?


– подкова нужна, чтобы защитить копыта от износа и от травмирующего действия твердого грунта.

Почему ящерица отбрасывает хвост?


– в случае опасности, ящерица управляет этим процессом «силой мысли». Отбросив хвост, она успевает скрыться.

Почему птицы выстраиваются в косяк?


– впереди клина летит самая сильная птица. Она принимает на себя наибольшее сопротивление воздуха. Остальные птицы выстраиваются таким образом, чтобы сделать полет максимально легким и принимать на себя наименьшее сопротивление.

Почему у коровы всегда понос, а у козы-никогда?


– коровы не берегут воду, так как издавна их предки паслись на зеленых пастбищах, богатых растительностью. А предки коз напротив, в условиях сухого климата, были вынуждены дорожить каждой капелькой жидкости.

Почему у слона хобот?


– Хобот слона – это удлиненная верхняя губа, сросшаяся с носом, которая служит слону не только как орган обоняния, но и как рука. В силу своего строения, без хобота слон умер бы от голода, потому что не смог бы дотянуться до еды.

Зачем кошке усы?


– Усы для кошки – важный орган осязания, способный зафиксировать любое движение либо шорох даже в полной темноте. Они просто незаменимы на охоте. Кроме того, именно через усы кошка может отличить горячее от холодного, что нередко спасает ей жизнь.

Почему рыбы не могут жить без воды?


– Рыбы, как и все остальные животные, не могут жить без кислорода. Но их организм устроен несколько иначе, чем наш: вместо легких, у них жабры, которые извлекают кислород из воды. Если рыбу вытащить из воды, она, лишившись доступа к кислороду, погибнет.

Как паук плетет паутину?


– У паука в животе располагаются специальные железы, которые производят жидкий шелк. При контакте с воздухом, он тут же застывает, превращаясь в тончайшие нити.

Почему у павлина такой красивый хвост?


– Красивый хвост есть только у самцов павлинов. Он нужен им для привлечения самок. Чем красивее у павлина хвост, тем больше шансов у него привлечь к себе внимание противоположного пола.

Почему рыба не тонет?


– У рыб есть плавательный пузырь, который наполнен кислородом и не позволяет рыбам утонуть. Но у некоторых рыб, например, у акулы такого пузыря нет, и они остаются на плаву, благодаря своей двигательной активности.

Почему у кошек глаза светятся?


– У кошек задняя стенка глаза покрыта особыми светоотражающими кристалликами, которые позволяют им лучше видеть в темноте. Благодаря этой особенности, глаза кошек могут отражать свет в темноте, но светиться сами по себе они не могут.

Почему моржи не мерзнут?


– Моржи живут в Арктике и, как известно, с удовольствием и подолгу плавают в ледяной воде. Защититься от холода им помогает их удивительно толстая кожа и слой жира под ней.

Почему лягушку-древолаза нельзя погладить?


– Лягушка-древолаз, обитающая в Латинской Америке, крайне ядовита. Она выделяет яд, который покрывает все ее тело и защищает от хищников. Даже простое прикосновение к такой лягушке может вызвать летальный исход.

Почему перед дождем ласточки летают низко?


– Ласточки питаются мелкими насекомыми, которых они ловят в воздухе. В хорошую сухую погоду, теплый воздух поднимает насекомых высоко, и ласточки ловят их на лету. Перед грозой воздух становятся влажным и тяжелым, что вынуждает насекомых опускаться ниже. Следуя за ними, ласточки тоже оказываются ближе к земле.

Почему ежики колючие?


– Природа наградила ежиков колючками, чтобы сделать их неуязвимыми для врагов.

Почему пингвины не летают?


– Так как пингвины живут на океанских берегах, питаются они исключительно рыбой. Для того, чтобы добывать себе пропитание, они вынуждены много плавать. Для того, чтобы им было проще плавать и нырять, их крылья превратились в нечто подобное плавникам или ластам, и пингвины утратили способность летать.

Почему черная кошка считается плохой приметой?


– Такое поверье берет свое начало из древности. В эпоху Средневековья, люди полагали, что черная кошка – это ведьма, которая приняла обличие кошки. Встреча с такой кошкой непременно предвещала несчастье.

Почему Красная Книга красная?

– Красный цвет – цвет тревожности и важности проблемы. Своим ярким цветом, эта книга привлекает к себе внимание общественности.

Почему божью коровку так зовут?


– Жучок под названием «божья коровка» известен всем. При малейшей опасности, у божьей коровки на ножках выделяется оранжевое молочко, которое несет защитную функцию. Из-за этого она и получила свое прозвище. Слово «божья», вероятнее всего, имеет значение «милая».

Почему леопард прячет добычу на дереве?


– Леопард, в отличие от многих других животных, предпочитающий одиночный образ жизни, отлично лазает по деревьям. Укрываясь на дереве и пряча там же свою добычу, леопард спасается, таким образом, от непрошенных гостей, покушающихся на его еду.

Почему кукушонок выкидывает из гнезда яйца?


– Как известно, матери – кукушки не занимаются уходом за своим потомством. Эту работу они «доверяют» другим птицам. Самка кукушки тайком подкладывает свое яйцо в чужое гнездо, и ни о чем не подозревающая птичка высиживает яйцо кукушки вместе со своими. Появившись на свет, кукушонок проявляет крайнюю прожорливость. К тому же, ввиду его крупных размеров, птенцу скоро становится тесно среди своих сводных братьев и сестер, даже если они еще не успели вылупиться. Кукушонок расчищает свою территорию, выбрасывая их из гнезда, одного за другим. Для этого у него на спине есть даже специальная выемка.

Чем нюхают змеи?


– У змей отлично развито обоняние. Но нюхают они не носом, а языком. Во рту змеи находится глубокая ямка, «якобсонов» орган. Высунув свой раздвоенный язык на одно лишь мгновение, змея, улавливает микроскопические частицы, находящиеся в воздухе, а затем вкладывает свой язык в ямку и получает всю необходимую информацию.

Почему небо голубое, а трава зеленая? Почему вода мокрая? Ребенок в возрасте до 10 лет задает порядка 300 вопросов в день, подсчитали дотошные ученые. На одни вопросы родители отвечают легко, почти не задумываясь, а от некоторых просто хватаются за голову – настолько каверзными и неожиданными они бывают. Здесь представлены самые необычные детские вопросы, способные не просто удивить взрослого, но и поставить его в тупик. В качестве бонуса под каждым вопросом помещен развернутый ответ специалиста из соответствующей области. Читаем и берем на заметку. Вдруг именно сегодня ваш ребенок задумается о том, «сколько весит небо»?

1 вопрос. Почему птиц не ударяет током, когда они сидят на проводах?

Ответ родителя № 1. Потому что провода опасны лишь в том случае, если касаться их и одновременно находиться на земле. Если бы птица одной лапой держалась за провод, а второй стояла на земле, тогда ее бы убило током. Ответ родителя № 2. Это можно сравнить с прикосновением языком лишь к одному концу батарейки – в этом случае ты не почувствуешь покалывания. Однако если прикоснуться к обоим концам, то это обязательно произойдет. Так вот в случае с птицами – они как раз дотрагиваются до одного конца условной батарейки.
Ответ эксперта-физика. Удар током предполагает прохождение электричества сквозь тело. Чтобы это произошло, необходимо, чтобы птица касалась сразу двух проводов с разницей потенциалов. Однако она этого не делает, так как сидит лишь на одном проводе и разницы в напряжении нет. При этом если птица взмахнет крылом и заденет соседний кабель, то ее ударит током, и она погибнет.

2 вопрос. Почему Луна иногда появляется в небе днем?

Ответ родителя. На самом деле Луна на небе задерживается гораздо чаще, чем мы можем видеть. Но из-за того, что солнце слишком ярко светит, мы попросту не замечаем ее присутствия. Например, включенный уличный фонарь мы не сможем увидеть днем издалека, потому что будет очень светло. В то же время ночью тот же самый фонарь будет виден за много метров, так как вокруг – темнота.
Ответ эксперта-астронома. Когда Луна вращается вокруг Земли, часть времени она находится на той же стороне, что и Солнце, а какое-то время – на противоположной стороне. Так вот, когда Луна и Солнце находятся на одной стороне, то спутник Земли виден днем. В то же время, когда Луна и Солнце на противоположных сторонах, этого не происходит.

3 вопрос. Сколько весит небо?

Ответ родителя № 1. Примерно столько же, сколько весят 10 миллионов слонов. Ответ родителя № 2. Кусок неба, покрывающий каждые 2,5 квадратных метра Земли, весит 6,5 килограммов. Значит, все небо весит более 5 миллиардов килограммов.
Ответ родителя № 3. Больше, чем ты думаешь, сынок. Поверхность земли – 317 миллионов квадратных километров. Атмосферное давление составляет в среднем 6,6 килограммов на 2,5 квадратных метра. Значит, небо весит где-то 5,2 миллиарда тонн. А теперь иди спать. Ответ эксперта. Примерный вес может составлять около одной миллионной от массы Земли – эквивалент веса 570.000.000.000.000 взрослых индийских слонов.

4 вопрос. Почему все рыбы в море не погибают, когда в него бьет молния?

Ответ родителя №1. Молния распространяется на все море, поэтому тока недостаточно, чтобы убить рыбу. Скорее всего, каждое живое существо в воде получает лишь небольшой разряд, который не представляет опасности. Ответ родителя № 2. Представь, что ты поместишь каплю яркой газировки в чайную ложку. В данном случае, ты сможешь ее видеть – яркое пятно будет заметно на столь малой площади. А теперь представь, что ты ту же самую каплю помещаешь в ванну, наполненную водой. Капля через несколько секунд просто исчезнет, и ты не сможешь ее больше видеть. Так вот молния – как капля цветной газировки. Попадая в море, она быстро распространяется и становится безвредной, исключение составляет то место, куда она ударяет.
Ответ эксперта-физика. Когда живое существо погибает от удара молнии, это означает, что существо оказалось на ее пути, и ток прошел через тело. К счастью, молния не может навредить всем живущим в море. Лишь самая невезучая рыба может стать ее жертвой. Морская вода проводит электричество. Как только молния попадает в нее, она тут же распространяется по всем направлениям. Множество рыб могут получить в это время небольшой электрический разряд. Однако погибнуть может лишь то существо, которое окажется у поверхности воды в том месте, куда ударяет молния. При этом, скорее всего, рыба, которая будет находиться хотя бы в 30 сантиметрах от поверхности, не пострадает.

5 вопрос. Почему я люблю розовый цвет?

Ответ родителя №1. У многих людей есть какой-то любимый цвет. Они называют его любимым, потому что он их радует, глядя на него, они чувствуют себя хорошо. Сегодня тебе нравится розовый цвет, но позднее, когда ты вырастешь, возможно, твое восприятие изменится, и тебе будет нравиться другой цвет. Ответ родителя № 2. Потому что он красивый. Этот цвет ассоциируется у тебя с массой приятных вещей: с цветами, розовыми щеками, определенной едой.
Ответ родителя № 3. Любимые цвета, как правило, связаны с какими-то вещами, которые нас радуют и делают счастливыми. Так вот розовый цвет чаще всего ассоциируется с весельем или сладостями. Ответ эксперта-психолога. Традиционно считается, что женщин больше привлекают оттенки красного, а мужчин – оттенки синего. Некоторые биологи полагают, что склонность представительниц слабого пола к розовому объясняется тем, что в первобытное время женщины часто занимались сбором фруктов красных оттенков, в результате у них сформировалось особое восприятие этого цвета. Эта же особенность, по версии некоторых исследователей, позволяет женщинам лучше различать оттенки кожи - например, ее покраснение - а значит, лучше считывать чужие эмоции.

6 вопрос. Что такое время?

Ответ родителя № 1. Время – это такой длинный шнурок из бисера, тянущийся и уходящий вдаль. Каждая бисерина – это какой-то момент из нашей жизни, в который мы испытывали определенные чувства: печаль или радость. Ответ родителя № 2. Время – это специальное понятие, которое было придумано людьми, чтобы организовывать свою жизнь и следить за тем, когда происходят те или иные события. Например, когда человек «А» хочет встретиться с человеком «Б», они выбирают одно и то же время – приходят на встречу в один и тот же год, один и тот же месяц, один и тот же день, один и тот же час. Время – это система, которая исчисляется годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами и секундами.
Ответ родителя № 3. Все в этом мире стареет. Стареет трава, старее стол в комнате, сыр в холодильнике, люди и животные тоже становятся старше… Время – это определенный способ измерять, насколько постарели животные, люди и вообще все вокруг. Ответ эксперта-физика. Это весьма сложный вопрос. Одни ученые могут назвать время потоком причин и следствий. Другие дали бы более подробное объяснение в соответствии с общей теорией относительности, однако эту позицию принимают далеко не все исследователи.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх