Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему? Как выбрать правильное наказание для ребенка.

04.08.11

Наверняка вы переживаете каждый раз, когда наказываете ребенка за непослушание. Но при этом прекрасно понимаете, что должны научить его определенным правилам поведения. Ставить в угол и раздавать шлепки - самый неэффективный метод воспитания маленького ребенка. Так что же делать, если ребенок вас не слушается?

Наказание детей – наказание родителей

Наказание – это палка о двух концах. Она больно бьет и по родителям, и по детям.

Во-первых, когда вы наказываете ребенка (даже за дело), а потом смотрите на него, крохотного и зареванного, то неизменно испытываете чувство вины. И начинаете заискивать перед ним. А маленькие дети тонко чувствуют родительское настроение и быстро понимают, какую пользу можно извлечь из вашего раскаяния. В результате ребенок начинает манипулировать вами.

Во-вторых, есть родители, которые придерживаются политики авторитарного воспитания. Они остро реагируют на каждое неповиновение ребенка и стремятся быстрее поставить его на место. Ребенок, конечно, затихает и со временем научится беспрекословно подчиняться. Но вырастет из него «затюканный» школьник. Такому будет трудно отстаивать свое мнение, проявлять инициативу, он станет бояться людей и ситуаций, как боялся когда-то вас. Наказание ребенка – не повод показывать свою силу.

Впрочем, может случиться и по-другому. За внешним послушанием скроется тот самый омут, в котором «черти водятся». Тогда плоды авторитарного воспитания начнут сыпаться на вас как раз в переходном возрасте – плоды увесистые и далеко не симпатичные. Неужели вы этого хотите?

Наказание ребенка: разумная альтернатива

Но если ребенок не слушается, вредничает, капризничает, это совсем не означает, что его плохое поведение надо оставлять без внимания. Конечно, меры принимать необходимо. Но они должны быть гуманными, направленными на то, чтобы помочь ребенку измениться к лучшему. Ведь дети всегда готовы сотрудничать с близкими людьми. И уж если они идут им наперекор – на это есть причины. За каждым поступком ребенка всегда кроется какой-то мотив. Поэтому сначала разберитесь, в чем же дело, и только потом включайтесь в воспитательный процесс.

Ребенок не слушается. В чем причина?

У детей до 3 лет истерики чаще всего случаются не из вредности (в отличие от детей постарше), а как следствие эмоциональных перегрузок и обыкновенной физической усталости. Ребенок пока еще не может контролировать свои чувства, поэтому его надо не наказывать, а пожалеть. Обнимите ребенка, покачайте на руках. Может быть, он сразу и не успокоится, но будьте терпеливы, подождите. Только не надо его уговаривать: «Не кричи, прекрати». Наоборот, дайте ему выплеснуть отрицательные эмоции – и ему станет легче. А в следующий раз постарайтесь не доводить до такого взрыва. Замечайте у ребенка первые признаки эмоциональной перегрузки и вовремя помогите ему расслабиться.

Учитывайте особенности развития ребенка. В каждом человеке заложена определенная программа роста и развития. Если срок пришел, вам не удержать ребенка от того, чему он должен научиться. Вот младенец первый раз перевернулся со спины на живот. Мама в восторге! И если он, освоив перевороты, однажды упадет с дивана, ведь вам и в голову не придет наказывать его. Вы просто станете более бдительны. А если ребенок подползает к розетке, заинтересовавшись, что это за штука с дырочками? А если потянет со стола скатерть? А если залезет в грязь? Наверняка вам захочется его наказать. Но сначала подумайте – а есть ли за что наказывать? Ведь на самом деле маленький ребенок, совершая такие «проступки», не хулиганит. Он изучает мир. И задача родителей – помочь ему в этом. Создать безопасное пространство для исследований, направить его буйную энергию в нужное русло. И объяснить, что можно, а что действительно нельзя.

Воспитание ребенка без наказаний

Наказания не понадобятся, если вы…

  1. Действуете в согласии с законами развития ребенка. Например, позволяете ему много двигаться, не тормозите его любознательность.
  2. Умеете вовремя отвлечь, переключить внимание капризули.
  3. Позволяете малышу узнать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть он потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься)
  4. Подаете пример, выдавая нужную реакцию. Например, малыш старательно просовывает голову сквозь балконную решетку, а вы всем своим видом показываете, как испугались. Дети все перенимают от взрослых, и ваш карапуз отреагирует на свой поступок точно так же.
  5. Устанавливаете мало запретов, но все они обоснованны и неотменяемы (никогда нельзя играть в мяч у дороги, никогда нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна).
  6. Растолковываете ребенку правила и запреты доступным для него языком.
  7. Не просто запрещаете, но и показываете, как надо поступить («через дорогу можно переходить, только держа маму за руку»).
  8. Делаете акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Например, вы с малышом приближаетесь к луже, и конечно, он постарается наступить туда. Можно сказать: «Не лезь в лужу!», а можно: «Вот молодец, обошел лужу, и ноги сухие!».
  9. Относитесь к своему ребенку как к личности и даете этой личности проявляться свободно.
  10. Создаете необходимую среду для роста и развития (организуете творческий уголок с различными материалами для экспериментирования или устанавливаете простейшие снаряды для лазания, коврики, где можно вволю покувыркаться… Тогда у малыша появится то, что называется «сознательной дисциплиной»: ребенок ведет себя правильно не потому, что боится последствий, а потому что это интересно для него.
  11. Не навязываетесь и помогаете, только когда ребенок об этом просит. Не вмешиваетесь без крайней нужды в его действия, оставляете простор для самостоятельности. Например, если раньше ваш малыш ложкой только стучал, а теперь стал тянуть ее в рот, не старайтесь активно накормить его, дайте ему возможность научиться есть самостоятельно).
  12. Четко определяете границы дозволенного, которые расширяются по мере роста ребенка.

Как нельзя наказывать детей

  • Читать ребенку длинные лекции и нотации. Дети просто не смогут уследить за ходом ваших рассуждений. У них своя логика. Поэтому говорите просто и ясно: «Отпусти кошку. Ей больно».
  • Говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете ребенку произносить «плохие» слова, а сами их употребляете.
  • Откладывать наказание ребенка. Не стоит говорить, подойдя к детской горке: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня на горке кататься не будешь».
  • Проявлять непостоянство: то запрещать ребенку что-то, то позволять это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестает понимать, что можно, а что нельзя.
  • Запугивать ребенка тем, что вы все равно не выполните: «В жизни больше на улицу не пойдешь», «Никогда больше не куплю тебе игрушку».
  • Ни в коем случае не наказывайте ребенка трудом. Это значит, что не нужно заставлять ребенка убирать игрушки только потому, что он не захотел вовремя идти спать.
  • Нельзя бить ребенка. Физические методы «воспитания» тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете: ведь шлепки и подзатыльники унижают. Кроме того, когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так. Но ведь вам нужно взаимопонимание, а не покорность.
  • И уж, конечно, никогда не запугивайте ребенка, угрожая ему: «Я не буду тебя любить…», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. А маленький человек ни при каких ситуациях не должен сомневаться в вашей любви.

Наказание ребенка: комментарий психолога

Наш эксперт, психолог Мария Москова:

Процесс воспитания ребенка не может обойтись без наказания. По сути, наказывая ребенка, вы учите его отвечать за последствия своих поступков. Поэтому особенно важно, чтобы ребенок понимал, что делать нельзя и какое за этим последует наказание. Соблюдайте несколько простых правил, и это позволит вам избежать чувства вины перед своим ребенком за то, что вы его наказываете, и продолжительных истерик малыша из-за «несправедливости» окружающего мира и родителей.

Свод всех запретов не должен превышать семи пунктов. Это позволит ребенку их как следует запомнить и выполнять. Представьте, что таких запретов наберется более 20! Да-да… Но так чаще всего и бывает. «Не ходи туда, не бери то, не… не… и т.д.» Ребенок просто не в состоянии выполнить все без исключения ваши требования.

Запреты должны быть понятными ребенку. Доходчиво объясните ему, почему нельзя играть у проезжей части или почему нельзя бить других людей.

Если вы что-то требуете от ребенка или просите его сделать, старайтесь сформулировать свою фразу в повелительном наклонении, объяснив, зачем это нужно. Например, просьба убрать игрушки может звучать так: «Через полчаса (10 минут) мы идем гулять (обедать, спать и т.п.), поэтому убери, пожалуйста, игрушки на место».

Наказание за непослушание должно наступить сразу же. Детская психика очень гибкая, они быстро забывают свои провинности. И если вы наказываете ребенка за вчерашнее, для него это выглядит несправедливо и непонятно. С возрастом время отдаления наказания может увеличиваться, но все же желательно осуществить его в течение этого же дня.

Конечно же, нельзя наказывать ребенка физическим трудом и учебными занятиями. В этом случае у него закрепляются негативные впечатления о любой учебе и снижается мотивация к учебному процессу. Разве это то, чего вы хотите?

Можно наказывать ребенка лишением привилегий. Если ваш ребенок ударил кого-то на детской площадке, и вы в наказание лишили его просмотра мультфильма вечером – это справедливо. Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное, обязательно соблюдайте последовательность: то, что запрещено - запрещено всегда, и наказание за это последует в любом случае.

У каждого родителя на первом плане всегда находятся две основных задачи: здоровье ребенка и его воспитание. Что касается здоровья, то тут методы и средства достижения цели более или менее понятны. Соблюдения режима дня, элементарных правил гигиены, регулярный уход, закаливание, полезная пища, прогулки на свежем воздухе - все это составляющие полноценного развития здорового малыша с физической точки зрения. С воспитанием дело обстоит немного иначе, ведь его плоды будут видны только после того, как дети уже вырастут.

Все мамы и папы мечтают воспитать из своего крохи хорошего человека, но для этого следует понимать, какие подходы эффективны, а что бесполезно и может наоборот только навредить. Одним очень важным пунктом в воспитании является наказание, а именно то, нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать.

Когда поднимаются вопросы воспитания и методов наказания, многие родители заходят в тупик

Психологи не советуют бить ребенка ни ремнем по попе, ни по рукам, независимо от проступка. Также некоторые специалисты рекомендуют относиться к малышу как к взрослому и требовать с него соответственно. Такой подход может сработать в возрасте 8, 9 лет и старше, но к ребенку, которому 2-4 года, это просто неприменимо.

Цель наказания и причины непослушания

Какие цели чаще всего преследуют родители, наказывая детей? Для этого у них существует 2 главных причины:

  • желание исправить поведение малыша, чтобы оно подпадало под общепринятые представления взрослых о том, что правильно;
  • попытка объяснить враждебность по отношению к ребенку.

В первом случае взрослые практически всегда терпят фиаско, во втором же наоборот достигают успеха. Это происходит потому что они не знают, как следует наказывать должным образом.

Достаточно распространенная ситуация, когда ребенок не хочет выполнять, имеющиеся правила. Проявление непослушания связано со следующими моментами:

  1. Проверка крохой установленных границ. Они просто необходимы малышу, так как дают ему чувствовать себя в безопасности, однако периодически у него появляется желание испытывать их на прочность - делает он это, прибегая к отказу или просто не слушается. Родителям следует быть к такому готовыми и показывать твердость и непреклонность.
  2. Недостаток внимания. Такое случается, когда родители сильно загружены делами и перестают уделять крохе достаточно внимания или в период серьезных перемен в жизненном привычном укладе, например, переезда или посещения детского сада. В это время ребенок нуждается в дополнительном общении. В противном случае он начнет демонстрировать свое недовольство в виде нежелания кушать, отказа идти гулять и тому подобных капризов.
  3. Чрезмерная возбудимость и агрессивность. Обычно этим страдают дети, проводящие большую часть времени за игрой в компьютерные игры или за просмотром мультфильмов, особенно с элементами агрессии и жестокости - мозг получает слишком большой объем информации, которую неспособен переработать.


Если ребенок проводит за играми на приставке или компьютере много времени, его сознание становится легковозбудимым

Чем грозит отсутствие наказания?

Согласно утверждениям известного педиатра и автора многих бестселлеров о детях Спока, ребенок со временем должен сам все понять и перенять общепринятые правила. Однако на практике такой подход оказался абсолютно несостоятельным. Естественно с точки зрения ребенка он очень удобен, так как решение всех проблем ложится на плечи родителей, начиная с оберегания от потенциально опасных вещей в младенческие годы и заканчивая финансовой помощью в более зрелом возрасте. Кроме того тебя не ругают, нет никаких наказаний и к тебе относятся всегда доброжелательно. Совсем по-другому на это смотрят родители. Им приходится постоянно сдерживать свои негативные эмоции и копить их внутри. В результате у 99% из ста рано или поздно происходит нервный срыв, тогда весь накопленный негатив обрушивается на ребенка, причем чем дольше терпят родители, тем сильнее будут последствия эмоционального взрыва. Подобное перенапряжение отрицательно отражается на их психическом состоянии.

Бытует мнение, что в конце жизненного пути Спок изменил свои взгляды по отношению к безнаказанности. Он заключил, что наказание является необходимой частью полноценного и гармоничного развития ребенка.

С какого возраста можно прибегать к наказаниям?

Например, японским детям вплоть до трехлетнего возраста позволяют абсолютно все. Такое отношение объясняется тем, что дети начинают воспринимать себя обособленно, как индивидуальность только с 2,5-3 лет. Малыш проявляет все больше самостоятельности, он говорит о себе уже в первом лице. Сигналом о том, что кроха перешел на новый более активный этап формирования личности, может служить фраза вроде «я сам». Более того, в этот период он уже понимает причинно-следственную связь между проступками и наказаниями. Такая вседозволенность имеет под собой все основания, но родители должны обладать колоссальным терпением и умением переключать внимание ребенка.



Японские дети до пяти лет не знают ни в чем отказа - это национальная особенность воспитания

Тем не менее, такой метод не исключает надобности воспитывать малышей до этого срока. Полуторагодовалому или двухлетнему малышу все же не следует разрешать бить, кусать, щипать, причинять боль окружающим, пытаться засунуть пальцы или другие предметы в розетки и в целом совершать нежелательные действия. В совсем юном возрасте намного легче просто перевести детское внимание и занять чем-нибудь другим. Наказанием также может выступать и неодобрение со стороны взрослого.

Важно отметить, что до 5-летнего возраста ребенок многое повторяет за окружающими его людьми. Чаще всего примером подражания для него являются родители, близкие родственники или люди из постоянного круга общения. Каким будет их поведение, так себя поведет и малыш. Наказывать же за собственные ошибки неразумно. Также всегда необходимо объяснять крохе, что хорошо, а что плохо.

В каких случаях нельзя прибегать к наказанию?

В повседневной жизни родители достаточно часто ругают детей по любому поводу, стоит только поведению крохи выйти за рамки желаемого, однако далеко не все проделки заслуживают наказания, ведь определенное баловство и активность являются естественным способом развития для малыша. Попытки исправить это будут только мешать и вредить. Ниже описаны те случаи, когда наказывать ребенка не стоит:

  • Деятельность, направленная на познание мира. Например, кроха пробует на вкус все, что подбирает с пола или на улице, исследует розетки, стремится высоко залезть, рисует на обоях и мебели и тому подобное. Вместо того чтобы ругать кроху, стоит обезопасить самого ребенка и ценные вещи.
  • Особенности, связанные с возрастом. Это неусидчивость, невнимательность и плохая память.
  • Физиология. Сюда относятся проблемы со сном или отсутствие желания кушать приготовленную еду. В подобных ситуациях лучше отнестись к крохе с пониманием и прибегнуть к различным хитростям для достижения цели.
  • Неопытность. Ребенок еще только находится в процессе осознания того, что плохо, что хорошо. Он вполне может толкнуть другого малыша, повторив это за кем-то и не понимая, что так делать нельзя, может забирать без спроса чужие игрушки. Также неумение пользоваться горшком приводит ко многим маленьким неприятностям. Нужно набраться терпения и быть снисходительнее, пока кроха не приучится ходить на горшок.
  • Неосторожность. Сами взрослые не могут все время оставаться чистыми и не испачкаться, а маленький ребенок в 2-3 года тем более при всей своей активности обязательно будет падать, разливать, ронять и пачкать вещи.
  • Проявление чувств. Ревновать к брату или сестре, расстраиваться и не хотеть расставаться, когда мама и папа уходят на работу или ведут в детский сад – это все является естественными эмоциями малыша.


Нельзя наказывать ребенка за эмоции, поскольку их может испытывать любой человек

Как проявлять строгость и при этом оставаться любимым?

Ниже представлены 6 принципов того, как справится с проблемой наказания детей, из популярной книги о воспитании «Не бойтесь быть строгим», написанной Дж. Добсоном:

  1. Установление рамок. Необходимо определить наименее желаемые действия со стороны ребенка и запретить их - укусы, сидение на холодной земле и подобное. Не надо запрещать все подряд. Ребенок нуждается в просторе для игр и своей исследовательской деятельности.
  2. Требование выполнимых задач. Бесполезно просить то, что малыш не в состоянии сделать. Случайно разбитая чашка или порванная футболка – не повод ругаться.
  3. Готовность к конфликтным ситуациям и провокациям со стороны ребенка. Нельзя позволять ему делать себе больно и показывать свою беспомощность. Так легко потерять авторитет в его глазах.
  4. Безответственность не говорит о том, что ребенок не слушается и требует наказания. Нет ничего необыкновенного в том, что малыш может забыть о просьбе и не выполнить указание. Его память еще не настолько хорошо развита по сравнению со взрослой.
  5. Примирение. Исполнив наказание, необходимо снова объяснить, за что провинившийся был наказан. Также важно утешить кроху и уверить в своей любви.
  6. Наказание должно исходить из любви. Прежде чем прибегнуть к наказанию, важно разобраться и сделать верную оценку случившегося, попробовать понять ребенка. Делать это следует в спокойном состоянии, не оскорбляя кроху. Унижение вряд ли способствует воспитанию личности.


Чтобы наказание было оправданным, нужно сначала выявить причины поведения ребенка

Различные способы наказания детей

Есть еще целый ряд принципов в наказании детей согласно Дж.Добсону. Среди них:

  • Наказывать необходимо непосредственно после содеянного. Ребенку будет абсолютно не ясна логика, по которой наказание может последовать через час или даже только на следующий день. За этим последуют выводы, что наказать его могут в любое время и совершенно не имеет значения, как он ведет себя сейчас. То есть теряет какой-либо смысл вести себя хорошо.
  • Наказание должно соответствовать проступку. Лучше заранее определить, как именно наказать за конкретный проступок.
  • Важно объяснять причины запретов, чтобы кроха уловил их суть, а не только испытывал страх последствий, которые влечет за собой непослушание.
  • Поводом для наказания ребенка не должны служить плохое самочувствие, настроение или усталость родителей. Также нельзя наказывать за то, что не находилось под запретом ранее. Например, если малышу, пока он был маленький, не удавалось открыть ящик со столовыми приборами, а теперь он делает это с легкостью, то вначале надо просто предупредить о запрете и объяснить его, только при последующем инциденте прибегнуть к воспитательным мерам.
  • Пренебрежение установленными правилами должно быть всегда наказуемо и желательно одним и тем же способом.

Другие нюансы в наказаниях по Дж. Добсону

Также следует придерживаться следующих принципов:

  • Не надо пугать ребенка наказанием (рекомендуем прочитать: ). Нужно, чтобы ему было понятно, что за неповиновением идет наказание, но оно не должно служить средством запугивания. Это просто заставит проказника быть хитрее и изворотливее.
  • Не используйте в качестве наказания запугивание чужими дядями, тетями, полицейскими, которые придут и заберут непослушного мальчика или девочку - ребенок будет думать, что он не нужен.
  • Избегать критики и оскорблений малыша. Предпочтительнее показывать недовольство или высказывать неодобрение самого проступка или нарушения.
  • Если наказание связано с временным запретом на употребление вкусностей или отбором привилегий, необходимо обязательно уточнять сроки его действия.
  • Игнорирование ребенка сродни физическому наказанию, хотя некоторые школы и воспитательные методики оправдывают подобный суровый метод.
  • Делать выговор крохе желательно один на один, а не при посторонних. Это сохранит его самооценку и психоэмоциональное состояние других детей тоже не пострадает.
  • Все члены семьи без исключения должны выполнять установленные правила.
  • Свод основных правил лучше распечатать или нарисовать вместе с малышом и наклеить на видном месте.


Если ребенок получил определенный запрет, очень важно указать срок окончания его действия

Причины, согласно которым не следует бить ребенка

У многих родителей вполне нормальное отношение к физическому наказанию. Особенно это в порядке вещей для тех, кого били в детстве. В действительности шлепнуть малыша по попе, руке или дать подзатыльник проще и быстрее всего, да и контролировать такую реакцию достаточно сложно. Однако применение силы в качестве наказания неверно по ряду причин:

  1. Связь между крохой и родителем разрывается вследствие физического воздействия. Требования беспрекословного послушания заменяют попытки наладить отношения и понять мотивацию поступков ребенка.
  2. Осознание крохой того, что сила дает возможность наказывать и бить слабых людей. В будущем это может сказаться и на самих родителях, а до этого такие жизненные установки отразятся на других детках, а иногда и животных.
  3. Ожидание новых физических наказаний. Когда ребенок постоянно ждет шлепков по попе и боли, он находится в состоянии стресса, а это чревато энурезом, нарушениями сна, сильной возбудимостью и так далее. В итоге у крохи могут сформироваться небезопасные комплексы и появиться проблемы в развитии.

Некоторые родители и даже психологи считают, что в редких случаях физическое наказание уместно. Связано оно может быть разве что с из ряда вон выходящими факторами - например, если ребенок мучает живое существо.

Проявление лояльности при наказании

Какими же более лояльными методами заменить уже привычные наказания? Например:

  • Не следует отправлять провинившегося кроху в угол, лучше посадить его на диван или стул. Пока он стоит, у него напрягаются многие группы мышц, что мешает ему успокоиться и подумать над тем, как он поступил. Для сидячего наказания можно выбрать конкретный стул, табурет или кресло. Вначале кроха может слазить с места, но необходимо возвращать его обратно. Для малышей лучше ограничить время наказания в соответствии с возрастом: 1год=1 минута. Если правило нарушается повторно, прибавлять еще одну минуту. Наказывая детей в 7-11 лет и старше, надо не просто усаживать их на стул, но и советовать обдумать свой проступок и приходить тогда, когда они поймут, что требуется сделать.
  • В книге психолога Н. Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума» предлагается использовать для наказания отдельное помещение. В целях безопасности в нем не должно находиться опасных предметов в поле досягаемости ребенком. Кроме того, в комнате должно быть светло, а родитель не должен продолжать ругать и вычитывать малыша из-за двери.
  • Лишить удовольствия или привилегии. К примеру, не давать в течение одного дня любимые конфеты или запретить просмотр мультиков перед сном. Однако не надо утверждать, что подобное наказание навсегда. Во-первых, это маловероятно, а во-вторых, рано или поздно такие обещания вылетают из головы, и взрослый сам дает лакомство или включает мультфильм. В результате у ребенка родитель перестает пользоваться таким авторитетом как раньше. Кроме того, нельзя лишать обещанного - такой метод применим исключительно с привычными радостями. Еще нельзя забирать личные вещи или игрушки малыша, таким образом он может подумать, что ему ничего не принадлежит и не станет заботиться о предметах.
  • Легкое игнорирование истерик. Следует быть поблизости, но не разговаривать и не смотреть на кроху, пока тот не успокоится. После обсудить ситуацию и выяснить, почему он не слушался.

Стул для наказания - замена «углу», такая методика действительно позволяет ребенку успокоиться и подумать над своим поведением

Другие лояльные способы наказания

Ниже описаны дополнительные лояльные меры борьбы с непослушанием:

  1. Позволить сделать то, что запрещено при отсутствии вреда для здоровья. Например, если ребенок будет отнимать игрушки у других детей, с ним просто перестанут играться. Такой метод поможет установить крохе причинно-следственную связь, укрепит авторитет родителей и поспособствует развитию логического мышления.
  2. Использовать веселые наказания за незначительные проступки. Если малыш в обуви забежал в комнату, пусть попрыгает на одной ноге 10-12 раз, говоря при этом, что теперь всегда будет разуваться в коридоре. Детей, которые уже умеют писать, можно заставлять писать правила на бумаге, но и в этом следует знать меру.
  3. Рассказать сказку. Это конечно не совсем похоже на наказание, но зато достаточно легко и ненавязчиво покажет крохе, как в аналогичной ситуации поступать плохо и какие последствия могут быть. Выбрать подходящую историю или мультик можно из уже существующих или придумать самостоятельно. С помощью сказок кроха познает мир и учится вести себя правильно.

Так или иначе, метод наказания ребенка полностью зависит от родителей. Если уверенности в правильности в выбранном подходе нет, всегда можно обратиться к помощи и оценке специалистов, побывать на консультациях у психологов, почитать соответствующие книги или просто посмотреть видео в интернете, посвященные этому вопросу.

Иногда дети просто невыносимы: бегают, прыгают, кричат, закатывают истерики. Родители, в один прекрасный момент, понимают, что без наказаний не обойтись. Но как наказывать, например, 2-летнего и 4-летнего малыша? Ведь дети такие разные в силу своего возраста и степени развития. В этой статье, мы назовем самые эффективные меры воздействия на детей, квалифицируя их по возрастному критерию.

Наказание ребенка 1 года

Возраст одного года - это пора больших детских открытий и достижений. Дети учатся ходить, бросать предметы, преодолевать некие преграды и т.д. и еще не осведомлены о том, что можно, а что нельзя. Можно ли наказывать малыша за попытки познания и изучения окружающего мира? Конечно же, нет. Родителям нужно понимать, что на этом этапе развития, необходимо дать понять крохе, что означают понятия «дозволено» и «запрещено».

Другими словами, малыш разбил тарелку? Объясните строгим тоном, что такое поведение недопустимо, тарелка - не мяч, и при ударе она разобьется. При повторении одного и того же деяния, проведите очередную беседу, сохраняя спокойствие и терпение.

Что же будет, если начать применять меры воспитания к детям в раннем возрасте? Для начала, необходимо разобраться, каким наказанием можно усмирить малыша. Поставить в угол? Не поможет, кроха не сможет уловить суть такого ограничения его свободы. Сделать больно? Но, родитель не дрессировщик, а кроха не животное, чтобы использовать такие вот методы, которые могут сильно навредить детской психике.

ВНИМАНИЕ! Самый эффективный способ - говорить с годовалым малышом о правильности или неправильности его действий.

Наказание детей 2-3 лет

В данном возрасте непоседы уже осознают, что правильно, а что нет. Но вот только самоконтроль еще хромает. Поэтому наказание ребенка 2 лет не имеет никакого смысла, даже психологи не советуют наказывать детей в этом возрасте. Главным родительским «оружием» от непослушания является слово: говорите, объясняйте, приводите примеры. А лучше всего, исключайте ситуации, которые провоцируют кроху на непослушание.

Стоить заметить, что детей нельзя наказывать за:

  • желание изучать окружающий мир. Малыш открутил колесо очередной машинке? Или тянет все в рот на пробу? Это естественное поведение маленьких детей;
  • физиологические и возрастные особенности. Если кроха в 1,5 года не может заснуть без мамы, это не каприз, а норма;
  • неаккуратность . Много ли вы знаете аккуратных детей, которые при прогулках или во время еды совсем не пачкаются? Таких наверное не существует;
  • особенности в поведении . Например, не стоит наказывать, если дошкольник боится стоматолога;
  • проявление чувств. Если старший малыш ревнует родителя к младшему, стоит объяснить, что вы его не меньше любите, а просто его маленький братик еще слишком маленький, чтобы позаботится о себе самостоятельно.

Если дошкольник совершил ошибку, хотя всячески хотел ее предотвратить, это тоже не повод применять к нему наказание, а лишь шанс показать на его же примере, что нужно быть более осторожным.

Обычно уже к 3-х летнему возрасту, маленькие сорванцы начинают осознавать себя личностями и понимать, кто реальный исполнитель всех поступков, а также, какие действия радуют окружающих, а какие нет. Но, это не значит, что на этом этапе они перестают шалить, все продолжается. Родителям стоит информировать малыша не только о том, запрещено это или разрешено, но и озвучивать свое отношения к его действиям. Используйте такие предложения, как «меня огорчили твои действия», «я очень расстроилась, узнав об этом» и т.д.

Кризисный возраст характеризуется частыми детскими истериками. Поэтому наказание трехлетнего ребенка не должно совершаться за плач и недовольство, так вы спровоцируете очередной конфликт.

СПРАВКА! Лучший вариант - оставить малыша наедине со своими мыслями. Таким образом, он быстро придет в себя и это поможет сгладить напряженную обстановку в доме.

Каким должно быть наказание ребенка 3 лет ? Посмотрите данное видео, чтобы более детально узнать о всех особенностях применения наказания к детям данного возраста:

Наказание детей в 4-5 лет

«Без наказания нет воспитания». А стоит ли наказывать 4-летнюю кроху? Давайте разбираться.

Большинство психологов уверяет, что наказывать в этом возрасте можно, но это не должно вредить их физическому и психическому здоровью. Можно использовать такие виды наказаний, как ограничения просмотра мультфильмов, определение время для раздумий, исправления содеянного и т.д.

Не рекомендуется игнорировать детей , особенно на данном этапе, так как они, в возрасте 4-5 лет, очень нуждаются в общении с родителями, и лишать их такой возможности считается не целесообразно. Мама или папа могут «обидеться» на то, что малыш их ослушался. Проявлять такую обиду следует сухим, не веселым, без ласковых слов общением. После этого, малыш совсем скоро осознает свою ошибку и захочет попросить извинения у родителей. Не забудьте похвалить дошкольника за такой взрослый поступок.

Наказание ребенка в 4 года можно заменить чтением сказки. Очень эффективный метод обучения хорошим манерам и правилам поведения через интересные и поучительные истории. Плюс ко всему, таким образом можно привить любовь к книгам с самого раннего возраста. Сегодня малыш вас ослушался? Прочитайте ему сказку перед сном, в которой описываются истории про непослушных детей. Дошкольник обязательно запомнит такой урок.

Для детей 4-5 лет и для любого другого возраста, лучше любых наказаний будет работать, так называемый метод естественных последствий. Малыш хочет подольше погулять на улице? Да, без проблем. Только вот вернутся домой к началу мультиков не получится. Не хочет собирать свои игрушки? Ну ладно, их уберет мама, но время для прочтения сказки у нее не останется.

ВАЖНО! При применении такого метода, не стоит разрешать детям делать то, что может навредить их здоровью.

Другая часть представителей психологии настаивают на том, что наказание детей 5 лет не оправдывает себя. Лучшим подходом к воспитанию является полный отказ от любого вида наказаний. Родителям достаточно лишь выставить границы, выходить за которые малышу запрещено. Больше о таком подходе к воспитанию можно узнать, посмотрев это видео:

Стоит заметить, в свою очередь, некоторые психологи утверждают, что к детям в случаях угрозы их жизни и здоровья, можно применять легкие телесные наказания. В этом видео предлагаем послушать все мотивы данного воздействия:

Наказание детей 6-7 лет

В этом возрасте следует наказывать за серьезные проступки, так как 6,5 лет они отлично понимают последствия своих действий и уже умеют за них отвечать. У него уже есть свое мнение, которое он способен отстаивать. В случаях, когда малыш ошибается, достаточно просто поговорить с ним и узнать, почему он придерживается той или иной точки зрения, из-за чего думает, что это нормально. Ведь, если дошкольник до этого возраста не научился различать что плохо, а что хорошо, это не его вина, а родителя. Значит, мама и папа не смогли его научить этому. Зачем же сейчас наказывать малыша? Согласитесь, это несправедливо.

Недопустимо применение наказания за особенности характера. Малыш чрезмерно спокоен и не любит подвижных игр? Смиритесь, это его отличающая черта, нет причин для наказания.

Некоторые родители предпочитают наказывать детей 7-ми лет выполнением домашнего задания. А правильно ли это? С уверенностью можно сказать нет. Таким способом у школьника отбивается вся охота учится, домашнее задания для него это наказание. Зачем же сегодня нужно делать уроки, если он не провинился, но ребенок обязан это делать и поэтому, каждый день чувствует себя наказанным. Выполнение задания - это естественная и, практически ежедневная процедура, не стоит превращать ее в принудительную меру воспитания.

Многие мамы и папы также уверены, что детей можно наказывать деньгами. Но, это не совсем так. Данное наказание ребенка 7 лет можно использовать тогда, когда проступок несет за собой материальный ущерб. Например, школьник мячом разбил окно в школьной столовке. Конечно, покрывать расходы будут родители, но в виде наказания они могут каждую неделю уменьшать сумму детских карманных денег, до тех пор, пока не будет возмещен убыток.

Полезное видео

О том, как правильно наказывать детей, рассказано в следующем видео:

Здравствуйте, уважаемые читатели! Скольких бы родителей я не встречала, они всегда делятся на две группы: те, кто за наказания и те, кто против. Честно говоря, выстроить грамотную систему наказаний ребенка не так-то просто. У некоторых не хватает сил и терпения, другие же просто считают ремень наиболее действенным методом. Сегодня я бы хотела поговорить о том, как наказывать ребенка в 2 года, на что стоит обратить внимание и о чем обязательно должны договориться папа и мама.

Причина - следствие

Первое о чем я прошу вас задуматься: за что вы хотите наказать своего малыша. Причин может быт миллион, но среди них иногда попадаются те, которые совершенно не заслуживают никакого наказания.

Почему вам не нравится то или иное действие малыша? Действительно ли это плохое поведение или реакция на ваши действия? Ведь тогда наказание будет неуместным.

Родители не всегда понимают когда надо наказывать, а когда надо поговорить и объяснить ребенку, что он делает неправильно. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Например, у вашего малыша случилась истерика. Стоит ли поддаваться на его манипуляцию? А может быть, проще дать ему по попе?

На этот вопрос я подробно отвечаю в статье « ». Как поступать, если истерика происходит на улице или в гостях, каким способом проще всего вывести малыша из подобного состояния, чего точно нельзя делать.

Сын разбил вашу любимую кружку. Первая ваша реакция? Злость, обида, гнев, отчаяние. У всех по-разному. Но в любом случае для начала разберитесь почему так произошло, прежде чем хвататься за ремень.

Может быть, сынок хотел позаботиться и принести вам попить. В этом случае наказание лишь отвратит у него желание заботиться о близких.

Дочка разукрасила обои, хотя вы ей запрещаете рисовать не в альбоме. Помните, дети в возрасте двух лет активно исследуют мир. И если она рисует на разных предметах, она пытается понять где фломастер лучше рисует, а на какой поверхности не будет рисовать вовсе.

Поклейте в ее комнате белые обои под покраску и пусть она себе рисует в удовольствие. Может быть, у вас растет будущая великая художница, а вы зарываете ее талант лишними и ненужными наказаниями.

Запомните, прежде чем ругать свое чадо обязательно установите причину.

  • Почему так произошло,
  • почему ребенок не попросил у вас помощи,
  • почему не посоветовался,
  • зачем он так поступил,
  • чего он хотел добиться.

Последовательность

Очень многие родители грешат непоследовательностью. Есть у меня одна знакомая мамочка, которая сначала наказывает, запрещает смотреть мультики, а через полчаса уже отходит и все разрешает. Спросите себя: в чем был смысл наказания?

Все советы психологов сводятся к тому, что наказание должно быть исполнено в полной мере. Если вы запретили сегодня смотреть телевизор, значит, не может быть никаких поблажек. Нельзя сначала запретить и сразу разрешить. Таким образом вы никогда не выстроите грамотную систему наказаний.

Не бросайтесь слишком громкими фразами. «Ты месяц из комнаты не выйдешь» — как минимум ребенку нужно сходить в туалет, а это уже противоречит наказанию. Будьте максимально точны и старайтесь не преувеличивать.

Для того чтобы наказание было соразмерным, вам необходимо остыть. В порыве гнева или злости родители часто принимают слишком жесткие меры. Выдохните, расслабьтесь, сосчитайте до десяти. Делайте все что угодно, лишь бы не пороть горячку.

Конечно, не стоит забывать, что каждый малыш уникален , не все приемы будут работать одинаково в разных семьях, но попробовать никогда не будет лишним.

На одной стороне

Кроме последовательности, есть еще одна проблема - разный подход отца и матери. Я затрагиваю этот вопрос в статье « ».

Мама разрешила взять эту игрушку, а отец тут же отнимает со словами: вчера не убрал свои игрушки, сегодня не будешь играть с ними. Так делать ни в коем случае нельзя.

Дорогие родители, вы взрослые люди и умеете разговаривать, так используйте этот навык для того, чтобы договориться о едином решении.

Когда слова отца противоречат словам матери, как вы думаете, какой вариант выберет ребенок? И к чему вообще приводит подобная ситуация? Малыш будет прислушиваться к тому родителю, который больше ему разрешает. А второй родитель будет выступать диктатором, злым полицейским.

Если ваш муж или мужчина (не отец) не согласны с вашей методикой воспитания, то вам необходимо поговорить об этом. Попытайтесь найти компромисс, выскажите свои аргументы и доводы и выслушайте его. Не раздирайте малыша противоречащими назиданиями и наказаниями.

Копирка

Детки в два года очень быстро перенимают манеру поведения взрослых. Они сейчас в том возрасте, когда стараются скопировать любое действие, повторяют за взрослыми слова и быстро схватывают. Вы можете использовать это с выгодой.

Показывайте своим примером как надо поступать, что делать. Например, когда вы одеваетесь на прогулку, не одевайте ребенка самостоятельно, дайте ему попробовать это сделать.

Выберете одинаковую одежду, например, футболку, штаны, носки. Встаньте рядом и начинайте одеваться, а малыш пусть повторяет за вами. Если что-то не получается у малыша, сначала спросите нужна ли ему помощь и только потом помогайте.

Или например, вечером перед сном убирайте свои вещи на места, а ребенок пусть убирает свои игрушки на места. Когда моете посуду, зовите ребенка, пусть он тоже попробует это занятие.

Показывайте как делать правильно на своем примере. Ведь вы не только родитель, но и воспитатель. Учите ребенка. Если вы все время разбрасываете свои вещи, то и малыш будет копировать ваше поведение.

Если вы опаздываете, ругаетесь плохими словами, постоянно смотрите телевизор - таким же будет и поведение вашего малыша. Задумайтесь над этим.

Порой случается такое, что малыш копирует не только с родителей. Он может перенять манеру поведения с бабушки, дяди, воспитательницы в садике, героя из мультика. Случается и так, что малыш начинает драться, как, например, герой его любимого мультика.

Не устраивайте панику. Прочитайте статью « ». И помните, выход есть из любой ситуации.

Не пустая болтовня

Часто я слышу разговоры родителей о том, что с маленьким ребенком нет смысла разговаривать, мол он все равно ничего не понимает. Ерунда! Малыш все прекрасно понимает. И впитывает, как губка.

Можно ли разговорами решить вопрос с непослушанием? Можно. Все зависит только от вас. Насколько вы спокойны и терпеливы. Ведь порой приходится объяснять малышу одно и то же по несколько раз. Но я встречаю многочисленные примеры родителей, которые научились договариваться со своими детьми.

Попробуйте выработать определенную систему общения с ребенком. Никто не говорит, что это будет просто. Да, придется приложить немало усилий. Быть очень терпеливым и спокойным. Но ведь не зря говорят, что не только родители учат своих детей, но и дети учат родителей.

Не пользуйтесь речью малыша, не сюсюкайте и не улюлюкайте с ним. Говорите простыми и понятными словами, медленно, размеренно. Не кричите на малыша. Ор не поможет вам, а только усугубит дело. Не манипулируйте и не угрожайте. Если уж решили наказать, то подробно объясните что и почему.

Стандартная родительская фраза «потому что я так сказал/а» не имеет никакого смысла для детей. Объясняйте как можно более подробно за какое действие вы наказываете, почему именно такое наказание, как можно было этого избежать и так далее. Не ленитесь. Вам это сильно поможет в дальнейшем.

Решение о системе наказаний принимать только вам. Но прежде чем вы решите в пользу телесных наказаний обязательно прочитайте статью « ». Я просто хочу убедиться, что вы рассмотрели все возможные варианты и принимаете верное решение.

Как вы наказываете своих детей? Понимают ли они за что и почему их наказывают? Как воспитывали вас ваши родители? Если ли у вас с супругом совместная система воспитания или вы расходитесь в некоторых вопросах?

Удачи вам и хорошего дня!

Инструкция

Не доводите ситуацию до накала. Наказывайте будучи в спокойном состоянии, а не в порыве гнева. Наказание - это не месть, не унижение и не обида. Не прибегайте к телесным наказаниям без крайней необходимости. Наказывая ребенка, учитывайте тяжесть его проступка и его . Детей, не достигших возраста 2-2,5 лет, практически бессмысленно наказывать в прямом смысле слова. Здесь, скорее, следует об исключении ситуаций, провоцирующих малыша на непослушание.

В возрасте от 2-х до 4-х лет ребенок осознает себя как , начинает понимать, какие из его поступков радуют окружающих, а какие огорчают или раздражают. Несмотря на то что понимание уже , способность к управлению своим поведением еще неокончательно сформирована. На этом этапе жизни у появляется «заместитель», который творит все те безобразия, которые сводят с ума родителей и близких. Это позволяет ребенку освободиться от чувства стыда, так как большую часть того, что происходит, совершает не он, а кто-то другой. Больше говорите с малышом.

Постарайтесь поверить в то, что ребенок вас не обманывает, утверждая, что это «нахулиганил зайчик из леса». Дело в том, что малыш еще очень легко путает фантазию с реальностью. Задача родителей – понять, почему ребенок так поступил. Расспросите его, поговорите с ним и помогите сложившуюся ситуацию. Если вы не запугивали малыша, и он не боится вашего гнева или осуждения, то он, скорее всего, охотно с вами поболтает.

Не забывайте о том, что в этом возрасте малыши очень часто поступают наперекор родителям. И это вовсе не потому, что не хотят считаться с вами, просто им необходимо почувствовать некоторую независимость, свои возможности и их границы. Если вы начнете за это наказывать ребенка, то начнете битву, в которой не будет победителей. Выразите свое недовольство поведением ребенка, доступно для его возраста, объясните ему, что вас огорчило в его поведении/поступке.

Если вы видите, что ребенок переживает по поводу совершенного проступка, не усугубляйте эти чувства. Попробуйте поддержать его. Главное, чтобы малыш понял, что свершенное дело более-менее поправимо, что он и может ошибиться. Объясните ребенку, как в следующий раз постараться сделать по- и избежать неприятностей. Осознав это, ребенок быстрее научится относиться к себе и своему поведению более критично. Если же он не понимает, что, к примеру, силой забрав или сломав чужую игрушку, он совершил нечто нехорошее, вы должны очень серьезно задуматься. Вполне возможно, воспитывая малыша, вы так боялись огорчить его известием о том, что он в чем-то не прав, что теперь ребенок вообще не готов признавать этого, совершая определенные поступки.

Обратите внимание

Даже если вы решили прибегнуть к телесным наказаниям, помните, что достаточно легкого шлепка ладонью по попе ребенка. И делать это стоит только в крайних случаях.

Полезный совет

Если у ребенка случаются частые истерики, задумайтесь над тем, как и за что вы его наказываете. Обратитесь к детскому психологу, чтобы решить проблему.

Связанная статья

Источники:

  • http://forum.raskraska.com/index.php?showtopic=108

Совет 2: Нужно ли наказывать пятилетнего ребенка за обман

В возрасте пяти лет малыши и малышки способны поведать самые невероятные истории. Взрослым приходится приложить немало усилий, чтобы разграничить фантазию и целенаправленную ложь, а также выбрать вектор поведения.

Фантазия – показатель эмоционального и интеллектуального роста

В возрасте пяти лет умение фантазировать указывает на то, что ребенок может иметь отдельную от взрослых территорию, защищать себя от шероховатостей окружающего мира. Для родителей в этот момент важно научить малыша отличать реальную жизнь от мира фантазий.

Пятилетние дети часто рассказывают самые невероятные небылицы о террористах на крыше детского сада, папе-сыщике или о сокровищах в подвале дома. Таким образом дети привлекают к себе внимание, пытаются вызвать восхищение своих сверстников. Если вы столкнулись с такой ситуацией, не стоит делать вывод, что ваш малыш – маленький врунишка.

Реагируйте на враки маленького фантазера спокойно, дайте ему понять, что вы в курсе его небылиц. Не задавайте вопрос «Почему ты ?», дети в этом возрасте не способны осознавать свои мотивы. Искренне с пониманием отнеситесь к желанию ребенка приукрашивать реальность, но доведите до его сознания, что такие выдумки хороши только для игры. Мотивируйте тем, что дети, узнав о его выдумках, рассердятся и никогда больше ему не поверят. Соглашайтесь принимать рассказы малыша только в качестве выдумки, но ни в коем случае не в качестве правды.

Я этого не брал!

Родителям довольно часто приходится находить у детей посторонние вещи друзей, еще хуже, если эти вещи появляются после посещения магазина. В возрасте 4–6 лет у ребенка только начинает формироваться «голос совести», ребенок отчетливо понимает, что поступил плохо, но только зарождающаяся совесть легко заглушается искушением обладать вещью. Игнорирование подобных ситуаций – бомба замедленного действия, заложенная под шаткий моральный фундамент. Объясните еще раз, что брать без спросу или оплаты – нехорошо. Лучшим решением будет совместная оплата вещи или ее возвращение продавцу с уточнением, что она была взята незаконно. Заранее предупредите продавца о своем намерении, чтобы она не нарушила воспитательный процесс замечаниями или резкими высказываниями.

А была ли обида?

Малыш, возвращаясь из детского сада, постоянно рассказывает, как его обижают дети. Но порой при выяснении оказывается, что такие конфликты даже не зарождались в коллективе. В данной ситуации обратите внимание на то, как вы реагируете, если принимаете сторону своего ребенка (что и происходит в большинстве случаев): жалеете, оправдываете его и превращаете других детей в источник зла. Если ребенок рассказывает все более страшные истории злодеяний других малышей, значит ему просто не хватает ласки и внимания. Получить он их может, только став пострадавшей стороной.

Важно и то, какие вопросы вы ему задаете по пути из детского сада, если в перечне значится фраза: «А тебя не обижают?», у ребенка на подсознательном уровне формируется мысль, что его должны обижать, и он начинает вспоминать все самые незначительные конфликты и ссоры, раздувая их до размеров катастрофы. Ребенок не должен жить мыслью, что его могут обидеть. Старайтесь хвалить ребенка даже за маленькие свершения: слепленную из пластилина морковку, рассказанный стишок или строчку палочек в тетради.

Три правила борьбы с

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх