Введение прикорма проблемы. Аллергия, расстройство пищеварения и другие проблемы при введении прикорма

В этом посте я публикую выдержки из моих практических работ. Они включают в себя как советы, данные мне лично, так и обращения, подобранные в интернете, специально для разбора их на практике. Тут вы с большой долей вероятности встретите и советы, которые уже услышали от бабушек, педиатров или «опытной мамочки», которая «троих накормила же как-то и твоего накормит». Под советом я пишу в чем его вредность и далее как заменить эти действия на корректные с точки зрения «Естественного прикорма» (ЕП)
Пожалуйста, не путайте его с «Педиатрическим», цель которого быстрее внедрить общий стол и заменить кормления привычной едой (грудное молоко / смесь). Цель ЕП - постепенный переход от жидкой пищи к общему столу. Этот вид прикорма более щадящий для ЖКТ и учитывает уровень развития нервной системы, а также учит формированию устойчивого правильного пищевого поведения, однако требует больше трудозатрат мамочки на самых первых этапах. В то же время помогает избежать трудностей в дальнейшем, вызванных чрезмерным форсированием событий и быстрым наращиванием объёмов. Решение в любом случае за вами. Какова ваша цель: побыстрее и посытнее, а дальше «как пойдет», или с четкой целью учить ребёнка кушать самостоятельно сразу, пускай медленне и менее чисто. Учить понимать, что он ест, нравится ли ему этот вкус, хочет ли он больше или он насытился. Всему этому учит естественный прикорм, более долгий вначале и в интересах ребенка, а не педиатра и галочки в журнале «прикормлен».

? Вредный совет 1: «Ваш ребёнок плохо набирает вес, начинайте прикорм с 4 месяцев с каш»

Как правило, это совет педиатра для мамы маловесного ребёнка. Его дали и мне, и моей сестре. Причём нам, например, педиатр же озвучила сама и вредность своего совета. Это звучало так: «Будьте готовы, что проблемы с животом усилятся, т.к. ЖКТ ещё недостаточно сформирован». А обоснование, помимо малого веса было ещё такое, что «В 4 не введете - ребёнок останется без витаминов, т.к. к 6 мес. уже всё из мамы высосет». Так, вместо того, чтобы расширить и обогатить рацион мамы, поднажать на ГВ, была рекомендация ввести каши и тем самым расстроить только формирующуюся микрофлору и работу ЖКТ. Микрофлору, которая так важна для формирования иммунитета, заменить полезные иммунные бактерии грудного молока на кашу. Да, каша богата клетчаткой и более калорийна, но давать её нужно в большом объеме, чтобы это оказало влияние на прибавку в весе. Большие объёмы опять же в 4 месяца к хорошему не приведут, а в дозе прикорма это будет просто бесполезно. На вес это влияния не окажет. Помимо всего прочего, в 4 месяца говорить о появлении пищевого интереса - очень рано. О нем не было сказано вообще. Т.о. мы получили совет, в котором не учтены 2 главных критерия ввода прикорма: готовность ЖКТ и готовность нервной системы (в т.ч. пищевой интерес).

☝️Особо отмечу! Слишком раннее введение прикорма чревато последствиями со стороны ЖКТ ребенка: понос/запор, боли в животе, аллергия в виду незрелости ферментов. В 4 мес. пищеварительная система может не справиться с перевариванием иной пищи, кроме привычной жидкой (гм / смесь), т.к. ферменты ещё недостаточно созрели, плюс кислотность желудка гораздо ниже кислотности взрослого организма, что также может вызвать негативные последствия в связи с ранним вводом взрослой пищи.
Плюс в 4 месяца лактация еще недостаточно хорошо установлена, есть реальный риск вытеснить грудное вскармливание, которое до 6 месяцев крайне необходимо ребёнку и с точки зрения формирования ЖКТ и для становления иммунной системы малыша. В обычной пище нет ни грамма тех нутриентов, что содержатся в грудном молоке помимо иммуноглобулинов.

Итак, исходная ситуация: ребенок набирает по нижней границе первые 3 мес. по 550 граммов. Это ниже педиатрических таблиц, однако, соответствует современным нормам - минимум 125 гр./неделю. Прикладывать чаще к груди, не только по требованию ребенка, но и по инициативе мамы. Наладить ГВ, если нужно с консультантом. Самой маме сохранять спокойствие и наблюдать. Перестать взвешивания каждый день, и даже каждую неделю. Кормить. Забыть про граммы и весы. Больше гулять и улучшить собственное питание. Обсудить с педиатром и гинекологом возможность ввода поливитаминов (консультация специалиста важна ☝️). Обогатить свой рацион: овощи, фрукты, злаки, мясо. Обсудить ввод пробиотиков себе и ребенку (наверное, это с гастроэнтерологом, раз такой педиатр, или другим педиатром, если есть возможность). Наблюдать. Мой ребёнок добрал вес за 4 и 5 меся по 1 кг только на ГМ.
Что касается ввода прикорма. Наблюдать за развитием малыша. Для ввода прикорма необходимы 2 условия: готовность ЖКТ и готовность нервной системы (в т.ч. пищевой интерес). Ориентироваться необходимо в первую очередь на эти факторы. А проблемы с весом решать иным способом. Т.к. цель ЕП, не увеличение веса, а плавный переход от жидкой пищи к твердой. ЕП знакомит малыша с новыми вкусами и рационом семьи, и не применяется с целью набора веса. Более подробно по этапам ввода прикорма в теме Первый прикорм или как не сойти с ума от норм и рекомендаций

? Вредный совет 2: «Давайте яблочный сок с 3 мес. по 2-3 капли и увеличивайте» (совет каждой второй бабушки моих подруг и даже до сих пор некоторых педиатров?)

Этот совет - пережиток советской педиатрии. Он не только вреден, даже опасен. Как пишет педиатр Яков Яковлев «В настоящее время введение соков и фруктов в рацион ребенка ранее 6-8 месяцев считается ненужным. Это связано с отрицательным влиянием их на желудочно-кишечный тракт ребенка, особенно в возрасте ранее 4 месяцев. Также раннее ведение соков способствует появлению у ребенка аллергических реакций, колик, жидкого стула, снижению прибавок в массе тела и т.д.» А вводить соки в объеме нескольких капель или миллилитров просто бессмысленно, так как никакой пищевой ценности они не представляют.

? Альтернативный вариант решения проблемы

В виду высокой кислотности соки вводятся не ранее 1 года (рекомендации ВОЗ) Их следует добавлять в один из уже введенных прикормов в качестве вкусовой добавки. Также можно их предложить ребенку после того, как он получит основную пищу (кашу, овощи, мясо). Если ребенок отказывается от соков или фруктов, то безболезненно можно временно исключить их из рациона. Основная задача прикорма по жидкостям - научить ребенка пить из чашки. Более того, ценность воды в качестве жидкости выше и сформирует у малыша полезную привычку на всю жизнь: пить не менее 1 л. в день в уже взрослом возрасте. А соки и компоты - это вторично и придумано производителями соков для увеличения продаж сока в детском сегменте (куда ж без маркетинга?). Например, про это также говорит доктор Комаровский.

? Вредный совет 3: «Если ребенок не хочет есть какой-то продукт, подмешайте его в любимый»

Этот совет вреден сразу по двум аспектам:

  1. Суть прикорма - познакомить ребёнка с новыми вкусами, развить пищевой интерес, а не во что бы то ни стало накормить всем и познакомить ребенка со всем рацион семьи. Тут есть риск не только отбить охоту от нового, но и от любимого, вкус которого изменится.
  2. Ребёнок раскроет обман, и есть риск, что откажется от прикорма вовсе. Плюс у него может сформироваться недоверие в принципе к поступкам мамы, а это уже более сложный вопрос. И касается формирования привязанности, которое будет подорвано таким, казалось бы, безобидным шагом и желанием мамы накормить «из любви» же.

? Альтернативный вариант решения проблемы

Если ребенок отказывается от какого-то продукта, в этом нет ничего критичного. Бывает, дети интуитивно чувствуют, что этот продукт по какой-то причине не подходит именно в данный момент. А возможно, ребенок просто консервативен в еде. Настаивать на употреблении продукта не нужно, сделайте перерыв. Потом выставьте его ещё раз. Возможно, с 3-5 раза ребенку станет интересно узнать новый вкус. Опять же таких попыток может быть до 10 −15. В любом случае, нужно наблюдать за ребенком, показывать позитивный пример, кушать его самой и даже театрально нахваливать как бы самой себе. Не настаивать на том, чтоб ребенок пробовал, этот продукт вкусный, с чего бы вам им делиться. Задача ребенка кормить себя самого, когда-то, с большой вероятностью, он сам проявит интерес, если вы будете с аппетитом кушать и создавать «дефицит» как в мультике про Винни-Пуха: «мед вроде бы есть и вот уже нет». Хорошо если этот продукт будут кушать и другие члены семьи также с аппетитом, спрашивать добавку. Если же интерес к какому-то продукту не придёт, ищите, чем можно заменить. Возможно, ребенку просто не нравится что-то в этом продукте (запах, вкус, цвет). И это тоже нормально.

Цель: Ввести новый продукт любой ценой, повысить питательную ценность прикорма, быстрее ввести новое, скрыть новое, чтобы не заморачиваться. Т.е. накормить новым продуктом, от которого отказывается.

В целом я ответила на этот вопрос в ситуации 3. Маскировка пищи не соответствует задачам естественного прикорма: знакомство со вкусами, постепенный переход от жидкой пищи к обычной, поддержание пищевого интереса и формирование пищевого поведения. В этом совете явно формирование извращенного вкуса и пищевого поведения: сейчас я съем эту бяку и получу «вкусняшку». Это не способствует понимаю ребенка: нравится мне этот продукт или нет, и есть ли у него в принципе шансы мне понравиться. Мозг не может получить эту информацию при маскировке. Плюс является угрозой: раскрытие обмана сформирует недоверие к поступкам родителей. И далее недоверие в целом, что в свою очередь подорвет здоровую привязанность ребенка и веру. Если брать по нарастающей (если ситуации будут дублироваться и/или применяться и в других областях жизни ребенка).

? Альтернативный вариант решения проблемы

Дайте ребенку самому решить, будет он кушать этот продукт или нет, понять, какой это вкус, какой запах, что он чувствует. Сформировать собственное мнение, нравится ему новинка или нет. Если не нравится сейчас, настаивать на употреблении не нужно, пройдет время, всё изменится. Если считаете этот продукт исключительно важным - продолжайте сами его кушать с аппетитом. Однако, в любом случае всегда можно найти замену по аналогичному составу витаминов и микронутриентов. Если в дальнейшем ребенок не захочет кушать этот продукт, ничего страшного. Часто дети первых лет жизни едят 8-10 продуктов и вполне себе счастливы. Вам же лучше - меньше заморачиваться с готовкой. Просто покупайте периодически что-то новое, иногда даже не свойственное вашей местности, культуре. Пускай ребенок видит, что разнообразие - это нормально. Что вот этот забавный розовый фрукт с белой мякотью в крапинку (драконий глаз) действительно можно кушать и даже приятно кушать. Если ребенок боится нового, в принципе робкий в т.ч. и в еде, со временем будет смелее. Главное, поддерживайте его в его любопытстве, не отказывайте в кусочке, если просит, и не настаивайте, если отказывается.

?Вредный совет 5: «Пусть ребенок участвует в приготовлении своей любимой еды»

Цель: заинтересовать ребенка пищей, пусть таким методом, чтобы потом накормить.

Цель прикорма - знакомство с разными вкусами. В том, что ребенок участвует в приготовлении пищи нет ничего плохого, однако это несет в себе иную цель: развитие навыков, социализация. Для этого можно просто готовить и совсем не обязательно есть.
Сейчас ребенка будет легко накормить любимой едой, но когда он наиграется, есть риск в отказе от прикорма. Т.е вредность в том, что совет дан на сиюминутный момент, а в перспективе может навредить итоговой цели прикорма - переход на общий стол. Также вредность в том, что ребенка могут заставлять кушать то, что он приготовил.

? Альтернативный вариант решения проблемы

Лучше сделать акцент именно на знакомство с новыми вкусами и развитие пищевого интереса (ПИ). Возможно, потребуется больше времени, однако в долгосрочной перспективе принесёт свои плоды. Необходимо брать ребенка с собой во время трапез, кушать самой маме, желательно, чтобы другие члены семьи кушали разные блюда, в т.ч новые. Показывали пример. Так ребенок увидит, что кушать новое интересно и не менее вкусно, чем то, что он уже успел полюбить. Любимые блюда должны появляться на столе не чаще обычного графика и готовить отдельно для малыша любимое не стоит. Лучше показывать, что новое тоже очень вкусно своим примером, т.е. с аппетитом поеданием последнего. Дать, когда малыш сам попросит новое. Если в какой-то прием пищи ему ничего не понравилось, не страшно, что-то возможно вызовет интерес в следующий раз. Главное он видит, что всё поданное в тарелке быстро исчезает, значит, это то же скорее всего вкусно.

?Вредный совет 6: «Считайте калории - предлагайте высококалорийную еду»

Цель: Накормить посытнее, но меньшим объемом (для малоежек).
Стремясь накормить посытнее мама забывает о возможных последствиях с ЖКТ (аллергии, запоры, поносы, вздутие). Организм ребенка отреагирует, и маме придётся решать уже иные задачи. К сожалению, такие советы не редкость в погоне за стрелкой весов. Стремясь соответствовать нормам набора веса или из боязни быть поруганной в очередной раз педиатром, мама забывает, что перед ней прежде всего человек со своей конституцией, особенностями развития ЖКТ. Особенно важно ☝️ ребенок может недополучать разных полезных веществ из других малокалорийных продуктов.

? Альтернативный вариант решения проблемы

Ребенок сам выбирает, что он будет кушать, исходя из своих вкусовых предпочтений. Мама контролирует объем пищи, однако как раз в меньшую сторону, чтобы малыш не переедал. И параллельно дает пример, как вкусно кушать то или то.
Стремитесь разнообразить рацион семьи, 1-2 раза в неделю выставляйте что-то новое, чтобы малыш имел возможность знакомиться с новым вкусом. Также можно готовить блюда или выставлять продукты, не свойственные региону проживания, показывая ребенку, что есть и иные продукты, и из них что-то может ему понравиться. Чаще ходите в гости или кафе, особенно где есть другие родители с детьми. Это и новые вкусы, и пример других людей. Это поможет малоежке расширить границы рациона и получать разные микронутриенты (витамины и минералы).

Цель: Ну, пускай ест хоть так. Или накормить более привычным, удобным, быстрым, аккуратным способом.

Извращение понятия «прикорм» и в конечном счете 0 результата. Такие советы формируют «малоежек», для которых «Педиа шу» придумал целый чудо-напиток. Спрос рождает предложение. Такие советы красиво вещают с экранов телевизоров для поднятия продаж. А зачем напрягаться - дайте соломинку. Сначала смесь, потом соломинку. Что вы мучаетесь, материнство - это вам не каторга.
Цель прикорма - научить ребёнка кушать самому. Давая пищу привычным способом, у него не только не будет стимула научиться, можно также в принципе пропустить период появления самого важного: пищевого интереса. А после его угасания научить ребенка кушать будет сложнее.
Данный совет помогает накормить сейчас, но не помогает на долгосрочную перспективу.
Плюс, ребенок не учится жевать и глотать, не учится пользоваться столовыми приборами. Одним словом, зачем, вы это делаете?!

? Альтернативный вариант решения проблемы

Если ребенок по каким-то причинам не кушает прикорм в нормальном его виде, возможно, его ЖКТ еще не готов, рефлекс выталкивания не угас, ферменты не развиты, нервная система не сформирована. Прежде всего, ответьте себе на вопрос «зачем вы это делаете и по какой причине?». Хотите завершения ГВ досрочно? - вы на верном пути. Жидкий прикорм, в конечном счете, вытолкнет грудное молоко (особенно если возраст до 6-7 мес.) И вам придется вводить смесь. Однако в ней нет и доли тех ценных иммуноглобулинов, которые есть в вашем молоке. Грудное молоко - это прививка от всех болезней, так говорят мировые педиатры. Давая кашу в бутылке, вы не решаете проблем с питанием и не добавляете ценности пище. Каша нужна для знакомства со вкусом крупы, сегодня гречневая, завтра рисовая и т.д. Для развития навыков жевания (через соску её жевать не надо). Более того, например, углеводы ферментируются слюной. Нет смысла пить кабачки, их надо жевать.Совет один - отложите важные домашние дела, взрослые члены семьи вполне в состоянии поесть сами. Если они против несоленых каш и овощей - пускай режут себе колбасу. И присаживаются к столу. Сварите 2-3 блюда без соли и сахара, приготовьте приборы, усадите малыша на колено. И день за днем терпеливо, малыш будет учиться у вас, а вы помогать. Через 20 лет вы вообще не будете знать, каким «картоном»: «ролтоном» или «дошираком» он сегодня обедал. И это зависит от вас. От того, насколько сейчас вы научите его своим терпением перетирать деснами кабачки и крупы. Будет ли он кушать здоровую пищу или мезим после еды зависит от вас, с этих самых первых минут.
Начинайте прикорм сначала вне зависимости от возраста, чтобы он ел сам. Всё, что вы дали до этого из бутылки, - это не прикорм. Это решение ваших проблем с насыщением.
Важно поощрять в ребенке самостоятельность, хвалить за аккуратность и игнорировать, если что-то наоборот пролилось или упало. Между приемами пищи - еда недоступна. Только фрукты и вода находятся на видном месте. Воду пьют все, в любое время. А фрукты можно попросить. Это будет стимулировать ребёнка кушать самостоятельно, а не как он делал раньше через соску или грудь, - только открывал рот.

?Вредный совет 8: «Делайте добавки и применяйте уговоры «ну, ещё один кусочек за папу…»»

Цель: Накормить большим объемом.
Ещё один совет на пути к малоежке. У ребенка нет интереса к еде, как к ценности. Он не понимает, зачем ему это всё есть. Сейчас это «замамканье» решит вопрос (краткосрочно), а в год ребенок просто откажется есть т.к. эта игра ему надоест.
Накормить большим объёмом через уговоры не ведёт к формированию собственных предпочтений в еде, также мозг ребенка должен сам научиться понимать, насытился ли организм или нет. Т.о., давая много сейчас, в будущем есть риск, что ребенок не научится ловить сигналы организма: голоден ли он, хочет ли он ещё каши или нет, и хочет ли вообще эту кашу. Родители как бы решают тут за него. Это в перспективе может сыграть во вред.
Плюс, большой объем пищи приводит к проблемам с пищеварением.

? Альтернативный вариант решения проблемы

Я бы скопировала предыдущий ответ. Добавив то, что надо кормить себя, формировать ажиотаж вокруг пищи, она не безгранична. Ты не успел, просидел за игрой, мультиком - пища закончилась. Жди нового приема. Как говорит др. Комаровский «голодный ребенок ест». Ничего страшного не произойдёт, если ребенок пропустит трапезу, тогда к следующей он будет уже более расторопным. Сейчас вы играете в игру «ложечка за маму», чуть позже «каша за киндер-сюрприз», еще год-два и в результате ребенок уже сам диктует вам правила игры. И скорее всего они будут очень далеки от правильного пищевого поведения.
Уберите акцент с ребенка и «ложечек». Красиво накрывайте стол, приглашайте к трапезе всю семью, делайте еду видимой, а удовольствие от процесса непосредственно приема пищи зримым. Ребенок сам проявит интерес и попросится на колени. Потом начнет выпрашивать кусочки. Давайте ограниченно, еда вкусная и просто так она никому не достанется. «Сначала съешь, что попросил, потом получишь больше. Да, смотри, будешь играть с едой, больше может не достаться, все ведь хотят кусочек».
Если ребенок не садится за стол, начинает звать вас или кого-то из домашних играть, объясните, что пока не покушаете, не придете. Придется ему посидеть и подождать. Возможно, сначала он будет забираться к вам от скуки или интереса, посмотреть, а что тут все делают. Потом инстинкт «накорми себя» сработает. Также ни под каким предлогом не следует возвращаться к старым методам. Игры закончены, ребенок это должен четко понимать.

В этом посте наглядно разобраны часто-встречающиеся ситуации ошибочного поведения во время ввода прикорма и его становления. Как правило, все они имеют краткосрочный эффект. Однако, как и в любых других вопросах, я предпочитаю сразу смотреть, а что мы получим в итоге.
Надеюсь, мои «анти-советы» помогут вам выстроить процесс более естественно и безболезненно для вас и ребенка. Конечно, потрудиться придется. А выбор в любом случае за вами.

Любите детей - кормите адекватно, берегите их маленькие животики и микрофлору?

Любые рамки ограничивают свободу выбора. Так и в случае с прикормом. Ранее существовал достаточно жесткий график введения продуктов в меню грудного ребенка. И до сих пор встречаются педиатры «старой закалки», которые рекомендуют начинать с сока, причем, чем раньше, тем лучше. Их не волнует, что ребенок не в состоянии переварить или просто полюбить то, что отправляют ему в рот взрослые. Написано (десятки лет тому назад) – значит, так надо!

Всему свое время. Всемирная организация здравоохранения рекомендует вводить первый прикорм ребенку, который находится на грудном вскармливании, в 6 месяцев. Малютке на искусственном вскармливании допустимо начать прикорм немного раньше – в 5,5 месяцев.
Заметьте: ВОЗ только рекомендует! А право выбора остается за мамой. Если ребенок не желает пробовать новую еду в 6 месяцев, не нужно в срочном порядке прибегать к разным ухищрениям, стараясь запихнуть вожделенную ложечку пюре в рот. Отложите попытку на неделю – две. Не волнуйтесь, за эти дни малыш не ослабеет, он будет таким же здоровым, как и соседский карапуз, уплетающий кашу за обе щеки. Просто у вашего ребенка несколько иные планы на ближайшее время.

Есть выбор. Наиболее популярная схема введения прикорма выглядит так: овощи – каша - кисломолочные продукты – мясо – рыба. Но и здесь есть свои нюансы. Худенькому малышу лучше поначалу предложить кашу. Она сытнее овощей, а значит, поможет добрать недостающую массу тела. Крохе с постоянными проблемами с животиком можно посоветовать первыми попробовать кисломолочные продукты. Скорее всего, они помогут наладить работу кишечника, и заселят его полезными бифидо-, и лактобактериями.

Старт с простого. В чем единодушны все специалисты, так это в том, что сначала малыш должен попробовать монокомпонентное блюдо. Например, первое время давайте ему кашу, которая содержит в своем составе только один злак. Это может быть греча или овес. Затем введите еще один вид монокомпонентной каши. Кстати, для маленьких гурманов выпускают каши с добавлением фруктов, сухофруктов, ягод, которые и вкусны, и очень полезны. И только после того как несколько злаков по отдельности закрепятся в рационе малыша, можно начинать их смешивать и давать ребенку монокомпонентные каши.

Такая осторожность объясняется тем, что аллергические реакции на определенные продукты не всегда проявляются сразу. Иногда нужно время, чтобы в организме накопилось достаточное количество аллергена, после чего произошел «выброс» в виде красных щечек и шелушений на теле малыша.

Разнообразие в меню – это то, к чему необходимо идти постепенно.

Лучше меньше, да лучше
. Смотреть, как ребенок с аппетитом ест, для родителей настоящая радость. Что уж говорить о бабушках! Они готовы даже полугодовалому малышу печь ароматные пироги и лепить вареники, только бы их внучок довольно улыбался. Но, поверьте, улыбаться он будет недолго. Боли в кишечнике, диарея, метеоризм, несварение желудка и даже рвота не заставят себя ждать. Ведь объем съедаемой за один прием пищи в этом возрасте варьируется в пределах 20 мл! Не зря говорят: лучше остаться голодным, чем переесть. А для детишек первого года жизни это звучит так: лучше дать крохе грудь, чем лишнюю ложку каши.

Танцуют все?
Процесс вскармливания ребенка – особая тем для разговора. К чему только не прибегают родители, чтобы малыш съел хотя бы полтарелочки каши. А стоит ли? Если он не хочет – значит, на данный момент ему это не нужно. Теперь важно разобраться почему. Возможно, малютка сыт, или ему не по вкусу предложенная еда, или он просто хочет поиграть.

Чтобы ребенок ел с большой охотой, соблюдайте режим и устраивайте каждый прием пищи в определенное время. Малыш невзлюбил капусту? Предложите что-то другое. Незаменимых продуктов нет!

Карапузу, жаждущему за столом зрелищ, можно в чем-то пойти на уступки (кормить игрушек, чтение стихов, но не более). Ведь задача мамы за столом – накормить ребенка, а не развлечь.

На первом году жизни малыша закладываются основы здоровья ребенка, и питание – одна из главнейших составляющих хорошего здоровья. Правильное питание – это защита от инфекций, хороший иммунитет и здоровье ребенка. Лучшим питанием для младенцев первого полугодия жизни является материнское молоко, вместе с ним малыш получает защиту от многих болезней и полноценный рацион. ВОЗ рекомендует при нормальном наборе веса у младенцев, кормить их только грудным молоком до 6 месяцев, не предлагая даже воду. А после 6 месяцев вводить прикорм грудного ребенка, подходящий и необходимый ему по возрасту.

Когда вводить прикорм и готов ли ваш малыш к прикорму?

Когда и как начинать прикорм малыша? Ваш малыш подрос, и ему требуется всё больше питательных веществ, и он уже готов попробовать первое блюдо? Педиатры рекомендуют первыми вводить соки, пюре, каши или специальный детский творожок. Всё это должно иметь консистенцию пюре, это первое блюдо малыша после молока, и оно должно быть лишь немного гуще, чем молоко. Чтобы малыш постепенно учился глотать твердую пищу. Готов ли ваш малыш к прикорму, начинать вводить прикорм малышу? Существуют несколько признаков готовности крохи к прикорму:

  1. Кроха проявляет интерес в пище на вашей тарелке, тянется за вашей ложкой, хочет попробовать «взрослую» еду,
  2. Участились прикладывания к груди, малыш долго сосет – значит, пора вводить прикорм младенцу,
  3. У Никитиных считалось, что признаком готовности малыша к плотной пище является появление первого зубика.

Итак, малышу исполнилось 6 месяцев, он здоров, любопытен, тянется к «взрослой» пище? Значит, пришло время первого прикорма, начинаем вводить прикорм ребенку.

Первый прикорм, правила прикорма

Сегодня существует две схемы прикорма младенцев: традиционная (постепенное введение новых продуктов в строго определенной последовательности) и педагогическая схемы. Педагогический прикорм – это прикорм малыша микродозами новых продуктов прямо с общего стола (с маминой тарелки). Ребенок пробует все понемногу. То, то понравилось, он ест все больше и больше. И постепенно к году переходит на новую пищу, которая ему понравилась, сам, безо всякого давления со стороны. Но вся эта пища, конечно, запивается маминым молоком. Особенно, когда прикорм только начинается, основной пищей остается мамино молоко.

Рассмотрим теперь традиционную схему прикорма. Раньше педиатры рекомендовали начинать прикорм соками. Сейчас же, наоборот, рекомендуют с соками малыша знакомить, когда уже введены и мясо и рыба, так как соки улучшают ферментативную деятельность желудочно-кишечного тракта.

Почему ж отменили ранний прикорм соками грудных детей? Потому что соки – продукт аллергенный, тяжелый, плохо усваиваемый, в нем много сахара, и сок дает сильную нагрузку на желудочно-кишечный тракт.

Начинать прикорм младенца лучше всего с овощей, если ребенок отстает в весе – то с каши. Каши лучше выбрать рисовую, гречневую, но не овсяную – в ней высокое содержание глютена, который может вызвать аллергию. И все же большинство педиатров рекомендуют начинать прикорм грудного ребенка с овощей – брокколи, зеленого горошка, кабачков, потом уже можно ввести картошку. Первый прикорм малышей из этих овощей не раздражает желудок и не вызывает аллергии.

Введение прикорма начинают с одной чайной ложки, постепенно увеличивая объем. Вводить новый продукт лучше в первой половине дня, чтобы вы могли увидеть реакцию ребенка на него. Новый продукт предлагайте голодному ребенку, потом уже дайте грудь. Сначала предлагайте ребенку монокомпонентные пюре (состоящие из одного продукта) и следите за его реакцией. Потом уже можно давать разные пюре.

Какой прикорм для грудничка лучше – приготовленные вами пюре, или баночные? Большинство специалистов сейчас склоняются к мнению, что баночное пюре лучше по микробиологическим показателям (приготовлено с соблюдением всех санитарных норм) и более экологически чистое, так как крупные компании детского питания следят за овощными плантациями, на которых выращивают овощи для питания, и там минимум добавок и удобрений. Если вы будете готовить пюре сами, то выбирайте овощи качественные, натуральные, лучше со своего огорода.

После овощей обычно вводятся каши, перерыв между введениями прикорма лучше сделать примерно месяц. Потом постепенно вводятся фрукты, творожок, мясо, рыба, детское печенье.

Если ваш малыш на грудном вскармливании, но нет необходимости допаивать его с введением прикорма. Если он не откажется, то можно предложить ему компот, чаек, воду. Если малыш не захочет пить, не настаивайте.

Сколько должен кушать грудничок?

Если ваш малыш кушает грудное молоко, то не настаивайте на полном замещении кормления грудью прикормом. Пусть малыш скушает, сколько захочет, а не столько, сколько указано на упаковке или в таблице. Не настаивайте. Постепенно малыш привыкнет кушать плотную пищу и будет есть больше, выберет более интересные для себя вкусы.

  1. Овощи – 200 гр.
  2. Фрукты – 90-100 гр.
  3. Каши – 200 гр.
  4. Мясо – 70 гр.
  5. Творог – 60 гр.

Современна схема введения прикорма

По рекомендациям ВОЗ, которых придерживаются и в нашей стране, дети первых шести месяце жизни не нуждаются в дополнительном прикорме, кроме грудного молока. Если ваш кроха – искусственник, то посоветуйтесь с педиатром насчет введения прикорма – это можно сделать пораньше. Приведем ниже современную таблицу прикорма:

Схема введения прикорма

Возраст ребенка: 6 мес. 7 мес. 8 мес. 9 мес. 10-12 мес.

Вид продуктов:

  • Фруктовые соки (мл): 50-60 60 70 80 90-100
  • Фруктовые пюре (мл): 50-60 60 70 80 90-100
  • Желток (шт.): 0,25 0,50 0,50 0,50
  • Творог (гр.): 40 40 40 40 50
  • Овощи (гр.): 150 150 170 180 200
  • Каши (гр.): 150 150 170 180 200
  • Мясное пюре (гр.): 30 50 50 60-70
  • Кефир, кисломолочные продукты (мл.): 200 200 400 400
  • Хлеб (гр.): 5 5 10
  • Печенье (гр.): 5 5 5 10 15
  • Растительное масло (мл.): 3 3 5 5 5
  • Сливочное масло (гр.): 4 4 5 5 6

Это современная таблица прикорма грудных детей, разработанная врачами-гастроэнтерологами. Её можно придерживаться при вводе прикорма малышу.

Прикорм по доктору Комаровскому

Прикорм по доктору Комаровскому – это одна из наиболее популярных на сегодня схема прикорма. Известный педиатр имеет свой собственный взгляд на введение прикорма

Как и все педиатры, проводить введение прикорма грудных детей доктор советует осторожно и постепенно. Схема введения прикорма от доктора Комаровского немного отличается от современной схемы прикорма малышей. Приведем ниже схему прикорма по доктору Комаровскому. Что же должен есть ваш малыш по мере взросления?

Схема прикорма по доктору Комаровскому:

  • 6 месяцев : только грудное молоко и кефир (начинаем с 5 грамм и доводим до 30) и творожок (только начинаем есть – 5 грамм)
  • 7 месяцев : кефир доводим до 70 гр., творожок – до 30 гр., добавляем печеное яблоко 30 гр., овощное пюре и молочную кашу – только начинаем по 5 гр. Можно добавлять в пюре растительное масло 1 гр.
  • 8 месяцев : кефир – 100 гр., творожок – 50 гр., печеное яблоко – 50 гр., овощное пюре – 70 гр., сок – 10 мл., каша – 70 гр., желток – 0.25, мясное пюре – начинаем с 5 гр., печенье – 5 гр., растительное масло – 3 гр.
  • 9 месяцев : кефир – 100 гр., творожок – 50 гр., печеное яблоко – 50 гр., овощное пюре – 100 гр., сок – 20 мл., каша – 100 гр., желток – 0.5, мясное пюре – 30 гр., печенье – 10 гр., растительное масло – 3 гр.
  • 10 месяцев : кефир – 100 гр., творожок – 50 гр., печеное яблоко – 50 гр., овощное пюре – 150 гр., сок – 30 мл., каша – 150 гр., желток – 1, мясное пюре – 50 гр., рыбное пюре – 20 гр., печенье – 10 гр., растительное масло – 3 гр.
  • 11 месяцев : кефир – 100 гр., творожок – 50 гр., печеное яблоко – 70 гр., овощное пюре – 150 гр., сок – 50 мл., каша – 150 гр., желток – 1, мясное пюре – 60 гр., рыбное пюре – 30 гр., печенье – 10 гр., растительное масло – 3 гр.
  • 12 месяцев : кефир – 100 гр., творожок – 50 гр., печеное яблоко – 70 гр., овощное пюре – 200 гр., сок – 70 мл., каша – 200 гр., желток – 1, мясное пюре – 70 гр., рыбное пюре – 40 гр., печенье – 10 гр., растительное масло – 3 гр.

Таким образом, схема прикорма по доктору Комаровскому похожа на современную общепринятую схему прикорма, но имеет некоторые особенности. Например, доктор не рекомендует вводить различные фруктовые пюре, ограничиваясь лишь привычным в нашем климате яблоком. Витаминов и микроэлементов и в нем достаточно, а риск возникновения аллергии – минимален.

Принципы введения прикорма грудных детей во всех схемах приблизительно одинаковые. Первый прикорм младенца надо начинать в 6 месяцев, до этого возраста вашему малышу достаточно грудного молока. Вводить новый продукт надо постепенно, начиная с одной чайной ложки и доводя до необходимых объемов. Новый продукт пробуем, когда ребенок здоров, с утра, перед тем, как покормить ребенка грудью. То есть ребенок должен быть голодным. Не настаиваем и не давим на ребенка. Если какая-то еда малышу не нравится, нужно через неделю предложить её снова.

Можно сочетать традиционное введение прикорма с педагогическим прикормом. То есть вы одновременно вводите традиционный прикорм по схеме прикорма, и предлагаете малышу маленькие кусочки с вашей тарелки. Малыш сам выберет себе вкусную еду из вашей тарелки, и у него будут формироваться собственные вкусовые пристрастия. Если малыш не хочет пробовать новую еду, и вы отстаете, не укладываетесь в схему прикорма, не расстраивайтесь, все схемы – примерные, а каждый ребенок – индивидуален.

Предлагайте ему новые вкусы, пробуйте, возможно, что-то крохе понравится, и он начнет кушать эту еду с удовольствием. Главное – не настаивать, предлагать новые вкусы и новые консистенции еды. Малыш должен учиться глотать плотную пищу. Прислушайтесь к своей интуиции, понаблюдайте за своим малышом, и у вас всё получится.


Ввод прикорма – схемы, тонкости и проблемы - Отзывы и Комментарии



Введение прикорма – обязательный этап для каждого малыша, позволяющий перейти к так называемой «взрослой» пище.

В первые месяцы жизни дети получают все необходимые для нормального роста вещества из грудного молока и (или) смесей для питания, но позже, с развитием органов пищеварения, этого становится явно недостаточно.

Для того чтобы новая пища хорошо усваивалась и прикорм не навредил ни крохе, ни маме, нужно соблюдать определённые правила.

Для чего нужно вводить прикорм?

1 Естественная потребность в питательных веществах . Действительно, грудное молоко – невероятно ценный продукт, способный обеспечивать грудному ребёнку полный питательный комплекс. Но малыши растут быстрее, чем мы можем себе представить, и уже на 6-й месяц жизни им нужно гораздо больше витаминов, микроэлементов и минералов для гармоничного роста.

2 Отдых для мамы . Далеко не все женщины могут кормить ребёнка грудью долгое время, особенно когда с момента первого прикладывания прошло большое количество времени. Если вы чувствуете, что буквально «иссякли», не переживайте и не вините себя – значит, свою норму вы уже выполнили.

3 Помощь в физиологическом развитии . Пища, имеющая более густую консистенцию, чем грудное молоко, оказывает влияние на своевременное развитие желудочно-кишечного тракта, моторику кишечника, правильное формирование жевательного аппарата.

4 Воспитательный аспект . Если вы уже долгое время кормите грудью, и при этом не чувствуете себя устало, у вас хорошая лактация и малыш активно прибавляет в весе, это просто замечательно.

Но вполне логично, что чем дольше малыш питается только посредством грудного вскармливания, тем сложнее ему будет перейти к более разнообразному меню.

Следовательно, чем раньше малыш начнёт употреблять пищу вместе с взрослыми, тем проще ему будет привить культурные навыки и правила поведения за столом.

5 Координация движений . Чрезвычайно важно развивать моторику рук с раннего возраста, способствовать тому, чтобы хватательные движения были более скоординированными, не хаотичными. С введением прикорма у малыша появляется возможность самому пробовать поддерживать ручками посуду, с которой происходит кормление.

Когда лучше начинать вводить прикорм?

Вводить прикорм не следует раньше 6-го месяца.

В этом нет ни практической, ни педагогической необходимости. Исключение составляют те случаи, когда мамочка по той или иной причине была вынуждена отказаться от грудного вскармливания в пользу специальных смесей.

Тогда дополнительная пища вводится несколько раньше, с 4-5 месяца.

Интересно! Десерты для детей 1 года жизни

Также раннее введение прикорма назначается тогда, когда малыш сильно не добирает в весе или у него обнаружена анемия. Продлить кормление грудью следует в том случае, если на момент наступления 6 месяца ребёнок чем-то болен, у него повышена температура или расстроен кишечник.

Как понять, что малыш уже готов к введению прикорма?

Всё же какие-либо жёсткие временные рамки в детских проблемах – всего лишь формальность. Существуют критические границы, а в их пределах решают вопрос «начинать-не начинать» только лишь индивидуальные особенности.

Поэтому будьте внимательней к своему малышу: он сам подскажет, когда наступит заветное «пора».

Помните, что слишком ранний прикорм гораздо опаснее позднего, так как может вызвать аллергическую реакцию или непереносимость определённой пищи.

1 Отсутствие выталкивающего рефлекса. Груднички обладают способностью выталкивать пищу, потому как приспособлены только к сосанию. Со временем эта особенность проходит, появляются новые рефлексы – жевательные.

Поднесите ложечку ко рту ребёнка, и если её содержимое отправится обратно, то с введением прикорма стоит подождать.

2 Повышенный аппетит. Ребёнок активно кушает и просит добавки. Малыши на грудном вскармливании могут съесть обе груди и остаться голодными, а на искусственном – более одного литра готовой смеси в сутки.

3 Интерес к пище родителей. Ребёнок может тянуть ручки к вашей еде, пытаться её попробовать. Но это может быть и признаком того, что организм малыша уже вполне готов к употреблению разнообразной пищи, и простым любопытством.

4 К 4-5 месяцу малыши, как правило, начинают учиться сидеть, сохранять вертикальное положение туловища. Для кормления это также немаловажно.

5 Само собой предполагающее переход к более твёрдой пище событие – появление первых молочных зубов.

Какие правила следует соблюдать, вводя прикорм?

В первую очередь, прикорм не должен пониматься как полная замена грудному молоку.

Наиболее эффективно прикладывать малыша к груди или до еды, или после еды (ребёнок будет как бы запивать пищу молоком). Также для того, чтобы ребёнок лучше воспринимал новые для себя вкусовые ощущения, допустимо разжижение прикорма грудным молоком.

Первая для малыша взрослая пища должна состоять из одного и только одного компонента, не содержать ни соли, ни сахара, ни тем более перца.

Лучшим видом прикорма на первых порах считается пюре из сезонных овощей, фруктов, являющиеся основными поставщиками витамина С, железа, фолиевой кислоты.

Овощи не должны содержать слишком грубой для малыша клетчатки, лучший вариант – тушёные или приготовленные на пару морковь, картофель, кабачки, тыква, цветная капуста

Из фруктов предпочтительны не кислые яблоки, бананы, персики. Начальные порции не превышают 1-2 чайных ложек мягкого пюре, увеличивать их следует постепенно.

Интересно! Каши в прикорме: все, что нужно знать маме

Между введением новых видов прикорма целесообразно делать интервал в неделю, давать малышу возможность привыкнуть к каждому из них, следить за реакцией его организма на пищу. После можно чередовать блюда, комбинировать продукты между собой.

Не следует кормить малыша насильно. Дети сами знают, сколько им нужно, чтобы наесться и чувствовать себя при этом хорошо. Используйте для кормления ложечку со сглаженными краями, чтобы не травмировать полость рта ребёнка.

Позволяйте ребёнку самому брать еду руками, но под вашим чутким наблюдением. Вполне естественно, что первое время пищу будет попадать куда угодно, кроме места своего прямого назначения: на лицо, на пол, на одежду. Но все эти действия помогут со временем научиться малышу кушать без помощи взрослых.

Уже к 7-8 месяцу пищеварительная система ребёнка адаптируется к употреблению каш.

Можно использовать как фабричные смеси, обогащённые витаминами и минералами, так и самостоятельно сваренные крупы.

Каши следует доводить до разваренного состояния, а после измельчать с помощью блендера. Идеальным вариантом для первой каши ребёнка считается лёгкая для усваивания рисовая с небольшим количеством сливочного или растительного масел. Можно попробовать вводить каши на молочной основе, но если у малыша наблюдается аллергическая реакция на молоко, то стоит всё же вернуться к крупам, сваренным на воде.

Введение прикорма является переходным этапом от единственного продукта (грудного молока или молочной смеси) к питанию с общего стола. В этот период рацион ребенка претерпевает кардинальные изменения, в нем появляются новые продукты, по своему вкусу и составу абсолютно отличающиеся от прежней пищи. Помимо нового, непривычного для крохи вкуса блюд, изменяется консистенция, температура пищи, а также сам процесс кормления, ведь теперь малыш получает питание из ложечки. С появлением в питании младенца новых ингредиентов значительно возрастает нагрузка на пищеварительную систему и организм ребенка в целом. Неудивительно, что такие значительные перемены могут «не понравиться» организму малыша, и он начнет бунтовать.

Введение прикорма: ребенок отказывается пробовать новую пищу

Одна из частых проблем при введении прикорма - отказ ребенка пробовать новую пищу. Причин такого поведения малыша может быть много.

Например, в этот момент ребенок может быть не совсем здоров или у него могут резаться зубки. Если помимо отказа от еды у малыша наблюдаются другие признаки недомогания – вялость, сонливость, ребенок ведет себя не «как обычно», много капризничает и проявляет беспокойство, – необходимо обязательно показать его врачу для выяснения причины такого поведения, а попытки введения новой пищи отложить до того времени, когда кроха будет в хорошем настроении и самочувствии.

Следует отметить, что нередко причиной отказа малыша от прикорма является нарушение родителями сроков, а также основных принципов его введения. Так, ребенок может отказываться кушать с ложечки, если мама начала вводить прикорм слишком рано, и кроха просто еще не готов к переходу на «взрослую» пищу. Согласно современным рекомендациям, оптимальным для введения прикорма является возраст 5–6 месяцев. Именно в этот период в детском организме происходит ряд перемен, которые позволяют младенцу принимать и усваивать иную пищу, чем мамино молоко или смесь. По мере созревания нервной системы постепенно угасает так называемый «рефлекс выталкивания ложки», и малыш приобретает возможность проглатывать более плотную по консистенции пищу, появляется готовность к жевательным движениям, возрастает кислотность желудочного сока и активность пищеварительных ферментов.

Важно понимать, что оптимальный срок введения прикорма для каждого ребенка индивидуален, он зависит от особенностей его развития. Поэтому определять готовность малыша к знакомству с новой пищей желательно совместно с наблюдающим его врачом-педиатром. Не стоит ориентироваться в этом вопросе на знакомых детей того же возраста, которые уже «вовсю кушают кашки и пюрешки». Если малышу еще не исполнилось 6 месяцев, он здоров, нормально прибавляет в весе и активно развивается, но пока не проявляет интереса к «взрослой» еде, не стоит форсировать события: лучше на время отложить попытки введения прикорма и дождаться появления у крохи пищевого интереса.

Ребенок может отказываться от предлагаемой пищи, если мама слишком торопится и очень быстрыми темпами увеличивает размер порции, нарушая при введении прикорма принцип постепенности и не позволяя малышу адаптироваться к новому вкусу. Согласно рекомендуемым правилам введения прикорма, начинать знакомство с новой пищей следует с небольшого количества (с половины чайной ложечки), и только затем объем нового блюда можно постепенно увеличивать в течение 7–10 дней до нормы, соответствующей возрасту ребенка.

Нежелание малыша кушать с ложечки может быть связано с тем, что у блюда слишком густая и плотная консистенция, не соответствующая возможностям ребенка прожевать и проглотить предлагаемую еду. Поэтому очень важно, чтобы блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, были полужидкими и однородными (без комочков), чтобы не вызвать затруднений при глотании. Затем, по мере взросления ребенка, консистенция пищи должна постепенно меняться на более густую и твердую.

Что же делать, если «время пришло», а малыш отказывается от нового блюда или продукта? Не стоит расстраиваться или сердиться, если маленький привереда в очередной раз отталкивает ложку с заботливо приготовленным пюре. Дети в большинстве своем консервативны в предпочтениях и очень осторожно относятся ко всему новому и незнакомому. В такой ситуации следует проявить терпение и дать крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Научно установлено, что для восприятия нового вкуса продукт нужно предлагать ребенку ежедневно не менее 8–10 дней. Если даже после 10 попыток ребенок отказывается от прикорма, маме следует отложить введение этого продукта на 1–2 недели, а затем предложить его снова.

Это нам «не по зубам». Нередко после успешного освоения первой ступени прикорма и введения пюреобразной пищи малыши как бы «застревают» на этом этапе и совсем не хотят переходить на блюда с меньшей степенью измельченности. Часто в таких случаях мамы жалуются, что ребенок выплевывает пищу и давится предложенным, вплоть до возникновения рвоты. Между тем приучать кроху к пище кусочками нужно. Ведь это способствует развитию жевательного и речевого аппарата. Чаще всего подобные проблемы возникают при несвоевременном (слишком раннем или слишком позднем) переводе малыша на пищу более плотной консистенции. Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано также слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой.

Чтобы перевести ребенка на более плотную пищу, родителям придется проявить терпение и настойчивость, так как приучение к новой консистенции происходит постепенно и требует времени. Ежедневно давайте малышу пробовать небольшое количество менее измельченной пищи, ни в коем случае не принуждая его есть через силу. У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно.

Введение прикорма: кожные высыпания и аллергия у ребенка

В ответ на введение нового продукта у крохи может появиться аллергическая реакция в виде высыпаний на коже, сопровождающаяся покраснением, шелушением и зудом. Чаще всего провоцируют высыпания такие продукты, как коровье молоко, яйцо, пшеница, соя, рыба, курица, овощи, фрукты и ягоды красного и оранжевого цвета. Если появились кожные высыпания, следует сразу же прекратить введение нового продукта и отложить знакомство с ним не менее, чем на 1 месяц.

Для того чтобы иметь возможность оценить переносимость нового ингредиента, желательно давать его ребенку в первой половине дня. Не следует вводить ребенку сразу несколько новых продуктов, так как в случае возникновения аллергии на один из них невозможно будет определить источник проблем.

Иногда кожные проявления в ответ на введение прикорма возникают не сразу, а через некоторое время, и тогда выявить продукт, вызвавший аллергическую реакцию, бывает довольно сложно. В таких ситуациях значительную помощь может оказать ведение пищевого дневника1, в котором мама должна вести учет всех продуктов, съеденных малышом в течение дня, и отражать все необычные реакции и проявления, которые возникают у ребенка в этот период. Если после исключения продукта-«виновника» кожные проявления сохраняются более 2 недель, а также есть случаи обширных и выраженных высыпаний – ребенка необходимо обязательно показать врачу-педиатру и аллергологу.

Проблемы с животиком у ребенка при введении прикорма

Проблемами при введении прикорма могут стать различные нарушения пищеварения, которые проявляются в виде расстройств стула (разжижения стула или, наоборот, запора), колик, повышенного газообразования, частых срыгиваний и даже рвоты. Чаще всего такие нарушения возникают в ответ на необоснованно раннее введение прикорма или нарушение правил знакомства с новой пищей.

Например, мама, стремясь разнообразить меню ребенка, начала слишком быстро пополнять его рацион новыми продуктами.

Бывает и так, что предлагаемый продукт сразу очень понравился малышу, и мама, не устояв перед аппетитом крохи, дала ему слишком большую порцию.

Нередки случаи, когда родители позволяют малышу, проявляющему активный интерес к пище с общего стола, пробовать из своей тарелки «взрослые» продукты и блюда, которые не адаптированы для ребенка и могут содержать вредные для детского организма компоненты. Все эти нарушения приводят к значительной перегрузке пищеварительной системы младенца и могут спровоцировать срывы в ее работе.

В случае, если в ответ на введение нового вида прикорма у ребенка возникли боли в животе, нарушения стула, обильные срыгивания или рвота, употребление этого продукта необходимо сразу же прекратить.

Важно помнить, что такие симптомы могут являться признаком серьезного заболевания (например, кишечной инфекции, неврологических или острых хирургических заболеваний), поэтому при их появлении у малыша нужно обязательно показать его врачу.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх