Как быстро выучить время на часах. Как научить ребёнка определять время по часам

Родители и детские психологи соглашаются в том, что сложней всего объяснять малышам абстрактные понятия. Научить понимать время не всегда просто даже ученика начальной школы, не говоря о детях младшего возраста. Но между тем это необходимый практический навык, и освоить его придется каждому. Специально для вас, дорогие родители, наша статья о том, как научить ребенка понимать время по часам.

Формирование понятия времени

При нормальном развитии ребенок с младенчества замечает смену дня и ночи. Вы будете удивлены, но даже совсем крохи действительно осознают режим дня. Маленький ребенок легко приучается засыпать и просыпаться примерно в одинаковое время. При этом малыш еще не может понять, что спать положено ложиться в 21:00, он просто чувствует желание поспать.

Примерно после первого дня рождения ребенка можно начинать ненавязчиво знакомить с понятием времени. Используйте в повседневной речи обозначения: «утро», «день», «вечер» и «ночь». Малышам старше двух лет можно рассказывать о днях недели.

Как научить ребенка пониманию времени без труда? С дошкольниками можно смело составлять планы на день. Начните с определения основных занятий отдельно на утро, день и вечер. Если родители чаще в разговорах с ребенком указывают какие-то временные промежутки: «пойдем гулять через два часа» или «ты должен убраться за 10 минут» - малыш совсем скоро запомнит эти слова. Но не забывайте о том, что из-за абстрактности понятия одно знание наименований единиц его измерения не научит чувствовать время.

Когда пора знакомиться с часами?

Педагоги советуют приступать к занятиям с часами только тогда, когда ребенок достаточно хорошо знает цифры и умеет считать. Примерный возраст для наглядного знакомства с ходом времени - 6 лет. Прежде чем понимать время по часам, проверьте его знания. Для изучения механических часов малышу необходимо уметь считать как минимум до 100 и совершать такие математические операции, как сложение и вычитание. Также ребенок не должен путать цифры. Очень хорошо, если малыш знает, что такое половина, четверть, и свободно оперирует временными понятиями "до" и "после".

Теоретически знакомить ребенка с часами можно и раньше, в возрасте 4-5 лет. Достаточно будет кратких рассказов о делении циферблата, ходе часовой стрелки и основных принципах определения времени. Только не требуйте от малыша, чтобы он сразу научился называть точное время с минутами или выполнял упражнения, рассчитанные на первоклассников. Проводите занятия ненавязчиво и в игровой форме.

Механические и электронные часы

В наш век высоких технологий традиционные часовые приборы с циферблатом и стрелками имеются далеко не в каждом доме. Возникает логичный вопрос: «Следует ли вовсе учить ребенка понимать время по механическим часам?» Ответ на него однозначно утвердительный. Только классические часы с циферблатом помогут понять ход времени и наглядно продемонстрируют количество часов в сутках. Не волнуйтесь, со временем вы с легкостью объясните, как понять, который час по электронным дисплеям. И намного проще это будет сделать, если ребенок уже знаком с классическими часами. Обязательно приобретите настенный прибор для определения времени с циферблатом. Отличная идея - дополнительно подарить ребенку личные красивые наручные классические часы. Также вам понадобится наглядное пособие для обучения и игр.

Изготавливаем часы своими руками

Как научить ребенка понимать время по часам, спросите вы? Очень полезно для обучения этой премудрости использовать игрушечные часы. Вы можете приобрести их в отделе игрушек или сделать своими руками. Возьмитесь за изготовление этой поделки вместе с ребенком. Из плотного картона вырежьте большой циферблат. Разметьте его, как настоящие часы, по желанию можно добавить декоративные украшения на фон. Из картона контрастного цвета вырежьте две стрелки, важно, чтобы они отличались по длине и ширине. Прикрепите их к циферблату при помощи кнопки. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы стрелки легко двигались.

В процессе работы объясните ребенку основные принципы работы настоящих часов, если вы не говорили об этом раньше. Для того чтобы успешно взаимодействовать с данным прибором, следует знать, что каждый час состоит из 60 минут, а сутки - из 24 часов.

Первое знакомство с часами

С чего же начать обучение? Во время первого урока, посвященного ходу времени, расскажите ребенку о делении циферблата и стрелках. Минутную стрелку поставьте на 12 и покажите «ровные часы» (1:00, 2:00 и т. д.). Ребенку будет сложно сразу осознать ход времени, подкрепляйте свой рассказ понятными ему ассоциациями. Например, напомните, что 3:00 - это время обеда, а в 5:00 начинаются его любимые мультики. Попросите ребенка самостоятельно выставить какое-то время в пределах «ровных часов». Добившись успехов на этом этапе, можно смело переходить к следующему. Расскажите о том, что минутная стрелка совершает полный круг за 1 час. Попробуйте выставлять разное время и просите ребенка определять его.

Скажи, который час?

Для того чтобы научить ребенка определять время по часам, необходимо регулярно обращать его внимание на циферблат. Надеемся, что в вашей гостиной уже висит классический хронометр. Помимо регулярных «уроков» заведите привычку между делом спрашивать: «Сколько времени?» - или просить: «Засеки 10 минут». Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и не ленитесь лишний раз повторить с ним азы часовой грамоты.

Как научить ребенка понимать время по часам во время тематических занятий? Возьмите игрушечный циферблат. Попросите малыша выставлять определенное время. Если ребенок хорошо считает, можно усложнить задачу. Предложите показать, где окажутся стрелки через 10, 15, 20 минут от установленного времени.

Составляем распорядок дня по часам

Как научить ребенка понимать время по часам? Игра в таком непростом деле может помочь добиться невероятных успехов. Сомневаетесь? Проверьте лично. Настало время усовершенствовать самодельное пособие для Вместе с ребенком вырежьте из плотной бумаги карточки небольшого размера. Выберите главного героя и на каждом бумажном квадрате нарисуйте определенный момент из его дня. Пускай это будет забавный человечек, сказочный персонаж или какое-то милое животное. Подключите фантазию и постарайтесь придумать дело для каждого часа. Пускай на одной карточке герой чистит зубы, на другой гуляет, на третьей обедает. Как только комплект картинок будет готов, можно приступать к игре. Выставляйте время на циферблате, а ребенок пускай подбирает соответствующую картинку.

Второй вариант игры - нарисовать собственный распорядок дня. Вечером или утром разложите карточки вокруг циферблата, планируя последовательность действий на день. Желательно картинки как-то закрепить и проверять себя в течение дня, не забывая двигать стрелки.

Четверть и половина

В использовании для определения времени классических часов сложно обойтись без таких понятий, как «четверть часа» или «половина часа». Как только ваш малыш достаточно близко познакомится с циферблатом, стрелками и числами, самое время объяснить и эти условные единицы времени. Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время, поделеное на половинки и четвертинки часа? Помните о том, что дети любые объяснения лучше всего воспринимают при совмещении аудио- и графической подачи информации. Нарисуйте на листе бумаги несколько циферблатов. Пускай на одном из них часы показывают 15 минут, а на другом - 30. Для наглядности можно заштриховать отрезки от цифры 12 до той, на которой остановилась стрелка. Объясните ребенку и значение таких распространенных выражений, как «без двадцати час» или «без пятнадцати минут».

Знакомство ребенка с любой новой глобальной темой лучше проводить в формате ежедневных мини-уроков. Не требуйте от малыша школьной дисциплины, лучше ненавязчиво приглашайте его поиграть с часами. Если ребенок не в настроении или занятие проходит непродуктивно, закончите раньше, чем планировали. Помните: обучение чтению, письму или часовой грамоте не будет продуктивным, если станет неприятной обязанностью. Самый полезный совет о том, как научить ребенка пониманию по часам, - поддерживать интерес к этой теме. Старайтесь регулярно говорить о времени. Рассказывайте о видах часов, покажите и секундомер. Учите ребенка чувствовать время и изобретайте собственные единицы. Например, вы можете напоминать малышу, что прогулка длится 1,5 часа, а его любимый мультфильм - 15 минут.

Как научить ребенка определять время по часам и закрепить полученный результат?

Для того чтобы качественно закрепить новые знания, их требуется регулярно использовать на практике. Позвольте ребенку самостоятельно следить за временем и объясните ему, насколько важно быть пунктуальным. Пускай малыш время от времени напоминает, во сколько нужно выйти из дома. Вместе можно засекать продолжительность каких-то процессов. Подобное занятие обязательно увлечет ребенка. Предложите засечь по часам, как долго готовится еда, набирается ванна, идет телепередача. Это простое упражнение замечательно учит чувствовать время. Совсем скоро ваш малыш научится самостоятельно планировать свой день и, глядя на часы, сверяться с выполнением этого плана. Ведь зная, что процесс сборов на прогулку длится 10 минут, он сможет вовремя убрать игрушки и подготовиться к прогулке.

Надеемся, что наши советы о том, как научить ребенка времени на часах, вам помогут и будут полезны.

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках

Время — непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?

Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст — 6-7 лет.

Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.

Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.

Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: «в 2 часа пойдем гулять в детский парк»; «через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм»; «на часах уже 9 утра, пора просыпаться»; «нужно поставить пирог на 20 минут в духовку».

Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.

Способы обучения для дошкольников

Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.

  1. Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
  2. Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр — 3, 6, 9 и 12.
  3. Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка — для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка — для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
  4. Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: «Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов». После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
  5. Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел — от 1 до 12.
  6. Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: «Сколько времени на часах?» Можно сказать — половина первого, а можно — 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов «до» и «после». Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
  7. Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом «5». Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, «8 часов 40 минут», а не «8.40» или «без двадцати девять», — такие определения более сложные для восприятия.

Как закрепить пройденный материал?

Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: «В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время». Или: «Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста».

Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.

  • Который сейчас час?
  • Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
  • Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?

Дети любят получать знания в игровой форме. В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.

Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.

Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.

Как избавиться от растяжек после родов?

Изучите систему деления циферблата. Циферблат аналоговых часов разделен на 12 секторов. Сверху на циферблате должна стоять цифра "12". Справа от "12" вы увидите цифру "1". Если продолжать дальше двигаться по кругу или по часовой стрелке, то вы дойдете до "12" и снова вернетесь к цифре "1".

  • Цифры, обозначающие каждый сектор, являются часами.
  • Маленькие секторы между соседними часовыми отметками разделены на пять минутных делений. Порой они отмечаются едва заметными черточками, которые делят циферблат на минуты (либо не отмечаются совсем).

Используйте короткую стрелку часов, чтобы узнавать часы. У часов есть две основные стрелки: короткая и длинная. Положение короткой стрелки определяет часы. На какое число она указывает, такой сейчас и час.

  • Например, стрелка может показывать на цифру "1". Это означает, что сейчас один час.
  • Используйте длинную стрелку часов, чтобы узнавать минуты. Длинная стрелка отмеряет уже не часы, а минуты. Используйте ее для того, чтобы понять, сколько минут уже прошло с момента наступления последнего часа.

    • Когда длинная минутная стрелка указывает на "12", это говорит о том, что сейчас на часах круглый час. Например, Если короткая часовая стрелка стоит на "1", а длинная минутная - на "12", то текущее время ровно "один час".
    • В ином случае в качестве ориентира можно умножать число, на которое указывает минутная стрелка, на пять, чтобы получить минуты. Например, если минутная стрелка указывает на "3", это говорит о том, что сейчас пятнадцать минут с момента наступления конкретного часа. Если у вас трудности с умножением чисел, попробуйте просто прибавлять по пять минут с каждой часовой отметкой, которую прошла минутная стрелка от двенадцатичасовой отметки. Если длинная стрелка указывает на единицу, то это пять минут. Если часовая стрелка смотрит на двойку, то это уже десять минут, и так далее.
    • Если минутная стрелка расположена между отметками часов, оцените примерное количество минут. Например, когда длинная стрелка находится где-то посередине между тройкой и четверкой, то она указывает на 17 или 18 минут, которые прошли с момента наступления последнего часа.
  • Соедините полученную информацию воедино. Как только определите час и количество минут, можно будет назвать точное время. Например, если часовая стрелка указывает на единицу, а минутная - на тройку, то сейчас один час пятнадцать минут (или в цифровом формате 1:15).

    Умейте различать время до обеда и после обеда. По аналоговым часам нельзя узнать, какое время они показывают (до полудня или после него). Вам нужно самостоятельно знать время дня. При этом в цифровых часах время от полуночи до полудня обозначается "AM" (лат. ante meridiem дословно - "до полудня"). Время от полудня до полуночи обозначается "PM" (лат. post meridiem дословно - "после полудня").

    Однако даже ход времени малыши воспринимают иначе, ведь они измеряют свою жизнь не часами и минутами, а происходящими событиями. Их собственное «детское» время имеет удивительные особенности: минуты могут растягиваться до невозможного в ожидании любимых мультиков, а часы – лететь стремглав в процессе интересной игры.

    Время детей целиком и полностью регламентируется родителями. Но наступает пора научить ребенка самостоятельно ориентироваться во времени, не путать понятия «сначала» и «потом», различать прошлое и будущее, определять время по часам. Нередко родители начинают сразу с последнего и тщетно пытаются научить кроху пользоваться часами, не убедившись, что он «чувствует» время. Если не уделить этому должного внимания, часы еще долго останутся для малыша «кругом со стрелками» или «коробочкой с цифрами».

    Начинать рассказывать детям о времени можно уже с 2-2,5 лет, так как в этом возрасте их пониманию становятся доступны временные категории – «сначала», «сейчас» и «потом». Общаясь с крохой, старайтесь чаще использовать эти слова, комментируя производимые действия. Например: «Сначала мы помоем руки, а потом сядем обедать» или «Сначала ты испачкался, а потом мы переодели кофточку».

    Кроме использования слов «сначала» и «потом» в повседневной жизни, можно придумать игры, которые помогут ребенку лучше разобраться с временными понятиями. Попробуйте с малышом нарисовать серию картинок про историю подсолнуха:

    1. «Сначала была только маленькая-маленькая семечка» – рисуете подсолнечную семечку.
    2. «Потом семечка попала в почву» – дорисовываете землю.
    3. «Семечка проросла, и из земли появился росточек» – рисуете росток с проклюнувшимися листиками.
    4. «Вот росточек рос, рос. И вырос в большой подсолнух» – рисуете подсолнух.
    5. «Смотри, сколько в цветке подсолнуха семечек! Если они попадут в землю, каждая из них может стать большим подсолнухом».

    Героем рисованной истории может быть кто и что угодно: птенец, который появляется из яйца или пекарь, выпекающий хлеб. В результате таких занятий ребенок сориентируется в простых временных понятиях, и будет готов воспринимать «взрослые» термины – прошедшее, настоящее и будущее.

    Будущее, настоящее и прошедшее

    Понятия будущего, настоящего и прошедшего – следующий шаг в ознакомлении крохи со временем. Правила те же: сопровождение повседневных занятий и игр комментариями и примерами. «Сейчас мы гуляем, на улице светло – это настоящее», «Завтра мы попробуем научить нашу собаку приносить палку – это будущее». «А вчера мы были в кино и смотрели мультики – это прошлое».

    Достаньте семейный альбом и покажите ребенку фотографии: какими вы были в детстве, каким ваш кроха был еще год назад. Объясните ему, что все это относится к прошлому, ваше детство и его младенчество ушло и больше не вернется.

    Планируя что-то совместно с малышом, акцентируйте внимание на том, что это предстоит в будущем. «Летом мы поедем на море», «На выходных пойдем в лес и устроим пикник» – все эти события еще не случились, они относятся к будущему времени.

    Время суток

    Вместе с временными категориями ребенка можно знакомить с тем, что такое «сутки». Интересно то, что понятия «день» и «ночь» малыш схватывает на лету. Он учит их одновременно с множеством других незнакомых слов, улавливая смысл из постоянно повторяемых фраз. Проблема в том, что взрослые часто заменяют словом «день» понятие «сутки», чем путают детей. «Прошло три дня», – говорим мы, не упоминая о том, что три ночи тоже прошли. Ребенку необходимо объяснить, что сутки – это не только день, но и утро, вечер и ночь.

    Общаясь с крохой, обращайте внимание на то, в какое время суток он что-либо делает обычно. Рассматривайте фотографии в журналах и узнавайте, день на них изображен или ночь. Можно применить специальные обучающие рисунки: возле предмета, который используется утром, кружок заштриховываем желтым цветом, днем – красным, вечером – зеленым, ночью – синим.

    Наступает момент, когда малыш четко ориентируется во времени суток: без труда определяет, что встает он утром, обедает днем, а спит ночью. На этом этапе можно переходить к пониманию временного промежутка и пытаться научить его сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

    Учимся определять время по часам

    Ребенок осознал, что такое время. Что же понадобится для того, чтобы научить его пользоваться часами? Во-первых, он должен знать цифры. Ведь как объяснить, что час – это 60 минут, а минута – 60 секунд? Во-вторых, кроха должен уметь считать хотя бы в пределах десяти. В-третьих, ребенку нужно уметь ориентироваться в простейших пространственных отношениях – знать, что такое «половина», «до» и «после».

    В качестве учебного пособия лучше использовать большие часы с открытыми стрелками или игрушечные часы, специально предназначенные для обучения времени.

    Если ничего подобного под рукой нет, обучающие часы можно соорудить самостоятельно. Картон, большая тарелка или циркуль, фломастер и простой карандаш, линейка с ножницами, канцелярская кнопка и немножко фантазии – все, что понадобится для самодельных часов.

    Последовательность действий

    Все дети разные, поэтому способы обучения могут варьироваться. Подстройтесь под вашего кроху, пытайтесь объяснить необходимое так, чтобы ему было интересно. А вот общий алгоритм действий примерно такой:

    1. Знакомим малыша с часами. Показываем все видимые детали (стрелки и циферблат) и рассказываем о том, для чего они нужны, как часы показывают время. Например: «Смотри, на циферблате три стрелки. Самая коротенькая двигается очень медленно, она показывает сколько часов и поэтому называется часовая. Пройдет один час – и она сдвинется только на одну цифру. Стрелка подлиннее – минутная. Она показывает, сколько прошло минут. За один час минутная стрелка обойдет весь круг. А вот эта самая тонкая и быстрая стрелочка – секундная. За минуту она пробежит один круг, а за час – целых шестьдесят кругов!».
    2. Учим понимать точный час. Если длинная минутная стрелка на двенадцати, то цифра, на которую указывает часовая стрелка, означает, что сейчас ровно столько часов.
    3. Разбираемся, что такое полчаса. Минутная стрелка на цифре 6 и делит часовой круг пополам. С получасом детвора часто путается: например, если короткая часовая стрелка между цифрами 2 и 3, то это половина второго или половина третьего? Объяснить несложно: «Полчаса – это тридцать минут. Смотрим на цифру, которую короткая часовая стрелка уже перешагнула, и прибавляем к ней тридцать минут. Получается два часа и тридцать минут».
    4. Нелегкое понятие «минута». Для того, чтобы научить ребенка понимать минуты, понадобится умение считать. Ведь без этого малышу трудно будет объяснить, что если минутная стрелка показывает на цифру 4, то это не четыре минуты, а целых двадцать.

    Закрепление навыков

    Не страшно, если поначалу ребенок будет пересчитывать деления на циферблате, определяя, сколько минут на часах. Постепенно это войдет в привычку, дойдет до автоматизма.

    Главное – малыш должен понять принцип определения времени.

    Чтобы упражнения по изучению часов не наводили на ребенка скуку и не привели в итоге к отказу от занятий, связывайте их с повседневными действиями. Просите его проследить за временем, собираясь в гости. Озвучивайте, во сколько начинается мультик по телевизору, и предложите посчитать, сколько минут осталось ждать. Помогая вам на кухне, пусть кроха засекает время, за которое испечется пирог или сварится картошка. Чем чаще ребенку придется обращаться к часам, тем быстрее он научится полноценно их использовать.

    В заключение

    Научить малыша разбираться с часами нелегко. Но помочь осознать, что такое протяженность времени, еще сложнее. Только с возрастом ребенок по-настоящему сможет ощутить и оценить время. Задача родителей – помочь своему чаду постичь этот сложный процесс, не подгоняя и не ругая за возможные неудачи.

  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх