Православное Рождество: традиции и история празднования. Рождество Христово: как празднуют православные

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
С 25 декабря до 5 января - святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.

Рождество Господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа.

Праздник Рождества Христова - один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом.
Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст. ст.)

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.
Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник - особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это - особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).
Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).
13 января - отдание праздника Рождества Христова.

В день Рождества Христова воспоминается избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов (французов) и с ними двадесяти язык (20 народов) в 1812 г. Торжество победы над врагами видимыми нарочито соединено с торжеством победы над врагом невидимым.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
25.03.2019 -
26.03.2019 -
27.03.2019 -

06.01.2016 13.12.2016 by Ласточка

Среди всех христианских праздников особое положение занимает именно Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь каждый год в один и тот же день отмечает день рождения Бога на земле. Главным праздником для каждого верующего человека является Пасха, но Рождество – ее основание. Только приняв человеческую природу, Господь мог принести Себя в жертву, пострадать и воскреснуть.

Р ождество Христово празднуют все: и взрослые, и дети, и те, кто верит в Иисуса Христа, и те, кто не верит, что Он приходил на землю, чтобы спасти нас, грешных. Вот только истинный смысл праздника знают немногие.
Печально, но не для всех этот праздник связан с рождением Христа. Для многих смысл Рождества — в подарках, ёлке, хорошем застолье в кругу друзей. Но давайте не будем забывать, что Рождество — это день Рождения Христа. Именно Он — Тот, Кого следует чтить в эти дни. И дети с малых лет должны знать историю праздника Рождества, традиции и как его праздновали раньше.

В нашей статье мы поговорим о том, что происходило в Рождественскую ночь почти две тысячи лет назад, как Церковь праздновала Рождение Спасителя раньше, какие традиции существуют и откуда они пришли. Будет сказано несколько слов о насущном: как правильно провести Сочельник, Рождество и Святки.

История Рождения Спасителя

И стория Рождества Христова подробно описана в двух из четырех Евангелий: у апостолов Матфея и Луки в первых двух главах.

Иисус Христос родился в Палестине (так называлась земля евреев), которая в тот момент входила в состав Римской империи. Незадолго до Его появления на свет была организована перепись населения по распоряжению римского императора Августа (Октавия). Чтобы принять в ней участие, нужно было прийти в город, которому исторически принадлежит твой род (колено). Так было принято у еврейского народа.

Пресвятая Дева Мария была обручена со своим дальним родственником старцем Иосифом и ждала рождения Сына. Семейство жило в галилейском городе Назарете (в северной части Палестины), но сам Иосиф происходит от колена Давидова и для участия в переписи ему следовало прийти в иудейский город Вифлеем (на юг страны).

Добравшись до Вифлеема, праведный Иосиф не смог найти ни одного свободного места в гостинице из-за огромного скопления людей и своей бедности, а Деве Марии уже пришел срок родить. Они были вынуждены остановиться в пещере, которую пастухи использовали как стойло и хранилище корма для скота. В таких условиях и родился Богочеловек Иисус Христос, Спаситель мира. Зимней ночью, вдали от родного дома, посреди сена и соломы. Богородица сама спеленала Новорожденного и положила в ясли – кормушку для скота.

Первыми из людей, которые узнали о рождении Спасителя, стали простые пастухи. Возможно, им принадлежала та самая пещера, в которой остановились Иосиф и Мария, а в поле они остались со стадом по причине хорошей погоды.

Ночью пастухам явился ангел со словами: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 10–12). Вслед за этим появилось множество других ангелов, которые в пении восхваляли и прославляли Создателя: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

По всей видимости, пастухи были благочестивыми людьми – они поспешили к пещере, нашли Младенца и поклонились Ему. Воздав хвалу Господу, они рассказали о явлении ангела и после этого вернулись к своему стаду.

Еврейский народ имел много пророчеств о грядущем Мессии, но не только он один ждал Его. Язычники также имели предсказания о появлении великого Святого или Царя-Спасителя, но не знали точно о месте Его прихода.

На Востоке большим уважением пользовались волхвы – мудрецы, знатоки звездного неба и природных явлений. Считалось, что человек рождается под звездой, которая определяет всю его жизнь. За какое-то время до Рождества Христова на небе появилась необычная звезда, по которой волхвы поняли, что скоро родится великий Человек – Царь Иудейский. Взяв дары, они отправились в путь.

В Евангелии ничего не сказано о том, сколько было волхвов и как их звали, но церковное предание сохранило их имена: Гаспар, Вальтазар и Мельхиор. Рождественская звезда стала для них путеводной, с ней они добрались до Иерусалима, где стали расспрашивать о родившемся Царе. Разумеется, никто им не смог помочь, но весть об их приходе и поисках дошла до местного правителя – царя Ирода. Пригласив к себе восточных гостей, он хитростью пытался дознаться о родившемся Младенце. Ирод не хотел поклоняться новому Царю и желал избавиться от «конкурента».

Волхвы добрались до Вифлеема, нашли Деву Марию с Младенцем Иисусом и принесли Ему в дар ладан (как Богу), золото (как царю) и смирну – благовоние, которым натирали покойников (как смертному человеку). Получив откровение, восточные мудрецы удалились в свою страну кружным путем, не возвращаясь в Иерусалим.

Царь Ирод напрасно ждал волхвов. Те ушли, не рассказав о родившемся Младенце. Он пришел в ярость и, поскольку в пророчествах о Мессии указывалось место Его рождения – Вифлеем, повелел убить в этом городе и его окрестностях всех младенцев мужского пола от рождения до двух лет (точный возраст рожденного Царя не был известен). Около 14 000 детей были лишены жизни. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа. Православная Церковь чтит их память.

Сам Иисус Христос не пострадал. Иосифу во сне было повеление собраться и бежать из города в Египет с Марией и Ее Сыном, что он и выполнил. Там Святое Семейство оставалось до самой смерти Ирода.

Когда христиане начали праздновать Рождество?

Т радиция празднования Рождества Христова имеет долгую историю. Вплоть до IV века верующие люди встречали праздник 6 января и называли его Богоявлением. По смыслу торжество больше относилось к Крещению Господню, а не к Его Рождению. Тогда эти два события вспоминались одновременно. Суть заключалась в том, что Бог, приняв плоть и став Человеком (не переставая быть Богом!), пришел (явился) в мир для спасения людей.

Параллельно с истинным христианством в те времена существовало множество сект, в которых смешивались язычество (в своем мистическом проявлении) и греческая философия. Опасность заключалась в том, что члены сект зачастую тоже говорили о Христе, но то, что они говорили, не имело ничего общего с Его учением.

Одним из распространенных заблуждений стала концепция, в соответствии с которой Иисус был обычным грешным человеком, сыном Иосифа и Марии, а Бог соединился с ним только в Крещении. Диаметрально противоположным утверждением была доктрина, которая полностью отрицала человеческую природу во Христе и говорила о ее «прозрачности».

Простому человеку сложно было разобраться в таком разнообразии. Кроме того, сектантские богослужения и праздники отличались торжественностью, пленяли красотой песен и обрядов. Наверное, именно последнее увлекало людей в ереси больше всего.

Православной Церкви пришлось противостоять всему этому. Введя празднование Богоявления, она подчеркивала, что при Крещении Иисус Христос лишь проявил Свою Божественную Сущность, которая было у Него изначально. Для этого вспоминались и события Рождества Спасителя.

Почему праздник отмечали 6 января? Ведь конкретный день Рождения Иисуса Христа неизвестен. Эта дата символически связывала первого человека (Адама) с Новым Адамом (так еще называют Иисуса Христа). Как первый Адам согрешил (духовно умер) на шестой день после сотворения мира, так Новый Адам пришел в мир (родился) в тот же день.

Лишь в IV веке папа Римский отделил Рождество Христово от Богоявления (Крещения) и перенес на 25 декабря. Мудрое решение. В этот день язычники весьма разгульно отмечали день зимнего солнцестояния. Пытаясь искоренить суеверия, Церковь предложила людям достойную альтернативу: ведь Христа именуют Солнцем Правды.

Постепенно установленная традиция перешла из Рима в Константинополь, а затем распространилась по всему христианскому миру. События, о которых идет речь, произошли задолго до разделения Церкви на Православную и Католическую. Разногласия между Западом и Востоком привели к расколу только в 1054 году.

Почему же сейчас мы празднуем Рождество 7 января? На самом деле противоречия нет. Церковь продолжает жить по старому стилю (юлианскому календарю), в котором седьмому января соответствует 25 декабря.

Когда нужно идти в храм?

Н апрямую относящиеся к Рождеству Христову службы начинаются накануне – в Сочельник.

Утро шестого января открывают так называемые Царские часы. Они отличаются от обычных часов своей торжественностью и включают в себя дополнительное чтение отрывков из разных библейских книг. После окончания Царских часов начинается Литургия, к ней вплотную присоединяется вечерня. Получается довольно необычно: вечерня в первой половине дня!

Вечером в Сочельник положено совершение Всенощного бдения, которое тоже отличается от обиходного (совершаемого, например, каждый субботний вечер). Хор исполняет очень красивые песнопения, проникнутые радостью и торжеством. «С нами Бог!» – ликует вся Церковь.


Кульминацией праздника становится ночная Рождественская Литургия. На ней прославляется пришедший в мир во плоти Богочеловек. Те, кто готовился, причащаются и соединяются со Христом в день Его рождения.

Для тех прихожан, которые по каким-то причинам не смогли присутствовать на ночной службе, обычно совершается еще одна Литургия утром 7 января. Такая практика распространена не во всех храмах, поэтому нужно узнать заранее по какому расписанию будут совершаться богослужения на конкретном приходе.

Не каждый может пробыть в храме почти целый Сочельник и всю Рождественскую ночь, но посетить праздничное богослужение нужно обязательно; если позволяют силы и здоровье – ночную Литургию.

Категорически противоречит духу христианства предпочтение бытовой стороны праздника духовной. Да, хорошо навести дома чистоту и порядок, приготовить вкусную еду, но если подобными хлопотами заняты все предпраздничные дни (особенно Сочельник) и не остается сил на поход в храм, то нужно от чего-то отказаться. В конце концов, стерильная чистота в доме не так уж обязательна, а после поста вкусен и бутерброд с колбасой.

Нужно понимать, что суета начинается не вокруг, а внутри нас. Гораздо важнее почувствовать радость Рождества в кругу близких и родных людей, а не усталость и раздражение от очередного праздника.

Как на Руси отмечали Рождество?

В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.

На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар – напиток из сушеных фруктов и медом и кутья – каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.

Дома обязательно надо было соорудить символ урожая – своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.

Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.

А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.

Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.

Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.

Первым за стол садился отец, за ним – мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества:

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам,

По всем проулочкам…

В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.

С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями. Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.


Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения – шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях. Еще на Рождество любили устраивать различные вечеринки, беседы, ходили друг к другу в гости, и, конечно же, не обходилось без гаданий.

Песнопения Рождества

Конечно, в Рождественскую ночь звучит много песнопений. Очень красив рождественский канон, который исполняет хор, но самыми главными для любого праздника являются тропарь и кондак. Что это такое?

Тропарь – краткое изложение сути празднуемого события. Это один из древнейших видов церковного богослужебного творчества. Затронутая в тропаре тема развивается в кондаке.

Богослужение в Православной Церкви проводится на церковнославянском языке. Смысл многих слов и выражений интуитивно понятен, но некоторые могут потребовать пояснений. Познакомимся с текстами рождественских тропаря и кондака.

Тропарь:

«Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови свет ра́зума, в нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе́!»

Твое Рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом богопознания; ибо через него служившие звездам были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак:

«Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит; А́нгели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют, нас бо ра́ди роди́ся Отроча́ мла́до, преве́чный Бог».

Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастухами славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог.

Текст рождественского кондака церковное предание приписывает авторству непревзойденного мастера богослужебных песен преподобного Романа Сладкопевца. Этот человек, сириец по происхождению, был певцом в константинопольском храме св. Софии и жил в VI веке. Получается, что кондак Рождества имеет древнее происхождение.

Знание и понимание основных праздничных текстов сделает пребывание в храме более радостным, участие в службе станет более осмысленным. Когда человек слышит знакомые и понятные слова, они находят особый отклик в его сердце.

Все православные люди России в ночь с шестого на седьмое января отмечают праздник Рождества Христова. В России, как известно, в начале 20 века церковь не стала переходить с Юлианского на новый григорианский календарь. Поэтому календарь на тринадцать дней отличается от календаря, который используется всеми остальными христианами во всем мире. И само празднование Рождество Христово в России, как праздник, существенно отличается от празднования во всем остальном христианском мире.

7 января, по Юлианскому календарю, в небольшом городке Вифлееме, произошло величайшее событие - в мир родился Богомладенец, Иисус Христос. Сын Божий появился на свет сверхъестественным образом от Богородицы Девы Марии.

Придя на нашу землю, Христос совершенно не был встречен каким-либо почетом, богатством или знатностью. У Него даже не было колыбели, как у обычных детей, не было у Иисуса и пристанища - Он родился в пещере за городом и был положен в ясли, куда обычно кладут корм для животных.

А первыми гостями появившегося на свет божественного младенца стали не вельможи и цари, а обыкновенные пастухи, которым о Рождестве Христовом возвестил Ангел. Об этом имеется запись в самых различных трактовках Библии.

И именно пастухи первыми поспешили придти и поклониться новорожденному пришедшему в мир Спасителю. В это время с Востока, с дарами Царю Мира, шли древние мудрецы (волхвы). Они также ждали, что в ближайшее время на землю должен прийти Царь Мира, а путь в Иерусалим им указала чудесная звезда.

Мудрецы принесли Младенцу дары: ладан, золото и смирну. Дары эти имели очень глубокий смысл: золото волхвы принесли Младенцу как Царю в виде дани, ладан именно как Богу, а смирна была принесена ими человеку, который должен умереть (в те далекие времена смирной помазывали умерших людей).

Святая церковь поет о том, что творение Божие встречало Спасителя: Матерью Господа стала Дева Мария, ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп.

Рождество Христово завершает святая Четыредесятница (сорокадневный Рождественский пост), накануне этого великого праздника всегда соблюдается очень строгий пост. После Рождества наступают двенадцати дневные святки, в течение которых и отмечается праздник.

Римско-католическая церковь и все основные протестантские церкви во всем мире празднуют Рождество Христово 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Иерусалимская, Русская, Сербская, Афон и Грузинская православные церкви, а также восточно-католические и древневосточные церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю ("старый стиль"), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Болгарская, Элладская православные церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря по новоюлианскому календарю, который полностью совпадает с григорианским календарем.

В Армянской церкви, как в древней Церкви, Рождество Христово празднуется 6 января в один день с Крещением Господним.

Сегодня Рождество в нашей стране считается нерабочим, праздничным днём, отмечается официально, но празднование проходит достаточно скромно. Причины здесь различны.

После встречи Нового года у людей просто обычно не остаётся денег на празднование Рождества, на поездки к друзьям и родственникам и на подарки.

К тому же, как ни грустно это осознавать, православная церковь очень сосредоточена на строгих канонах и правилах, и вообще не слишком активно поддерживает свой контакт с народом.

Вот Католическая церковь занимает иную позицию, она намного больше участвует в жизни всего общества, и это даёт свои результаты. Родители во всех католических странах всегда покупают детям подарки на Рождество, так что им не нужно объяснять, что наступило Рождество Христово и кто такой Иисус Христос.

Православная церковь до сих пор очень часто призывает верующих отказаться от традиций, давно сопровождающих праздник Рождества: гаданий, колядования, игр, и отмечать его именно по церковному. Иногда православные священники вообще пытаются объяснять людям, что вообще не надо праздновать Новый год, а только Рождество, что вызывает сильное удивление даже у верующих людей.

Менее радикальные и более мудрые представители церкви хорошо понимают, что Дед Мороз, хотя и является языческим персонажем, обязателен для этого праздника, конечно именно для детей.

А зачем не праздновать Новый год? Нужно просто вернуть людям изначальное Рождество. Конечно, это не получится сделать быстро.

Но все равно, в последние годы изначальный смысл Рождества Христова вспоминает всё больше наших соотечественников. Мы посещаем церковь, дарим друг другу подарки, ходим в гости, готовим рождественские блюда, и даже колядование и святочные карнавалы уже тоже возрождаются.

И есть стародавнее поверье, что все желания, загаданные нами в ночь Рождества, обязательно сбудутся.

Рождество Христово: история и традиции праздника добра и света

7 января православные христиане будут отмечать один из самых главных и торжественных праздников в церковном календаре - Рождество Христово.

История праздника

Согласно Писанию, Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме во время проходившей тогда переписи населения. Город был переполнен людьми, прибывшими на перепись, и мест для ночлега в домах ни у кого не было. Мария и Иосиф расположились в хлеву, где ночевали вместе с домашними животными. В момент рождения на небе появилась звезда, которая и указала волхвам путь к младенцу. Мудрецы вошли в хлев и преподнесли будущему Спасителю свои дары: золото, ладан и смирну (особое благовонное масло).

Когда отмечают праздник?

Православные христиане празднуют Рождество 7 января, в отличие от католиков, которые отмечают его . Такая традиция возникла в связи с введением в Европе григорианского календаря в 1582 году. В России лишь в ХХ веке стали пользоваться европейским летоисчислением. Церковь же вовсе не приняла новый календарь и продолжает считать христианские праздники по частично реформированному Петром I византийскому календарю.

Что происходит перед Рождеством?

До праздника православные соблюдают 40-дневный пост, один из самых продолжительных в церковном календаре.

В Сочельник (канун Рождества Христова) все собираются за праздничным столом. Этот тихий предрождественский вечер принято проводить в кругу самых близких людей и ждать появления на небе первой звезды, которая возвестит о начале праздника.

Фото: Бобылев Сергей/ТАСС

Что готовить на Рождество Христово?

Верующие обычно накрывают стол из 12 блюд. Основным в ночь с 6 на 7 января является сочиво - пшеничные зерна с медом, орехами, изюмом или сухофруктами. После того, как на небе появилась первая звезда, православные должны начинать трапезу именно с него, а затем переходить к основным блюдам.

Важным и символичным на праздничном столе является кисель. Его готовят исключительно из самых спелых и сладких фруктов или ягод. По желанию его можно дополнить взваром - компотом из сухофруктов. Кроме того, на столе обязательно должно быть рыбное блюдо - символ христианства и Христа.

Главное правило, которого стараются придерживаться все православные, - рождественский стол должен быть особенно щедрым и богатым. Помимо сочива, киселя и рыбы можно добавить заливное, гуся с яблоками, курицу, молодого фаршированного поросенка, блины и многое другое. На сладкое принято подавать пряники, конфеты, орехи и фрукты.

Как принимать гостей?

На рождественский ужин принято приглашать и впускать в дом всех, кому это необходимо. В этот день нужно радовать тех, кто не может позволить себе традиционный праздник. Существует поверье, что на ужин в честь Рождества Христова может пожаловать сам Господь, но неизвестно, в каком обличье он предстанет. Вполне возможно, что это будет нуждающийся человек, поэтому странников необходимо принимать с большим уважением.

Фото: Смертин Павел/ТАСС

Что такое рождественское колядование?

В некоторых селах и деревнях России до сих пор распространена традиция колядовать на Рождество.
Этот обычай берет свою основу в рождественских песнях, которые в старину называли колядками. Верующие ходили по домам и пели ритуальные песни - так они прославляли Рождество Христово. Такие песни могут не только рассказывать о Рождестве, но и восхвалять Всевышнего, семью, детей и саму человеческую жизнь. Колядников принято угощать пряниками, конфетами, фруктами, а также давать им небольшое количество денег.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх