Производственные требования к одежде. Требования к женской одежде

Требования, предъявляемые к нарядной одежде.

1 Эстетические требования

Как безусловная примета элегантности и высокого класса является нарядная одежда. И тут дизайнеры и художники идут на все, чтобы добиться неповторимости и уникальности каждой детали, каждого конструктивного элемента изделия.Они затрагивают такие аспекты, как фактура и поверхностная плотность структуры ткани от изысканных тонких шелковых до набивных и плотных жаккардовых. Каждая частичка переплетения, каждый стежок вышивки, колористическое решение, рисунки с геометрическими и цветочными орнаментами должны соответствовать современному направлению моды, чтобы одежда не выглядела повседневной, а была необычной и эксклюзивной.

2 Экономические требования

Понятие экономичность изделия связано не только с материальными, но и трудовыми и денежными затратами на ее проектирование, технологическую подготовку изготовления и эксплуатацию.Нарядная одежда - это чаще всего дорогостоящая одежда и цена на нее впрямую зависит от затраты на ее производства. К уникальным моделям разрабатывают специальные дорогостоящие материалы, используется ручная отделка изделия, с применением старинных русских технологий, например, торжокского золотого шитья или бисерной вышивки, а зачастую платья могут быть сшиты вообще без использования швейных машин, что говорит о высокой цене изделия, которое может приобрести по социальному статусу не каждый потребитель.

3 Технологические требования

В технологии пошива модных изделий есть свои правила и приемы, применяемые для создания таких необходимых деталей моды: как воланы, рюши, оборки, а также других характерных элементов. Безусловно, это связано и с характером применяемой ткани, такими качествами, как драппируемость для легких шелковых тканей, жесткость для придания формы и подчеркивания особых конструктивных линий одежды, толщина ткани, которая может колебаться от 0.1 мм у тонких, таких как, капрон, шелк, кашмилон до толстых бархатов толщиной 2-3 мм.Среди наиболее характерных особенностей и свойств ткани следует отметить возможность создания различных образных решений и силуэтов, зависящих от кроя или наслоений двух или нескольких разноцветных тканей.

4 Гигиенические требования

В данном случае гигиенические требования сведены к нулю, так нарядная одежда в большей степени подчиняется эстетическим требованиям, ввиду с кратковременным сроком эксплуатации. основные требования к изделию - это сведение электризуемости к минимуму с помощью антистатистических пропиток и минимальная колкость ткани верха для обеспечения комфортности.

5 Износостойкость

Износостойкость в нарядной одежде тоже практически не учитывается, за исключением свойств, которые могут изменить внешний вид. К ним относятся появление пиллей после непродолжительной носки и невысокая раздвижка нитей в швах. Оба свойства напрямую зависят от структуры волокон верха.

Принципы подбора материалов в пакет изделия.

Принципы выбора материалов, составляющих пакет изделия в целом, едины независимо от его назначения и ассортимента. Работа осуществляется в несколько этапов.

Предварительный выбор материалов должен осуществляться таким образом, чтобы удовлетворять главному условию - единству требований и свойствам всех материалов, составляющих пакет изделия.

Основной целью рационального подбора материалов в пакет изделий верхней одежды является - создание конструкций изделий, отличающихся повышенной формоустойчивостью и стабильностью внешнего вида в процессе носки. Поэтому здесь очень важно учесть упругие свойства покровных и прокладочных материалов, изменение их линейных размеров в процессе ВТО, толщину, а с целью уменьшения материалоёмкости швейных изделий учитывать и их поверхностную плотность.

При подборе отделочных материалов необходимо учитывать эстетические требования, предъявляемые к изделию.На первом этапе необходимо определить наиболее важные требования к выбираемым материалам и их количественную характеристику. Количество наиболее важных характеристик и их значение в каждом конкретном случае может быть разное.Например, для подкладочных тканей это может быть поверхностная плотность и усадка; или поверхностная плотность и гигиенические характеристики и т.д.

Для прокладочных материалов главными факторами могут быть толщина, жесткость, цвет, усадка или только жесткость и толщина, для некоторых изделий может быть важна формуемость, жесткость и т.д.

Для скрепляющих материалов (швейных ниток) могут быть наиболее важными линейная плотность, растяжимость, прочность и т.д.

Вторым этапом работы является характеристика материалов пакета изделия, соответствующих главным требованиям, выбор ассортиментных групп и конкретных артикулов материалов. В случае, если возможно применение материалов, отвечающих основным требованиям, но имеющих различный уровень потребительских свойств, необходимо представить аннотацию их характеристик и провести сравнительный анализ достоинств и недостатков эксплуатационных свойств изделий, выполненных с применением этих материалов, а также оценить особенности их технологической обработки на первых двух этапах работы. При определении показателей качества можно воспользоваться рекомендациями ГОСТ 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, прейскурантами, технической и учебной литературой, но при этом следует учесть, что это показатели качества ткани, а не критерии выбора материалов на конкретное изделие. Установление основных и дополнительных факторов, определяющих подбор материалов на конкретное изделие, должен быть обоснован исходя из его особенностей.

Одежда формирует внешний облик человека, поэтому в комплексе требований, предъявляемых к ней, эстетические требования занимают особое место. эстетический потребительский оценка качество

Эстетические требования к одежде заключаются в соответствии ее современным духовным потребностям человека и общества, выраженным в эстетических идеалах, сложившемся стилевом направлении и моде.

Эстетическая оценка реальных изделий выявляется при сопоставлении их с идеалом, т.е. представлением человека о прекрасном. Понятие "прекрасное" складывается в сознании человека под влиянием ряда факторов: уровня жизни общества, условий труда, уровня культуры и производства, климатических, национальных особенностей и др. Кроме того, на формирование эстетического идеала влияют индивидуальные особенности человека - возраст, образ жизни, род занятий, место жительства и др. У каждого человека свое представление о красивом, в соответствии с которым он формирует свой гардероб, украшает свой дом, отдает предпочтение тем или иным произведениям искусства. Общественное представление о прекрасном изменяется и совершенствуется под влиянием множества различных факторов, и в первую очередь в связи с развитием производительных сил общества, его культуры.

Одежда является объектом декоративно-прикладного искусства и в то же время предметом личного пользования человека. Поэтому она должна удовлетворять эстетическим требованиям как общества в целом, так и индивидуумов. Хотя эстетические вкусы и требования каждой личности и индивидуальны, у людей, живущих в одном обществе, в одно время и в одинаковых условиях, вырабатывается более или менее общее представление о прекрасном в одежде и предметах быта.

Понятие "прекрасное" как положительное выражение эстетического отношения человека к действительности означает не просто красоту формы, но и ее полезность, истинность, нравственность. Понятие "эстетическое" означает эмоциональное восприятие действительности. Эстетические свойства одежды характеризуют не только ее художественную сторону, т.е. красоту, но и утилитарные свойства. Форма красивого изделия органически связана с содержанием, т.е. с его утилитарностью.

Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие на человека оказывают такие свойства одежды, как геометрическая форма, размеры, масса, цвет, свойства материалов (мягкость, шероховатость, туше и т.д.). Наиболее сильно воздействует на человека цвет изделия. Поэтому в первую очередь он воспринимает и оценивает ощущения от цветосветовых характеристик одежды и ее объемно-пространственной структуры, а потом - другие ее свойства, характеризующие внутреннее строение, содержание и назначение.

Условно форму одежды можно рассматривать в трех аспектах. Функциональная форма определяется назначением одежды, ее утилитарными функциями. Конструктивная форма характеризуется строением одежды - объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов. Эстетическая форма удовлетворяет предъявляемое к изделию требование красоты и художественной выразительности. Речь о высокой эстетической ценности одежды может идти только в том случае, если изделие имеет единую форму, созданную с учетом комплекса важнейших требований: функциональных, эргономических, эстетических.

Эстетические требования к одежде в значительной степени зависят от стиля и моды. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности. Стилевое единство характерно для архитектуры, искусства, для предметов -трудa и быта, одежды и выражается в общей системе организации формы. Стиль охватывает продолжительный период развития общества. Стиль эпохи складывается под влиянием социально-экономических условий жизни общества, преобладающих в нем философских идей, эстетических идеалов, обычаев, природно-климатических и других факторов. Существенные изменения исторических условий предопределяют смену стилей и, следовательно, коренные изменения господствующих форм в искусстве, предметах быта, одежде и др. Так, в эпоху средневековья готический стиль в одежде выразился в предпочтении удлиненных форм. А в эпоху господства стилей барокко и рококо одежда изобиловала украшениями в виде бантов, складок, кружев и других отделок.

Мода в отличие от стиля - временная общность средств художественной выразительности. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий. Возникновение моды в одежде как общественное явление связано с естественной потребностью человека в постоянном обновлении, улучшении изделий и приведении их в соответствие с меняющимися условиями жизни и вкусами. Человек не может всю жизнь носить одно и то же платье или костюм. Форма одежды меняется с возрастом, под влиянием природно-климатических и других условий. Большое влияние на моду оказывают социальные и экономические условия жизни общества.

Периодические изменения моды в одежде можно объяснить и психологическими причинами. Стремление человека к новому и оригинальному побуждает его приобретать новые модные изделия, заметно отличающиеся от старых. Утверждается новая мода на одежду вначале робко и неуверенно, но постепенно количество ее поклонников увеличивается. К моменту наибольшего распространения модных форм одежды, когда мода становится господствующей, наступает психологическое утомление потребителей от однообразия и возникает желание обновить устоявшиеся формы. Происходит резкий, контрастный переход к новой моде, к новым формам одежды. Таким образом, осуществляется циклическое развитие моды. Каждый цикл существенного изменения моды имеет продолжительность от 3-4 до 7-15 лет. Необходимо отметить, что циклические изменения моды происходят по спирали. Это означает, что новая мода содержит элементы старой, но не повторяет их в точности. Например, мини-юбки в женской одежде господствовали в 70-х годах, затем они сменились макси-юбками, а в конце 80-х годов появились вновь, но уже других силуэтов.

Изменения моды обычно проявляются в отдельных элементах формы одежды - силуэте, высоте плеч, форме отдельных деталей, длине изделия, его ширине на различных уровнях (талии, низа и др.) и т.д.

Анализ развития моды показывает, что, несмотря на стихийность процесса смены ее, возможно прогнозирование и управление модой. Учитывая наиболее благоприятное соотношение (равенство) сроков морального и физического износа, можно установить оптимальную продолжительность цикла изменения моды.

Отношение к моде людей разного возраста неодинаково: молодежь активно принимает смелые предложения модельеров, а представители старшего поколения подходят к ним осторожно. Неодинаково принимают моду жители города и деревни, представители различных социальных групп.

Мода в современных условиях должна быть ориентирована на массового потребителя и на промышленное производство одежды.

Таким образом, одежда должна соответствовать довольно сложному комплексу эстетических требований: назначению, условиям эксплуатации, внешности, индивидуальным особенностям и вкусам потребителя, стилю и современному направлению моды, национальным традициям. При этом она должна быть оригинальной, выразительной, все ее элементы должны гармонировать друг с другом и выражать основную эстетическую идею.

Для реализации столь многосторонних эстетических требований одежда должна обладать соответствующими свойствами. Соответствие одежды ее функциональному назначению - комплексное свойство, для всесторонней оценки которого необходимо учитывать условия эксплуатации: климат, сезон, пол и возраст потребителей, целевое назначение (повседневная, выходная, для занятий спортом и отдыха и др.).

Одежда создается художниками в соответствии с законами гармонии. С помощью средств гармонизации ей придается не просто красота, а целостность формы, согласованность и соподчиненность отдельных ее элементов общей композиции изделия, уравновешенность и взаимосвязанность их друг с другом и окружающей средой. Благодаря соответствию законам общей гармонии одежда соответствует назначению, конкретным условиям деятельности человека.

Соответствие современному стилю и моде является важнейшим свойством одежды, от которого зависит потребительский спрос на нее. Социологические исследования показывают, что потребители при выборе одежды едва ли не самое главное внимание уделяют именно этим свойствам.

На эстетические свойства одежды непосредственно влияют ее геометрическая форма и свойства материалов. Геометрическая форма одежды оказывает значительное эмоциональное воздействие на человека и воспринимается им как объем, масса изделия, его силуэт. Она может создавать впечатление массивности или легкости, стройности фигуры. Наряду с формой сильное эмоциональное воздействие на человека оказывают свойства.материалов. Используя материалы различного колористического оформления и свойств (жесткость, драпируемость, пластичность и др.), можно создавать изделия высокой эстетической ценности

Цель урока: кратко познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Наглядные пособия: рисунки одежды разных эпох, журналы мод.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, карандаши, презентация (Приложение 1) .

Словарь: силуэт, стиль.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Во время рассказа учитель демонстрирует рисунки одежды разных эпох.

Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века. Но имелись ли различия в одежде в то время или набедренные повязки были одинаковыми? Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения. (См. слайд №3).

Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную. Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а, например мужской костюм греков – из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемый гиматией. Одежда женщин Древней Греции состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы, размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым. Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут свое происхождение передник, юбка, брюки.

Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм – передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой. (См. слайд №4-8).

С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета, т.е. совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.).

Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отличаем по характерному силуэту в фас или профиль.

Силуэт - это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.

Прямой силуэт – наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур.

Приталенный силуэт можно уподобить двум «встречным» треугольникам или трапециям, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды.

Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы.

В силуэте «трапеция» расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых. (См. слайд №9-13).

2. Изучение силуэтов в современной одежде.

Практическая работа.

Задание:

  1. Определить по журналам мод силуэт разных видов одежды.
  2. Нарисовать в рабочей тетради силуэты современных направлений моды.

3. Словесно-иллюстративный рассказ о стиле в одежде.

Особенности исторического пути развития каждой нации, ее самобытность, обычаи и традиции находят отражение в костюме. Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Например, стили «рококо», «барокко».

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.

Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.

Классический стиль мало подвержен капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды. К этому стилю можно отнести жакет, кардиган, жилет, платья рубашечного покроя.

Спортивный стиль наиболее распространен в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней относят куртки, блузки, комбинезоны, джинсовую одежду.

Романтический стиль очень подчеркивает женственность. Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.

Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с ее назначением. Не стоит в театр надевать спортивный костюм, а на работу – нарядное платье из блестящей ткани. Ведь говорят: «Встречают по одежке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму». (См. слайд №14).

4. Изучение стилей в современной одежде.

1) Практическая работа.

Задание:

По журналам мод определить стили в современной одежде.

2) Беседа с учащимися по вопросам:

  • В одежду какого стиля вы сейчас одеты?
  • Можете ли вы назвать силуэт своей одежды?
  • Одежду какого стиля не стоит надевать на дискотеку?

5. Изучение требований, предъявляемых к одежде.

Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она имеет также психологическое и эстетическое значение. Поэтому, создавая одежду, необходимо исходить из определенных требований к ней – гигиенических, эксплутационных, эстетических и экономических.

Гигиенические требования – это требования соответствия одежды ее назначению. То есть одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека, быть легкой, мягкой, удобной.

Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.

Эксплутационные требования к одежде заключаются в следующем:

  • у изделия должна быть удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
  • одежда должна быть достаточно прочной, износоустойчивой;
  • изделие должно легко стираться, чиститься и т.д.

Выполнение этих требований зависит от покроя, свойств ткани, качества обработки, условий носки.

Эстетические требования заключаются в том, что одежда:

  • должна быть красивой;
  • соответствовать современному направлению моды;
  • учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.

Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.

Учет вышеперечисленных требований обязателен как при массовом, так и при индивидуальном изготовлении одежды. (См. слайд №15,16).

6. Конспектирование учащимися основных требований, предъявляемых к одежде.

Учащиеся в рабочих тетрадях записывают основные требования, предъявляемые к одежде. (Учебник, С. 102-103;).

III. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какие силуэты можно выделить в современной моде?
  • Учитываются ли при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то каким образом?
  • Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке.
  • По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
  • Как вы думаете, из какой ткани должна быть сшита блузка, чтобы ее отнесли к спортивному стилю?
  • Как можно учесть выполнение гигиенических требований при изготовлении домашнего халата?

2. Выводы по теме урока.

Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания? (См. слайд №17).

Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся формулируют вывод.

1. Сколько видов силуэтов используется в современной моде?

Вывод: В современной моде используют в основном 4 вида силуэта.

2. Что нужно учитывать при выборе одежды какого-либо силуэта?

Вывод: При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека.

3. Как нужно правильно одеваться, чтобы не выглядеть нелепо?

Вывод: Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с ее назначением.

4. На каком этапе изготовления одежды необходимо учитывать требования, предъявляемые к ней?

Вывод: При подборе ткани, проектировании и выборе способов обработки отдельных узлов одежды необходимо проверять, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к одежде.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: стр. 97-103; оформить в альбоме лист «Основные силуэты в современной моде».

Потребительная ценность швейных изделий, как и любого товара, определяется комплексом свойств, удовлетворяющих различные требования потребителей. Для потребителя важно, чтобы одежда была прочной, гигиеничной, удобной и красивой. В настоящее время разнообразие выпускаемых материалов и высокоразвитая технология швейного производства позволяют создавать изделия практически с любыми заданными свойствами.

Все требования, предъявляемые к одежде, условно можно разделить на три группы: эстетические, гигиенические и эксплуатационные (определяющие срок службы). Одежда удовлетворяет той или иной группе требований благодаря своим свойствам. Так, одежда удовлетворяет гигиеническим требованиям тогда, когда она имеет хорошие теплоизоляционные свойства, достаточные гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость. Эксплуатационным требованиям одежда отвечает, когда имеет высокую износостойкость, а эстетическим - при выборе удачных материалов, композиции элементов формы, сочетаний цвета и т. д.

Эстетические требования к одежде. Одежда для человека имеет немаловажное значение, она создает определенный его внешний облик. Художественность выполнения в ряде случаев для одежды является основным требованием.

На эстетические требования к одежде большое влияние оказывают современная мода и стиль. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности в искусстве, архитектуре и оформлении предметов потребления, в том числе и одежды. Художественный стиль охватывает сравнительно длительные этапы развития, человеческого общества и отражает художественный вкус целой эпохи, а поэтому он определяет коренные изменения внешних форм предметов быта и одежды*. Частичные изменения в эстетическом оформлении одежды в пределах данного стиля относятся к моде. Мода в одежде - непродолжительное «господство» в определенной общественной среде тех или иных вкусов по отношению к внешнему оформлению одежды.

* Слово «стиль» применяется иногда и в другом значении, когда дается определение характера композиции изделия, ее эмоциональная оценка - одежда делового стиля, спортивного, романтического, инфантильного, женственно элегантного и др.

Современный внешний вид одежда приобретает благодаря созданию моделей, отвечающих представлениям о красоте ее формы, цветовом решении и композиции на данный период. Объемно-пространственная форма одежды сложна. Она характеризуется линиями, размерами и пропорциями элементов и всего изделия. Общий контур, внешнее очертание изделия создает силуэт изделия. Объемно-пространственную форму одежды наиболее полно характеризуют два силуэта - фронтальный и профильный.

Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеча, оформлением линии низа и покроем рукава.

По степени прилегания к фигуре по линии талии различают четыре основных силуэта: плотноприлегающий, полуприлегающий, прямой и свободный (рис. 35). Силуэт является одним из важнейших элементов художественного оформления изделия, причем элементом, самым подвижным в отношении моды. Любое сколько-нибудь крупное изменение моды касается прежде всего изменения силуэта, а затем уже более мелких элементов - положения линии талии, высоты плеча, длины изделия, длины рукава и т. д.

Рис. 35. Виды силуэтов: 1-4 - женская одежда полуприлегающего, прямого, свободного (трапеция) и плотнооблегающего силуэтов; 5-6 - мужские пиджак и пальто полуприлегающего и прямого силуэтов.

Впечатление от одежды, т. е. ее эмоциональная оценка, определяется не только ее объемно-пространственной формой, но и тем, как эта форма решена, - ее композицией.

Главное в создании композиции одежды - добиться гармоничного сочетания элементов объема, цвета, материалов, отделки. Композиция создает зрительно воспринимаемый образ одежды и может иметь разный характер - строгий, веселый, деловой, торжественный, праздничный, официальный. Так, для одежды деловой, официальной характерны симметричное расположение деталей, вертикальные или горизонтальные прямые подчеркнутые линии, равномерный ритм в расположении деталей, отделки. Одежда праздничная, нарядная часто имеет плавные асимметричные линии, контрастное расположение объемов, контрастное сочетание цветов.

Все многообразие композиционных решений формы можно объединить в две группы - одежда строгой формы и одежда формы фантази (рис. 36). Для одежды строгих форм характерны прямые, сдержанные линии, минимум отделки, совпадение декоративных линий с конструктивными - линиями середины переда, спинки, бокового шва и проймы.

Рис. 36. Одежда строгой формы и фантази: 1 - куртка мужская строгой формы; 2 - куртка мужская форма фантази (полочки выполнены с подрезами, в которых помещены карманы); 3 - женское платье строгой формы; 4, 5, 6 - женские платья формы фантази; 4 - рукав цельнокроеный, 5 - рельефы - вытачки от проймы, 6 - рукав реглан, декоративные складки и строчки.

Для одежды формы фантази характерны разнообразные оригинальные сечения, асимметрия, различный ритм отделки, наличие декоративных линий, не совпадающих с конструктивными. В пределах одного силуэта форма одежды может быть разработана по-разному - варьируют размеры и формы воротника, лацканов, манжет, выявляются рельефы по контурам деталей, линии талии, меняются формы кокеток, складок. Варианты разнообразных сочетаний линий конструктивных и декоративных неисчерпаемы и меняются с изменением моды Подобная разработка формы называется фасоном .

Гигиенические требования к одежде. Человеческий организм очень чувствителен к изменению условий пододежного микроклимата, а поэтому к швейным изделиям предъявляются высокие гигиенические требования: они должны поддерживать температуру тела на постоянном уровне, выводить в окружающую среду излишнее количество углекислоты и паров воды, не затруднять дыхания и кровообращения, не повреждать кожных покровов, а материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать вредного или неприятного воздействия на кожу и весь организм в целом.

Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, одежда должна иметь ряд свойств, основными из которых являются способность к теплоизоляции, проницаемость, сорбционные свойства и электризуемость. Большинство из перечисленных свойств одежды полностью определяется свойствами материалов, из которых она изготовлена (проницаемость для паров воды, воздуха, газов, пыли и света, гигроскопичность, способность адсорбировать твердые и жидкие вещества, электризуемость).

Ряд свойств, например способность к теплоизоляции, зависит как от свойств материалов, так и от конструкции одежды. Количество тепла, уходящего из-под одежды или получаемого человеком извне, будет зависеть при прочих равных условиях от того, из скольких слоев материалов состоит одежда, от величины воздушных прослоек между этими слоями и телом, от наличия преград в виде воротников, шарфов, манжет, поясов или, наоборот, от величины выреза горловины, ширины рукава и т. п.

Создание нормальных условий для дыхания и кровообращения зависит от соответствия изделия форме и размерам тела, что определяется правильным выбором прибавок на свободное облегание, расчетами и построением чертежей при конструировании одежды. При движении форма и размеры мышц тела человека изменяются. Следовательно, если одежда будет рассчитана на форму и размеры тела в состоянии покоя, в котором снимаются измерения, то в условиях эксплуатации такая одежда будет стеснять дыхание, затруднять кровообращение, стягивая тело в отдельных участках.

На гигиеническую оценку одежды оказывают влияние цвет и вес изделия, пылеемкость и электризуемость. Известно, что если белый цвет почти полностью (до 98%) отражает световой поток, то черный - до 99,5% поглощает его, что оказывает большое влияние на процесс теплоизоляции.

Современная теплозащитная одежда представляет собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких слоев и обладающую значительным весом. Так, например, комплект мужской зимней одежды 48 размера третьего роста весит 9-10 кг и состоит в среднем из 10 слоев (нижнее белье, сорочка, свитер, костюм и зимнее пальто).

На пылеемкость одежды оказывают влияние характер поверхности ткани, вид волокна и конструкция одежды. Гладкие блестящие ткани меньше задерживают на своей поверхности пыль. Изделия, имеющие минимальное количество швов, рельефов, складок, также меньше запыляются. На загрязнение одежды воздействует и электризуемость тканей: частички пыли, имеющие заряд, противоположный заряду ткани, притягиваются и удерживаются на ее поверхности.

Эксплуатационные требования к одежде. Одним из важных потребительских требований, предъявляемых к одежде, является достаточная продолжительность срока эксплуатации изделия или величина срока его службы. Срок службы зависит от стойкости одежды к физическому износу и ряда других факторов. Физический износ представляет собой видимое разрушение или ухудшение свойств изделия в результате действия различных факторов - механических (трение, изгиб, кручение, растяжение), физико-механических (воздействие солнечного света, окислителей, щелочей, кислот, воды, температуры), биологических (действие микроорганизмов).

Чаще всего физический износ одежды наступает в результате комплексного воздействия нескольких факторов (трение в сочетании с воздействием солнечного света, кислорода воздуха, влаги и т. д.), степень влияния которых зависит от назначения и условий эксплуатации.

Стойкость изделий к физическому износу зависит от свойств материалов, из которых изготовлено изделие, от способов соединения деталей (ниточное, клеевое, сварное), правильности соблюдения технологических режимов обработки, интенсивности пользования, условий носки и ухода за изделием. На срок службы одежды влияет и сохранение изделием формы в процессе эксплуатации. Изделия, объемная форма деталей которых получена путем пластического формования (тепловая обработка увлажненной ткани), чаще теряют форму при воздействии влажности, давления, смятия и труднее восстанавливаются. Объемные формы, полученные путем механического формования (вытачками, рельефами) легко восстанавливаются с помощью обычной утюжки.

На срок службы, кроме стойкости к физическому износу, влияет и удобство пользования одеждой (удобство ее надевать, снимать, застегивать, чистить, гладить, ремонтировать, изменять размеры и т. п.). Удобство надевать, снимать, застегивать определяется длиной и шириной изделия, наличием, формой и расположением застежки, карманов, пояса, хлястиков, манжет и других деталей. Так, для удобства пользования рабочей одеждой карманы должны располагаться в легко доступном месте, а длина прорези входа в карман быть достаточно большой. Одежда для повседневной носки не должна иметь застежек с большим количеством мелких пуговиц и петель. Тяжелую длинную одежду (пальто, шубы) в этих же целях проектируют распашной с застежкой спереди. Длина сорочки или блузки должна быть не менее чем на 20 см ниже линии талии, чтобы при подъеме руки сорочки и блузки не выдергивались из-под пояса юбки или брюк.

Прекращение срока службы может наступить и в том случае, если эстетические свойства изделия на данном этапе времени перестают оцениваться как полноценные. Это происходит при изменении моды, когда меняются критерии оценки объемно-пространственной формы одежды (силуэта, длины, пропорций), цвета и фактуры материалов. В подобном случае наступает так называемый «моральный» износ. Воздействию морального износа больше всего подвержена одежда сложных форм с ярковыраженными модными деталями, особенно женское легкое платье, затем верхняя женская и мужская одежда, меньше - домашняя, спортивная, ведомственная, рабочая и другие виды одежды. Поэтому требования потребителей в отношении срока службы часто сводятся не к максимальному, а оптимальному, когда сроки физического и морального износа совпадают.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность - соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

В повседневной жизни одежда играет огромную роль для человека, т.к. представляет собой предмет первой необходимости .

Основная функция одежды - это защита человека от погодных условий (холод, жара, атмосферные осадки).

Основные функции современной одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Информационная функция необходима и имеет значение отличительного признака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека.

Эстетическая функция - это предмет материальной культуры человека, и представляет собой черты исторической эпохи, национального характера или индивидуальные творческие особенности.

Защитная функция. Хоть у одежды и есть прямое назначение, и используется она в потребительских условиях, но она также является и предметом искусства.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования . Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Литература: ,.

7. Ассортимент и классификация одежды

В разные периоды жизни и времени дня человек носит не одну вещь, а несколько, и у каждой из них есть определенное предназначение для разных условий: для отдыха, для занятий спортом, для работы.
Именно поэтому (классификация одежды по назначению) одежда делится на: бытовую, производственную и спортивную .

Бытовая одежда - это самая большая категория и подразделяется на нарядную, повседневную и домашнюю.

Производственная одежда делится на ведомственную и специальную одежду (для лесорубов, шахтеров, медсестер, врачей, пожарных).
Наиболее ярко информационную функцию выполняет ведомственная одежда.

Спортивную одежду тоже можно подразделить более узко. Например, одежда для отдельных видов спорта (футбол, теннис, баскетбол).

Существует классификация по временам года: летняя, зимняя, осенне-весенняя или демисезонная.

Еще одним немаловажным фактором в классификации одежды является классификация по поло-возрастному признаку на мужскую, женскую и детскую.

Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Ассортимент швейных изделий велик и сложен, включает различные виды и разновидности одежды, головных уборов, а также постельное, столовое белье и др.

Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др.

Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто - мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

В промышленности принята определенная классификация швейных изделий.

Весь ассортимент по общему назначению делится на пять классов:

1) бытовые изделия;

2) спортивные изделия;

З) спецодежда;

4) ведомственные изделия;

5) национальная одежда.

Каждый класс по условиям эксплуатации подразделяется на пять групп:

1) верхняя одежда;

2) легкое платье;

З) белье и швейная галантерея;

4) головные уборы;

5) инвентарь, снаряжение и другие изделия.

Группы делятся на подгруппы в зависимости от модельно - конструктивных признаков и употребления: пальто, костюмы, платья, блузки, юбки и другие плательные изделия; белье верхнее, нательное, постельное, столовое; полотенечно - платочные изделия; швейная галантерея; головные уборы и др.

Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

1) видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

2) полом (мужская, женская одежда);

З) возрастом (пять возрастных детских групп и три возрастные группы взрослого населения);

4) сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

5) видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани и др.);

6) назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Бытовая одежда изготовляется различных размеров (номеров) и длин (ростов). Размер определяется обхватом груди, длина – длиной тела человека и модой.

Одежда имеет следующие размеры (в см): для взрослых – 88, 92, 96, 100,..., 120; для детей-подростков – 88, 92; старшего школьного возраста – 76, 80, 84; младшего школьного возраста – 64, 68, 72; дошкольного возраста – 56, 60; ясельного возраста – 48, 52.

Для массового производства одежды разработаны промышленные методы моделирования и конструирования, в которых учитывается современная типология взрослого и детского населения страны. Размерная характеристика типовых фигур человека дается в виде отдельных измерений, называемых размерными признаками. В качестве ведущих размерных признаков приняты: обхват груди и длина тела человека (рост).

В соответствии с требованиями стандартов при маркировке готовой одежды ставят обозначение размеров в сантиметрах в следующем порядке: для мужской одежды – рост, обхват груди, обхват талии (например, 170 – 100 – 88); для женской одежды – рост, обхват груди, обхват бедер (например, 158 – 96 – 104), для мужских сорочек – рост, обхват груди, обхват талии, обхват шеи (170 – 100 – 88 – 41).

Подконструкцией понимается внешний вид и объемно пространственная форма одежды, характер членения ее на конструктивные пояса, конфигурация и размеры составных частей, а также способы их соединения. Конструкция одежды характеризуется внешней формой (силуэт, покрой), конструктивным построением деталей (воротник, карманы, застежка), художественным оформлением и видом соединительных швов.

Детали одежды можно разделить на две группы: определяющие объемно-пространственную форму изделия. к ним относятся полочки, спинки, рукава, передние и задние половинки брюк, полотнища юбок; не определяющие объемно-пространственную форму изделия. они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательные значения (обтачки, детали подкладки, прокладки, кромки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки, пояса, банты и т.д.).

Детали первой группы являются основными, так как они создают форму одежды. Конструкция и объемно-пространственная форма деталей второй группы зависят от конструкции и формы основных деталей.

Конструкцию одежды определяют следующие факторы: вид и функциональное назначение одежды; силуэтная и объемно-пространственная форма, размеры и количество составных частей (деталей кроя); свойства материалов, из которых изготовляется одежда; способы соединения составных частей одежды; строение и расположение конструктивных швов и вытачек; наличие конструктивно-декоративных элементов (складок, драпировок, рельефов, оборок и т.д.).

Основные детали могут состоять из одной или нескольких частей в зависимости от модели, силуэта, формы и вида одежды (рис.2,3). Разнообразие конструкции спинки и полочек, состоящих из одной части, определяется наличием отделочных швов, вытачек.

Рукава изделий могут состоять из одной, двух или трех частей. Кроме того, конструкция рукавов может быть разной в зависимости от конструкции нижних и верхних срезов. Конструкция верхних срезов рукавов (втачные, реглан и рукава, выкроенные вместе с полочкой и спинкой) определяют покрой рукава.

Воротник одежды состоит обычно из двух деталей – верхней и нижней, в женском платье может состоять из одной детали. Нижний воротник верхней одежды придает и удерживает форму воротника изделия, он состоит из двух частей. Верхний воротник состоит из одной части, за исключением отдельных изделий со стойкой.

Подборт служит для оформления и обработки края борта, поэтому по внешнему срезу он соответствует срезу бортов полочек. Пояс в плечевых изделиях является дополнением к фасону, а в поясных изделиях – деталью, обеспечивающей посадку брюк и юбок на фигуре человека.

Контуры деталей называют срезами, они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека (табл.1,2).

Таблица 1

Наименование конструктивных линий мужского пиджака

Рис. 2. Детали кроя мужского пиджака из ткани верха

Таблица 2

Наименование конструктивных линий мужских брюк

Рис. 3. Детали кроя мужских брюк из ткани верха

Каждая деталь должна иметь определенное долевое направление нитей основы ткани для обеспечения устойчивости изделия к растяжению во время носки, а также для лучшего формообразования.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх