Если ребенок не убирает за собой игрушки. Что делать, если ребенок не убирает за собой? Не ждем моментальных результатов

9

Счастливый ребенок 21.11.2016

Дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорим о такой актуальной для многих теме, как научить ребенка убирать за собой игрушки. В каком возрасте можно ожидать от малыша самостоятельного складывания своего «инвентаря»? Что надо делать, чтобы приучить его убирать игрушки самому или вместе с мамой? Какие существуют секреты в данном вопросе? И как наконец-то перестать спотыкаться о бесчисленное количество зайчиков, мишек и деталей от конструкторов? Да с тем расчетом, чтобы уборка стала не разовой акцией, а постоянным ритуалом? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье.

Своими мыслями о способах приучения ребенка к самостоятельной уборке игрушек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Начать свою статью мне хотелось бы не с самого процесса организации игрушек в детской комнате и в квартире вообще – к этому мы обязательно придем позже. Но с небольшой предыстории. Давайте поговорим об игрушках. Правильно ли мы делаем, заваливая ребенка очередными конструкторами, куклами и мишками? Сколько игрушек необходимо малышу, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог их не просто самостоятельно прятать, но хотя бы запоминать? Мне кажется, «ноги» нашего вопроса о том, как научить ребенка убирать игрушки растут именно отсюда.

Игрушки раньше и сейчас

Вспоминаю разговоры со своей бабушкой. Она была ребенком во времена голодовки и войны. Не самый простой период, признаться. Да и жили они в небольшом селе, просто и незажиточно. Естественно, о каких-то игрушках для детей говорить было нечего, промышленных кукол и плюшевых зайцев попросту не было. Но зато родители делали детишкам куколки из подручных средств – старых кусочков ткани, сена, камышей, соломы. Перевязывали нитками, рисовали лица угольком. И это были такие ценные игрушки! Бабуля до последнего с теплом вспоминала свои куклы… Естественно, их было не триста сорок восемь. И на полу они не валялись. В отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.

У меня нет цели идеализировать старое время. В нем тоже было много как плюсов, так и минусов. И детей тогда воспитывали совсем иначе. Мало было, особенно в деревнях, детоцентрированных семей. В основном, дети с определенного возраста были предоставлены сами себе. Но их было много, и им было весело и дружно. Да и некогда скучать особо, за сельским-то трудом, — с самого раннего детства и девочки, и мальчики были помощниками по хозяйству и в поле. Вот и все развивающие кружки.

Что мы предлагаем своим детям?

Сейчас мы уже не понаслышке знакомы с детской психологией. Мы искренне переживаем, чтобы, не дай Бог, не нанести малышу травму своим воспитанием. Мы стремимся развивать карапузов с пеленок. И современная индустрия не могла не отреагировать на повышенный спрос.

Ежедневно в мире производятся тысячи и тысячи игрушек! Плюшевых, пластмассовых, резиновых, на любой вкус и цвет. Конструкторы, куклы, игрушки-миниатюры больших вещей из «взрослого» мира – все это давно не редкость, и можно купить в любом детском магазине за углом. И нет смысла представлять, что бревнышко – это паровоз, а палочки – пассажиры, как делали наши прадеды. Все есть в продаже, и все очень реалистично выглядит. Второй вопрос, что и фантазируют сейчас детки значительно реже. А зачем, если все уже придумано за них?

Как преданные и любящие родители, мы стремимся дать малышу лучшее. Вот и несем в дом сорок пятую машинку или сто тринадцатую куклу. Кажется, такой дома еще нет. Вот дочка обрадуется!

И это не хорошо и не плохо. Просто так намного удобнее. Давайте по-честному: вручили ребенку игрушку, и, пока он разбирается, можно заняться своими делами. Обычная сделка, правда? И со временем ребенок тоже играет в нее «по-взрослому», настойчиво требуя все новых и новых игрушек, устраивая истерики в магазинах. И через пять минут забрасывая «новинку» под стол или диван. Надоела. Эмоции получены, что с нее еще возьмешь?

Сколько игрушек необходимо ребенку?

Увы, точно ответить на этот вопрос не может никто – ни педиатры, ни психологи, ни даже опытные мамы. Некоторые психологи склоняются к мысли, что количество игрушек, с которыми играет малыш, должно соответствовать его возрасту в годах, плюс один. То есть, двухлетнему малышу достаточно трех качественных и безопасных игрушек. Не будем спорить с таким утверждением. Оно имеет под собой определенную почву. Но ведь нам с вами сложно представить трехлетку, у которого в комнате всего одна машинка, один пупс, один мячик и один конструктор. Это кажется уж слишком спартанским условием.

Но и покупать игрушки одного вида в огромном количестве тоже нет никакой необходимости. И многие специалисты все же приходят к мнению, что для полноценного развития необходимы игрушки:

  • разного вида и предназначения;
  • безопасные в использовании;
  • обязательно – соответствующие возрасту ребенка и уровню его физического и психического развития.

Как говорит известный доктор Комаровский, игрушки на вырост покупать нельзя. Это не имеет никакого смысла. Во-первых, крохе будет не интересна такая забава, он в ней попросту не сможет разобраться и научиться правильно играть. Во-вторых, до того момента, когда игрушка будет уже «по возрасту», она просто не доживет. Ее разломают гораздо раньше. А деньги уже будут выброшены на ветер.

Интересные исследования приводит журнал «Esquire». По статистике, в шведской семье у каждого ребенка имеется не меньше, чем 600 игрушек! Как вам такие цифры? Если честно, меня они немного пугают. Ведь для хранения всего этого добра нужен не один десяток квадратных метров площади. Но и мы не слишком далеко ушли от европейцев в своем стремлении угодить драгоценным чадам. Посчитайте, пожалуйста, хоть приблизительно, а сколько игрушек у вашего малыша? И все ли они нужны ему для игры?

Предлагаем вашему вниманию очень полезное и важное видео доктора Комаровского «Ребенок и игрушки — Школа доктора Комаровского»

Соответственно, при выборе игрушек ребенку мы должны руководствоваться здравым смыслом. Не нужно захламлять детскую комнату так, чтобы невозможно было пройти! Организовать тысячу игрушек в стройную систему, да еще и научить малыша каждый раз наводить в ней порядок, очень сложно, если не сказать – невозможно.

Теперь перейдем непосредственно к практическим вопросам – как же правильно хранить игрушки и как можно научить ребенка их убирать самостоятельно?

Пространство для хранения игрушек

Очень важно изначально правильно организовать пространство для хранения игрушек. Чтобы ребенок мог и, главное, захотел убирать за собой мишек и зайчиков, необходимо обеспечить ему удобство и безопасность в этом процессе. Не стоит хранить игрушки в выдвижных ящиках комодов, особенно на высоте. Такой подход чреват травмами, и, увы, таких случаев немало. По мнению многих специалистов, самый удобный вариант – большая емкость, которую можно время от времени чистить и мыть. Например, большой пластиковый ящик без острых углов и отрывающихся деталей. Сейчас в магазинах большой выбор такого рода контейнеров, на любой вкус и размер. Специально для детских комнат.

Также неплохой вариант – тканевые емкости, которые можно в случае необходимости постирать. И складывать в них игрушки тоже удобно.

Количество игрушек для детей

Контролируйте количество игрушек. Тридцать штук убрать гораздо проще и не так утомительно, чем сто пятьдесят. Поэтому вовремя перебирайте «запасы» ребенка, убирая ненужное, а тем более, сломанное, нерабочее и некомплектное. Оно не стоит того, чтобы хранится среди милых малышу игрушек.

Предлагаю посмотреть еще одно полезное видео для вас – «Сколько игрушек нужно ребёнку? Организация пространства детской комнаты»

Будьте последовательны!

Соблюдайте последовательность. Если вы уже решили приучать кроху к порядку, повторяйте данное правило ежедневно. А не так, что сегодня заставили убрать, и даже, может, вызвали интерес малыша к данному процессу. А завтра и еще неделю подряд убираете сами, когда ребенок уже спит. Так никакая привычка не сформируется. Как и желание убирать за собой. Наоборот, малыш искренне удивится, когда вы вдруг, месяц спустя, снова вынудите его убирать за собой игрушки. Еще и укоряя, что он якобы это умеет, но почему-то не делает. Нет запроса, нет навыка – зачем утруждаться?

Личный пример

Обязательно подавайте личный пример. Наверное, это всем понятно, что родители не очень аккуратные в быту, вряд ли привьют детям любовь к порядку. Если папины носки валяются по всей квартире, а мамина косметика разбросана на всех столиках, малыш не станет убирать игрушки. И не потому, что он плохой и непослушный. Просто нет перед глазами примера людей, которые убирают.

Поэтому на начальном этапе приучения ребенка к уборке делайте это сами, показывайте, объясняйте, комментируйте свои действия. Чтобы кроха видел процесс. Затем приучайте убираться вместе. И лишь потом понемногу передавайте инициативу непосредственно ребенку.

Не ждем моментальных результатов

Не ждите моментальных успехов. Навык и привычка не приходят за две минуты. И даже за пару-тройку повторений. Для их закрепления необходимо время, и чем меньше ребенок, тем больше времени уйдет на приобретение привычки. Не стоит думать, что если кроха один раз с увлечением убрал игрушки в ящик, он будет это делать ежедневно и с огромным энтузиазмом. Еще придется потрудиться.

Найти подходящий период

Не начинайте обучение в непростые для ребенка периоды. К примеру, когда он плохо себя чувствует, голоден или хочет спать. Когда он только проходит процесс адаптации в садике или у него родилась младшая сестренка или братик. Малышу сейчас и так непросто, а тут мы еще со своими принуждениями. Так мы закрепим просто негативный «якорь», связанный с уборкой. И он будет это делать только «из-под палки».

Надо ли заставлять убирать ребенка игрушки?

Не надо заставлять ребенка убирать! Почему-то многие родители считают, что, если они физически сильнее и старше, они могут просто диктовать ребенку, что делать. Мол, они знают лучше. Приговаривая: «Это для твоего же блага, вырастешь, еще спасибо скажешь!». Но взрослая жизнь наступит нескоро, а пока что заработать неприязнь и натянутые отношения между родителями и ребенком совсем легко. Не попадайтесь на этот крючок!

Нужны ли подарки и поощрения?

Избегайте поощрений и подарков за уборку игрушек ребенком. Есть мамы и папы, которые с готовностью обещают малышу конфетку или новую машинку, если он уберет за собой. Первые разы такой подход точно сработает. Но вот потом будут проблемы. Ребенок привыкнет, и без «подкрепления» ваши просьбы выполнять не будет. А зачем?

Учитываем возраст

Учитывайте возраст ребенка. Не стоит требовать слишком многого от дошкольника. Вряд ли он сможет в точности убирать и раскладывать игрушки по шкафчикам и полочкам, как бы вам этого не хотелось. А вот с контейнерами он вполне справится и сам. Детей же постарше можно и нужно учить сортировать игрушки, раскладывать их по местам в зависимости от категории.

Превращаем все в забавную игру

Не стоит ждать, что ребенок начнет сам начнет убирать игрушки без напоминания мамы. Тем более — в одиночестве. Вам придется напоминать ему об уборке, и здорово, если вы сумеете весь этот процесс превратить в забавную игру. А еще лучше – в веселый ежедневный ритуал. Все в ваших руках!

Ваша главная задача – постепенно научить ребенка убирать за собой игрушки, приучить его к порядку и чистоте, чтобы у каждой вещи должно быть свое место, где она может отдохнуть. Да, будьте терпеливы, но не позволяйте ребенку устанавливать свои правила.

Я искренне уверена, что у любящих родителей все это непременно получится! Счастливого вам родительства, а вашим детям радостного детства!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Анну за советы, будем рады услышать ваши комментарии. Поделитесь своим опытом, как вы детей приучаете убирать за собой игрушки.

И для души мы с вами послушаем Л. Делиб. Кукла . Исполняет Виктория Кобычева из Владивостока. Очень сложное вокальное произведение. Когда-то ездила на конкурс с одной девочкой, она исполняла это произведение. Послушайте все сами.

Смотрите также

Человек не рождается ленивым. Лень приходит из детства, а ее виновники – родители.

Карапуз, как только начал ходить, во всем стремится подражать взрослым. Если он увидел, как вы вытираете пыль, то ему сразу же захочется тоже взять тряпку и повторять за вами ваши действия. И он ее возьмет. Но многие родители сразу говорят: ” Ты что делаешь? Ты зачем взял тряпку? А ну-ка дай сюда!” И, тем самым, дают возможность прорастать лени, а потом удивляются, что ребенок не убирает игрушки.

Потом, когда малыш подрастет, уборка игрушек, вытирание пыли, мытье посуды или полов, подметание станут не интересными. И естественно, что он будет противиться всем этим действиям.

Однако, если вы с раннего детства приучаете его к порядку, то это войдет в привычку. Ребенок сам начнет убирать за собой.

Как же приучить ребенка убирать игрушки? Первые уроки всегда самые сложные. Ручки еще плохо слушаются ребенка, поэтому иногда при уборке что-то проливается, просыпается или разбивается. Наберитесь терпения. С каждым днем у малыша все будет получаться лучше и лучше. Зато вы не упустите тот момент, когда эти занятия доставляют ребенку удовольствие.

Прививать любовь к порядку нужно с младенчества. Для этого у малыша должен быть режим. В квартире не должны быть разбросаны вещи. Ребенок за всем наблюдает, он как губка впитывает в себя полученную информацию.

Вы, наверное, замечали, что если нарушается привычный ритм, то малыш становится беспокойным и капризным. Беспорядок расстраивает малыша. Привычные ритуалы – это надежная основа жизни ребенка. Поэтому позвольте ему помочь вам.

Старайтесь не переделывать его работу. Любому будет обидно, если кто-то начнет перемывать за ним посуду или перекладывать вещи.

Любую уборку можно превратить в игру.

Примеры совместных игр “убирать игрушки”.

1. “Малыш, ты знаешь, а все разбросанные игрушки превратились в ягоды (грибы). Давай, кто быстрее наполнит ягодами ящик, тот и выиграл.” (Дайте ребенку корзину или ящик, себе возьмите тоже).

2. Скажите ребенку, что его любимый плюшевый мишка потерял среди игрушек брелок и очень этому расстроился. Нужно помочь медвежонку. Начните поднимать игрушки и складывать их в корзину. Глядя на вас, ребенок тоже начнет искать брелок. Незаметно подложите “потерю” под последнюю игрушку. Малыш найдет его и обрадуется. Пусть мишутка поблагодарит за находку ребенка.

3. Если игрушки разбросаны в детской комнате, то расскажите историю о сказочном сне. Сон прилетит к малышу, станет красться по ковру, споткнется, сказка из него и вылетит. Чтобы этого не случилось, нужно сложить все игрушки на место.

4. Поиграйте в погрузку и отгрузку при помощи игрушечной грузовой машины.
5
. Устройте соревнование. Разделите комнату пополам. Выиграет тот, кто быстрее уберет свою часть комнаты.

6. Развивающая игра – сортировщик: предложите ребенку разложить все игрушки по их характеристикам. Маленькие отдельно от больших, мягкие – на одну полку, куклы (солдатики, роботы) – на другую, кубики – в один ящик, конструктор лего – в другой.

Не забывайте каждый раз хвалить ребенка.

Если вы решили приучать малыша к уборке, то не делайте этого время от времени. Все должно быть на регулярной основе.

Если малыш все же категорически отказывается убирать игрушки, то сложите их сами. Но тогда скажите: “Я за тебя убрала все игрушки. Какую мою обязанность ты предпочтешь выполнить за меня?” Ребенок может полить цветы, подмести, вымыть посуду, вытереть пыль.

Если у ребенка есть своя комната и он уже большой, то позвольте ему быть ответственным за детскую. Убирайте во всех комнатах кроме спальни ребенка. Пусть он сам сделает выводы, где ему приятней находиться – в чистоте или грязи.

Если ребенок схалтурил и плохо убрал свою комнату, то спокойно укажите на то, что еще нужно сделать. Будьте тверды и непреклонны. Только после того, как все будет сделано, он сможет заняться своими делами. Не забудьте соразмерить свои требования с возможностями ребенка.

В любом деле могут быть ошибки. Не ругайте за них малыша, а лучше подскажите каким образом можно все исправить. Только тогда вы вселите в ребенка уверенность, и он с удовольствием станет вам помогать.

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям. Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание...

Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.

Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а вы — дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы).

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это — правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки — буду тебе читать, не уберешь — не буду, то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».

ИТАК, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки:

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3. Убирайте игрушки вместе с малышом.

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.

7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.

8. Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.

9. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ИГРУШКИ.

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям.

Конечно, у каждой семьи свои особенности и привычки. Безусловно, Вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж Вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то Вы быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению Ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно Вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрущки, если Вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание...

Для того, чтобы облегчить для малыша процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д. Никитин Б.П. (СПб, 1998) советует для того, чтобы легче было уложить кубики в коробку, на дно ее положить лист с разметкой, куда и как класть кубики (разметка может быть как черно-белая, так и цветная). Конечно, в этом случае необходимо учитывать возраст и возможности ребенка.

Если у Вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. В главе “Игры для родителей и детей” описана одна из них (“Помоги маме”). Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а Вы - дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а Вы получите информацию о том, как Ваш малыш воспринимает Вас и Ваши просьбы (или приказы) .

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у Вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если Вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что Вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это - правило для всех членов семьи. Если же Вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно “зарабатывать”.

ИТАК:

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ:

1.Твердо решите для себя, необходимо ли это

2.Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи

3.Убирайте игрушки вместе с малышом

4.Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего

5.Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6.Используйте маркировку, схемы.

7.Учитывайте возраст и возможности ребенка.

8.придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.

9.Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.


Ребенок не хочет убирать игрушки! Чтобы ребенок рос самостоятельным, инициативным, необходимо в квартире обозначить его собственную территорию, где он будет считаться полноправным хозяином. Идеальный вариант – отдельная детская комната. При отсутствии подобной возможности, просто выделите ему уголок для забав в своей комнате, гостиной.

Обращение за помощью

Главное правило, которое вы должны донести до своего ребенка: играть можно исключительно в своей комнате (либо в детском уголке), запрещается разбрасывать игрушки по всему дому. Если родители установили правило уборки игрушек, его необходимо беспрекословно выполнять.

Годовалый малыш способен откликаться на просьбы родителей, в том числе на обращение за помощью. Ему по силам простые манипуляции: что-либо принести, передать, достать игрушку, книжку. Необходимо как можно раньше привить ребенку навык убирать за собой. Именно 1-1,5 года наиболее благоприятный возраст для начала обучения этой полезной привычке. Превратите подобное занятие в ритуал по типу тех, что он выполняет перед сном (водные процедуры, массаж, чтение на ночь).

Постоянно напоминайте ему, что как только прервется игра, и он захочет взять очередную игрушку, сначала должен будет убрать на место ту игрушку, с которой забавлялся. Конечно, первое время может возникать путаница, поэтому вы должны помогать и подсказывать: отодвиньте в сторону игрушки, оставив только ту, которую ему необходимо убрать. Придумайте незамысловатую историю: «Эта машинка уже захотела спать, мы ее сейчас спрячем в коробку, пусть она отдохнет. А этот грузовичок готов к новым трудовым подвигам, давай с ним поиграем, он привезет кубики, и ты сможешь построить крепость».

Совет! По возможности заканчивайте все забавы до того, как кроха утомится, тогда у него останутся силы и желание на уборку.

Призыв убрать игрушки должен исключать любой намек на принуждение, желательно, чтобы ребенок почувствовал в вашей просьбе доброжелательный, дружелюбный настрой. Не заставляйте наводить порядок в наказание, для чада уборка должна стать завершающей частью игры. Обязательно каждый день убирайте игрушки, чтобы у малыша выработалась привычка. Если вы будете делать это нерегулярно, кроха перестанет подходить к данному занятию со всей серьезностью, видеть в нем особую значимость.

Как заинтересовать малыша уборкой?

«Совместная деятельность объединяет!»

Чаду понравится вместе с родителями убирать игрушки. Воспользуйтесь ситуацией, и внесите в этот процесс момент обучения (чтобы в дальнейшем, без вашего участия, ребенок мог безошибочно расставлять вещи по местам); проговаривайте каждое действие, какую игрушку, куда вы убираете, где ее «дом»: «Посмотри, зайчика мы посадим на стул, солдатики пусть отдыхают в коробке, книжку мы поставим на полку – к другим книгам. В комнате теперь порядок, ты – молодец, старался». Кроха в силу своего возраста, своей несмышлености, может по ошибке класть большие игрушки в маленькие коробки, и наоборот, маленькие машинки – в большой короб. Взрослые должны в такой ситуации направлять действия малыша, сопровождая их разъяснением: почему кукле будет удобнее одной в большой коробке, а маленькая машинку заскучает одна, испугается одиночества в большом ящике.

Главное, чтобы малыш не забывал про свою обязанность и убирался ежедневно, не отлынивал, ваша же задача – создать доброжелательную, располагающую к совместному времяпрепровождению атмосферу. Также в ваших силах облегчить участь ребенка, упростить ему задание, нанеся маркировку на соответствующие ящики, коробки, полки.

К примеру, нарисуйте или распечатайте иллюстрации с основными разновидностями игрушек: машинки, кубики, куклы, конструктор, зверята, и наклейте их на подходящие «вместилища». Когда кроху приучают аккуратно укладывать мячики к мячикам, книжки к книжкам, он начинает понимать видовую принадлежность. А поскольку за каждой вещью закрепляется свое место, ребенок запоминает порядок и начинает следовать ему. Не забывайте всякий раз хвалить свое чадо.

«А давай поиграем!»

Превратите рутинное занятие – уборку игрушек в настоящую игру: «укладывайте» кукол спать, постройте в шеренгу оловянных солдатиков (будто на парад), распределите весь «транспорт» по гаражам. Для вас должна стать девизом фраза: «Мы не убираем игрушки — мы играем!» Придумайте сказку, про трудолюбивых муравьев, которые бегают по лесной тропинке и собирают то, что им попадается на пути, затем относят в муравейник (примерьте на себя эти роли).

Если у малыша есть музыкальные предпочтения, включить ему любимые песенки и начните под них уборку; а по окончанию — пуститесь в пляс или придумайте забавное движение, которым вы всегда будете завершать любое дело.

«Тайная жизнь игрушек»

Когда ребенок решительно заявляет, что не будет убирать игрушки по «домикам», выберите одну и незаметно от чада спрячьте ее. Спустя некоторое время обратите внимание малыша на то, что игрушка пропала, и поинтересуйтесь у него, где она может быть и почему отсутствует. Малыш, конечно, озадачится и предпримет попытки ее отыскать. Но, вы должны будете его успокоить и рассказать историю (придуманную, что называется, на ходу). Как медвежонок (игрушка, которая потерялась) хотел попасть в свой домик, но не смог, принял решение уйти от такого неопрятного, небережливого малыша, и отправился на поиски нового, прилежного, доброго хозяина, который расставляет свои игрушки по своим местам и дорожит ими.

«Впускаем сказку!»

Заинтересуйте ребенка, рассказав ему удивительную историю о том, что наступил вечер, и скоро к нему в гости поспешит сон. Но вот беда, когда он прилетит, будет неслышно подкрадываться к малышу, то споткнется об игрушки, которые всюду разбросаны, и из него вылетит сказка. Поэтому, чтобы ночью увидеть волшебный сон, ему нужно поторопиться и сложить игрушки на место.

«Олимпийские игры»

Когда малыш не достиг «кризисного» трехлетнего возраста, он еще легко соглашается на любую активную деятельность. В это время его волнует больше не польза, но возможность повеселиться от души. Устройте соревнование и предложите «на скорость»: составить мягкие игрушки по размеру (от маленьких до больших), построить самую неприступную, надежную крепость из разбросанных кубиков, собрать детали от конструктора в коробку.

«Взрослые» капризы

Если правильно мотивировать малыша, он вряд ли начнет протестовать против совместной уборки игрушек. Ребенок постарше на вашу просьбу (убраться в комнате) может ответить капризом, протестом. С чем это связано?

  1. В трехлетнем возрасте ребенок начинает испытывать родителей «на прочность» — устраивать проверки («А что если я не буду кушать, спать, убираться, то есть подчиняться?»).Совет родителям! В подобной ситуации постарайтесь сохранить спокойствие, твердо и уверенно настоять на своем требовании, предложить свою помощь. Ребенок настроен решительно, и не желает выполнять вашу просьбу? Откажитесь от конфликта, отступите, и вы увидите, как через некоторое время, малыш сам что-то у вас попросит.Сохраняя доброжелательный настрой и твердость в своей позиции, предложите сделку: вы делаете то, что просит чадо, но только после того, как он выполняет ваше требование: «Я разрешу тебе немного поиграть в приставку, когда ты соберешь игрушки. Ты сам справишься или тебе помочь?» Либо вы можете сами сложить игрушки, но после этого заявить: «Я за тебя навела порядок, какую мою обязанность ты выполнишь?» После этого предложите ему на выбор несколько несложных домашних дел: полить цветы, пропылесосить, вымыть посуду.
  2. С возрастом сложность игры возрастает. Если раньше для затей могла понадобиться всего одна игрушка (погремушка, мячик), то начиная с двух лет, ребенок включает в свою игру уже больше предметов. Так, он может достать паровозик и усадить в него маленьких зверюшек, либо набор игрушечной посуды и устроить чаепитие для кукол. Соответственно ребенка просто пугает количество игрушек, которое ему предстоит убрать, им движет страх не справиться с задачей.В этой ситуации помощь родителей очень актуальна. Когда чадо уверено, что задача невыполнима, подскажите, как ее облегчить, разделив на простые действия: «Я сейчас положу эту зеленую гоночную машинку в коробку, а ты принеси мне тот маленький самосвал. Затем я положу забавную машинку с глазками, а ты подай паровозик. Смотри, мы собрали весь твой автопарк». Таким образом, вы «убиваете разом несколько зайцев»: учите помогать ближнему, и при этом вместе осваиваете важные понятия: размер, цвет, названия транспортных средств.

Совет родителям! Обратите особое внимание на систему хранения игрушек. Лучше если это будут яркие, интересные, привлекающие внимание коробки, корзины. Но самое главное они должны быть удобными, чтобы у малыша не возникало трудностей со складыванием игрушек. К примеру, до высоких полок в шкафу он не сможет дотянуться; а между тем у трехлетних малышей лишние телодвижения отбивают всякое желания что-либо делать. Изготовьте подобные системы хранения сами (например, из коробок, где хранилась обувь, бытовая техника), и обязательно подключите к процессу ребенка, так у него появится больше желания прибирать свои вещи, ведь для этого он все подготовит сам.

Родительский настрой

Обратите внимание на то, как вы подходите к процессу уборки (и не обязательно игрушек). Если подобное занятие не вызывает у вас положительных эмоций, а только раздражение, не удивляйтесь, что ваше чадо также будет относиться к процессу наведения порядка у себя в комнате. На начальном этапе обучения убирайте игрушки сами, но делайте это с удовольствием, радостью; чадо не должно видеть, какое это неинтересное и скучное занятие.

Если мама наводит чистоту в квартире, не отвлекаясь на посторонние дела (переписку в социальных сетях, просмотр сериала), а после убирает за собой инвентарь и приводит его в надлежащий вид (вычищает пылесос от мусора, моет ведра), а папа, вернувшись с работы, вешает одежду в шкаф, то проблема: «как приучить ребенка к порядку» просто не возникнет, ведь кроха будет ежедневно наблюдать за поведением взрослых в быту и усваивать его особенности. Одних слов, не подкрепленных личным примером, будет недостаточно, должного эффекта они не дадут.

А как вы обращаетесь с просьбой к ребенку?

Если приказным тоном, то понятно почему, в очередной раз он воспринял в штыки ваше требование. Попробуйте разговаривать и давать указания выдержанным и доброжелательным тоном, и вы увидите, как ребенок мирно примется за выполнение задания. В ситуации, когда чадо заболело или пребывает в расстроенных чувствах, не демонстрируйте излишнюю настойчивость, просто приберитесь сами.

Путь наименьшего сопротивления

Довольно распространена и другая ошибка родителей, когда они, преследуя желание поскорее освободиться и заняться своими делами, убирают игрушки сами. Это в корне неверно! Дети быстро понимают все плюсы подобной ситуации, и впоследствии будут стремиться переложить это занятие, да и многие другие (домашние обязанности, выполнение уроков), на плечи родителей.

Потерпев фиаско в своем стремлении приучить ребенка к прилежности, порядку, не опускайте руки, возьмите на вооружение следующий способ. Предложите ребенку убрать свои игрушки, пригрозив, что при непослушании, спрячете их. Если чадо все-таки решит вас проверить и откажется от выполнения вашего требования, вы, сохраняя хладнокровие и спокойствие, с невозмутимым взглядом соберите все игрушки (которые не на местах) в пакет, и уберите с глаз долой на несколько дней. Если из-за большого количества игрушек, малыш даже не обнаружил исчезновения, проведите подобную манипуляцию на следующий день.

Наступит момент, когда ребенок все-таки заметит, что его любимый автомобиль и плюшевый «друг» исчезли; тогда вам предстоит объяснить, почему так произошло. Дайте обещание, что вернете их сразу, как только он приберется. Важно проявить настойчивость, не поддаваться на уговоры и мольбы ребенка. Прежде чем отдать игрушки чаду, предупредите его. Что после своих затей, он должен убирать их по местам, в противном случае они вновь исчезнут.

Способ «штрафной ящик»

Изготовьте или приспособьте специальный ящик (коробку, контейнер), куда вы будете складывать все то, что не было убрано к установленному времени.

Только шаг за шагом, последовательно, вы сможете воспитать у чада прилежность, добросовестность, любовь к порядку и ваши старания увенчаются успехом. Будьте готовы к тому, что время от времени ребенок будет преподносить вам неприятные сюрпризы (капризничать, протестовать, делать назло, умышленно раскидывать игрушки), вы же со своей стороны должны твердо следовать своим принципам, избегая раздражения, заострения внимания на непослушании.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх