Вдогонку николаю крикнули. Сила евангелия

Наверное, самым важным фактором победы советского народа в Великой Отечественной войне стал массовый героизм. Около 500 советских летчиков применили в воздушном бою таран. Десятки экипажей, как и капитан Н. Гастелло, направили свои горящие самолеты на скопления боевой силы противника. Сегодня мы расскажем о некоторых героях - летчиках Великой Отечественной войны, которые навечно вписали свое имя в этот героический список.

1. Попков Виталий Иванович (01.05.1922 - 06.02.2010)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии. Дважды Герой Советского Союза.

К февралю 1945 года совершил 325 боевых вылетов, в 83 воздушных боях лично сбил 41 и в группе 1 самолет противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.

Факты биографии Виталия Ивановича легли в основу фильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”».

2. Гулаев Николай Дмитриевич (26.02.1918 - 27.09.1985)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, генерал-полковник авиации. Дважды Герой Советского Союза.

Всего за время войны совершил 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника и 5 - в группе.

3. Речкалов Григорий Андреевич (09.02.1918 (или 1920) - 20.12.1990)

Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолетах разнятся. По одним источникам, сбито 56 самолетов лично и 6 - в группе.

4. Головачёв Павел Яковлевич (15.12.1917 - 02.07.1972)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

За время войны совершил 457 боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил лично 31 и в группе - 1 самолет противника. Свою последнюю победу одержал 25 апреля 1945 года в небе над Берлином.

5. Боровых Андрей Егорович (30.10.1921 - 07.11.1989)

Участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации, командующий авиацией Войск ПВО СССР (1969-1977), дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил более 470 боевых вылетов, провел свыше 130 воздушных боев, сбил лично 32 и в группе - 14 вражеских самолетов.

6. Евстигнеев Кирилл Алексеевич (04(17).02.1917 - 29.08.1996)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

К весне 1945 года совершил около 300 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, сбил 53 самолета противника лично, 3 - в группе; кроме того, один бомбардировщик ему не был засчитан.

7. Колдунов Александр Иванович (20.09.1923 - 07.06.1992)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный и государственный деятель, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза. Член ЦК КПСС, депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Всего за годы войны совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолетов и 1 - в составе группы.

8. Скоморохов Николай Михайлович (19.05.1920 - 14.10.1994)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР. Депутат Верховного Совета СССР.

Всего за время Великой Отечественной войны совершил 605 боевых вылетов, провел более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит. Имел позывной «Скоморох». О нахождении его в небе гитлеровцы предупреждали своих пилотов как о серьезной опасности.

9. Ефимов Александр Николаевич (06.02.1923 - 31.08.2012)

Участник Великой Отечественной войны, Заслуженный военный летчик СССР, маршал авиации. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил 288 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 8 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

10. Клубов Александр Фёдорович (18.01.1918 - 01.11.1944)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, советский ас, дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил 457 боевых вылетов. Лично сбил 31 самолет противника и еще 19 - в группе. Александр Клубов погиб 1 ноября 1944 года во время тренировочного полета на новейшем истребителе Ла-7.

11. Недбайло Анатолий Константинович (28.01.1923 - 13.05.2008)

Участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 75-го гвардейского авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза.

Капитан Анатолий Недбайло совершил 209 боевых вылетов, нанеся противнику большие потери в живой силе и технике.

12. Сафонов Борис Феоктистович (13(26).08.1915 - 30.05.1942)

Участник Великой Отечественной войны, первый дважды Герой Советского Союза.

Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолетов.

30 мая 1942 года подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознаменного авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника Борис Сафонов погиб.

13. Ворожейкин Арсений Васильевич (15(28).10.1912 - 23.05.2001)

Участник боев на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, первый заместитель командующего ПВО Черноморского флота СССР, генерал-майор авиации.

Всего на счету летчика-истребителя около 400 боевых вылетов, 52 лично сбитых самолета противника (6 - на Халхин-Голе) и 14 - в группе.

14. Гризодубова Валентина Степановна (14(27).04.1909 - 28.04.1993)

Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, полковник. Первая женщина - Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Депутат Верховного Совета СССР.

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком авиации дальнего действия. Лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

15. Павлов Иван Фомич (25.06.1922 - 12.10.1950)

Участник Великой Отечественной войны, командир звена 6-го гвардейского штурмового авиационного полка 3-й воздушной армии Калининского фронта, дважды Герой Советского Союза, майор.

Всего за время войны совершил 237 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Великолукской и Смоленской операциях, в освобождении Белоруссии и Прибалтики.

16. Глинка Борис Борисович (14(27).09.1914 - 11.05.1967)

Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, полковник.

Всего за время войны сбил 30 самолетов лично и 1 - в группе.

17. Одинцов Михаил Петрович (18.11.1921 - 12.12.2011)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик бомбардировочной и штурмовой авиации, военачальник. Заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза.

За время войны сбил в воздушных боях 14 самолетов противника, что является наивысшим достижением среди летчиков-штурмовиков.

К концу войны совершил 215 боевых вылетов, завершил войну в звании гвардии майора.

18. Покрышев Пётр Афанасьевич (24.08.1914 - 22.08.1967)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

К августу 1943 года совершил 282 боевых вылета, участвовал в 50 воздушных боях и имел на личном счету 22 сбитых вражеских самолета и 7 - в группе.

19. Долина Мария Ивановна (18.12.1920 - 03.03.2010)

Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, Герой Советского Союза.

Выполнила 72 боевых вылета на самолете Пе-2, сбросила 45 000 килограмм бомб. В шести воздушных боях ее экипаж сбил 3 истребителя противника в группе.

20. Маресьев Алексей Петрович (07(20).05.1916 - 18.05.2001)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик, Герой Советского Союза.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага. 5 апреля 1942 года самолет Маресьева был сбит. 18 суток пробирался летчик к своим. В результате врачи были вынуждены ампутировать обе отмороженные ноги летчика.

Еще в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.

В феврале 1943 года совершил первый пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизнь двум советским летчикам и сбил сразу 2 вражеских истребителя Fw-190, прикрывавших бомбардировщики Ju-87.

21. Покрышкин Александр Иванович (06(19).03.1913 - 13.11.1985)

Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат в члены ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР, Депутат Верховного Совета СССР.

В Советском Союзе официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе.

22. Кожедуб Иван Никитович (08.06.1920 - 08.08.1991)

Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас. Трижды Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР, Народный депутат СССР.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника.

В первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. советские летчики проявили чудеса героизма.

Таран - оружие героев. Плакат периода Великой Отечественной войны.
Художник А. Волошин.

На рассвете (в 04:25) 22 июня 1941 г. свой первый и последний бой в небе над Ровенской областью принял заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И.И. Иванов.

Поднятый по тревоге, он совершил вылет во главе звена истребителей И-16 на перехват вражеской авиагруппы (от 6 до 9 бомбардировщиков Не-111), приближавшейся к аэродрому Млынов. В ходе стремительной атаки наши летчики подбили один из немецких бомбовозов. Остальные, сбросив беспорядочно бомбы, повернули назад. При возвращении на свой аэродром Иванов заметил прямо по курсу очередной немецкий бомбардировщик. Не раздумывая, советский летчик пошел на сближение с ним. К этому времени у него закончились боеприпасы, и было на исходе горючее. Несмотря на плотный пулеметный огонь противника, советский летчик сумел настичь вражеский самолет и таранным ударом сбить его. Очевидцы, наблюдавшие таран с земли, отметили, что немецкий летчик видел зашедший ему в хвост советский истребитель и, пытаясь избежать атаки, стал заваливаться на крыло, чтобы уйти в пикирование, но Иванов, сделав горку, рубанул вином по хвостовому оперению бомбардировщика. После тарана И-16 старшего лейтенанта Иванова с сильным креном повело в сторону. От машины что-то отвалилось, но было видно, что летчик пытается управлять сильно поврежденным истребителем и посадить его в поле. Однако в нескольких метрах от земли самолет стал сильно раскачиваться, а затем почти отвесно рухнул вниз. От полученных травм и ранений отважный летчик скончался в госпитале г. Дубно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 г. старшему лейтенанту И.И. Иванову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он оказался единственным из советских летчиков, совершивших 22 июня воздушный таран и удостоенных за этот подвиг высокой награды Родины.

Старший лейтенант
И.И. Иванов

Старший лейтенант И.И. Иванов Иванов Иван Иванович (8.10.1909 - 22.06.1941), советский военный летчик, старший лейтенант, Герой Советского Союза (1941, посмертно). На военной службе с 1931 г. Окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов (1934), курсы летчиков-истребителей (1940). Проходил службу красноармейцем (1931 - 1932), летчиком, командиром звена легкобомбардировочного авиационного полка Киевского военного округа (с 1934). Участник походов Красной армии (1939), Советско-финляндской войны (1939 - 1940). Заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка (1940). На начало Великой Отечественной войны в прежней должности. Совершил воздушный таран самолета противника в первый день войны, скончался от полученных в воздушном бою ран.

Трагически закончилась встреча с нашим истребителем и для немецкого бомбардировщика. От удара Не-111, пилотируемый унтер-офицером Х. Вольфайлем (H. Wohlfeilem), потерял управление, врезался в землю и взорвался на своих бомбах (в 5 км от г. Дубно). Весь экипаж при этом погиб (по другим данным - неприятельские летчики, кроме погибшего воздушного стрелка, пропали без вести).

Одним из первых на преднамеренное столкновение с неприятельским самолетом пошел и командир звена 124-го истребительного авиационного полка (иап) младший лейтенант Д.В. Кокорев. На начало войны авиаполк базировался на приграничных аэродромах Высоко-Мазовецк, Ломжа, Белосток (Западный особый военный округ). Для отражения второго воздушного налета (первый налет немецкая авиация осуществила в период с 04:30 по 05:10 22.06.1941 г. без каких-либо потерь) в воздух было поднято несколько групп истребителей МиГ-3. Согласно выписке из журнала боевых действий полка, Д.В. Кокорев взлетел в составе 10 МиГ-3 в 05:10 (по московскому времени). Его целью стал Dо-17Z из штабной эскадрильи немецкой бомбардировочной эскадры KG-2. Расстреляв весь боекомплект (в ходе обстрела экипаж получил ранения различной тяжести), советский летчик принял решение добить вражеский самолет таранным ударом. После успешно выполненной боевой задачи он произвел вынужденную посадку. Однако заслуженная награда обошла героя. По мнению исследователей, младший лейтенант Д.В. Кокорев, увлекшись преследованием немецкого бомбардировщика, покинул свою группу и оставил прикрываемый объект. Позднее он продолжал достойно выполнять свой воинский долг, защищая воздушные подступы к Москве и блокадному Ленинграду. 12 октября 1941 г. Дмитрий Кокорев не вернулся с очередного боевого задания. Всего на тот момент он совершил более 100 боевых вылетов и сбил 4 самолета противника: три лично, один - в группе . За несколько дней до гибели отважного летчика было подписано представление о награждении его орденом Красного Знамени, ставшим, в том числе, признанием его подвига в первый день войны.


Начальник штаба 41-го истребительного авиаполка И.И. Волков ставит задачу младшему лейтенанту Д.В. Кокореву (справа). Белосток, зима 1939-1940 гг.

Утром первого дня войны (в 05:20) свой подвиг в небе совершил заместитель командира эскадрильи 33-го истребительного авиаполка (10-я сад, ВВС 4-й армии, Западный особый военный округ) лейтенант С.М. Гудимов.

В составе на истребителе И-16 эскадрильи он вылетел для отражения налета немецкой авиации (20 бомбардировщиков Не-111 в сопровождении небольшой группы Me-109) на аэродром около г. Кобрин Брестской области. К атаке подключились еще три эскадрильи, возвращавшиеся с боевого патрулирования. В воздушном бою С.М. Гудимов меткой стрельбой сбил вражеский бомбардировщик, второй (из-за отсутствия боеприпасов) поразил таранным ударом. При попытке спастись стропы парашюта летчика зацепились за обломки самолета, что привело к его гибели. Позднее за свой подвиг лейтенант С.М. Гудимов был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (посмертно).


Памятник лейтенанту С.М. Гудимову в г. Пружаны Брестской области, Белоруссия.

________________________

Гудимов Степан Митрофанович (07.11.1913 - 22.06.1941), советский военный летчик, лейтенант. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского училища, работал слесарем на Сталинградском тракторном заводе. На военной службе с 1934 г. Окончил авиационную школу № 7 Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Участник походов Красной армии 1939 - 1940 гг. На начало Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи 33-го истребительного авиаполка 10-й смешанной авиационной дивизии ВВС Белорусского особого военного округа. В воздушном бою в районе г. Пружаны Брестской области сбил два неприятельских самолета (один из них воздушным тараном). Геройски погиб в первый день войны.

________________________

В схожей ситуации оказался командир звена 12-го истребительного авиационного полка (64 сад, ВВС 12-й армии, Киевский особый военный округ) младший лейтенант Л.Г. Бутелин.

Рано утром 22 июня (05:15, по другим данным - 05:42) по тревоге он вместе с другими дежурными экипажами поднялся на перехват вражеской авиагруппы, направлявшейся на бомбардировку аэродрома Бовшев Станиславского аэроузла. В ходе воздушного боя ему удалось поразить неприятельский Ju-88. Когда закончились патроны он направил свой истребитель И-153 в хвост другого немецкого бомбардировщика и винтом самолета обрубил его. «Юнкерс» потерял управление, повалился на крыло и при падении взорвался. Воздушный таран стоил также жизни советскому летчику. Ввиду малой высоты (до 200 м) он не смог воспользоваться парашютом и погиб. Его тело один из местных жителей д. Немшин Голичинского района Ивано-Франковской области позднее похоронил возле деревни. За свой подвиг младший лейтенант Л.Г. Бутелин награжден орденом Красного Знамени (посмертно).

Помимо отдельных летчиков в первый день войны воздушный таран совершали целые экипажи. В 06:05 экипаж скоростного бомбардировщика (СБ) 86-го ближнебомбардировочного авиационного полка (16 сад, ВВС 5-й армии, Киевский особый военный округ) под командованием лейтенанта Т.С. Малиенко, вылетел с аэродрома «Белая Церковь» во главе звена СБ для отражения налета вражеской авиации на свой аэродром у г. Теребовля Тернопольской области. При обнаружении немецкого «Мессершмитта» Bf.110C-5 предпринял против него «психическую атаку» . При ответном обстреле СБ Т.С. Малиенко загорелся. Экипаж нашего самолета принял единое решение - идти на таран. При столкновении в воздухе обе машины превратились в груду металла и рухнули на землю. Лейтенант Малиенко, штурман С.И. Катин и стрелок-радист Н.Д. Петров ушли в бессмертье.

Практически в то же время в воздушную схватку с врагом вступил командир звена 10-го истребительного авиационного полка лейтенант В.С. Лобода (Прибалтийский особый военный округ). Поднявшись в 06:30 второй раз за утро в воздух на истребителе И-16 в составе эскадрильи, в районе г. Шауляй (Литва) на высоте 2 км наши летчики обнаружили группу вражеских бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении истребителей Me-109. Звено Лобода атаковало самолеты охранения. Вскоре командир звена записал на свой счет первую воздушную победу. Во второй атаке, выручая товарища (официальная версия), таранил другой вражеский истребитель и сам при этом погиб.

В ходе налета большой группы самолетов противника на единственно сохранившийся аэродром Черлены (45 км юго-западнее г. Лида) 11-й смешанной авиационной дивизии в воздух успели поднять лишь звено СБ под командованием капитана А.С. Протасова (16-й скоростной бомбардировочной авиаполк). Оно тут же вступило в неравный бой с превосходящими силами противника. Огнем из автоматического оружия экипажу Протасову удалось сбить истребитель охранения, следующей целью стал ведущий эскадрилью многоцелевой истребитель Ме-110. В плотном скоплении вражеских самолетов нашему СБ не было возможности маневрировать и он на полном ходу врезался в неприятельский «Мессершмитт». Оба самолета рассыпались на куски. Вместе с капитаном А.С. Протасовым геройски погибли штурман старший лейтенант А.К. Яруллин и стрелок-радист сержант А. Бессарабов. Позднее новый командир 11-й смешанной авиадивизии дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г.П. Кравченко представил Протасова к награде, однако вопрос о награждении героя так и остался только на бумаге.

Капитан А.С. Протасов

Протасов Анатолий Сергеевич , советский военный летчик, капитан (1940). Окончил курс Комвуза (1931), военно-теоретическую школу летчиков Ленинградского военного округа (1933), 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей ЛенВО (1935). Проходил службу в должностях: младший летчик 15-й авиационной эскадрильи 4-й тяжелой авиационной бригады БВО (1935-1937), командир корабля той же бригады (1937-09.1939), командир отряда 16-го тяжелого авиаполка Калининского ВО, и.д. помощника командира 16-го скоростного авиационного полка (09.1939 - 11.1940), командир 1-й эскадрильи того же полка (с 11.1940). Участник Советско-финляндской войны (1939-1940). На начало Великой Отечественной войны в прежней должности. Погиб в воздушном бою, совершив в составе экипажа воздушный таран самолета противника.

Благополучным исходом завершился воздушный таран, который совершил командир звена 126-го истребительного авиационного полка (9-я сад, Западный особый военный округ) младший лейтенант Е.М. Панфилов. Утром 22 июня (08:30) в воздушном бою над своим аэродромом в районе д. Боцки (под г. Белостоком, Белоруссия) совершил таран вражеского истребителя Ме-109. Несмотря на ранение, летчик приземлился на парашюте и около 20 дней провел в госпитале. Позднее воевал на Западном, Юго-Западном, Южном, Брянском, Сталинградском, Юго-Восточном фронтах. Всего совершил 286 боевых вылетов, провел 33 воздушных боя, в которых сбил лично 5 и в составе группы не менее 1 самолета противника. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Погиб в воздушном бою 12 августа 1942 г.

Около 10:00 22 июня 1941 г. вблизи уже упоминавшегося аэродрома Черлены свой подвиг совершил заместитель командира 1-й эскадрильи по политической части 127-го истребительного авиационного полка (11-я сад, Западный особый военный округ) старший политрук А.С. Данилов. Ранее, в первом бою, ему удалось сбить немецкий самолет. Потом последовала череда новых воздушных схваток. При отражении налета на аэродром 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка неприятельской бомбардировочной группы Данилов, получивший несколько пулевых ранений, совершил таран вражеского Me-110 и сбил его. Несмотря на поврежденный самолет, сумел благополучно посадить его у д. Черлены Скидельского района. Определенное время считалось, что старший политрук Данилов погиб. 8 июля 1941 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении его орденом Ленина (посмертно). После длительного лечения в госпитале заслуженная награда нашла героя. Гвардии подполковник А.С. Данилов прошел всю войну, завершив ее в поверженном Берлине в должности командира авиационного полка. В августе 1945 г. в составе Забайкальского фронта участвовал в войне с Японией. Всего в ходе военных действий совершил 134 боевых вылета, в воздушных боях сбил 9 самолетов противника лично и 1 - в составе группы. Он единственный кто дожил до Победы из всех летчиков, совершивших воздушный таран в первый день Великой Отечественной войны.

Старший политрук А.С. Данилов

Данилов Андрей Степанович (1910 - 1964), советский военный летчик, гвардии подполковник. Окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летнабов им. К.Е. Ворошилова. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира 1-й эскадрильи по политической части 127-го истребительного авиационного полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне (22.06.1941). Заместитель командира 18-го гвардейского истребительного полка по политической части, командир 168-го истребительного авиационного полка (с 07.1943). Участник Советско-японской войны (1945). В послевоенный период работал в управлении сельского хозяйства.

Жаркие воздушные бои утром 22 июня 1941 г. завязались над легендарной Брестской крепостью, ставшей «крепким орешком» для противника. В районе 10:00 четверка истребителей И-153 под командованием капитана Н.П. Мажаева (123-й истребительный авиационный полк) вступила в бой с 8 истребителями противника Me-109. Нашим летчикам удалось сбить два неприятельских самолета, третий таранным ударом уничтожил командир звена лейтенант П.С. Рябцев. Израсходовал в бою весь боезапас, он, не считаясь с опасностью, повел свой самолет на фашистского стервятника и таранил его . Сумел выбраться из поврежденной машины и приземлился на парашюте. Этот подвиг, к сожалению, не был оценен по достоинству. В дальнейшем П.С. Рябцев воевал на Ленинградском фронте и погиб в одном из воздушных боев с превосходящими силами противника. В мае 1965 г. он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно).

В первый день войны (около 11:00) у г. Гродно воздушный таран совершил летчик 127-го истребительного авиационного полка (11-я сад, Западный особый военный округ) лейтенант А.И. Пачин. На своем истребителе И-153 он таранным ударом сбил неприятельский бомбардировщик (ошибочно считается Ju-87) и сам погиб.

Презрев смерть, пошел на таран вражеского бомбардировщика Ju-88 летчик 62-го штурмового авиационного полка лейтенант И.И. Ковтун. В воздушном бою (12:00 22.06.1941 г.) у с. Лисятичи Стрыйского района Львовской области, израсходовав все боеприпасы, советский пилот таранным ударом своего И-153 уничтожил вражеский самолет (предположительно из состава 51-й бомбардировочной эскадры) .

_________________________

Ковтун Иван Игнатьевич (1915 - 22.06.1941), советский военный летчик, лейтенант. В 1939 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. На начало Великой Отечественной войны летчик 62-го истребительного авиационного полка 63-й смешанной авиадивизии 26-й армии Киевского Особого ВО, парторг полка. В ходе воздушного боя у с. Лисятичи Львовской обл. совершил один из первых воздушных таранов в Великой Отечественной войне. В ходе боя погиб.

_________________________

Свой подвиг заместитель командира эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П.А. Кузьмин совершил при шестом по счету боевом вылете первого дня войны, сбив ранее один самолет противника. В 13:00 в ходе воздушного боя в районе с. Каменка Гродненской области, расстреляв весь боекомплект, будучи тяжело раненным, принял решение таранить вражеский истребитель Me 109. Трижды врагу удавалось увернуться, но в четвертой попытке Кузьмин настиг противника и нанес удар. Сам погиб при совершении тарана. По оценке специалистов, наш летчик подбил самолет, пилотируемый командиром JG-27 майором Вольфгангом Шелльманом (Wolfgangоm Schellmannom), одним из лучших немецких летчиков, кавалером Рыцарского креста и Золотого испанского Креста с мечами и бриллиантами. На его счету имелось 25 сбитых самолетов (в том числе один И-16, уничтоженный утром 22 июня). Ему удалось спастись на парашюте, но немецкий ас стал жертвой местных жителей, не особо жалующих вражеских летчиков .

Старший лейтенант П.А. Кузьмин

Кузьмин Петр Александрович (16.08.1908 - 22.06.1941), советский военный летчик, старший лейтенант. Учился на рабфаке при Куйбышевском планово-экономическом институте, окончил Энгельскую и Борисоглебскую школы летчиков. Проходил службу в 102-м стрелковом полку (командиром отделения), 48-м и 72-м истребительных авиационных полках. Участник военного конфликта на оз. Хасан (1938) и Советско-финляндской войны (1939-1940). На начало Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне, в ходе которого погиб.

По отдельным источникам в первый день Великой Отечественной войны воздушный таран совершил еще ряд советских летчиков: старшие лейтенанты А.И. Мокляк, В.И. Сиволобов, лейтенант Н.П. Ерошин, младший лейтенант Д.В. Рокиров.


Памятник старшему лейтенанту А.И.Мокляку в с. Кубей Болградского р-на Одесской обл., Украина.

__________________________

Мокляк Александр Игнатьевич , советский военный летчик, старший лейтенант. После окончания в 1932 г. ФЗУ при Полтавском паровозоремонтном заводе работал кузнецом и учился на рабфаке при Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1934 г. по спецнабору направлен в 9-ю школу военных летчиков, после окончания которой в 1937 г. распределен в 47-й истребительный авиационный полк (иап) Ленинградского ВО. В 1940 г. переведен в 67-й иап Одесского военного округа на должность командира авиазвена. На начало Великой Отечественной войны заместитель командира звена 4-й эскадрильи 67-го истребительного авиаполка. В воздушных боях сбил несколько бомбардировщиков противника, один из них таранным ударом. Погиб в ходе воздушного боя.

__________________________

Сиволобов Виктор Иванович, советский военный летчик, старший лейтенант. На начало Великой Отечественной войны командир звена 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии Белорусского Особого ВО. В районе г. Гродно 22 июня 1941 г. в ходе воздушного боя таранил самолет противника и сам погиб. Ерошин Николай Павлович , советский военный летчик, лейтенант. На военной службе с 1934 г. В 1938 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Проходил службу в 17-м истребительном авиационном полку Киевского особого военного округа. В составе 72-го смешанного авиаполка участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. С апреля 1940 г. в составе 127-го истребительного авиационного полка 11 смешанной авиадивизии Белорусского Особого ВО. На начало Великой Отечественной войны командир звена того же полка. 22 июня 1941 г. в воздушном бою возле г. Гродно в лобовой атаке таранил истребитель противника и погиб. Рокиров Д.В. [? - ?], советский военный летчик, младший лейтенант. На начало Великой Отечественной войны командир звена 124-го истребительного авиационного полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне (22.06.1941).

___________________________

Следует отметить, что в истории мировых военных конфликтов ХХ - начала XXI в. 22 июня 1941 г. стал днем массового героизма советских летчиков, 22 из которых совершили воздушные тараны вражеских самолетов (лично и в составе экипажей боевых машин).

Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории Военной академии Генерального
штаба ВС РФ, кандидат исторических наук

___________________________________

Примечания:

Жирохов М.А., Котлобовский А.П. «Иду на таран!». Последний довод «сталинских соколов». М.: Яуза, Эксмо, 2007. С. 92.

Там же. С. 98-99.

Войска противовоздушной обороны страны/ Исторический очерк. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. С. 69-70.

Жирохов М.А., Котлобовский А.П. Указ. соч. С. 108.

Там же.

1. Екатерина Буданова - Гвардии старший лейтенант, воевала в составе 586, 437, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Она была командиром звена. За свою жизнь Екатерина Буданова совершила 266 боевых вылетов. Во время воздушных боев Буданова лично сбила 6 самолетов противника. В группе с товарищами - еще 5 самолетов. 19 июля 1943 года Екатерина Буданова погибла в воздушном бою. 9 мая 1988 года останки летчицы были перезахоронены в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области. В октябре 1993 года, спустя полвека, Екатерине Васильевне посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа ее именем.

2. Во время войны Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали лучшими подругами. А между тем, Лидия Литвяк была признана самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны. Она воевала в составе 586, 437, 9 Гвардейского, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Совершила около 150 боевых вылетов. Лично сбила 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, ещё 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. Свою подругу Екатерину Буданову Лидия Литвяк пережила не намного. Литвяк погибла 1 августа 1943 года в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидия Литвяк посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.


3. Летчица, получившая звание Героя Советского Союза, Евгения Руднева воевала в 46 женском Таманском авиаполку легких ночных бомбардировщиков 325 авиадивизии. Во всех официальных справочниках, книгах памяти погибших и пропавших в период Великой Отечественной войны о Рудневой написано: Руднева Евгения Максимовна, 1920 года рождения, уроженка Бердянска , Запорожской области, из служащих, Гвардии старший лейтенант, штурман авиаполка. Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Воевала на Закавказском, Северо-Кавказском, 4 Украинском фронтах. Участвовала в боях на Северном Кавказе , Таманском и Керченском полуостровах. Отважная летчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении, вместе с Прокопьевой Паной, боевого задания севернее города Керчь Крымской АССР . Похоронена в городе-герое Керчь на Воинском мемориальном кладбище. Кстати, к званию Героя Советского Союза она была представлена еще до гибели.


4. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная летчица, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее просьба была удовлетворена. Сама Марина Раскова с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полетах на большие расстояния. 24-25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелет Москва - Комсомольск -на-Амуре на самолете «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена у Кремлевской стены. Ее имя присвоено 125 Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».


5. Носаль Евдокия Ивановна - Гвардии младший лейтенант. В авиации с 1940 года. Работала инструктором в Николаевском аэроклубе. Участница Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Начала войну рядовым пилотом. Потом отважную летчицу назначили командиром звена, а затем - заместителем командира эскадрильи. За 20 ночей июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов. 10 раз в стане врага вспыхивал пожар, 18 раз раздавались взрывы, перестала существовать переправа. За эти подвиги Дусю наградили орденом Красной Звезды. После первой награды она совершила ещё 120 боевых вылетов. И снова 14 пожаров и 16 взрывов на территории, окупированной противником. Взлетели на воздух две переправы через реку Терек , а на станции Ардон - железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За мужество и отвагу Дусю наградили вторым орденом - Красного Знамени. А потом новые и новые вылеты... В ночь на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль в 354-й раз за время войны поднялась в небо. Она бомбила противника юго-западнее Новороссийска . На обратном пути ее атаковал вражеский ночной истребитель. Осколком снаряда, разорвавшегося прямо в кабине, Дуся была убита. До аэродрома самолёт довела штурман Гвардии старшина Ирина Каширина .

Евдокия Ивановна Носаль первой в 46 Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.


6. Ольга Лисикова - единственная в годы Второй Мировой войны женщина-командир крупнейших американских транспортных самолетов DC-3 (в СССР более известный под названием «Ли-2») и С-47. Она окончила Батайскую летную школу в 1937 году. Участница войны с белофиннами 1939-1940 годов. С начала Великой Отечественной войны летала на связных самолетах, перевозила раненых, доставляла медикаменты, кровь для переливания и тому подобное. Летала в осажденный Ленинград . Награждена орденом Красного Знамени. Ещё в 1941 году молодая летчица Ольга Лисикова вступила в поединок с «Мессершмитт ом». Она не стреляла в него. Стрелять ей просто было нечем, потому что она пилотировала не боевую машину, а санитарный самолет, в котором находилось двое раненых. И все-таки это был поединок. Она затянула «Мессершмитт» к самой земле, заставила его петлять над причудливо извивающейся Метой, а сама, едва не касаясь крыльями обрывистых берегов, летела как в ущелье, изломанными крутыми поворотами. Пулеметная очередь зацепила «санитара» по хвосту, но самолет еще слушался рулей, и борьба продолжалась. В конце концов вражеский летчик увлекся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.


7. В составе 135 ближнебомбардировочного авиаполка сражалась летчица Екатерина Зеленко - единственная женщина, участвовавшая в советско-финляндской войне и совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Немногие знают и о подвиге Александры Поляковой - единственной женщины, решившейся на огненный таран. 12 сентября 1941 года она совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Несмотря на то, что во время второго вылета ее самолет был поврежден, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолета были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолет был подбит и был вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолет, а когда у нее закончился боезапас, таранила второй немецкий самолет. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама. Екатерина Зеленко при жизни получила орден Красного Знамени за участие в Советско-Финляндской войне. Также она участвовала в войсковых испытаниях Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны она была с первого дня. Воевала в составе 135 ББАП, была заместителем командира эскадрильи. Совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных боев. Ее именем названа малая планета Солнечной системы.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх