Зачем одевают кольца на шею. Племя Каренов в Таиланде: женщины с длинными шеями

Падаунг (падонг, падаун, каян) - народ группы каренов, проживающий в Мьянмe, на северо-западе штата Кая, на севере штата Карен и на юго-западе штата Шан, а также Таиланде. Говорят на языке каян (падаунг) каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. Численность свыше 50 тыс.чел.

Падаунги обычно живут в высокогорных деревнях. Дома, в отличие от других бирманских племён, строят не на сваях, а на земле. Выращивают рис. Мужчины практикуют также работу погонщиков и содержателей слонов. Падаунг - анимисты, регулярно приносят жертвы духам, в частности верховному женскому духу племени.

Падаунги, 1900 г.

В 1990-е годы по причине затяжного конфликта с военной хунтой Бирмы и политикой принудительного переселения народов в государстве Кайя многие падаунги бежали в соседний Таиланд, где проживают в прилегающих к границе деревнях на полулегальном основании.

По причине необычного национального обычая - «вытягивания шеи» женщинам с помощью металлических обручей, районы проживания падаунг популярны среди туристов.

Падаунги, 1913 г.

Женщины падаунг, начиная примерно с пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец), которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали) увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы называют их женщинами-жирафами. У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес - четырёх-пяти килограмм. Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости, снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет. В случае полного отказа от ношения колец, шея принимает обычный вид за период от года до трех. Существует расхожий миф, что женщины-жирафы не могут жить без этих колец. Это не так, женщины со снятыми кольцами не страдают от их отсутствия.

Наращивать кольца женщины прекращают к моменту выхода замуж, но так же к этому времени шея просто больше не удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых, допускается и после этого, в любом возрасте. Рентгеновские исследования женщин падаунг показали, что фактически за счёт колец шея не вытягивается, а деформируется плечевая зона, плечевой пояс постепенно опускается под тяжестью колец, поскольку он крепится к скелету с помощью всего одного сустава. В результате создаётся видимость длинной шеи, но в самой шее никаких изменений не происходит.

Видео National Geographic, с процедурой снятия-установки спиралей:

Иногда спирали специально делаются излишне высокими, - очень плотно прилегающими к плечам и голове, и держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей, существует опасность сломать шею, т.к. мышцы, её поддерживающие, могут атрофироваться. Но такое наблюдается не часто, чаще всего верхний край колец не достает до подбородка, что дает некоторую свободу перемещения головы.

Женщины также носят кольца на руках и ногах. Их костюм обычно состоит из длинной белой кофты с застежкой спереди и юбки по колено.

Причина обычая носить кольца не ясна. По рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение, что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это - традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей. Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.

По местной легенде предки падаунгов произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Хотя снятие обручей возможно, движение против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес по привлечению туристов.

Самая большая деревня Най-Сой принимает ежегодно 1200 туристов, установив оплату за въезд в деревню 250 таиландских бат, деньги остаются в собственности таиландских туристических агентств.

Похожие обычаи имеются также у племени ндебеле в Южной Африке, женщины носят индивидуальные кольца от 12 лет до замужества.

Вот что пишет путешественница annataliya , которая лично посетила деревню падаунгов:

«Эта народность живет в горах штата Каяк. В Мьянме их осталось всего 400 человек. И лишь одно семейство спускается в каждый туристических сезон на озеро Инле, дабы людей посмотреть, да себя показать. А показать им есть что. Если мужчины-падаунги выглядят вполне обычно, то женщинам с детства удлинняют шеи, надевая на них золотые кольца. Если честно, то это даже не кольца вовсе, а спирали с определенным количеством оборотов. Когда приходит время, то старую спираль снимают и надевают новую, с еще большим числом оборотов.

Максимально колец-оборотов может быть 25. В том семействе, где мы были, жили четыре женщины — 14, 18, 56 и 67 лет. И только у 67-летней бабули колец было именно, что 25, у всех остальных меньше. Снимать спирали самостоятельно женщинам-жирафам нельзя — шея сломается. Моются они тоже с ними. Но, в принципе, если нужно гланды вырезать или со щитовидкой проблемы, то в лежачем положении спирали снимают и делают, что нужно. В зрелом возрасте женщина-падаунг носит на себе до семи килограммов украшений. Дело в том, что, кроме шей, они вешают себе браслеты на руки и на ноги. А весит все это не мало. Мне дали подержать шейное украшение, причем не с самым большим числом колец — весило оно килограмма с два!

Впрочем, сейчас далеко не все девушки хотят удлинять себе шеи. Многие, вообще, уезжают из деревень в город, а в Янгоне да и в других городах, сами понимаете, с кольцами на шеях ходить не фонтан!

Падаунги с Инле изобразили мне несколько своих национальных танцев и спели парочку песен. Танцы у них, прямо скажем, представляют собой «два притопа, три прихлопа», песни же более мелодичные, но тоже из серии: что вижу, о том и пою. За концерт и угощение в виде чая, коим падаунги меня тоже напоили, я решила их отблагодарить. Но мои доллары они категорически брать отказались. «Мы держим семейный магазин, — сказали они мне. — Вы можете что-нибудь у нас купить!». Вот такой гордый народ!»

В высокогорных районах Юго-Восточной Азии проживает интересный народ падаунг (или каян). Девочки падаунг с 5-летнего возраста носят на шее медные спирали. Сначала на шею надевают спираль из шесть колец, а затем ежегодно их количество увеличивают на одно. К моменту замужества число колец достигает своего максимума, а после свадьбы их, как правило, не добавляют. Шея женщины при этом вытягивается, что приводит иногда к увеличению ее длины до 40 сантиметров. Из-за экзотического внешнего вида их стали называть женщины-жирафы, а районы их проживания очень популярны у туристов.

Падаунг живут на приграничных территориях Таиланда и Мьянмы, а их численность более 50 000 человек. Традиционным занятием народа падаунг является выращивание риса и разведение скота. Обычай носить на шее медные спирали уходит корнями в глубокую древность. В каждом поселении есть женщины, владеющие искусством надевания колец. Как только девочке исполняется 5 лет, она надевает свои первые кольца.


В дальнейшем количество колец увеличивается, а иногда конструкция настолько высока и неудобна, что сковывает движения и девушкам бывает трудно повернуть или наклонить голову. Помимо колец на шее, женщины носят кольца на руках и ногах, а их национальный костюм дополняет белая рубаха, украшенная тесьмой.

Туристам рассказывают, что обычай носить кольца связан со специфическими представлениями племени падаунг о красоте. Длинная шея считается символом благополучия и красоты. Но такой обычай имеет и более практичное объяснение.


Как считают сами падаунг, подобная конструкция была призвана спасти их от тигров, встречи с которыми до сих пор не редкость в этом регионе. Видимо, мужчины племени могли сразиться с хищником и дать ему отпор, а вот шею женщин пришлось защищать.


По другой версии, подобные кольца служили для идентификации женщин племени. Дело в том, что в этом регионе процветали кражи девушек соседними народами, а также самовольное бегство. Поэтому падаунг придумали такой оригинальный способ защиты своих красавиц от посягательств соседей. Ведь кольца невозможно снять без специальных навыков и приспособлений, и отправившиеся на поиски мужчины без труда обнаружат девушку-падаунг. И даже если их снять, будет заметна более длинная шея девушки, что сразу вызовет на подозрения.


По мнению медиков, ношение обычных спиралей не сказывается негативным образом на здоровье женщин. Но иногда спирали специально делают слишком высокими. В этом случае достигается больший эффект и шея становится очень длинной. Но при этом затрудняется подвижность головы, а мышцы, призванные обеспечивать эту подвижность, атрофируются. Если такие женщины снимут кольца, то может произойти перелом шеи.


Сегодня не все женщины падаунг хотят носить кольца, одетые на них еще в детстве. Некоторые снимают их и дальше прекрасно обходятся без спиралей. Но в некоторых деревнях на территории Таиланда обычай носить кольца считается не только признаком красоты, но и способом заработка. Туристы, приезжающие в поселения падаунг с радостью покупают сувениры и одежду, а также фотографируются с удивительными длинношеими женщинами.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

На юге и юго-востоке Бирмы (Мьянмы) обитает этническая группа Карены. Из-за военных конфликтов с правительством часть племен мигрировало в Северный Тайланд.
Среди них есть одно племя Падаунг, хорошо известное в мире благодаря национальному обычаю "вытягивания" шеи у женщин при помощи металлических колец. Их еще часто называют "женщинами-жирафами" или "длинношеями".

Кольца начинают носить примерно с пятилетнего возраста. Точнее это даже не кольца, а медный прут толщиной примерно в сантиметр, который спирально закручивается вокруг шеи. С каждым годом количество оборотов (колец) увеличивается, что, собственно, и приводит к удлиннению шеи.
У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а вес такого украшения составлять 5-6 килограмм.
Наращивать кольца женщины прекращают к 25 годам или к моменту замужества. Также к этому времени скелет перестает расти и шея просто больше не удлинняется.
Чуть позже стали популярны и кольца на ногах и запястьях.

В настоящее время доказано, что за счет веса колец деформируется плечевая зона и опускаются ключицы, что и создает визуальный эффект удлиннения шеи, а в самой шее никаких изменений не происходит.)

Иногда спирали делают слишком высокими и они плотно прилегают к подбородку и плечам. Тогда женщина может потерять способность поворачивать голову. В случае снятия колец есть риск сломать шею, т.к. мышцы могут атрофироваться. Но такое встречается редко. Обычно верхняя часть колец не доходит до подбородка и остается возможность для движения головой.

Племена длинношеев можно встретить не только в Азии, но и в Африке. В отличие от азиатских, африканские племена одевают именно кольца, вытягивающие шейные позвонки. В этом случае снятие колец реально грозит переломом шеи.

Самый длинный латунный браслет насчитывал 25 витков и весил около 8 килограммов.
Самая длинная шея, зафиксированная в Книге Рекордов Гиннеса, имела длину 40 см.

Почему они стали носить кольца?
Точного ответа никто не знает. Есть несколько версий:
1. По одной легенде однажды на племя падаунгов напали тигры. Часть племени было убито, тигры перегрызли им шеи. Это обеспокоило людей, ведь род мог прекратиться. Глава племени решил одеть на женщин своеобразную защиту в виде металлических колец для увеличения шансов выжить в следующий раз и как оберег от несчастий. Сначала кольца были золотыми, но после заменены на более дешевые и легкие металлы.
2. По другой легенде считается, что предки падаунгов произошли от союза драконихи и ветра. Когда ветер узнал, что его жена беременна, он начал кружить вокруг нее от счастья, пока она не родила кокон, из которого появился первый падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят на шее спиралевидные кольца.
3. Таким образом падаунги делали женщин непривлекательными для вражеских племен, тем самым спасая их от рабства.
4. Есть версия, что так хранились драгоценные металлы.
5. Конечно же для красоты.) Считалось, что длинная шея - это привлекательно и у женщины больше шансов выйти замуж.

В настоящее время жительницы племени продолжают носить кольца в дань предкам, а также потому что это привлекает туристов и позволяет зарабатывать.
Основным занятием женщин-длинношеев является ткачество. Они делают прекрасные платки и не только. Остальные жители племени падаунгов занимаются выращиванием риса, чая и т.д.






















Также нам встретились представители племени Акха.
На женщне традиционный наряд, они так ходят каждый день.

И девушки из племени Лаху, которые имеют характерные тоннели в ушах.)



Ну и курящая бабушка.)
К сожалению, не могу идентифицировать ее народность, скорее всего Карены.

В 2006 году среди молодежи появилось движение, отвергающее традиции. Девушки начали снимать кольца с шеи. Даже одна 40-летняя падаунг сняла свои кольца. В течение нескольких дней она испытывала дискомфорт, потом состояние пришло в норму. После пары лет форма шеи возвращается к обычному виду.

Очень жаль, что молодежь перестает ценить свои традиции. Новое поколение отказывается от национальной одежды и обычаев. Многие одеваются "по-современному", типичная одежда, ничем не выделяющая их из толпы.
Еще каких-то 10 лет и все красочные племена останутся только на картинках..

Также мне жаль несчастные племена падаунгов, которые сделали туристической диковинкой. Некоторых насильно переселили в Паттайю, чтобы зарабатывать на них деньги.
Туристов приводят, как в цирк, а падаунги сидят и смиренно позируют для них.
Мы, к сожалению, были тоже в туристической деревне, потому что до настоящих племен добраться не просто, нужно ехать в джунгли.)

После в голове крутились разные мысли и родилось желание проехаться по Бирме, Лаосу, Вьетнаму, Камбодже и еще раз Тайланду в поисках реальных племен с реальными бабушками, которые курят опиум и занимаются своими традиционными промыслами.

Фотограф: Александра Наветная
http://navetnaya.com/
Тайланд, Чианг Рай

Фактрум хочет познакомить вас с этими удивительными женщинами и рассказать побольше о мире, в котором они живут.

Хтет, 19 лет

Большинство женщин-жирафов занимаются торговлей, рассчитанной на туристов, которые раза два в неделю посещают деревни падаунгов. Хтет продает ткани. Покупателей у нее гораздо больше, чем у женщин с открытыми шеями. Но в жару тяжелый металлический ошейник - непростое испытание. Поэтому супруг Хтет поставил в лавке вентилятор.

Фотографии: © Сергей Строителев / Вокруг Света

Муква, 32 года

Когда двадцать с лишним лет назад Муква с родителями и другими соплеменниками, бежавшими от бирманской хунты, поселилась в тайской деревне Хуай-Пу-Кенг, ее ожерелье было совсем узким. Постепенно к нему добавлялись все новые витки латунной спирали. Теперь их два десятка. Иногда ожерелье можно ненадолго снимать, давая плечам отдых, но Муква с ним не расстается. Раскручивать их, а потом снова накручивать без посторонней помощи затруднительно. Кроме того, только с кольцами женщина ощущает свою красоту и принадлежность к племени. Никто не знает, откуда пошла эта традиция у падаунг. Но Муква считает, что кольца призваны подчеркнуть женское очарование и стройность.

Миа, 18 лет

Пару лет назад, после того как в деревне Бан-Най-Сой появились ноутбуки и DVD-фильмы тайского производства, девушка начала коллекционировать изображения любимых актрис и певиц. Одна из стен в доме Миа полностью обклеена постерами десятка ее кумиров. Девушка считает тайских женщин красивыми, но без изюминки - у них нет колец на шее. Ожерелье не вызывает у Миа особенных неудобств - она, как и другие женщины падаунг, и спит в нем, и моется: кольца не сдавливают шею и не ограничивают движений, утверждает девушка.

Со, 57 лет

Со живет в деревне Хуай-Сыа-Тхау, первом в Северном Таиланде поселении бирманских падаунгов, основанном в 1995 году. Она играет на самодельной гитаре, которую выпилил муж, и поет бирманские песни. На родине Со музицировала для удовольствия, а в Таиланде экзотичная певица с «золотой» шеей научилась извлекать из этого выгоду и бесплатно больше не выступает.

Хла, 21 год

В Таиланд девушка переехала в годовалом возрасте, с матерью. Хла рассказывает, что ее мать прежде даже не видела зеркал. Сейчас у каждой падаунгской красавицы в доме есть зеркало, и можно прихорашиваться, подбирая к платку цвет подворотничка - кусочка ткани, который многие женщины-жирафы подкладывают под верхние кольца, чтобы они не натирали кожу.

Тун, 8 лет

Большинство маленьких падаунгов уже отказываются от ношения колец. Но Тун чтит традицию и ради красивой шеи готова терпеть неудобства. Девочка любит легенду, рассказанную бабушкой, - о ветре, который был мужем драконихи и, узнав, что жена беременна, от счастья закружился вокруг нее. С тех пор все женщины падаунг носят на шее символы этого кружения. Пока ожерелье Тун невелико, но со временем вес украшения может достигнуть 4–5 килограммов.

Муту, 60 лет

Одна из самых авторитетных женщин в Хуай-Пу-Кенг, обладательница очень длинной шеи, показывает приезжим достопримечательности деревни. Главная из них - телефонная будка. Надобность в ней уже давно отпала: жители деревни располагают более компактными средствами связи. Но будку считают слишком красивой, чтобы от нее отказываться.

Манай, 63 года

Быть главой деревни Хуай-Пу-Кенг - дело ответственное. Манай отвечает на телефонные звонки из администрации города Мэхонгсон и ведет учет посетителей деревни. Но не должность красит женщину, считает Манай, главное - ее кольца. Манай носит их с пяти лет, как мать и бабушка, и не собирается снимать. Она все знает про кольца, может помочь другим закрутить или раскрутить спирали, а иногда и массаж плеч сделает.

Маджай, 45 лет

Обладательница самой длинной шеи в Северном Таиланде считает, что достигла совершенства. Теперь ей остается беречь достигнутое: если снять кольца, шея может не выдержать тяжести головы. Маджай говорит, что когда-то кольца помогли ей привлечь мужа, а теперь привлекают покупателей сувениров. В изголовье кровати Маджай лежит плюшевый медведь, которого ей подарил турист. Игрушка служит подушкой, хотя многие женщины падаунг спят без них, не испытывая проблем.

Новое украшение готово. Ожерелье из латунных колец достанется той пятилетней малышке, которая изъявит желание его носить. Витки спирали будут добавляться по мере взросления, если девочка не захочет сменить символ национальной идентичности на бижутерию с городского рынка.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх