Ветхозаветная Пасха и пасхальная трапеза. Пасхальная трапеза

С давних времен готовится оригинальный пасхальный стол, включающий разнообразные рецепты пасхи. В домах православных христиан традиционно на столе должны присутствовать три главных блюда: куличи, крашеные яйца и пасха. Помимо этого, меню на Пасху включает также запечённого поросенка, птицу и другие разнообразные мясные закуски, а также всякие сладости.

Даже в современных семьях наследие убранства пасхального стола и потомственные рецепты блюдутся неуклонно. Куличи, пасхи и крашенки играют основную сакральную роль во всём том, что едят на Пасху. Главное блюдо Пасхи - это пасхальная тарелка. В её центральное углубление ставят кулич, а в выемки вокруг него раскладывают яйца.

Кроме этого, пасхальная трапеза изобилует всевозможными колбасными изделиями, бужениной и другими мясными яствами. В старину стол на Пасху украшал запечённый поросенок - это было свидетельством щедрости хозяев дома. В наше время его могут заменять мясные рецепты попроще: запечённая курица или кролик, мясные запеканки, рулеты, фаршированные окорока и т. п. При этом мясные блюда есть нужно не иначе как запечёнными. А вот рыбные рецепты на Пасху не подразумеваются. В этот день также подают к столу кагор пасхальный, освященный в храме.

В течение всей Светлой седмицы праздничный стол не убирают. Наоборот, его дополняют свежими кушаньями. В каждом доме у хозяйки имеются свои проверенные поколениями рецепты того, что должно быть на столе, поэтому для праздника Пасхи и Светлой седмицы, как правило, заранее откладывали деньги для приготовления знатного угощения. Как говорит старинное поверье, изобилие и многообразие всего, чем мы накрываем пасхальный стол, является залогом благополучия и финансового состояния семьи.

Православный обычай гласит, что пасхальный стол должен быть настолько роскошным, чтобы иметь возможность накормить каждого входящего в дом. Поэтому православные никогда не жадничают на пасхальное застолье. Столы покрывают самой красивой скатёркой, в центр стола ставят цветы, церковную свечу и освящённые пасхальные блюда.

Интерьер комнаты, где подается пасхальная еда, также меняется для создания праздничной атмосферы. На почётном месте ставят корзину с куличами, расставляют на подставках и развешивают на декоративные яйца.

Секреты приготовления пасхи

Пасхальные угощения изобилуют на столе в этот светлый день, и одним из них непременно должна оставаться пасха. При этом многие по ошибке считают, что кулич и пасха - это одно и то же. На самом деле это не так. Кое-где в нашей стране «пасхой», действительно, именуют куличи, однако это два абсолютных разных блюда, несущих свой сакральный смысл.

Кулич - это , преломляя который во время трапезы люди становятся ближе к Богу. А пасха, имеющая вид усеченной пирамиды (символ Голгофы) - это сакральное кушанье на основе творога. Помимо творожной массы, в будущий десерт кладут сметану или жирные сливки, сливочное масло, яйца, изюм, цукаты, сироп, цедру лимона и различные специи.

Все варианты этого десерта схожи по содержанию, но готовить их могут несколькими способами. Сырые пасхи в готовке самые простые. Но зато печёные и заварные дольше хранятся. Это блюдо всегда делают из самого свежего творога наилучшего качества. Чтобы избавиться от остатков сыворотки, его на ночь оставляют под гнётом, а затем дважды протирают через сито, чтобы десерт получился воздушным и однородным.

Если в рецепте предусмотрены сливки, нужно покупать продукт с жирностью не менее 30 %. Сливочное масло перед употреблением нужно предварительно прогреть, чтобы оно стало пластичным. Сухофрукты и орехи перед приготовлением требуют промывки и просушки. Пряные добавки предварительно нужно перемолоть и просеять через самое мелкое сито.

Следуя традиции, это блюдо готовят в разбирающейся пасочнице, состоящей из четырех деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезана надпись «ХВ».

Традиционные варианты приготовления пасхи

Секретные рецепты приготовления пасхи, так же как и куличей, передаются в семьях по женской линии. Готовят её только один раз в год. И чтобы пасха удалась на славу, для её приготовления берут свежайшие продукты высокого качества.

Рецепт приготовления пасхи обыкновенной требует:

  • 3 кг творога;
  • 200 г сл. масла;
  • 1 ст. сахара-песка;
  • 1 ст. сметаны;
  • 2 ч. л. соли.

Выдержанный заранее под прессом творог дважды протереть и смешать со сметаной и размягчённым маслом (можно в миксере). В полученную творожную массу добавить остальные ингредиенты, все аккуратно перемешать и выложить в пасочницу.

Чтобы приготовить пасху «Розовую», вам понадобится следующее.

Размягчённое масло взбить в миксере с протёртым творогом, сахаром-песком и вареньем. В процессе сбивания добавить яйца и сметану. Полученную творожную массу поместить в . Однако этот вариант требует удаления влаги ещё и в процессе готовки. Для этого пасочницу предварительно выстилают кухонной салфеткой. Творожную массу также накрывают и сверху кладут пресс. Готовым десерт будет через сутки.

Для приготовления заварной «Царской» пасхи нужно взять:

  • 1 кг творога;
  • 250 г сл. масла;
  • 1,5 ст. сахара-песка;
  • 2 ст. сметаны;
  • 2 яйца;
  • 50 г миндальных орехов.

Выдержанный под прессом творог дважды пропустить через сито. В кастрюле перемешать творог с яйцами, маслом и сметаной и варить, непрерывно помешивая деревянной ложкой. Снять с плиты, как только в массе появится первый пузырек. Продолжая мешать, вынести кастрюлю на чтобы масса остыла. После этого добавить оставшиеся ингредиенты, тщательно вымешать и выложить в форму.

Ещё один очень вкусный вариант - это печёная творожная пасха. Для её приготовления нужно:

  • 1 кг творога;
  • 3 ст. л. манной крупы;
  • 8 яиц;
  • 400 г сахара-песка;
  • 200 г сл. масла;
  • по стакану изюма и миндальных орехов.

В протёртый творог добавить сахар-песок, манку, сливочное масло. Всё хорошенько растерев, потихоньку подмешать к творожной массе предварительно взбитые яйца. Добавить изюм с миндальными орехами, перемешать и выложить всё в смазанную маслом и обсыпанную манкой форму. Выпекается десерт при температуре 1800 40–45 минут.

Можно также как и кулич - глазурью, а сверху припудрить посыпками, рассыпать орешки, фрукты. А можно просто сахарной пудрой. Здесь всё зависит от фантазии хозяйки.

Слово пасха происходит от древнееврейского «пейсах » — «исход ». Христос праздновал с апостолами еврейскую пасху (пейсах) незадолго до своего ареста и распятия.

Еврейская пасха — воспоминание о благополучном исходе из египетского плена, когда еврейский народ покинул Древний и во главе с Моисеем перешел по морю аки по суху через Чермное (не путать с Черным) море. Войска фараона погнались за Моисеем, но воды моря сомкнулись над ними, потопив отборное воинство. После сорокалетних скитаний в синайской пустыне евреи обосновались на земле, где ныне находится Израиль.

Христос праздновал с апостолами пасху в первое полнолуние после весеннего равноденствия. Поскольку полнолуние перемещается во времени с нею вместе и перемещается время древнееврейской пасхи.

После смерти и воскресения своего Учителя апостолы стали праздновать новую христианскую пасху. Ее праздновали отмечая день воскресения Христа. В первые века христианства праздновались обе пасхи. Сначала древнееврейская, потом христианская.

Когда же христианство распространилось в римской империи и стало государственной религией, был учрежден новый день недели в честь воскресения Христа под названием воскресение.

Забавно, что, борясь с религией, большевики упразднили 7 дней недели, чтобы избавиться от воскресенья и ввели так называемую шестидневку. В знаменитом фильме «Волга-Волга» мелькают титры, отмечающие дни: первый день шестидневки, второй день шестидневки и т.д.

Атеистическое новшество не привилось. Вернулась и пасха и воскресение.

Для древнеримских христиан не было большой проблемы в том, что еврейская пасха из-за перемещения фаз луны порой случалась после христианской или с ней совпадала. Таковы особенности лунного календаря. Однако после распада империи на Рим и Византию начались разногласия с определении времени праздника. Католический Рим остановился на первом воскресении после весеннего равноденствия, а православная империя составила сложный график празднования пасхи, который гарантировал, что православная пасха будет обязательно после полнолуния, чтобы не совпасть с пасхой еврейской. Поэтому дата православной пасхи снует по календарю как челнок вслед за полнолунием и бывает то ранней, то поздней, порой даже приходясь на май.

Календарные даты, конечно же, условны. На самом деле, все три пасхи и еврейская, а католическая, и православная сохранили свой весенний смысл и так или иначе расположены вблизи 21-го марта. Исход из египетского зимнего плена смерти к весне, к жизни, к воскресению.

«С радостью друг-друга обнимаем и ненавидящих нас простим» — взывают православные пасхальные песнопения.

«Христос воскресе из мертвых.

Смертию смерть поправ

И сущим во гробах

Жизнь даровав».

Считается, что после воскресения Христа все умершие рано или поздно воскреснут для будущей вечной жизни. Одним будет уготован ад, другим рай. Но это уже тонкости богословия. Люди же пекут куличи и красят в надежде на счастливую жизнь здесь и сейчас. Верующие надеются, что радость праздника с ними разделяют и умершие близкие. Хозяйки обмениваются секретами изготовления пасхи: ореховой, апельсиновой, ванильной. Не счесть рецептов пасхальной творожной массы.

Уже много лет россияне смело произносят слово кулич, не подменяя его стыдливым полузапретным советским названием «кекс весенний». Этот «кекс» власти то разрешали, то запрещали продавать с пасхальные дни, пока народ не наплевал на все их запреты и не ринулся в храмы, сметая комсомольские кордоны с радостным кличем «Христос Воскресе!»

Так кулич победил кекс весенний. Будем надеяться, навсегда.

А на небе в эти дни как и тысячи лет назад сияет созвездие Пехасиса (Пегаса), давшее название всем трем пасхам.

Пасха: сакральные свойства пасхальной трапезы

Вот-вот наступит Пасха. За время поста верующие порядком изголодались, так что сейчас мы будем растравлять их аппетит и заставлять пускать слюнки.

Начиная с первого дня Пасхи вам разрешается есть не только мясо, но и сыр, творог и яйца. Однако перед тем как съесть «пасхальную трапезу», лучше сначала освятить ее в церкви. Тогда она, по преданиям, будет обладать сакральными свойствами, о которых мы расскажем чуть позже.

Итак, печем дома кулич (можно, конечно, купить его и в магазине, но это уже легкое отступление от обычая), готовим пасху (ознакомьтесь со статьей о том, ), красим яйца. Идеально было бы сделать это в Чистый четверг, то есть в ближайший четверг перед Пасхой. В этот же день надо хорошенько вымыться. Тогда же варят знаменитый «овсяный кисель» для «ублажения» морозов и готовят всю (кроме скоропортящейся) праздничную снедь.

О яйцах. Впервые их покрасила Мария Магдалина. Именно она первая поднесла окрашенные пурпуром куриные яйца в дар римскому императору Тиберию с восклицанием «Христос воскресе!» и этой фразой ознаменовала свою легендарную проповедь. Ибо яйцо является символом гроба и возникновения новой жизни в самых недрах его; окрашенные красной краской яйца знаменуют возрождение наше кровью Иисуса Христа. Именно с тех времен верующие всегда дарят друг другу на Пасху красные яйца.

Те яйца, которые вы не успели съесть или подарить, стоит оставить на кладбище: зарыть их в могилку усопшего или накормить ими кладбищенских птиц. Тогда всем — и вам, и усопшим, и птицам — станет хорошо.

Одно яйцо отложите и спрячьте за икону, если таковая имеется. Это яйцо, по преданиям, поможет вам потушить пожар. Перед тем как бросить пасхальное яйцо в огонь, нужно три раза обежать вокруг горящего дома. Считается также, что если таким яйцом погладить по хребту домашнюю скотину, то скотина эта не будет болеть, а потомство ее увеличится.

Прочие продукты пасхальной трапезы тоже обладают почти мистической силой. Кости от пасхальных ягненка, поросенка, птицы и пр., зарытые в пашню, спасают посевы от града, засухи и наводнений. Скорлупу и крошки от пасхального кулича используют для гадания, ворожбы и лечения кожных недугов.

На всякий случай напоминаем, что всем встречным на Пасху нужно говорить: «Христос воскрес!». Встречный, соответственно, должен ответить вам: «Воистину воскрес!». После чего следует троекратно расцеловаться.

До революционных событий 1917 года в России широко и с удовольствием отмечали праздник Пасхи – Светлое Христово Воскресение. С приходом Советов всё резко изменилось: церкви разрушались, священники преследовались, а все христианские праздники оказались под запретом. Со временем ситуация смягчилась, но отмечать религиозные праздники, а тем более ходить в церковь решались единицы: чаще это были старики, а люди среднего возраста делать это не решались – никто не хотел неприятностей. Молодёжь тем более была далека от подобных вопросов, да и воспитание тогда было соответствующим, однако и в те времена крашеные яички и куличики были желанным развлечением: их даже потихоньку приносили с собой в школу и угощали друзей.

Сейчас традиции стали возрождаться: в день Пасхи проходит торжественное богослужение во всех храмах, и никому не приходит в голову удивляться, когда красивые куличи в ярких обёртках продаются «на каждом углу» - коммерсанты и бизнесмены сумели «поймать момент».

Пасхальный стол в дореволюционной России

А каким было пасхальное застолье наших соотечественников в прежние времена? Всегда праздничным и по-своему богатым – в том числе у тех, кто жил скромно, и не имел даже среднего достатка. В обычные дни люди питались ржаным хлебом, овощами, крупами, а на Пасху обязательно пекли куличи из белой муки, пышные и сладкие. Кроме того, Великий пост , предшествующий празднику, позволял накопить и сэкономить немало продуктов. Поэтому в большинстве православных семей столы буквально ломились от праздничных кушаний и лакомств, и мясных блюд в пасхальные недели съедалось немало. Это запечённая и фаршированная домашняя птица – куры, утки, гуси, индейки, а также дичь – куропатки, рябчики, фазаны; целиком запечённый барашек или молочный поросёнок; домашняя ветчина, язык, окорока, колбаса, сало, шпик и т.д.


Хватало и рыбных блюд, причём рыбу выбирали вкуснейшую: сёмгу, форель, стерлядь, осетров; готовили заливное, рыбные солянки, наваристую уху, кулебяки и пироги. Была даже традиция: ставить на пасхальный стол 48 разных блюд – столько, сколько дней длится Великий пост.

Блюда на столе украшались живыми и искусственными цветами, сделанными из яркой бумаги и цветных лоскутков, обязательно ставили несколько свечей, а крашеные яйца укладывали в специальные корзиночки с яркой зелёной травой, выращенной заранее из семян злаков.

Каждая литургия в храмах православных свята, божественна. В каждой Господь является в Своих Пречистых Теле и Крови. Но перед нами три особенно величественныя Литургии в настоящие дни Страстной недели и Пасхи. Три – исключительныя по воспоминаниям и особенно действующия на душу через эти воспоминания. Литургия Великого четверга, Страстной субботы и первого дня Пасхи.

Литургия Великого четверга – предпасхальная. Но она в известном смысле тоже может быть названа пасхальной. В этот день Господь со Своими учениками совершил пасху ветхозаветную и установил Пасху Нового Завета, причащение святого и великого таинства Тела Его и Крови. «И сотвориша ученицы, якоже повеле им Иисус, и уготоваша пасху». К участию в этой, первой в жизни христианства, Литургии Тайной Вечери зовет всех нас . «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся». Сколько духовного содержания в одном этом призыве! Христос – всегда на земле Странник – в эти предпасхальные дни был вдвойне Странником без крова. Уже искали убить Его. Как замечает евангелист, днем Он учил в церкви, «нощию же, исходя, водворяшеся в горе, нарицаемей Елеон». Поэтому и трапеза последняя была Тайной Вечерей. Слова: «Странствия Владычня» вызывают в памяти и призывают применить к себе слова Спасителя в беседе о Страшном Суде, одни слова – укоряющия: «Странен бех и не введосте мене»; и другия – благословляющия: «Странен бех и введосте мене».

Как же нам не отозваться на этот призыв: принять к себе, принять в себя странника Христа, в свою тайную горницу душевную. Как не приложить старание, чтобы быть не только на службе Страстей Господних, но и на Литургии в этот великий день – участвовать в Трапезе, причаститься Святых Таин. Как не присоединить себя к тем, от чьего имени молится: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем»... И если кто обязан неизбежно и в этот день отправляться на свою ежедневную работу, то с какой грустью, сожалением и покаянным чувством должен он это делать... Можно ли христианину равнодушно сделать этот день обычным будничным и не думать о том, какое значение этого дня в христианстве?

Вторая великая Трапеза Христова предлагается нам в Великую субботу. Эта Литургия уже может быть названа пасхальной в нашем обычном понимании. Правда, Великая суббота есть день великого покоя; она требует, «да молчит всякая плоть человеча», как мы это слышим в песнопении вместо Херувимской. Но на Литургии субботней молчание у предлежащей Плащеницы переходит в молчание ожидаемого ликования. Здесь есть трепетный момент перехода от скорби к радости. Это тот момент, когда запоют прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», и когда за сим читается евангелие о воскресении Христовом – первая весть о воскресении, принесенная мироносицами. Вторая, главная часть Литургии совершается в белых облачениях, и все одеяния на предметах храма белыя. Радостная Литургия! Не только в евангельском чтении, но и в самых песнопениях Великой субботы слышна первая весть победы над и весть воскресения: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: «мира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чуждь"».

Суббота – день свободный почти всюду от хождения на обычную работу, на службу. Но как часто в этот день в наших христианских семьях отказываемся мы от трапезы Господней за чечевичную, в переносном смысле, похлебку. Иначе говоря, пропускаем радость священных и возвышающих нас переживаний великого дня в храме, пропускаем, из года в год ради приготовления яств пасхального стола и вообще из за разной предпраздничной суеты...

Третья Литургия, Литургия полная ликования, утром в первый день праздника Пасхи:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Ныне вся исполнишася Света» исполнены божественного света не только ночь пасхальной Заутрени, но и утро Божественной Литургии. Если назовем Заутреню победною вестью о воскресении Христовом, то Литургию должно назвать самой встречей с Воскресшим. Таинство причащения на Литургии дня Воскресения Христова уже представляется не как Вечеря в тайной горнице, а как Трапеза в чертогах «Христа блистающася». «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости».

Но... как часто пропускается и эта третья великая Литургия... Как часто бывает – спешат люди разговляться, побывав на Заутрени, удовлетворенные, что услышали «Христос воскресе», спешат домой и, забыв о храме и о том, что в данный момент идет Литургия и что христиане призываются в этот день участвовать в Господней Трапезе Тела и Крови Христовых, с нетерпением принимаются за трапезу своего пасхального стола. Но ведь домашния розговены не уйдут. А Литургии первого дня Пасхи дождемся ли мы в будущем году? В Монастыре и в некоторых приходских храмах установился обычай, что все православные, пришедшие в храм прославить воскресшего Христа, после говения на Страстной седмице, вновь на Литургии первого дня Пасхи, после краткой исповеди, принимают Святыя Тайны. И радость пасхальная тогда полна. И когда выйдут из храма и повернут взор на восток, их особенно весело приветствует восходящее солнце. Но и далее, во всю пасхальную неделю, открыты в храмах Царския врата алтаря. Это говорит, что Трапеза Господня продолжает быть открытой: приидите, насладитеся вси!

Так не будем же отказываться от святых призывов! Три названныя величественныя Трапезы предлагаются нам. В предстоящие дни Страстной недели и Пасхи постараемся не пропустить великих Литургий и причаститься хотя бы на одной из них, чтобы иметь право со всею Церковию воззвать к Воскресшему: «О Пасха велия и священнейшая, Христе, о Мудросте, и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

Как известно, праздник Воскресения Христова, который ещё называют Пасхой, отмечается в честь воскресения Иисуса Христа. День его празднования был установлен еще в 325 году на Первом Вселенском Соборе. В православной традиции Пасха обычно отмечается в период с 4 апреля по 8 мая.

По Российской традиции, подготовка к празднованию Воскресения Христова начиналась с Великого четверга, его ещё называют Чистым четвергом. В этот день было принято очень хорошо убрать весь дом, вымыть полы, начистить до блеска посуду и начать пригатовления к Пасхальной трапезе. Первым делом в Чистый четверг православные расписывают и красят яйца, замешивают пасху и занимаются выпечкой. Пекли на Пасху очень разнообразные изделия: это и традиционные куличи, и небольшие фигурные печеньица, и медовые пряники. Вообще кушаний готовили великое множество, из горячего на пасхальный стол подавали запеченного поросенка, ягненка или окорок, могли сделать и телятину. Таким образом, Великий четверг был полностью посвящен подготовке к празднику - дом начищали до блеска, подготавливали блюда для пиршества и украшали все весенними цветами.

Расписанные цветные яички выкладывали на огромное блюдо, покрытое зеленью проросшего овса или пшеницы. Украшался, конечно, не только дом, сам народ стремился приодеться к празднику - шили новые платья и костюмы, использовали более яркие ткани, девушки вплетали новые ленты.
Предпасхальная неделя в православной традиции называется Страстной, в это время сильно ужесточаются требования Великого поста, постепенно уходят из рациона продукты и к Великой Пятнице исчезают совсем. В эти дни постящиеся вообще не принимают пищу, дожидаясь выноса плащаницы, который говорит о том, что искупление грехов человеческих свершилось. В предпасхальные дни верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа, его прибытие в Иерусалим, казнь и чудесное воскрешение через три дня.

Пасха во всем мире связывается с множеством традиций и обрядов. Россия в этом плане не является исключением. Испокон веков к Святому дню люди готовились с особой значимостью, четко соблюдая все обычаи и приметы. Чтобы снять грехи с души православные на Руси стремились творить добро по отношению к ближним, оказывать поддержку страждущим и обделенным. В эти дни народ собирал средства, чтобы вызволить из тюрьмы людей, увязших в долгах.
Более подробно хочется остановиться на традиционном праздничном столе. На Пасху всегда готовился особый барашек из сладкого теста с добавлением сливочного масла. Эта традиция явилась символом великой жертвы Иисуса Христа во имя искупления человеческих грехов.

Еще одним традиционным пасхальным блюдом, несомненно, является кулич. Сложно представить праздник Восересения Христова без этой сладкой сдобной выпечки, творожной пасхи и крашеных яичек. В Великую Субботу в церкви после службы производилось освещение всей той снеди, которую хозяйки приготовили к празднику.

Традиционно куличи готовились в русской печке в огромных формах цилиндрической формы, которые по размерам могли сравниться с ведром. В современных духовках, конечно, сложно приготовить кулич такого размера, но традиционная форма сохранилась благодаря многообразию различных формочек, которыми изобилуют прилавки магазинов. В качестве украшения куличей и пасх использовали разноцветное пшено, а теперь его заменяют специальными цветными сахарными обсыпками. В древней Руси принято было сохранять остатки пасхального кулича до праздника Светлого Вознесения, который отмечается через 40 дней после Пасхи.

Разновидностей Пасхи великое множество. Делают ее и из сливок, и из топленого молока (тогда она приобретает красноватый оттенок), и на основе желтков, и с малиновым вареньем, и с мукой. Пасха бывает даже сырной и делается из творога, но не из обычного, привычного нам молочного продукта. На Руси творогом считалось прокисшее молоко, хозяйки собирали его в течение всего Великого поста и оставляли до Пасхи. Кислое молоко настаивалось, постепенно становясь более плотным. Именно поэтому пасха в старину получалась очень легкой, мягкой и обладала удивительным запахом.
Праздничные гуляния и пиршества длились целую неделю. За это время выпивалось и съедалось огромное количество кушаний - пасхи, куличи, крашенные яйца, поросята запеченые с орехами, колбасы, сыры и копчености. Но главным атрибутом Пасхи, конечно же, оставались яйца.

По преданию, традиция дарить друг другу крашенные яйца пошла еще со времен Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христова. Однако недоверчивый император засомневался и произнес известную фразу про то, что как яицо из белого не становится расным, так и мертвые не воскресают. И в тот же миг подаренное яичко окрасилось в ярко красный цвет. И несмотря на то, что яйца сегодня красят в разные цвета, традиционным остается цвет жизни и победы - красный.

Помимо яиц традиционным пасхальным атрибутом является по-особому освященный хлеб - артос. В современной России он раздается верующим, которые потом хранят его дома и в экстренных случаях могут съесть натощак, что приравнивается к обряду причастия. Исторически этот хлеб являлся символом человеческого единства.
Что касается пасхальных традиций не связанных с трапезой, то наиболее известной сегодня является особое приветствие. Встречаясь, верующие говорят друг другу “Христос воскресе!”, на что собеседник обязательно отвечает: “Воистину воскресе!”, после чего следует троекратный поцелуй.

Когда начинается пасхальное богослужение, все православные верующие томятся в ожидании Благодатного огня, который привозят от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Когда торжественное событие свершается, священнослужители разносят пасхальный огонь по всем храмам города, а прихожане могут поджечь от него свечи, которые потом относят домой, и стремятся сохранить Благодатный огонь в течение всего года. Кроме того, в дореволюционной России от этого огня на территории храма разжигался пасхальный костер, который являлся символом Света и Обновления.
Непосредственно же перед Воскресением Христовым все прихожане собираются в храме, откуда начинается крестный ход с праздничными песнопениями. Ровно в полночь шествие с иконами и крестом подходит к дверям храма и с этого момента начинается пасхальное богослужение.

Особое внимание во время Пасхи уделяется и колокольному звону. После долгого молчания во время Страстной недели в Пасху колокола звонят особенно торжественно и помпезно. Кроме того, верующие на протяжении всей праздничной недели имеют уникальную возможность подняться на колокольню и позвонить в колокола в честь Воскресения Христова.

Этот церковный праздник за время своего существования оброс и множеством народных обычаев. Так, в России принято в вечер Пасхи устраивать праздничные гуляния с веселыми песнями, играми, танцами и развлечениями прямо во дворе церкви. На Руси такие гуляния назывались Красной Горкой и длились порой до трех недель. Основой таких народных гуляний является огромный хоровод под народную музыку, который постепенно ускоряется и достигает своей кульминации.

Не стоит забывать и о некоторых разногласиях в народных и церковных традициях. Так, в последние полвека в России стало популярным посещение кладбища во время Пасхи и поминовение умерших, однако, Православная Церковь, напротив, говорит о том, что во время святого праздника Пасхи скорбь по ушедшим должна прекратиться и люди должны полностью отдаться празднику. А только на 10 день после Пасхи отмечается Вселенский родительский день, или Радоница, во время которого принято посещать родителей, как живых, так и могилы погибших.

И напоследок хочется рассказать о самой веселой и любимой детворой пасхальной традиции “христосоваться” пасхальными яйцами, когда раскрашенные пасхальные яички разбивают друг о друга с разных сторон, устраивая соревнования на самое сильное яицо. Дети, кроме того, любят устраивать “покатушки” и спорить о том, чье яицо укатится дальше. А в связи с тем, что пасхальные яйца на Руси всегда считались символом новой жизни и возрождения, то их часто использовали для повышения будущего урожая, просто покатав яицо по земле. Яйца клали и в руки умершим во время Пасхи, хранили дома в течение года в качестве оберега от пожаров и невзгод.

Пасха - поистине один из самых веселых и радостных праздников церковного календаря. Испокон веков в эти дни народ веселился и устраивал праздничные гуляния, на улицах царило радостное, ликующее настроение. В течение всей Пасхальной недели столы ломились от яств и кушаний, каждый гость считался званым и желанным. В эти дни сытыми и веселыми были даже нищие и убогие. Все это говорит об огромной объединяющей силе этого всеобщего христианского праздника, который одинаково пышно празднуется и в Католической, и в Протестантской, и в Православной церквях.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх