Музейная педагогика в детском саду. "музейная педагогика в доу"

Проект по теме «Музейная педагогика в ДОУ как средство развития познавательных процессов у дошкольников»

Подготовила: Ресненко Е.В. воспитатель

Актуальность

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС. В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Вид: познавательно – исследовательский.

Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы и их родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2015г. - май2016г.

Цель: Создание условий для развития познавательных процессов у детей

Задачи:

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Развитие сотрудничества ДОУ с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Ожидаемый результат:

Для педагога: повышение уровня компетенции в музейной педагогике; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей; инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.

Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре повышение качества воспитания и образования дошкольников.

Для родителей: повышение музейной культуры у родителей, повышение качества семейного воспитания. Мотивация родителей на активное сотрудничество.

Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить познавательный интерес дошкольников.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный

1. Выбор места для размещения музея, оформление.

2. Определение тем и названий мини – музеев, разработка их модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.

3. Подбор литературы по теме.

II Основной

Работа с детьми:

Организация экскурсии в музей;

Познавательные беседы по темам « Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» и др.;

Коллекционирование;

Создание мини – музеев;

Изготовление экспонатов своими руками;

Игры музейного содержания;

Просмотр видеофильмов о музеях;

Чтение художественной литературы по теме.

Работа с родителями:

Анкетирование «Музейная педагогика в ДОУ»;

Консультация «Использование музейной педагогики в ДОУ»;

Привлечение к сбору экспонатов;

Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта.

III Итоговый

1.Создание презентации о проведенных выставках.

2.Выступление на педагогическом совете.

Литература

1.Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.

2.Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.

3.Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.

4.Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.

5.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.

6.Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.

7.Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)

8.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.

9.Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.

10.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

11.Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

12.Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.

Музейная педагогика в ДОУ

Материал будет интересен педагогам, работающим в ДОУ.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».И. Г. Песталоцци. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, т.к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).



Первый созданный нами мини-музей «Игрушки наших бабушек», посвящен старым новогодним игрушкам. Цель музея: изучить историю ёлочной игрушки. Новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция украшать праздничное дерево. Мы с детьми искали ответы на вопросы: кто придумывает ёлочные игрушки, почему они такие разные? Когда впервые начали украшать ёлку, какими игрушками? Елку в нашем мини-музее украшали старинные, интересные и необычные елочные игрушки.





Дети из нашей и других групп услышали интересный, познавательный рассказ о первых елочных игрушках от экскурсовода Марьям Н.
Далее в рамках проектной деятельности был создан мини-музей «Русская изба».
Цель: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с основными элементами русского народного костюма, знакомство с предметами быта в русской избе: ухват, чугунок, коромысло, изделия из лыка, глиняные изделия.




Организована экскурсия по экспозиции мини - музея для детей детского сада в лице экскурсовода Софьи У. Очень понравилась детям-экскурсоводам и детям-посетителям такая интерактивная форма, как «перевоплощение» экскурсовода. Гостей встречала «хозяюшка» в русском народном сарафане, приглашала в свою избу, угощала баранками и кусковым сахаром.
Мини-музей «История тряпичной игрушки» был организован в рамках проекта «Куклы из бабушкиного сундучка». Цель музея: воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Дети познакомились с видами народных тряпичных кукол, узнали названия традиционных русских кукол, их назначение, побывали в роли настоящих мастеров, изготавливали некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.




Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:
пополнить предметно-пространственную среду; обогатить познавательный процесс новыми формами; формировать у воспитанников представление о музее; расширить их кругозор; развивать познавательные способности и познавательную активность; формировать исследовательские умения и навыки; развивать творческие способности детей; формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения у детей творческую активность: заполнение музейных дневников, в которых представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (рисование, лепка, сочинение сказки и т. д.).
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители воспитанников - мои первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому нами делу.
В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.

Куклина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №7
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Парголово
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Дата публикации: 03.12.2016
Раздел: дошкольное образование

В другом альбоме, фотографии тех, кто создавал наш музей:

В нашем музее можно поиграть: Знатоки могут посоревноваться: кто больше назовёт выражений, в которых упоминаются нарисованные животные:
Наш мини-музей продолжает радовать детей В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, необходимость организации воспитательно- образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В рамках модернизации образования акцент делается на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования. Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в
многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную сферы. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно- речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Конференция: Современный детский сад

Организация: ГБОУ СОШ СП детский сад «Чебурашка»

Населенный пункт: Самарская область, Ставропольский район с. Выселки

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Музей собирает «наследственные ценности», то есть важные для трансляции культурных традиций.

В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник термин «культурно-образовательная деятельность», подразумевающий образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру. Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика.

Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Всё большее внимание в теории и практике дошкольного образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи.

В первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики , которая включает в себя:

направления,

принципы,

музейные педагогические технологии.

Целью её является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Это ставит перед дошкольным образованием новые задачи:

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, воспитание культуры поведения;
  • Развитие познавательных, творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики, формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Развитие речи и расширения словарного запаса.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Направления деятельности музея:

  • Поисково-собирательское. Направление даёт возможность дошкольникам проявить себя в познавательно-исследовательской деятельности, проявить свои поисково-исследовательские умения.
  • Экспозиционное (оформительское) . Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: формулировка цели и задач создания и исполнения работы, определение и обсуждение темы будущей экспозиции;
  • Экскурсионное. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
  • Культурно-массовые мероприятия. Организация разнообразия форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий, встреч с участниками Великой Отечественной войны, работа с местным населением.

Это взаимодействие направлений в музейной педагогике строится на следующих принципах:

  • Принцип активного отношения к музейному пространству .
  • Принцип толерантности . Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
  • Принцип авторства . Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
  • образование постепенно и последовательно расширяет сферу создания музейной среды в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с этим в нашем детском саду и создан музейный уголок исторических объектов и выставки репродукций. Содержание музейной среды в дошкольном учреждении пополняется и расширяется.

Современная дошкольная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии: экскурсия, консультация, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (театрализованное представление), праздник, историческая игра.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов современной технологии обучения мы часто используем метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Применяем также нетрадиционные формы (технологии) проведения непосредственно образовательной деятельности:

Непосредственно образовательная деятельность, основанная на интеграции образовательных областей;

Образовательная деятельность в форме соревнований и игр, конкурсов, эстафет;

Образовательная деятельность на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: день мудрости, день мужества, часы любви и т.д.;

Образовательная деятельность с использованием фантазии: занятие -сказка, занятие -сюрприз;

Каждое посещение музея – это непосредственно образовательная деятельность, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель, а также:

Воспитатель и воспитанники должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

Посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе образовательной деятельности, когда дети не устали и готовы к восприятию;

Отбираем экспонаты для экскурсионного показа на основе возрастных интересов ребёнка;

Итогом посещения музея - самостоятельное творчество детей (рисунок, беседа на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Непосредственно образовательную деятельность музейной педагогики в дошкольном образовании мы рассматриваем в трех областях в соответствии с ФГОС - познавательном развитии, художественно-эстетическом развитии, и социально-коммуникативном развитии.

Методические приёмы , используемые при посещении музея:

1.Каждый ребёнок определяет, какой экспонат ему нравится больше всего, и объясняет свой выбор. Это делает работу более целенаправленной.

2. «Одушевление» персонажей и «недетских» шедевров активизирует воображение детей, позволяет представить, как они оживают и начинают общаться между собой.

3. Передача одного и того же объекта разными средствами искусства (для сравнения).

4. Обращение к опыту детей, полученному на предыдущих занятиях в музее.

5. Реализация полученных впечатлений в творческой деятельности.

Правила организации образовательной деятельности в музее (закономерности):

1. Сюжетная, игровая подача материала, «одушевление» экспонатов и «выход за границы рамы» позволяют развивать воображение детей, усиливают интерес к произведению, улучшают запоминание материала экскурсии («одушевление» нужно использовать в меру, чтобы оно раскрывало картину, а не уводило в мир фантазий).

2. Ребёнок тонко воспринимает подлинное произведение искусства.

3. При составлении вопросов воспитатель, должен прогнозировать возможности воспитанников; хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям; в музее экскурсия – монолог неприемлема.

  1. Рассказ воспитателя должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

5. Посещать с детьми музей необходимо! Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

6. Объектом воспитательного воздействия музея становится семья, как единый социокультурный организм. Поэтому родителей необходимо информировать о посещении музея, предлагать творческие совместные проекты.

Практическая значимость. Пробуждая (либо активизируя) эмоциональную сферу человека и развивая интеллект, оно является условием его личностного роста, так как в нем человек узнает себя. Тем самым характер получаемого в музее знания, опирающегося на внутреннее единство научного и художественного компонентов, позволяет назвать музей школой понимания жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Виниченко, В. В. Развивающее общение взрослого и ребенка-дошкольника на материале народного декоративно-прикладного искусства / В. В. Виниченко // Детское творчество и музей. – СПб., 2005.
  2. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 201 - № 9. – С. 32-35.
  3. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм: в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2014.
  4. Тулинова, О. В. Музейная педагогика в условиях малого города / О. В. Тулинова // Педагогика. – 2010. - № 9. – С. 122-125.
  5. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2011.

Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 4.

Здание нашего дошкольного образовательного учреждения № 18, расположенное в микрорайоне Горушки г. Алексина Тульской области, можно заметить издалека. Среди присыпанных легким пушистым снегом улиц, деревьев и домов, оно сразу бросается в глаза, потому что и ворота, и постройки, и веранды на участках излучают волшебный, сказочный, яркий радужный свет.

Между тем, это одно из старейших учреждений дошкольного образования в нашем городе и нынешний 2007–2008 учебный год для его сотрудников – юбилейный, 45-й.

С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди, настоящие ценители русской старины. И вот уже 15 лет детский сад работает по программе “Радуга” и фольклорной школе, основываясь на программе М.Новицкой “Наследие”.

Опираясь на задачи фольклорной школы, в детском саду разработана стройная система сотрудничества с местным краеведческим музеем.

При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования детских садов.

Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением музейного педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности музейного педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада, включающего в себя педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду на протяжении трех лет. Планирование работы осуществляется совместно с сотрудниками музея и нашим педагогом дополнительного образования.


на 2005 – 2006 учебный год (первый год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем”
Октябрь “Тульский самовар” Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения промысла “Тульский самовар”
Ноябрь “Русская изба”
Декабрь “Народный костюм”
Февраль “Домашние духи и обереги” Знакомство с фольклором
Март “Русские музыкальные инструменты” Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами
Апрель “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства
Май “В последний час!” В.О.В.
Июнь “Игры наших предков” Приобщение к истории народной игры
Июль “Отчетная выставка в музее” Создание представления о работе нашего ДОУ

Традиционно в первые дни нового учебного года дети знакомятся с музеем нашего города, выезжая на обзорную экскурсию. В преддверии экскурсии мы проводим занятие, на котором знакомим с правилами поведения в общественном месте, в частности, в музее, и транспорте, обсуждаем их.

Во время первой экскурсии дети узнают историю музея, знакомятся с его архитектурой, экспозицией залов. По возвращении мы проводим викторину с наводящими вопросами по данной теме, и в качестве закрепления дети зарисовывают свои впечатления.

Посещая выставку “Тульский самовар”, ребята узнали об истории возникновения промысла самоваров, разнообразии форм и декоративного оформления самоваров. Дети на практике увидели, как разжигали старинный самовар. Закрепляя данную тему, дети по возвращении лепили самовары разных форм из пластилина. Заключительным этапом этого занятия послужило чаепитие и беседа о традициях русского чаепития. Всем детям было дано домашнее задание: вместе с родителями найти стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о самоваре. Так появился общий альбом устного народного творчества.

На занятиях по народному костюму дети знакомились с внешним видом костюма, его особенностями, традициями изготовления. Музейным педагогом были представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма, а на музыкальном занятии вспоминали народные песни, в которых упоминаются элементы костюмов древних славян.

Занятие, посвященное знакомству с русской избой, мы проводили в детском саду. Одна из групп оформлена в стиле избы и представляет собой мини-музей. В план занятия входит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. На выездной экскурсии в краеведческий музей мы обобщаем сведения, полученные на занятии, хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.

Многие занятия дублируются из года в год. Однако, со временем они совершенствуются, что-то добавляется, что-то изменяется. Вводятся новые типы занятий, разработанные сотрудником музея, отвечающим за работу с детскими садами, и преподавателем по музейной педагогике детского сада № 18 Алешиной М.А.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2006 – 2007 учебный год (второй год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать детям представление о том, что такое музей
Октябрь “Прялка и веретено” Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями
Ноябрь “Алексин – страж московских рубежей” Приобщение к истории родного города
Декабрь “Игрушки-небалушки”
Январь “Храмы и церкви города”
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка”
Апрель “Природа нашего края” Знакомство с природным отделом музея
Май “В последний час!” В.О.В. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков”

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2007 – 2008 учебный год (третий год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать представление о том, что такое музей
Октябрь “Обрядовая кукла” Знакомство с обрядовыми куклами
Ноябрь “Кузнечное дело” Знакомство с традиционными ремеслами
Декабрь “Храмы и церкви города” Знакомство с понятием “архитектура”
Январь “Народный костюм” Знакомство с народным костюмом
Февраль Юбилейная отчетная выставка в музее
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства
Апрель “Сила леса” Знакомство с природой родного края
Май “В последний час!” В.О. в. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков” Знакомство с народными играми

Вторя занятию по народному костюму, у нас прошло занятие под названием “Прялка и веретено”. На занятии в краеведческом музее дети узнали о быте русских людей, связанном с осенне-зимним периодом года, о том, из чего шили наши предки одежду, из чего делали ткань, как и чем обрабатывали лен и шерсть. Сотрудник музея показал на практике, как перебивают шерсть и ссучивают нитку, и все дети попробовали это сделать. Они узнали, в чем различие прялки с донцем и прялки с колесом, имели возможность наглядно видеть работу с веретеном и прялкой, рассмотрели устройство ткацкого станка.

Закрепление знаний по данной теме вылилось в фольклорный праздник “Льняные смотрины”, предусмотренный программой фольклорной школы, с песнями, танцами, конкурсами. А на занятии по изодеятельности дети познакомились с городецкой росписью и расписали эскиз прялки.

Стало доброй традицией посещение краеведческого музея в канун праздника “Михайлов день”, где дети узнают об истории города – крепости Алексин и кузнечном деле, связанном с изготовлением орудий труда и оружия. Закреплением знаний, полученных в музее, стал спортивный праздник “Мы – богатыри”, где персонажи Илья Муромец и Алеша Попович собирали дружину, в которую мог вступить каждый, прошедший определенные испытания. На творческом занятии дети выполняли чеканку по фольге, составляя композицию из доспехов, шлема, щита и меча.

Как бы в продолжение темы русского дома следующее занятие у нас посвящено домашним духам и оберегам. Побывав на выставке в городском краеведческом музее, мы узнали, как выглядели обереги древних славян, от кого они были действенны и познакомились с персонажами легенд и преданий. Закрепили этот материал на интегрированном занятии совместно с музыкальным руководителем: “Куделя – день рождения домового” и выполнили рисунок на тему: “Рубашка для домового”.

На народном празднике “Свистунья” (с участием скоморохов) дети познакомились с традиционными русскими музыкальными инструментами и увидели их применение. На занятиях по ручному труду они лепили из теста свистульки.

К празднику Победы мы традиционно посещаем в музее зал боевой славы. Дети имеют возможность прикоснуться к истории боевого прошлого нашего города, послушав экскурсовода, посидеть в землянке, дотронуться до оружия, найденного на местах боевых действий археологической группой “Поиск”. Вдохновленные этой экскурсией, они выполняют рисунки на военную тематику.

Архитектуру города мы изучаем на занятии “Церкви и храмы города”. Это выездная экскурсия, которая проводится по территории церквей города. Дети узнают понятия, связанные с архитектурой: арка, свод, колонна, балкон, башня, мезонин и т.д., об истории создания в городе церквей. На закрепляющем занятии дети выполняют совместную работу: делают макет церкви из бросового материала (бутылочек из-под молока и йогурта, цветной бумаги и фольги, пластилина).

В летний период детский сад приглашает к себе в гости сотрудников музея на занятие “Игры наших предков”, которое проводится в неделю игр. Занятие включает в себя знакомство с народными играми разных поколений: “Бояре”, “Чехарда”, “Выбивалы”, “Кошки-мышки” и другими. Дети вместе с затейником и воспитателями разучивают эти игры, а на прогулках закрепляют полученные знания.

Хорошей традицией стала выставка работ в краеведческом музее, которая подводит итоги годовых занятий. Здесь представлены работы с занятий по закреплению знаний по музейной педагогике, работы по изодеятельности и ручному труду, творческие работы сотрудников. Выставка эта вызывает большой интерес у жителей города.

Город наш невелик, и музеев у нас немного, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.

Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх