Русские художественные лаки. Художественные лаки Художественные лаки эскиз

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Русская лаковая живопись - уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира.

Традиционными центрами лаковой живописи являются Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй. Составляя единую семью «русских художественных лаков», влияя друг на друга, взаимообогащаясь, каждый из них имеет индивидуальное лицо, во многом благодаря тем мастерам, которые создают свои сказочно-поэтические произведения.

Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев, они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов. Лаковые миниатюры - это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души. Их удобно иметь при себе, они не обременяют владельца размерами и в интерьере деликатны, не разрушают стилистику крупных форм, масс и цвета.

Искусство русской лаковой миниатюры (росписи шкатулок, панно, подносов) известно во всем мире благодаря деятельности четырех старинных промыслов: Федоскина, где в первой половине XIX века, развивая традиции восточного и западноевропейского лакового искусства, широко развернули работу мастерские семейства Вишняковых и фабрика Лукутина, а также старинных иконописных центров - Палеха, Мстеры и Холуя, в которых лаковая миниатюрная живопись сформировалась как вид искусства, можно сказать под давлением обстоятельств, поскольку в 1920-е годы мастера-иконописцы вынуждены были искать применение своему таланту, что, впрочем, не мешало им достичь больших высот в новом для себя виде творчества - росписи.

1. Лаковая миниатюра Федоскино

Деревня Федоскино является родиной русских лаков.

Ещё в конце XVIII века купец Иван Коробов организовал фабрику по производству лаковой продукции в деревне Данилково (ныне Федоскино) недалеко от Москвы. В XIX веке дело перешло его племяннику Петру Лукутину. При Лукутине фабрика добилась значительного прогресса в качестве письма и увеличения производства изделий, а в 1828 году даже получило право ставить штамп с Царским гербом на внутренней части шкатулок. С того времени Лукутинские лаки стали известны и за границей.

Лукутинская лаковая миниатюра стала популярна в первую очередь за счёт своего высокого художественного уровня. Живопись писалась масляными красками, она соединяла в себе «плотное» письмо и «по-сквозному» прозрачными слоями (лессировками). Для подложки часто применялись сусальное золото и металлические порошки, которые потом просвечивались сквозь слой красок.

Большое влияние на Лукутинскую (в дальнейшем и на Федоскинскую) лаковую миниатюру оказала русская реалистическая живопись. Любимыми сюжетами того времени были чаепития, сценки из деревенской жизни, хороводы и катание на тройках.

Схожими по форме и содержанию с лукутинскими были лаковые шкатулки владельцев Вишняковых. Оказывая, то и дело взаимное влияние друг на друга, предприятия Вишняковых и Лукутина существовали рядом почти 100 лет. В 1904 году наследники Лукутиных закрыли фабрику. Спустя несколько лет, в 1910 бывшие лукутинские мастера организовали Федоскинскую трудовую артель, что помогло сохранить промысел и передачу традиций следующему поколению мастеров.

После Великой Октябрьской революции 1917 года, федоскинская артель пополнилась новыми молодыми художниками. В их произведениях можно найти отражение жизни тех лет - строительство Советского государства, историческое прошлое России. Тройки, чаепития и хороводы всё ещё встречаются на шкатулках тех лет, однако сюжеты начинают существенно меняться. Особое внимание художники Федоскино стали уделять орнаментально-декоративному убранству, используя оформление «сканью», «шотландкой» (параллельные линии образующие узор традиционный для Шотландии), золотым орнаментом и подложки под письмо из перламутра.

Современное искусство федоскинской миниатюры развивает самостоятельное звучание всех жанров этого уникального вида. Необыкновенно привлекательны ларцы и панно, броши и шкатулки различных форм и размеров с миниатюрной живописью и золотым орнаментом.

В Федоскино существует преемственность поколений, свои навыки передают из поколения в поколение в семьях Пашининых, Алдошкиных, Монашовых и многих других. Работы федоскинских художников хранятся в частных коллекция по всему миру, а также представлены в Музеях разных стран.

2. Палехская лаковая миниатюра

Маленький городок Палех расположен в 360 километрах к востоку от Москвы. Это составляет около 60 километров от города Иваново, к области которого относится Палех.

Ранее Палех был одним из центров иконописания и как таковой упоминается несколько раз в документах XVII века. Иконопись была семейным занятием, и ремесло передавалось от одного поколения к другому.

Октябрьская революция 1917 года нанесла тяжелый удар по иконописи в Палехе и по всей России. Не только сами святые образы, но и художники, которые сделали их стали врагами для коммунистического режима и преследовались или были арестованы. Так как иконы и росписи больше не были востребованы, одни мастера вернулись в сельское хозяйство, другие попытались пойти в другие ремесла, такие как обувщики, торговые перевозки, плетение лаптей, изготовление игрушек и блюд. Некоторые мастера Палеха пошли в другие города искать работу.

В 1918 году бывшие иконописцы создали первый Палехский кооператив декоративно-прикладного искусства, но вскоре он распался.

В 1922 году И.И. Голиков, будучи в Москве увидел черную шкатулку папье-маше из Федоскино в Музее ремесел. Он расписал шкатулку, используя приемы иконописи и технологии лаковой работы, и имел успех. В 1923 году мастер из Палеха занял первое место на Всесоюзной выставке сельского хозяйства и промышленности в Москве. Успешные выставки своих первых работ в Москве и Венеции вдохновили художников, и 5 декабря 1924 года семь мастеров Палеха И.И. Голиков, И.В. Маркичев, И.М. Баканов, И.И. Зубков, А.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин организовали Артель древней живописи.

Новые времена потребовали новых тем и сюжетов. Действительно, их картины изобилуют крестьянской и революционной тематикой. Они изображают героизм народа, сбор урожая, рыбалку, охоту, хороводы, веселье, верховую езду. С самого начала Палехские живописцы широко использовали народные мотивы и поэзию Пушкина, Лермонтова, Горького и других.

Самой сложной задачей для художников Палеха было рисовать на вещах, имеющих форму и объем. Диапазон изделий был очень широк: броши, банки, шкатулки, портсигары, табакерки, щиты и так далее. Для передачи опыта старых мастеров молодым одаренным людям в 1933 году была открыта Палехская художественная школа.

На 10-ую годовщину артели в марте 1935 пришли несколько сотен делегатов. Великую встречу открыла министр образования РФ. Государственный музей искусств Палеха был открыт в тот день. Артель была переименована в Ассоциацию Палеха.

Сталинские репрессии 1930-40 гг. и трагедии Великой Отечественной войны (Второй мировой войны) не прошли мимо Палеха, Палех потерял много своих талантов. В 1960-е годы многие талантливые художники прибыли в Палех и среди них были Б. Ермолаев, Н. Голиков, А. Кочупалов, А. Песков, Валентин и Татьяна Ходовы, А. Клипов, С. Буторин, Г. Кочетов, И. Ливанова, Н. Богачева. В 1970-х годах Владимир и Наталья Булдакова, Н. Грибов, Юрий и Екатерина Щаницыны, В. Зотов, А. Каманина, Н. Лопатин, Л. Некрасова, О. Субботина присоединились к ним. Все они приняли традиции Палеха и начали работать. 1980-е годы можно назвать периодом возрождения искусства Палеха. В настоящее время существует несколько различных кооперативов и мастерских, успешно работающих в Палехе.

миниатюра лаковый живопись художественный

3. Мстерская лаковая миниатюра

Поселок Мстера раскинулся на холмистом берегу реки Клязьмы, в 110 км от города Владимира.

В дореволюционной России Мстера была известна иконописным мастерством, которое унаследовало традиции древнерусского искусства Владимиро-Суздальской школы. В прошлом здесь была слобода Богоявленская, бойкое торговое и ремесленное село. После раскола в русской церкви при патриархе Никоне большую часть его жителей составляли старообрядцы. Они писали иконы в древних стилях: новгородском, московском и строгановском. Отсюда иконы расходились по всей России.

Но в начале XX в. появилась хромолитография, и вскоре было налажено фабричное производство печатных икон. Иконописный промысел утратил свое значение, а после революции 1917 г. необходимость в иконах и совсем отпала. Однако богатейший опыт и мастерство иконописцев не могли бесследно исчезнуть. В 1920 г. разобщенные кустари Мстеры объединились в профсоюз работников искусств - РАБИС. Они расписывали деревянные изделия и жестяные подносы, но результаты их не удовлетворяли. В 1923 г. была создана артель «Древнерусское искусство»; в нее вошло 11 мастеров. Они расписывали солонки, коробки, шкатулки, матрешки и другие деревянные полуфабрикаты.

На 1 Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 г. деревянные предметы мстерских мастеров не выдержали конкуренции с яркими шкатулками палешан. Тогда в Мстере решили обратиться к изготовлению лаковой миниатюры и использовать тот же материал - папье-маше. Первую пробную партию полуфабрикатов из папье-маше взяли в Федоскинской артели живописцев, а потом и сами освоили новый материал.

Мстера вобрала в себя и многие особенности иконописи новгородской и строгановской школ живописи. Эти два направления, взаимообогащаясь, постепенно формировали мстерский стиль лаковой миниатюры. Скоро произведения мстерских мастеров получили признание. На Всемирной парижской выставке 1937 г. группа художников Мстеры, как и Палеха, получила диплом «Гран-при» и золотые медали. Коллектив художников быстро увеличивался и сообща развивал новый вид народного искусства. Выбирали композиции, отрабатывали силуэты, совершенствовали декоративную выразительность - в поисках новых выразительных средств был проделан огромный труд. Творческие находки каждого миниатюриста становились достоянием всего промысла и служили отправными вехами для дальнейшего развития. Так, художник Е.В. Юрин положил начало орнаментальному направлению миниатюрной живописи. В ее основе лежит древний рукописный орнамент, узоры ювелирных эмалей и узорных тканей, изображенных на иконах. Мастер изображал цветы и фрукты в окружении сложных растительных и геометризованных узоров, заполняющих поверхности ларцов, брошей, пудрениц и тому подобное.

Основные особенности стиля мстерских лаков определились в период с 1930-х по 1950-е гг. Как и в Палехе, здесь сохранились многие традиции русской иконописи. Но древние мотивы изменили свою символическую сущность, наполнились новым содержанием и слились с образами, рожденными современной эпохой. Художники Мстеры предпочитали изображать реальных людей в их действительной обстановке: крестьянские работы, лесозаготовки, рыбную ловлю, тихие деревенские будни, каждый раз находя свой образный строй миниатюры и условный изобразительный язык. Вместе с бытовым жанром, искусство Мстеры охватило сказку, былину, песню, литературное произведение. Как и в других центрах лаковой миниатюры, здесь отдали дань революционной и военной темам, воплощая их в росписи средствами, унаследованными от повествовательности древнерусского искусства.

В Мстере сохранилась особая роль пейзажа в миниатюре и своеобразие колорита. Композиция миниатюры часто строится в пейзаже, на цветном фоне. Это даже не пейзаж, а скорее его поэтический образ, словно увиденный с большого расстояния, когда многие детали неразличимы. Мстерский стиль связан и с особой культурой цвета. Ее суть состоит в единстве цветового многообразия, достигаемого градацией тоновых переходов. Живопись Мстеры отличается особой «ковровостью» и звонким, жизнерадостным колоритом.

В отличие от Палеха мстерская миниатюра более самостоятельна по отношению к шкатулке или другому предмету и принадлежит ему не всему, а только плоскости, ограниченной этим предметом. Поэтому живописцы пишут миниатюры по большей части на крышках прямоугольной формы. У палешан же роспись шкатулок неразрывно связана с их формой. Не используют в Мстере и черный лак в качестве фона. Они грунтуют поверхность крышки белилами и пишут на ней выбранные сюжеты так, что черными остаются только поля; в конце работы их заполняют орнаментальной каймой. У мстерских мастеров преобладают более реалистичные персонажи, без налета сентиментальности; колорит работ мягче и теплее; его смысл заключается в цветовом, тональном единстве миниатюры. Так Палех и Мстера, несмотря на близость их технических средств темперной живописи, искали каждый свой художественно-образный строй миниатюры.

4. Холуйская лаковая миниатюра

Старая русская деревня Холуй Ивановской области известна неповторимой красотой живописной природы. Это уникальный уголок России, кажется, был создан поражать мир своим очарованием. В чистых водах реки Теза отражаются серебристые ветви плакучей ивы и купола белокаменной Троицкой церкви XVII века.

Весной реки выходят из берегов и наводняют всю округу, превращая улицы в настоящие каналы. Лодки используются, чтобы передвигаться по деревне - в детский сад, школу или на работу. Высокие воды остаются весь апрель. После земля быстро надевает зеленый наряд и выглядит более привлекательной, чем когда-либо. Природа вдохновляет художников на новые поэтические пейзажи. Холуй также славится своей древней историей. Впервые упоминается в 1546 году.

С давних времён иконопись была потомственным занятием. Удобное расположение деревни дает тесные связи со многими городами Московской области, что способствовало высоким продажам. Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне. История лаковой миниатюры в деревне Холуй очень похожа на Палех и Мстеру. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос. В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера). Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры являются не только более реалистичными по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративными, чем те, что из Федоскино. Их стилистические особенности были представлены в самом выгодном свете в жанре пейзажа.

Искусство Холуйской миниатюры самое молодое из всех российских лаковых промыслов. В 1947 году артель приветствовал первый выпуск профессионального художественного училища. Это те, кто формируют художественное ядро сегодня: В. Белов, В. Фомина, Н. Бабрин, Б. Тихонравов, Б. Киселев, Н. Денисов, A. Костерин, A. Каморин. Младшие художники Холуй, такие как В. Елкин, В. Седов, А. Смирнов, П. Митяшин, А. Сотсков и Н. Шевцов работают в лучших традициях старшего поколения, а некоторые из них стали учителями в Холуйской художественной школе.

Заключение

В наше время русская лаковая миниатюра продолжает жить, тогда, как на Западе лаковое искусство умерло. В Голландии, Франции, США, Китае, Японии художники удивляются, как нашим мастерам удается создавать такую красоту. В своих работах современные художники отражают сложный мир человека XXI века. Появились и несвойственные для русских лаков сатирические работы («Куды крестьянину податься?», «Курочка Ряба или Национальная идея»).

За годы своего существования русская лаковая миниатюра приобрела большой международный рынок. Этому способствовало не только высокое качество исполнения, ориентация на различные социальные слои, разнообразие сюжетов, владение орнаментальными изысками, почерпнутыми от западноевропейских и восточных лаков, самобытность, но и постоянное развитие новых форм - как изделий, так и художественных средств выражения, чуткая связь со временем, серьезная профессиональная подготовка мастеров.

В русской лаковой живописи до сих пор существуют целые династии - дети продолжают дело отцов. К таким можно отнести семьи Козловых, Шапкиных, Пашининых.

Богатая коллекция произведений лаковой миниатюры из собрания Вологодской областной картинной галереи дает возможность понять и почувствовать специфические особенности этого уникального вида искусства. Произведениям отечественных мастеров, объединенных понятием «русские художественные лаки», присущи общие свойства, такие как искренность, эмоциональность и поэтичность, близкие и понятные каждому человеческому сердцу.

Литература

1. Крестовская Н.О. Лаковая миниатюра. Федоскино: Альбом. М.: Интербук-Бизнес, 1995. 144 с. (Шедевры народного искусства России).

2. Шелухин М.В., Монашов В.С. Лаковая миниатюра. 2010.

3. Лаковая миниатюра Палех - http://autotravel.ru/phalbum.php/town/1390

4. Лаковая миниатюра Холуй - http://bigpicture.ru/? p=35432

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роспись темперой на лакированных изделиях. Палех как центр иконописного искусства в традициях русской живописи XV-XVII веков. Здание Крестовоздвиженского собора. Создание декоративно-художественной артели. Первая лаковая миниатюра в палехском стиле.

    презентация , добавлен 11.11.2016

    Понятие и предпосылки становления, а также история и основные этапы развития русской академической школы как явления мировой художественной культуры. Описание основных средств, с помощью которых мастера Оружейной палаты достигали выразительности.

    реферат , добавлен 20.08.2015

    Традиции изготовления художественных изделий. Художественные изделия из бересты. Богородская резная игрушка. Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву. Палехская и Федоскинская лаковая живопись. Настоящая русская красавица - матрешка.

    реферат , добавлен 24.06.2009

    Характеристика и расцвет художественной культуры ХІХ в.: Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой. Особенности литература "золотого" и "серебряного" века. История становления театра в России в ХІХ веке, императорские театры.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Духовные и художественные истоки Серебряного века. Расцвет культуры Серебряного века. Своеобразие русской живописи конца XIX - начала XX века. Художественные объединения и их роль в развитии живописи. Культура провинции и малых городов.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2007

    Предпосылки формирования культуры XIX века как особой социокультурной реальности. Общие черты развития художественной культуры. Отказ от жестких ограничений классицизма в русской живописи XIX в. "Золотой век" русской литературы и его яркие представители.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2016

    Описание народной художественной культуры в современных условиях, её устойчивых черт, структуры и динамики развития. Рассмотрение современных тенденций развития традиционно-исторической, субкультуры, бытовых текстов и промежуточных форм культуры.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2015

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Исследование художественной культуры России второй половины XIX века. Изучение процесса развития русской литературы, живописи, драматического театра. Описания произведений литературы и искусства, занявших достойное место в сокровищнице мировой культуры.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2012

    Холуй как вид декоративного искусства и самый молодой из промыслов лаковой живописи на папье-маше. Происхождение современного Холуя от иконописи. Декоративные приемы холуйской иконописи. Стилевые особенности искусства Холуя, его художественный язык.

Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.

Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.

Для чего нужны лаки?

Главным назначением лака для живописи является покрытие уже завершенных произведений. Лаки, предназначенные для этой цели называют покрывными . Если цель художника - укрепить покрытие или разбавить красочную массу, а так же придать прозрачность покрытию - то ему необходим связующий или разжижающий лак.

Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.

Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).

Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.

Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.

Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.

Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.

При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.

Виды лаков для живописи

Среди современных лаков выделяют: даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.


Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.

Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.

Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.

Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.

Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.

При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков - не более трех.

Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.

Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается "защита" от пожухания.

Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.

Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической "защиты" данный лак позволяет сохранить сочность цвета.

Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла).

Производители лаков

Среди производителей лаков наиболее известным является фирма СОНЕТ. Лаки этого производителя не дорогие, но при этом обладают неплохим функционалом, но плохо наносятся, поэтому идеально подойдут уже опытным художникам.

Для новичков больше подойдет лак REVEES . По цене он идентичен СОНЕТу , но наносится гораздо легче и создает ровное покрытие.

Более дорогой и долговечный вариант- продукт французкого производителя Lefranc Bourgeous . Он действительно сохранит красоту ваших работ на многие годы.

ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2-го тыс. до н. э. известны китайские Лаки художественные - расписные, резные; к ним близки Лаки художественные Кореи, Японии, стран Индокитая. Лаки художественные появились в России в 18 в., а в 19 в. - народные промыслы росписи маслом по лаку (Федоскинская миниатюра, Жостовская роспись). В настоящее время развилось тончайшее искусство темперной миниатюры на лаковых изделиях (Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра). Декоративная и станковая живопись цветными лаками по лаку развита во Вьетнаме и Лаосе.

  • - учреждения, являющиеся научно-творческими центрами пластических искусств, а также высшие художественные школы...

    Художественная энциклопедия

  • - публичный показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. могут быть между народными, национальными, региональными; стационарными и передвижными...

    Художественная энциклопедия

  • - научно- просветительские и исследовательские учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспониро- вание, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и...

    Художественная энциклопедия

  • - ткацкие изделия, отличающиеся изысканной орнаментацией, красивым цветовым решением, тщательностью выработки. Из-за высокохудожественного оформления их относят к декоративно-прикладному искусству...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - всякие идеи людей о сущности и назначении искусства, более общего содержания, нежели интерпретация и оценка конкретных произведений...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - украшенные рисунками объявления о театральных представлениях, публичных балах, концертах, маскарадах и др. общественных увеселениях, о вышедших в свет новых изданиях, о промышленных предприятиях, фабричных...
  • - публичные выставки произведений изящных и графических искусств, в особенности произведений скульптуры и живописи, рисунков, акварелей, гравюр на меди, стали и дереве и т.п. X. выставки устраиваются периодически...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - учреждения, имеющие целью содействовать развитию изящных искусств, распространению X. познаний, образованию художников и скульпторов и т. п. Старейшее из них в России - учрежденное в 1820 г. в С.-Петербурге...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Принадлежности для живописи...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - учреждения, являющиеся научно-творческими центрами по вопросам пластических искусств, а также высшие художественные школы...
  • - публичный, большей частью временный, показ произведений искусства. В. х. - основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ткацкие изделия, отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства...

    Большая Советская энциклопедия

  • - исследовательские и научно-просветительные учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений...

    Большая Советская энциклопедия

  • - государственные, общественные или частные коллекции произведений искусства, имеющие художественную ценность...

    Большая Советская энциклопедия

  • - и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированные сведения по теории, истории и практике пластических искусств, о художниках и архитекторах...

    Большая Советская энциклопедия

  • - научно-творческие центры в области пластических искусств, высшие художественные школы...

    Большой энциклопедический словарь

"ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ" в книгах

Полиуретановые лаки

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Полиуретановые лаки Эти лаки считаются самыми лучшими, однако они и самые дорогие. У них много достоинств: они хорошо ложатся на поверхность и быстро сохнут, образуя ровное, твердое покрытие, устойчивое к царапинам, влаге, химическим веществам, резким колебаниям

Лаки и краски

Из книги Ремонт и реставрация мебели и предметов антиквариата автора Хорев Валерий Николаевич

Лаки и краски Начнем с последних. Как ни парадоксально, но именно здесь самые современные материалы оказываются наиболее подходящими для обработки предметов старины. Условно их можно разделить на покрывные и пропитывающие. В первом случае это будут собственно краски и

Лаки

Из книги Справочник мастера малярных работ автора Николаев Олег Константинович

Лаки Лаки – это особая разновидность малярных материалов, представляющих собой растворы смол в разных растворителях (например, в высыхающих маслах или спиртах), они имеют разные названия и области применения, бывают светлыми или пигментированными.Спиртовой лак

Целлюлозные лаки

автора Ильин М С

Целлюлозные лаки Целлюлозные лаки впервые были созданы в первой половине XIX века, однако применение нашли спустя целое столетие. После окончания Первой мировой войны заводы, выпускавшие военную продукцию, были переведены на мирные рельсы, и автомобилестроители стали

Глифталевые лаки

Из книги Кузовные работы: Рихтовка, сварка, покраска, антикоррозийная обработка автора Ильин М С

Глифталевые лаки Глифталевые лаки применяются с 1930 г. Они представляют собой синтетические смолы. Эти лаки отличают следующие достоинства:– высокая закрывающая способность;– блеск, который появляется сразу же после покраски;– более эластичная и менее хрупкая пленка

Акриловые лаки

Из книги Кузовные работы: Рихтовка, сварка, покраска, антикоррозийная обработка автора Ильин М С

Акриловые лаки Акриловые лаки представляют собой синтетические смолы, получаемые из нефтепродуктов. Их стали широко применять в начале второй половины прошлого века в США, где в 1958 г. был получен патент на термотвердеющие лаки. Позже акриловые лаки стали использовать

Металлизированные лаки

Из книги Кузовные работы: Рихтовка, сварка, покраска, антикоррозийная обработка автора Ильин М С

Металлизированные лаки Металлизированные лаки появились на конвейерах автомобилестроительных заводов в 1960 г. Это лаки, в которых один из красителей металлический. Он вносит свой металлический оттенок, а остальные красители создают основной цвет. При этом

Акрилполиуретановые лаки

Из книги Кузовные работы: Рихтовка, сварка, покраска, антикоррозийная обработка автора Ильин М С

Акрилполиуретановые лаки Акрилполиуретановые лаки получают, смешивая акриловые смолы с полиуретановыми. Акрилполиуретановые лаки высыхают в результате полимеризации с отвердителем. Их выпускают непрозрачных тонов или металлизированными – в зависимости от варианта

Полиуретановые лаки

Из книги Кузовные работы: Рихтовка, сварка, покраска, антикоррозийная обработка автора Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Консервные лаки

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Лаки художественные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Содержание статьи

ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ (англ. lacquer, фр. Laques, нем. Lackarbeiten), техника декорирования изделий из дерева, металла, папье-маше, покрытые прозрачным или более плотным веществом, называемым лаком. Как правило, эти изделия, украшенные резьбой, росписью, инкрустацией, гравировкой, отличает блеск зеркальной полированной поверхности, яркость (контрастность) цвета, а в резных лаках – богатая игра светотени.

Натуральный лак, используемый в Китае, Японии и Корее, получают из сока сумаха – лаконосного дерева (Rhus verniciflua ), произрастающего на Дальнем Востоке. Работа в технике лака достаточно проста; в результате получаются поверхности различной фактуры и оттенков, которые затем могут повторно орнаментироваться. Лак хорошо противостоит влажности, выдерживает жару, действие кислот и других сильных растворителей. Благодаря этим характеристикам лакирование одинаково пригодно как для утилитарных, так и для декоративных целей.

В Индии, Юго-Восточной Азии, Мексике и Южной Америке лаки добывают из смолистых выделений, оставляемых насекомыми; получаемый в результате продукт напоминает твердый печатный воск и по своим качествам совсем не похож на натуральный лак. В европейском искусстве пытались имитировать восточные лаки, применяя разнообразные составы и техники. Ни один из заменителей не обладает уникальными свойствами натурального лака, и никакая лакировочная техника из разработанных в других частях света не сравнима с качеством восточных лаков.

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАКИ

Лаковое дерево, произрастающее в Китае, широко культивировалось и в Японии. Сок собирали в летние месяцы, причем из деревьев не менее чем десятилетнего возраста. Сок фильтровали и обрабатывали до получения однородной консистенции; затем удаляли избыток влаги и хранили в плотно закрытой посуде. Главным компонентом этого очищенного сока является вещество урушиол, от японского уруши (лак). Максимального отвердения лак достигает в условиях влажности, поэтому его высушивают во влажной атмосфере при температуре выше 16° С; отвердение очищенного жидкого лакового сока происходит при брожении содержащихся в нем белковых элементов.

Лакирование.

Лаком можно покрывать различные материалы – дерево, бамбук, бумагу, металл, фарфор, кожу, грубую ткань и некоторые синтетические вещества. Однако чаще всего лакируют дерево, обладающее красивой по рисунку древесиной – кипарис, кедр или сосну. При изготовлении шкатулок или подносов дерево обрабатывают с большой тщательностью. После того как поверхности изделия придается абсолютная гладкость, на нее наносится тонкий слой сырого лака, который действует как закрепитель. Все щели и трещины в поверхности заполняют смесью древесной пыли, крахмала и лака. Затем с помощью крахмала и лака фиксируют слой пеньковой материи. Далее поочередно наносят несколько слоев жженой глины или вулканического пепла в смеси с лаком, которые после высыхания грунтуют до гладкости. Этот процесс повторяется с некоторыми изменениями в составе смесей, затем поверхность снова полируется. После этого накладывается последний подготовительный слой, просушивается и полируется точильным камнем.

Вслед за этой сложной подготовительной работой накладываются дополнительные слои лака более высокого качества и твердости, каждый требует по меньшей мере одного дня для просушки и полировки. Поскольку на один предмет наносится не менее 35 слоев, а то и больше, процесс лакирования происходит чрезвычайно медленно. Красители, чаще всего включающие в свой состав оксид свинца и светло-желтое осушающее перилловое масло, добавляют в последние слои. В состав полирующих агентов входят сосновая зола и порошок из жженых оленьих рогов.

Декорация.

Множество методов декорирования лаковых изделий разделяются на две категории: резьба и роспись поверхности. В области резных лаков (tiao ch"i) превосходства достигли китайцы; особенно замечательны те произведения, в которых рисунок вырезан в последовательных слоях чередующейся окраски (метод, называемый японцами гури). Не менее знамениты покрытые сложной узорной резьбой краснолаковые китайские изделия; красный цвет лаку придает киноварь, ртутная руда. Кроме рельефной многоплановой резьбы к знаменитым китайским техникам относятся тончайшая полихромная и золотая роспись лаками по черному или цветному фону, инкрустация перламутром, оловом и серебром (пейзажи, цветы, бытовые сцены). Сходны лаки Кореи, Японии, Юго-Восточной Азии.

Японские лаки знамениты техникой накладного декора.

Процесс изготовления этих изделий сложен и состоит из нескольких этапов, которые могут варьироваться. Один из наиболее распространенных японских методов – маки-э. Эта техника, известная в нескольких вариантах, в основном заключается в разбрызгивании золотого или серебряного (или того и другого) порошка по лакированной поверхности для получения желаемого узора. Другой тип японского декора – кириканэ (резаный металл), в котором поверхность лака усеяна многочисленными, отдельно наложенными тонкими маленькими квадратами из золота, серебра или олова. Третий вид, хёмон (инкрустация металлическими пластинами), заключается в использовании тонких металлических листов, произвольно нарезанных и вставленных в лаковую поверхность. Другая техника инкрустации, радэн, использует перламутр, а также жемчуг и слоновую кость. Техника радэн была известна и китайцам; их лаки, инкрустированные кусочками переливчатого голубого и зеленого перламутра, относятся к варианту, который позднее стал называться французским термином lac burgautée. Китайцы использовали для инкрустации множество дополнительных материалов, в том числе нефрит, коралл, слоновую кость, фарфор.

История.

Китай.

В Китае лаковые изделия известны уже со второго тысячелетия до н.э. К 4–3 вв. до н.э., в поздний период династии Чжоу, искусство изготовления лаковых изделий достигло высокой степени сложности и технического мастерства.

В правление династии Сун (10–13 вв.) основные виды этой техники получили дальнейшее развитие. Высочайшей утонченности искусство лака достигло на протяжении последующих трех столетий правления династии Мин (14–17 вв.).

Массовый экспорт китайских лаков в Европу начался в конце 17 – начале 18 в., что повлияло на увлечение европейцев китайской орнаментикой, мода на которую продолжалась в течение нескольких поколений. В то же время появились т.н. коромандельские лаки, отличающиеся блестящим черным или цветным покрытием с вырезанным рисунком, оттененным красками и золотом. Такие лаковые предметы, чаще всего ширмы, по прибытии в Европу разрезались на панели и вставлялись отдельными фрагментами в европейскую мебель. В 18 в. процветала широкая торговля лаковыми изделиями, изготовленными специально для европейского рынка. Повсюду, особенно в Кантоне, китайские мастера стремились угождать западному вкусу, и нередко европейские торговые компании снабжали их рисунками. В целом китайские лаки, предназначенные на экспорт, были худшего качества, чем для внутреннего рынка; из этих изделий наиболее распространены черные шкатулки, небрежно разукрашенные золотом.

Япония.

Искусство лаков проникло в Японию из Китая через Корею ок. 6 в. В эпоху Хэян (8–12 вв.) японские лаки обрели собственный стиль, а китайское влияние значительно ослабло. Первое упоминание маки-э, чисто японской техники декора, относится уже к 9 в., и с этого времени ее развитие не прерывалось. Дальнейшие технические и художественные достижения относятся к периодам Камакура (12–14 вв.) и сёгуната Асикага (14–16 вв.); из них следует отметить камакурабори – резное дерево, покрытое толстым слоем красного или черного лака. Золотые лаки периода Асикага были предметом зависти в Китае. К периоду Момояма (конец 16 – начало 17 в.) относятся работы известного мастера Хон-Ами Коэцу, отмеченные уверенным и простым рисунком, выполненным в технике инкрустации перламутром и металлом в сочетании с маки-э.

В эпоху сёгуната Токугава (17–19 вв.) описанные выше техники получили развитие в творчестве таких выдающихся художников, как Огата Корин, Рицюо и Сибата Дзэсин. Японские лаки в этот период экспортировались в Голландию, однако первая их выставка в Европе была организована в 1867 в Париже.

ПОДРАЖАНИЕ ВОСТОЧНЫМ ЛАКАМ В ЕВРОПЕ

К концу 17 в. огромная популярность и все возрастающий спрос на восточные лаки привели к тому, что в европейских странах были предприняты попытки изготовления подобных вещей. В Европе появились лакированная мебель и декоративные предметы, подражавшие одному из самых дорогих видов восточного импорта.

В Европе лакированием назывался процесс завершающего покрытия обработки поверхности изделия лаками или другими материалами, которые высушивались под нагревом при достаточно высоких температурах, поэтому чаще всего этот термин относился к декорации металлических изделий. В широком смысле это понятие включает в себя техники, связанные с лакированием деревянных изделий. Первоначально этим ремеслом занимались только профессиональные лакировщики. В качестве моделей они брали наиболее популярные из привозных восточных образцов, нередко копируя рисунки этих моделей с репродукций.

Лакирование по дереву.

Английская техника.

Мода на лаковые изделия вскоре привела к распространению лакирования как модного любительского занятия, особенно в Англии, где оно называлось японированием. В Трактате о японировании и лакировании Сталкера и Паркера, опубликованном в 1688, описывались различные виды смол и растворителей, обычно применяемые для лакировки, а также приводились инструкции по подготовке основы. Поверхность древесины – чаще всего сосны, ели, дуба, груши или оливы – обрабатывали последовательными наслоениями смеси мела и пергаментной шлихты; каждый слой основательно просушивали. До покрытия изделия лаком поверхность тщательно полировали. Затем накладывали слой, который служил общим цветовым фоном. После его полировки рельефные части декора, выполненного золотой шлихтой или киноварью, выводили мелом, а иногда опилками, разведенными в растворе гуммиарабика. Затем рисунок расцвечивали и золотили металлической пылью одного или нескольких тонов. Для наиболее распространенных «серебряных» украшений красных японированных кабинетов особенно охотно применяли олово. Закончив декорирование, мастер покрывал изделие защитным слоем чистого шеллака.

Французская техника.

Во Франции лакирование практиковалось с середины 17 в. и называлось ouvrage а la Chine («изделие китайской работы»). В начале 18 в. французское лакирование а la Chine достигло высшей точки своего развития благодаря деятельности братьев Мартен, создавших знаменитую фирму Vernis Martin. Лаки использовались для декорирования самых разнообразных предметов: от вееров до обстановки и интерьеров в Версале. В 1772 Ватен опубликовал пространный трактат Искусство живописца, позолотчика, лакировщика (L"art du peintre, doreur, vernisseur ), в котором дал полный и точный перечень лаков, пригодных для всех типов работ. В этой книге уделялось особое внимание подготовке основного фона, который, как и во многих подлинных восточных изделиях, создавался множеством наслоений поверх слоя ткани. Лакирование, подражавшее восточным изделиям, практиковалось и в других европейских центрах, особенно в Берлине и Венеции.

С уменьшением интереса к подлинному восточному стилю в рисунках на европейских лаках стали усиливаться западные черты; широкое распространение получили гравюры таких художников, как Ж.Пиллеман (ок. 1727–1808). Лаки, украшенные европейскими мотивами – цветами, пасторалями и декоративными узорами, – составляют наиболее значительный вклад Европы в этот вид искусства.

Лакирование по металлу.

Этот процесс был широко распространен в Европе в 17 и 18 вв. Во многих отношениях он близок лакированию на деревянных основах, однако изделия из металла отличаются большей жесткостью и сверкающей яркостью лаковых фонов, которые приобретали высокую степень прочности благодаря обжигу. Такие фоны могли получаться при использовании в качестве основы меди, латуни и других металлов, но чаще всего употреблялось прокатное железо. Лаковые фоны расписывались различными узорами как восточного, так и европейского происхождения; эти изделия были предшественниками популярных в викторианской Англии расписных подносов. Техника расписной жести была распространена вплоть до появления гальваностегии.

В 18–19 вв. стала популярна масляная живопись по лаку. В России в нач. 19 в. на основе масляной росписи по лаку возникли такие народные промыслы как Федоскино (шкатулки) и Жостово (подносы). В 1920–1930-х на базе старых иконописных центров России зародилось тончайшее искусство темперной росписи лаковых изделий – Палех, Мстера, Холуй.

Лаки художественные

изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно-плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности Л. х. - блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков - мягкая светотеневая игра и сочность форм.

Л. х. известны со 2-го тыс. до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева (См. Лаковое дерево). Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских Л. х. распространены многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских Л. х. характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки Л. х. Кореи, Японии, Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью ка бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в 15-17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является Сандарак . В Индии распространены также «нирмальские лаки» - изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен Тамаринд а, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы). Восточные Л. х. известны с 15 в. в Европе, где собственное производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в 17-18 вв. В европейских Л. х. техника производства была упрощена, введены горячая сушка в печах, применение масляных красок (См. Масляные краски) и масляных лаков (См. Масляные лаки). В 18 в. техническим и художественным мастерством выделялись французские Л. х. фирмы «Мартен» и немецкие фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами). С 18 в. производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с начала 19 в. стали возникать народные промыслы (см. Федоскинская миниатюра , Жостовская роспись). В советское время наряду со старыми промыслами возникло тончайшее искусство темперной живописи на лаковых изделиях (Палехская миниатюра , Мстёрская миниатюра , Холуйская миниатюра).

Лит.: Масленников Н. Н., Бакушинский А. В., Русские художественные лаки, М., 1933; Ожегова Н., Лаковая миниатюра Бирмы, «Искусство», 1966, № 12; Шмелева Г. В., Станковая лаковая живопись Демократической Республики: Вьетнам, М., 1970; Sawaguchi G., Nihon shikkö no Kenkyü (Studies in Japanese lacquer), Tokyo. 1933; Feddersen М., Les laques chinois. P., 1958; HoIzhausen W., Lackkunst in Europa, Braunschweig, 1959.

Н. А. Каневская.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Лаки художественные" в других словарях:

    Изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2 го тыс. до н. э. известны китайские Лаки художественные расписные, резные; к ним близки Лаки… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Известны со 2 го тысячелетия до нашей эры в Китае, позже появились в Корее, Японии,… … Современная энциклопедия

    Изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2 го тысячелетия до нашей эры известны китайские лаки художественные расписные, резные; к ним близки лаки… … Энциклопедический словарь

    Лаки художественные - Лаковая шкатулка XIX века. Россия. ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Известны со 2 го тысячелетия до нашей эры в Китае,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Лаки (от нем. Lack; первоисточник ≈ санскр. лакша), растворы плёнкообразующих веществ в органических растворителях, которые после нанесения тонким слоем на металлическую, деревянную или др. поверхность и высыхания образуют твёрдые блестящие… …

    I Лаки (Laki) вулканическая цепь на Ю. Исландии, близ юго западного края ледника Ватнайёкудль. Высота до 818 м. Состоит из 115 кратеров, простирающихся на 25 км вдоль тектонического разлома. Сильное извержение в 1783 84, во время которого … Большая советская энциклопедия

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ДОМЕ - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ДОМЕ. Художественные изделия из стекла, хрусталя, фарфора, металла, камня, дерева и из других материалов заводской или кустарной выработки служат для украшения комнаты. Многие из них не только украшают, но и имеют… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности лаков блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов… … Художественная энциклопедия

    НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому… … Современная энциклопедия

    Растворы продуктов совмещения растительных масел и природных или синтетических смол в органических растворителях. М. л. приготовляют из рафинированных и полимеризованных до заданной вязкости масел с достаточно высокой способностью к… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Русские художественные лаки , Г. Яловенко , Среди произведении современного декоративно-прикладного искусства, экспонируемых на различных выставках и в музеях, изделия народных мастеров русской лаковой живописи пользуются неизменным… Категория: Декоративно-прикладное искусство. Промыслы. Орнамент Издатель:
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх