Системно-векторная психология. Ребенок-меланхолик: как его воспитывать? Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Ваш ребенок мечтательный и слегка медлительный? Просто замечательно, ведь ребенок-меланхолик подарит вам бесценные минуты изучения его богатого внутреннего мира, но в то же время будет требовать от вас полной отдачи и безграничной любви.

Богатый внутренний мир ребенка-меланхолика, его глубокие и устойчивые чувства просто поразительны. Такой ребенок очень рассудителен, пытается всему найти разумное объяснение, любит посидеть с собой наедине. Меланхолический характер ребенка будет требовать от вас терпения и понимания. В своем окружении ребенок-меланхолик выберет для общения одного человека, которому будет доверять и открывать свои тайны. Конечно, он не может быстро ориентироваться в ситуации, как дети холерики или сангвиники, он часто неуверен в своих силах и часто не способен постоять за себя, к тому же таким детям очень сложно дается выбор. У них тихая и медленная речь, они часто испытывают дефицит общения и страдают от этого, но не умеют обратить на себя внимание

Проблемы детей-меланхоликов

К сожалении, в связи с такими личными качествами дети-меланхолики не умеют правильно реагировать на замечания, даже самая безобидная фраза может спровоцировать отказ или же поток слез. Ребенок также может закрыться в себе и в дальнейшем отвечать, что он ничего не умеет и пусть его оставят в покое.

Меланхоличный ребенок может жаловаться на невоспитанных и грубых детей в детском саду или на придирчивых учителей в школе. Каждое задание вызывает в нем сомнения в том, что он справиться. Ребенок с трудом находит себе друзей, так как ко всему относится с опаской и с подозрением, что его хотят обидеть.


Ребенка-меланхолика необходимо постоянно поддерживать, одобрять, хвалить. Даже если у ребенка что-то не получается, все равно хвалите его, чтобы он ощущал вашу веру в него.

Чтобы ребенок-меланхолик научился быть уверенным, привлекайте его только к таким делам, с которыми он однозначно сумеет справиться и к тому же результаты его деятельности смогут положительно оценить другие люди. Постепенно усложняйте задания, когда видите, что он уже сумеет с ними справиться. Если у вашего ребенка есть талант к рисованию, попросите учительницу не только почаще хвалить ребенка, но и показывать его работы другим детям.

Дайте понять своему ребенку, что все люди могут ошибаться, чтобы он знал, что даже если у него что-то не получилось, никакой проблемы нет, такое может случиться с каждым человекам. Малыш должен научиться доверять вам свои тайны, чаяния и надежны, он должен знать, что с вами он может обсудить все свои проблемы.

Знайте, что если ребенок-меланхолик комфортно чувствует себя, он может открыться как неплохой изобретатель, а также как талантливый художник или поэт, помогите ему раскрыться, дайте ему столько любви, сколько нужно ребенку с меланхоличным характером.

Вы замечали, что даже если воспитываете двоих и более детей по одинаковым принципам, все равно они по-разному усваивают их. А все дело в том, что у разных детей, даже если у них одни и те же родители, разные типы нервной системы и темперамент. И это обязательно стоит учитывать, чтобы избежать .

КАК ВОСПИТЫВАТЬ САНГВИНИКА

Какие положительные черты присущи сангвинику:

  • сильная, уравновешенная нервная система;
  • жизнерадостность;
  • активность;
  • гибкость в общении;
  • легко приспосабливается к новым условиям;
  • быстро находит друзей;
  • предпочитает находиться в коллективе;
  • интерес ко всему происходящему.

В новой обстановке (например, в детском саду или школе) дети-сангвиники быстро осваиваются, легко переключаются с игр на занятия.

При воспитании сангвиника стоит учитывать и некоторые отрицательные его стороны:

  • неустойчивость внимания;
  • быстро отвлекается;
  • устает от однообразия;
  • поверхностность в освоении знаний;
  • переменчивость настроения;
  • совершает лишние движения (даже при выполнении спокойных заданий);
  • говорит «без умолку».

Воспитывая ребенка-сагвиника, основное внимание уделяйте формированию у него устойчивого поведения, интересов, привязанностей. Мама ребенка-сангвиника может быть строгой и требовательной. Следите за тем, чтобы ребенок , к примеру - убирал игрушки после игры, складывал свои вещи на места. Важно научить ребенка-сангвиника завершать начатые дела. Старайтесь не допускать частой смены деятельности. С детства помогайте ребенку устанавливать прочные отношения с друзьями.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ХОЛЕРИКА

При воспитании ребенка-холерика можете рассчитывать на такие его сильные стороны, как:

  • сильная, подвижная нервная система;
  • выразительная мимика, быстрая и громкая речь;
  • импульсивность;
  • любит и занятия;
  • стремится быть лидером;
  • обладает высокими организаторскими способностями.

При этом учитывайте, что не стоит сдерживать активность ребенка-холерика, иначе можно «разбудить вулкан», так как холерик — это неуравновешенно-возбудимый тип, к тому же он:

  • не умеет сдерживать себя;
  • проявляет бурные реакции на любое неудобство, запрет;
  • испытывает сильные переживания;
  • склонен к частой перемене настроения;
  • пытается руководить и манипулировать взрослыми;
  • склонен к агрессии;
  • конфликтен.

Родителям ребенка-холерика стоит поддержать его в любом начинании, при этом организовывать его деятельность таким образом, чтобы активность находила полезное применение. Возбудимым детям полезны все занятия, которые направлены на развитие собранности и сосредоточенности: настольные игры, конструирование, рисование, лепка. Если вы мама ребенка-холерика, старайтесь всегда говорить с ним спокойно, но требовательно, если это необходимо. Учите ребенка уступать, говорить спокойно, считаться с чужими желаниями.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ФЛЕГМАТИКА

Ребенок-флегматик может быть очень удобным ребенком для родителей, поскольку у него сильная, уравновешенная нервная система, и он:

  • редко плачет, много спит;
  • не требует к себе чрезмерного внимания;
  • нет лишних жестов;
  • постоянство и устойчивость ко всему (в отношениях, к вещам);
  • четко следует известным ему правилам поведения;
  • аккуратен и старателен.

Однако ребенку-флегматику обязательно нужно помогать, чтобы хоть немного преодолеть его черты-«помехи». Так, ему свойственны:

  • малоподвижность, даже вялость;
  • замедленный темп речи, действия;
  • слабая реакция на происходящее вокруг него;
  • излишняя задумчивость;
  • низкий уровень адаптации;
  • долгое привыкание к чему-то новому.

Ни в коем случае не проявляйте недовольство нерасторопностью ребенка-флегматика. Крики и угрозы будут иметь обратный эффект, еще больше затормаживая его действия, а может стать бесконечным делом. Помогайте ему. Предлагайте ребенку такие виды деятельности, который предусматривают активность. Не создавайте «тепличные» условия для ребенка-флегматика, через самостоятельное преодоление трудностей он сможет развить чувство уверенности в себе, которго ему немного не хватает.Чаще ставьте ребенка в такие ситуации, где бы было необходимо проявлять находчивость. Не забывайте !

КАК ВОСПИТЫВАТЬ МЕЛАНХОЛИКА

Ребенка-меланхолика легко узнать по таким чертам:

  • проявляет спокойствие во всем;
  • может играть один;
  • испытывает глубокие и сильные чувства;
  • ему присущи чуткость, отзывчивость и сопереживание;
  • устойчивые интересы и привязанности.

При воспитании маленького меланхолика обязательно учитывайте его уязвимые черты:

  • слабая нервная система;
  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая активность;
  • безынициативность.

Кто-то из детей постоянно бегает, кто-то затевает драки, кто-то спокойно складывает пазл, кто-то сидит на руках у родителей… Дети такие разные и такие одинаковые, если их объединить по темпераментам. Расскажем о малышах, девиз которых: «Где найти тихое место?».

Общее впчатление от детей-меланхоликов

Меланхолик – мало общительный ребенок ввиду своей чрезмерной стеснительности. Робость и застенчивость просматриваются с самого рождения. Такой ребенок сидит отдельно от других в песочнице, обязательно заплачет, если у него заберут игрушку. Очень нерешительный. Помните Пьеро из сказки «Буратино»? Это типичный меланхолик!

Действия в необычной обстановке

Малыш с таким темпераментом робеет не только в нестандартной обстановке, он часто не отходит от родителей и в обычных обстоятельствах. Меланхолик вряд ли уйдет далеко, если вокруг много нового.

Предпочтения в играх детей-меланхоликов

Нельзя сказать, что ребенок предпочитает исключительно тихие игры. В кругу родных он может много смеяться и шалить. Но стоит появиться незнакомому человеку – и кроха становится тише воды. Ребенок с таким темпераментом предпочитает игры в уединении.

Способность усваивать новую информацию

Усвоение материала зависит от того, как именно он был преподнесен. Если это сделано в игровой форме, интересно, то ребенок впитает знания как губка. Если информация была преподнесена в шумной обстановке, то, скорее всего, дитя мало что запомнит.

Речь у детей-меланхоликов

Несмотря на внешнюю апатию, ребенок говорит выразительно. В речи нет эмоций и чрезмерной жестикуляции. Все в меру. Единственное, что может несколько смущать взрослых – неуверенность.

Особенности засыпания и пробуждения

Спать такой ребенок будет отлично, но несколько может затянуться процесс укладывания. Однако если малыш решил заснуть, то это происходит быстро. Утро у меланхолика (как ни странно) веселое и доброе, поскольку дитя радуется каждому новому дню.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-меланхоликов

Детей с таким характером называют «ангелочками» в детском коллективе. Они неприметны, мало требуют к себе внимания, послушны. Вся скромность и нерешительность улетучивается вмиг, когда меланхолик попадает из детского коллектива домой. Он начинает злиться, требовать, капризничать, нервничать. Причины поведения не связаны с распущенностью либо вседозволенностью. Таким способом малыш показывает свою чувствительность и привязанность. Когда родители оставляют его одного один на один с чужими, кроха может испытывать боль из-за расставания гораздо большую, чем это можно предположить. У него зарождаются негативные эмоции, которые выплеснуть в коллективе он не может, так как там все чужие. А дома – пожалуйста: наступает разрядка.

Лучшая помощь родителей своему чаду – беседы. По пути домой из садика или из школы надо поговорить с ребенком о том, как прошел день, что он чувствовал, насколько комфортно ему было и что встревожило. Если малыш не дает эмоциональную оценку конкретному действию, то это должны сделать родители: ты обиделся, обрадовался, разозлился и прочее. Так меланхолик научится понимать и принимать свои чувства. Дома для него стоит смягчить правила поведения, чтобы он мог избавиться от накопившегося за день напряжения и негатива. Частые похвалы, одобрительные взгляды и объятия с родителями помогут обрести уверенность в себе и эмоциональный покой. Тогда ранимость и обостренная чувствительность станут не отрицательной чертой темерамента, а путем становления великой творческой личности: такой, как композитор Шопен или писатель Гоголь.

Ребенок-меланхолик обладает «слабым типом» нервной системы, имеется виду, что все мыслительные процессы могут легко включаться, но трудно тормозятся. Обычно, меланхолик не склонен к полноте и имеет астеническое телосложение. Речь у него - не быстрая, со слабовыраженной интонацией, мимика так же не выразительная, а движения не отличаются стремительностью и быстротой. В целом, у ребенка-меланхолика спокойное и неторопливое поведение, но внутренне он чрезвычайно впечатлителен и эмоционален. Он может принимать близко к сердцу все события и хорошо чувствовать состояние окружающих. Кроме этого, ребенок имеет богатую фантазию, восприимчив к искусству и литературе. Трудности обычно могут возникать при необходимости быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Особенности поведения

Ребенок-меланхолик избегает конфликтных ситуаций, так как сильно их боится. К примеру, если его обидит кто-либо из ровесников, то он не даст отпор обидчику. Скорее всего, он просто отойдет в сторону, сильно разнервничается и даже расплачется. Как показывает практика, меланхолики не могут за себя постоять в детстве. Иногда он может повести себя достаточно смело и дат отпор обескураженному обидчику, но только в критический момент, когда чувствует, что его загнали в угол. Стоит отметить, что в таких ситуациях противодействие является более сильным, чем действие обидчика. В большинстве случаев сам меланхолик будет удивлен собственной реакции и даже испытает из-за этого сильный стресс, более того, он будет переживать сильнее, чем «поверженный» противник.

Новое и непривычное

Характерная особенность ребенка-меланхолика в том, что он имеет определенные трудности с приспособлением ко всему новому. Ребенок будет весьма настороженно относиться к любой непривычной ситуации, чужому дому, незнакомому или малознакомому человеку. В любом случае он будет ощущать неловкость и неуверенность. Чувствовать себя уверенно, уютно и спокойно малыш может только в привычной обстановке.

Страхи меланхолика

Меланхолик в силу своей тонкой душевной организации подвержен многим фобиям в более сильной форме, чем другие дети. Он может испытывать страх перед посещением поликлиники, уколом врача, походом в детский сад, употреблением незнакомой еды, ездой на лифте и общением с малознакомыми людьми. В особо сложных случаях такая подверженность страхам, ранимость и впечатлительность по мере взросления ребенка перерастает в болезненную мнительность.

Отношение с другими людьми

Меланхолик в детстве отличается послушанием, пониманием и чуткостью. Он интуитивно разбирается в таких понятиях, как что такое хорошо, а что такое плохо, что значительно облегчает жизнь его родителей. В целом, он вызывает проблем в плане поведения даже в кризисные периоды - в 3 года, 7 лет и 12-13 лет. Можно отметить, что меланхолик в силу своего темперамента сильно привязан к маме и папе, чутко реагирует на перемену в их настроении и поэтому тяжело переносит разлуку с ними. Проблемы могут возникать только из-за его излишней стеснительности, застенчивости и робости, так как ему сложно заводить новые знакомства и адаптироваться в детском саду, школе и даже в институте. Его дружеские привязанности отличаются постоянством и глубиной.

Особенности воспитания

1. Беречь от тяжелых впечатлений и выяснять страхи. С ребенком-меланхоликом необходимо проявлять внимательность и предупреждать его страхи. Строго запрещается пугать его, и желательно контролировать, чтобы никто из окружающих также этого не делал. Не рекомендуется демонстрировать ему страшные фильмы, рассказывать истории с плохим концом и более внимательно относиться к выбору книг для чтения перед сном. В силу того, что меланхолик даже с родителями не может делиться некоторыми своими мыслями и переживаниями, его близким необходимо стараться замечать все изменения в его поведении и аккуратно задавать наводящие вопросы, чтобы выяснить причину его беспокойства.

2. Сохранять душевное равновесие, оберегая от отрицательных переживаний. Чрезвычайно развитая фантазия делает меланхолика предрасположенным к различным переживаниям и страхам. Ко всему прочему, у него сильно развито самовнушение, поэтому его родителям очень сложно угадать, как чадо может отреагировать в какой-либо ситуации, либо что может стать источником его страхов. Родителям в таком случае рекомендуется поддерживать у ребенка оптимистический настрой и помогать ему сохранять душевное равновесие, когда он сильно взволнован.

3. Помогать бороться со страхами и отрицательными эмоциями. Ребенок-меланхолик имеет привычку «застревать» на своих проблемах и переживаниях, что способствует развитие пессимизма, подавляет творческую энергию в ребенке и мешает учиться в школе. Задача родителей - помочь ему справиться со своими страхами и переживаниями, постепенно прививая ему определенные навыки:

Учить ребенка прощать других людей, объясняя мотив их поступков;

Прививать привычку радоваться по любому поводу, развивая оптимизм;

Создавать условия для получения новых позитивных эмоций и интересных впечатлений;

Организовывать для ребенка возможность заниматься интересными и разнообразными делами;

Стараться чаще приглашать в дом его друзей и знакомых семьи, чтобы расширить границы его внутреннего мира;

Приучать малыша заботиться об окружающих и получать удовольствие от этого;

Развивать у него чувство уверенности в собственных силах и доверие к окружающим;

Учить радовать успехам других людей;

Спокойно проявлять в его присутствии легкую легкомысленность и беспечность;

Выстраивать логическую цепочку событий с позитивным концом, когда ребенок чего-либо сильно страшится;

Не упрекать меланхолика в трусости и заставлять его выполнять особенно не приятные и страшные действия;

Всегда стараться помогать ребенку преодолевать собственные страхи;

Избегать разговоров о физических недостатках ребенка, особенно если он отличается слабым здоровьем.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх