Египетские наряды. Какую носили одежду в Древнем Египте

Древний Египет – одна из древнейших цивилизаций, которая имела свой политический строй, культурные ценности, религию, мировоззрение и, конечно же, моду. Эволюция этого государства до сих пор до конца не изучена и представляет особый интерес среди ученых, историков, модельеров. Современные дизайнеры не перестают удивляться точному и изящному крою, оригинальной отделке нарядов египтян. И это не удивительно, ведь одежда и украшения в Древнем Египте продуманы до мелочей, в них нет ничего лишнего, но в то же время создается впечатление завершенного образа.

Мода древнего мира

История моды Древнего Египта берет свое начало с треугольных набедренных повязок с передником именуемых схентами, которые украшались многочисленными драпировками. Позднее эта модель мужской одежды совершенствовалась, драпировки становились сложнее и начали крепиться на талии поясом, украшенным орнаментом и золотыми нитями. Само собой разумеется, что такая одежда свидетельствовала о высоком социальном статусе ее обладателя. С дальнейшим развитием схенти начали носить в качестве нижнего белья, поверх которого надевалась прозрачная накидка подвязанная поясом, напоминающая силуэт трапеции. Дополнялось одеяние плиссировкой, украшениями и .

Основу женской одежды в Древнем Египте положил прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках и назывался калазирис. Длина изделия преимущественно до лодыжек, грудь оставалась обнаженной, благо климатические условия приветствовали такую откровенность. Одежда женщин-рабынь в Древнем Египте, согласно найденным изображением, в некоторых случаях могла ограничиваться узким поясом и украшением.

Со временем мода Древнего Египта совершенствуется и в первую очередь это коснулось женской одежды высших сословий. Калазирис в своем первоначальном виде остался уделом простолюдин, а знатные дамы одевали поверх его красивые накидки со сложной драпировкой, оставляя одно плечо обнаженным.

Плечи женщин и мужчин украшал ускх – массивное ожерелье, на тканной основе.

Основные особенности одежды египтян

Если характеризовать в целом моду этой древней цивилизации, то можно выделить несколько основных особенностей:

  1. Особую роль отводили египтяне аксессуарам, различные пояса, браслеты, ожерелья, головные уборы применялись с целью выделить и подчеркнуть свою классовую принадлежность, а также украсить одежду незатейливого кроя.
  2. По своему фасону одежда низших и высших слоев общества практически не отличалась. В этом случае основной акцент делался на качество ткани и декоративную отделку, с помощью которой было легко определить статус ее владельца.
  3. Хорошо прослеживается в крое одежды и украшениях геометрическая тематика – это пирамиды, треугольники, трапеции.
  4. В особом почете находилась обувь и головные уборы – однозначно привилегия элиты и приближенных лиц фараона.
  5. В качестве основного материала использовался лен, производство которого достигло своего совершенства на то время.
Идеал красоты в Древнем Египте

История неразрывно связывает понятия женственности, красивой одежды, чувства стиля и моды того времени с царицей Древнего Египта , в которой сочетались все качества идеальной женщины. А именно смуглая кожа, правильные черты лица, миндалевидный разрез глаз в сочетании с незаурядным умом и сильным характером, сделали ее примером подражания и восхищения для многих женщин.

Одним словом, трудно переоценить роль царицы не только в политической жизни Древнего Египта, но и в развитии моды и стилистических направлений.

– одна из древнейших цивилизаций нашего мира. Конечно же, она повлияла на дальнейшую судьбу человечества, подарив культуру и особенные верования, а одежда древних египтян до сих пор отражается в моде современности.

Если говорить о древнеегипетской одежде в общих чертах, то она была практичной, геометрической и легкой. Для народа была очень важна символика, которая повторялась в украшениях и атрибутах.

Ткани и цвет в одежде

Именно в Древнем Египте научились выращивать лен. Природные условия позволяли разводить такое растение без особых усилий. Со временем ткачи достигли совершенства в подготовке льна как материала для одежды, например, отрез в 240 м весил всего 1 грамм, ощущался только пальцами и был почти невидим глазу.

Эпизод из сериала «Рим» с участием Клеопатры и ее рабыни.

Древние египтяне делали очень тонкие льняные ткани, которые по толщине уступали разве что шелку. 5 слоев древнеегипетского льна позволяли отлично видеть тело человека, настолько тонким был материал.

Что касается фактуры, то она была довольно разнообразной. Особенного успеха в красоте фактур добились во времена Нового царства – ткань выглядела как сеточка, затканная бусинами, вышивкой и золотом.

Основным орнаментом в Древнем Египте был геометрический узор, который можно было увидеть и по кайме одежд, и по всей плоскости ткани.

Чтобы придать ткани цвет, использовали красный, зеленый и голубой красители. Со временем научились окрашивать ткани в желтый, бирюзовый и коричневый цвета.

Лен был основным материалом для одежды древних египтян, но это не значит, что совсем не использовались другие ткани. В обиходе были кожа, хлопок и мех, но их использование было скорее обрядовым.

Форма одежды

Основной одеждой в жарком климате Древнего царства был льняной передник (реже кожаный), который укреплялся на поясе. Его называли схенти . Если это был схенти фараона, то одежда украшалась плиссировкой. Набедренный передник простого египтянина не имел никаких украшений.

Женская одежда представляла собой кусок легкой материи, который оборачивали вокруг тела таким образом, чтобы была закрыта грудь и само «платье» доходило до щиколоток. Отрез поддерживался на теле за счет бретелей, одной или двух. Такую одежду называли калазирисом . Форма была одинаковой, будь это царица или рабыня, но вот статус и положение подчеркивался качеством ткани.


Со временем одежда древних египтян усложняется за счет увеличения слоев ткани, чаще используются плиссировки. Мужчины надевали несколько схенти, один на другой. Что касается женской одежды, то она не меняется по форме, но богаче украшается. Смуглое тело, которое просвечивалось сквозь тончайший лен, являлось эталоном красоты. Чтобы подчеркнуть качество ткани, использовали накладные воротники, украшенные камнями и бусами.

Известно, что в период Нового Царства древние египтяне использовали уже манекены для создания красивых одежд.

Покоренная Сирия на более поздних этапах развития Древнего Египта тоже внесла свою лепту в изменение древнеегипетского костюма. Длинная и узкая одежда состояла из двух прямоугольных полотнищ, которые имели вырез для головы и рук. Сверху надевали плиссированные юбки, а плечи покрывали дополнительным отрезом ткани.

Характерным приемом была плиссировка, которая драпировалась на бедрах и ниспадала спереди.

С дальнейшим развитием древнеегипетской цивилизации разница между одеждами знати и простого люда стала более ощутимой. Богатые использовали в одеждах больше красок, драгоценностей, а ткани отличались безупречным качеством. Что касается бедноты, их одежда практически не менялась.

Жречество тоже сохранило древние формы одежд. В основном это был передник и леопардовая шкура, перекинутая через плечо. Воины же носили передники и нагрудники из кожи.

Украшения

Как правило, украшения имели символический смысл: амулеты или магические подвески выполняли и защитную функцию, и эстетическую.

Для украшений одежды использовались стеклянные бусинки и драгоценные камни.

Широко распространились браслеты, кольца, подвески, бусы, пояса и диадемы. Фараона отличал атев – двойная корона, украшенная уреем – украшение змеей и коршуном в знак власти, и клафтом , платом из сине-золотой ткани. У жены фараона был несколько иной головной убор, который был выполнен из цветной эмали с коршуном и цветком лотоса.


Жрецы в обрядовых процессиях надевали маски крокодилов, быков, ястребов.

В обиходе были и парики. Их выполняли из овечьей шерсти или растительного волокна. У знати парики были длинными, с использованием локонов и косичек. У рабов и крестьян были короткие парики и льняные шапочки.

Мужчины предпочитали брить бороды, но при этом носили искусственные, которые, как и парики, выполнялись из овечьей шкуры. Чтобы борода имела форму, ее переплетали металлическими нитями и покрывали лаком. А для крепления использовались захваты для ушей, похожие на дужки очков. Могущество фараона отражала треугольная золотая борода. Такой атрибут власти фараон надевал на пышных приемах.

Сандалии – основную обувь – носили редко, и она позволялась только знати. Остальные ходили босиком.

История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие Цветкова Наталья Николаевна

Глава 2. Текстиль и костюм Древнего Египта

В 4 тыс. до н. э. в различных областях Европы, Азии, Северо-Восточной Африки человек начинает осваивать металлы. В хозяйственной жизни людей этого периода важное значение приобретает медь. Именно с этого времени начинается период энеолита – медно-каменного века (4–3 тыс. до н. э.). Из меди изготовляли такие важные хозяйственные предметы как наконечники копий, рыболовные крючки, а также швейные иглы. Широко развивалось ремесленное производство – ткацкое, литейное, гончарное. Это время характеризуется также появлением первых рабовладельческих государств в Египте и Двуречье.

Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего царства (2900–2270 гг. до н. э., правление I–VI династий); Среднего царства (2100–1700 гг. до н. э., правление XI–XIII династий); Нового царства (1555–1090 гг. до н. э., правление XVIII–XX династий). В промежуточный период между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада на отдельные области; в период между Средним и Новым царством так же был децентрализован и находился под владычеством азиатских кочевых племен гиксосов.

Египетский орнамент оказал большое влияние на орнаменты всех древних народов. В своем орнаментальном творчестве египтяне обращались к природе. Однако в орнаменте, как и во всем искусстве египтян, проявилась их склонность к символизму. Подобная тенденция также нашла широкое применение у персов, арабов и мавров. Через орнамент египтяне осуществляли свое познание мира. Так, например, стилизованный лотос – обожествленное растение, символ воздействия воды и солнца на спящую землю, в бесконечных вариациях украшает ткани, мебель и архитектуру египтян.

Широко распространенным было также изображение папируса. Например, колонны в Луксоре и Карнаке изображают цветы папируса, где основанием служит корень, стволом колонны – стебель, а капителью – распустившийся цветок, окруженный маленькими бутонами. Обожествленное египтянами солнце нашло свое орнаментальное выражение в форме диска с двумя змеями по бокам. Такой орнамент использовался для украшения храмов и одеждах жрецов и фараонов. Еще одним важным элементом орнамента египтян был скарабей, символизирующий творца, заложившего в земной шар семена произрастания.

Преобладающими в египетском искусстве были три основных цвета – красный, желтый и синий с добавлением белого и черного. Зеленый цвет, которым окрашивают листья лотоса, появился в более позднее время, в Древнем царстве для окраски листьев употребляли голубой цвет.

Об особенностях текстильного искусства и костюма Древнего Египта можно судить, главным образом, опираясь на находки и росписи стен египетских гробниц. Надо сказать, что прядение и ткачество принадлежат к числу древнейших видов мастерства, которыми владели древние египтяне. Известны образцы египетских тканей, время создания которых относится к эпохе неолита. На стенах нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и в Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах изображено возделывание льна, обработка льняного волокна и процесс ткачества. Пряжу пряли руками (преимущественно женщины) при помощи небольшого веретена. Для ткачества использовался ручной горизонтальный ткацкий станок, после гиксосского вторжения стали использовать и вертикальный ткацкий станок. При раскопках часто встречаются прялки, веретена, грузики от ткацкого станка.

Основным сырьем для изготовления египетских тканей был лен. Римский историк Плиний Старший отмечает огромное значение выращивания льна в Египте. По его словам, «благодаря льну… Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии»; он утверждает также, что страна «извлекает изо льна огромные прибыли».

Древние египтяне производили ткани различной плотности и толщины – от тончайшего газа до грубого холста. В результате археологических раскопок в гробнице фараона Тутмоса IV было найдено несколько фрагментов цветной льняной ткани, в гробнице Тутанхамона так же были найдены образцы льняной материи с тканым и вышитым узором. Также была найдена гофрированная льняная ткань времен XI династии и три образца гофрированных льняных тканей XVIII династии, хранящихся в настоящее время в Каирском музее.

О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна и мастерстве ткачей позволяют судить образцы ткани, на 1 см 2 которых насчитывается до 84 основных и 60 уточных нитей. Тонкий египетский лен по своим свойствам сравним с натуральным шелком: сквозь пять слоев белой льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело. Орнаментация ткани носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги, ромбы) и располагалась по всей поверхности ткани. Кроме того, могли применяться орнаменты в виде стилизованных растительных элементов (цветов, листьев лотоса, папируса, пальмы) или животных (змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями). Помимо льна, в основном для изготовления одежды обрядового назначения применялись кожа и мех.

Шерсть также использовалась египтянами для изготовления одежды. Так, например, греческий историк Геродот упоминает свободные белые шерстяные плащи, которые носили поверх льняной одежды.

Наряду с производством ткани, в Древнем Египте было распространено и ее окрашивание. Известно, что искусство крашения натуральными пигментами осуществлялось здесь уже в додинастический период: были найдены относящиеся к этой эпохе плетеные циновки, окрашенные по краям в красный цвет.

Что касается особенностей Древнеегипетского костюма, то здесь можно процитировать известного исследователя Каминскую Н. М.: «Особенность костюма и всего искусства Древнего Египта – стремление к прямым четким линиям, геометрическим формам. Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити)».

В эпоху Древнего царства основным видом мужской одежды была набедренная повязка или передник, который назывался «схенти» (рис. 1). Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Средняя часть схенти имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Она собиралась в складки и прикладывалась к корпусу спереди. По форме одежда была одинаковой для представителей разных сословий, но отличалась качеством материала. Так, например, схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна, схенти ремесленника – из толстого холста, а одежда раба – из грубой неотбеленной ткани или кожи.

Рис. 1. Рельеф из гробницы визиря V династии Птаххотепа.

Важную роль в костюме египтян играли аксессуары. Известно, например, что древние египтяне брили головы, но носили парики из растительных волокон, завитых мелкими локонами. Длина и пышность локонов зависела от того, насколько знатным был человек.

Знаками царской власти и, соответственно, аксессуарами их костюма были подвязанная золотая борода, корона и посох, а также головной убор «клафт-ушебти», состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем – фигуркой священного змея, голова которого располагалась надо лбом фараона (рис. 2). Змей-урей считался символом неограниченной власти, поэтому его изображением украшались также корона, пояс и шлем фараона. Корона фараона состояла из двух шапок, белой (верхнеегипетской) и красной (нижнеегипетской), вставленных одна в другую (рис. 3). Интересно, что знаком или символом «змеи-урея» является узор, состоящий из комбинации маленького белого косого креста, окруженного красными фигурами из двух накрест положенных звеньев. Подобный орнамент, как отмечают исследователи, часто встречается в памятниках древнейшей египетской культуры и многих других стран азиатского Востока.

Рис. 2. Золотой гроб высотой 33 см для хранения внутренностей Тутанхамона

Рис. 3. Статуя Рамзеса II из Карнака.

Головной платок (клафт) доходил сзади до затылка, а спереди, у висков, к нему пришивались две длинные завязки с поперечными полосами, спускающимися на плечи. Такие платки можно видеть на изображениях сфинксов.

На изображениях периода Древнего царства фараон и представители знати показаны одетыми в белый схенти, парик и босые или в тростниковых сандалиях. Цвет фигур живописи и скульптуре Древнего Египта бал четко установлен: коричнево-красный цвет мужского тела и желтый для цвета кожи женщин и рабов.

Женский костюм в эпоху Древнего царства представлял собой прямую рубашку «калазирис» длиной немного выше щиколотки с одной или двумя косоугольными бретельками, оставляющая грудь открытой. Калазирис представляет собой точно обрисовывающий фигуру «футляр» (рис. 4). Калазирис оставался основным видом женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Женщины Древнего Египта, так же как и мужчины носили парики из завитых растительных волокон, но они были длиннее мужских.

Рис. 4. Царица Каромама.

В эпоху Среднего Царства происходило развитие сельского хозяйства, ремёсел и торговли Древнего Египта. Это было время роста городов, развитие торговых контактов с другими странами Древнего мира. Из государств Передней Азии – Персии, Месопотамии ввозятся новые ткани и предметы роскоши, что способствует развитию костюма и появлению его новых форм. В этот период появляются гладкие и плиссированные длинные схенти из дорогих тканей. Женщины продолжают носить калазирис независимо от социального статуса, однако, одежды знатных женщин могут отличаться богатой отделкой. В это время появляется короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.

Эпоха Нового царства стала временем расцвета Египта. В этот период страна достигает небывалого могущества. Это время использования тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений. В костюме отмечается обилие плиссировок, однако, такая плиссировка не создает динамики формы (рис. 5).

Рис. 5. Аменхотеп II – покровитель города мертвых.

Время правления фараона Рамзеса I считают апогеем роскоши Древнеегипетского царского двора. В этот период были распространены пышные, широкие одеяния из полупрозрачной материи, белой с красными полосами.

Схенти был длинным и завязывался поясом, сверху надевалось длинное одеяние с широкими рукавами средней длины, которое плотно прилегало к телу до талии, а затем расходилось складками. Такое же одеяние носилось и женщинами поверх калазириса.

В период Нового царства под влиянием восточных народов в египетском костюме появляются элементы кроя. Так, например, появляется новый вид одежды – рубашка сусх . Это длинная накладная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотна с прорезью для головы, сшитая по бокам до линии проймы. Еще один новый вид одежды – синдон – плиссированный кусок тонкой ткани, который носили поверх калазириса. Интересно, что в эпоху Нового царства калазирис начинают носить не только женщины, но и мужчины, т. е. происходит сближение форм мужского и женского костюмов. В это же время появляются сандалии с поднятым вверх носком и ремнями, доходящими до колен.

Мужская и женская одежда Древнего Египта демонстрирует как цветовой, так и фактурный контрасты. Важную роль в египетском костюме играли ювелирные украшения и, особенно, традиционное украшение-воротник «ускх» из цветного бисера. Орнамент ожерелья ускх зависел от статуса человека, который его носил. Так, например, слуги фараона носили ожерелье с желтыми полосами; служащие храма – с синими; военные – с красными. Цвет полос клафта соответствовал цвету полос ожерелья. Цветные пасты, которыми покрывался бисер, были изобретены в эпоху Древнего царства. Первые фаянсовые бусы, найденные в Египте датируются додинастическим периодом, а производство стеклянных бус отмечается, начиная с V династии.

И мужчины и женщины носили на руках изящные браслеты на запястье и у плеча, женщины носили также ножные браслеты и серьги в форме кольца. Распространенным украшением был навозный жук скарабей ляпис-лазури и других драгоценных камней, считавшийся символом плодородия и творчества, его носили на шее в виде амулетов.

Египтяне, как мужчины, так и женщины, использовали косметику. Так, например, египтянки подкрашивали брови и кончики век. Судя по раскопкам, они это делали при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Наиболее распространенными красками для подведения глаз были малахит (зеленая медная руда) и свинцовый блеск (темно-серая свинцовая руда). И малахит, и свинцовый блеск встречаются в могилах в виде кусочков сырого материала. Древние египтянки также подкрашивали щеки. Об этом говорит присутствие в гробницах красного пигмента рядом с палетками, на которых его растирали. Этот пигмент представляет собой красную окись железа гематит (красную охру). Красная охра широко употреблялась для росписи гробниц, а также писцами.

С конца XI века до н. э. Древний Египет переживал эпоху постепенного упадка и в VI–IV веках до н. э. оказался под властью персов. Позднее, в IV–I веках до н. э. Египет находился в составе государства Птолемеев – царской династии, основанной Птолемеем I, одним из полководцев Александра Македонского. Эллинистический период египетской истории закончится при царице Клеопатре, когда государство Птолемеев в 30 году до н. э. было завоевано Римом и стало римской провинцией.

Говоря о Древнем Египте, следует также упомянуть о соседних народах, испытавших влияние мощной египетской культуры. Ближайшими соседями египтян были эфиопы, жившие в долинах верхнего Нила. Исследователи предполагают, что эфиопы и египтяне в древности произошли от одного и того же племени. Постоянное общение с египтянами способствовало тому, что в одежде древних эфиопов можно проследить некоторые заимствования из древнеегипетского костюма. Так, например, древнейшей формой одежды эфиопов был передник. Женская одежда – калазирис – так же была аналогична египетской, но не белой, а цветной. В качестве украшений мужчины и женщины носили большие серьги, браслеты на руках и ногах и ожерелья из крупных бус, а также кольца с эмалированными бляшками. Впоследствии египетский передник сохранился только как церемониальная одежда царей и жрецов. Вместо него начали использовать длинное непрозрачное одеяние, окутывающее фигуру человека с головы до ног. Впоследствии на этот вид одежды была нашита полоса ткани, скрепляющая расходящиеся в стороны складки. Сверху вокруг бедер надевался кроткий передник, завязывающийся спереди узлом. Плащ представлял собой продолговатый кусок ткани, украшенный каймой. Он проходил под рукой через противоположное плечо и завязывался узлом на груди. Знатные мужчины эфиопы носили длинный, узкий шарф, который шел от левого плеча к правому бедру, затем оборачивался вокруг талии и свешивался ниже колен. Характерную часть эфиопского костюма составлял второй шарф, состоявший из ленты с длинными кистями. Он надевался диагонально через грудь и спину и завязывался на бедрах. Этот шарф имели право носить только царственные особы и высшие сановники. Головные уборы эфиопов были аналогичны египетским.

Основываясь на египетском искусстве, можно также описать виды одежды других народов. Так, например, египетские изображения, высеченные на камне в 1600 году до н. э., дают представление об одежде кочевых арабов. Предполагают, что костюм древних арабов делался из мягкой кожи или шерсти. Мужчины носили передник, доходивший до колен, рубашку и плащ, имевший вид полукруга. Плащ шел от левого плеча через правое так, что один его конец находился спереди, другой сзади. К древнейшим частям арабского одеяния принадлежит треугольный головной платок, коффиа . Он надевался на голову таким образом, что конец, спадавший сзади, подвязывался боковыми концами. Коффиа украшался бахромой. Обувь арабов представляла собой кусок кожи, зашнурованный вокруг ноги, или деревянные подошвы, привязанные к ногам. Женская арабская одежда была аналогична мужской, но более длинной.

Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен. Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашек. Обязательным элементом мужского еврейского костюма был пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали золотом, украшали драгоценными камнями. Верхняя одежда украшалась пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса. Существовала также широкая одежда без рукавов – нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Одиночный нарамник – это прямоугольное полотнище ткани, согнутое пополам и имеющее разрез для головы. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались по плечам, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом . На голове носили повязки – гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.

Женский костюм состоял из нескольких одежд. Нижняя одежда была длинной, обшивалась каймой по подолу и рукавам, носилась с поясом. Поверх нее надевалась вторая одежда белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава этой одежды украшались драгоценными камнями, жемчугом, золотыми фигурками. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была распашная. В качестве головного убора женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру.

Рассмотрев искусство текстиля и костюма Древнего Египта и других древнейших народов, можно отметить, что в древности существовали достаточно простые виды одежды, получившие развитие у многих народов: драпировка, нарамник, рубашка. Основными материалами, применяемыми для изготовления тканей, были лен и шерсть. Судить о формах древнеегипетского костюма сегодня можно, опираясь, главным образом, на археологические находки. Интерес к искусству Древнего Египта не угас, и, в настоящее время, элементы этой великой культуры используются многими современными дизайнерами в своих работах.

Из книги Удивительная механика автора Гулиа Нурбей Владимирович

Открытие древнего гончара Один из величественнейших городов Междуречья – древний Ур. Он громаден и многолик. Это почти целое государство. Сады, дворцы, мастерские, сложные гидротехнические сооружения, культовые постройки.В небольшой гончарной мастерской, с виду

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Из книги Четыре жизни академика Берга автора Радунская Ирина Львовна

Глава 5 СРАЖЕНИЕС ДЕВИАЦИЕЙСИМПТОМЫ УВЛЕЧЕНИЯВ тревожной жизни Берга появляется нечто новое. Он увлекается научной работой. Это почти невероятно - война, бои, сложные обязанности, ответственность. Ему, младшему штурману, как и второму штурману Франковскому и их

Из книги Эта удивительная подушка автора Гильзин Карл Александрович

Глава 6 ВСТУПЛЕНИЕВ СУДЬБУШТУРМПеред боевым командиром, лишившимся возможности продолжать службу не только на подводных лодках, но и на надводных военных кораблях, было два проторенных пути. Первый - продолжать службу в штабах или управлениях. Второй путь -

Из книги История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие автора Цветкова Наталья Николаевна

Глава 1 ВОЗВРАЩЕНИЕВЫ ВЕРИТЕ?!Чудеса случаются во все времена. После томительных трех лет подозрений и недоверия - реабилитация.Наступила тяжелая, странная пора. Тысяча дней прокатились через жизнь Берга, и каждый день разрывал его душу и сердце. Волны раздирающих мозг

Из книги Могло быть и хуже… автора Кларксон Джереми

Глава 2 НА ПЕРЕДОВОЙПЕРЕЛОМ1943 год начинался в новых условиях. Потери немцев под Сталинградом: 175 тысяч убитых и 137 тысяч пленных, 23 дивизии в окружении - эти цифры потрясли весь мир. Громадный успех менял всю обстановку на фронтах. Оживились даже союзники. Италия

Из книги автора

Глава 4 КОНЕЦ!9 МАЯЕще один год позади. Встреча нового, 1945 года в стране прошла спокойно. Наши войска уже дрались близ Будапешта, и каждый день ожидалось сообщение о его взятии. Союзники, увы, не очень старались, и немцы их изрядно поколачивали. Но теперь развязка близилась,

Из книги автора

Подушка-костюм Уж если зашла речь о надувных костюмах, то, разумеется, не для «молчаливых джентльменов». Превращаясь в надувной костюм, воздушная подушка способна на многое. В частности, когда человек оказывается в опасных, а то и вовсе не пригодных для жизни условиях.

Из книги автора

Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии Примерно в то же время, когда сложилось государство Древний Египет, в Азии, в южной части долины рек Тигра и Евфрата, так же возникает древнейшее рабовладельческое государство. Народом, заложившим основы цивилизации в Двуречье,

Из книги автора

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции В период с 3 тыс. до н. э. до середины V в. н. э. развивались культура и искусство античного мира. Слово «античный» происходит от латинского «antiquus» – древний. Термином «античный» в эпоху Возрождения стали называть культуры Древней

Из книги автора

Глава 6. Текстиль и костюм Древнего Рима Историю Древнего Рима принято делить на три периода, в каждый из которых текстильное искусство и костюм развивались по-разному:Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.1. Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.2. Республиканский период –

Из книги автора

Глава 7. Текстиль и костюм Древней Индии Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан и части материка. Благодаря археологическим раскопкам известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры в долинах рек Ганга и Инда существовала самобытная культура,

Из книги автора

Глава 8. Текстиль и костюм Древнего Китая Культура Древнего Китая – еще один пласт древнейшей цивилизации, истоки которой следует искать в эпоху палеолита. В результате археологических исследований было установлено, территория Китая была населена уже со времен нижнего

Из книги автора

Глава 10. Текстиль и костюм доколумбовой Америки На территории доколумбовой Америки сформировалась самобытная культура, истоки которой следует искать в эпохе палеолита. Древнейшие каменные орудия, найденные в Техасе, Неваде и Калифорнии, археологи датируют возрастом 40

Из книги автора

О! Клево опять надеть костюм супергероя Toyota GT86 В былые времена, когда люди еще болели дифтерией, а дети пачкались сажей, у машин были небольшие тонкие шины, так что водители-энтузиасты развлекались на развязках заносами.Сейчас, однако, все заботятся о сцеплении.

Из книги автора

Кто дал дядюшке Скруджу костюм ниндзя?! Lexus IS 300H F Sport Уже не одно тысячелетие человека захватывает жажда скорости. Еще в каменном веке лучшая еда доставалась самым быстрым, и это делало их королями горы. Потом появились лошади, и история повторилась. Чингисхан

Древний Египет считается одной из самых старых цивилизаций. Она имела собственные культурные ценности, политический строй, мировоззрение, религию. Отдельным направлением была и мода Древнего Египта. Надо отметить, что эволюция этой цивилизации еще полностью не изучена и все еще представляет особенный интерес для многих ученых. Мода Древнего Египта является предметом изучения современных модельеров и дизайнеров. В чем причина такого интереса? Разберемся далее.

Общие сведения

Чем же так привлекает сегодня одежда Древнего Египта? Обсуждение в основном ведется вокруг точного и изящного кроя, а также оригинальной отделки. Все элементы были продуманы до мелочей. Одежда Древнего Египта (женская, мужская, одежда фараонов и простых людей) была удобной, в ней не было ничего лишнего. Но вместе с этим создавалось впечатление вполне завершенного образа.

Одежда Древнего Египта: основные характеристики

Наряды прошлых культур отличаются своей неизменяемостью, однообразием и постоянством. Но даже в те далекие времена можно увидеть техническое усовершенствование элементов, точность расчета выкроек, изящество при обработке тканей. Одежда и были продуманы подробнейшим образом. Несмотря на то что костюм отличается контрастностью, он весьма выразителен, гармоничен. Одежда Древнего Египта делала фигуру человека геометрически стилизованной. Это видно по сохранившимся скульптурам и рисункам. В такой стилизации очень ярко проявлялись замыслы моды. В некоторых случаях даже резче, чем это было на самом деле. Скульпторы и художники Египта обучались искусству стилизации в специальных дворцовых школах. Все они находились при храмах. Искусство стилизации было предписано существовавшими канонами, точными нормами и устоявшимися традициями, которые не нарушались никогда. Такая точность и ясность касалась и причесок, и одежды египтян. Следует сказать, что наряды этой цивилизации оставались неизменными на протяжении продолжительного периода: в четвертом тысячелетии они были такими же, как и во втором. Собственно, речь идет о двух типах одежды: мужском и женском. По ее отделке можно было судить о принадлежности человека к определенному общественному классу.

Совершенствование нарядов

Свое начало история древнеегипетской одежды берет с мужских набедренных треугольных повязок с передником. Их называли "схенти". Эти повязки были украшены многочисленными драпировками. С течением времени эта одежда Древнего Египта совершенствовалась. Драпировки стали сложнее, их начали скреплять на талии поясом, который был украшен золотыми нитями и орнаментом. Надо полагать, что такая отделка свидетельствовала о достаточно высоком социальном положении владельца. Одежда Древнего Египта совершенствовалась далее. Впоследствии схенти стали носить как нижнее белье. Сверху на него надевали прозрачную накидку, похожую по силуэту на трапецию, и подвязывали поясом. В дополнение к наряду шла плиссировка, украшения и головные уборы.

Контрасты

Ткани

Несмотря на то что с давнего времени в долине Нила было распространено овцеводство, шерсть считалась "нечистой" в ритуальном смысле. При изготовлении одежды использовались исключительно льняные полотна. Мастерство прядильщиц того времени не перестает поражать воображение современных историков. Сохранились некоторые образцы полотен, в которых на 1 кв. см приходилось 60 нитей утка и 84 основы, а 240 метров такой пряжи весили всего ничего. Практически прозрачные легчайшие ткани, которые изготавливали египетские прядильщицы, сравнивались с "сотканными воздухом" или "дыханием ребенка". Ценились они очень высоко.

Полотна окрашивали в разные цвета, но преимущественно в зеленый, красный и синий. С начала Нового царства стали появляться и другие оттенки: коричневый и желтый. Полотна не красили черным. Голубой цвет считался траурным. Однако наиболее распространенной и любимой у представителей всех классов общества была белая ткань. Полотна могли быть как узорчатыми, так и однотонными. Излюбленными орнаментами являлись перья. Они были символом Популярны были и узоры в виде цветков лотоса. Рисунки наносились на ткань вышивкой или особым методом окрашивания с использованием разных протрав.

У вещей, как и людей, бывает своя история. А самая интересная история у одежды, восточной одежды! Как одевались в Египте сто лет назад и что носят сейчас? Какие используются ткани, украшения? Все это я постараюсь раскрыть в этой статье. Египет не похож ни на одну арабскую страну. Ведь здесь такая богатая история, и столько разных конфессий уживаются в этой солнечной стране. Одежда человека может очень много рассказать о ее обладателе, какой у него характер, привычки. Одежда египтян всегда соответствовала положению своего времени. Это видно по истории костюма и его изменениям.

Египет – страна богов и фараонов. Древние египтяне любили красивую одежду и украшения. Стиль одежды был прост и элегантен. Они уделяли много времени и внимания своей внешности, костюмы они моделировали, изготовляли и носили с особой бережностью и очень продуманно. Их стиль одежды давал им уникальный культурный взгляд в историю. Египтяне разрабатывали для себя легкую одежду для того, чтобы было удобно в жару, которая была характерна для их страны. Большинство их одежды было изготовлено из растительного волокна. Преимущественно из-за жары они носили наряды из льна.

За всю 3000 летнюю историю Древнего Египта мода практически не менялась. Во времена Старого Королевства Египта (2700-2150 до н.э.) люди носили более простую одежду, которая не требовала длительного пошива. Мужчины и женщины носили в основном одежду с запахом, которая завязывалась на узелок в одном месте и держалась на поясе. Основной цвет одежды – белый. Сливки общества были одеты в длинные, складчатые, прозрачные одежды.

В Египте в прошлом веке, как и еще сотни лет назад, мужчины носили длинные рубашки простого кроя из домотканной ткани, широкие штаны, которые книзу зауживались, и подвязывались штаны очень толстым кушаком. А сверху надевалась жилетка или кафтан. На голове носили платок связанный в чалму.
Женщины одевались тогда очень похоже на мужчин, такие же рубахи, но более длинные, кафтаны прямоугольного кроя поверх рубах, большой платок похожий на шаль.

Галабеи пришли в Египет из соседних Эмиратов, но и этот вид одежды так же претерпел изменения. Позже, когда Египет оккупировали турки, и они внесли свою лепту в национальный костюм египтян, например жилетка и феска - красная, фетровая шапочка цилиндрической формы с кисточкой заимствованна именно у них. Так же от них египтяне переняли очень много слов и традиций. От Эмиратов и Саудии, египтяне заимствовали галабею, дишдаш и платок шемаг в клетчатый орнамент, его в народе именуют арафаткой, по имени арабского лидера Ясера Арафата, ведь это он ввел моду на этот головной убор.

Египетская мужская галабея - дишдаш, отличается от саудийских и эмиратских галабей более расширенной, трапецевидной формой. Чаще всего мужские галабеи белого цвета. Такие галабеи носят и по сей день, с некоторыми поправками на современность, с воротником стойкой и карманами. Под низ одеваются штаны, как правило укороченные, выше щиколоток. Такая одежда хорошо защищает от зноя, песка и сильных ветров.

Мужчины мусульмане никогда не используют тканей из шелка и обработку золотом , так как это противоречит принципам ислама, украшения только для женщин.
Женский костюм всегда подразумевает больше фантазии в крое и стиле чем мужская одежда. Женский костюм менялся намного чаще чем мужской. В начале века это были абаи, с вышивкой и арнаментом. С платками украшенными по краям цветными помпончиками и цветочками из ткани. Головной убор чем-то напоминал украинсие венки в национальном костюме. Позже, с развитием текстильной области, в Египте стали появлятся хорошие качественные ткани, вышивка уже делалась машинами. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством, женщинам запрещалось носить хиджаб, одежда женщин была абсолютно европейской. Мужчинам же при правлении президента Насера запрещалось в гос. учреждениях носить галабеи. Но египтяне нашли выход, стали одевать на галабеи пиджаки. И по сей день в гос. учреждениях часто можно встерить экземпляров в галабее с пиджаком. Уже при правлении Мубарака вернулась исконно египетская одежда.
В ходу у женщин снова хиджаб и абайи . Слово «хиджаб», в переводе с арабского означает «завеса, укрытие», все же понимают под этим словом одежду мусульманок. Это слово в последнее время часто мелькает на страницах различных изданий, как общественно-политических, так и модных. Из Саудовской Аравии пришел никаб, в таком виде как его носят сейчас, ткань легкая, к которой легче дышится. Химар - еще один атрибут мусульманки. Длинный, до пояса платок, похожий на головной убор монахинь, его носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.

Египет являясь страной которая больше всех из арабских стран принимает туристов и подвержена западному влиянию. Западная культура внесла изменения в гардероб местного населения. Городскую молодежь почти не встретишь в национальных костюмах. Все одеваются по европейски. Девушки мусульманки стали повязываться не квадратными платками, а повязываются шарфиками, красиво улаживая на голове. Девушки христианки ходят в европейской одежде, разве что соблюдая правила приличия, без оголенных животов и мини. Более старшее поколение верны свои традициям и одеваются в галабеи, коих сейчас немеренно, на любой цвет, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их делают из шелка, синтетики, хлопка, крепа и других тканей. Так же и "поднебесная" наладила импорт исконно египетской национальной одежды. Нередко на вывороте платья или ярлыке шарфика можно встетить надпись "made in china".

Есть и высокая мода в Египте. Уже не редкость фэшн показы арабской одежды. Платья из умопомрачительных тканей, расшитые кристаллами сваровски, стоящие как квартира в Хургаде. Такие покупают лишь очень богатые люди, хай класс Египта и других арабских стран. Не смотря ни на что Египет сохранил свои традиции в одежде и так же как и раньше передаст их через поколения и время.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх