Проект патриотического воспитания. Проекты по патриотическому воспитанию дошкольников

Чтобы помнили!
(учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Черноземненская СШ» Советского района Республики Крым Федорова Наталья Викторовна) Статья знакомит читателей с ролью школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.
Ключевые слова: любовь к Родине, Великая Отечественная война, поисковая работа, экспедиция, лекторская группа, конференция, круглый стол, устный журнал.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей, подготовке их к самостоятельной жизни.
В Черноземненской ОШ для решения этих задач используется созданный три года назад школьный музей.
О Великой Отечественной войне много написано, много рассказано. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига и тем больше - цену победы. Одно из приоритетных направлений работы нашей школы - это воспитание духовности, сохранение памяти и героических страниц истории родного края.
Ведь « от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду…В сокровенных уголках детского сердца пробуждается голос совести: ты идешь под ясным солнцем, смотришь на голубое небо только потому, что под тополями и березами, под дубами и яблонями лежат те, кто сохранил для тебя свет и жизнь».
(Сухомлинский Виталий Александрович)

Поисковая работа - это, прежде всего, сбор информации об исторических событиях. В Черноземненской школе с 1982 года ведется поисковая работа о боевом пути 339-й Ростовской Таманской Бранденбургской Краснознаменной Ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. Следопытами 80-х годов был собран богатейший материал о ветеранах Таманской дивизии и о неоценимом вкладе этой дивизии в освобождение Крыма от фашистов.
Переписка с ветеранами – участниками боев за Крым велась вплоть до 1989 года. Кроме того, следопыты участвовали во встречах с ветеранами 339-й стрелковой дивизии в городах Ялта, Алушта, Ростов-на-Дону. Все документы - письма, фотографии, реликвии времен войны легли в основу создания школьного музея Черноземненской ОШ, который был открыт 23 февраля 2011 года. В открытии музея участвовал ветеран 339-й дивизии Олейников Николай Иванович.

В 2009 году в школе были сформированы две поисковые группы, которые возглавили учитель истории Федорова Н.В. и учитель физики Вареникова И.А.
Основными направлениями работы поисковых групп являются:
-встречи с очевидцами событий и их родственниками;
-работа с историческими источниками, изучение материалов школьного музея;
-экспедиции по местам боев 339-й Ростовской Таманской Бранденбургской Ордена Суворова II степени стрелковой дивизии;
- благоустройство захоронений ветеранов 339-й дивизии, проживавших в селах Черноземное и Алмазное.
По каждому из этих направлений ведется активная работа:
-изучаются материалы школьного музея;
-проведена встреча с вдовой и сыном ветерана дивизии – Чередниченко Андрея Гавриловича;
-организована лекторская группа;
-следопыты принимают участие в благоустройстве захоронений ветеранов 339-й дивизии, проживавших на территории сел Черноземное и Алмазное.

Одним из самых увлекательных направлений поисковой работы являются походы и экспедиции по местам боев 339-й Ростовской Таманской Бранденбургской Ордена Суворова II степени стрелковой дивизии.
Первая экспедиция - город–герой Севастополь. Ноябрь 2009г. Героическая история Севастополя во время Великой Отечественной войны является примером мужества советских воинов.
При посещении диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г. рассказ экскурсовода, специальное освещение, шум боя создали удивительное ощущение реальности изображенных событий и никого не оставили равнодушными.
Рядом с диорамой стоит высокий обелиск, на нем золотом написаны номера частей, штурмовавших Сапун-гору. И среди многих-339-я Ростовская Таманская Бранденбургская Ордена Суворова II степени стрелковая дивизия. Ребята с интересом ознакомились и с другими достопримечательностями города-героя.
Вторая экспедиция - город-герой Керчь. Март 2010г.
Следопыты посетили мемориальный комплекс на горе Митридат, Керченский историко - археологический музей, картинную галерею, Свято-Иоанно-Предтеченский храм.
Третья экспедиция - город-герой Керчь. Июнь 2011 г.
На учеников неизгладимое впечатление произвела экскурсия по каменоломням Аджимушкая.
Четвертая экспедиция - урочище Нижний Кокасан, Сахарная головка. Июнь 2012 г.
В ходе этой экспедиции состоялась встреча с ветераном 339-й дивизии Олейниковым Николаем Ивановичем.
При проведении экспедиций происходит знакомство не только с историко-культурным наследием, но и с природой родного края.
Пятая экспедиция - город Ялта. Сентябрь 2012 г.
Этот красивый город освобождала 339-я Таманская дивизия.
Шестая экспедиция - поселок Георгиевское (Эльтиген). Апрель 2013 г.

Каждый год в нашей школе проводится конференция о стойкости и мужестве защитников Эльтигена. И вот она - « Огненная земля»!
Поиск продолжается. За последние два года следопытами были установлены имена и собраны материалы еще о четырех ветеранах 339-й дивизии – это ныне покойные Надбаев Павел Семенович (пос. Советский), Семашко Иван Дмитриевич (село Урожайное), Овсиенко Андрей Лаврентьевич (село Алмазное). С 2012 года мы ведем переписку с ветераном 339-й стрелковой дивизии Кожемякиным А.И., проживающим в городе Феодосии.
Благодаря поисковой работе, школьники узнали много новых фактов, связанных с историей Великой Отечественной войны. Прошли боевыми дорогами 339-й дивизии.
Кроме поисковой работы актив музея проводит просветительскую и воспитательную работу. Несколько раз в год музей организовывает конференции - к годовщине Керченско - Эльтигенской операции, к 23 февраля и Дню Победы. Лекторская группа оказывает помощь классным руководителям в проведении классных часов, посвященных событиям, способствующим патриотическому воспитанию. Отдельным направлением и очень важным школьные лекторы считают подготовку мероприятий, для увековечивания памяти юных пионеров-героев: устные журналы, семинары,
круглые столы.
.
Школьный музей успешно выполняет социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины.

Описание работы: предлагаю вам проект для детей 6-7 лет (учащихся подготовительной группы) по теме «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» . Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной группы.

«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому
  • воспитание уважения к труду
  • развитие интереса к русским народным традициям и промыслам
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • расширение представлений о городах России
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Ибресинского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 6-7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город (поселок) . Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем поселке, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – поселком Ибреси в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой поселок, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

  • Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 6 лет (подготовительная группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни) . С этой целью создан краеведческий музей, подобран материал о поселке Ибреси и Ибресинском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем поселка и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями поселка Ибреси.

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории поселка и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры поселка Ибреси, поможет сформировать заботливое отношение к родному поселку.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном поселке, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного поселка

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом и планом по самообразованию
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по поселку,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о поселке, знаменитых жителях поселка Ибреси доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Проект по нравственно-патриотическому направлению работы с детьми логопедической группы

Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. А.Твардовский

Пояснительная записка

Проблема организации воспитательно-развивающего процесса в разновозрастной группе ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу с воспитанниками 5 - 7 лет по познавательному развитию с приоритетным нравственно- патриотическим направлением.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации проекта с 1 апреля по 9 мая 2015 года. Проект объединяет педагогов, воспитанников от 5 до 7 лет и родителей воспитанников.

Актуальность проекта:

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект ««Никто не забыт, ничто не забыто…»направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Тип проекта: Познавательно- творческий
Сроки реализации:
Время проведения проекта с 1 апреля по 9 мая 2015г.
Участники проекта: Дети логопедической группы 95-6 лет), воспитатели, педагоги ДОУ и родители.
Цель проекта:
Формирование нравственно-патриотических чувств гордости за свое Отечество, свой народ, через бережное отношения к его истории, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне по средствам социально – культурной и художественно-творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
9. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Формы работы над проектом:

Занятия;
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-художественно-творческая деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
-слушание музыки;
-наблюдения.
Продукты проекта.
Для детей:
- фотовыставка «Слава нашим ветеранам!»
- «День Победы», слайдовая презентация на память.
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете.
Для родителей:
- фоторепортаж «Уроки Великой Отечественной войны»;
Для ветеранов:
- открытки и письма ветеранам, сделанные ребятами для торжественного поздравления.

Ожидаемые результаты проекта.

Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:

НОД на темы:

-«Наша родная Армия»;
- «Воин-солдат»
-«Военная техника»
-«Дети войны»
-«Награды»
-«День Победы».

Беседы с детьми на темы:

-«Великая Отечественная Война »;
-«Герои Великой Отечественной войны»;
-«Герои, которые ковали победу в тылу»;
-«Беседы о военных профессиях».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисунки на тему: «Мы помним и гордимся!»;
-Выставка военной техники, собранной детьми;
- Изготовление праздничных открыток с родителями;
-Лепка из папьемаше«Военная каска»;
-Оригами «Знамя победы», «Голубь мира»;
-Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»;
А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
-Слушание музыки военных лет;
-Разучивание песен «Увечного огня», «Парад на красной площади»,»Мы хотим чтоб птицы пели»
-Изучение танца «Калинка», «Гляжу в озера синие».

Речевое развитие:

Чтение детям художественных произведений:
-Е.Благинина «Шинель»
-Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско»,
-А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден»,
-Е. Кузнецов «Воздушная тревога»,
-М. Пляцковский «Май сорок пятого года»
-А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
-Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем
-Разучивание стихотворений о ВОВ.
Физическое развитие:
- Спортивное соревнование детей дошкольной группы
-Начальная строевая подготовка мальчиков старшей подгруппы.

Социально-коммуникативное развитие:

Посещение выставки-музея в МОУСОШ №13«Поклонимся великим тем годам»;
-Целевая прогулка к мемориальному постаменту с родителями в выходной.
-Выступление на торжественном празднике посвященном празднованию 70-летия Победы «История одного письма»
Работа с родителями:
- Оформление родительских уголков;
-Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
-Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
-Выпуск «Уголка Славы» в родительском уголке с именами дедушек и прадедушек-участников ВОВ воспитанников.

План реализации проекта.

I Этап - Подготовительный этап. Погружение в проект.

1.Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
2.Постановка проблемы: «Кто такие защитники Родины? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»
3. Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
4. Определение участников проекта (воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель)
Мероприятия:
1. «Дети войны» - Подбор тематического материала (книг, статей, презентация) .
2. Оформление книжной выставки и информационного уголка.

3. Чтение детям художественные произведения:
Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога».
4. Беседа «Наша армия родная».
5. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии.


II Этап – основной. Планирование деятельности, составление плана работы и распределение заданий детям.

1. Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, разработать план реализации проекта.
2.Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности детей.
3.Выбор художественной литературы о войне: для чтения и оформления выставки книг «Они защищали нашу Родину»
4.Подготовка материал для проведения бесед, для продуктивной деятельности.




5.Подбор музыкальных произведений военной тематики

6.Помощь родителей в создании выставки фотографий военных лет, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива)




Мероприятия:
1. Выставка детских рисунков «Краски Победы», посвящённых 70-летию Победы.


2. Разучивание стихотворений на военную тематику.
3. Экскурсия в музей школы№13. Небольшой рассказ о войне и чтение отрывков стихотворений.
4. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «История одного письма», «Журавли», «Синий платочек».
5. Изготовление фронтовых писем (техника оригами).
5. Просмотр мультфильмов на военную тематику.
6. Ручной труд «Подарки ветеранам»



7 Изготовление макета в память о погибших воинах. «Обелиск»

Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм - это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас

Участники проекта
- Дети подготовительной группы
- Воспитатель

- Музыкальный руководитель

Родители
Вид проекта
Краткосрочный, групповой, патриотический, познавательно- исследовательский.
Срок реализации
ноябрь месяц

Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства

Этапы реализации проекта
1 ЭТАП : ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.).
- Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки».

Фотоальбомы: «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
- Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты».

2 ЭТАП : ОСНОВНОЙ

Непосредственно образовательная деятельность
Чтение художественной литературы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Мультимедийные презентации

Консультации для родителей.

3 ЭТАП : ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Подведение итоговпроекта
  • Продуктпроекта
  • Презентация проекта«Я часть России».

Реализация проекта

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседы:

«История возникновения России»
«Государственные символы России» .
«Президент России»
« Подземные богатства России»

Цель: Продолжать знакомство детей с главными символами, отличительными символами России (матрёшкой, берёзой), понятием Родина, формировать у детей представление о России как о родной стране. Обобщение представлений о функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России; гордость за свое Отечество
НОД
«Моя Россия»

Цель :

Программные задачи:

  • Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины;
  • Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;
  • Систематизировать знания детей о символике государства;
  • Развивать память, коммуникативные навыки;
  • Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
  • Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:

«Россия - моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».

Цель : воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РАЗВИТИЕ

Рисование « Узор на миске» (хохломская роспись)

Цель : Украшение шаблона посуды ( миски ) узором по мотивам хохломской росписи (узор из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками).

Лепка «Веселые матрёшки».

Цель: Расширить представление детей о видах народного декоративного ис-кусства.

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки, с её внешним обликом.

Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение за-полнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей по верхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками).

Аппликация «Радужный хоровод»

Цель: Учить детей вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и ещё пополам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность

Рассматривание иллюстраций

«Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, «Русская матрёшка», «Русский народный костюм».

Цель : познакомить с народным и декоративно-прикладным искусством русским костюмом.

Продолжать знакомить с народными традициями , воспитывать уважение к труду народных мастеров . Воспитывать у детей гордость за свою страну.

Рассматривание репродукции художника А. Широкова «За Родину»

Цель : воспитывать любовь к Родине.

Музыка

Занятие. Тема: «Путешествие по музыкальному Севастополю»

Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями севастопольских композиторов и композиторов, писавших о Севастополе.
- Учить детей различать средства музыкальной выразительности, выражать свои впечатления в танцевальных движениях.
- Продолжать обучать детей приемам звукоизвлечения при игре на различных музыкально - шумовых инструментов по К.Орфа, передача ритмической пульсацией и несложного ритмического рисунка.
- Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения композиторов родного края.

  • Слушание песен севастопольских и советских композиторов, писавших о нашем городе .
  • Слушание : Гимн РФ,«Хохлома» ,«Росиночка-Россия ».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой . Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Чтение и разучивание стихотворений о России:

П. Воронько «Лучше нет родного края» ;

С. Михалков «Кремлёвские звёзды» ;

Цель : Воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Развивать память, внимание.

Заучивание пословиц и поговорок :

Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения

«Родина-мать , умей за неё постоять!» ;

«Родная сторона-мать, чужая-мачеха» ;

«Всякому мила своя сторона» .

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пальчиковая гимнастика : «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»

Цель. формирование правильного звукопроизношения; умение быстро и чисто говорить; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие памяти, внимания; умение согласовывать движения и речь.
Д/игры:

« Собери герб страны, нашего города»

«Что мы делаем?»,

«Испорченный телефон»,

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Игра «Ласковое слово»

Словесная игра «Подбери словечко»

«Подбери признак».

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Подвижные игры:

РНИ «Горелки с платочком»
«Золотые ворота»

«Заря-зарница»,

«Краски»

«Колечко»

«Пятнашки»
Хороводная игра «Перелёт птиц»

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

С/р игры:

« Моя семья», «Дом»

Строительные игры

«Дом в котором я живу»,

« Наш детский сад»

« Улицы нашего города»
Работа с родителями:
«Консультации:
«Ребёнок и его родина»

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

ИТОГ:

  1. Подведение итоговпроекта ;
  2. Презентация проекта: «Я часть России»
  3. Продуктпроекта : выставка рисунков и поделок.

Полученные результаты :
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни - от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке и народной игрушке, познакомились с народными музыкальными инструментами, русским костюмом Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

25.02.19

Цели: Воспитывать у детей доброжелательное отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за родного человека, за Родину. Помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка.

Задачи:  Знакомство малышей 2-3 лет с праздником «23 февраля» через иллюстрации, песни, различные игры.  Актуализировать образ отца как защитника семьи и Отечества;  Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины);  Развивать меткость, мелкую моторику рук, умение взаимодействовать друг с другом.  Формировать у детей двигательные навыки и умения для укрепления их здоровья;  Закрепить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.  Развивать умение выполнять аппликацию путем наклеивания готовых форм, развивать воображение детей, художественный вкус;  Воспитывать чувства любви и уважения к папе.

Читать 24.02.19

Цели: Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на формирование представлений об отечественных традициях и праздниках.

Задачи: Задачи реализации проекта Создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования (образовательная область - познавательное развитие направлено на формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках). Воспитывать интерес у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, фольклору, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм. Прививать любовь к традиционным народным праздникам, развивать понимание названий праздников, традиций празднования. Создать развивающую предметно-пространственную среду, необходимую для формирования представлений об отечественных традициях и праздниках у детей, используя взаимодействие всех участников образовательного процесса. Формировать желание и умение применять полученные представления об историческом прошлом своего народа в продуктивном творчестве, опытно-поисковой деятельности. Развивать познавательный интерес к различным областям знаний, инициативу, самостоятельность, воображение, любознательность, интерес к причинно-следственным связям, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; использовать потенциал народной культуры для накопления полоролевого опыта у дошкольников. Воспитывать у детей чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей, эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания. Повысить компетентность педагогов и осведомленность родителей в направлении формирования у дошкольников представлений об отечественных традициях и праздниках.

Читать 21.02.19

Цели: Цель проекта: Воспитание нравственно - патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

Задачи: Задачи проекта: 1. Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма. 2. Помочь детям осознать себя членом семьи. 3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу. 4. Ознакомить детей с символами родного города, государства. 5. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому. 6. Воспитание уважения к труду. 7. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. 8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; 9. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. 10. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину. 11. Воспитывать желание быть полезным своём городе. 12. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания

Читать 21.02.19

Цели: Цель: Создание условий для сохранения физического и нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным, нравственным и гражданским ценностям, воспитание готовности следовать им.

Задачи: Задачи. Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства. Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. к русским праздникам, сказкам, потешкам. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Дать знания о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше. Формировать представление о том, кто такие защитники Отечества. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину. Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарны¬ми знаниями по истории и географии, культуре Рос¬сии. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Способствовать повышению значения семейных ценностей, повышению общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственно-патриотическом воспитании.

Читать 23.02.19

Цели: направлена на усиление традиций народного единства и сплочения, воспитание у детей патриотического чувства, уважения к истории нашей Родины.

Задачи: Расширять представления детей о родной стране, государственных праздниках, углублять и уточнять представления о Родине-России; поддерживать интерес к изучению истории своей страны, к истории родного края.

Читать 13.02.19

Цели: Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц; - Уточнить название часто встречающихся перелётных птиц, их особенности, выделить существенные различия; - Познакомить с понятием: «лететь клином», «косяком», «стайкой»; - Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Задачи: Воспитывать доброе отношение к птицам; - Вызвать желание помочь им, сделать для птичек зёрнышки из пластилина; - Закреплять умение детей отщипывать от большого кусочка пластилина маленькие, скатывать из них круглые шарики – зёрна.

Читать 18.04.17

Цели: Совершенствование воспитательно-образовательной работы, усиление патриотической направленности и любви к Родине.

Задачи: 1. Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы; 2. Сформировать представления о празднике День Победы. Познакомить с детьми войны, героями Великой Отечественной войны; 3. Воспитывать храбрость и мужество, стремление защищать свою Родину.

Воспитание патриотического сознания у дошкольников через сотрудничетво с родителями

Читать 14.09.17

Цели: Знакомство с историей и традициями праздника.

Задачи: формировать представление о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия. Познакомить с родами войск, с военными профессиями, с техникой, которая помогает служить. развивать речевую активность, пополнить и активизировать словарный запас. воспитывать у мальчиков желание быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, чувство гордости за Российскую армию.

Проект, посвященный Дню защитника Отечества

Читать 14.09.17

Цели: воспитать уважение к истории своего села, чувство сопричастности к её светлым и трагическим страницам

Задачи: -расширить представления об истории нашего села; -воспитывать чувство гордости за многовековую историю своей малой Родины

18.09.17

Цели: Цель проекта создать с помощью фольклора условия для воспитания истинно русского человека, - патриота, знающего и уважающего русскую культуру, строящего свою жизнь на основе любви к Родине, доброты и отзывчивости

Задачи: Задачи -создание условий для формирования основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми; - формирования общих культурных интересов в совместной деятельности детей и родителей с применением музейной педагогики; - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры с помощью фольклорных форм.

Педагогический проект «У моей России…»

Читать 18.09.17

Цели: Содействие нравственно-патриотическому воспитанию молодого поколения через вариативные формы работы в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Задачи: Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях; -Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление); -Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности - Развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности -Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. - Обогатить материалами предметно – развивающую среду для сюжетно – ролевых игр. -Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. -Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений. - Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)

Читать 11.02.19

Цели: Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

Задачи: Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

11.02.19

Цели: Знакомить детей с подвигом героя Советского Союза ВОВ Назарова И.С.

Задачи: 1. Воспитывать любовь к Родине, преданности к ней, чувство гордости и состраданияза свой народ, его боевые заслуги. 2. Формировать волю, выносливость, смелость, познание традиций, изучение трудовых и боевых подвигов. 3. Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах героев, о боевой технике. 4. Развивать творческие способности в рамках реализации проекта. 5. Организовать совместную деятельность взрослых и детей по воспитанию патриотических чувств. 6. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Подвиг героя Советского Союза ВОВ Назарова И.С.

Читать 15.02.19

Цели: Приобщать детей к героическому прошлому русского народа.

Задачи: Обучающие: -обогащать знания детей о героическом прошлом русского народа, о былинных богатырях; Развивающие: - способствовать развитию связной речи у детей; - развивать ММР; Воспитательные: - вызывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины, у девочек - уважение к мальчикам как будущим защитникам; - пробуждать чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических личностей.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх