Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги. Исследовательская работа «Свойства и виды бумаги

Педагогический проект "Удивительный мир бумаги"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

  • Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный) .

  • Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители. Возраст детей: 3-5 лет. 

Обоснование проекта:

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?» , «Где взять бумагу?» «Купить в магазине» - послышались советы детей. Я поддержала общение детей: - «А откуда она взялась в магазине?» , «Кто и из чего сделал бумагу?» , «Так ли она необходима людям?» , «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой. 

Значение работы над проектом для личностного развития ребенка - дошкольника.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте. Тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» .
А.С. Выготский
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, диктуют нам, педагогам, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практические полезные дела, в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Дети по натуре своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага - один из интереснейших материалов.

В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны, потому что, как писал художник и деятель в области народного искусства Н.Д. Бартрам, «вещь. Сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий» .

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т.е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.

  • бумага, картон.

Предмет исследования:

  • физические свойства Цель:
  • формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.

Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между атериалом и строением предмета и способом его использования и т.д.) , применяя системный подход.

  • Развитие творческого мышления и креативности воображения.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Гипотеза:

Предположим, что бумага обладает различными свойствами: размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит.

  • изучение бумаги

прямые и косвенные наблюдения

  • проведение опытов с бумагой
  • анализ полученных результатов. Интеграция:

«Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной

литературы», «Художественное творчество» , «Безопасность» ,

1. Подготовительный:

Определение объекта изучения.

формление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций, практического материала.

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.
  • Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей выставке.
  • Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага» .

2. Исследовательский:

  • Чтение произведений С.Маршака «Чистый лист» , С.Михалкова «Бумага» .
  • Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге.
  • Предложить вниманию родителей подборку литературы «Своими руками» (изготовление поделок из бумаги) .
  • Непосредственно-образовательная деятельность детей по ознакомлению детей с бумагой, историей ее возникновения.
  • Создание коллекции «Бумага» .
  • Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»
  • Проведение игр: дидактических, словесных, творческих. Художественное творчество.
  • Кружковая работа «Оригами» .
  • Эксперименты с бумагой.
  • Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация) .
  • «Книжкина больница» - ремонт книг с целью воспитания бережного отношения к книгам, бумаге.
  • Беседы по безопасности «Не шути с огнем» .
  • Игры с бумажными игрушками.

З.Заключительный:

  • Обработка и оформление результатов проекта.

Ожидаемые результаты по проекту.

  • Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты
  • Сформированные на уровне индивидуального развития ребенка

предпосылки учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, формирование навыков коммуникативного общения.

  • Развитие сенсорно-аналитической деятельности
  • Обогащение словаря детей терминологией по теме.

Наличие у детей системных знаний о бумаге, ее роли в жизни человека.

  • Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.

В ходе изучения областей оказалось, что бумага очень часто применяется людьми и расходуется в больших количествах, поэтому расходовать бумагу нужно экономно, а использованную собирать и отдавать для вторичной переработки.

Исследовательский проект на тему:

«СВОЙСТВА БУМАГИ».

Данная темя меня заинтересовала после того, как на уроках труда Людмила Ивановна предложила нам собрать коллекцию разных видов бумаги. Моя коллекция получилась большой. И я решил изучить бумагу подробнее.

Цели и задачи проекта:

l Узнать свойства бумаги как материала.

l Узнать как изготавливают бумагу на производстве.

l Изготовить бумагу в домашних условиях.

l Создать свою коллекцию бумаги.

l Сделать выводы о свойствах бумаги, её значении.

Для этого я изучил бумагу, как материал с использованием литературы и ресурсов интернет, собрал коллекцию бумаги, провел практические опыты по изучению свойств бумаги, получил бумагу в домашних условиях, сделал выводы по результатам опытов.

И сейчас представлю вам свои исследования.

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, красители.

Постепенно искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

В 1799 году французский изобретатель изобрел бумагоделательную машину. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс.

Что такое бумага?

l Бумага - многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист, толщиной 4-400 мкм.

l В состав бумаги входят : Волокна растительного происхождения, Минеральные наполнители (проклеивающие вещества), Красители, Специальные добавки (для разных видов бумаги).

Опытным путем я изучил свойства бумаги.

ОПЫТ 1 Прозрачна ли бумага? Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

ОПЫТ 2 Прочная ли бумага? Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.

ОПЫТ 3. Трудно ли разрезать бумагу? Любая бумага легко режется ножницами .

ОПЫТ 4 Мнется ли бумага? Любая бумага легко сминается. Я сминал бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.

ОПЫТ 5 Легко ли складывать бумагу? Любая бумага легко сминается. Я сминал бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.

ОПЫТ 6 Промокает ли бумага? Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды!!!

ОПЫТ 7 Горит ли бумага? Бумага очень быстро загорается и быстро сгорает.

Не кладите бумажные предметы около газовой плиты – может случиться пожар!!!

Таким образом, можно сделать вывод, что Бумага- тонкий непрозрачный материал, Бумага легко режется и мнется, Бумага легко сгибается и сохраняет линию сгиба, Бумага впитывает влагу, Бумага легко воспламеняется и быстро горит. Берегите бумажные предметы от воды и огня!

Производство бумаги складывается из нескольких процессов:

l Приготовление бумажной массы

При размоле волокнам (которые делают из древесной массы, целлюлозы, макулатуры, тряпичной полумассы), придают необходимые толщину и физические свойства. Размол производится на аппаратах - роллах, мельницах. Чтобы сделать бумагу пригодной для письма и придать её гидрофобные свойства, в бумажную массу добавляют канифольный клей, глинозем, крахмал, различные смолы, минеральные наполнители (для белизны).

Готовая бумажная масса с помощью насоса подается из подготовительного цеха в мешальный бассейн, оттуда поступает на бумагоделательную машину. При этом масса разбавляется водой. Бумажная масса непрерывным потоком вытекает на движущуюся замкнутую в кольцо сетку машины, где происходит отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна. Затем в прессовой части, бумагу пропускают между валами. Окончательное удаление воды происходит в сушильной части. Поверхность бумаги получается гладкой благодаря каландированию. Получаемое полотно бумаги наматывается на рулоны.

l Бумага – одно из уникальных изобретений человека. Весьма трудоемкий и масштабный процесс.

Рукотворная бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: толще, менее гладкая, хрупкая. Но она абсолютно эксклюзивна, двух одинаковых листов не получится, быть может поэтому изготовление бумаги превращается из ремесла в искусство.

Я изучил несколько способов получения бумаги в домашних условиях и научился изготавливать бумагу самостоятельно, используя вторичное сырье - газеты, специальную рамку формата А4 , миксер, чернила.

Сначала разрываем бумагу на мелкие кусочки и заливаем водой, взбиваем миксером.

Затем помещаем полученную массу на рамку с сеткой, удаляем лишнюю влагу и оставляем высыхать. Вот что получилось. (Показать полученные листы).

Бумага и её производные используются повсеместно:

l Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)

l Отделочный материал (обои)

l Поделочный материал (оригами, папье - маше)

l Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)

l Чистящий материал (салфетки, туалетная бумага)

l Фильтрование

l Производство денег

l Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, индикаторная бумага, наждачная бумага)

БЕЗ БУМАГИ НИКУДА. Мной была собрана коллекция бумаги разного назначения. В моей коллекции ……… видов бумаги. (Продемонстрировать).

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

Бумага – одно из уникальных изобретений человека. Производство бумаги - весьма трудоемкий и масштабный процесс.

В ходе работы я: Изучил свойства бумаги.

Узнал, как изготавливают бумагу на производстве.

Научился изготавливать бумагу в домашних условиях из вторсырья .

Собрал коллекцию бумаги.

Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.

Цель исследования: узнать различные свойства бумаги.

Задачи: выяснить, как изготавливают бумагу. Познакомиться с различными свойствами бумаги.

Гипотеза исследования: считаю, что зная особенности бумаги и её свойства, можно узнать, чем она интересна.

Методы исследования:

    Беседа с взрослыми

    Чтение познавательной литературы

    Проведение опытов, исследования

Наша жизнь без бумаги была бы скучной. Из бумаги сделаны книги, открытки, письма, плакаты, салфетки и многое другое. Мне стало интересно, как изготавливают бумагу. И я попросила Любовь Владимировну рассказать об этом.
Бумагу изобрели в Китае в 105 году. Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна называются целлюлозой, которую делают из древесины.
Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают.
Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.
Свойства бумаги.
Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.
Бумага легко рвётся, она не прочная.
Бумага легко мнётся и сгибается.
Влажная бумага становится непрочной.

А сейчас проведем несколько опытов.
Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.

А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку.

Положим эту гармошку на стаканы, а сверху положим коробок со спичками.

Видите! Коробок не падает.
Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.
То есть изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.
Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.

С первой полоской не будем ничего делать.
Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.
А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.

Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.

Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.

Третий опыт. А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый?
Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.
Выпустим из рук их одновременно.

Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.

Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?
Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.

Мятый упал быстрее. Почему?
А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.
Так придумали парашют.

Опыт №4 И давайте проведем еще один красивый опыт.Могут ли распуститься бумажные цветы?
Вырежем из разноцветной бумаги цветочки.Загнем лепестки.
Возьмём миску с водой и положим их в воду.

Мы видим, что цветы начали распускаться как по волшебству!

Можно сделать целое море цветов.
Когда бумага намокает, трубочки волокон наполняются водой, бумага разбухает и распрямляется.

Наши цветы распустились.
Проведение этих опытов принесло мне удовольствие, я узнала много нового и полезного.

Марина Сафронова
Исследовательский проект «Бумага: история и современность»

Проектная цель для детей :

Развивать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи :

Расширить представления детей об истории возникновения бумаги и об использовании её в современном обществе ;

Развивать познавательный интерес в процессе изучения предметов окружающего мира;

Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Проектная цель для воспитателя :

Создать условия для исследовательской деятельности детей в процессе познания окружающего мира.

Задачи :

Сформировать у детей представление о свойствах бумаги .

Развивать исследовательские навыки детей : умение выдвигать гипотезы, наблюдать и анализировать объект, сопоставлять различные факты, делать выводы.

Воспитывать самостоятельность и инициативность детей в процессе деятельности.

Начиная исследовательскую работу , мы предполагали, что в процессе исследовательской работы мы выясним :

Действительно ли имеющиеся свойства бумаги позволяют её так широко использовать в жизни человека?

Так ли необходима бумага в жизни человека ?

Действительно ли бумага используется людьми практически всех профессий?

Мы использовали методы исследования :

1. Чтение и изучение научно – познавательной литературы.

2. Создание иллюстративного ряда по теме «История возникновения бумаги » .

3. Опыты и эксперименты с бумагой .

4. Работа с материалами Интернета.

Введение.

бумаги ?

2. История возникновения бумаги .

3. Современная технология изготовления бумаги .

4. Вторая жизнь бумаги .

5. Применение бумаги .

6. Изучение свойств бумаги .

Введение.

В детском саду мы много рисуем на белой бумаге , делаем из цветной бумаги аппликации , используем шаблоны из картона, чтобы вырезать из цветной бумаги правильную форму . Нам стало интересно. Кроме этого, В процессе занятий кружка по интересам «Поисковичок» (в рамках занятий реализуется программа «Ребёнок в мире поиска» О. Дыбиной) мы изучали тему «Бумага » , и нам стало интересно : что такое бумага , какова история её появления , как она используется в современном виде .

1. На чем писали, когда не было бумаги ?

Древние люди рисовали на стенках пещер. Мы тоже попробовал нарисовать на камне красками. Получилось красиво. Но ведь в школе не будешь писать на камнях, они тяжелые и неудобные.

Некоторые народы писали тростниковой палочкой на глиняных табличках (шумеры) . Египтяне писали на папирусе, изготовленного из листьев водно-болотного растения - «Папирус» .

Потом люди писали на бересте – это кора березы. Буквы царапали инструментами, сделанными из костей животных. Мы тоже попробовали нацарапать буквы на бересте. Писать на ней лучше, чем на камне, но тоже неудобно.

Тогда люди придумали листы из кожи животных и назвали их пергаментом. Это очень прочный материал. Он лучше папируса, так как на нем можно было писать с обеих сторон. Из него делали книги, а обложки книги – из меди. Такая книга напоминала сундук. Но на пергаменте писать тоже не очень удобно. Кожа дорогая и намного тяжелее бумаги .

В продолжение тысячелетий люди пытались использовать для письма и изготовления книг самые разнообразные материалы : камень, глину, дерево, кожу животных, ткань, металл и др. Однако одни из них были тяжелыми и громоздкими, другие - хрупкими и непрочными, третьи - неудобными в пользовании или очень дорогими.

Вывод : Используемые в древности материалы для письма были неудобными.

2. История возникновения бумаги .

До сих пор точно неизвестно, когда появилась бумага . По одной из легенд, она была изобретена в Китае. Способ ее изготовления китайцы долго держали в секрете. Сырьем для нее послужила древесная кора, пенька и тряпье. Древнейшая ручная технология изготовления бумажного листа заключалась в следующем : исходное сырье сортировали, мыли, размалывали и варили с добавлением клея и воды для получения однородной волокнистой массы . Затем начинался процесс "черпанья", то есть собственно формирования и изготовления бумажного листа : сварившуюся массу вычерпывали специальной формой и опрокидывали на гладкую, хорошо отполированную поверхность. Получившийся бумажный лист прессовали , сушили и разглаживали.

Вывод : человечество остановилось на бумаге , которая оказалась самым универсальным, простым, дешевым и технологически доступным носителем письменной и книжной информации, бумага является самым удобным материалом для письма.

3. Современная технология изготовления бумаги .

Из чего состоит бумага ?

Мы провели опыт. Разорвали картон и газету. Внимательно рассмотрели край картона и газеты под лупой. Край оказался мохнатым и ворсистым. Это потому, что бумага состоит из волокон , которые сильно прижаты друг к другу в беспорядке. Эти волокна состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.

Бумага - многокомпонентный материал, состоящий преимущественно из волокон растительного происхождения, тесно переплетенных между собой, а также минеральных наполнителей и клеящих веществ. Она различается по композиционному составу, массе, толщине, механическим свойствам, цвету, белизне, степени гладкости.

Сейчас бумагу очень быстро делают машины на бумажной фабрике . Туда привозят из леса бревна. Обычно это сосны и елки. С них сдирают кору, измельчают на мелкие щепки. Затем щепки варят. Эта древесная каша попадает в бумагоделательную машину , у которой много валиков. Одни валики отжимают воду, другие – высушивают, третьи полируют. Так древесная каша превращается в бумагу .

Вывод : Современные технологии изготовления бумаги позволяют изготавливать её различной фактуры и качества.

4. Вторая жизнь бумаги .

Мы задумались : чем больше делается бумаги , тем меньше остается деревьев. Не может ли так случиться, что все деревья в лесу срубят? Чтобы такого не случилось, бумагу надо беречь .

Ученые придумали способы, как использовать выброшенную бумагу снова :

1. Использованную бумагу снова прессуют и делают новую бумагу .

Но волокна бумаги не вечны , так как они истончаются и рвутся . Мы снова провели опыт. Взяли два листа бумаги . Один сильно измяли и снова расправили. Затем порвали и измятый, и гладкий лист бумаги . Измятый лист бумаги порвался легче , потому что волокна бумаги стали тонкими и порвались.

2. Когда из бумаги нельзя снова сделать бумагу , из нее изготавливают компост – это удобрение для растений. Его добавляют в землю.

3. И, наконец, бумагу сжигают . При ее сжигании вырабатывается энергия, которая дает нам тепло.

5. Применение бумаги .

Мы пользуемся бумагой постоянно , и иногда даже не задумываемся над тем, из чего сделаны те или иные вещи.

В детском саду мы читаем книги, рисуем в альбомах, пишем в тетрадях, а ведь они сделаны из бумаги .

Применение :

Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради) ;

Отделочные материалы (обои) ;

Производство денег;

- бумага , используемая в быту;

Промышленное использование бумаги (упаковка, туалетная) .

В заключении хотелось бы сказать, что представить себе нашу жизнь без бумаги очень трудно , поэтому мы должны бережно относиться как к самой бумаге , так и к основному источнику бумаги - деревьям .

Вывод : Современные виды и фактура бумаги позволяют широко использовать её в нашей жизни.

6. Изучение свойств бумаги .

Чтобы лучше изучить бумагу , мы провели несколько опытов.

Взяли салфетку и картон. Затем проделали с ними такие опыты :

Опыт 1. Сложили бумагу . Легче всего сложить салфетку, она тонкая. Тяжелее сложить картон. Он толстый и плотный.

Опыт 2. Разорвали бумагу . Больше усилий мы прилагали, когда разрывали картон, а салфетку рвали очень легко.

Опыт 3. Опустили бумагу в воду . Быстрее намокла салфетка. Картон намокал дольше. Любая бумага намокает .

Опыт 4. Подбросили бумагу вверх . Быстро упал картон и медленно - салфетка, потому что она легкая.

Опыт 6. Для проведения этого опыта мы взяли два цилиндра, лист бумаги и игрушки :

Поставили два цилиндра на расстоянии друг от друга;

Положили сверху лист бумаги , чтобы получился "мостик";

Поставили на лист игрушку, бумага прогнулась , игрушка упала;

Сложили лист бумаги «гармошкой» ;

Положили "гармошку" на банки и снова поставил на неё игрушку. Она не упала. Мостик стал прочнее.

Таким образом, из опытов мы узнали, что

1. Писать легче и удобнее на бумаге , чем на камне, бересте, пергаменте.

2. Бумага состоит из волокон , крепко прижатых друг к другу в беспорядке.

3. Волокна бумаги могут истончаться и рваться .

4. Бумага может быть разной и обладать разными свойствами. Тонкую бумагу легче сложить , смять и разорвать, чем толстую.

5. Любая бумага боится воды .

6. Бумага может стать прочнее , если ее сложить «гармошкой» .

Из бесед и чтения книг с воспитателями мы узнали, что :

1. Камень, глиняные таблички, папирус, береста, пергамент – это те материалы, на которых писали и рисовали люди до того, как была изобретена бумага .

2. Бумага была изобретена в Китае, ее изготавливали из тутового дерева.

3. Волокна бумаги состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.

4. Сейчас бумагу делают машины на фабриках. Технология изготовления сложная.

5. Существуют способы использования выброшенной бумаги : повторное изготовление из нее бумаги ; изготовление компоста, использование энергии при сжигании бумаги .

В процессе нашей исследовательской деятельности мы убедились, что :

Имеющиеся свойства бумаги позволяют её широко использовать в жизни человека со времени её изобретения;

- Бумага действительно играет очень важную роль в жизни человека благодаря особенностям своей структуры;

- Бумага широко используется людьми всех профессий во всех видах деятельности

Заключение

1. Исследовательская работа детей была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей 5 – 6 лет социально – значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.

2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги ; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги ; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми , сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

3. При завершении работы дети получали новые представления о бумаге как о материале , широко используемым человеком при преобразовании окружающего мира. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов . Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.

4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..………2

Теоретическая часть

1. История возникновения бумаги ………………………………………………………3

    1. «Бумага» наших предков …………………………,…………………………………..3

1.2 История возникновения бумаги …………………………………………………….4

1.3 Развитие бумажного производства …………………………………………………..

1 .4 Этапы производства бумаги ……………………………………………………………

1.5 Производство бумаги из вторичного сырья ………………………………………….

2. Практическая часть

Опыт №1 . Китайская рисовая бумага. ……… ……………………………………..8

Опыт №2 . Изготовление бумаги-папируса ……………………………………….8

Опыт №3 . Изготовление бумаги с использование сетчатой решетки …………………9

3. Заключение… …………………………………………………………………………....10

4. Список литературы ……………………………………………………………………..11

Приложения ………………………………………………………………………………...12-15

ВВЕДЕНИЕ

Современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать, резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.

Бумага всё стремительнее завоёвывает различные области техники. Сегодня бумагу делают огнестойкой, противостоящую газам, парам, влаге, кислотам.

Бумага сегодня – верный помощник строителей. Она успешно заменяет дерево, мрамор, железо, камень. В американском штате Небраска построен настоящий бумажный мост длиной 11 м, по которому открыто автомобильное движение.

Современная мебель тоже имеет отношение к бумаге. Сверкающая поверхность стола, створок шкафа с замысловатым рисунком не что иное, как лист бумаги, запрессованный на древесностружечной плите

Из бумаги шьют одежду, изготовляют бельё. Уже много лет в Швеции вырабатывают одеяла, состоящие из 10-30 слоёв эластичной крепированной бумаги, вложенные в пододеяльник из льняной или хлопчатобумажной ткани.

Все шире применяется бумага для изготовления посуды. Из нее делают тарелочки, стаканчики, бутылки.

В фармацевтической практике часто приходится фильтровать различные растворы. И тут на помощь приходит бумага. Около 400 разных изделий для фармацевтической промышленности изготавливают сегодня из бумаги.

Для всего этого нужно много бумаги и ее выпуск ежегодно стремительно растет, но также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя. Поэтому ученые во всем мире ищут дереву замену, чтобы больше не вырубать лес и не отправлять его на целлюлозно-бумажные комбинаты. Бумагу уже пробуют изготавливать из стекла и камня, синтетических волокон, полимерных пленок, очень важен сбор макулатуры.

Бумага – это листовой материал из натуральных растительных или искусственных волокон. История возникновения бумаги и развития бумажной промышленности не так уж и проста .

В своей работе я решил узнать историю возникновения бумаги, как и из чего ее делают, возможно ли изготовить бумагу самому. Итак, я выдвинул гипотезу.

ГИПОТЕЗА: Бумагу можно изготовить самому.

Для подтверждения гипотезы я поставил следующую цель.

ЦЕЛЬ : изучить процесс изготовления бумаги в домашних условиях.

Достигнуть цели мне помогут следующие задачи.

ЗАДАЧИ : Изучить историю возникновения бумаги. Собрать методы изготовления бумаги. Провести опыты, записать наблюдения, сделать выводы.

Теоретическая часть

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ

    1. «БУМАГА» НАШИХ ПРЕДКОВ

Ее название на английском языке «paper» происходит от «папирус», материала, используемого древними египтянами, греками и римлянами. Некоторые ученые считают, что слово «бумага» берет свое начало от итальянского bambagia, что значит – хлопок. Другие верят, что русское слово бумага произошло от татарского «бумуг» (хлопок).

Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Это были первые письма. Но такие письма сами не могли доходить к адресату.

Со временем люди поняли, что намного легче писать на сырых глиняных плитках. Такие плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния. Но эти плитки были тяжелыми, их изготовление занимало много времени.

Более легким и прочным материалом для письма стало дерево. Например, в Китае люди выжигали иероглифы на бамбуковых палочках при помощи раскаленной иглы. В Африке тексты вырезали на больших деревянных цилиндрах. В Древней Греции, Риме, а затем во всей Европе люди писали на деревянных дощечках, а потом покрывали их воском. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы. Наши предки-славяне подарили нам летопись, которая написана на 35 березовых дощечках.

Более четырех тысяч лет египтяне использовали папирус (дар реки) – это тростниковое растение, которое росло на берегах реки Нил. Растение было легким, сильным, тонким и легким для переноски. У него прямой стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Размягчённые полоски прокатывали деревянной каталкой по доске, затем снова замачивали на сутки, прокатывали и опять погружали в воду. После этих операций полоски
становились полупрозрачные и имели кремовый оттенок. После этого полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и

разглаживали гладким камнем. В течение тысяч лет не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Самый ранний существующий зарегистрированный папирус

датируется 1-й Династией Египта, но предполагается, что он уже, возможно, использовался за 4 000 лет до н.э.

Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обоих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.

Человечество нуждалось в более дешевом материале, таким материалом стала бумага.

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ

Первая дата, к которой можно отнести историю возникновения бумаги – это 105 год нашей эры, Китай. Если верить летописям, то именно в Китае в 105 году Цай Лунь изобрел самую первую, известную человечеству бумагу.

По указу императора ему поручалось найти материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны осиные гнезда, больше всего походил на то, что он искал. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить нечто подобное можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке.

Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом.

Остается только высушить и разгладить его между каменными плитами.

И вот он - желанный материал, не впитывающий тушь, на котором не размываются контуры начертанного. Китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

Но, ученые считают, что на самом деле, появление бумаги можно смело относить ко II веку нашей эры. Такие данные ученые получили после того, как исследовали раскопки в гробницах, на севере Китая.

1.3 РАЗВИТИЕ БУМАЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Неизвестно, какая именно версия правильная, но долгое время Китаю удавалось сохранять способ изготовления бумаги в секрете, и лишь в начале 6 века он был вывезен в Японию. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Примерно в то же время производство бумаги начинает проникать в другие страны Азии. В отличие от китайского способа, по которому бумага вырабатывалась из свежего растительного волокна, из-за отсутствия подобного сырья в Европе нужно было искать иной материал для бумаги. Бумагу стали изготовлять из пенькового и льняного тряпья. Из тряпья варили клейкую массу, потом с помощью пресса отжимали воду, в результате получалась бумага, но она была очень дорогая.

Впоследствии этот способ был завезен арабами через Персию в Северную Африку, на Кипр, а затем - в Испанию, Марокко и ряд других стран. Бумага постепенно стала вытеснять применявшийся до этого папирус и другие материалы для письма. Из Испании производство бумаги проникло в Италию, а затем во все европейские государства, в т.ч. и Россию.

Впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине 16 века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. И именно тогда, а точнее – в 1703 году вышла первая в мире русская газета. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей в канцелярию полицмейстерских дел "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог. Развитию бумажного дела поспособствовал указ 1721 года об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги.

Настоящее массовое производство бумаги началось только в 1799 году во Франции, и произошло это благодаря Робберу, который изобрел такую машину, которая позволяла наладить автоматически весь процесс производства бумаги. Механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном, послужили началом машинного производства бумаги. В дальнейшем к этому примитивному оборудованию были добавлены непрерывно действующие секции прессования, сушки, каландрирования и намотке бумаги в рулоны.

Однако сам способ оставался трудоемким и малопроизводительным, и, по-прежнему, вплоть до середины 19 в. основным сырьем было тряпье. Позднее более дешевым материалом для производства бумаги стала обыкновенная древесина.

1.4 ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ

Со временем для производства бумаги было изобретено много специальных машин. На сегодняшний день можно производство бумаги разделить на 3 этапа.

1 этап. Первым делом производится обработка сырья. В качестве сырья для производства бумаги используется еловая древесина. Многопильные машины распиливают бревна на чурбаки длиной 1,2 м, станки-корообдирщики снимают с них кору.
2 этап. На втором этапе получается древесная масса. Получение древесной массы происходит путем истирания древесины на вращающемся камне.
Дефибрер – машина, предназначенная для разделения древесины на волокна. Полученная древесная масса проходит обработку, включающая в себя очистку, отбелку и сортировку. Далее она по конвейеру направляется к котлу, где в специальном растворе варится жидкая масса. А в другом котле из тех же щепок варят клейкую целлюлозу. В смесительном бассейне оба вещества перемешиваются.

3 этап. Третий и заключительный этап – производство самой бумаги.
Полученная масса поступает на специальную машину, где происходит формирование полотна и после отжимки, отутюживания, отглаживания бумага наматывается на вал наката, затем на резательном станке разрезается на рулоны требуемых размеров и отправляется на фабрики, где делают тетради, в типографии – для печатания книг, газет и журналов.


1.5 ПРОИЗВОДСТВО БУМАГИ ИЗ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. Применение макулатуры способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Технологии с использованием бумажных и тряпичных отходов позволяют получать бумагу высокого качества, не затрагивая при этом естественных природных источников.

Традиция производства бумаги из вторичного сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” - из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Бумага обычно делается из дерева. Но не так уж сложно сделать ее в домашних условиях из других природных материалов. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Эти отходы мы и использовали для вторичного получения бумаги, а так же попробовали сделать «съедобную» бумагу.

Опыт №1 . Китайская рисовая бумага. (Приложение 1)

Для изготовления данной бумаги понадобятся мука и соль. Сначала необходимо просеить рисовую муку. Потом смешать ее с солью и добавить воду. Замешать эту субстанцию в течение примерно десяти минут, пока она не превратится в тесто без комочков. Выложить смесь в и оставить ее на полчаса. После этого выложить тесто на деревянную доску и раскатать его так, чтобы оно было как можно более тонким. Доску нужно посыпать мукой, чтобы она не прилипла к тесту. Когда тонкое тесто высохнет, нарезать его на листы.

Такая бумага не очень плотная и может легко порваться, поэтому для производства блокнотов она не подойдет. Лучше всего использовать ее для хранения продуктов и приготовления буритто. Рукодельницы часто применяют такую бумагу для декупажа .

Опыт №2 . Изготовление бумаги-папируса. (Приложение 2)

Для изготовления папируса необходимо взять ненужную макулатуру и порвать ее на очень мелкие части. Добавить к бумаге мелко нарезанные обрывки ниток. В Египте в папирус добавляют практически что угодно, даже частицы фольги, мертвых насекомых и засушенный растений. Положить бумагу и нитки в миску и залить водой. Должна образоваться густая масса. Пусть она размокнет и настоится сутки. Если прокипятить миску, то основа бумажной смеси сформируется быстрее. На следующий день добавить клей ПВА и крахмал, они послужат связывающей основой для бумажной массы. Перемешать содержимое миски и вылить ненужную воду через сито, оставив только бумажное сырье.

Взять миксер и все качественно смешать, либо размять руками, чтобы вышла гомогенная масса. Отжать полученный комок от воды. Постелить на стол махровое полотенце и аккуратно разложить по нему бумажную массу. Сверху накрыть другим полотенцем и положить стопку больших тяжелых книг в качестве пресса. Пока смесь превратится в полноценное подобие папируса, пройдет несколько дней. Каждый день необходимо менять мокрые полотенца на сухие. Готовую бумагу стоит прогладить утюгом.

В итоге получилась серая, достаточно толстая бумага.

Опыт №3 . Изготовление бумаги с использование сетчатой решетки. (Приложение 3)

Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка (мелкозернистая) прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке. Я сделал рамку из нейлоновой ткани и пяльца для вышивания.. Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой, куда добавляется немного крахмала и подогревается. Затем смесь помещаем в блендер, где она измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель.

2. Когда бумажная масса готова, она помещается в таз с водой (чем больше воды, тем тоньше получится бумага). Затем туда опускаем рамку с сеткой и зачерпываем массу, нужно некоторое время, чтобы дать воде стечь.

3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Получилась более тонкая, чем во втором опыте бумага. Это связано с тем, что мы немного «автоматизировали» свою работу (применяли рамку).

Если хотите чего-то оригинального, то можно сделать бумагу из листьев.

Бумагу можно сделать цветной, если добавить в нее краситель (у меня добавлена гуашевая краска).

А чтобы получить белую бумагу, в приготовленную смесь необходимо добавить хлорный отбеливатель.

Чтобы получить белую бумагу, в приготовленную пульпу необходимо добавить хлорный отбеливатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я изучил длинную историю рождения бумаги, узнал технологию производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате. Попробовал изготавливать бумагу в домашних условиях, используя старые газеты и исписанные тетрадные листы. Таким образом удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя получить бумагу разного цвета.

Таким образом, подтвердилась гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.

Не смотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство бумаги, с каждым днём растёт интерес к бумаге ручного отлива «Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага не подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством - абсолютной эксклюзивностью. Она превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980г.

Орлова Н. Д. Я познаю мир. - М.: Издательство АСТ, 2000г.

Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980г.

www.wowlol.ru

www.paperman.ru

www.7ya.ru

www .rus.1september.ru

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх