Как нарисовать национальный костюм балкарцев. Национальная балкарская женская одежда

ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и национальная одежда кабардинцев и балкарцев складывалась веками. В традиционной одежде кабардинцев и балкарцев наблюдалось большое сходство. Эта общность сложилась в течение длительного исторического периода. Имел значение также и общий воинский быт.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей.

Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев являлись бешмет и особой формы штаны.

Короткий кафтан-бешмет надевали поверх рубахи. Бешмет туго охватывал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка ручной работы пуговицы - узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживающиеся к кисти рукава, застегивающиеся внизу на такие же пуговки. Ниже талии бешмет плавно расширялся, подчеркивая стройность фигуры, на что кабардинцы и балкарцы обращали особое внимание, Длина бешмета была различной, но в большинстве случаев не достигала колен на 8-10 см. Правда, старики носили более длинные бешметы, чем молодые. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, ниже талии, вшитые боковые внутренние карманы. Шили его чаще всего из тканей черного, белого, коричневого цвета, а в горах - часто из домотканого сукна. Бешмет считался повседневной легкой верхней одеждой, его носили дома, в ней работали в поле. Для работы в холодную погоду его делали стеганым на тонком слое шерсти или ваты. Более зажиточные слои населения имели и праздничные бешметы, сшитые из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. При использовании бешмета в качестве выходной одежды его подпоясывали узким ремнем с металлическим набором: пряжкой, наконечником, бляшками, подвесками и т.д.

Изготовление бешмета было делом сложным, требовавшим определенного мастерства, поэтому его шили известные сельские мастерицы.

Штаны, шившиеся из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства, преимущественно темного цвета, состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин. Между штанинами вшивался ромбовидный клин. Носили их на плетеном шнурке, заправляя штанины в ноговицы. Ноговицы плотно охватывали ногу от щиколотки до колена. Под коленом их подвязывали ремешками. В горных районах Балкарии штаны нередко шили из овечьих шкур.

Штаны у горцев были весьма удобные для быстрой ходьбы, бега, верховой езды.

Одежда, состоящая из бешмета, штанов и ноговиц, вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Все в ней было строго подобрано, она не стесняла движений, позволяла бесшумно ходить по любым тропам, лазить по скалам и т.п.

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Она застегивалась у пояса на несколько (3-5) самодельных тесемочных пуговиц и петель. По обеим сторонам груди нашивались газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Количество газырей на одной стороне черкески кабардинцев колебалось от 8-ми до 10-ти, но обычно их было 8, что отличало кабардинские черкески от черкесок соседних народов, у которых число газырей доходило до 12-ти. Размеры их были различные. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, нередко слоновой, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками, соединенными в верхней части изящной цепочкой. В последствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Черкеска не имела карманов. Ее прямые и широкие рукава спускались значительно ниже кистей рук, поэтому ее обычно отворачивали. По обычаю, отогнутые рукава опускались во время танцев.

Длина черкески не была определенной, но у кабардинцев и балкарцев она была удлинена и спускалась ниже колен на 15-20 см и была длиннее, чем у соседних народов. Особенно длинные черкески, доходившие чуть ли не до земли, носили муллы и их ученики.

Черкеску носили застегнутой или подпоясанной поясом. Только старики могли носить ее нараспашку. Пояс являлся необходимой принадлежностью мужского костюма у кабардинца и балкарца. Его снимали только ночью и в дни траура. Он состоял из хорошо обработанного кожаного ремешка черного цвета шириной 2-3,5 см и металлических или серебряных бляшек. Пояса делались различных видов. Одни из них имели только пряжку, продержку и наконечник. Другие - несколько поясных бляшек различной формы и два боковых наконечника, по одному на каждой стороне; такие пояса носило старшее поколение. Мужчины среднего возраста носили пояса с четырьмя боковыми наконечниками; молодые мужчины (и женатые, и холостяки) - с тремя боковыми наконечниками на каждой стороне.

В большинстве случаев на ремешках, спускающихся по бокам, кроме наконечников, имелось по нескольку бляшек. Все они были украшены черненым орнаментом и позолотой. Металлические части пояса украшались гравировкой, чернью, филигранью с наружной стороны. Оборотная сторона оставлялась белой, на ней наносились инициалы мастера, различные изображения. На поясе обычно висели кинжал с прикинжальным ножом и изредка, по специальному разрешению, пистолет в кобуре.

С конца ХIХ в., когда кинжал из части оружия превратился в обязательную принадлежность, украшение горского костюма, его изготовлением стали заниматься ювелиры.

Теплая верхняя мужская одежда

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев являлась шуба, которую шили из овчины, а лучшие экземпляры - из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

Верхней одеждой являлась и бурка. “Без нее, - писал Б.Е.Хижняков, - немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ, что придавало им колоколообразную форму. Воротник бурки имел специальную застежку. Ходить пешком, пасти скот в длинных бурках было неудобно, поэтому для пастухов и чабанов шили войлочные пальто, специальные бурки, которые были не только короче, но и имели капюшон, хлястик и застегивались на несколько пуговиц.

Мужские головные уборы

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

Войлочные шляпы изготовлялись из высококачественной овечьей шерсти. В большинстве случаев они были белого, серого и черного цветов. В отличие от кабардинских, балкарские шляпы, имевшие небольшое опущенное поле с перекрещивающимися на макушке шнурками, в большей степени напоминали сванские. Балкарцы носили шляпы с приподнятыми полями.

Кабардинская войлочная шляпа имела продолговатую форму, вогнутое внутрь дно, приподнятые поля. Посредине тульи и вокруг полей она была обшита тесьмой или материей того же цвета, что и войлок.

Кабардинские и балкарские шапки имели различную форму. Одна из них была полусферической формы, с узким меховым околышком и шнурками от него, соединяющимися на макушке. Такую шапку носили наиболее пожилые люди. Другой вид шапки имел меховой околыш в 5-6 см и суконный верх. Третий - широкий суживающийся к верху меховой околыш и небольшой суконный верх.

Наиболее распространенным цветом шапки был черный, но встречались и белые, и серые. Зажиточные слои населения носили шапки из среднеазиатского каракуля коричневого и серого цветов. У кабардинцев такие шапки назывались бухарскими. Кабардинцы и балкарцы носили шапку в любое время года и в любом месте, снимали ее только ложась в постель. Таков был обычай. Шапка олицетворяла мужское достоинство. Покушение на шапку, ее сбивание с головы вызывали непрощаемую обиду, смываемую только кровью.

Головной убор дополнялся башлыком, изготовленным из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Основной его частью был капюшон в форме равнобедренного треугольника, от которого отходили в обе стороны длинные и широкие концы - лопасти для завязывания у шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. К макушке капюшона с помощью такой же тесьмы пришивалась красиво сплетенная круглая кисть с бахромками из золотых или шелковых нитей. Башлык являлся не только дорожным, но и рабочим головным убором, его носили пастухи, чабаны, табунщики и любой мужчина, отправляющийся верхом или на подводе в путь. В холодную и ненастную погоду его надевали поверх шапки и завязывали у шеи, а если погода была хорошая, то башлык через плечо закидывался на спину, на бурку и держался на шее с помощью специального тесемочного шнурка. Старики нередко носили башлык, перевязав им талию.

Мужская обувь

Значительным разнообразием отличалась обувь кабардинцев и балкарцев. Ее можно разделить на две части: паголенки и собственно обувь.

Паголенки делали из сукна, войлока и сафьяна без носков, со штрипками, и каждый их вид имел свое название, подчеркивающее, из какого материала они сделаны (сафьяновые, войлочные, суконные). Наиболее распространенным цветом паголенок был черный, но изредка встречались темно-серого и темно-коричневого цветов. Края их обшивали тесьмой или кожей. Обшивку кожей делали с таким расчетом, чтобы войлок не протирался при ходьбе и верховой езде. Такая обшивка делала паголенки не только прочными, но и украшала их.

Наряду с паголенками, широкое распространение получили ноговицы. Это те же паголенки, изготовленные из тех же материалов, но, в отличие от них, имели пришитые носки. Их носили, в основном, зажиточные слои населения.

Паголенки и ноговицы должны были плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, а также завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчины зимой, весной, осенью, а балкарцы в горах - круглый год. Летом носили суконные паголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей являлись войлочные и сафьяновые носки.

На ноги надевали чувяки из сыромятной кожи, которые не имели пришивной подошвы. Их делали из одного куска кожи крупного рогатого скота. Чувяки имели шов на заднике, носке и верхней передней части от носка по подъема. Форма чувяк в основном была однообразной, но встречались и такие, которые имели высокий задник, доходивший до щиколотки, и застежки из кожаных пуговиц. Распространенным видом обуви, удобным в горах для охотников, чабанов, пастухов, косарей, являлись чувяки особой формы, имевшие подошву из сплетенных ремней. Балкарцы делали их из хорошо промятой сыромятной кожи, с которой даже не снимали шерсть. Чувяки надевали на босу ногу, предварительно заполнив внутреннюю их часть хорошо промятой травой. Традиционной парадной обувью являлись сафьяновые чувяки, которые шили из кожи специальным ажурным швом. Вначале они не имели подошвы, но потом их стали подшивать. Чувяки из черного сафьяна носили зажиточные люди, надевая сверху кожаные галоши. Сафьяновые чувяки надевались на сафьяновые ноговицы. Зажиточные люди надевали еще остроносые резиновые галоши.

В Балкарии также бытовала обувь из войлока, обшитого кожей или с подшитой подошвой из сыромятной кожи. Вся местная обувь имела мягкую подошву, хорошо приспособленную к условиям горной местности. Она была удобна для всадника и пешехода, способствовала закаливанию ноги и выработке удивительно легкой, красивой походки горцев.

Традиционное развитие Кабарды и Балкарии, укрепление рыночных связей оказали влияние на изменение обуви. Богатые горцы носили не только галоши, но и сапоги.

Традиционный национальный мужской костюм кабардинцев и балкарцев являлся одеждой воина, наездника, приспособленный к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерной темная сдержанная цветовая гамма - черная, темно-коричневая, серая. Вообще, ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пеструю одежду. Это не соответствовало их духу и обычаям. Но башлыки и бешметы делались обычно других цветов, чем весь костюм, оживляя его ярким пятном. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки, черкески, папахи. Башлыки в ряде случаев представляли собой настоящие произведения искусства. Их отделывали галунами, золотым шитьем, изящными и весьма сложными кистями из золотых и серебряных ниток. Подобные башлыки часто служили предметом подарка невесты родственникам будущего мужа. Украшало костюм возможно более богато отделанное оружие, пояс.

Вместе с тем, кабардинцы и балкарцы обращали большое внимание на опрятность одежды, на ее изящный покрой. Еще Хан-Гирей отмечал, что у адыгов, в т.ч. и у кабардинцев, не было принято одеваться пышно, цветисто. “Это, - писал он, - почитается у них не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском, чистоту же и опрятность предпочитают пышности”.

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев не только была хорошо приспособлена к местным условиям, но и отличалась своей красотой, изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость, силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений.

Одежда кабардинцев и балкарцев являлась и своеобразным украшением. Эти качества национальной одежды обеспечили ей всеобщее признание на Кавказе.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинки и балкарки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки. Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Корсет стягивался шнурками и снимался только в первую брачную ночь.

Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских и балкарских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами.

Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шилась из шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себя дома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. В начале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя.

Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.

Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.

Теплая верхняя женская одежда

По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты. Богатые кабардинки и балкарки иногда надевали бархатные, отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла, сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивали подкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками и молодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживались мусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин вне дома.

Женские головные уборы

Важнейшей частью одежды являлись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастные различия и изменения в семейном положении кабардинок и балкарок.

Девочки носили платок или ходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего с древнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХ в. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшего всем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка.

Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля 1915 г. под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось: “Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головной убор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своем селении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должны подвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случай нарушения”.

Когда наступал период “созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочку различных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную или округленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужской шлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась радиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике, полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными, украшенными чернью, позолотой, филигранью. Передняя часть дошедших до нас шапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна.

Во второй половине ХIХ в. кабардинки и балкарки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Они имели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, они обтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой, располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Более широкое распространение она имела в Балкарии.

Низких шапочек, известных под названием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в период совершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Их носили, в основном, девушки. Женщины (как и невесты) до первого ребенка носили шапочку с белым шелковым платком с бахромой. Балкарки, в отличие от кабардинок, носили шапочки, украшенные спереди рядами монет, побрякушек.

Шапочка после рождения первого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этом квадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что два конца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив ими голову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец, опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора на женский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает на древность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактически перешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы. Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком, шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязки покрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платки носили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большие тонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и других цветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверх шапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платки двух видов - с бахромой и без нее с различными узорами.

Постепенно шапочка, как и парадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. В начале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, шарфы вологодской работы.

Женская обувь


Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, а иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки.

Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В горной Балкарии женщины зимой носили чувяки из сыромятной кожи.

В Кабарде, а частично и в Балкарии, женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью.

Девушки княжеского происхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули, украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было трудно передвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувью пользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств. Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др.

В конце ХIХ в. женщины в зажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке, напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носом галоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высоких каблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длинной шнуровкой и фабричные туфли.

Кабардинцы и балкарцы не знали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтому изготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы, которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели права отказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу.

Умение шить красивую одежду, хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому в воспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушки продолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали им различные подарки, помогали по хозяйству.

Постоянное внимание к рукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек к моменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению. Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени. Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощью своих подруг, соседок и т.д.

В целом, женская одежда кабардинок и балкарок, как и мужская, отличалась скромностью, строгостью цветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами, золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды, сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуру женщины.

Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. В мужской одежде XIX-начале XXв. Вышивка употреблялась очень редкои только на башлыках, ноговицах и сафьяновых чувяках. При этом преобладающим видом была вышивка вприкреп (дыщэидэ). Женская одежда была более живописной. В формах и способах украшения одежды кабардинцев проявлялся особый стиль. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелось много общего. Для него было характерно чувство формы вещи, проявляемой в умелой композиции орнамента, и выделении основных конструктивных деталей.

ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ ОДЕЖДА В НАЧАЛЕ XXв.

В начале XXв. и женский, и мужской костюм кабардинцев балкарцев в основном сохранил свой покрой, свою форму. Он, как и прежде, шился в талию, плотно обтягивая фигуру, был скромным, строгим и изящным. Но вместе с тем произошли существенные изменения. Под влиянием развивающихся рыночных отношений и в мужской, и в женской одежде появилось много новых видов одежды фабричного или кустарного производства: женские шали, платки, шарфы, чулки, туфли, мужские сапоги и т. д.

Изменился и материал, из которого изготавливалась одежда. Всё больше использовались фабричные ткани для пошива мужской одежды, а женская в основном шилась только из покупного материала. Наряду с бархатом и шелком, ситцем и сатином женскую одежду стали шить из бумазей, кашемира, частично из сукна. Процесс сближения одежды кабардинцев и балкарцев с русской и общеевропейской усилился. Об этом свидетельствовало все более широкое распространение таких видов одежды, какими являлись сапоги и галоши, юбки и кофточки, платки и пальто, да и превращение парадной вышитой шапочки и платья свадебно-праздничную одежду.

Более широкое использование покупных материалов в пошиве одежды, особенно женской, стало нарушать цветовую гамму, одежда становилась более пестрой. Вместо традиционных галунов для украшения одежды стали использовать готовые позументы, тесьму и кружева фабричного производства. При сохранение основных традиционных принципов покроя женской одежды, по сравнению с мужской, претерпела более существенные изменения, свидетельствовавшие о сближении женской одежды с общеевропейской.

Таким образом, одежда и обувь кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX-XX в. уже претерпели определенные изменения, но в целом сохранили свои традиционные особенности.

ПОСЛЕСДОВИЕ…

Национальная одежда выражала вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлением народного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть не только изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей части художниками и модельерами - создателями новой современной одежды.


Куклы в народных костюмах №90 (ранее обещали её в №92, но график изменился ).

Костюм кабардинки. (Кабардино-Балкария). Кабардинский женский костюм.

Кабарди́нцы - субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии.

Национальная женская одежда Кабардино-Балкарии - это черкесский женский костюм, в обычные дни носили платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

На талии платье стягивали поясом из широкой полосы галуна, декорированной серебряными пластинами с филигранью или гравировкой.

Золотая шапочка с высоким твердым околышем, украшенным золотным галуном. В вырезе платья национального костюма видны серебряные застежки кафтанчика.

Поверх шапочки молодые женщины надевали белый шелковый платок с бахромой, концы которого обматывали вокруг шеи.

В традиционной кабардинской вышивке чаще всего встречался треугольный рисунок, получивший название «узор для угла». Возможно, эта фигура могла символизировать баранью голову и выполнять роль оберега. Изображение бараньей головы с древности было амулетом у многих народов Кавказа.


4 фарфоровых куклы коллекций ДеАгостини.

Сложный по форме и количеству составных частей женский костюм ярко отражает социальные различия в кабардинском обществе.

Нательная одежда - это прямая длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани красного или оранжевого цвета. Под рубахой - шаровары. На девушек надевали короткий кожаный кафтанчик с массивными серебряными застёжками на груди. Они видны через разрез верхнего платья из шёлка или бархата, богато украшенного галунами и золотым шитьём. В торжественных случаях к рукавам платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей.

Головной убор девушки до замужества и рождения первого ребёнка - "золотая шапочка" - покрывался платком и большой шалью.

Богатое парчовое платье, кожаный кафтанчик, равно как и обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, свидетельствуют о принадлежности к высшему сословию. Такой богатый костюм надевали при торжественных выходах, а невесты - на свадьбу.

Презентация на тему: Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков























1 из 22

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный КБР» Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков» Авторы:Гунченко Светлана, Соломатина КристинаРуководитель: Тесля Галина Васильевна

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета.Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет.

№ слайда 6

Описание слайда:

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками.Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения.

№ слайда 7

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые.

№ слайда 8

Описание слайда:

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

№ слайда 9

Описание слайда:

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки.

№ слайда 10

Описание слайда:

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев.Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.

№ слайда 11

Описание слайда:

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело.Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

№ слайда 12

Описание слайда:

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных.Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

№ слайда 15

Описание слайда:

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток.Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами.На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

№ слайда 16

Описание слайда:

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором.Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.

Описание слайда:

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча.Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос.Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.

№ слайда 19

Описание слайда:

Описание слайда:

В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма, «парочки» казачек были совсем не похожи на национальные костюмы горянок. Ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. А женский костюм казачек отличался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов.

№ слайда 22

Описание слайда:

Выводы: Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе. Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур. Женское платье кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов. В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма и стал существенно отличаться от костюма горянок. В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек. Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. Женский костюм казачек отличался пестротой и яркостью сочетаний цветов. Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику. Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев, балкарцев и терских казаков оказалась верной.

06.02.2017 0 9891 Чеченова Лейла

Реферат Чеченовой Лейлы, 10 «В»

Консультант: Шахманова М.А.

Учитель: Чочаева Анжела Мухтаровна

Одежда и ее украшения

Народная одежда - это отрасль творчества, которая еще совсем недавно тесно смыкалась с жизненным укладом народа. В силу исторических условий она крайне плохо представлена в настоящее время в музеях и в национальном быту. Поэтому трудно проследить историю развития ее основных видов. Это возможно сделать лишь с помощью литературных источников, бытовых фотографий, а также привлечения археологических материалов.


Балкарскую одежду в ее уже сложившемся виде можно увидеть запечатленной на рисунках и фотографиях в книге немецкого путешественника Готфрида Мерцбахера, который побывал в горах Центрального Кавказа в конце XIX века. Большой вклад в дело изучения одежды балкарцев сделан работами Е.Н. Студенецкой.




В сложении форм народной одежды решающую роль всегда играл материал, из которого она изготовлялась. Как во всяком скотоводческом хозяйстве, изначально для одежды балкарцы использовали шерсть, кожу, мех, но с усилением торговых отношений появились хлопчатобумажные и шелковые ткани.


Весь цикл приготовления шерсти выполнялся женщинами каждого семейства. Прядение нитей производилось на самом примитивном приспособлении - веретене, вращаемом движением руки.


Широко использовался при изготовлении одежды плетеный шнур чалы ў . Он имел самое различное назначение: служил для укрепления швов одежды, обшивки ее краев, изготовления петельных пуговиц, а также и украшения башлыков и женского платья. Шнуром выкладывались узоры и сетки на девичьих шапочках. Плелись шнуры из шелковых, а часто и из металлических нитей. Для отделки нарядного платья мастерицами изготовлялись более широкие ленты из металлических нитей - “галуны” очень сложных узорных переплетений. При плетении галуна мастерица должна постоянно делать самые разнообразные движения, сохраняя при этом напряженное внимание, это описывает Маргграф, пораженный сложностью манипуляций рук мастерицы, имеющей дело со “сложною системою карт, доходящих числом до 150 штук ”.


Металлические нити (золотые и серебряные) привозились на Северный Кавказ из Турции или Крыма. Из привозимых материалов в одежде балкарцев большое применение получили также хлопчатобумажные ткани для нательного белья и шелковые, бархатные, парчовые - для нарядных или свадебных одежд.





Меха у балкарцев использовались чаще, чем у других народов, потому что они жили в горных районах. Овчины местной выделки шли на изготовление шуб, которые не возбранялось носить женщинам, особенно пожилым. На богатые женские шубы использовался привозной мех. Для обуви использовалась кожа тоже домашнего производства. Исходя из назначения обуви, применялись кожи бараньи, бычьи, козлиные.


Органичной частью горской одежды были оружие и металлические украшения. “В прежнее время были у балкар хорошие оружейные мастера, но теперь они встречаются очень редко” , - писал Н. А. Караулов. Во второй половине XIX века на Северном Кавказе парадная мужская и женская одежда украшалась изделиями дагестанских оружейников и ювелиров.


Основу почти всех частей костюма составляло сукно собственной выделки, черно-белая тональность стала доминирующей в одежде.


Белая шерсть стала привилегией дворянского сословия, а в народной одежде применялась только для таких деталей, как башлык, шляпа, бешмет, которые красиво контрастировали с черной верхней одеждой.


Одним из популярных красителей, применявшихся для окраски шерстяных и шелковых тканей, был отвар барбариса, который придавал оранжево-красный тон. Для получения более ярких красных оттенков отваривались корни марены. Поэтому красный и оранжевый цвета стали излюбленными в женской праздничной одежде. Даже покупная ткань для платьев, кафтанчиков, платков предпочтительно выбиралась из этих теплых, празднично насыщенных тонов.


Женская одежда и ее элементы


Женский балкарский национальный костюм сохраняет в себе много черт самобытности. Это может быть объяснено малоподвижностью форм домашнего быта горцев.


В состав балкарского женского костюма вошли - рубашка нательная, штаны, бешмет и платье. Рубашка кроилась без шва на плечах, путем использования одного полотнища, перекинутого через грудь на спину. Были выработаны различные способы декоративных швов и приемов отделки краев, надолго закрепившиеся затем в женской одежде.


Женские нательные рубашки делались не только из льняных, но и из шелковых покупных тканей яркой расцветки. Молодые девушки предпочитали красные, малиновые, оранжевые оттенки. В домашних условиях женщины могли носить рубашки свободно ниспадающими, без пояса и вместе с шароварами, девушкам можно было выставлять их напоказ, но разрешалось не всем, т.к. считалось нательной одеждой. Женские шаровары отличаются от мужских только качеством ткани и более легкой, яркой расцветкой.


Широкая нательная рубашка с длинными рукавами и шаровары, сшитые из прямых полотнищ с ромбовидной вставкой в середине, обнаружены в женском погребении в могильнике “Байрым” (Верхний Чегем). Подобные формы одежды сохраняются в глухих балкарских аулах до сих пор. С другой стороны, эти рубашки (кёлек ), очень родственны и формам башкирского кулдека.


Женские одеяния, обнаруженные в древних захоронениях Кавказа, состояли из трех платьев, надеваемых одно на другое.


Украшения в виде золотого шитья, а также золоченой кожи, позолоченных бляшек и бубенчиков, имели распространение в женской одежде.


Горский женский костюм, в котором прослеживаются различные древние следы, в основе своей глубоко традиционен, сохраняет свои элементы почти без изменений.


В XIX веке женский кафтан шьется в талию путем сложного раскроя спинки. П олы р асширяются книзу от пояса путем вставляемых боковых клиньев. В балкарском языке имеется только одно название для женской одежды этого типа - къаптал . Только для пожилых женщин при его изготовлении применялось сукно домашнего производства. Более нарядные девичьи кафтанчики шились из ярких фабричных тканей - атласа, бархата, сукна.





В XIX - начале XX века появляются плотно облегающие руку длинные рукава с проймами. Полы каптала и все его края обшивались тесьмой, из нее же делались и пуговицы с петельками. К нарядным богатым бешметам пришивались металлические, часто серебряные и даже золоченые застежки.


Поверх бешмета одевалась еще одна распашная длиннополая одежда, которая носит у балкарцев название жыйрыкъ - “платье”. Делается верхнее женское платье из тонкой ткани, оно так же заужено в талии и расширяется к подолу юбки. Праздничная одежда шилась из нарядной ткани и украшалась богатой вышивкой и позументами. Обшивались не только края подолов и рукавов, но и все продольные швы.


Особой декоративностью и сложностью покроя отличались рукава чепкена , которые прошли свою собственную эволюцию.



В начале века еще сохраняется длинный ложный рукав с прорезью в верхней части. Одновременно с ним существовали и другие формы рукава - простые облегающие, спускающиеся только чуть длиннее кисти рук. В небольшие прорези между локтем и кистью руки выпускался рукав нижней рубахи. Своей белизной или красочностью он оттенял основной тон платья.


К середине XIX века появился рукав с оборками, пришиваемыми выше локтя. Из-под них спускались широкие нижние рукава, полностью закрывающие кисть руки. К концу XIX века, когда рукав стал облегающим и длинным, из-под него продолжали выглядывать яркие рукава нательной рубашки, в начале XX века их вытеснили окончательно манжеты, появившиеся под влиянием городской культуры.


Сначала вышитый бархатный рукав целиком выставлялся в прорезь платья, контрастно выделяясь на фоне его шелка. Во второй половине XIX века, когда форма нарядного женского платья уже окончательно сложилась, начинает меняться сам кафтанчик. Он становится декоративным элементом одежды, и у него упрощаются отдельные части. Спинка и верхняя часть рукава выполняются уже из более дешевого материала, потому что они скрыты верхним платьем - чепкеном . А когда отпадает необходимость в рукавах каптала, то их начинают делать подвесными. На них переносится рисунок вышивки с рукава кафтанчика уже в несколько переработанном виде. Образуются нарукавные подвязки (къол баш ) - очень характерная деталь женского платья балкарцев.




Потеряв свои нарядные вышитые рукава, превратившиеся в привязные лопасти к платью, женский кафтанчик продолжает распадаться на составные декоративные части и далее. Выглядывавшая в грудной разрез платья часть кафтанчика превращается как бы в нагрудную манишку (тюйме ). Теперь нагрудные застежки нашиваются на плотную ткань. Они выполняют уже декоративную роль. Нижние полы каптала, украшенные металлическими бляшками или золотым шитьем, тоже выделяются в самостоятельную форму. Превращенные в поясные декоративные подвески, они прикрепляются к поясу внутри под полами платья. Вероятно, ввиду уменьшившейся декоративной нагрузки поясных подвесок их украшательные функции вскоре целиком перешли на полы платья. Обычно они выполнялись из орнаментального золотого шитья или нашивных литых бляшек.


В начале XX века зашивается разрез подола спереди, и глухая цельная юбка, хотя и украшается по традиции вышивкой, но материалы для этого используются уже новые - шелковые нитки, бисер. В качестве отделки платья широко стали применяться и фабричные кружева, хотя часто они сочетались с традиционными украшениями золотым позументом, шелковым шнуром.


Пояс - кямар - как важная декоративная деталь женской одежды входил в общий комплект ее металлических украшений. На раннем этапе пояс изготавливался в домашних условиях. Местные мастера отливали металлические бляшки, которые и накладывались на сыромятный ремень. На следующем этапе развития пояс состоял из отдельных металлических пластинок, нанизанных на ременную основу. Отсюда был сделан следующий шаг уже к пластинчатому металлическому поясу, пластинки которого скреплялись на специальных соединительных шипах. Пояс и нагрудные украшения остаются устойчивой деталью национального платья балкарских женщин.





Пояс вносит строгость и четкую организованность в общий ансамбль одежды. Он подчеркивает линейный ритм в очертаниях платья, выявляя в женской фигуре изящество и легкость.


В повседневной жизни была распространена легкая женская обувь домашнего изготовления - чарыки . Они шились из мягкой козловой кожи и долгое время изготовлялись без подошвы, с продольным швом. С появлением подошвы чарыки уже стали выстрачиваться из суконной ткани, и верх у них украшался аппликацией из цветного сафьяна. Потом появились сафьяновые чувяки ярких цветов из Турции, которые считались самыми нарядными.


Многократно упоминавшиеся исследователями “ходули” - богато орнаментированные деревянные подставки для ног, надеваемые при торжественных выходах княгини, балкарскими женщинами употреблялись исключительно при парадных выходах. Непригодные для ходьбы и на ровной плоскости, в условиях гор эти ходули были вообще неуместны.




Но поскольку с их помощью подчеркивалась сословная принадлежность, то эта разновидность обуви в национальном костюме приобретала как бы символическое значение.


Головные уборы


Типы женских головных уборов, которые сохранялись в Балкарии в XIX веке, были довольно разнообразны.


Бытование в балкарском и карачаевском женском наряде высокого конусообразного головного убора, надеваемого в особо торжественных случаях, нельзя объяснить практическими потребностями. Высокий торжественный головной убор определенно носит ритуальный характер, он связан с девичьим свадебным костюмом и древним обрядом ввода ее в семью мужа. На ранней стадии общественного развития такой пышный по форме и украшению головной убор существовал у многих народов. Ученые связывают его происхождение с попыткой древнего человека воздействовать на силы природы, используя его в качестве оберега. Это были высокие островерхие шапки с характерными украшениями на висках в виде спиральных рогообразных колец, нашитых на валики из войлока. По мнению С. Плетневой, такое украшение должно было символически обозначать девушку, олицетворяемую со священным бараном. Эта символика расшифровывается существующей и у ряда современных тюркских народов свадебной игрой в барана и волка. Вместе с тем высокий конусообразный головной убор Байрымского захоронения принадлежал пожилой женщине. Он тоже был сделан из плотного войлока и обтянут шерстяной тканью.


Есть еще одна форма древних женских головных уборов с нашитыми на войлочную основу бронзовыми металлическими пластинками в виде желобчатых полос. Они прогибались в три параллельных ряда, связанные между собой проволочными узкими скрепками. Подобные металлические налобные пластинки встречаются довольно часто в более поздних захоронениях и на территории Балкарии. На войлочную основу вплотную нашиваются металлические пластинки, которые позднее заменяются красивыми узорными галунами, вытканными из золотых нитей.


Высокая цилиндрическая шапка с небольшим сферическим навершием была одной из распространенных форм. Цилиндрическое основание женского головного убора сплошь покрывалось золотыми позументами. Но наиболее часто они покрывались золотым шитьем и, вероятно, не случайно в декоре шапочек главным мотивом становятся пресловутые къочхар мюйюз - “бараньи рога” - одна из основных тем тюркского орнамента.


Ко второму типу женских головных уборов можно отнести шапку с более острым коническим навершием, идущим от сравнительно низкого цилиндрического основания. Принцип наложения галунов тот же, что и в первом типе - ими создается впечатление как бы литой металлической поверхности. В верхней части они располагаются по граням пирамидального навершия. К ним часто добавляются украшения в виде литых металлических птичек, тоже имеющих древние кавказские истоки.




Третий тип шапочек уже совсем позднего происхождения. Это невысокий цилиндр с плоским донышком. Как правило, цилиндр обтягивался бархатом и покрывался золотым шитьем растительного орнамента. Металлическое навершие убора и золотая сетка, сплетенная из шнура, были его частым украшением. Балкарске девушки эти шапочки иногда украшали монетами.


Низкие цилиндрические шапочки девушки часто носили и без платка. Хотя это и выглядело в общем очень нарядным, но для свадебного обряда считалось непригодным. В то же время первые два типа высоких шапочек, считавшиеся незаменимыми в свадебных церемониях, надевались девушками во всех торжественных случаях и носились вместе с обязательным покрывающим их платком.


У горцев выработался свой идеал женщины - хозяйки дома, матери семейства. Главные его черты нашли определенное воплощение в повседневном платье пожилой женщины. Для него характерны плотные ткани сдержанных расцветок, которые создают тяжелые ниспадающие складки, скрадывающие фигуру. Силуэт костюма пожилой женщины довольно обобщенный, он завершается платком, мягко драпирующим голову и плечи. Иногда шалью обматывают и поясницу, что добавляет характерные штрихи к общему силуэту.


Одновременно создавался в костюме и другой образ - молодой и жизнерадостной девушки. Он находил свое отражение прежде всего в праздничном костюме, который был связан с выходом на танцы и особым свадебным ритуалом. В костюме этого назначения полностью выявлялась его зрелищная, праздничная сторона.




Украшения


В украшениях можно проследить свои путь развития. Служебная роль украшений закреплялась в древности определенными магическими верованиями. Со временем смысл забывался, тогда украшения превращались просто в декоративно-служебные элементы одежды. Выделение вертикальных швов декоративной отделкой у народов Северного Кавказа превратилось в характерное украшение верхнего платья. Не только края одежды, но и вертикальные ее швы балкарскими мастерицами обшивались золотым галуном.


Но есть типы украшений, которые возникали независимо от самой одежды. Их корни восходят к первобытной магии, к созданию талисманов, амулетов, которые подвешивались на груди и на поясе. Раковины, когти убитых животных, металлические погремушки и другие освященные предметы образовывались с течением времени в декоративные бусы, подвески из монет.


Другие украшения одежды: аппликации, вышивка - являются вторичными по происхождению от тех же магических знаков. Ведь в свое время обереги и священные предметы могли изображаться на тканях. С течением времени эти знаки также приобретали уже чисто эстетическое значение и продолжали бытовать в новых сочетаниях, сохраняясь в новых материалах и формах.


Заключение


Из-за трагической судьбы балкарского народа одежда, как и многие предметы быта, почти не сохранилась до наших дней. В трагические дни марта 1943 людям, которых высылали в Среднюю Азию, не давали время на сборы, они выходили в том, в чем были на момент приезда войск. Естественно, наиболее дорогие комплекты одежды оставались в сундуках, у людей почти не было возможности забрать их с собой. Отдельные сохранившиеся экземпляры одежды - скорее исключение из правил. Тем ценней они для изучения культуры народа и для самих семей, в которых они чудом сохранились.


В нашей семье тоже есть такие реликвии. У нас есть серебряные нагрудники и пояса, но что еще ценнее, у нас есть женские платки, один из них сделан руками маминой прабабушки, нить на этот платок вручную сплела мамина прапрабабушка. А вышивала его по более поздней моде моя прабабушка. Они не только смогли пронести через ужас революции, а затем и выселение сами предметы, но и передали последующим поколениям умения создавать эти предметы. Например, моя мама создает национальные шелковые шали, а бабушкин брат, ювелир, и его дочь, моя тетя, создают пояса, нагрудники, национальные женские украшения. Надеюсь, что со временем я тоже научусь этому и передам своим детям.


Если не делать этого, то прекрасная женская национальная одежда станет частью истории и останется только на старинных фотографиях. Хочется верить и надеяться, что наши дети и дети наших детей будут ценить красоту национального костюма и, что еще важнее, смогут его создавать.



Использованная литература :





Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являются: кабардинцы (57,2%) русские (22,5%) балкарцы (12,7%).

2 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

3 слайд

Описание слайда:

Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны. Бешмет- одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен. Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин. Бешмет

4 слайд

Описание слайда:

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов. Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Черкеска

5 слайд

Описание слайда:

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками. Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Газырницы

6 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом. Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые. Папаха

7 слайд

Описание слайда:

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. Башлык

8 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки. Бурка

9 слайд

Описание слайда:

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев. Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.

10 слайд

Описание слайда:

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

11 слайд

Описание слайда:

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром. Эскизы подвесок - лопастей

12 слайд

Описание слайда:

Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Орнаменты и символы животных: Орнаменты и символы крестов: Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств: Орнаменты и символы птиц:

13 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

14 слайд

Описание слайда:

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

15 слайд

Описание слайда:

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.

16 слайд

Описание слайда:

Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Со второй половины XIX века распространился такой вид одежды, как «парочка» (юбка - кофта). Кофта называлась кофтой, блузкой, кирасой. Кираса - плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, присборенными у плеча, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц. Казачки носили кружевные платки – «файшонки»

17 слайд

Описание слайда:

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча. Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером. В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх