Дидактические игры детей 4 лет развивающие. Настольная игра «Весёлая полянка»

Итак, что же такое дидактические игры? Это специально созданные игровые ситуации, во время которых ребёнок обучается, приобретает новые навыки или закрепляет уже усвоенные знания. Для их проведения подготавливается специальный дидактический материал - различные картинки, предметы или игрушки. Для обучения деток 3–4 лет обычно применяют дидактические игры нескольких видов: игры-инсценировки, настольные, а также сенсорные игры. Давайте, рассмотрим на конкретных примерах, что можно придумать в домашних условиях.

Игра-инсценировка «Чаепитие»

Цель игры : Ввести в словарь ребёнка названия предметов посуды, познакомить с их назначением, обучить навыкам гостеприимства, вежливости.

Оборудование : Куклы или игрушечные зверюшки, игрушечная посудка, колокольчик, небольшой столик или табуретка, маленькие стульчики.

Вы зовёте малыша и предлагаете: «Давай мы с тобой пригласим в гости твоих любимых кукол и зверюшек и напоим их чаем». Вы обсуждаете с крохой, кого именно позовёте и как будете угощать. Вместе с ребёнком готовите стол, расставляете стульчики. Потом звоните в колокольчик и говорите: «А вот и первый гость пожаловал, медвежонок Тимка. Здравствуй, Тимка, проходи, садись за стол». Малыш тоже должен поздороваться, усадить мишку поудобнее. Снова звучит колокольчик, и ребёнок встречает следующего гостя.

Когда все рассажены, вы предлагаете малышу расставить посуду: блюдца, чашки, ложечки. Все действия обязательно проговариваются, например: «Кукле Маше мы поставим маленькую красную чашечку, а Тимке дадим большую синюю». В ходе игры задавайте ребёнку вопросы, давайте пояснения.

Это сахарница, в ней насыпан сахар, а это молочник, в нём налиты сливки.

Помоги мишке завязать салфетку.

Положи зайке ещё одно печенье.

По окончании чаепития куклы и зверюшки благодарят и прощаются. Малыш убирает со стола, моет посуду.

Закрепить знания, полученные во время игры, можно, показав ребёнку картинки, на которых изображена посуда, и предложив найти те предметы, которые использовались на занятии. Следите, чтобы малыш называл предметы, используя не только существительные, но и прилагательные: маленькая ложечка, зелёная скатерть, круглый стол.

Предложите ребёнку рассказать папе, бабушке или ещё кому-нибудь о том, как проходило чаепитие, дополняйте его рассказ, напоминайте ему о забытых деталях.

Настольная игра «Весёлая полянка»

Для проведения этой игры вам необходимо будет заранее изготовить своими руками дидактический материал. Из цветного картона вырежьте 4 разноцветных кружка диаметром 10–15 см, по 6–8 лепестков того же цвета и по 5 бабочек.

Цель игры : научить или закрепить знание основных цветов, а также навыков сопоставления предметов по цвету. Развивать способности к счёту, координацию движений и моторику пальцев.

Оборудование : вырезанные из картона круги, лепестки и бабочки четырёх цветов - красного, синего, зелёного, жёлтого.

Вы расстилаете на столе однотонную скатерть, кладёте на неё кружочки и говорите ребёнку: «Это полянка. На ней росли красивые цветочки. Но подул ветер, оборвал все лепесточки, и они перемешались. Как теперь найти, у какого цветочка какие были лепестки?» При этом на стол высыпаете перемешанные по цвету лепестки и предлагаете малышу подобрать к каждому кружочку лепесточки того же цвета.

Когда это задание выполнено, вы выкладываете на стол бабочек и говорите: «Посмотри, какие красивые бабочки. Они прилетели на наши цветочки. Давай посадим красных бабочек на красный цветок, жёлтых - на жёлтый, и т. д». Во время занятия просите ребёнка озвучивать свои действия.

Если малыш хорошо разбирается в цветах и легко справился с заданием, усложните задачу. Пусть он посадит синих бабочек на красный цветок, а зелёных - на жёлтый или наоборот. Во время игры считайте количество цветочков, бабочек, говорите: «Ты уже посадил одну бабочку, ещё одну, теперь их две». Это способствует выработке навыков счёта, даёт понятие количества.

Обязательно поощряйте ребёнка, хвалите его: «Как быстро ты справился! Какая красивая полянка у тебя получилась!»

Настольная игра «Помоги медведице»

Цель игры : учить и закреплять умение ребёнка различать геометрические фигуры и цвета, развивать мелкую моторику.

Оборудование : большой игрушечный медведь, корзинка, вырезанные из цветной бумаги трусики и маечки с прорезанными в них отверстиями в виде круга, квадрата, треугольника; соответствующие отверстиям бумажные геометрические фигуры.

Усаживаете ребёнка за стол и говорите:

Сегодня к нам в гости пришла медведица Марья Ивановна, - показываете медведя, - ой, Марья Ивановна, почему вы плачете?

Я купила своим медвежатам новые маечки и трусики. Но когда шла через лес, корзинка зацепилась за куст, и вся одежда порвалась. Что мне делать?

Взрослый:

Не плачьте, Марья Ивановна. Мы постараемся вам помочь. Давайте ваши маечки и трусики. Мы поставим на них заплатки.

Выкладываете из корзинки на стол вырезанные из бумаги разноцветные майки и трусы, а также «заплатки» и предлагаете малышу подобрать нужные по цвету и форме. При этом задаёте вопросы ребёнку: «Какого цвета заплатку мы поставим на эту маечку? Какая по форме дырка на этих трусиках?» и т. п. После того, как задание выполнено, похвалите малыша от своего имени и от имени медведицы, попрощайтесь с ней.

По окончании игры ещё раз закрепите с малышом полученные знания, попросив его найти в комнате предметы, по форме напоминающие круг, квадрат и треугольник, или рассматривая их на картинках.

Сенсорная игра «Угадай, что в мешочке»

Сенсорное развитие ребёнка сосредоточено на определении свойств предметов с помощью органов чувств. Маленькому человечку очень важно потрогать предмет, понюхать его и даже попробовать на зуб, чтобы понять, что он собой представляет. Сенсорные игры помогают малышу обогатить своё представление о различных предметах, понять их свойства.

Цель игры : развить и закрепить навыки определения формы предмета и его свойств. Развивать воображение и сообразительность. Укреплять моторику пальцев.

Оборудование : небольшой полотняный мешочек, картинки с изображениями фруктов и овощей, различные фрукты и овощи (можно использовать муляжи) - яблоко, банан, киви, апельсин, морковка, лук, огурец и т. п.

Предварительно рассмотрите вместе с карапузом картинки, на которых изображены фрукты и овощи, затем предложите поиграть в интересную игру.

Все овощи и фрукты положите в мешок. Попросите малыша засунуть ручку, взять один предмет и, не доставая, угадать, что это. В ходе игры задавайте ребёнку вопросы: «А почему ты думаешь, что это апельсин?»

Ответ: «Потому что он круглый».

Вопрос: «Какая кожица у банана?»

Ответ: «Гладкая» и т. п.

Можно усложнить задание, попросив малыша сказать, на что похож такой-то фрукт или овощ, припомнить его свойства - например, лук горький, от него щиплет глазки, яблоко сладкое и вкусное.

Наша встреча подходит к концу. Надеемся, мы убедили вас в том, что дидактические игры - это совсем несложное, но очень увлекательное занятие, поскольку они:

  • помогают ребёнку получить и закрепить необходимые навыки и знания;
  • расширяют словарный запас малыша, способствуют развитию связной речи;
  • учат ребёнка правильному поведению в различных бытовых ситуациях;
  • развивают его мыслительные способности.

Напишите нам, какие из предложенных игр наиболее понравились вашему малышу, в какие ещё дидактические игры вы с ним играете. Ждем ваших отзывов, комментариев и предложений.

Надеемся на новую встречу с вами, уважаемые родители, на страничках нашего сайта. Всего вам доброго! До свидания!

Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Представлены авторские материалы педагогов дошкольных учреждений.


(Многофункциональное игровое пособие)

Эта игра может использоваться в детском саду и дома для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы по изучению основных и производных цветов с младшими дошкольниками. «Разноцветный городок» легко изготовить, легко трансформировать, легко хранить. Для изготовления понадобится плотный картон, скотч, краски, мелкие игрушки и прозрачные контейнеры для хранения самих игрушек. Конструктор «Лего» (среднего размера) найдется в любой группе детского сада, имеется в каждой семье, где есть дети.
Истоки этой игры кроются в наглядно-действенном типе мышления младших дошкольников. Говоря простыми словами: «Увидел- потрогал-осмыслил!» Играем только под присмотром взрослого.

Как мы видим на фотографии, город состоит из отдельных цветных улиц, каждая из которых «появляется» в городке после того, как дети познакомились с конкретным цветом. Можно придумать множество вариантов игр с «Разноцветным городом».

Цель игры: Познакомить с синим цветом, побуждать детей выделять предметы синего цвета из множества игрушек других цветов, обогащать тактильные ощущения, развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику, речь, воспитывать усидчивость. играем только под присмотром взрослого.


Ход игры:

Воспитатель:

— Дети, посмотрите сюда. Что вы видите?
(Синий дом на синей поляне).

— Молодцы, верно. Это синяя улица. (Проговаривают хором).
— Посмотрите, кто здесь живат? (На ней живут игрушки).
— Какого цвета игрушки?
— Верно. Раз улица синяя, то здесь живут только синие игрушки.

Далее педагог предлагает детям рассмотреть улицу с игрушками, назвать знакомых персонажей, узнать «имена» незнакомых, затем взять и поиграть с ними, каждый раз уточняя, какого цвета игрушки у них в руках и где они «живут». (На «синей улице»). Количество игрушек должно быть чуть больше, чем количество детей.

Когда интерес к игре у детей начинает угасать, педагог объясняет, что после игры жителей «синей улицы» нужно обязательно собрать в «синий дом» (контейнер с синей крышкой), чтоб они не «разбежались» и поставить на синюю улицу. Если есть возможность, можно игрушки не убирать в «дом», а красиво расставить на синей улице. Играем по 2-3 раза в день, слегка изменяя сюжет, но неизменно возвращаемся к тому, что «синие игрушки» живут на «синей улице».

Игровые ситуации придумываем, ориентируясь на возраст, уровень развития и подготовленности детей. Например, можно немного усложнить игру, незаметно добавив несколько игрушек иных цветов, посмотреть на реакцию детей, вместе с ними отметить, что эти игрушки не живут на «синей улице», ведь они другого цвета.

После того, как дети запомнили синий цвет, к синей улице добавляется следующая («красная», «желтая» и др.).

Педагог обращает внимание детей на то, что получился целый «Разноцветный город». Жители этого города — разноцветные игрушки. Они ходят друг к другу в гости, катаются на машинах, играют, но в конце игры все разноцветные игрушки обязательно должны вернуться в свои разноцветные домики. Играющие с большим интересом сортируют игрушки в «домики» по цвету. Копируют и подражают друг другу. Педагог ненавязчиво направляет играющих.

В игру «Разноцветный город» можно и нужно играть индивидуально, исходя из особенностей ребенка. Скромные, замкнутые дети преодолевают робость, стеснительность, раскрепощаются.



Чтобы включиться в игру, таким деткам поначалу требуется помощь педагога. У шумных и подвижных детей, наоборот, воспитывается усидчивость, повышается устойчивость внимания. Ребята учатся игровому взаимодействию, в свободном общении, без усилий запоминают цвета, учатся играть дружно и продолжительно. Детишки не только запоминают названия цветов, но и обогащают тактильные ощущения, развивают воображение, глазомер, память, мелкую моторику, а, значит, и речь.

Даже «не говорящим» детям двух лет вполне по силам рассортировать игрушки по цветам, показывая пальчиком нужный домик. Выбираем для них игрушки более крупного размера, без мелких деталей.

В игру «Разноцветный город» можно и нужно играть индивидуально, исходя из особенностей ребенка. В «Разноцветный город» можно добавлять улицы полученные из производных цветов. Можно располагать улицы не в ряд, а прямоугольником, для размещения на квадратном столе, тогда у вас получатся «цветные кварталы».

Буду рада, если мой опыт пригодится другим воспитателям или родителям.

Новые дидактические игры и игровые упражнения

«В ходе работы с данным пособием, я придумала новые дидактические игры и игровые упражнения. Пособие стало многофункциональным. Я хочу представить некоторые варианты вашему вниманию.»
Мама Ани М.

Многофункциональное пособие для детей 3-4 лет «Цветочная полянка»

Цель пособия: развитие мелкой моторики детей 3-4 лет через обучение отстегиванию и пристегиванию цветов к пуговкам-бусинам.

Наши наблюдения и обследование логопеда показали не очень хороший результат развития речи детей нашей группы. Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста. Но есть такое понятие, что «Речь находится на кончиках пальцев». Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Мама Ани М. создала пособие «Цветочная полянка». (для детей 3-4 лет)

Вероника Анатольевна использовала именно бусины, потому, что трехлетней Анютке пуговицы практически не поддавались и огорчали дочку.

Анютка принимала активное участие в создании пособия — выбрала основу для полянки, животных, гриб мухомор и помогла разместить их по углам, выбрала цвет ткани для создания цветков, придумала «гусеничку» на веревочке, которая «сделала» дырочки-ходы в зеленой полянке.

«Цветочная полянка» была интересна всем детям нашей группы, хотя кто-то справлялся легко с упражнениями, а кто-то из детей испытывал затруднения.
Данное пособие помогло мне как педагогу отследить уровень развития мелкой моторики, логического мышления детей.

В ходе работы с данным пособием, я придумала новые дидактические игры и игровые упражнения. Пособие стало многофункциональным. Я хочу представить некоторые варианты вашему вниманию.

Дидактические игры и игровые упражнения

Цикл игровых упражнений «Животные»

Цель: Закрепить знания детей о диких животных.

Содержание:

Ребенку предлагается рассмотреть «полянку» без цветов и листьев. Вопросы ребенку:
— Назови, каких животных ты видишь на полянке? (белочку, лисичку, ёжика) Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и называет, а потом просит ребенка сделать тоже самое.

ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА

Белочка, лиса, ёжик – это дикие или домашние животные? (дикие животные) Почему ты так думаешь? (Белка, ёжик и лиса живут в лесу)

Далее ведется беседа с ребенком о каждом животном по плану:
Назови животное. Назови части тела. Чем покрыто тело? Какого цвета? Где домик? Чем любит питаться? Как готовится к зиме? Что делает зимой, как зимует? Назови членов семьи … (Лисы(…): Мама… лиса. Папа … лис. Один детеныш… лисенок. Два…лисенка. Много (или пять) … лисят.)

Это упражнение позволяет закрепить у ребенка знания животных и детенышей, учит называть их правильно, также ребенок упражняется в умении согласовывать существительное с числительным.

Можно поинтересоваться у ребенка: «Какое животное тебе нравится? Почему?»

— Рассказывать ребенок может для какого-нибудь персонажа. Например, Расскажи кукле Аленке или расскажи белочке о ее соседях.

Можно поиграть с животными в «Прятки»

Цель: Развивать внимание и связную речь детей.

Цель: обучение ориентировке в пространстве (на ограниченной прямоугольной плоскости).

С ребенком рассматриваются животные и…

— Кто находится в правом верхнем (в правом нижнем, в левом верхнем, что ты видишь в левом нижнем) углу полянки?

— Мухомор- это что? (гриб) Мухомор можно есть, он съедобный? Какие съедобные грибы ты знаешь? (если ребенок затрудняется, можно предложить ему после игры рассмотреть картинки с изображением грибов и познакомиться с ними)

— Взрослый «прячет» (прикрывает цветочком, листочком…) одно животное. Кто спрятался? В каком углу полянки? В следующий раз взрослый прячет всех животных и расскажи кукле Аленке кто в каком углу спрятался.

Ёжик спрятался (взрослый прикрывает животное), сколько животных осталось?
Белочка и ёжик спрятались, сколько животных осталось на полянке?
Аналогично животные появляются по одному.

Цветочки и листочки на полянке также помогают закрепить знания детей о цвете, позволяют закрепить умение считать, понятия «Больше» и «меньше».
Можно придумать еще массу других игровых заданий, изготовить другие застежки. Это ваше творчество. Желаю успехов.

Семинар для родителей о дидактических играх «Давай играть вместе»

Цель: Расширять знания родителей о разных видах игр, желание играть в них со своими детьми.

Участники практикума: Родители и дети старшей группы «Смешарики»

Воспитатель: — Добрый вечер всем, кто присутствует в этом зале. Сегодня я предлагаю, всем взрослым окунутся в детство, встать на одну ступеньку с вашими детьми.

Человек, в каком бы возрасте он не был, часто, так или иначе вспоминает то прекрасное время, которое сопровождалось играми.

Игра – это школа общения, познания, развития, одна из важных факторов в жизни ребёнка.

Ещё не придумали такую технику, которая могла бы посчитать: — сколько игр сыграно, сколько времени на это потрачено.

Игра воспитывает ребёнка, учит, даёт возможность общаться, делится впечатлениями, радоваться, анализировать.

В какие игры могут играть дети?

Сразу все не назовёшь, ведь их так много: спортивные и подвижные, театрализованные, настольно – печатные, интеллектуальные и математические, и многие другие. Каждый вид игры имеет огромную значимость в развитии умственного, психического и физического развития.

Особое значение имеют игры направленные на развитие интеллекта, но есть одно условие, чтоб ребёнок старался решать, находить ошибки сам.

Предлагаю вам поиграть вместе с детьми в игру «Найди и посчитай»

На карточках нарисованы геометрические фигуры, наложенные друг на друга. Родителям и детям надо посчитать: — сколько треугольников, кругов, прямоугольников нарисовано.

— Молодцы, ловко справились с этим заданием.

Следующая игра вам знакома с детства, называется она «Танргам». Перед вами схемы с изображением животных, попробуйте сложить их с помощью треугольников.

— Вы отлично справились, оказывается, простые треугольники, а сколько разных заданий можно придумать. Схемы можно рисовать вместе с ребёнком. Сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть в народную игру «Шла коза по лесу»

Игра «Шла коза по лесу»

Шла коза по лесу, нашла себе принцессу – ходят свободно и находят пару.
Давай коза попрыгаем – прыгают.
Ножками подрыгаем – выбрасывание ног вперёд.
Руками помашем – помахивание
Весело попляшем – выставляют ноги на пяточку поочерёдно.
Руками похлопаем – хлопки.
Ногами потопаем – притопы,
Обнимемся, поклонимся, до свидания коза.

Игра повторяется.

— Понравилась игра? Предлагаю ещё одну народную игру «Медведь слепой»

Игра «Медведь слепой»

Все стоят в большом кругу. Выбирают медведя, он встаёт в середину, ему завязывают глаза. Он стучит ногой: — Тук, тук.

Спрашивают: — Кто там?
Медведь: — Я медведь слепой.

Все идут по кругу и говорят: — Медведь слепой, не ходи к нам домой. Иди в закут, там тебе мёд дадут.

Медведь обходит по кругу и снова стучит: — Тук, тук.
— Кто там?

Медведь: — Апанас.
— Апанас? Так лови скорее нас.
После слов все убегают, а медведь их ловит.

— Как хорошо поиграли, присаживайтесь на свои места. Играем дальше.

На столах, в коробочках, лежат счётные палочки. На схеме нарисован рак. Задание: Из 10 палочек выложите рака, который ползёт вверх. Переложите 3 палочки так, чтобы рак полз вниз.

Следующее задание: Из 15 палочек сложите 5 квадратов. Снимите 3 палочки так, чтоб осталось 3 квадрата.

Молодцы, ещё одно задание: Из 10 палочек построите домик. Переложите 2 палочки так, чтоб дом смотрел в другую сторону.

— Как хорошо, в уютной обстановке, с прекрасным настроением, мы заканчиваем наше мероприятие. Предлагаю поиграть в подвижную игру «Снежная королева»

Все встают в круг. Выбирают Снежную королеву. Под слова: «Раз, два, три – Снежная королева нас лови», медленно отходят от королевы. После слов, королева ловит, дотрагиваясь до детей, замораживает их. Когда большее число детей будет «заморожено», выбирается другая королева.

— Спасибо, мы вспомнили много разных игр, игра доставляет ребёнку большое удовольствие, особенно, если играют с мамой или папой. Поэтому, играйте с детьми, придумывайте разные игры, фантазируйте, воображайте, любая игра приносит радость, а значит пользу.

Дидактическая игра для младших дошкольников «Наш любимый детский сад»

Игра предназначена для детей 3-4 лет (2 младшая группа).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Паспорт на дидактическую игру «Наш любимый детский сад» (для детей 3-4 лет)

Пояснительная записка

Необходимость разработки данной дидактической игры была обусловлена следующими причинами:

  • в нашу группу, как правило, приходят дети домашние, которым необходимо освоиться в детском саду, сначала в групповом помещении, а потом начать осваивать и другие помещения детского сада;
  • если групповое помещение дети видят ежедневно, то другие помещения посещают 2 раза в неделю, а некоторые помещения, такие как кухня, прачечная и того реже. Хотя дети слышат часто об этих помещениях от взрослых, например, сейчас мы пойдём измерять рост в медицинский кабинет, или Надежда Петровна пошла за чистыми полотенцами в прачечную, или Надежда Петровна пошла получать обед на кухню. Зачастую у детей данные фразы не подкрепляются наглядностью и у них не складываются ассоциативные связи между названием и конкретным помещением;
  • основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/с № 36 «Поиск» в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусматривается знакомство с детским садом, начиная со второй группы раннего возраста;
  • в нашей группе не было дидактических игр, позволяющих помочь детям ориентироваться в помещениях детского сада.

Цель игры: формирование представлений о детском саде.

Задачи:

Образовательные

  1. Помогать детям осваивать представления о назначении некоторых помещений детского сада: групповой комнате, спальне, приёмной, туалетной комнате, музыкальном зале, физкультурном зале, кухне, прачечной, медицинском кабинете.
  2. Формировать умение находить на фото помещения детского сада сначала по образцу, затем по названию.
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей за счёт введения в речь слов и словосочетаний: групповая комната, приёмная, спальня, туалетная комната, музыкальный зал, физкультурный зал, кухня, прачечная, медицинский кабинет.
  4. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду.
  5. Обращать внимание на красоту и удобство оформления помещений детского сада.

Развивающие

  1. Развивать зрительное восприятие, память, внимание.
  2. Развивать эстетическое восприятие.
  3. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи между фотографией и названием определённого помещения детского сада.

Воспитательные

  1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
  2. Воспитывать уважительное отношение к сообществу детей и взрослых в детском саду.

Материал для игры: демонстрационный — набор фотографий помещений детского сада формат А-4, раздаточный фотографии помещений детского сада меньшего размера.

Примечание: фотографии некоторых помещений могут быть разными по оформлению или представленными с разных ракурсов.

Ход игры

Создание мотивации для знакомства детей с игрой

Воспитатель рассказывает детям о том, что у них в группе появилась новая кукла Юля (или другая игрушка на усмотрение воспитателя). Кукла удивляется, что иногда дети куда-то уходят из групповой комнаты, и она слышит такие названия: спальня, туалетная комната, приёмная. Юля просит помочь ей разобраться, что это за названия такие.

Воспитатель спрашивает детей — согласны ли они помочь кукле.

Затем говорит, что помочь может вот такая игра и называется она «Наш любимый детский сад». Далее воспитатель рассматривает с детьми большие фотографии помещений группы, уточняет названия. Предлагает поиграть и показать кукле Юле, что они знают помещения групповой комнаты. Юля посмотрит, как они играют, и постепенно запомнит все названия.

Примечание: в следующий раз куклу знакомят с другими помещениями детского сада.

Первый вариант

Воспитатель раздаёт детям 3 — 5 фотографий. Затем показывает большую фотографию и называет, что на ней изображено и спрашивает, у кого из детей есть фотография спальни и т.д. Дети находят у себя и показывают данную фотографию. Воспитатель уточняет, что дети делают в данном помещении. Воспитатель поощряет детей и просит быть внимательными тех, кто не сразу нашёл нужное фото.

Примечание: начинать нужно с помещений группы. Затем постепенно добавлять фото других помещений детского сада. Если ребёнок подобрал фото помещения с другим оформлением, или с другого ракурса игровая задача считается выполненной. Количество карточек каждому ребёнку можно увеличить.

Игра продолжается до тех пор, пока у детей есть желание играть.

Данное примечание относится ко всем вариантам игры.

Итог игры

В конце игры, кукла благодарит детей за помощь, хвалит – говорит какие они внимательные и много знают о своей группе (детском саду). Спрашивает разрешения, посещать с детьми другие помещения группы (или другие помещения детского сада).

Второй вариант

Воспитатель раздаёт детям 3 — 5 фотографий. Затем спрашивает (фото в данном случае не показывается) , у кого из детей есть фотография спальни и т.д. Дети находят у себя и показывают данную фотографию. Воспитатель поощряет детей и просит быть внимательными тех, кто не сразу нашёл нужное фото.

Третий вариант

Воспитатель раздаёт детям 3 — 5 фотографий. Остальные маленькие фотографии располагаются на столе. Воспитатель просит подобрать пары к фотографиям. Выигрывает тот, кто быстрее подобрал пары к своим фото.



Месторасположение: город Новосибирск

Дидактические сенсорные игры для младших дошкольников «Цветные коробочки»

Цель: обогащение сенсорного опыта малышей путем активных игровых действий.

Программное содержание :

  1. Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности малышей.
  2. Обучать называнию и нахождению предметов определенного цвета.
  3. Повысить речевую активность в процессе дидактической игры, ввести в словарь предлоги – в, на под.
  4. Закрепить понятие «один-много» в процессе практических действий.
  5. Развивать сенсорные эталоны – цвет, величина, моторику пальцев руки. Формировать интерес и желание играть.
  6. Воспитывать самостоятельность, положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности.

Пособия :

  • 8 цветных картонных коробочек, мелкие плоскостные картонные предметы — машина, самолет, неваляшка, чашка, рыбка (по 3 шт.);
  • игрушечная мебель – стол, стул, шкаф;
  • грузовик, Неваляшка.

Интеграция областей :

  • физическое;
  • речевое, познавательное развитие.

Форма организации : индивидуально-подгрупповая.

Целесообразность: вариативность проведения игры.

Цель: различение основных цветов – красный, синий, желтый, зеленый.

Игровые правила: брать по одной коробочке.

Ход игры

Вариант I

Воспитатель на грузовой машине завозит в группу цветные коробочки:

Едет, едет грузовик
Он не мал, и не велик.
Ты, дружок, не зевай,
Что в машине доставай!

Предлагает ребенку достать цветные коробочки и поставить на стол, рассмотреть их. Задает вопросы: «Что это? А это? Сколько коробочек? Какие по величине коробочки? Все они одного цвета?». Показывая на каждую коробочку, называет цвет, просит ребенка повторить, дать коробочку названного цвета. Поощряет за правильный ответ. После игры ребенок складывает коробочки в грузовую машину и отвозит на полочку.

Вариант II

Игровая ситуация: воспитатель предлагает ребенку поиграть с Неваляшкой: «Посмотри, Коля, какая грустная Неваляшка. Спроси, почему она грустит. Неваляшка хочет взять коробочку, но не знает какого цвета выбрать. Поможем ей».

Предлагает ребенку образец ответа: «Возьми, Неваляшка, синюю коробочку». Затем просит ребенка взять любую коробочку, назвать цвет и дать Неваляшке.

Вариант III

Игровая ситуация: воспитатель организует из кукольной мебели комнату, вовлекая ребенка в процесс игры. «Неваляшка хочет с тобой поиграть.

Посмотри, что у нее есть (коробочки)? Какого цвета эта коробочка? Назови и покажи синюю, желтую и т.д. А теперь Неваляшка будет прятать коробочки, а ты будешь искать. Посмотри, как». Воспитатель дает образец. Ребенок выполняет игровое задание, называет цвет коробочки и где она находится. В процессе игры активизирует предлоги: «Синяя коробочка на столе. Красная коробочка под столом. Желтая коробочка в шкафу и т.д.».

Цель: соотнесение цвета предметов по цвету, создание радостного настроения.

Игровые правила: брать предметы другого цвета после того как выполнишь задание.

Ход игры

Вариант I

Воспитатель показывает цветную коробочку ребенку, спрашивает, что это, какого цвета.

Игровая ситуация: встряхивая коробочку, предлагает послушать и сказать, что внутри может быть:

Вот она какая,
Коробочка цветная.
Ты коробочку возьми,
Что внутри там посмотри.

Предлагает ребенку высыпать содержимое на стол и перечислить предметы. Вопросы: «Сколько коробочек (коробочка одна)? Сколько предметов (предметов много)? Какого цвета коробочка? А предметы? Верно коробочка и предметы красного цвета». По аналогии игра осуществляется и с другими по цвету коробочками.

Вариант II

Игровая ситуация: воспитатель завозит грузовик, выставляет на стол коробочки и «нечаянно» высыпает содержимое так, чтобы предметы разного цвета перепутались.

Перепутались предметы,
Кто поможет их собрать?
Разгадаем мы секреты
Раз, два, три, четыре, пять!

Спрашивает у ребенка, что же делать, подводит к выводу, что надо разложить предметы по цвету возле коробочки, такого же цвета. В процессе игры закрепляет название и цвет предметов.

Вариант III

Игровая ситуация: Неваляшка просит разложить одинаковые предметы (по 3 шт.) в ряд. По окончанию выполнения задания Неваляшка спрашивает, как называются предметы, их цвет, количество.

Усложнение: положить в ряд все предметы разного цвета, затем перечислить цвет.

Дидактические игры для детей 4-5 лет

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

«Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

«Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

«Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» - говорит В.

«Игра с обручем»

Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

Геометрическое лото

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

«Кому какая форма»

Вариант 1. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой».

Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками В.

«Украсим коврик»

Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Оборудование. На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета, круг, треугольник, квадрат. У каждого из детей три разные геометрические фигуры.

Коврик

Педагог говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его. фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Показывает на пустую клетку в левом столбике). После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форм). Педагог уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники). А в правом? (Зеленые квадраты)». И т. д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Педагог задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика - треугольники. Поэтому Вова неправильно положил круг». И т. д.

«Составь предмет»

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Оборудование. На столе крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.

Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.


Серова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 48
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: картотека
Тема: "Дидактические игры по развитию речи детей 3-4 лет"
Дата публикации: 29.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Картотека дидактических игр для развития речи детей 3-4 лет.

«Кто в домике живет? »

Цель:
Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Описание:
(Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) . Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Игра «Позови свою маму»

Цель:
Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Описание:
У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Игра «Я быстрее»

Цель:
Развивать речь, память, внимание.
Описание:
встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т.п. Игра «Что, где, когда». Цели: Развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов. Описание: бросая мяч ребенку, задать ребенку вопросы: -Где живут рыбы? (В реке.) -Где растут ветки? (На дереве.) -Где растут деревья? (В лесу.)
-Где растут листья? (На ветке) Игра «Полезные «прятки». Цели: Развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в. Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела – нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А –а, вот он где – под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т.д.
Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель:
Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му- му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р- р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Рассказ «Кто как кричит?»

Цель:
Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Описание:
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи- пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».) А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу». Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Игра «Кто где живёт?»

Цель:
закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Описание:
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?- Белка. Кто живёт в скворечнике?- Скворцы. Кто живёт в гнезде?- Птицы. Кто живёт в будке?- Собака. Кто живёт в улье?- Пчёлы Кто живёт в норе?- Лиса. Кто живёт в логове?- Волк. Кто живёт в берлоге?- Медведь. Вариант 2. Педагог: -Дети: Где живёт медведь?- В берлоге. Где живёт волк?- В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Игра «Поезд особого назначения».

Цель:
Развивать фонематический слух.
Описание:
Сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые
начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.
«Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья

картинка»

Цель:
Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях. Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок иллюстрированные издания сказки «Три медведя» (среди них обязательно должны быть книги с рисунками Ю.Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно понравился.
Описание:
Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть. На столе педагога – предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их. Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4–5 детей картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные колокольчики.) Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и повторяет игру. В конце занятия, исходя из особенностей наглядного материала, воспитатель просит малышей принести картинки, на которых изображено «то, что растет»; нарисованы «животные в меховых шубках», «те, кто с клювом» и т.д.

Материалы:

Ход игры:

Воспитатель: Правильно.

Игра «Угадай, что делать»

Игра «Бабочка, лети!»

Игра «Громко - тихо»


Игра «Часы»


Игра «Медвежата мед едят»


Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.


Игра «Магазин»

Игра «Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Игра «Колокольчики»

Цель: Развивать речевое внимание детей.


Игра «Идут животные»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Упражнение «Подуем на шарик»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Упражнение «Ветерок»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Упражнение «Оближем губы»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Игра «Кукушка и дудочка»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.



Игра "Почини одежду зайчатам"

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Громко - тихо»

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Игра «Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак…»!.
Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

Игра «Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Магазин»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Игра «Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Игра «Колокольчики»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Идут животные»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.

Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.

Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).

Идут поросята, они топают еще тише…

Идут ежики, они топают очень тихо…

Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Упражнение «Подуем на шарик»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Упражнение «Ветерок»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Упражнение «Оближем губы»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Игра «Кукушка и дудочка»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Забей гвоздик молоточком»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

Давайте забьем гвоздь большим молотком…

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх