Как сшить самим национальный костюм азербайджана. Национальный костюм Азербайджана: описание

В XVII веке в Азербайджане существовала в какой-то мере специализация городов
по производству тканей, которая сохранялась и в дальнейшем.

Детский костюм для девочки. Баку. XIX век

Например, в городе Тебризе было сосредоточено изготовление самых различных по
качеству тканей. Особенно он славился бархатом, атласом, кумачом и пестрядью.
Искусные ткачи-ремесленники Нахичевани производили много дешевых, но красивых
и доброкачественных хлопчатобумажных тканей.
В Азербайджане производились следующие ткани: зарбафт, парча, атлас, тафта, канаус,
камка, кисея, бархат, дараи, махуд, шал, тирмя, пестрядь, миткаль, бязь и др.

Детский костюм для мальчика. Шеки. Начало XIX века

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки
заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались
молодые женщины. Девушки и пожилые женщины украшений носили значительно меньше.,
Детская одежда по своей форме идентична костюму взрослых, она отличалась от нее
размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев.

Если женская одежда шилась главным образом из шелка и бархата, то для мужской одежды
пользовались в основном махуд - сукном местного производства или привозным, а также
шал -домотканой шерстяной тканью. Нижняя одежда, как женская, так и мужская, шилась
из льняных и хлопчатобумажных тканей; иногда в богатых семьях нижние рубахи были шелковыми.

Мужчины

Мужской костюм так же, как и женский, в основном был единым во всех историко-
этнографических зонах. Национальную одежду мужчин-азербайджанцев также можно
разделить на нижнюю (нательную) и верхнюю - плечевую и поясную.
Верхняя мужская одежда азербайджанцев состояла из уст кёйняйи (рубаха), архалыг,
чуха (плечевая одежда) и шалвар (поясная одежда).

Мужской костюм. Шуша. XIX век

АРХАЛЫГ - Верхняя мужская плечевая одежда; отрезная, в талии собранная в мелкую
сборку или складку. Рукава прямые, суживающиеся книзу. До талии архалыг плотно прилегал
к телу. Поверх архалыга молодые люди надевали кожаные ремни - гайыш или серебряные
наборные пояса - кямяр, а старики обматывали талию гуршаг - куском прямоугольной ткани
длиной в 4-6 метров. Для гуршаг использовали дорогие ткани - тирмя, шал, парча и т. д.

ШАЛВАР - относятся к верхней мужской поясной одежде. Они состоят из двух прямых
суживающихся книзу штанин. В паховый шов вставлялся треугольный клип. У пояса шалвар
завязывался на туман баги - плетеный шелковый шнур, продеваемый в лифя - вздержку

КЮРК - верхняя зимняя одежда мужчин. Это шуба из овчины мехом внутрь, без
застежки, с воротником. Кюрк ниже колен. В городах и торговых центрах носили Хорасан
кюркю - шубу из желтой дубленой кожи с вышитым орнаментом. В горах крестьяне-пастухи
носили япынджы - бурку.

ЧУХА - еще один вид верхней мужской плечевой одежды. Она была отрезной, у тали
ее закладывали складками или собирали в сборку. Грудь оставалась открытой, и из-под
чухи виднелся архалыг.
Обязательным атрибутом вязняли чуха являлись вязня - гозыри, которые располагались с
обеих сторон на груди. Вязня первоначально служили гнездами для патронов, в дальнейшем,
в ходе эволюции костюма приобрели чисто декоративный характер.

Женщины

Верхняя женская плечевая одежда состояла в основном из усткёйняйи (верхней рубахи),
архалыга, чепкена, лаббады, кюляджи, кюрдю, эшмяк, бахари. Из верхней поясной женской
- туман (юбка) и чахчур.

Женский костюм. Баку. XIX век

УСТ КЁИНЯИИ (рубаха) имела прямой покрой, шилась она без плечевого шва. Прямой,
длинный и широкий рукав пришивался к прямой пройме; на рукаве у плеча иногда закладывали
две или три складки

ЧЕПКЕН - широко распространенный вид верхней женской плечевой одежды. Чепкен шился на
подкладке и плотно облегал фигуру.

ЛАББАДА шили на стеганой подкладке. Передние полы лаббада не прикрывали грудь,
а на линии талии завязывались тесьмой. Лаббада шилась короткой, чуть ниже талии, на
боках имелись чапыг - выступы. Рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой разрез.
Лаббада шили из тирмя, бархата и различной выделки парчовых тканей.

Женский костюм. Шуша. XIX век

ЭШМЯК - стеганая женская верхняя одежда. Полы эшмяк на груди не сходились,
рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой вырез. Эшмяк шили из тирмя и бархата.

БАХАРИ - шили на простеганной подкладке. Бахари до талии плотно облегал фигуру,
а подолбаску мелкими сборками пришивали к талии. Длина бахари обычно до бедер.

КЮЛЯДЖА - верхняя женская одежда, отрезная в талии. К поясу мелкими сборками
пришивался подол. Кюляджа не имела застежек. По длине кюляджа доходила до колен.
Рукав прямой, три четверти. Кюляджа шили из тирмя и бархата.

Женский костюм. Шемаха. XIX век

В городах женщины при выходе на улицу поверх всех юбок надевали чахчур, состоящий из
двух штанин; каждая штанина у щиколотки собиралась в мелкую сборку в виде манжеты, к
которой пришивали сшитые из той же ткани носочки. Каждая штанина чахчур была
самостоятельной. Шили чахчур из шелковых тканей.

Поверх архалыгов или чепкенов женщины носили кямяр - золотые или серебряные пояса.
Большое распространение имели также широкие кожаные пояса с нашитыми на них
серебряными монетами и серебряной пряжкой.
Чадра в основном характерна для жительниц города и пригородных деревень Чадра могла
быть однотонной атласной, клетчатой, цветной шелковой, главным образом местного
производства.

Туман. Гянджа. XIX век

Верхняя поясная одежда женщины-азербайджанки состояла из туман - юбки, доходящей до
щиколотки. Юбка шилась из 10-12 полотен.
Большинство женщин обычно носили по 5-6 юбок сразу.

Туман. Фрагмент. Нахичевань. XIX век

Юбки, надеваемые между нижней нательной и верхней юбками, назывались ара туманы, то
есть промежуточные юбки. Все юбки у пояса собирались в бюзмя - мелкую сборку или
гырчын - складки. Юбки шили из самых различных тканей, начиная от ситца и кончая
самыми дорогими, включая бархат и тирмя.

Архалыг женский. Шуша. XIX век

АРХАЛЫГ - также широко распространенная по всему Азербайджану разновидность
верхней женской плечевой одежды. Существовали различного вида архалыги.
Архалыги шились на подкладке, некоторые из них до пояса плотно облегали фигуру, а к
поясу пришивалась различной ширины баска. Ее могли закладывать складками или собирать
в мелкую сборку.
Архалыги богато украшали различными тесемками и золотыми кружевами и т. п.

Кюрдю. Шуша. XIX век

КЮРДЮ - стеганая безрукавка. Передние полы не сходятся, на боках имеются выступы
с разрезом. Шили кюрдю из тирмя и бархата. Ворот, подол, разрезы и проймы рукавов
обшивали мехом хорька. Бытовал и другой вид кюрдю, называемый хорасан кюрдюсю, привозимый
паломниками из стран Ближнего Востока. Сшиты они из замши темно-желтого цвета, и вся
их поверхность вышита шелковыми нитками того же цвета.

Для украшения женской верхней одежды имелось большое количество домашнего и кустарного
производства бафта (тесьма) - сарыма, гарагёз, зянджиря и шахпесенд (золотые или
серебряные кружева).
Для украшения женской одежды вышивкой использовали гюлябатын - золотые или серебряные
нити, бисер, блестки и т. д.
Женская верхняя плечевая одежда украшалась также золотыми штампованными бляшками,
нашиваемыми на ворот, рукава и подол.

Арахчын. Баку. XIX век

Из головных женских уборов наиболее широко были распространены келагаи, наз-иаз,
газ-газ и орпяк - шелковые платки. В Азербайджане келагаи были местного кустарного
производства. Основными центрами производства келагаи были города Гянджа, Шемаха и
Шеки.
В некоторых местах женщины под платок надевали арахчын - невысокую шапочку с плоским
донышком, чаще всего с нашитыми золотыми штампованными украшениями.

Гянджа. XIX век

В Азербайджане разноцветная сафьяновая обувь была очень распространена. Как женской,
так и мужской наиболее широко бытовавшей обувью были башмаг - башмаки. Женщины чаще
носили вышитые башмаки и сапожки с сафьяновыми или суконными голенищами. Мужская обувь
обычно не имела украшений, ее шили из дубленой и сыромятной кожи.

Шябкулах. Шеки. XIX век

Головной убор являлся важным элементом в одежде азербайджанских мужчин, ему придавалось
большое значение. Ходить с непокрытой головой считалось большим позором.
Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были различных форм меховые
шапки: бухара папаг и чяркязи папаг (из черного, серого или коричневого каракуля),
шяля папаг (носимая чабанами) из бараньего меха и другие. Широко бытовали арахчын -
тюбетейки из тирмя и шелка с разнообразными вышивками, часто золотым шитьем. Пожилые
мужчины и старики под меховой шапкой носили еще тясяк - небольшую стеганую тюбетейку
из белой бязи. На ночь мужчины надевали шябкулах - колпаки конической формы, стеганые
или вышитые, на подкладке.

Джораб. Баку. XIX век

По всему Азербайджану были широко распространены джораб - вязаные носки. Их вязали из
шерстяных и шелковых ниток домашнего производства и окраски. Джорабы носили мужчины и
женщины, дети и старики. Азербайджанские джорабы отличались богатым орнаментом и
яркостью красок. Их орнаменты напоминают узоры ковров, вышивок, набоек и тканей.
Носки были длинные, до колен, и короткие, выше щиколоток.

Из книги: Азербайджанская национальная одежда. М.: «Искусство», 1972

Не пропустите только на этом сайте
посмотреть новый интересный сериал «Миллиарды».
Речь в нем идет о непримиримом соперничестве богатого руководителя одного из крупнейших
хедж-фондов с крупным влиятельным политиком и прокурором. Кто выиграет схватку за власть
и деньги вы узнаете начав смотреть сериал 18 января 2016 года

Национальный костюм Азербайджана — отражение самобытной культуры азербайджанского народа. Многие наряды с давних времен сохранились до наших дней и хранятся в музеях разных стран, но и есть и те, которые создаются современными азербайджанскими модельерами на основе старинных мужских и женских прототипов.

На днях в Азербайджане, в Национальном музее академии наук (НАНА), состоялось открытие выставки под названием «Азербайджанская национальная одежда — как она есть». Показ был организован музеем и Центром национальных образовательных технологий Азербайджанской республики. На выставке было представлено больше 30 нарядов. Самое интересное – то, что они не являются точной копией старинных образцов, а созданы этнографом, модельером Сабирой Дуньямалыевой на основе исследований музейных архивов Азербайджана, Грузии и Ирана.

Как рассказала в интервью Сабира Дуньямалыева, до того, как создать свою коллекцию, она изучила азербайджанскую одежду конца XIX — начала XX веков, чтобы определить соответствующие стандарты национального костюма.

«Люди всегда проявляют интерес к тому, как одевались их предки, как они жили. К сожалению, часто допускаются ошибки в изготовлении национальной одежды. Это связано с тем, что процесс изучения, пропаганды, только начинается. Самой главной моей целью было внести вклад в сохранение азербайджано-тюркско-мусульманской культуры, и передать эти знания грядущим поколениям», — сказала Дуньямалыева.

В архивах, как отметила эксперт, благодаря зарубежным этнографам и путешественникам, сохранилось много материалов по старинным костюмам Азербайджана. По ее словам, информация разбросана по разным архивам, ее необходимо лишь собрать, изучить и только после этого начать пропагандировать, чтобы не допустить ошибок.

Эта выставка отличается тем, что на ней была представлена одежда не только азербайджанцев, проживающих на территории Азербайджана, но и соседних стран. Дуньямалыева постаралась показать наряды различных слоев населения, то есть одежду купца, воина, знати, духовенства и т.д.

Женские наряды

На выставке была представлены как женские, так и мужские наряды, которые с удовольствием согласилась описать Сабира Дуньямалываева. По ее словам, в Азербайджане, как и в других странах, национальный костюм отражал социальный статус, материальное благополучие и другие моменты, в том числе и политическую принадлежность. Костюмы сильно отличались от региона к региону. Так, к примеру, женский костюм указывал на возраст и семейное положение.

«Шили одежду из ярких, цветных тканей, украшая их пуговицами. По качеству тканей можно было судить о достатке семьи. Костюмы молодых и пожилых женщин отличались по цвету. Молодые отдавали предпочтение более ярким и сочным тонам, а женщины постарше носили одежду более сдержанных оттенков. И этому есть разумное объяснение: молодая девушка должна была быть привлекательной, чтобы побыстрее создать семью», — сказала модельер.

Женский костюм состоял из шаровар, расклешенной юбки и рубахи с длинными рукавами – «архалыг» или «кюляджа» с широким овальным вырезом на груди. Наряд плотно облегал спину и грудь, выгодно подчеркивал талию, благодаря плотно стянутой юбке, которая ниже расходилась оборками. Верхние юбки носили широкие и длинные, чтобы они полностью закрывали шаровары, нижнюю и среднюю юбки. Из-под богато украшенного вышивками, тесьмой, кружевами и монетами подола выглядывали лишь носки обуви. Одним из важны элементов наряда был головной убор — келагаи или платок, которые нельзя было снимать в обществе незнакомых мужчин.

Как было отмечено вышек, наряды разделялись по регионам. К примеру, женщины, проживающие на территории Газаха и Ленкорани, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. Жительницы же Карабаха и Гянджи надевали чепкены (верхняя рубаха) с длинными рукавами сверху на кофту, чтобы плотно облегалась талия. Она застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку на чепкене имелись рукава с нарукавниками.

Широкие шаровары надевали жительницы с Нахичевана, а зажиточных женщин этого региона часто можно было увидеть в длинных кюледже (верхняя одежда до пояса с гофрированным подолом) с богатой вышивкой и разными узорами. Наряды азербайджанок, проживающих в Ереване и Тебризе отличались лишь длиной юбок – они были ниже колен.

Наряд невесты

Наряд жениха

По словам Дуньямалываевой, лишь наряд невесты был одинаковым во всех районах. Она отметила, что свадебное платье шили только из красной ткани, потому что азербайджанцы считали этот оттенок символом благополучия и счастья.

Мужской костюм

Мужской костюм был практически одинаков по возрастным категориям, а социальный статус мужчины можно было определить исключительно за счет тканей, богатства и разнообразия отделки. Мужской наряд состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии. Черкеске (верхняя одежда) отводилось особое внимание, она надевалась сверху на рубашку. На ногах — сапоги, а на голове папаха, для которой выбирался каракуль или овчина. В области груди же располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль.

«За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений от рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный. Также обязательным атрибутом костюма был пояс, на который подвешивалось холодное оружие в те времена», — сказала модельер.

А костюм жениха, по ее словам, отличался лишь белым цветом.

В завершении беседы Дуньямалыева отметила, что будет продолжать заниматься изучением национальных костюмов Азербайджана и постарается посетить и другие музеи, в которых они хранятся.

Подготовила Кямаля Алиева

В фондах областного этнографического музея-заповедника г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области хранится великолепная коллекция предметов азербайджанской культуры, часть которой была передана в дар музею бывшим министром культуры Азербайджанской Республики, известным певцом и композитором Поладом Бюль-Бюль оглы в 1999 году и значительно дополненная безвозмездно переданными экспонатами тем же министерством в 2006 году. Среди подаренных предметов есть и национальные азербайджанские костюмы, головные уборы и обувь. Это, конечно, новоделы, выполненные современными азербайджанскими мастерами, но изготовлены они в национальных традициях. На примере этих интересных экспонатов, занявших достойное место в постоянной музейной экспозиции «Мы - народ Казахстана», можно познакомиться с особенностями азербайджанского национального костюма.

Одежда азербайджанских женщин XIX-начала XX веков издавна разделялась на плечевую и поясную. Плечевая - это рубаха (койнек), кафтанчик (архалук, архалык) или безрукавка, либо же длинное платье (дон), которое надевалось на рубаху. К поясной одежде относятся штаны (шалвары) и юбки (туман), как правило, длинные, до щиколотки. Обычно на простую туникообразную рубаху женщина или девушка надевала короткий кафтанчик (цельнокроеный или с отрезной баской) и дополняла этот комплект широкой юбкой. В старину женщины-азербайджанки носили штаны, которые постепенно были вытеснены юбками. Широкие штаны надевались с длинной рубахой, а узкие шалвары сочетались с длинным или укороченным платьем либо юбкой. Причём носили их так, чтобы нижняя часть шалваров, украшенная красивой узорной каймой или цветным шёлком, была хорошо видна.

Ткани, из которых шили одежду, были разнообразными - местного изготовления и привозные. К местным тканям относился, в первую очередь, шёлк, который изготавливали в Азербайджане с древних времён. А, начиная с XVII века, Азербайджан становится крупной шелководческой областью Ближнего Востока. В городах Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки производились удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров азербайджанские шелка ярких, сочных тонов, популярные не только в самом Азербайджане, но и за его пределами. Из этих тканей шили праздничную, свадебную одежду, которая у бедняков часто передавалась из поколения в поколение. Для пошива повседневной одежды использовали лён и простые хлопчатобумажные ткани: миткаль (хумайин агы), кумач (гумаш), ситец (чит) и домотканую шерсть (шал). А для придания ей прочности и блеска, шерсть сочетали с шёлковой нитью. Представительницы богатого сословия шили одежду из дорогостоящих привозных тканей - блестящей парчи, шёлка, бархата, тонкого сукна и «тирмэ» - шерстяной узорной ткани ручной работы, которую ткали в некоторых районах Южного Азербайджана и Северо-Западном Иране.

Какие цвета в одежде предпочитали женщины-азербайджанки? Преимущественно ярких, сочных тонов. Девушки и молодые женщины выбирали ярко-красный цвет и близкие к нему оттенки. Отметим, что свадебный костюм невесты всегда был традиционно красным. И по сей день, в свадебном наряде современной азербайджанки должен непременно присутствовать красный тон, поскольку по древним представлениям азербайджанцев, это цвет солнца и огня, символ благополучия и счастья. Добавим, что само слово «азер», являющееся корнем слова «Азербайджан» в переводе с арабского означает «огонь», а в далёкой древности предки азербайджанцев исповедовали религию зороастризм и поклонялись огню. До сих пор в Азербайджанской Республике сохранились древние храмы огнепоклонников.

Молодые азербайджанки чаще всего одевались ярко, пёстро, нарядно, нередко надевая цветную кофту с юбкой другого цвета, использовали многочисленные украшения золотистых тонов. И в этом они очень отличались от горянок Северного Кавказа и грузинок, предпочитавших строгую одежду тёмного, чёрного цвета и минимум украшений, чаще серебряных, чем золотых. Таким образом, цветовая гамма - важнейшая особенность и одна из определяющих черт стиля национальной одежды.

Особую роль в азербайджанской женской одежде играла её декоративная отделка. Подчас даже самый простой, и скромный костюм выглядел дорогостоящим благодаря замечательному мастерству вышивальщиц. Искусная вышивка, богатая отделка золотым и серебряным шнуром, шёлковым галуном, нарядным кантом, цветной или золотой тесьмой, тонким кружевом и бисером превращали простые по силуэту и форме изделия в настоящие произведения искусства. Чаще всего украшались края полочек кафтанов и безрукавок, подол, ворот и низ рукавов одежды. На кафтанчик (архалук) обычно нашивали серебряные застёжки разного вида: вызолоченные, со вставками из полудрагоценных камней или цветного стекла, с гравировкой чернью или филигранью. Повседневные костюмы декорировались узорной строчкой. Излюбленным и весьма распространенным украшением азербайджанского женского платья были монеты разного достоинства - серебряные и золотые. Шитые монетами нагрудники часто собирались заботами нескольких поколений.

Женское платье из фондовой коллекции музея-заповедника хоть и выполнено современными мастерами, но сохраняет национальный колорит. Оно состоит из главных элементов азербайджанского женского костюма: рубахи с расширенными книзу рукавами, архалука (короткого кафтанчика с отрезной баской) и широкой, свободной юбки. Все элементы сшиты вместе и отделаны золотистой парчой, чёрной тесьмой с блёстками и имитацией золотых монет, нашитых по поясу и горловине. Платье дополнено маленькой парчовой шапочкой, декорированной по краю бусинами, и белой полупрозрачной накидкой с декоративной каймой. Цвет национального азербайджанского платья традиционный - ярко-красный.

Непременным дополнением национальной одежды были ювелирные украшения - всевозможные бусы, ожерелья, нагрудные, налобные и височные украшения, серьги, браслеты, кольца, перстни и пояса - которые отличались большим разнообразием и придавали костюму художественно-декоративную завершённость и эстетичность. Изготавливались они местными ювелирами (зергерами) по индивидуальному заказу, представляли собой чистый эксклюзив и передавались по наследству.

Украшения в Азербайджане девочки носили с 3-4 лет, но только в качестве оберега в виде бусин и амулетов от «дурного глаза». К моменту замужества у девушки должен был быть целый комплект ювелирных украшений. Но носить их она могла не всегда: в дни религиозного обряда «йас», в сорокадневный период траура и в первые 40 дней после родов ношение украшений отменялось совсем. А в пожилом возрасте женщине дозволялся лишь самый минимум: скромного вида серьги и пара колец. Различий между типами украшений зажиточных и бедных жителей не было, но в украшениях богатых женщин использовались драгоценные металлы, камни и более сложные приёмы техники и отделки. Таким образом, ювелирные украшения, помимо своей эстетической функции, отражали ещё сословные и половозрастные различия, играли религиозно-магическую роль. Что касается поясов, то незамужние девушки их не носили совсем, но на свадьбу родители обязательно дарили своей дочери пояс (кемер), он был одним из основных предметов приданого. И уже в комплект одежды замужней женщины непременно входили пояса, которые имели не только утилитарное и религиозно-магическое значение, но и отражали социальное положение их хозяйки. Как правило, эта деталь одежды украшалась серебряными монетами, нашитых в несколько рядов и застёгивалась массивной пряжкой при помощи крючков.

Головные уборы азербайджанских женщин были достаточно разнообразными: шапочки различной формы, мешки-накосники, чепцы, и платки различных размеров и расцветок. Незамужние девушки носили невысокую шапочку с плоским верхом (арахчин) по типу тюбетейки, вышитую цветным шёлком или бисером. После 35-40 лет женщины повязывали чалмообразный головной убор (дингя), состоящий из двух-трёх платков. Но до сих пор в Азербайджане, особенно в сельской местности, широко распространены шёлковые платки (кялагаи) с набивным рисунком местного производства.

В фондах музея-заповедника хранится женский платок из нежнейшего азербайджанского шёлка светло-бежевого цвета с нарядной набивной каймой охристо-коричневого тона и мелкими белыми вкраплениями. Очень красив и арахчин - девичий головной убор. Вся его бордовая бархатная поверхность сплошь покрыта изящными крупными и мелкими цветами, искусно вышитыми бисером и стеклярусом розового, малинового, жёлтого и золотистого цветов. Такой головной убор ещё больше подчёркивал всё очарование молодости и красоту девушки.

Комплекс азербайджанской женской одежды дополнялся вязаными носками (джорабы) или чулками, которые женщины носили дома, в комнатах. Мастерицы с удовольствием вывязывали их из шерсти или хлопчатобумажных ниток с разноцветным орнаментом, напоминающим ковровый узор, со стилизованным изображением птиц или животных. Выходя на улицу, надевали мягкую сыромятную обувь - чарыг. Горожанки носили в летнее время туфли без задников, на невысоком каблуке и обязательно с носком, загнутым вверх по-восточному. В коллекции музея-заповедника хранятся подобные туфли, с нежно-зелёным парчовым верхом и декоративной отделкой золотой тесьмой.

Мужской азербайджанский костюм конца XIX-начала XX века включал в себя нательную рубаху (кейнек), штаны (иштан, шалвар), бешмет в талию с узкими рукавами, зимой - овчинную шубу (кюрк). Но самой красивой частью мужской одежды, безусловно, была и остаётся черкеска (чуха), которая надевалась поверх рубахи. Черкеска , рубаха, штаны, папаха и мягкие кожаные сапоги составляют традиционный национальный мужской костюм так называемого общекавказского типа, характерный для Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа. Позднее терские и кубанские казаки переняли у кавказцев именно этот тип одежды, а так же кавказское оружие, седловку и ряд обычаев. Добавим, что часть русского императорского конвоя официально имела кавказское облачение.

В строгом покрое черкески нашёл отражение идеал красоты воина-кавказца: стройная, подтянутая фигура с широкими плечами и такой тонкой талией, о которой поётся в песне, что если воин ляжет на бок, кошка может пробежать под его талией, не задев его. Черкеска плотно облегает мужскую фигуру, подчёркивая её стать, и носится всегда в застёгнутом виде, как правило, с отогнутыми рукавами. И лишь в парадных черкесках прямые и широкие рукава спускались ниже кисти.

Особую красоту черкеске придают специальные кармашки на груди -газырницы, куда раньше вставлялись так называемые газыри - деревянные или камышовые трубочки, содержащие точную меру заряда пороха для ружья и пистолета, либо хранились пули. Они располагались по 7-8 и более штук по обе стороны груди и были всегда под рукой, что сокращало время при перезарядке ружья и пистолета. Охватывая практически всю грудь, газыри защищали и прикрывали воина от рубящих ударов холодным оружием. Со временем газыри утратили своё значение и стали чисто декоративными. Их изготавливали из дерева или кости, а головки, выступающие из карманчиков, украшали железом, серебром, иногда золотили.

Исследовательский проект на тему: «изготовление национального азербайджанского костюма»


"Встречают по одежке..." - гласит русская поговорка. А в Азербайджане говорят, "если красота - десять частей, то девять из них - одежда" (gözəllik ondur doqquzu dondur).

Так что именно национальный костюм, в первую очередь помогает понять сущность народа, его душу, его особенности!!!


ВВЕДЕНИЕ

Цель: Изучить национальный азербайджанский костюм, историю его создания.

1. Пробудить познавательный интерес к созданию современных костюмов, на основе народных традиций.

2. Расширить и укрепить знания, умения по технике работы с различными материалами, показать различные способы изготовления изделий.

3 . Воспитывать любовь и уважение к культуре азербайджанского народа.

4. Развивать творческие способности детей, кругозор через знакомство с традициями предков, показать красоту и самобытность обрядов, оберегов.

5. Разработать исследовательский проект по изготовлению азербайджанского костюма.


ВВЕДЕНИЕ

I. ИСТОРИЯ КОСТЮМА

1.1. Мужской национальный костюм

1.2. Мужские головные уборы

1.3. Женский национальный костюм

1.4. Женские головные уборы

II. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОСТЮМА

2.1. Банк идей

2.2. Наш фасон

2.3. Выбор материала и фурнитуры

2.4. Снятие мерок

2.5. Раскрой костюма

2.6. Выбор отделки

2.7. Стачивание деталей

2.8. Плетение украшений

2.9. Готовое изделие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. ИСТОРИЯ КОСТЮМА

  • Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.
  • В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественным и вышивками, в ткачестве и вязании.
  • В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.
  • Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.
  • С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах. Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

1.1.Мужской национальный костюм

  • Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).
  • Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
  • Габа - верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
  • Чуха - верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
  • Кюрк - шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.

уст кейнейи

1.2. Мужские Головные уборы

  • У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.
  • Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования.
  • Яппа папаг (или «гара папаг» - «чёрная папаха») - была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету - «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).
  • Мотал папах (или «чобан папахы» - «пастушья папаха») - изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.


  • Шиш папахы (или «бей папахы» - «папаха бека») - изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название - бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.
  • Дагга (тагга) папах - была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата. Башлык - состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
  • Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.
  • Эммаме - (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).

Шиш папахы

Дагга


Обувь

  • В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки - «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги - «чарых».

«джораб».

«чарыги»

1.3 Женский национальный костюм

  • Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало - «чадру» и лицевую занавеску - «рубенд» , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.
  • Пляска Татарок несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку.

Верхняя одежда

  • Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Одевали женщины также облегающюю спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг» , «кюляджа») , имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.
  • Женщины Карабаха носили прилегающий к талии «чепкен» («чафкен») с длинными ложными рукавами.
  • Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.
  • Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.

Архалыг и туман (юбка)

Верхняя женская одежда

Зимняя верхняя женская одежда


1.4 ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» - специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков.


Обувь

  • На ногах носились чулки - «джораб». Туфли были такие же как и мужчин - без задников.

II. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОСТЮМА


2.1 Банк идей

После того как мы изучили и проанализировали историю костюма, выбрали модель костюма.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нам удалось воплотить свою творческую идею!!!

Мы постаралась сделать так, чтобы работа была не трудоемкая и не очень сложная. Но проект так захватил нас, что остановиться было невозможно, эмоции и удовольствие при работе были не передаваемы.

Костюм с украшениями, выполненный нами, получился очень красивым!!!

Работа над проектом заняла у нас много времени, но мы очень довольны своим результатом. Мы уверенны, что те знания, умения и навыки, которые мы приобрели, пригодятся нам в дальнейшей жизни.

"Встречают по одежке..." - гласит русская поговорка. А у нас говорят, "если красота - десять частей, то девять из них - одежда" (gözəllik ondur doqquzu dondur). Так что именно национальный костюм, в первую очередь помогает понять сущность народа, его душу, его ментальность. Он является неотъемлемым достоянием культуры каждого народа. Это не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Так и азербайджанский национальный костюм является ярчайшим примером демонстрации культуры народа и отражает национальную специфику. Он создавался в результате многовековых процессов развития материальной и духовной культуры нашего народа.

Традиционно, история народного творчества, его этнографические и художественные особенности находят свое отражение в одежде. Эта черта проявляется в особой форме одежды, ее орнаментах, художественной вышивке. Национальные костюмы самобытны и весьма красивы. Мужской и женский костюмы при этом обладают специфичной символикой, и каждая деталь тут имеет свое значение.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

То, что еще наши далекие предки были способны шить себе одежду, доказывают бронзовые иглы и спицы (3 тыс. до н.э.), найденные в ходе археологических раскопок на территории Азербайджана. Обнаруженные в Кюльтепе и Мингячевире статуэтки из глины и найденные здесь же швейные печати, относящиеся к 5 веку до н.э., позволяют получить некоторое представление об одежде людей того времени. Также в ходе раскопок в захоронении возле Дворца Ширваншахов в Ичеришехер были найдены остатки ценных тканей.

Азербайджан в 17-ом веке являлся одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока, а главным центром считался Ширван. Шелковые ткани производились также в Шамахы, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. Здесь производили удивительные по красоте узоров изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Кроме того, обнаруженные в ходе раскопок золотые украшения и глиняные сосуды в форме туфли, относящиеся к 4-3 векам до н.э., доказывают, что еще в древности наши предки обладали развитой материальной культурой.

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Национальный костюм азербайджанки состоит из двух частей - верхней и нижней.

Важной частью костюма считалось мешкообразное покрывало - "чадра" и шторка для лица - "рубенд", которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из тканей ярких цветов, качество которых зависело от достатка семьи. В наряд, в зависимости от социального статуса и материальных возможностей семьи могло входить также множество различных ювелирных украшений, например, золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, ажурные подвески и т.п. Также женские наряды отличались между собой по стилю, т.е. молодые в отличие от взрослых женщин носили более светлую одежду броских цветов. Кстати, данная тенденция прослеживается у нас среди взрослого населения и сейчас.

В состав женского костюма входили: "уст гейими", "архалыг", "чепкен", "леббаде", "кюледже", "кюрду", "эшмек" и "бахари".

"Уст гейими" или верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. А поверх рубашки одевали "чепкен", который плотно прилегал к телу. С боковых сторон "чепкен" имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. "Чепкен" шили из тканей "тирме", велюра и различных блестящих материалов. Вообще блестящие ткани были основными при шитье национального костюма. Не зря ведь и сегодня азербайджанские женщины испытывают тягу к блесткам.

Одевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами ("архалыг"), которая имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. "Архалыг" считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Как и "чепкен", "архалыг" тоже имел подкладку, и покрой его плотно прилегал к телу. Часть "архалыг" ниже пояса дополнялась подолом различной ширины, отделанным плиссировкой или гофрированной тканью.

Кроме того в составе национального костюма был "леббаде" - стеганные халаты с подкладкой, "эшмек" - стеганная верхняя одежда, "кьюрду" - стеганная женская одежда с открытым воротником без рукавов, "бахари" - стеганная женская одежда с подкладкой, "кюледже" - верхняя женская одежда до пояса с гофрированным подолом.

Также наряды женщин отличались и по регионам. Например, рубаха женщин Газаха была длинной с разрезами по бокам. Женщины Карабаха носили прилегающий к талии "чепкен" с длинными ложными рукавами. Широкие шаровары с юбками до колена носили в Нахчыване. В Шуше, Шамахы, а также в ряде других районов юбки были длинные. Длинные "кюледже", которую надевали поверх рубахи, носили богатые женщины Нахчывана и Гянджи, именно на нее приходилась большая часть узоров и вышивок.

Поверх "архалыга" или "чепкена" женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Особое место в женском костюме занимал головной убор. Это могли быть шапочки разной формы. Поверх них обычно надевали еще несколько платков. В специальный мешок из льна или марли, именуемый "чутгу", женщины прятали волосы. Голову они покрывали специальной цилиндрической шапочкой. Чаще всего она шилась из бархата. Поверх нее повязывали чалму и несколько платков. Одним из самых распространенных был келагаи - это шелковый платок, который завязывался различным образом. "Келагаи" разноцветной окраски пользовались большей популярностью у молодых девушек.

Таким образом одновременно носились три головных убора: первый - "джуна" (или лен), второй - "келагаи", третий - "косынка", которую также называли "касаба", "сарендаз", "зарбаб". В холодную погоду голову завязывали кашмирской шалью из натуральной шерсти.

На ноги женщины надевали чулки "джорабы", а туфли были без задников.

Вот так, по традиции, одевались наши прабабушки.

МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

В отличие от женского, мужской национальный костюм, в основном, был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин прослеживалась классовая принадлежность его носителя. Главное и особое место при этом занимал головной убор. Он был олицетворением мужества, чести и достоинства. Так что если кого-то хотели оскорбить, могли попытаться сбить шапку с его головы. Папахи никогда не снимались, и вообще, считалось позорным выйти в свет без головного убора. Также папахи показывали состоятельность своего обладателя. Имело значение все - и высота, и качество и отделка меха, и даже подкладка.

Учитывая значимость папахи в мужском костюме, поговорим о ней поподробнее.

У папах имелись различные формы и локальные наименования. Яппа папаг или "гара папаг" (черная папаха") была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Были они также золотого и серебряного цвета. Мотал папах или "чобан папахы" ("пастушья папаха"), которая изготовлялась из длинноворсового овечьего меха в форме конуса. Чаще всего такие шапки носили бедные слои сельского населения. Шиш папахы или "бей папахы" ("папаха бека") шилась из меха, привезенного из Бухары. Само собой, носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди и городская знать.

Наиболее известная нам благодаря сувенирным магазинам шапка - это арахчын. Носили его, причем, как мужчины, так и женщины. И не так, как делаем это сегодня мы, выходя на прогулку в дни Новруза. Арахчын надевался под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Это был типичный традиционный головной убор у азербайджанцев, широко распространенный еще в средние века.

Говоря о мужском костюме, стоит отметить, что он был не таким замысловатым как женский и состоял из "уст кейнейи" или "чепкена", "архалыга", "габы", "чухи".

У мужчин также были распространены шерстяные носки - "джораб". Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников, а у аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли - "чарых".

КАК МЫ ЭТО НОСИМ СЕГОДНЯ

Разумеется, сегодня не встретишь людей, разгуливающих в национальных костюмах. Надевали их где-то до 20-го века, а после лишь в некоторых сельских зонах. Зато их широко используют исполнители национальных азербайджанских танцев и в фольклорных постановках.

Но несмотря на то, что сами костюмы не носятся, тем не менее тенденции того времени просто "оккупировали" подиумы, и не только восточные, но и европейские дизайнеры включают в свои коллекции шаровары, длинную юбку, баску, свойственные азербайджанскому национальному костюму. Сегодня мы можем позволить себе носить даже итальянскую одежду с азербайджанскими мотивами, например, из коллекции дизайнера Ренато Балестру, созданной специально для Азербайджана.

Национальные силуэты и мотивы стали появляться все чаще и в коллекциях местных дизайнеров. Азербайджан снова обратился к истокам, знакомя мировую общественность с богатой культурой нашего народа.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх